Формирование способа чтения в начальной школе. Методика работы с дидактическим текстом в 1 классе Матвеева Елена Ивановна, к. п. н., автор программы и.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Формирование способа чтения в начальной школе. Методика работы с дидактическим текстом во 2 классе Матвеева Елена Ивановна, к. п. н., автор программы и.
Advertisements

Семинар 2. Смысловое чтение.. «Читательская грамотность способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься.
Классическая начальная школа Джежелей О. В. «Чтение и литература» 1-4 классы.
Технология продуктивного чтения. Мастер-класс.
Из опыта работы учителя начальных классов МОУ оош 23 г.Бикина Балахонцевой Натальи Александровны по учебнику О.В.Кубасовой, УМК «Гармония» 2010 год Система.
Автор : Смолина Н. М. учитель высшей категории МОУ Арефинская СОШ.
А знаете вы, что такое радуга?. Много природных явлений мы можем наблюдать в различные времена года. Например: гроза, молния, ветер, восход, рассвет,
Раздел «Самое обыкновенное чудо» Раздел «Самое обыкновенное чудо»
Сказка Дерево дружбы ЗАКОНЫ ДРУЖБЫ 1. Помогай другу в беде. 2. Умей с другом разделить радость. 3. Не смейся над недостатками друга. 4. Останови друга,
Формирование читательских компетенций младших слабовидящих школьников.
Технология формирования типа правильной читательской деятельности и её роль в формировании УУД.
МБДОУ «Детский сад 20» Группа 7 «Верные друзья» Воспитатель Бузина Лариса Борисовна.
Презентация к уроку (1 класс) на тему: Презентация "Технология продуктивного чтения"
Литературное образование в начальной школе Реализация ФГОС: направленность на предметные,метапредметные, личностные результаты.
Автор : Тимофеева Н. В.. ТИП УРОКА: ОТКРЫТИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ. ЦЕЛЬ: СФОРМИРОВАТЬ ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К СОВМЕСТНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ.
Вот весенние цветы Или первоцветы. Их запомнить должен ты Как весны примету.
Определяю я предметы. Они со мной весьма приметны. Я украшаю вашу речь, Меня вам надо знать, беречь!
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 1 с. Александровское» Александровского района, Томской области.
Исмагилова Е.В., учитель русского языка и литературы ГОУ СОШ 1929.
Классный час «Дружбой дорожить умейте!» Гордеюк Раиса Ивановна учитель начальных классов средняя школа 10 г. Петропавловска, Казахстан.
Транксрипт:

Формирование способа чтения в начальной школе. Методика работы с дидактическим текстом в 1 классе Матвеева Елена Ивановна, к. п. н., автор программы и учебников по литературному чтению, эксперт программ

Надо признать! Цели в области обучения чтению и развития читательской компетентности в значительной степени сужены до технических навыков работы с текстом. Чтение практически не рассматривается как основное средство обучения и развития. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. PISA

Формирование читательской компетентности К окончанию второго класса начальной школы складывается психологическая система смыслового чтения.

Компоненты структуры читательской компетентности Познавательный: знания (степень их обобщения и полноты). Операционально-технологический: умения (степень свернутости освоенности, возможность переноса выполняемых действий). Ценностно-смысловой: ценностно-смысловые ориентации (отношение к процессу, содержанию и результату деятельности).

Цель и задачи предметного курса Формирование читательской компетентности младшего школьника Овладение способом синтагматического чтения; Овладение способами понимания литературного текста; Открытие законов творчества – законов авторства; Овладение законами речемыслительной деятельности, диалогового общения.

Методическое обеспечение предметного курса Учебник «Где прячется чудо?» Рабочая тетрадь Обучение литературному чтению во 1-ом классе (методическое пособие на диске) Тетрадь для тренировки и самопроверки Цифровые ресурсы

Дидактические тексты (1 класс) Назначение текстов: овладение способом синтагматического чтения. Количество текстов: раздел «Чудеса природы»: 5 текстов (3 – с готовой партитурой для чтения; 2 – с паузами); 2 раздел «От дождя до радуги»: 5 текстов (1 – с паузами; 2 – с ключевыми словами; 2 – без партитуры); 3 раздел «Кто придумал чудеса?»: 6 текстов (4 – без партитуры; 1 – с готовой партитурой; 1 – с ключевыми словами) 4 раздел «Сквозь волшебное стекло»: 3 текста (1 – с частичной партитурой; 2 – без партитуры)

Синтагматическое чтение* Зимняя тишина / сменилась радостным / птичьим гамом. / 1 речевое звено 2 речевое звено 3 речевое звено МОДЕЛЬ Словарик читателя Речевые звенья – это части высказывания. Во время чтения они отделяются друг от друга паузой. Ключевые слова – важные для понимания смысла текста слова, которые при чтении вслух следует выделять с большей силой голоса.

