О.Б. Логинова Москва-Минск, март, 2015 Об уроках разработки образовательных стандартов в России.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Педагогический совет Особенности работы учителя в условиях внедрения ФГОС Подготовила заместитель директора по УВР Шабанова Г.Н. директора по УВР Шабанова.
Advertisements

Переход на ФГОС ООО Проблемы и перспективы. Документы, обеспечивающие функционирование стандарта: подготовлено и издано в Документы, обеспечивающие.
Подходы к диагностике учебных достижений по физике в рамках требований ФГОС Демидова М.Ю. Логинова О.Б.
Национальная инициатива «Наша новая школа » основные направления развития общего образования Переход на новые образовательные стандарты 2. Развитие.
МОБУ «Янинская СОШ» Педагогический совет Тема: Из опыта работы педагогов по проектной деятельности 15 апреля года.
Как работать учителю в ситуации компетентного подхода в условиях реализации ФГОС.
111 Наша новая школа. Новые образовательные стандарты г Педагогический совет.
Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования.
Портрет ученика на разных ступенях обучения Портрет ученика на разных ступенях обучения Шумилова Н.К., тьютор по ФГОС в начальной школе, учитель нач. классов.
Образование в государстве должно готовить таких специалистов, которые возьмут на себя ответственность за устойчивое развитие страны В. Садовничий Родительское.
1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «СОШ 16»
Целевой раздел ООП ООО 1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования 13.
ТЕКСТ СТАНДАРТА Примерная образовательная программа Где можно познакомиться с текстом ФГОС? Где можно познакомиться с текстом ФГОС?
5 ключевых позиций методического сопровождения Реализация требований ФГОС:
Автор: Коновалова Е.Н., заместитель директора по УВР МБОУ СОШ 5 п.Печенга Стандарты второго поколения второго поколения.
Современные учебно- методические комплексы, соответствующие ФГОС, как элемент информационно- образовательной среды ОУ.
О.А. Зайцева, заместитель директора I ступени по учебно – воспитательной работе МОУ СОШ 15.
5 ключевых позиций методического сопровождения Реализация требований ФГОС:
Поговорим о ФГОС. Федеральные государственные образовательные стандарты В соответствии с Федеральным законом 309 от 5 декабря 2007 года «в Российской.
Тарханова Ирина Юрьевна кандидат педагогических наук доцент.
Транксрипт:

О.Б. Логинова Москва-Минск, март, 2015 Об уроках разработки образовательных стандартов в России

2 Круг обсуждаемых вопросов 1. Зачем понадобилось менять стандарт: старые проблемы и новые вызовы времени. 2. Немного об истории вопроса или почему лихорадит школу 3. Некоторые предварительные итоги и рефлексия

Зачем понадобилось менять стандарт: старые проблемы… Зачем понадобилось менять стандарт: старые проблемы… формализмом знаний Раньше мы это называли сегодня – ситуационностью знаний 10-20%40-50%20-30% низкий уровень базовый уровень повышенный и высокий уровень Мы учимся, увы, для школы, а не для жизни. Сенека (4 г. до н.э. 65 г. н. э.) Как проявляет себя эта проблема?

Зачем понадобилось менять стандарт: … и новые вызовы Зачем понадобилось менять стандарт: … и новые вызовы Важнейшим становится умение принимать грамотные и ответственные решения в ситуации неопределённости сегодня раньше Детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут. Аристипп (ок. 435-ок. 355 до н. э.)

Основные типы поведения в ситуации неопределённости Основные типы поведения в ситуации неопределённости Пассивное поведение: Лучше подожду, как-нибудь обойдётся Стереотипное поведение: Лучшее – враг хорошего! Хаотичное поведение: А вдруг повезёт! Поисковая активность: перебор вариантов с отслеживанием результатов каждого шага

Чему учить?обновление содержания Развитие образовательного стандарта с 80-х по нулевые Немного об истории вопроса или Почему лихорадит школу? Немного об истории вопроса или Почему лихорадит школу? Перегрузка программ учебным материалом Стандарт содержания или Стандарт результатов? Содержание образования – что это? З УН 4-х компонентная модель Лернера- Краевского Что-то ещё?

Развитие образовательного стандарта с конца 90-х Немного об истории вопроса или Почему лихорадит школу? Немного об истории вопроса или Почему лихорадит школу? Перегрузка программ учебным материалом Знания или компетентности? Каковы ключевые компетентности? Можно всё уметь и ничего не знать? Ради чего учить? В чём результат образования? Смыслы и ценности или простые сведения в сложных ситуациях? сложные сведения в стандартных ситуациях?

