Семинар-практикум «Технология и аспектный анализ современного урока»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» К.Д. Ушинский.
Advertisements

Рекомендации по анализу урока с позиций требований ФГОС Попова Светлана Николаевна, заместитель директора по учебной работе.
АНАЛИЗ УРОКА системно-деятельностный подход Афанасьева Наталья Владимировна, зав.лабораторией обеспечения реализации ФГОС ООО.
Урок в соответствии с ФГОС Новосергиевский РМК. Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая это заранее: на.
знание и представление об информационных процессах в окружающем мире, владение информационными средствами, а также владение компьютерной грамотностью.
Формирование универсальных учебных действий как фактор реализации требований ФГОС Заместитель директора по УВР Васильева З.А.
РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ.
Семинар для педагогических работников МБОУ «СОШ 5» г.Усинска.
Федеральный государственный стандарт начального образ ования (ФОГС) Главная цель курса информатики– формирование основ ИКТ-компетентности; Курс имеет системообразующий.
МОДЕЛЬ СОВРЕМЕННОГО АДАПТИВНОГО УРОКА УСВОЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ 2013 год Консультация-практикум.
РАЗРАБОТКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ : РАЗДЕЛ « ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА СТУПЕНИ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО.
Консультация для участников конкурса «Педагог года – 2012»
Федеральный государственный стандарт начального образования (ФГОС) Курс имеет системообразующий характер, составляет базу начального образования; Главная.
Роль психологической службы в реализации стандартов нового поколения Связь универсальных учебных действий с учебными предметами 9 февраля 2011 г.
ФГОС ООО: организация и содержание образовательного процесса по иностранному языку.
Рекомендации по подготовке к уроку в контексте ФГОС Учитель английского языка МОУ «Гимназия 53» Кузнецова С.В.
Основная образовательная программа основного Основная образовательная программа основного общего образования общеобразовательного учреждения.
Презентация к уроку по теме: Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС
Как подготовить современный урок. Цель – тип урока – структура урока – расход времени на различных этапах урока.
Организация введения ФГОС на муниципальном уровне (методический аспект) Методист начальных классов МБУ ГНМЦ г.Читы Мыльникова О.И.
Транксрипт:

Семинар-практикум «Технология и аспектный анализ современного урока»

Технология современного урока Ибрагимова Резеда Эльбрусовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики начального образования СФ БашГУ

Стратегические риски Формальное понимание ФГОС НОО - ФГОС НОО – новый подход (проблема, задача) развития школьного образования; - «стягивание» нововведений к знакомой ситуации; - «коммунально-конфликтное обсуждение» Опасность разных трактовок системно- деятельностного подхода и искажение на практике Соблюдение принципов в выборе и организации предметного содержания образования младших школьников

Принципы системно- деятельностного подхода - задачный принцип; - принцип исследования и поиска; - принцип моделирования; - принцип самоконтроля и самооценки своих действий; - принцип соответствия содержания и формы; - принцип поли деятельностного образовательного пространства

Содержание образования- целостная система равноправных, взаимодополняющих и взаимодействующих составляющих. Содержание образования в начальной школе - формирование учебной деятельности (коллективный результат обучения).

Составляющие содержания образования Компоненты Документы 1. Система ценностных отношений обучающихся к себе, к другим участникам образовательного процесса, к самому образовательному процессу и его результатам 1.1. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования 1.2. Программа воспитания и социализации 2. Целостная система УУД в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая и организацию этого процесса 2.1. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования 2.2. Как проектировать УУД в начальной школе 2.3. Программа УУД 3. Предметное содержание образования (ЗУНы по русскому языку, литературному чтению, иностранному языку математике, окружающему миру, ИЗО, музыке, технологии, физической культуре) 3.1. Примерные программы НОО 3.2. Программы начального образования УМК

Методика и педагогическая технология Методика – система выработанных целей, принципов, содержания, форм, методов Педагогическая технология – разработка системы использования компонентов методической системы с учетом времени, места, конкретных субъектов образования

Педагогическая технология детально прописанный путь достижения заранее спроектированного результата с опорой на ведущий метод обучения при достижении цели

Показатели результативности педагогической технологии учителя учащиеся имеют осознанные и прочные знания по предмету, сформированы коммуникативные УД; сформированы навыки чтения, письма, вычислительной культуры; развитие речи является средством обучения и результатом обучения детей; частично сформирована и формируется способность к пониманию текстов, содержащих необходимую информацию; частично сформированы и формируются общие учебные умения по работе с источниками информации; частично сформированы и формируются общие учебные действия делового сотрудничества; наличие дисциплинарных традиций; сформирован устойчивый интерес (мотив) к изучению предмета; формируется способность грамотного самоконтроля и рефлексивного анализа УД; частично сформирована и формируется способность к пониманию текстов, содержащих нормативные указания по выполнению учебных действий; сформировано умение пользоваться измерительными приборами, лабораторным оборудованием