Прочитай рассказ «по-взрослому»: 1) выделяй из каждого высказывания речевые звенья; 2) в каждом речевом звене выделяй голосом ключевые слова. Наступили / первые / весенние деньки. / Природа / начала просыпаться./ Раздались / радостные крики птиц. / Сорока / затрещала на ветке./ Заулыбалось солнышко. / Снег / стал темнеть. / Да, / совсем скоро / от него останется / мокрое место! / И начались / чудеса по всей земле. / Голые деревья / покрылись / нежными листочками. / Яркое и холодное солнце / превратилось / в тёплое и доброе. / Зимняя тишина / сменилась радостным / птичьим гамом. / Урок 1

1. Подчеркни в рассказе ключевые слова. 2. Прочитай выразительно рассказ вслух. Обрати внимание на то, какое настроение ты передашь в чтении. Весенние цветы / отличаются от летних, / наверное, тем, / что они более долгожданные. // Подснежник, / мать-и-мачеха, / ландыш / – скромные, / неброские цветы.// Каждый / свою примету имеет. // Подснежник / из-под снега выглядывает. // Мать- и-мачеха / желтизной поражает. // А ландыш / – душистым запахом.// Наберёшь букетик / таких цветов, / сразу в комнате светлее / и теплее становится. // Изменится настроение. // Цветы, / как люди, / всё понимают. // И дарят весной / праздник! // Урок 4

Выполненное задание Весенние / отличаются от летних, / наверное, тем, / что они более долгожданные. // Подснежник, / мать-и-мачеха, / ландыш / – скромные, / неброские цветы.// Каждый / свою примету имеет. // Подснежник / из-под снега выглядывает. // Мать- и-мачеха / желтизной поражает. // А ландыш / – душистым запахом.// Наберёшь букетик / таких цветов, / сразу в комнате / светлее / и теплее становится. / Изменится настроение. // Цветы, / как люди, / всё понимают. // И дарят весной / праздник ! // Урок 4

Обрати внимание на то, какое настроение ты передашь в чтении. Весенние цветы / отличаются от летних, / наверное, тем, / что они более долгожданные. // Подснежник, / мать-и-мачеха, / ландыш / – скромные, / неброские цветы.// Каждый / свою примету имеет. // Подснежник / из-под снега выглядывает. // Мать- и-мачеха / желтизной поражает. // А ландыш / – душистым запахом.// Наберёшь букетик / таких цветов, / сразу в комнате светлее / и теплее становится. // Изменится настроение. // Цветы, / как люди, / всё понимают. // И дарят весной / праздник! // Урок 4

1. Подели текст на речевые звенья. Прочитай его вслух, выделяя голосом ключевые слова и делая паузы. 2. Обрати внимание на то, в каких местах ты изменишь тон чтения. Маленький дождик бежал по дорожке парка. «Какой же я несчастный! – думал он про себя. От меня людям никакой радости нет. Одни только слёзы». Добежав до песочницы, дождик остановился. Он заметил девочку, которая низко склонилась над клумбой и что-то шептала. Три дня назад девочка посадила семечко. Она с нетерпением ждала первых ростков. Но вот беда – три дня нет дождика, три дня солнце палит. Не всходят росточки, не дают побега. Догадался смышлёный дождик и решил помочь девочке. Подбежал к самой клумбе, брызнул на неё первыми каплями. Сразу намокла земля. А грустная девочка заулыбалась. Подставила ладошки дождику и с радостью закричала: «Дождик, дождик, лей! Силы не жалей!» Так иногда бывает: дождик плачет, а дети смеются! Урок 7

