СЕМИНАР КОНСУЛА «АУТИЗМ ЕВРОПА» ИННЫ СЕРГИЕНКО « ПРОБЛЕМЫ И ДОСТИЖЕНИЯ В СФЕРЕ АУТИЗМА В МИРЕ И УКРАИНЕ»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Программы раннего вмешательства для детей с РАС. Что мы знаем о программах помощи: 1.Детям с аутизмом необходимы программы помощи т.к у нас нет лекарств,
Advertisements

Коммуникативное поведение детей с множественными нарушениями и его интерпретация Топоркова Е. Н., учитель-дефектолог центра «Наш Дом»
«Лекция «Аутизм: что это?» Часть 3. Яковлева Вера Петровна – детский психиатр высшей врачебной категории, врач кабинета для детей с РАС детского отделения ГБУЗ АО "АПНД"
Работа по устранению негативных ДРО Ильинова Н.А. - педагог-психолог МКУ «Информационно-методический отдел»
C:\Users\БукаБяка\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.IE5\W3CC6LBQ\MCj [1].wmf
Психолого-педагогическое сопровождение воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной интеграции магистрантка.
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ РАССТРОЙСТВА АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА И. А. Савченко – к. псх. н., директор.
Ранний детский аутизм. Детский аутизм – это искажённое развитие всех психических процессов - Синдром Каннера - Синдром Аспергера - Синдром Ретта.
МОУ гимназия 6 Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться.
Роль мотивации (мотивов) в развитии личности дошкольника.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Можно ли управлять развитием мотивационной сферы школьника?
Универсальные учебные действия. В соответствии с ФГОС в программе представлено четыре вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Взаимодействия родителей и педагогов в процессе интегрированного обучения. Успешное решение проблем ребенка немыслимо без участия родителей. Но родители.
«Причины снижения успеваемости в 6 классе». Основная причина снижения успеваемости - трудности возникшие в усвоении знаний по отдельным предметам. Как.
Планирование усовершенствованных ответных мер в области профилактики в раннем детстве Г-жа Джованна Кампелло Отдел УНП ООН по вопросам профилактики, лечения.
Развивающие возможности регионального курса Предметные результаты 1 года обучения I. Ценностные ориентации. II. Понимание содержания нравственных поступков.
Д ОКЛАД ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ З АКУРДАЕВОЙ Н.А. По теме: Духовно – нравственный компонент как неотъемлемая часть педагогической деятельности.
Учебная деятельность как универсальный метод обучения Цель. Передача опыта работы по проблеме «Учебная деятельность как универсальный метод обучения» Задачи.1)Познакомить.
широкое распространение ситуаций, в которых наблюдается столкновение интересов двух или большего числа сторон в производственной и общественной жизни;
Транксрипт:

СЕМИНАР КОНСУЛА «АУТИЗМ ЕВРОПА» ИННЫ СЕРГИЕНКО « ПРОБЛЕМЫ И ДОСТИЖЕНИЯ В СФЕРЕ АУТИЗМА В МИРЕ И УКРАИНЕ»

Исторические факты Аутизм впервые описан Лео Каннером (Америка) в 1943 году. Он родился 13 июня 1896 г. в Клекотове (Австро-Венгрия). Сначала он хотел стать писателем, но затем начал изучать медицину и в 1919 г. защитил кандидатскую диссертацию в Берлине. В 1924 г. он уехал в США, где в 1930 г. в Балтиморском госпитале Джона Хопкинса создал клинику детско- подростковой психиатрии. В 1943 г. в своей работе «Аутистические расстройства эмоционального контакта» он описал 11 случаев, которые позднее получили название раннего детского аутизма, или синдрома Каннера. Лео Каннер является отцом американской детско-подростковой психиатрии. Его учебник "Детская психиатрия" («Child Psychiatry») неоднократно переиздавали, он оказал существенное влияние на несколько поколений детско-подростковых психиатров. Он умер 3 апреля 1981 г. в своем доме в Сыскевилле, штат Мэриленд, в возрасте 86 лет. Аспергер Ганс (Вена, Австрия), впервые описавший «аутистическую психопатию» в 1944 г, родился 18 февраля 1906 г. в Хаузбрунне под Веной. Там же учился, в 1931 г. защитил кандидатскую диссертацию и стал ассистентом в детской клинике Венского университета. В 1932 г. он назначен руководителем отделения лечебной педагогики педиатрической клиники, в 1957 г. приглашен в Инсбрук на должность руководителя университетской педиатрической клиники, а в 1962 г. стал заведующим кафедры педиатрии и руководителем университетской педиатрической клиники в Вене. В 1944 г. в своей работе «Аутистические психопаты в детском возрасте» он описал синдром, позднее названный его именем. Ганс Аспергер был одним из родоначальников европейской детско- подростковой психиатрии. В своем учебнике «Лечебная педагогика» он ярко и выразительно описал наблюдаемые в педиатрической клинике душевные заболевания детского возраста. Ганс Аспергер умер 21 октября 1980 г. в Вене в возрасте 75 лет.

