Трудности при обучении чтению и методы их преодоления Подготовила: Молокова Ирина Викторовна учитель начальных классов МБОУ лицея 4 г. Славянска на Кубани.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Трудности при овладении чтением (С.Н. Костромина, Л.Г. Нагаева Как преодолеть трудности в обучении детей. Чтение. – М.:АСТ; СПБ, 2008.)
Advertisements

Навык чтения Компоненты: техническая сторона, смысловая сторона.
«Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя». В. А. Сухомлинский.
Седельникова Альбина Михайловна- Альбина Михайловна- учитель начальных классов Педагогический стаж – 29 лет Образование: среднее специальное.
Консультация по теме: « Формирование навыка чтения у младших школьников» «Чтение- вот лучшее учение!» А.С. Пушкин «Люди перестают мыслить, когда перестают.
вид речевой деятельности, в процессе которой буквенный код переводится в звуковой и осуществляется процесс понимания. взаимодействие работы зрительного,
ВИДЫ ТРУДНОСТЕЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮ,ПИСЬМУ, МАТЕМАТИКЕ И ИХ ВОЗМОЖНЫЕ ПРИЧИНЫ Учитель-логопед Набатникова Е.В.
Центр психолого-медико-социального сопровождения Выборгского района Структурное подразделение «ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР» ГОУ гимназия 622 Трудности формирования.
МОУ Большесырская средняя общеобразовательная школа Как преодолеть трудности в обучении чтению Иванова Л.М.
Пути совершенствования навыков беглого и осознанного чтения младших школьников Учитель МАОУ «СОШ 25» г. Перми Черепанова Л. В.
Логопедическая программа «Школа будущего первоклассника» Возраст детей 6-7 лет Подготовила : учитель-логопед О.Н. Шипелёва МОУ «Средняя школа 8» Г. Когалым.
ЧТЕНИЕ. Чтение как сложная функциональная система.
МОУ специальной (коррекционной) общеобразовательной школы- интерната для слепых и слабовидящих детей г. Королёва Букиной Татьяны Алексеевны ПРЕЗЕНТАЦИЯ.
Учитель начальных классов МОУ-СОШ 33 Силаева Н.А..
Современные методы обучения чтению, как путь к расширению личности ребёнка Шевченко Марина Викторовна учитель начальных классов МОАУ СОШ 28 г. Благовещенск.
Коррекция дислексических нарушений у младших школьников с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Совершенствование навыков чтения у младших школьников с использованием ИКТ Учитель начальных классов ГОУ ЦО 1296 Григорьева Лидия Алексеевна.
«Трудности при овладении чтением учащимися и пути их преодоления» Семинар-практикум для родителей.
Логопед Федорова С.П. МОУ СОШ 26. ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ Правильное и быстрое восприятие и озвучивание слов основанное на связи между их зрительными образами.
Преемственность в работе школьного и дошкольного звена по предупреждению и устранению дисграфии и дислексии.
Транксрипт:

Трудности при обучении чтению и методы их преодоления Подготовила: Молокова Ирина Викторовна учитель начальных классов МБОУ лицея 4 г. Славянска на Кубани

Трудности на этапе овладения слоговым способом чтения: 1. Затруднения в слиянии букв в слоги Причина трудностей: недостаточное развитие звуко-буквенного анализа; артикуляции (произношения) отдельных звуков; памяти; восприятия; устойчивости и концентрации внимания

Трудности на этапе овладения слоговым способом чтения: 2. Ошибки при слиянии слогов в слова и прочтении коротких слов, пропуск букв, перестановка слогов Причина трудностей: недостаточное развитие памяти; устойчивости и концентрации внимания; контроля над темпом деятельности; пространственных представлений; самоконтроля

Трудности на этапе овладения слоговым способом чтения: 3. Непонимание значения прочитанного слова Причина трудностей: недостаточное развитие словарного запаса; смысловой догадки; памяти; слухового восприятия (неправильно ставит ударение)

Трудности на этапе овладения чтения по слогам и целым словом: 1. Не может читать длинные слова целым словом Причина трудностей: недостаточное развитие словарного запаса; навыков чтения

2. Читает слова орфографическим способом (так, как они пишутся) Причина трудностей: недостаточное развитие поля зрения; избирательности внимания; смысловой догадки Трудности на этапе овладения чтения по слогам и целым словом:

3. Двойное чтение (сначала про себя по слогам, затем вслух слитно) Причина трудностей: недостаточное развитие навыков чтения (сформирован устойчивый стереотип чтения); готовности к чтению

Трудности на этапе овладения чтения по слогам и целым словом: 4. Трудности в слиянии слов в словосочетании Причина трудностей: недостаточное развитие лексико- грамматического строя речи; смысловой догадки; поля зрения

Трудности на этапе чтения целым словом: 1. Читает отдельные слова послоговым способом Причина трудностей: недостаточное развитие словарного запаса; навыков чтения; поля зрения