Выполненное задание Маленький дождик / бежал / по дорожке парка. // «Какой же я несчастный! / – думал он про себя. // От меня людям / никакой радости нет.// Одни только слёзы». // Добежав до песочницы, / дождик остановился.// Он заметил девочку, / которая низко склонилась / над клумбой / и что-то шептала. // Три дня назад / девочка посадила семечко.// Она с нетерпением / ждала первых ростков. // Но вот беда / – три дня / нет дождика,/ три дня / солнце палит. // Не всходят росточки, / не дают побега. // Догадался смышлёный дождик / и решил помочь девочке. // Подбежал к клумбе, / брызнул на неё / первыми каплями. // Сразу намокла земля. // А грустная девочка / заулыбалась. // Подставила ладошки дождику / и с радостью закричала: / «Дождик, / дождик, / лей! // Силы не жалей!» // Так иногда бывает: / дождик плачет, / а дети смеются! // Урок 7

Критерии чтения Осознанность; Грамотность (безошибочность); Соблюдение темпа, адекватного замыслу автора; ___________________________________________ Выразительность: соблюдение пауз; выделение ключевых слов; умение передать настроение

А тебе удалось увидеть радугу? Какая она?

Образы в живописи…

1. Подели текст на речевые звенья. Подчеркни ключевые слова. 2. Прочитай рассказ. Как ты думаешь, в каких строчках автор «спрятал» главную мысль текста? Объясни свой выбор. Природа богата своими дарами. Она преподносит их людям неожиданно, как чудо. Я помню, как впервые увидела радугу... Разве так бывает: огромное разноцветное коромысло перекинулось с одного берега на другой? Я удивлялась тому, откуда взялось столько оттенков. Кто прочертил по небу ровную семицветную дугу? Наверное, там, на небе, добрый волшебник решил устроить людям праздник. И после дождика развесил красивое коромысло. «Пусть, – думает он, – все смотрят на радугу и удивляются!» Радуга – настоящее чудо. Она как подарок. Особый дар. Появляется радуга после дождя, и меняется у человека настроение. Всегда бы так! Урок 9

Выполненное задание Природа богата / своими дарами.// Она / преподносит их людям / неожиданно, / как чудо. // Я помню, / как впервые увидела / радугу…// Разве так бывает: / огромное / разноцветное / коромысло / перекинулось / с одного берега / на другой? // Я удивлялась тому, / откуда взялось / столько оттенков.// Кто прочертил / по небу / ровную / семицветную дугу? // Наверное, там, / на небе, / добрый волшебник / решил устроить людям / праздник.// И после дождика / развесил / красивое коромысло.// «Пусть, / – думает он, / – все смотрят на радугу / и удивляются!» // Радуга / – настоящее чудо. // Она / как подарок. // Особый дар. // Появляется радуга / после дождя, / и меняется у человека / настроение. / Всегда бы так! // Главная мысль текста содержится в последнем абзаце. Урок 9

Компоненты структуры читательской компетентности Познавательный: знания (степень их обобщения и полноты). Операционально-технологический: умения (степень свернутости освоенности, возможность переноса выполняемых действий). Ценностно-смысловой: ценностно-смысловые ориентации (отношение к процессу, содержанию и результату деятельности).

Критериальное оценивание учащимися своих умений Задание: Попробуй оценить своё чтение в таблице. Я умею в процессе чтения Оценка (+ / –) Делать паузы между речевыми звеньями. Выделять голосом ключевые слова в речевом звене. Правильно ставить ударения в словах.

Методическое обеспечение предметного курса Учащиеся учатся выполнять первые проверочные работы; оценивать свои предметные и метапредметные результаты; исправлять недочёты и ошибки; понимать новую информацию; искать информацию, данную в явном и неявном виде; создавать свободное высказывание.

Задание к следующему вебинару Назвать те проблемы, которые возникают в Вашей работе с детьми на уроках литературного чтения. Проблемы, связанные с формированием читательской компетентности младшего школьника. Подготовить творческие работы учащихся, которые были написаны в рамках программы по литературному чтению. Эти работы нам нужны для комментариев на вебинаре, посвящённом развитию творческих способностей младшего школьника. Работы высылайте на электронный адрес под темой «Для вебинара по творчеству»: