Григорий Богослов (329–389) De vita sua / Пер. иер. Андрея Зуевского. М.: ГЛК, 2010.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Православным и протестантам или о чем молился Христос Иоанна 17.
Advertisements

28 он взял Его на руки, благословил Бога и сказал: 29 Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, 30 ибо видели очи мои спасение Твое,
Православие - одно из трех основных направлений христианства - исторически сложилось, сформировалось как его восточная ветвь. Оно распространено главным.
2. Осуществлено Иисусом Христом «Отец послал Сына Спасителем миру» (1 Ин. 4:14) «Наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Матф.
ПРАВОСЛАВИЕ В РОССИИ. ИСТОРИЯ ЗАРОЖДЕНИЯ.
Творческая работа учащихся (4 класс) по теме: "Христианство"
Основные принципы Христианства Краткий обзор учения Библии о спасении.
ВНИМАНИЕ! Чтобы не прервать анимацию, не переходите к следующему слайду пока не увидите знак «мыши» в правом нижнем углу.
СЛЕДУЙТЕ КУРСОМ, КОТОРЫЙ ПРОЛОЖИЛ КАПИТАН 1-е Тимофею 1:12-20.
БИБЛИЯ И ЕВАНГЕЛИЕ.. Распределите молитвы на три группы. Какую молитву произносят христиане в разные моменты жизни? - покаянная молитва, - благодарственная.
Навсегда страх из жизни ушёл, Ты позвал – я пошёл, Руки свои возношу в молитве я.
Православное вероучение 1. Вероучение 2. Священное Предание 3.Таинства.
ПИСЬМО ЛЮБВИ ОТЦА СО ЗВУКОМ Может быть ты не знаешь меня, но Я знаю о тебе всё… Пс 138:1 Я знаю, когда ты садишься и когда встаешь… Пс 138:2 Мне известны.
Откуда у вас вражды и распри? Гнев человека не творит правды Божией (Иакова 1:20).
Детям о Пасхе. Бог – это тот, кто создал этот прекрасный мир, для того, чтобы люди были счастливы.
Иисус Христос. Иисус Христос Сын Божий, Бог, явившийся во плоти, взявший на Себя грех человека, Своей жертвенной смертью сделавший возможным его спасение.
Язык древнерусского искусства. Символы христианской православной культуры Подготовил ученик 8"А" класса МОУ Лицея 1 Мельник Кирилл.
© 2006 TBBMI ТЕПЕРЬ БОЛЬШОЙ ВОПРОС: НУ И ЧТО?! ТЕПЕРЬ БОЛЬШОЙ ВОПРОС: НУ И ЧТО?! 01 1.
Библия указывает на причину возникновения зла в мире. Эта причина – грех. Что такое грех ? Это нарушение человеком Божиих заповедей ( повелений ). А прояв.
Неведомый Бог для особенно набожных. 16 В ожидании их в Афинах Павел возмутился духом при виде этого города, полного идолов. 17 Итак он рассуждал в синагоге.
Транксрипт:

Григорий Богослов (329–389) De vita sua / Пер. иер. Андрея Зуевского. М.: ГЛК, 2010

Избранная библиография Иларион (Алфеев), игум. Жизнь и учение св. Григория Богослова. М., 1998 – 507 с. Николай Виноградов, иер. Догматическое учение святого Григория Богослова. Казань, 1887 – 508 c. J.A. McGuckin. St. Gregory of Nazianzus: an intellectual biography. NY: St Vladimirs Seminary Press, 2001

Contra Julianum imperatorem 1 (orat. 4) 12 Ημ τεροι, φησ ν, ο λ γοι, κα τ Ελλην ζειν, ν κα τ σ βειν θεο ς· μ ν δ λογ α κα γροικ α· κα ο δ ν π ρ τ, Π στευσον, τ ς μετ ρας στ σοφ ας Словесные науки и греческая образованность, говорит он, наши; так как нам же принадлежит и чествование богов; а ваш удел необразованность и грубость; так как у вас вся мудрость состоит в одном: веруй…

хронология жизни и эпохи 329 – рождение 350 – шторм по пути из Александрии 357 – возвращение из Афин 362 – посвящение отцом в пресвитеры 363 – отец подписывает омиусианскую формулу – указ Юлиана против христианских учителей

Ibid. 16 τ δ' ο ν μ τερον τοιο τ ν στιν· Ο τε φων τ ν ε ρομ νων μ νον στ ν, λλ π ντων τ ν μετεχ ντων· ο τε τ χνη τις πιτ δευσις, ν ν νθυμηθ ναι θελ σ ς· λλ' σπερ ν ρμον τεχνικ τε κα μουσικ λλος μ ν χος λλης τιν ς τ ν νευρ ν συντεταμ νος, νειμ νος, π ντα δ το ν ς ρμοστο κα τεχν του, πρ ς ν τι κ λλος ρμον ας συντε νοντα· А наше рассуждение таково: и язык и всякое искусство, или полезное учреждение, какое бы ты себе ни представил, принадлежат не одним изобретателям, а всем, ими пользующимся; и как в искусной музыкальной гармонии одна струна издает тот звук, другая другой, высокий или низкий, но все подчиняется одному искусному руководителю хора и составляет одну прекрасную гармонию;