Лео Каннер «Выявленное базисное патогномоничное расстройство заключается во врожденной неспособности к установлению нормальных контактов с людьми или к ориентации в определенных ситуациях. По описанию родителей, такие дети «самодостаточны», «живут в собственной скорлупе», «особенно счастливы, когда их оставляют в покое», «ведут себя так, как будто вокруг них никого нет», «не замечают окружающих», «производят впечатление тихих мудрецов», «неспособны адекватно реагировать на социальные ситуации», «живут как под гипнозом». При этом не наблюдается нарастающей утраты ранее имевшихся привязанностей или ранее присущей способности к контактам, как это бывает у детей или взрослых, больных шизофренией. В большей степени речь идет об «изначальной аутистической замкнутости, когда ребенок не замечает, игнорирует и исключает весь внешний мир». Следует согласиться с тем, что эти дети родились с врожденной неспособностью устанавливать нормальные и биологически обусловленные эмоциональные контакты с другими людьми. То есть для них так же, как и для других людей с врожденными физическими или умственными дефектами, характерны определенные нарушения. Если это верно, то в ходе дальнейших исследований мы должны найти конкретные критерии для описания пока еще нечетко определенных компонентов эмоционального реагирования. В первую очередь у этих детей может быть выявлено врожденное расстройство эмоционального контакта в чистом виде».

Ганс Аспергер 1. Физические и внешние проявления. Отсутствие у детей зрительного контакта, бедность мимики и жестикуляции, неестественность речи, которая не обращена к окружающим, и неловкость в движениях. 2. Аутистический интеллект. Особое нарушение внимания: увлечение своим внутренним миром, особое творческое отношение к языку. Они без труда образуют новые слова, отличающиеся большой меткостью, и очень часто имеют компенсаторно гипертрофированные специфические способности, как бы уравновешивающие явные дефекты. 3. Поведение в обществе. Ограниченность отношений с окружающим миром. Аутистические агрессивные действия и негативистические реакции. Они следуют «своим собственным импульсам, удовлетворяют только собственные интересы, не обращая внимания на социальные условия и требования». 4. Влечения и чувства. У таких больных сексуальное поведение часто отличается большим разнообразием (от полного отсутствия интереса к сексу до эксцессивной мастурбации). Характерно отсутствие у них чувства личностной дистанции, чувства юмора и способности испытывать удовольствие. Нередко они охвачены страстью к коллекционированию и имеют специфические интересы. 5. Генетические факторы. Аспергер считал, что «аутистическая психопатия» имеет генетическое происхождение. Он подчеркивал, что во всех наблюдавшихся им 200 случаях болезни в семье обязательно выявлялись более или менее выраженные нарушения контактов и общения (чаще всего у отцов). 6. Социальная значимость и динамика. Социальная адаптация при данном расстройстве нарушена, особенно в тех случаях, когда имеет место явная умственная отсталость. Иначе обстоит дело в случаях с достаточно высоким уровнем интеллекта. Здесь прогноз благоприятен при наличии хороших условий для трудовой занятости и дальнейшего развития.

Нарушение нейропсихологических функций самая страдающая функция-отсутствие возможности разделять внимание и эмоции с другими людьми. исполнительная функция – возможность контроля и исполнения ментальных функций (лобная доля) - планирование и обработка информации, исполнение задач, абстрактное решение. лимбическая система - планирование эмоций и реакций окружающих на твои действия, распознавание информации от органов чувств.

Пособие по диагностике и статистике психических расстройств, DSIM IV А. 6 (или более) пунктов из (1), (2) и (3) причем, как минимум 2 из (1) и по одному из (2) и (3) 1. Качественное ухудшение в социальных взаимодействиях, которое выражается как минимум в двух из следующих: (а) обнаруживается ухудшение в использовании в нескольких невербальных поведениях, таких как «глаза в глаза», мимические выражения лица, коды тела, жесты для регулирования социальных взаимодействий. (b) невозможность установления партнерских взаимодействий, соответствующих уровню развития. (с) невозможность поиска и разделения интереса, восторга, или достижений с другими людьми. (d)отсутствие социальной или эмоциональной реакции 2. Качественные ухудшения в коммуникации выраженные одним из следующих: (а)задержка или полное отсутствие в развитии речи ( не сопровождаемое попытками компенсировать не вербальными средствами коммуникации, такими как жесты и мимика) (в)у персон с адекватной речью, обнаруживается ухудшение в возможности инициировать или поддерживать беседу. (с)стереотипное или повторяющееся использование языка или особый язык (d)отсутствие воображения, игр «сделай-поверь», игр с социальной инициативой, соответствующих уровню развития. 3.Запрещенные, повторяющиеся или стереотипические мотивы поведения, интересы, активность, представленная одним из следующих: (а) наличие занятий с одним и более стереотипическим и запрещенным моментом интереса, который не нормален по интенсивности или по фокусированию (в) заметная не гибкая приверженность к специфическим, нефункциональным действиям или ритуалам. (с) стереотипические и повторяющиеся манеры моторики (похлопывание пальцами или руками, вращения или комплексные движения всем телом и т.п.) (d) настойчивые (постоянные) занятия с частями объектов.

Пособие по диагностике и статистике психических расстройств, DSIM IV В. Задержка или ненормальная функция, как минимум в одной из следующих областей, обнаруженная в возрасте до 3-х лет: (1)социальное взаимодействие (2)язык, в использовании его в социальных коммуникациях (3) символическая игра, игра с воображением С. Расстройство психического развития, не описанное синдромом Ретта или Детским Дезинтегративным Расстройством

Преимущества диагноза Диагноз поможет найти общий язык между профессионалами, родителями, сопровождающими. Обмениваться идеями о лечении, успехах, ошибках легче, когда проблемы классифицированы по диагнозам. Диагноз позволяет изучать методы лечения и коррекции на группах людей Диагноз дает доступ к сервисам, включая, но не ограничиваясь, спец. образование, пенсии, спец. программы. Диагноз дает объяснение трудностям ребенка в поведении. Объясняет семьям, почему ребенок такой, и помогает избежать обвинений себя.

Диагнозы с похожими диагностическими критериями Общая задержка развития, ЗПР (Global Developmental Delay, mental retardation) Задержка речевого развития (Speech and Language Delays\Disorders) Затруднение в обучении (Learning Disability) Реактивное расстройство привязанности (Reactive Attachment Disorder) Тревожное расстройство (Anxiety Disorder) Расстройство настроения (Mood disorder) Регулярторное расстройство (Regulatory disorder) Невнимательность/гиперактивность (ADHD)

Частые диагнозы у маленьких детей РАСADHD Реактивное расстройство привязанности Тревожный невроз Регуляторное расстройство Социальные трудности Да Невнимательность Да Плохой визуальный контакт Да Часто Да Часто Плохой контроль импульсов Да Проблемы чувствительности (сенсорные) Да Реакция на запрет Да Часто Да Некоторые Зависимость от шаблона Да Часто Да Патологически цикличные действия Да Некоторые Да Часто

Теория обучения Все поведенческие терапии базируются на теории обучения и основываются на следующих допущениях: текущие поведенческие реакции находящееся под волевым контролем, такие как языковые, игровые и социальные взаимодействия – обучаемые эти реакции развиваются и строятся на событиях, которые происходят непосредственно перед и сразу после их. АВА (прикладной поведенческий анализ) – мы можем обучить новому путем поощрений.

Структурированные поведенческие вмешательства - DTT DTT (discrete trial training) – пошаговая тренировка – задача инструктора – ответ ребенка – результат(позитивная мотивация) – пауза DTT используется для обучения в 5 областях функционирования – attending – внимательность, обслуживание – immitation – имитация, подражание – receptive and expressive language – восприятие и воспроизведение речи – preacademic skills – навыки предварительного обучения – self-help skills – навыки самопомощи

Структурированные поведенческие вмешательства - AVB AVB (applied verbal behavior) – прикладное вербальное поведение – Mands - требование назвать желаемый предмет – Tacts - требование назвать картинку – NET (natural environment training) – тренировка в естественной среде AVB используется при обучении языковым навыкам

Естественные поведенческие вмешательства incidental teaching – обучение по случаю mand model – модель желаний time delay – пауза milieu teaching – комбинированное обучение pivotal response training (PRT) – парадигма естественного языка Общие компоненты Обучение происходит в естественном окружении путем взаимодействия между взрослым ребенком, обычно, во время игры или текущей дневной деятельности Ребенок является инициатором обучающего эпизода, показывая интерес к предмету или деятельности и обучение происходит вокруг этого момента.

