Устойчивое развитие в партнерстве: почему бизнесу, ООН и правительствам полезно работать вместе
Стейкхолдеры для обсуждения Устойчивое развитие ООН Правительственные организации Бизнес
Рынки Безопасность Окр. среда Прибыль & Рост и развитие БИЗНЕС Здоровье ООН Мир, устойчивое развитие & Борьба с бедностью ООН и Бизнес Взаимозависимость Доверие
ООН и бизнес: что общего и инструменты сотрудничества Глобальный Договор ООН Руководящие принципы ООН в сфере прав человека Партнерства для развития и специализированный портал Развитие инклюзивных бизнес моделей
Глобальный договор ООН Самая большая инициатива в мире по корпоративной социальной ответственности Инициатива ООН, объединяющая больше 8 тыс. бизнес и 4 тыс. не коммерческих организаций в 160 странах мира 4 сферы принципов- охрана окружающей среды, права человека, трудовые отношения и противодействие коррупции, а также развитие партнерства с ООН Принцип работы «мысли глобально, действуй локально Обязательное требование- ежегодная отчетность Локальные сети- местные платформы для продвижения КСО
Местные сети Глобального договора: в чем преимущества для бизнеса ? Объединяют участников по релевантным для них темам КСО/ устойчивого развития (секторальные особенности, национальный контекст и т.д.) Создают площадку для обучения, обмена опытом и практиками Позволяют продвигать общие для разных бизнесов интересы в сфере устойчивого развития (КСО политики, тематические рекомендации, другие формы диалога с гос. органами или обществом) Партнерства в реализации проектов (B2B, B2G, B2P и микс)
Формы управления сетью на примере Украины ООН (полу формальная структура) Бизнес школа (либо НПО, бизнес ассоциация) (полу формальная структура) Независимая организация/ ассоциация членов (отдельное юр лицо) Репутация Близкий контакт с бизнесом Прямое участие членов в создании и организационном развитии Возможности привлечения членов Интеллектуальный вклад host организации Отсутствие «микса» брендов Близкая связь с агентствами ООН Возможность выходить на новые площадки по привлечению членов Возможность привлечения ресурсов из разных источников Совместное продвижение вопросов устойчивого развития Экономия ресурсовВ долгосрочной перспективе более устойчивая форма
Руководящие принципы предпринимательской деятельности в аспекте прав человека Утверждены Советом ООН по правам человека в 2011 году Хотя сами по себе не являются юридически обязательным документом, в них подробно разъясняется значение существующих норм и видов практики как для государств, так и предприятий В основе Рамки для принципов 3 основных компонента: o Долг государства по защите прав человека o Ответственность корпораций за соблюдение прав человека o Необходимость улучшения доступа к средствам правовой защиты для жертв нарушений, связанных с предпринимательской деятельностью
Бизнес кейс для уважения бизнесом прав человека Добавочная стоимость для бизнеса : Лояльность сотрудников, общин Привлечение инвестиций Расширение бизнес партнерств Лояльность клиентов Прямые и непрямые материальные выгоды! Избежание рисков Правовые Финансовые Репутация Отмена лицензий и т.д. Невозможность долгосрочного ведения бизнеса!!!
Интеграция прав человека на уровне компании Идентификация влияния компании на права человека (группы, тип влияния, доступная информация) Корпоративные политики по правам человека (разработка и внедрение) Due diligence в цепочке поставок и бизнес партнеры Доступ к средствам правовой защиты Коммуникация о соблюдении прав человека
Что происходит в тематике прав человека и бизнеса в мире? До сих пор идут дебаты по поводу необходимости отдельного обязывающего инструмента для продвижения принципов (2014- межгосударственная рабочая группа по транснациональным корпорациям) На уровне ООН- ежегодный форум в Женеве с 2012 года Поддержка ООН рабочей группы по бизнесу и правам человека Разработка Национальных Стратегий и Планов для реализации Руководящих принципов (региональный- ЕС, страны- Великобритания, Нидерланды, Дания, Италия, в разработке-Германия)
Дилеммы прав человека и бизнеса в нашем регионе (несколько примеров) Влияние производства на окружающую среду Строительство и размещение производства на территориях, которые изначально были общественного пользования Безопасность труда Доступ к услугам (универсальный дизайн) Ответственный маркетинг Новое в Украине (примеры): o Ведение бизнеса в конфликтной зоне (разные аспекты) o Передача персональных данных
Hard Core сотрудничество ООН и бизнеса ПАРТНЕРСТВО С АГЕНТСТВАМИ ООН
Преимущества партнерства бизнеса c ООН Экспертиза в определении проблемы Возможность привлечения разных стейкхолдеров к решению проблемы (правительство, НПО и другие) Good value for money (если партнерство также предполагает финансовый вклад) Потенциал масштабирования реализуемого проекта Доверие
Примеры (опыт Украины) + Система ООН в Украине (бесплатное размещение социальной рекламы: биг борды и сити лайты) + Волонтеры ООН и Программа развития ООН (вовлечение сельской молодежи) + Система ООН в Украине (продвижение КСО в Украине) + Программа развития ООН (безопасность и здоровье шахтеров) + все мобильные операторы (единый номер для потенциальных жертв торговлей людьми)
« Механизмы» партнерств бизнеса и ООН (на примере Украины) Проект по здоровью и безопасности шахтеров- человеческие ресурсы ООН + финансовые ресурсы компании + человеческие ресурсы местных властей Телемедицина – концептуальная идея, организационная поддержка и работа с правительством (ООН)+ ресурсы компании (без финансового вклада )+ финансовые ресурсы местных властей (в след фазе + финансовые ресурсы еще 1 компании) Социальная реклама - идеи агентств ООН и печать, площади- вклад компании
Типы партнерств и вклад сторон Неформальное: в основном одноразовый (краткосрочный) вклад нефинансового характера, регламентируется (или нет) Меморандумом о взаимопонимании Формализованное партнерство: есть общий рамочный документ, который регламентирует отношения (Меморандум/ Cost sharing Agreement/Проектный документ); финансовый (или другой) вклад компании и агентства ООН *Для любого вида партнерства проводится due diligence
БИЗНЕС ПРАВИТЕЛЬСТВО Бизнес и Государственные Органы Устойчивое развитие
Бизнес и правительство: механизмы сотрудничества 2 основных «школы мысли» 1. Бизнес и КСО отдельно, государство отдельно, главное «не мешать» 2.Государство, которое способствует КСО мягкими мерами
Опыт Украины в разработке Национальной Стратегии КСО Общественные слушания в Парламенте (2009) и рабочая группа в рамках Парламентского комитета по предпринимательству (1 год) Презентация драфта и долгий процесс advocacy (1.5 года) Указ президента о разработке и переход в формат исполнительной власти, Совета по разработке Стратегии в рамках АП (меньше года) и не завершен…
Уроки разработки Стратегии Урок 1 Необходимость четкого понимания общих и конкретных целей Нац. политики ВСЕМИ стейкхолдерами Урок 2 Урок 5 Самое важное убедить НЕ последователей, а КСО «неверующих»» Урок 3 Юридический механизм- законодательная инициатива?Постановл ение? Лучше понимать ЗАРАНЕЕ Урок 4 Максимальная прозрачность процесса-гарантия его более скорого завершения Процесс создания должен быть открытым, НО управляемым. Есть смысл распределить роли- редакторы, комментаторы, общее мнение и т.д.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! А нна Данилюк, Cпециалист по развитию партнерств, ПРООН Украина