8 К вопросу о компетентностях Самостоятельное приобретение и пополнение знаний Решение проблем и инновационность Использование ИКТ для обучения Коммуникация Сотрудничество Самостоятельное планирование своей работы учащимися, мониторинг индивидуального прогресса в учении ITL, 2010: Навыки 21 го века Совет Европы, 1996: Ключевые компетентности Поликультурная Социальная Коммуникативная Технологическая Когнитивная ЮНЕСКО: Фундаментальные цели образования: научить… получать знания (учить учиться) работать и зарабатывать (учение для труда) жить (учение для бытия) жить вместе (учение для совместной жизни)

9 Можно ли всё уметь и ничего не знать? Сопоставление результатов TIMSS и PISA для одной и той же выборки учащихся Можно ли всё уметь и ничего не знать? Сопоставление результатов TIMSS и PISA для одной и той же выборки учащихся Зафиксировано: Высокие результаты по PISA получили только те школьники, которые продемонстрировали наивысшие достижения по TIMSS TIMSS, 2011 PISA, 2012

Развитие образовательного стандарта с 2000 и с 2005 г.г. Немного об истории вопроса или Почему лихорадит школу? Немного об истории вопроса или Почему лихорадит школу? Перегрузка программ учебным материалом Управление: новые экономические механизмы Стандарт условий Технологии развивающего обучения Как учить? обновление средств обучения Ориентация на технологии развивающего обучения Новые подходы к оценке

11 Формирование системы знаний

12 Хочу учиться! Могу учиться! Владею необходимыми инструментальными и понятийными средствами выхолощенное содержание репродукция успешный ученик Личностные результаты Метапредметные результаты Предметные результаты Эмоциональное и игровое взаимодействие Формирование умения учить себя Имитационное сотрудничество Учебное сотрудничеств о

Как учить? обновление средств обучения Ради чего учить? смыслы и ценности образования Чему учить?обновление содержания Развитие образовательного стандарта 80-ые От профессионального документа к документу, фиксирующему общественный договор От документа прямого действия к рамочному От стандарта содержания к системному документу стандарт условий методы развивающего обучения Основные тенденции Немного об истории вопроса 90-ые 00-ые 2004 с 2005 по наст. время Стандарты: хронология

Требования к структуре ООП Требования к результатам освоения ООП Ожидаемые результаты деятельности системы образования Организационные и педагогические условия деятельности системы образования Требования к условиям реализации ООП Ресурсы: кадры, материальная база, информация, финансы ФГОС: три системы требований

15 Основы и смысл введения ФГОС СОЦИАЛЬНЫЕ: заказ системе образования ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ и МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ: концепция духовно- нравственного воспитания НАУЧНЫЕ: фундаментальное ядро содержания общего образования Смысл введения нового стандарта – ориентировать систему образования на достижение качественно новых результатов образования посредством реализации парадигмы деятельностного развития ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ как элемент целеполагания ОСНОВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ СИСТЕМА ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ переход от модели «контроля» к модели «обеспечения качества» ОРИЕНТАЦИЯ НА РЕЗУЛЬТАТ РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬ- НОСТНОГО ПОДХОДА ВАЖНЕЙШИЕ ОСОБЕННОСТИ

16 система оценки достижения планируемых результатов ФГОС: ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ П ОРТРЕТ ВЫПУСКНИКА В ЕДУЩИЕ ЦЕЛЕВЫЕ УСТАНОВКИ ООП ( ТРЕБОВАНИЯ К ЛИЧНОСТНЫМ, МЕТАПРЕД - МЕТНЫМ И ПРЕДМЕТНЫМ РЕЗУЛЬТАТАМ ) Система оценки качества образования: нормативы и инструменты П ЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ (ПР): личностные, метапредметные, предметные Система оценки: операционализация ПР, критериальная база, примеры заданий, спецификации и демонстрационные версии итоговых и мониторинговых работ П РИМЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ ( УЧЕБНЫЕ, МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ) Р АБОЧИЕ ПРОГРАММЫ И УМК Система тематических ПР, критериальная база, примеры обучающих и проверочных заданий, примеры тематических проверочных работ О БРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС : цели урока, обучающие задания, текущая оценочная деятельность Обратная связь и коррекция Последовательное уточнение, детализация и ориентация ОП Внутренние механизмы реализации требований ФГОС Внутренние механизмы реализации требований ФГОС В настоящее время нет нормативных документов Отсутствует инструментальное и методическое обеспечение, согласованное с итоговыми ПР

