Управление качеством Дисциплина для направления подготовки 11.03.01 (210400.62) – Радиотехника Автор: Исаев Владимир Александрович, профессор кафедры РС.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Взаимосвязь между конкурентоспособностью и качеством.
Advertisements

1 Управление бизнес-процессами (лекция 7). 2 Принципы менеджмента качества Выполнение организацией 8 принципов менеджмента качества – критерий возможности.
ОСНОВЫ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ Алфёрова Екатерина Александровна к.ф.-м.н., доцент кафедры ТМС ЮТИ ТПУ.
Проект новой версии ISO 9001:2015 Ключевые изменения Презентация подготовлена для 22 Казахстанской Международной Конференции «Нефть и Газ» Докладчик: Наталья.
Методы оценки качества продукции. Методы оценки качества продукции.
Управление качеством Дисциплина для направления подготовки ( ) – Радиотехника Автор: Исаев Владимир Александрович, профессор кафедры РС.
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ГОСТ Р ИСО (ИСО 9000)
ПРОВЕРКА НАЛИЧИЯ ТРЕНДОВ ВО ВРЕМЕННЫХ РЯДАХ Никитюк А. Н.1 БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФАКУЛЬТЕТ ПРИКЛАДНОЙ МАТЕМАТИКИ и ИНФОРМАТИКИ Кафедра.
Стандарты ISO в Образовании Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования города Москвы Строительный колледж.
. Кафедра управления качеством и стандартизации. Презентация на тему: Система менеджмента качества Выполнил : Даниелян Р.Т. Руководитель : Привалов В.И.
Стандарты ISO ISO 9000:2000 (ГОСТ Р ИСО ) «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь» ISO 9001:2000 (ГОСТ Р ИСО ) «Системы.
Принципы менеджмента качества. Восемь принципов менеджмента качества п.0.2: Ориентация на потребителя. Лидерство руководителя. Вовлечение работников.
О некоторых аспектах менеджмента качества ОУ в соответствии со стандартами ISO серии 9000 Г.Ф. Рудзей - д.т.н, профессор СГУПС Аудитор по СМК «Военного.
КЛАССИФИКАЦИЯ ТОВАРОВ ПО НАЗНАЧЕНИЮ, СРОКАМ, ХАРАКТЕРУ ИЗГОТОВЛЕНИЯ И ПОТРЕБЛЕНИЯ В зависимости от принципов, положенных в основу классификации, товары.
ОЦЕНКА УРОВНЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ. Технический уровень качества – это оценка технического уровня, которая заключается в установлении соответствия продукции.
ПЛАН 1.АНАЛИЗ ОПРЕДЕЛЕНИЙ ПОНЯТИЕ «КАЧЕСТВО». 2.ЭВОЛЮЦИЯ ПОНЯТИЯ КАЧЕСТВА. ОБЩАЯ СХЕМА ЭВОЛЮЦИИ КАЧЕСТВА. 3. СУЩНОСТЬ КАЧЕСТВА. ПЕТЛЯ КАЧЕСТВА. 4. МОДЕЛЬ.
Лекция 7. Особенности применения принципов менеджмента качества в вузе Цель: ознакомиться с принципами как ключевой составляющей концепции менеджмента.
ОЦЕНКА УРОВНЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ. Технический уровень качества – это оценка технического уровня, которая заключается в установлении соответствия продукции.
Понятие качества профессионального образования и обучения О.Н. Олейникова Д.п.н., профессор Директор Центра изучения проблем профессионального образования.
ЛЕКЦИЯ 1 «СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ ОРГАНИЗАЦИЕЙ. СИСТЕМА СТАНДАРТОВ ISO ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ СМ »
Транксрипт:

Управление качеством Дисциплина для направления подготовки ( ) – Радиотехника Автор: Исаев Владимир Александрович, профессор кафедры РС НовГУ Великий Новгород, 2015

Лекция 4 Процессы жизненного цикла в системе менеджмента качества Управление взаимоотношениями с потребителями

ГОСТ Р

Схема управления жизненным циклом (ГОСТ Р , Приложение А)

ГОСТ ISO

Ориентация на потребителей в деятельности организации Важнейшим принципом современного управления качеством является высокая значимость роли потребителей в деятельности организации

