Алгоритм проектирования программ внеурочной деятельности в контексте ФГОС Уманская М.В., к. п. н., доцент, методист МРЦ на базе МАОУ гимназия 18.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Районный семинар «Разработка программы дополнительного образования детей»
Advertisements

Структура учебной ( рабочей ) программы. 1. Титульный лист 2. Пояснительная записка 3. Учебно - тематический план 4. Содержательная часть 5. Методическая.
Основные требования и структура программы дополнительного образования детей по состоянию на 2015 год.
Проектирование программы внеурочной деятельности «Основы проектной деятельности»
Планирование внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность в соответствии с ФГОС – это деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения.
Презентация к уроку по теме: Внеурочная деятельность в рамках ФГОС
ФГОС: внеурочная воспитывающая деятельность 16 июля 2010 года.
Для реализации в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности : 1) Игровая деятельность; 2) познавательная деятельность; 3) проблемно – ценностное.
Примерные методические рекомендации по составлению рабочей программы педагога учебный год Консультант Комитета образования Солдатова Е.В.
1 «Партнерское взаимодействие общего и дополнительного образования детей в реализации требований стандартов нового поколения» Круглый стол.
Внеурочная деятельность в контексте ФГОС. Внеурочная деятельность школьников часть коллективной жизнедеятельности ученического класса, осуществляемая.
L/O/G/O « СОЗДАНИЕ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ » СЕМИНАР.
Проект положения об организации внеурочной деятельности на базе МОУ «_________» в условиях введения ФГОС НОО.
Организация внеурочной деятельности школьников в условиях образовательного учреждения при переходе на ФГОС.
Образовательные программы дополнительного образования детей.
1 ФГОС: Требования к структуре ООП НОО Структура ООП Программакоррекционнойработы.
ФГОС нового поколения: вопросы воспитания и внеурочной деятельности.
Универсальные учебные действия коммуникативные – обеспечивающие социальную компетентность, познавательные – общеучебные, логические, связанные с решением.
1 ФГОС: Требования к структуре ООП НОО Структура ООП Программакоррекционнойработы.
Составление программ дополнительного образования.
Транксрипт:

Алгоритм проектирования программ внеурочной деятельности в контексте ФГОС Уманская М.В., к. п. н., доцент, методист МРЦ на базе МАОУ гимназия 18

1. Титульный лист 2. Пояснительная записка 4. Примерное содержание занятий 5. Предполагаемые результаты 3. Учебно- тематический план (по годам обучения) 6. Методическое обеспечение программы 7. Список литературы СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ

ШАГ 1. ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ Компоненты ОшибкиДля справки вышестоящие органы образования (по подчиненности учреждения); название образовательного учреждения, в котором разработана программа ФИО ответственного работника, утвердившего программу с указанием даты утверждения; дата и протокола педагогического совета, рекомендовавшего программу к реализации; название программы (по возможности краткое и отражающее суть программы); направление развития личности школьника, в рамках которого будет реализовываться программа; вид внеурочной деятельности школьников, в рамках которого будет реализовываться программа; возраст школьников, на которых ориентирована программа; разработчик-автор программы (ФИО, занимаемая должность) Не указываются все необходимые данные. Название программы должно быть коротким, емким, отражающим содержание программы. Если название программы носит не предметный, а абстрактный, образный характер («Эврика», «Жар- птица»), то требуется дополнительное указание на направление деятельности - «Жар-птица» (Театр моды). Направления развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное Вид деятельности: 1)игровую деятельность; 2) познавательную деятельность; 3) проблемно-ценностное общение; 4) досугово-развлекательную деятельность (досуговое общение); 5) художественное творчество; 6) социальное творчество (социально преобразующую добровольческую деятельность); 7) трудовую (производственную) деятельность; 8) спортивно-оздоровительную деятельность; 9) туристско-краеведческую деятельность.