Базовая модель урока этап цель результат IОриентировка в теме предстоящего урока, создание внутренней мотивации, актуализация известных знаний Совместное целеполагание для планирования предстоящей деятельности II Решение учебной или учебно- практической задачи: -варианты использования средств информации; -процесс работы с информацией, её структурирование; -приёмы технологии Новое знание (способ деятельности, алгоритм и др.) IIIОбобщение и рефлексия Мотивация к последующей урочной деятельности или работе дома

Составляющие современного урока Актуальный слой то, что непосредственно наблюдается в течение 45 минут Ретроспективный слой накопленный опыт УД, включая предметные и метапредметные умения и навыки

Урок Формальная модель урока - тотальная регламентация как этапов урока, так и системы организационных форм Формальная модель урока - тотальная регламентация как этапов урока, так и системы организационных форм

Анализ урока – реконструирование ретроспективных слоёв урока: коммуникативных и интеллектуальных научены мыслить -видеть проблему; - высказывать точку зрения, аргументировать и отстаивать научены работать самостоятельно - с учебником; - другими видами информации научены общаться - выслушивать; - корректно спорить; - защищаться

Минимизация рисков - привлекать учителей РО для повышения квалификации и консультирования учителей; - создание стажировочных площадок на базе школ РО; - расширение профессионального кругозора в освоении деятельностного подхода в педагогических концепциях Монтессори, Вальдорфская педагогика

«Преподавателям слово дано не для того, чтобы усыплять свою мысль, а чтобы будить чужую» В.О. Ключевский

Аспектный анализ современного урока Астахова Оксана Ивановна, заместитель директора МАОУ «Гимназия 2»

Современный урок Идея - единство обучения, воспитания и развития Функция - целостное формирование и развитие личности школьника на основе развивающего и воспитывающего обучения Цель: познавательный аспект развивающий аспект воспитывающий

Аспектный анализ урока – это детальное и всестороннее рассмотрение его как единого целого под определённым углом зрения (аспектом)

Аспекты анализа урока Дидактическая задача Содержание урока Методы и формы обучения Результативность урока Практическая направленность Самостоятельная работа учащихся Формирование УУД и ИКТ- компетентности Структура урока Гигиенические требования

Аспектный анализ урока Краткий (оценочный): 1. Начало – формулировка дидактической задачи 2. Продолжение – краткая характеристика процесса урока 3. Заключение – оценка результативности её решения Полный (развёрнутый)

Аспектом анализа не может быть то, чего на уроке не было

Аспектный анализ современного урока Смольникова Ирина Альбертовна, заместитель директора МАОУ «Гимназия 2»

Ведущие аспекты анализа урока Содержание наблюдения Дидактическая задача урока (краткий оценочный анализ) 1. Соответствие дидактической задачи урока отобранному содержанию. 2. Результативность решения дидактической задачи Содержание урока Соответствие основного содержания урока содержанию программы и учебника Методы обучения Соответствие приемов обучения и учения (методов обучения) решению триединой образовательной цели Формы обучения 1. Соответствие форм обучения (фронтальная, групповая, индивидуальная, коллективная) решению основной дидактической задачи урока. 2. Целесообразность использования предложенных заданий Результативность урока Достижение цели и решение основной дидактической задачи урока

Ведущие аспекты анализа урока Практическая направленность урока Практическая направленность вопросов, упражнений и задач, предлагаемых для выполнения школьникам Самостоятельная работа школьников как форма организации учебной деятельности 1. Уровень самостоятельности школьников при решении дидактической задачи урока 2. Характер самостоятельной учебной деятельности (репродуктивный, творческий) 3. Взаимопомощь Формирование универсальных учебных действий на каждом этапе урока Личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные Формирование ИКТ-компетентности Применение ИКТ на уроке, уровень сформированности ИКТ компетентности учащихся Структура урока Соответствие структуры урока основной дидактической задаче Педагогический стиль Соблюдение норм педагогической этики Гигиенические требования Температурный режим, проветривание класса, чередование видов деятельности, динамические паузы

Рекомендации Соловей Елена Валерьевна, методист ИМЦ

Рефлексия Уважаемые участники, просим вас по итогам работы семинара-практикума принять участие в опросе эффективности работы. Укажите свое отношение к каждой позиции, поставив знак «+» в соответствующем столбце. ПОЗИЦИЯПолностью согласен(на) Скорее «да», чем «нет»Не уверен(а) 1Вопросы, рассмотренные на семинаре- практикуме, актуальны 2Есть возможность применения представленного опыта в своем ОУ 3Информация по представленному опыту интересна 4Я смогу передать информацию с семинара- практикума своим коллегам 5Я буду использовать в своей работе полученные материалы 6Вопрос семинара-практикума стал мне более понятен 7Материалы семинара-практикума помогли повысить мою профессиональную компетентность 8Я хочу узнать больше по обсуждаемому вопросу 9Организация и проведение семинара- практикума полностью соответствует заявленным целям Ваш комментарий