Организация, ориентированная на потребителя Организации зависят от своих потребителей, и поэтому должны понимать их текущие и будущие потребности, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания Лидерство руководителя Руководители обеспечивают единство цели и направления деятельности организации. Им следует создавать и поддерживать внутреннюю среду, в которой работники могут быть полностью вовлечены в решение задач Вовлечение персонала Работники всех уровней составляют основу организации, и их полное вовлечение дает возможность с выгодой использовать их способности Процессный подход Желаемый результат достигается эффективнее, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом Системный подход к менеджменту Выявление, понимание и менеджмент взаимосвязанных процессов как системой вносят вклад в результативность и эффективность организации при достижении ее целей Постоянное улучшение Постоянное улучшение деятельности организации в целом следует рассматривать как ее неизменную цель Принятие решений на основе фактических данных Эффективные решения основываются на анализе данных и информации Взаимовыгодные отношения с поставщиками Организация и ее поставщики взаимозависимы, и отношения взаимной выгоды повышают способность обеих сторон создавать ценности Принципы менеджмента качества

Генри Р. Нив. Пространство доктора Деминга. Принципы построения устойчивого бизнеса. – М.: Альпина Бизнес Букс, – 376 с. Качество начинается с услаждения потребителя. Потребитель должен получать то, что он хочет, тогда, когда он этого хочет. Компания должна стремиться не только удовлетворять ожидания потребителя это самое малое, что она должна сделать. Компания должна стремиться к тому, чтобы заставить потребителя восторгаться, предоставляя ему больше того, что он мог ожидать. Вот тогда ……

ГОСТ ISO Понятия, относящиеся к организации (3.3)

ГОСТ Р ИСО Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества

Взаимодействия потребителей и производителей В соответствии с современными подходами к управлению качеством каждая организация служит частью длинной цепочки взаимодействия потребителей и производителей. Любая организация является потребителем по отношению к производителям поставляемой продукции или услуг и поставщиком по отношению к своим потребителям. Понимание настоящих и будущих нужд потребителей, владение информацией о рыночных изменениях, мониторинг удовлетворенности потребителей и оценка ее уровня по сравнению с конкурентами, выстраивание системы управления взаимоотношениями с потребителями все это основа современной эффективной стратегии развития организации.

Цепочка «поставщик >организация >потребитель»

ПОТРЕБИТЕЛЬ ТРЕБОВАНИЯ Постоянное улучшение СМК Модель СМК на основе процессного подхода Измерение, анализ, улучшение 7. Выпуск продукции Ответственность руководства ПОТРЕБИТЕЛЬ УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ (4.2,4.9,4.10) (4.3) (4.4) (4.6) (4.7,4.8,4.9,4.10, 4.12,4.15,4.19) (4.13) (4.2) (4.2,4.5) (4.2) (4.5) (4.16) (4.1) (4.1,4.18) (4.1,4.9) (4.9) (4.1,4.2) (4.3) (4.1) (4.1,4.2) (4.1) (4.2) (4.10,4.17,4.20) (4.9,4.10,4.17,4.20) (4.13) (4.14,4.20) (4.1,4.14) Продукция Выход Вход Деятельность, добавляющая ценность (стоимость) Информационный поток 6. Менеджмент ресурсов 4. СМК ИСО9001:2008 ИСО9001:1994

Содержание критериев и подкритериев модели результативного менеджмента (МРМ) Критерий Элементы ISO 9001:2008 (подкритерии) 1. Лидерство руководителя 5.1; 5.3; 5.4.1; 5.4.2; 5.5.1; 5.5.2; 5.5.3; 5.6.1; Вовлечение работников 5.1 а; 5.3d; 5.4.1; 5.5.1; 5.5.2c; 5.5.3; 6.2.1; 6.2.2; Постоянное улучшение 4.1f; 5.3e; 5.5.2b; 5.6.2g; 5.6.3a,b; 6.1a; 8.1c; 8.4; 8.5.1; 8.5.2; Взаимовыгодные отношения с поставщиками 4.1; 7.3.3b; 7.4.1; 7.4.2; 7.4.3; 8.4d 5. Процессный подход 4.1; 4.2.1c; 4.2.2c; 5.5.2a; 5.6.3c; 5.6.3a; 7.1; 7.3.1a; 7.5.2; 8.1; 8.2.2; 8.2.3; 8.4c 6. Системный подход 4.1; 4.2.1; 4.2.2; 4.2.3; 5.4.2; 5.6.1; 5.6.2; 5.6.3; 6.3; 6.4; 7.2.1; 7.5.1; 7.5.5; 8.2.2; 8.2.3; 8.4; 7. Ориентация на потребителя 5.1a; 5.2; 5.5.2c; 5.6.2b; 5.6.3b; 6.1b; 7.2.1a,b; 7.2.2; 7.2.3; 7.5.4; 8.2.1; 8.5.2a; Принятие решений, основанное на фактах 4.2.1e; 4.2.4; 5.5.2b; 5.5.3; 5.6.1; 6.2.2a,c,e; 7.1d; 7.3.2; 7.3.3; 7.3.4; 7.3.5; 7.3.6; 7.3.7; 7.4.1; 7.5.2d; 7.5.3; 7.5.4; 7.6; 8.2.2a,b; 8.2.3; 8.2.4; 8.3; 8.4; 8.5.2; Ключевые результаты бизнеса нет