Сравнение структурированных и естественных вмешательств СТРУКТУРИРОВАННЫЕ ЕСТЕСТВЕННЫЕ DTTAVBIncidental teachingMilleu TeachingPRT Окружающая обстановка 1:1 ограничено Группа, может быть 1:1 игровое оформление 1:1 игровое оформление Материалы Выбирает взрослый; часто без вариантов Выбирает ребенок; часто варьируется Обучающие эпизоды Учитель задает и инициирует Ребенок задает и инициирует Ребенок или учитель задает и инициирует Запланированное поведение Часто без вариантов, на базе урока Варинты по инициативе ребенка Вариаты по интересу ребенка к материалу Запланированные речевые функции Указание Указание и просьба Просьба Быстрые стратегии Стандарт по критерию Варьируется согласно инициативы ребенка Усиливающие параметры Обычно искусственные Искусственные, естественные, связанные с реакцией ребенка Естественные, связанные с реакцией ребенка Поощрение Только за правильный ответ или успешную приблизительную попытку Свободная форма; попытки поощряются

Альтернативная коммуникация Язык жестов – Используется для невербальных детей. Обучаются как структурированными, так и естественными методами. – Подходит для детей умеющих имитировать. Picture Exchange Communication Symbols (PECS) 1)В первой фазе ребенок может не понимать, что нарисовано на картинке, но ребенок должен понимать, что он дает картинку взрослому и что-то получает взамен 2)На 2-м этапе ребенок должен пройти большее расстояние, чтобы взять картинку. 3)На 3-м этапе ребенка учат различать картинки. 4)Ребенок должен показать жестом, языком или картинкой «я хочу», а потом показать картинку. 5)В последних двух фазах добавляется уточнения (красный или зеленый, целый или кусок), выбор и т.д.

Социально-прагматическая теория И все-таки наш.... Рассказ Рэя Брэдбери SCERTS Model Responsive Teaching Floortime

SCERTS (Социальная коммуникация, Эмоциональное регулирование и Поддержка при переходе от одного действия к другому) Эффективная коммуникация своих желаний и интересов сама по себе является мотивацией для ребенка к дальнейшему общению. Большая часть того, чему мы обучаемся в детстве, было выучено в социальном контексте. Следовательно любая интервенция должна включать в себя работу с родителями. Совместное внимание, использование символики – это основа общения. Структура типичного развития должна стать базой для проверки и лечения речевых проблем. Рост навыков коммуникации даст больше возможности ребенку развить отношения с другими. Регулирование эмоций – базовый навык, который позволяет ребенку быть готовым к обучению и общению с другими. Не символический (показать или произнести звук) и символический (картинки, слова или знаки) способы – оба важны для коммуникации. Атипичные способы коммуникации (эхолалия, заторможенная речь) должны быть обнаружены, и дети – обучены более приемлемым методам.

Обучение реагированием Ключевые навыки – Инициация – Совместное внимание – Саморегуляция – Удовольствие Стратегии – умение действовать по очереди (взаимность) – реагирование на действия/поступки – совместный контроль (ребенок чувствует себя сильнее от того что он что-то контролирует) – соответствие (задание не слишком сложное и не слишком простое).

Floortime Интерактивные отношения являются ведущими в обучении. Аффект и эмоции «освещают путь» и обучение языковым и познавательным навыкам происходит в ходе этих интерактивных отношений. Существуют различия в возможности ребенка воспринимать сенсорную стимуляцию, планировать и выполнять какие-либо действия. Эти различия лежат в основе поведенческих реакций ребенка. Ранние стадии развития включают в себя моторику, языковые знания, познание, социальные и эмоциональные навыки. Все это связано с умением младенца регулировать себя и привлекать других с помощью целенаправленных действий и используя жесты и сложную вербальную коммуникацию.