ο τω κ ν το τοις τεχν της κα δημιουργ ς Λ γος λλον μ ν λλης τιν ς πιτηδε σεως τ χνης ε ρετ ν προ στ σατο, π ντα δ ε ς μ σον προ θηκε π σι το ς βουλομ νοις, τ κοινωνικ κα φιλανθρ π συνδ ων τ ν β ον μ ν, κα ποι ν μερ τερον. так и здесь высочайший Художник и Зиждитель Слово, хотя избрал различных изобретателей разных полезных учреждений и искусств, но все предложил всем, кто хочет, дабы соединить нас узами взаимного общения и человеколюбия и украсить жизнь нашу кротостью

372 – рукоположение во епископа в Сасимах 375 – перебирается в Селевкию январь 379 г. – восшествие имп. Феодосия Старшего (tempora christiana) – епископство к Константинополе май 381 – II Вселенский собор 381 – удаление на родину 389 – кончина

Сасимы «На большой дороге, пролегающей через Каппадокию, есть место обычной остановки проезжих, с которого одна дорога делится на три, место безводное, не произращающее и былинки, лишенное всех удобств, селение ужасно скучно и тесное; там всегда пыль, стук от повозок, слезы, рыдания, собиратели налогов, орудия пытки, цепи, а жители –– чужеземцы и бродяги» De vita sua, lin. 439–445

OPERA Orationes – 45 догматические, литургические, похвальные, полемические, биографические Epistulae ок. 245 (в том числе три догматические) Poemae догматические – 38, нравственные, исторические и автобиографические – 206

Константинопольский период )первое время в Константинополе и первая реакция ариан на проповедь православия Г. Б. 2)клевета со стороны ариан на Г. Б. и их столкновения православными 3)эпизод с Максимом-Киником 4)затишье, во время которого проповеди Г. Б. привлекают к себе даже еретиков 5)передача православным церковных зданий и имущества в Константинополе 6)II Вселенский собор

издания PG T. 35–38 на основе еditio princeps (парижские мавристы): т (Ch. Clémencet), т (Caillau), а также Morel-Billy (1609) Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова, архиеп. Константинопольского: В 2 т. СПб., Серг. П., 1994 (репринт)

избранные темы великие мировые эпохи принципы церковной проповеди тринитарное богословие христологическое богословие

Oratio Δ ο γεγ νασι μεταθ σεις β ων πιφανε ς κ το παντ ς α νος, α κα δ ο διαθ και καλο νται, κα σεισμο γ ς, δι τ το πρ γματος περιβ ητον· μ ν π τ ν ε δ λων π τ ν ν μον, δ π το ν μου πρ ς τ ε αγγ λιον. κα τρ τον σεισμ ν ε αγγελιζ μεθα, τ ν ντε θεν π τ κε σε μετ στασιν, τ μηκ τι κινο μενα, μηδ σαλευ μενα. В продолжение веков были два знаменитые преобразования жизни человеческой, называемые двумя Заветами и, по известному изречению Писания, потрясениями земли (Агг 2:7). Одно вело от идолов к Закону, а другое от Закона к Евангелию. Благовествую и о третьем потрясении о преставлении от здешнего к тамошнему, непоколебимому и незыблемому.

τα τ ν δ α δ ο διαθ και πεπ νθασι. τ το το; ο κ θρ ως μετεκιν θησαν, ο δ μο τ πρ τ κιν σει τ ς γχειρ σεως. τ νος νεκα; ε δ ναι γ ρ ναγκα ον. να μ βιασθ μεν, λλ πεισθ μεν. τ μ ν γ ρ κο σιον ο δ μ νιμον· σπερ β κατ χεται τ ν ευμ των τ ν φυτ ν· τ δ κο σιον μονιμ τερ ν τε κα σφαλ στερον. κα τ μ ν το βιασαμ νου, τ δ μ τερον· κα τ μ ν πιεικε ας θεο, τ δ τυραννικ ς ξουσ ας. ο κουν ετο δε ν κοντας ε ποιε ν, λλ' κ ντας ε εργετε ν. Но с обоими Заветами произошло одно и то же. Что именно? Они вводились не вдруг, не по первому приему за дело. Для чего же? Нам нужно было знать, что нас не принуждают, а убеждают. Ибо что не произвольно, то и непрочно, как поток или растение ненадолго удерживаются силою. Добровольное же и прочнее и надежнее. И первое есть дело употребляющего насилие, а последнее собственно наше. Первое свойственно насильственной власти, а последнее Божию правосудию. Поэтому Бог определил, что не для не хотящих должно делать добро, но благодетельствовать желающим.