ГОСТ Р ISO ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РУКОВОДСТВА 5.1 Обязательства руководства Высшее руководство должно обеспечить свидетельства принятия обязательств по разработке и внедрению системы менеджмента качества, а также постоянному улучшению ее результативности посредством: доведения до сведения организации важности выполнения требовании потребителей, а также законодательных и обязательных требований; …… 5.2 Ориентация на потребителя Высшее руководство должно обеспечить, чтобы требования потребителей были определены и выполнены для повышения их удовлетворенности (7.2.1 и 8.2.1).

ГОСТ ISO

Определение и удовлетворение запросов потребителей Организация, согласно положениям современной теории управления качеством, должна демонстрировать постоянную готовность выявлять требования потребителей и рынка

Маркетинговые исследования Жизненный цикл продукции (ЖЦП) начинается с маркетинговых исследований. Маркетинг, отслеживая сложившуюся ситуацию на рынке относительно технического уровня и качества продукции, цен, поведения конкурентов и потребителей, формирует базу знаний для разработчиков новой продукции и высшего менеджмента. От деятельности отдела маркетинга зависят формирование и реализация стратегии развития организации.

Доктор Нориаки Кано Доктор Нориаки Кано является авторитетным японским профессором и международным консультантом. В 1997 Доктор Кано стал лауреатом Индивидуальной Премии Деминга за вклад в развитие и улучшение качества. В конце 70-х и начале 80-х годов XX века он вместе с коллегами заложил фундамент подхода, более известного под названием Модель Кано.

Степень удовлетворённости потребителя в зависимости от профиля качества продукта

Удовлетворенность потребителя В свое время известный специалист в области качества Эдвард Деминг писал: "Совершенно недостаточно иметь потребителя, который просто удовлетворен. Неудовлетворенный потребитель, конечно, просто уйдет от нас. Но, к сожалению, удовлетворенный потребитель также может уйти, полагая, что он немного потеряет, а зато может приобрести что-то лучшее. Прибыль в бизнесе приходит от потребителей, которые восхищены вами, хвастаются вашим продуктом или услугой и которые приводят к вам своих друзей".

ГОСТ ISO ( п.7.2 )

Организация должна определить (см.п.7.2.1): a)требования, установленные потребителями, включая требования к поставке и деятельности после поставки; b)требования, не определенные потребителем, но необходимые для конкретного или предполагаемого использования, когда оно известно; c)законодательные и обязательные требования, применимые к продукции; d)любые дополнительные требования, рассматриваемые организацией как необходимые. Примечание Деятельность после поставки может включать, например, действия по гарантийному обеспечению, контрактным обязательствам, таким, как услуги по техническому обслуживанию и такие дополнительные услуги, как утилизация или полное уничтожение.

Критерии классификации требований потребителей (модель Н.Кано)

Законодательные и обязательные требования, относящиеся к продукции Федеральный закон «О техническом регулировании» 184- ФЗ от Статья 1. Основные понятия …… Технический регламент – документ, который принят международным договором РФ, ратифицированным в порядке, установленном законодательством РФ, или федеральным законом, или указом Президента РФ, или постановлением Правительства РФ и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации); ……

Классификация требований потребителей Требования потребителей Высказанные Невысказанные Подразумеваемые Неосознанные

Характеристика требований потребителей Первую группу – высказанных требований составляют те, которые выявлены (или легко могут быть выявлены) в результате простейших маркетинговых исследований. Они в прямом смысле слова были высказаны потребителем в ответ на вопрос, касающийся его ожиданий относительно свойств продукции.

Характеристика требований потребителей Вторую группу составляют подразумеваемые потребности. Это действительно невысказанные требования, так как при анкетировании потребитель прямо не указывает на их существование по той простой причине, что их безусловное выполнение считается само собой разумеющимся, или, другими словами, их полное выполнение подразумевается.

Характеристика требований потребителей Третью группу потребностей составляют требования неосознанные. Это также невысказанные требования, но уже совсем по другой причине. Такие свойства продукции не известны потребителю. Более того, он даже не подозревает о возможности существования у продукции таких свойств, не ждет их.

Пример древовидной диаграммы (Tree diagram) требований потребителей Требования потребителей Подразумеваемые Работает длительно Высказанные Хорошо светит Удобен в обращении Удобно управлять Работает после падения Неосознанныее Не образует осколков при соударении Имеет ременную петлю Сопротивляется возгоранию Герметичность

ГОСТ ISO ( п.7.2 )

7.2.2 Анализ требований, относящихся к продукции Организация должна анализировать требования, относящиеся к продукции. Этот анализ должен проводиться до принятия организацией обязательства поставлять продукцию потребителю (например, участие в тендерах, принятие контрактов или заказов, принятие изменений к контрактам или заказам) и должен обеспечивать: a) определение требований к продукции; b) согласование требований контракта или заказа, отличающихся от ранее сформулированных; c) способность организации выполнять определенные требования. Записи результатов анализа и последующих действий, вытекающих из анализа, должны поддерживаться в рабочем состоянии (4.2.4).

ГОСТ ISO ( п.8.2 ) 8.2 Мониторинг и измерение Удовлетворенность потребителей Организация должна осуществлять мониторинг информации, касающийся восприятия потребителями соответствия организации требованиям потребителей, как одного из способов измерения функционирования системы менеджмента качества. Должны быть установлены методы получения и использования этой информации. Примечание – Мониторинг восприятия потребителями может включать получение входной информации из таких источников, как исследования удовлетворенности потребителей, данные от потребителей о качестве поставленной продукции, исследования мнений пользователей, анализ оттока клиентов, благодарности, претензии по гарантийным обязательствам и отчеты распространителей.

ГОСТ ISO п Удовлетворенность потребителей (customer satisfaction) – это восприятие потребителями того, в какой степени выполняются их требования. Примечание 1. Претензии потребителей служат общепринятым индикатором низкой удовлетворенности потребителей, но отсутствие таких претензий не обязательно говорит о высокой удовлетворенности потребителей. Примечание 2. Даже если требования потребителей (заказчиков) оговорены с ними и выполнены, это не обязательно гарантирует высокую удовлетворенность потребителей.

Методы оценки удовлетворенности потребителей Качественные Мониторинг договоров Мониторинг рекламаций Метод наблюдений КоличественныеRFM - анализ Опрос потребителей Комплексные Комбинированные методы

Методы оценки удовлетворенности потребителей (Мониторинг договоров) Одним из методов оценки удовлетворенности потребителей является мониторинг информации, касающейся выполнения (невыполнения) организацией требований заказчика, указанных в контракте. Мониторинг контрактных требований является достаточным условием для доказательства выполнения требований п стандарта ISO 9001:2008.

Стандартные требования, закрепленные в договоре (контракте) Качество товара/услуги Технические характеристики, соответствующие паспортным данным на продукцию/услугу Качество упаковки Дизайн (конструкция), габариты, масса, состав используемых материалов и т.д. Стоимость товара/услуги Примечание: в стоимость товара может входить транспортировка Сроки поставки Примечание: товар отгружен в срок и принят потребителем

Методы оценки удовлетворенности потребителей (Мониторинг рекламаций) Рекламация – это претензия к качеству проданного товара, выполненной работы или предоставленной услуги, содержащая требования возврата рекламационного товара и возмещение его стоимости. Организации, ориентированные на потребителя, постоянно ведут анализ поступающих жалоб, в основном относящихся к качеству поставляемой продукции или оказанной услуги (см.п ISO 9001:2008). Примечание: Подход к работе с претензиями как к процессу описан в стандарте ISO 10002: 2004 «Менеджмент качества. Удовлетворенность потребителей. Руководящие указания по работе с претензиями», разработанный подкомитетом 3 «Вспомогательные методы» ИСО/ТК 176.

Процесс связанный с потребителем (менеджмент жалоб) Подкомитетом 3 «Вспомогательные методы» ИСО/ТК 176 разработаны три стандарта: ИСО «Менеджмент качества. Удовлетворенность потребителя. Руководящие указания по кодексам поведения»; ИСО 10002:2004 «Менеджмент качества. Удовлетворенность потребителя. Руководящие указания по работе с жалобами»; ИСО «Менеджмент качества. Удовлетворенность потребителя. Руководящие указания по разрешению спорных вопросов с внешними потребителями.

ГОСТ Р ИСО Менеджмент организации. Удовлетворенность потребителя. Руководство по управлению претензиями в организациях 1. Область применения 2. Нормативные ссылки 3. Термины и определения 4. Основные руководящие принципы 5. Структура обработки претензий 6. Планирование и разработка 7. Основные виды деятельности процесса управления претензиями 8. Обслуживание и улучшение Приложение А Рекомендации для малого бизнеса Приложение В Форма для предъявления претензии Приложение С Объективность процесса управления претензиями Приложение D Дополнительная форма для предъявления претензии Приложение Е Ответные действия по урегулированию претензий Приложение F Блок-схема урегулирования претензии Приложение G Руководство по постоянному мониторингу Приложение Н Аудит