Трудности на этапе чтения целым словом: 2. Искажает окончания прочитанных слов Причина трудностей: недостаточное развитие смысловой догадки; поля зрения; функций словообразования и словоизменения; контроля за темпом чтения; самоконтроля

Трудности на этапе чтения целым словом: 3. Потеря строчки при считывании (повторное считывание, пропуск строчки, перескакивание с одной строчки на другую) Причина трудностей: недостаточное развитие пространственных представлений; устойчивости и концентрации внимания; самоконтроля; работоспособности

Трудности на этапе чтения целым словом: 4. Нечёткое произношение слов при чтении Причина трудностей: недостаточное развитие звукопроизношения отдельных звуков; артикуляции; контроля над психическими процессами (повышенная возбудимость, излишняя торопливость)

Трудности на этапе чтения целым словом: 5. Регрессии (чтение с возвратом) Причина трудностей: недостаточное развитие навыка чтения (устойчивый стереотип чтения); устойчивости и концентрации внимания; самоконтроля, понимания текста

Трудности на этапе чтения целым словом: 6. Не понимает смысла прочитанного предложения или текста Причина трудностей: недостаточное развитие словарного запаса; словесно-логического мышления (слабо выделяет существенные признаки, обобщает, сравнивает)

Трудности на этапе чтения целым словом: 7. Пересказывает прочитанное дословно Причина трудностей: недостаточное развитие словарного запаса; приёмов смысловой обработки текста; словесно-логического мышления

Трудности на этапе чтения целым словом: 8. Не умеет выделять главное в прочитанном Причина трудностей: недостаточное развитие лексико- грамматического строя речи; приёмов смысловой обработки текста; словесно- логического мышления; памяти; устойчивости и концентрации внимания

Трудности на этапе чтения целым словом: 9. Низкая скорость чтения Причина трудностей: недостаточное развитие контроля над темпом деятельности (медлительность); поля зрения; смысловой догадки; навыка чтения; артикуляции

Трудности на этапе чтения целым словом: 10. «Угадывающее» чтение Причина трудностей: недостаточное развитие концентрации и устойчивости внимания; работоспособности; контроля над темпом деятельности; навыка чтения целым словом

Трудности на этапе чтения целым словом: 11. Невыразительное чтение Причина трудностей: недостаточное развитие понимания смысла прочитанного (читает механически; самоконтроля (не учитывает правил чтения); техники чтения (несформированность синтетического способа чтения)

Трудности на этапе чтения целым словом: 12. Отсутствие желания читать Причина трудностей: недостаточное развитие мотивации; техники чтения; работоспособности

Упражнения для преодоления трудностей в обучении чтению: Буксир Вы читаете текст вслух, варьируя скорость чтения от 80 до 160 слов в минуту. Ребёнок читает тот же текст про себя, стараясь поспеть за вами. Остановитесь на каком либо слове и попросите ребёнка показать место остановки.

Многократное прочтение Вы читаете текст вслух. Затем ребёнок читает этот же рассказ в течение одной минуты. Закончив чтение, ребёнок отмечает место в тексте, до которого он успел прочитать. Затем следует повторное чтение этого же текста, и снова по истечении минуты ребёнок отмечает количество прочитанных слов. Естественно, во второй раз удаётся прочитать больше. Пусть ребёнок повторит чтение несколько раз до тех пор, пока количество прочитанных слов не перестанет увеличиваться.

Молния Упражнение заключается в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением в максимально быстром темпе. Переход на чтение в ускоренном режиме осуществляется по команде « Молния»

Регрессии (возвратные движения глаз ) Потребуется лист бумаги размером 10 на 5 см. С правого края прямоугольника вырезаете небольшое отверстие-« окошечко», по высоте равное ширине строки, а по длине соответствующее размеру слога примерно 3- 4 буквы. Листок накладывается на строку и передвигается сначала взрослым, а потом самим ребёнком вдоль строки.

Развитие антиципации (смысловой догадки) Из листа белой бумаги вырезается решётка с вертикальными столбцами шириной 0,5 и отверстиями шириной 1-2 см.Решетка накладывается на печатный текст, скрывая части слова. Ребёнок будет читать текст, догадываясь по видимой части слова о его скрытой части. При работе с решёткой ни в коем случае нельзя подгонять ребёнка.

Развитие артикуляции 1)Артикуляция гласных, согласных, сочетаний гласных и согласных. 2)Чтение чистоговорок. 3)Чтение скороговорок. 4)Чтение скороговорок в темпе.

Малое поле зрения(развитие периферического зрения) Игра «Что вокруг». Повесьте перед ребёнком на уровне глаз, на расстоянии 1,5-2 м от него лист бумаги с нарисованным кругом в центре. Круг должен быть небольшим, примерно 1-2 см в диаметре. Эта точка будет помогать ребёнку фиксировать взгляд перед собой. Попросите ребёнка, чтобы он, глядя в эту точку, назвал те предметы, которые он видит справа и слева от себя.

Организация внимания В тексте определённую букву зачеркнуть, а другую подчеркнуть