17 … включают : Приобретение знаний Решение проблем и инновационность Использование ИКТ для обучения Коммуникация Сотрудничество Самостоятельное планирование своей работы учащимися, мониторинг индивидуального прогресса в учении … классы задач : Освоение системы знаний Освоение системы знаний Приобретение и интеграция знаний Разрешение проблем и проблемных ситуаций Использование ИКТ в целях обучения и развития Коммуникация Сотрудничество Самоорганизация и саморегуляция Личностный смысл учения и рефлексия Ценностно-смысловые установки Россия : ФГОС Круг задач, устанавливаемых требованиями ФГОС и планируемыми результатами Круг задач, устанавливаемых требованиями ФГОС и планируемыми результатами Технологии Личностно- центрированное обучение Создание учебных ситуаций Дифференциция требований, Индивидуализация обучения Интеграция содержания Интеграция ИКТ в учебный процесс ИКТ – инструмент деятельности Расширение границ учебного процесса Навыки 21 го века

В чём согласно ФГОС состоит основной результат образования? В чём согласно ФГОС состоит основной результат образования? Любят свой народ, свой край и свою Родину Уважают, осознают и принимают ценности семьи, близкого окружения, человеческой жизни, гражданского общества, многонационального народа Любознательны, исследователи, активно и заинтересованно познают мир Умеют учиться: Мотивированы, Знающие, Умелые, Мыслящие, Способны к рефлексии, самоорганизации, саморегуляции, инновациям Принципиальны, ответственны, социально активны Доброжелательны, умеют сотрудничать Гармонично развиты, выполняют правила здорового и безопасного поведения Профессионально- ориентированы

Основной результат образования и способы его достижения Основной результат образования и способы его достижения Начальная школа Основная школа Старшая школа Освоение средств учеб- ной деятельности (УД) Формирование «Я-концепции» с помощью освоенных средств УД Целенаправленное освоение недостающих средств УД

Основной результат образования: развитие личности учащихся средствами учебной деятельности Основной результат образования: развитие личности учащихся средствами учебной деятельности Основной вектор развития – становление и развитие учебной самостоятельности: от умения сотрудничать к умению учиться я МЫ Я и Другой Я учебная несамостоятельность коллективная учебная самостоятельность индивидуальная учебная самостоятельность

21 Учитель создаёт условия для инициирования детского действия поисковой активности (на базе позиционного сотрудничества, обсуждений, вовлечения в учебные исследования, воспитания привычки сомневаться) самопознания (за счёт вовлечения в учебную проектную деятельность и самостоятельную оценочную деятельность) обретения системного взгляда на мир, единой, целостной картины мира Учитель: миссия

Уровень школы/учителя Доступ к ИКТ и техническая поддержка Квалификация кадров Позициониро- вание учителя Уровень класса Инновационные практики обучения Учебные ситуации Индивидуализация обучения Интеграция знаний, связь с жизнью Совместная учебная деятельность Использование ИКТ Элементы инновационных практик Учебные задания для формирования личностных и метапред- местных действий Формирующая оценка Ориентация на планируемые результаты и систему оценки их достижения

23 Некоторые предварительные итоги и рефлексия

Умеют ли наши учителя стимулировать познавательную активность? Умеют ли наши учителя стимулировать познавательную активность? 12 МАТЕМАТИКА РУССКИЙ ЯЗЫК Уровень показателя условий для формирования познавательной активности учащихся Средний балл (в % от выполнения работы) для разных показателей уровня условий для формирования познавательной активности учащихся Процент учителей Русский язык Математика Недостаточный Низкий Средний Высокий Около 40 тыс. учащихся НШ из 33 регионов, 2013 г.

55 МАТЕМАТИКА РУССКИЙ ЯЗЫК Уровень показателя исполь- зования ИКТ учащимися Средний балл (в % от выполнения работы) для разных показателей уровня использования ИКТ учащимися Процент учащихся Русский язык Математика Практически не используют От случая к случаю, узкий спектр От случая к случаю, широкий спектр Практически посто- янно, узкий спектр 5 9 Практически посто- янно, широкий спектр Комментарий. Заметно возрос уровень интеграции ИКТ в учеб- ный процесс Умеют ли наши учителя использовать ИКТ в целях обучения и развития? (2014) ИКТ в целях обучения и развития? (2014) Умеют ли наши учителя использовать ИКТ в целях обучения и развития? (2014) ИКТ в целях обучения и развития? (2014)

26 По каждому из параметров свыше 50% ( для всех стран) и около 40% (Россия) учебных заданий и работ учащихся имеют код 1 ( самый низкий из возможных ). Многие учителя выборки еще только начинают осваивать инновационные практики в обучении. На диаграмме показаны средние баллы для каждого из параметров оценки учебных заданий (LA) и работ учащихся (SW) для России и всех стран выборки. Умеют ли наши учителя подбирать задания? (ITL-2010) Умеют ли наши учителя подбирать задания? (ITL-2010)