ГОСТ Р ИСО Приложение С Объективность процесса управления претензиями Принципы объективности процесса управления претензиями: a) Открытость - широко доступный и понятый для вовлеченных лиц процесс управления претензиями. Процесс должен быть ясно изложен и доведен до сведения руководства, персонала и предъявляющих претензию. b) Беспристрастность. Необходимо избегать любого предубеждения при взаимодействии с предъявляющим претензию независимо от того, кто жалуется, человек или организация…… c) Конфиденциальность. Процесс должен быть…… d) Доступность. Организация должна…… e) Завершенность. Для установления…… f) Справедливость. Предоставление всем…… g) Чувствительность. Каждый случай должен……

Методы оценки удовлетворенности потребителей (Мониторинг рекламаций) Оценка удовлетворенности потребителей по данному методу основана на расчете индекса удовлетворенности потребителей: CSI = Rt / Qt, R – число полученных рекламаций; Q - общий объем выпущенной продукции; t – определенный (оценочный) период времени CSI (customer satisfaction index)

Методы оценки удовлетворенности потребителей (RFM – анализ) Данный метод основан на анализе данных о клиентах. Аббревиатура RFM расшифровывается следующим образом: R (Recency – новизна) – дата совершения последней покупки клиентом; F (Frequency – частота) – общее число совершенных покупок; M (Monetary – денежное выражение) – общая сумма денег, которую клиент затратил, совершая покупки.

Оценка удовлетворенности потребителя Самый распространенный способ измерения и мониторинга удовлетворенности потребителя – расчет по формуле: И × В, где «И» - среднее значение исполнения критериев или факторов удовлетворенности, включенных в анкету или опросный лист потребителя, «В» - среднее значение важности (или степени соответствия ожиданиям) для потребителя тех же критериев.

Оценка удовлетворенности потребителя Лучшие результаты можно получить, воспользовавшись теорией ожиданий. Для реализации данной теории можно предложить следующую формулу расчета индекса удовлетворенности потребителей: ((И – 3)х(ВхВ)) / 50 В этом случае значение индекса удовлетворенности будет лежать в пределах от -1 до +1. При этом случае точка «исполнение « со значением 3 «ожидания оправдались» является точкой нулевой удовлетворенности для всех уровней «важности».

ГОСТ ISO Понятия, относящиеся к характеристикам (3.5)

Характеристики (параметры) качества продукта

Система национальных стандартов в области качества услуг связи ГОСТ Р Показатели качества доступа в интернет. Общие требования ГОСТ Р Качество услуг связи. Общие положения ГОСТ Р Качество услуги «Передача данных». Показатели качества ГОСТ Р Качество услуг связи. Термины и определения ГОСТ Р Качество услуг сотовой связи. Показатели качества ГОСТ Р Качество услуги «Доступ в Интернет» ГОСТ Р Система национальных стандартов в области качества услуг связи. Оценка качества услуг связи на основе мнений потребителей

ГОСТ Р

ГОСТ Р

ГОСТ Р

ГОСТ Р

ГОСТ Р

ГОСТ Р

Европейский индекс удовлетворенности потребителя (ЕИУП) Швеция стала первой страной в мире, которая ввела согласованный межфирменный, межотраслевой национальный инструмент измерения удовлетворенности потребителя и получения оценок качества продукции и услуг – Шведский барометр удовлетворенности потребителя (1992 г.)

Европейский индекс удовлетворенности потребителя (ЕИУП) Европейские эксперты разработали методологию ЕУИП (1998 г.) на базе некоторого набора требований: Сопоставимость; Надежность ( см.п ISO 9000:2005 ); Робастность; Структурированный подход к моделированию

Европейский индекс удовлетворенности потребителя (ЕИУП) Базовая модель ЕУИП представляет собой структурную модель с 7 латентными (ненаблюдаемыми) переменными. Модель увязывает удовлетворенность потребителя с её детерминантами ( воспринимаемый образ (имидж) компании, ожидания потребителей, воспринимаемое качество и ощущаемая ценность ) и с её следствием, называемым лояльностью потребителя

Базовая модель Европейского индекса удовлетворенности потребителя Ожидания потребителя Имидж организации Качество первого рода Качество второго рода Ощущаемая ценность Удовлетво- ренность потребителя Лояльность потребителя

Взаимосвязь между удовлетворенностью и лояльностью потребителя

Европейский индекс удовлетворенности потребителя (ЕИУП) Каждая из латентных переменных определяется по двум-шести измеряемым переменным (индикаторам), наблюдаемым с помощью вопросов к потребителям в ходе обследования. Удовлетворенность потребителей по латентным переменным измеряется посредством трех индикаторов, наблюдаемых эмпирически благодаря трем вопросам, которые доминируют в теории и практике измерения удовлетворенности потребителей.