πρ τη τ ε δωλα περικ ψασα τ ς θυσ ας συνεχ ρησεν· δευτ ρα τ ς θυσ ας περιελο σα τ ν περιτομ ν ο κ κ λυσεν· ε τα ς παξ δ ξαντο τ ν φα ρεσιν, κα τ συγχωρηθ ν συνεχ ρησαν· ο μ ν τ ς θυσ ας, ο δ τ ν περιτομ ν· κα γεγ νασιν, ντ μ ν θν ν, ουδα οι· ντ δ το των, Χριστιανο, τα ς κατ μ ρος μεταθ σεσι κλαπ ντες π τ ε αγγ λιον. … κε νο τ ς ο κονομ ας, το το τ ς τελει τητος То, что первый Завет, запретив идолов, допустил жертвы; а второй, отменив жертвы, не запретил обрезания. Потом, которые однажды согласились на отмену, те уступили и уступленное, одни жертвы, другие обрезание, и стали из язычников иудеями, и из иудеев Христианами, будучи увлекаемы к Евангелию постепенными изменениями. … То было нужно для домостроительства, а это для совершенства

De vita sua 1293–1301 (ср. carm –35) …ο γ ρ κατε ργειν, λλ πε θειν ννομον ε ναι νομ ζων, κα πρ ς μ ν τι πλ ον α τ ν τ' κε νων, ο ς θε προσ ξομεν – τ μ ν γ ρ κο σιον κρατο μενον β, σπερ β λος νευρ τε κα χερσ ν δεθ ν ε μ' ν λκ π ντοθεν στενο μενον, καιρο διδ ντος τ ν β αν περιφρονε. τ δ' κο σιον β βαιον ε ς π ντα χρ νον δεσμο ς λ τοις τ ν π θων σφιγμ νον… …и сам признаю законным не принуждать, но убеждать, и нахожу это более полезным как для нас самих, так и для тех, кого приводим к Богу. Невольное, сдерживаемое силой, как стрела, остановленная тетивой и могучей рукой, или ручей, который отовсюду преграждается в своем течении, при первом удобном случае презирает сдерживающую силу. А добровольное навсегда прочно, потому что связано нерушимым узами любви…

De spiritu sancto (orat. 31) 14 (Пятое о богословии) μ ν ε ς θε ς, τι μ α θε της· κα πρ ς ν τ ξ α το τ ν ναφορ ν χει, κ ν τρ α πιστε ηται. ο γ ρ τ μ ν μ λλον, τ δ ττον θε ς· ο δ τ μ ν πρ τερον, τ δ στερον· ο δ βουλ σει τ μνεται, ο δ δυν μει μερ ζεται, ο δ τι τ ν σα το ς μεριστο ς π ρχει, κ ντα θα λαβε ν στ ν· λλ μ ριστος ν μεμερισμ νοις, У нас один Бог, потому что Божество одно. И к Единому возводятся сущие от Бога, хотя и вернется в Трех; потому что как Один не больше, так и другой не меньше есть Бог; и Один не прежде, и другой не после: Они и хотением не отделяются, и по силе не делятся; и все то не имеет места, что бывает в вещах делимых.

ε δε συντ μως ε πε ν, θε της· κα ο ον ν λ οις τρισ ν χομ νοις λλ λων, μ α το φωτ ς σ γκρασις. ταν μ ν ο ν πρ ς τ ν θε τητα βλ ψωμεν, κα τ ν πρ την α τ αν, κα τ ν μοναρχ αν, ν μ ν τ φανταζ μενον· ταν δ πρ ς τ ν ο ς θε της, κα τ κ τ ς πρ της α τ ας χρ νως κε θεν ντα κα μοδ ξως, τρ α τ προσκυνο μενα. Напротив того, если выразиться короче, Божество в Разделенных неделимо, как в трех солнцах, которые заключены одно в другом, одно растворение света. Посему когда имеем в мысли Божество, первую причину и единоначалие, тогда представляемое нами –– одно. А когда имеем в мысли Тех, в Которых Божество, Сущих от первой Причины, и Сущих от Нее одновременно и равно честно; тогда Поклоняемых –– три