Недостаточный Пониженный Базовый Повышенный Высокий ОКРУЖАЮЩИЙ МИР МАТЕМАТИКА РУССКИЙ ЯЗЫК 2013 г., свыше 40 тыс. учащихся из 33 регионов Процент учащихся Данные изменения, связаны, скорее всего, с включени- нием в прак- тику новых образцов заданий, но НЕ с развити- ем учащихся Включение новых моделей учебных заданий влияет на результаты детей Включение новых моделей учебных заданий влияет на результаты детей

28 Умеют ли наши дети учиться? Контроль своих действий и взаимодействие с партнером, 2013 Умеют ли наши дети учиться? Контроль своих действий и взаимодействие с партнером, 2013 Комментарий. Наиболее трудно осваиваются детьми те действия, которые имеют особое значение для становления и развития учебной самостоятельности, что, по всей видимости, и предопределяет кол-во учащихся, демонстрирующих свободное владение предметом.

29 Основания для сдержанного оптимизма Контроль своих действий и взаимо- действие с партнером, 2013 и 2014 Основания для сдержанного оптимизма Контроль своих действий и взаимо- действие с партнером, 2013 и 2014

30 Оценка качества начального образования Достижение предместных результатов: Русский язык, Математика, 2014 Оценка качества начального образования Достижение предместных результатов: Русский язык, Математика, Недостаточный Пониженный Базовый Повышенный Высокий МАТЕМАТИКА РУССКИЙ ЯЗЫК 2014 г., около 11 тыс. учащихся из 8 регионов Процент учащихся без изменений сократилось вдвое по срав- нению с 2014 увеличилось

31 Способность выдвинуть собственную идею и удерживать замысел проекта: пример 1 Способность выдвинуть собственную идею и удерживать замысел проекта: пример 1 Конструкторский проект Детская площадка 60% 10%

32 Способность выдвинуть собственную идею и удерживать замысел проекта: пример 2 Способность выдвинуть собственную идею и удерживать замысел проекта: пример 2 Исследовательский проект. Опрос Как мы проводим свободное время 45% 36%

1.Результаты, полученные в ходе комплексной оценки качества начального образования, дают основания для сдержанного оптимизма 2. Вместе с тем, реализация стандарта показывает, что многие проблемы еще ждут своего решения. Наиболее остро стоят проблемы: позиционирования учителя, особенно в основной школе разработка технологических решений, направленных на ежедневную ориентацию образовательного процесса на достижение планируемых результатов индивидуализацию обучения развитие познавательной активности школьников интеграции и переноса знаний воспитания 33 Предварительные итоги

3. Опыт реализации стандарта показывает, что параллельно со стандартами должна разрабаты- ваться и утверждаться и система оценки – как её нормативная база, так и инструментарий. 4. Опыт показал, что допускаемая законом свобода в интерпретации требований стандарта вызывает определённые трудности и часто сопровождается формальным исполнением этих требований. 5. В настоящее время возникла потребность в уточнении концепций образования по ряду предметов. 6. Не исключено, что по мере перехода на новые образовательные стандарты старшей школы возникнет потребность в уточнении концепции профильной школы. 34 Предварительные итоги

35 Спасибо за внимание! Ольга Борисовна Логинова

Хочу (и знаю, зачем мне это нужно): найти ответ на вопрос, узнать, понять, разобраться, лучше что-то делать, добиться определённого результата… Хочу учиться Учебная самостоятельность в структуре требований ФГОС Учебная самостоятельность в структуре требований ФГОС

Могу учиться понимаю, что я делаю и зачем; на какой вопрос ищу ответ или какой хочу получить результат; могу организовать и проконтролировать свою работу, при необходимости – найти ошибку и исправить её, могу представить результаты своей работы; знаю, как надо действовать и рассуждать; а если не понимаю, не знаю или сомневаюсь – знаю, где посмотреть или как и кому задать вопрос; Учебная самостоятельность в структуре требований ФГОС Учебная самостоятельность в структуре требований ФГОС

Владею необходимыми понятийными и инструментальными средствами знаю и могу пояснить значение терминов, понятий; знаю правила, понимаю и могу объяснить смысл выражений, утверждений, формулировок; могу прочитать и понять прочитанное, найти нужную информацию; умею пользоваться приёмами описания и рассуждения, в т.ч. – с помощью схем и знако-символических средств; умею пользоваться логическими операциями: выполнять операции группировки, систематизации и классификации, сопоставления и сравнения, анализа и обобщения; умею выделить главное, найти сходства и различия, подвести под понятие; могу установить связи и сделать вывод; Учебная самостоятельность в структуре требований ФГОС Учебная самостоятельность в структуре требований ФГОС