Европейский индекс удовлетворенности потребителя (ЕИУП) Вопрос первый Общая удовлетворенность замеряется как ответ на вопрос типа: «Рассмотрите, пожалуйста, весь свой опыт общения с компанией Х. Удовлетворяет ли он Вас в целом?» Шкала ответов : от «полностью не удовлетворяет» до «полностью удовлетворяет»

Европейский индекс удовлетворенности потребителя (ЕИУП) Вопрос второй Удовлетворенность замеряется посредством вопроса типа: «В какой степени компания Х выполняет Ваши ожидания?» Шкала ответов : от «значительно меньше ожидаемого» до «значительно превосходит ожидаемое»

Европейский индекс удовлетворенности потребителя (ЕИУП) Вопрос третий Опрос ведется с опорой на индивидуальную точку зрения: «Вообразите, пожалуйста, компанию, которая превосходит по всем аспектам. Насколько близка к идеальной, по Вашему мнению, компания Х?» Шкала ответов : от «слишком далека» до «очень близка»

Шкалы измерения латентных переменных Очень нравится Вполне Немного Ни да, ни нет Немного Не нравится Очень не нравится Однопредметная шкала Нравится Не нравится Приятный Неприятный Шкала семантических различий

Очень сильно Сильно СлабоНейтрально СлабоСильно Очень сильно Шкалы измерения латентных переменных Отлично Очень хорошо Хорошо Удовлетворительно Плохо Предметная оценочная шкала Положительно Отрицательно

Европейский индекс удовлетворенности потребителя (ЕИУП) Индекс удовлетворенности потребителя подсчитывается некоторым средним взвешенным числом очков, полученных по трем вопросам. Постановка множества вопросов по каждой латентной переменной повышает точность оценки по сравнению с единственным вопросом

Европейский индекс удовлетворенности потребителя (ЕИУП) Лояльность потребителей по латентным переменным определяется по четырем индикаторам: Намерение потребителя повторить покупку; Намерение потребителя купить другой продукт у той же компании; Намерение перейти к конкуренту (ценовой допуск); Намерение рекомендовать этот бренд/компанию другим потребителям

Европейский индекс удовлетворенности потребителя (ЕИУП) Большинство компаний проводят интервью примерно с 250 потребителями. Размер выборки определяется требованием точности: 95-процентный доверительный интервал для оценки удовлетворенности потребителя (по шкале от «1» до «100» пунктов) должен быть не шире +2 пунктов; Вероятность (надежность) оценки удовлетворенности потребителей должна быть не менее 0.65, то есть модель должна позволять объяснить по меньшей мере 65% того, что движет удовлетворенностью потребителей

Приложение 1 ГОСТ Р Менеджмент качества. Удовлетворенность потребителей. Руководящие указания по мониторингу и измерению

ГОСТ Р

Концептуальная модель удовлетворенности потребителей

Мониторинг и измерение удовлетворенности потребителей

Взаимосвязь между различными характеристиками и удовлетворенностью потребителей

Приложение 2 ГОСТ (СТ СЭВ ) Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения ГОСТ (анулирован) Выбор номенклатуры показателей качества промышленной продукции. Основные положения. РД Методические указания по разработке государственных стандартов, устанавливающих номенклатуру показателей качества групп однородной продукции.

ГОСТ (СТ СЭВ ) Совокупность показателей качества продукции можно классифицировать по следующим признакам: по количеству характеризуемых свойств (единичные, комплексные и интегральные показатели); по отношению к различным свойствам продукции (показатели надежности, технологичности, эргономичности и др.); по стадии определения (проектные, производственные и эксплуатационные показатели); по методу определения (расчетные, статистические, экспериментальные, экспертные показатели); по характеру использования для оценки уровня качества (базовые и относительные показатели); по способу выражения (размерные показатели и показатели, выраженные безразмерными единицами измерения, например, баллами, процентами).

ГОСТ (СТ СЭВ ) Числовые значения показателей качества устанавливаются с помощью объективных и субъективных методов. Объективные методы: измерительный, регистрационный и расчетный. Субъективные методы: органолептический, социологический и экспертный. Объективные методы базируются на применении технических измерительных средств, регистрации, подсчете событий, выполнении вычислений. Основа субъективных методов – анализ восприятия органов чувств человека, сбор и учет различных мнений, решения, принимаемые группой специалистов-экспертов.

Характеристики (параметры) качества продукта

11 групп показателей качества по ГОСТ Показатели назначения характеризуют свойства продукции, определяющие основные функции, для выполнения которых она предназначена, и обуславливают область ее применения. В эту группу входят: Классификационные показатели устанавливают принадлежность изделий к классификационной группировке. Функциональные (эксплуатационные) характеризуют полезный результат от эксплуатации изделий (быстродействие компьютера, производительность стана, точность измерительного прибора и т.д.). Конструктивные – дают точное представление об основных проектно-конструкторских решениях изделий. Показатели состава и структуры определяют содержание в продукции химических элементов, их соединений (процентное содержание серы и золы в коксе и т.д.). Показатели этой группы играют основную роль в оценке уровня качества, их часто используют как критерии оптимизации, их необходимо применять совместно с другими видами показателей.

11 групп показателей качества по ГОСТ Показатели надежности характеризуют свойства безотказности, долговечности, ремонтопригодности и сохраняемости. Безотказность – свойство изделия сохранять работоспособность в течение некоторого времени или наработки. Долговечность – свойство изделия сохранять работоспособность до предельного состояния с необходимыми перерывами для технического обслуживания и ремонта. Ремонтопригодность – способность продукции подвергаться ремонту. Сохраняемость – свойство изделий и продуктов сохранять исправное и пригодное к потреблению состояние в течение установленного в технической документации срока хранения и транспортирования, а также после него.

11 групп показателей качества по ГОСТ Эргономические показатели характеризуют систему «человек – изделие» и учитывают комплекс свойств человека, проявляющихся в производственных и бытовых процессах. К ним относятся: гигиенические (освещенность, температура, давление, влажность), антропометрические (одежда, обувь, мебель, пульты управления), физиологические и психофизиологические (скоростные и силовые возможности, пороги слуха, зрения), психологические. Психофизиологические – характеризуют приспособленность изделия к органам чувств человека. Психологические – характеризуют возможность восприятия и обработки различной информации. 4. Эстетические показатели характеризуют информационную выразительность, рациональность формы, целостность композиции, совершенство производственного исполнения, стабильность товарного вида.

11 групп показателей качества по ГОСТ Показатели технологичности характеризуют свойства продукции, обусловливающие оптимальное распределение затрат материалов, времени и средств труда при технологической подготовке производства, изготовлении и эксплуатации продукции. Это показатели трудоемкости, материалоемкости и себестоимости изделий. Исчисляются как общие (суммарные), структурные, удельные, сравнительные и относительные. Относительные показатели – это, например: коэффициент использования материалов Ким =Мг / Мв, где Мг – количество материала в готовой продукции; Мв – количество материала, введенного в технологический процесс; показатель удельной себестоимости Sуд= S / B, где S – общая себестоимость изделия; B – определяющий параметр изделия (мощность, вес и т.п.).

11 групп показателей качества по ГОСТ Показатели стандартизации и унификации характеризуют насыщенность продукции стандартными, унифицированными и оригинальными частями, а также уровень унификации с другими изделиями. Основные показатели унификации – коэффициенты применяемости, повторяемости, взаимной унификации для групп изделий. Стандартными являются все части продукции, выпускаемые по государственным и отраслевым стандартам. 7. Показатели транспортабельности характеризуют приспособленность продукции к транспортированию, не сопровождающемуся ее использованием или потреблением. Определяются экспериментальным, расчетным или экспертным методами. Показатель пригодности продукции к сохранению потребительских свойств при перевозках:Кд = (Qп / Qв) х 100%, где Кд – доля продукции, сохраняющая в заданных пределах свои первоначальные свойства за время перевозок, %; Qп – количество продукции, погружаемое в транспортное средство; Qв – количество выгруженной продукции, сохранившей значения показателей качества в допустимых пределах. Этот показатель отражен в нормах естественной убыли для отдельных видов продукции.

11 групп показателей качества по ГОСТ Патентно-правовые показатели характеризуют степень обновления технических решений, использованных в продукции, их патентную защиту, а также возможность беспрепятственной реализации продукции в нашей стране и за рубежом. 9. Показатели экологические характеризуют уровень вредных воздействий на окружающую среду, возникающих при эксплуатации или потреблении продукции. Например: содержание вредных примесей, выбрасываемых в окружающую среду, вероятность выброса вредных частиц, газов, излучений при хранении, транспортировании и использовании продукции. 10. Показатели безопасности характеризуют особенности продукции, обусловливающие при ее эксплуатации или потреблении безопасность человека. Они отражают требования к нормам и средствам защиты людей, находящихся в зоне возможной опасности при возникновении аварийной ситуации и предусмотрены системой госстандартов по безопасности труда, а также международных стандартов. 11. Экономические показатели характеризуют затраты на разработку, изготовление, эксплуатацию или потребление продукции, учитываемые в интегральном показателе качества продукции.