Анализ образовательных интервенций для детей с аутизмом Поведенческие интервенции стимул – реакция – поощрение Интервенции по развитию – Схема развития типичного ребенка должна давать структуру для тестирования и лечения детей с РАС – Дети обучаются когда они включены во взаимодействие – Все аспекты развития, включая вовлеченность, язык, игру, самосознание, саморегуляцию и моторику должны быть учтены

Варианты образовательного вмешательства для детей с аутизмом Поведенческое вмешательство DTT (Discrete Trial Training) – Пошаговая тренировка (Ловаас, 1987) Прикладной вербальный анализ -PRT(Когель, Гуд, Серниглия, Мерфи и Когель 1989) -Техника Milieu (Харт и Роджерс- Воррен 1978) - Обучение по случаю (хартии Рислей 1968) Методики базированные на развитии Методика развитий отношений (Гутештеин 2000) -Больше тренировки чем слов (Сусман 1999) -Обучение реагированием (Махоней и Мас Доналд 2005) -Модель базирующаяся на развитии индивидуальных отношений (DIR) (Гринспен и Вєйдер 1998) - SCERTS Призант, Везербай 2000) Терапия, ведомая взрослым Терапия, ведомая ребенком

Сравнение теоретической структуры Теоретическая структура ПоведенческаяРазвитие Почему развивается язык Владение языком объясняется c помощью измеримых поведенческих элементов Язык развивается потому, что дети социально активны Как происходит обучение Поведенческие реакции нужны для обучения Работа на уровне развития ребенка, отвечать на все попытки коммуникации со стороны ребенка Закрепление Закрепить только запланированные поведенческие элементы Отвечать на все попытки общения (преднамеренные/не преднамеренные) для улучшения обучения Мотивация Хвалить определенные поведенческие элементы, дети внешне заинтересованы, дети должны быть мотивированы для обучения Дети должны быть внутренне заинтересованы, увлеченность диктует общение/ребенок должен быть привлечен и заинтересован к обучению

Сравнение интервенционных технологий Методы/технологии Натуралистические/Поведенческие Развитие Обучение в естественной среде Ребенок обучается в течение дня во время его обычных дел Ребенок обучается в течении дня во время его обычных дел Следуйте за ребенком Следуйте выбору и поведению ребенка, ребенок – лидер. Ребенок ведет, следуйте его решениям и идеям Выявление Пауза, окружающая среда, вопросы, указания Ожидание, мешать игре, смешные ситуации, задавание вопросов, открыть круг коммуникации Закрепление коммуникативных попыток Закрепление целевого поведения, правильные ответы свободно сформулированы, используйте естественное поощрение. Поощряйте все попытки общения, используйте естественные поощрения Поддержка Специальные подсказки используются для усиления комплексной ответной реакции у ребенка Предложите ребенку помощь для усиления комплексной ответной реакции у ребенка Заданная подсказка Добивайтесь целевой реакции у ребенка, используйте разные уровни подсказок чтобы получить определенный ответ Не определено, взрослые должны поддерживать ребенка чтобы подвести его к успеху. Соответствие уровню развития ребенка Не определено. Учитывать уровень ребенка, его языковые особенности и моделировать речь или игры чуть выше его уровня Подражание Не определено Подражайте действиям и звукам ребенка

Сравнение интервенционных технологий ( продолжение ) Методы/технологии Натуралистические/Поведенческие Развитие Косвенная стимуляция речи Не определено Моделирование, параллельный разговор, разговор с самим собой, описывающая речь, подробности Взаимодействие Прямые ответы, закрепление отношений Не определено Организация окружающей среды Организуйте естественную среду чтобы создать возможность ребенку проявить инициативу, контролируйте окружающую среду Не определено Естественное закрепление Укрепление отношений с помощью прямого реагирования (Direct response reinforcement relationship) Взрослый отвечает ребенку предоставляя ему объект или игру которой интересуется ребенок Похвала специфических элементов Точная похвала именно «этого» действия ребенка Не используется Интерактивность Не определено Взрослый использует различные методики чтобы поощрить обоюдное общение с ребенком

Сравнение техник на практике Технология Поведение Развитие Обучение в естественной среде Да, взрослый общается с ребенком во время игры Следуйте за действием ребенка Да, ребенок выбирает занятие Да, ребенок выбирает занятие – взрослый следует идеям ребенка во время игры Выявление Да, выбор, игровые трудности, контроль доступа, пауза. Нужны вербальные реакции Да, вопросы, саботаж, ожидание, выбор, принятие невербального ответа. Закрепление попыток общения Нет, только речевое и целевые поведенческие действия Да, взрослый реагирует на все попытки общения Поддержка Да, в виде специальных подсказок Да, отвечая ребенку и помогая ему завершить задание Точная подсказка Да Нет Соответствие уровню развития ребенка Большинство подсказок соответствует уровню развития, но не являются частью программы Да, уровень развития ребенка важен на всех этапах программы

Сравнение техник на практике ( продолжение ) Технология Поведение Развитие Подражание Да, только словесное общение Да, действие и вербализация Косвенная стимуляция языка Да, параллельный разговор, разговор с самим собой, описывающая речь Интерактивность Да, поддерживайте обоюдное общение с ребенком Организация окружающей среды Да, контролируйте окружающую среду Да, окружающая среда формируется так чтобы подтолкнуть ребенка к общению Естественное закрепление Да Специальные поведенческие фразы Да Нет

Комплементарная и альтернативная медицина (КАМ) Нетрадиционная медицина собирательное название методов, претендующих на способность лечить (или предупреждать) болезни, эффективность и безопасность которых не была доказана научным методом. Типичными примерами являются гомеопатия, аккупунктура и натуропатия. При этом нетрадиционную медицину называют альтернативной, если она применяется вместо общепринятой медицины. Если же нетрадиционные методы используются совместно с общепринятыми, такую практику называют комплементарной медициной. На Западе применяется также термин «Complementary and Alternative Medicine», CAM (англ.), объединяющий комплементарные и альтернативные практики нетрадиционной медицины.

Что нужно сделать родителям при выборе КАМ Четко объяснять какие виды лечения вы хотите использовать и почему. Дать информацию о всех лечебных процедурах, которые ваш ребенок проходит в данный момент Быть готовым открыто и спокойно обсуждать различия во мнении. Задавать столько вопросов, сколько потребуется чтобы комфортно чувствовать себя отдавая ребенка на эту терапию. Продолжать терапию достаточно долго чтобы она показала результаты. Можно делать только одно изменение в лечении за раз. Держать дневник для записей изменения поведения, здоровья, реакций и т.д. Понимать, что все и сразу получить нельзя.

Вопросы которые родители должны задать себе перед использованием КАМ Какие поведенческие элементы я хочу исправить? Направлено ли на это лечение которое я выбираю? Есть ли негативные побочные эффекты? Какие позитивные эффекты я хочу получить от этого лечения? Какие у этого лечения ожидаемые краткосрочные и долгосрочные эффекты? Вписывается ли это лечение в программу (расписание) ребенка? Сколько стоит это лечение? Сколько времени занимает это лечение? Могу ли я выделить время на это лечение? Было ли это лечение научно доказано? Что я знаю об этом лечении? Хорошо ли я его изучил? Смог ли я спросить других родителей и специалистов об этом лечении? Если да, то что я могу о нем рассказать? (Плюсы, минусы и др.) Пытаются ли мне рассказать что это лечение подходит «всем»? Если да, то это лечение нужно рассматривать очень аккуратно - такая самореклама может означать что лечение не настоящее. Что об этом лечении думают доктора и специалисты, работающие с моим ребенком?

Обязательства врача Объяснить важность изменения только одного лечения за раз и продолжать это говорить пока он не убедится, что родители поняли насколько это важно. Дать доступ ко всем стандартным видам лечения и исследованиям. Регулярно спрашивать об использовании КАМ Учитывать все типы лечения (КАМ, стандартные и экспериментальные). Обсуждать все плюсы и минусы лечения с семьями. Знать возможные ресурсы для КАМ. Обсуждать ожидания семей от КАМ и других лечений. Помогать семьям идентифицировать симптомы и записывать их в дневнике. Записать семью на следующую консультацию для обсуждения реакции ребенка на лечение.

Вопросы, которые стоит задать представителям КАМ Какие сертификаты и тренинги нужны для предоставления этого лечения? Насколько часто рекомендуется проводить эту терапию? Как она интегрируется с другим лечением? Было ли это лечение научно доказано? На какие симптомы оно направлено? Каков ваш опыт с клиентами с похожими симптомами и можно ли с ними связаться? В течение какого времени нам стоит ожидать изменений? Какие изменения должно принести это лечение, когда оно начнет работать? Какие могут быть побочные эффекты? Какая стоимость одной сессии и полного курса лечения? Готовы ли вы обсуждать это лечение с нашим семейным доктором/терапистом?

Примеры КАМ для детей с аутизмом Витамин В6 и магнезий – Самое популярное лечение аутизма – витамины и минеральные добавки. Некоторые сторонники таких методов считают что большие дозы магнезия и витамина В6 улучшают функционирование нервной системы. – На самом деле: очень мало исследований которые соответствовали критериям. Те, которые соответствуют, слишком малы и их результаты не показывают ни позитивного, ни негативного эффекта на поведении ребенка. – Безопасность: высокие дозы В6 могут стать причиной нейротоксичности. – Цена: дешево. Легко найти и можно заказать из интернета. Безказеиновая и безглютеновая диета (БКБГ) – На самом деле: очень много исследований с положительными результатами, но они не соответствуют критериям. Единственный «правильный» эксперимент показал небольшое улучшение которое посчитали недостаточным для профессиональной рекомендации. – Безопасность: следует обратиться к диетологу/специалисту по питанию перед началом диеты. Во время применения этого лечения надо следить за уровнем протеина, кальция, витамина D и аминокислот. – Цена: время и усилия потраченные на поддержание диеты.

Примеры КАМ для детей с аутизмом (продолжение) Секретин (Secretin- гормон) – Базируется на теории что гастроэнторологические проблемы у детей аутистов вызывают проблемы в поведении. – На самом деле: большое количество рандомизированых контрольных тестов, обозрение которых показало что нет никаких доказательств эффективности этой методики и её использование стоит остановить. – Безопасность: в контрольных тестах большинство детей нормально отреагировало на лечение, но в некоторых случаях дети испытывали удушье (апнэа, асфиксия) или эпилептические припадки во время укола. В настоящее время Секретин можно принимать внешне (крем намазывается на кожу). – Цена: Сам секретин стоит около $300 за тюбик. Альтернативная физиотерапия – Иглоукалывание, остеопатия, краниосакральная терапия, различные виды электро- и магнито терапий и т.д. – На самом деле: отсутствует информация об исследованиях, которые соответствовали критериям. – Цена: зависит от специалиста и количества процедур.

Лечение травами – побочные эффекты Название Побочные эффекты Зверобой Усталость и расстройство желудка, светочувствительность. Не должно использоваться вместе с другими серотонинергическими препаратами или лекарствами МАО Эфедра (хвойник, Ма Хуанг) Волнение, беспокойство и бессонница, гипертония, ускоренное сердцебиение, сердечно-сосудистые проблемы Кава Седативный эффект (не использовать с успокаивающими средствами, потеря веса, расстройство желудка, слабость мышц, нарушение работы печени Валериана Головная боль, расстройство желудка, седативный эффект Гинкго Билоба Не использовать вместе с антикоагулянтами и антитромбоцитными лекарствами. Не применять в случае проблем со свертываемостью крови Рыбий жир Не использовать вместе с антикоагулянтами и антитромбоцитными лекарствами. Не применять в случае проблем со свертываемостью крови. Метеоризм, галитоз (дурной запах изо рта).

Лекарственные терапии Лекарства для лечения аутизма наиболее эффективны при их использовании одновременно с поведенческой терапией. Лекарства используются для лечения трех основных симптомов аутизма – проблемы с коммуникацией, – социальные трудности – повторяющиеся действия Food and Drug Administration (FDA)(USA) подтвердила только два лекарства: Рисперидон и Арпипразол (risperidone и aripiprazole), но они только помогают уменьшить раздражительность, свойственную аутистам. Нет ни одного одобренного лекарства для лечения трех основных симптомов!

Мы благодарны G. Robert Buckendorf, Ph.D., CCC-SLP – за прекрасно написанную книгу «Autism. A Guide for Educators, Clinicians and Parents» «Autism Europe» и «Autism Speaks» – за предоставленную информацию V.Bassi, Ph.D. – за обучение методам работы с детьми с аутизмом I. Sergiyenko BSC. – за перевод иностранной литературы

Благодарю за внимание! Инна Сергиенко, Консул европейской ассоциации «Аутизм Европа» Международная общественная организация «Фонд помощи детям с синдромом аутизма «Дитина з майбутнім» 04070, г. Киев, ул. Г.Сковороди, 21/16 тел./факс: +38(044) тел: +38(044) (7561)