Ε τις ε ς νουν νθρωπον λπικεν, ν ητος ντως στ κα ο κ ξιος λως σ ζεσθαι. Τ γ ρ πρ σληπτον, θερ πευτον· δ νωται τ Θε, το το κα σ ζεται. Ε μισυς πταισεν Αδ μ, μισυ κα τ προσειλημμ νον κα τ σ ζ μενον. Ε δ λος, λ τ γεννηθ ντι νωται κα λως σ ζεται. Μ το νυν βασκαιν τωσαν μ ν τ ς παντελο ς σωτηρ ας, μηδ στ μ νον κα νε ρα κα ζωγραφ αν νθρ που τ Σωτ ρι περιτιθ τωσαν. Если кто понадеялся на человека, не имеющего ума, то он действительно не имеет ума и не достоин быть всецело спасенным, ибо невосприятие не уврачевано, но что соединилось с Богом, то и спасается. Если Адам пал одной половиной, то воспринята и спасена одна половина. А если пал всецелый, то со всецелым родившимся соединился и всецело спасается. Посему да не завидуют нам во всесовершенном спасении и да не приписывают Спасителю одних только костей, жил и облика человеческого. Ерistula

Ерistula Ο δ γ ρ τ ν νθρωπον χωρ ζομεν τ ς θε τητος, λλ' να κα τ ν α τ ν δογματ ζομεν, πρ τερον μ ν ο κ νθρωπον, λλ Θε ν κα Υ ν μ νον κα προαι νιον, μιγ σ ματος κα τ ν σα σ ματος, π τ λει δ κα νθρωπον, προσληφθ ντα π ρ τ ς σωτηρ ας τ ς μετ ρας, παθητ ν σαρκ, παθ θε τητι, περιγραπτ ν σ ματι, περ γραπτον πνε ματι, τ ν α τ ν π γειον κα ο ρ νιον, ρ μενον κα νοο μενον, χωρητ ν κα χ ρητον, ν' λ νθρ π τ α τ κα Θε λος νθρωπος ναπλασθ πεσ ν π τ ν μαρτ αν. Мы не отделяем в Нем человека от Божества, но учим, что один и тот же - прежде не человек, но Бог и Сын Единородный, предвечный, не имеющий ни тела, ни чего-либо телесного, а, наконец, и человек, воспринятый для нашего спасения, подлежащий страданию по плоти, бесстрастный по Божеству, ограниченный по телу, не ограниченный по духу, один и тот же - земной и небесный, видимый и умопредставляемый, совместимый и несовместимый, чтобы всецелым человеком и Богом воссоздан был всецелый человек, падший под грех.

Ε τις ε σ γει δ ο Υ ο ς, να μ ν τ ν κ το Θεο κα Πατρ ς, δε τερον δ τ ν κ τ ς μητρ ς, λλ' ο χ να κα τ ν α τ ν, κα τ ς υ οθεσ ας κπ σοι τ ς πηγγελμ νης το ς ρθ ς πιστε ουσι. Φ σεις μ ν γ ρ δ ο Θε ς κα νθρωπος, πε κα ψυχ κα σ μα· υ ο δ ο δ ο, ο δ Θεο. Ο δ γ ρ ντα θα δ ο νθρωποι, ε κα ο τως Πα λος τ ντ ς το νθρ που κα τ κτ ς προσηγ ρευσε. Если кто вводит двух сынов - одного от Бога и Отца, а другого от Матери, а не одного и того же, то да лишится он усыновления, обещанного правоверным. Ибо хотя два естества - Бог и человек (как в человеке душа и тело), но не два сына, не два Бога (как и здесь не два человека, хотя Павел (2Кор.4:16) наименовал человеком и внешнее, и внутреннее в человеке).

Κα ε δε συντ μως ε πε ν, λλο μ ν κα λλο τ ξ ν Σωτ ρ (ε περ μ τα τ ν τ ρατον τ ρατ κα τ χρονον τ π χρ νον), ο κ λλος δ κα λλος· μ γ νοιτο. Τ γ ρ μφ τερα ν τ συγκρ σει, Θεο μ ν νανθρωπ σαντος, νθρ που δ θεωθ ντος, πως ν τις νομ σειε. Короче говоря, в Спасителе есть иное и иное, потому что не тождественно невидимое с видимым и одновременное с тем, что под временем; но не имеет в Нем места иной и иного Сего да не будет! Ибо то и другое вместе - и Бог очеловечился, и человек обожился, или как ни наименовал бы кто сие.

Λ γω δ λλο κα λλο, μπαλιν π τ ς Τρι δος χει. Εκε μ ν γ ρ λλος κα λλος, να μ τ ς ποστ σεις συγχ ωμεν· ο κ λλο δ κα λλο, ν γ ρ τ τρ α κα τα τ ν τ θε τητι. Когда же говорю "иное и иное", понимаю сие иначе, нежели как нужно понимать Троицу. Там Иной и Иной, чтобы не слить Ипостасей, а не иное и иное, ибо Три Ипостаси по Божеству суть едины и тождественны.