Применяемость некоторых показателей качества продукции по ее видам Показатели качества продукции Продукция, расходуемая при использовании Продукция, расходующая свой ресурс Сырье и природное топливо Материалы и продукты Расходуемые изделия Ремонтируе- мые изделия Не ремонтируемые изделия Функциональной пригодности+++++ Надежности:+++(+) - безотказности--(+)++ - долговечности--(+)++ - ремонтопригодности--(+)-+ - сохраняемости++++(+) Эргономичности--+(+) Эстетичности(+) Технологичности: - в производстве при применении(+) ресурсопотреблении---(+) Безопасности(+) Экологичности(+)

РД МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО РАЗРАБОТКЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ, УСТАНАВЛИВАЮЩИХ НОМЕНКЛАТУРУ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА ГРУПП ОДНОРОДНОЙ ПРОДУКЦИИ Настоящие Методические указания устанавливают следующую номенклатуру основных групп показателей качества продукции по характеризуемыми свойствами: показатели назначения; показатели надежности (безотказности, долговечности, ремонтопригодности, сохраняемости); показатели экономного использования сырья, материалов, топлива, энергии и трудовых ресурсов; эргономические показатели; эстетические показатели; показатели технологичности; показатели транспортабельности; показатели стандартизации и унификации; патентно-правовые показатели; экологические показатели; показатели безопасности.

ГОСТ

ГОСТ (продолжение)

Приложение 3 ГОСТ РВ КСОТТ. Аппаратура, приборы, устройства и оборудование военного назначения. Конструктивно-технические требования

ГОСТ РВ

Учебное задание Изучить содержание раздела 2.1 стандарта ГОСТ ISO ; Изучить содержание разделов и стандарта ГОСТ ISO ; Изучить содержание методических рекомендаций МР5 «Способ оценки степени удовлетворенности потребителя»; Приступить к оформлению информационной карты процесса организации «ХХХ» на основе результатов его моделирования с использованием цикла PDCA Примечание: учебные материалы размещены на портале НовГУ (Исаев Владимир Александрович > Управление качеством > …)

Список литературы 1. Румянцева З. П. Общее управление организацией. Теория и практика: учебник для вузов / З. П. Румянцева. - М.: Инфра-М, – 303 с. 2. Никифоров А. Д. Управление качеством: учеб. для вузов / А. Д. Никифоров, А. Г. Схиртладзе. - М.: Студент, – 716 с. 3. Салимова Т.А. Управление качеством: учеб. для вузов. - 2-е изд.,стер. - М.: Омега-Л, – 414 с. 4. Окрепилов В.В. Менеджмент качества: В 2 т. Т.1. - СПб.: Наука, – 503 с. 5. Окрепилов В.В. Менеджмент качества: В 2 т. Т.2. - СПб.: Наука, – 653 с.

Список литературы (продолжение) 6. Минько Э. В. Менеджмент качества: для бакалавров и специалистов: учеб. пособие для вузов / Э.В. Минько, А. Э. Минько. - СПб.: Питер, c. 7. Генри Р. Нив. Пространство доктора Деминга. Принципы построения устойчивого бизнеса. – М.: Альпина Бизнес Букс, – 376 с. 8. Дубровская Е.С. Методы оценки удовлетворенности потребителей // Методы менеджмента качества С Федотов В.В. Способы оценки и мониторинга степени удовлетворенности потребителя // Методы менеджмента качества С

Список литературы (продолжение) 10. Исаев В.А., Воротилов В.И. Оценка и мониторинг степени удовлетворенности потребителей образовательных услуг // Инновации С ГОСТ Р Качество услуг связи. – М.: Стандартинформ, ГОСТ Р Качество услуг сотовой связи. – М.: Стандартинформ, ГОСТ Р Каналы и тракты звукового вещания. Типовые структуры. Основные параметры качества. Методы измерений. – М.: Стандартинформ, 2007.

Список литературы (продолжение) 14. ГОСТ Р ИСО Менеджмент качества. Удовлетворенность потребителей. Рекомендации по правилам поведения для организаций. - М.: Изд-во «Стандартинформ», ГОСТ Р ИСО Менеджмент организации. Удовлетворенность потребителя. Руководство по управлению претензиями в организациях. – М.: Изд- во «Стандартинформ», ГОСТ Р ИСО Менеджмент качества. Удовлетворенность потребителей. Рекомендации по урегулированию спорных вопросов вне организации. - М.: Изд-во «Стандартинформ», 2009.

Список литературы (продолжение) 17. ГОСТ Р Менеджмент качества. Удовлетворенность потребителей. Руководящие указания по мониторингу и измерению. - М.: Стандартинформ, РД Методические указания по разработке государственных стандартов, устанавливающих номенклатуру показателей качества групп однородной продукции. 19. ГОСТ Система показателей качества продукции. Установки, приборы, устройства, блоки, модули функциональные агрегатных средств контроля и регулирования. Номенклатура показателей. – М.: ИПК Издательство стандартов, 2004.

Спасибо за внимание!