ШАГ 2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В пояснительной записке раскрываются цели образовательной деятельности, обосновывается отбор содержания и последовательность изложения материала, дается характеристика формам работы с обучающимися и условиям реализации программы. ЧТО должно быть отражено: 1. Обоснование необходимости разработки и внедрения программы в образовательный процесс. 2. Цель и задачи программы. 3. Отличительные особенности программы. 4. Особенности возрастной группы. 5. Режим занятий. Продолжение на следующем слайде

1. Обоснование необходимости разработки и внедрения программы в образовательный процесс: актуальность, то есть доказать, что она необходима современным школьникам; практическая значимость; связь с ООП и уже существующими по данному направлению программами; вид (модифицированная, экспериментальная, авторская программа); новизна (особенности работы с обучающимися и содержания – для претендующих на авторство). 2. Цель и задачи программы. Цель – предполагаемый результат, к которому надо стремиться. Конкретизация цели осуществляется через определение задач, показывающих, что нужно сделать, чтобы достичь цели. 3. Отличительные особенности программы: ключевые идеи, понятия; этапы реализации программы, их обоснование и взаимосвязь. 4. Особенности возрастной группы: возраст детей и их психологические особенности; вид детской группы (профильная, экспериментальная и др.) и ее состав (постоянный, переменный и др.); особенности набора детей (свободный, по конкурсу и др.); количество обучающихся по годам обучения (обосновать). 5. Режим занятий: общее количество часов в год; количество часов и занятий в неделю; периодичность занятий.

Основные ошибки при написании пояснительной записки Новизна и актуальность: Безосновательное утверждение педагогом уникальности своей программы, перевод ее в ряд авторских, оригинальных (при недостаточной проработанности литературных источников и знакомстве с аналогичными программами) Цель должна отражать специфику программы и ее направленность: Отсутствие взаимосвязи содержательных элементов программы: цель – задачи – содержание – результат ; Не различаются понятия «цель» и «задача», подмена цели задачами; Слишком большое или необоснованно ограниченное количество целей и задач; Слишком широкое обобщение цели, ее абстрагирование от данного вида деятельности напр., «всестороннее гармоничное развитие личности ребенка»; Подмена цели педагогическими идеями и принципами, например, «создание условий для сознательного самоопределения обучающихся; Несоответствие цели срокам реализации программы; Несоответствие цели и содержания программы, форм и методов обучения возрастным особенностям обучающихся. При разработке режима занятий детского объединения педагог должен помнить, что реализация его образовательной программы не должна приводить к общему повышению учебной нагрузки и утомляемости обучающихся. Отчасти эта проблема решается путем обеспечения личностно- мотивированного участия обучающихся в интересной и доступной деятельности, свободы выбора личностно-значимого содержания образования, использование интерактивных способов усвоения образовательного материала, организации форм деятельности, соответствующей возрастным особенностям обучения, смены основного вида деятельности. Педагог также должен учитывать нормативные документы, регламентирующие нагрузку на обучающихся в организованных формах обучения.

ШАГ 3. СОСТАВЛЯЕМ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Тематический план раскрывает последовательность тем программы и количество часов на каждую из них, соотношение времени теоретических и практических занятий. Педагог имеет право самостоятельно распределять часы по темам в пределах установленного времени. В программе указывается количество часов аудиторных занятий и внеаудиторных активных (подвижных) занятий. При этом количество часов аудиторных занятий не должно превышать 50% от общего количества занятий. Оформить тематический план рекомендуется в виде таблицы. Количество часов, отводимых на внеурочную деятельность, определяется образовательным учреждением самостоятельно. Ошибки при разработке учебно-тематического плана: представление плана поурочного или календарного планирования вместо разделов программы; отсутствие разбивки на теоретические и практические виды занятий; отсутствие подсчета итогового количества часов; составление плана не на весь период обучения; несоответствие итогового количества часов плана режиму занятий, описанному автором в Пояснительной записке или гигиеническим требованиям к максимальной нагрузке детей согласно Сан ПиН.

ШАГ 4. ОПРЕДЕЛЯЕМ ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ Содержание программы – это краткое описание разделов и тем, соответствующее тематическому плану. Раскрывать содержание тем следует в том порядке, в котором они представлены в учебно-тематическом плане. Описать тему означает: указать название темы; перечислить основные узловые моменты, которые излагаются в рамках данной темы; указать, в каких формах организуется образовательный процесс (теоретических, практических). ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ: К наиболее частым ошибкам, допускаемым педагогами, следует отнести: отсутствие содержания курса; размещение содержания курса в УТП; несоответствие предлагаемого содержания курса возрастной категории детей; неумение раскрыть содержание предлагаемого курса «телеграфным» стилем, подмена его методикой обучения; Авторы при этом раскрывают не содержание темы, а методику («КАК» они достигнут?) усвоения обучающимися данного содержания. Для справки: Содержание следует излагать в виде констатации вопросов, выносимых на обсуждение. Изложение ведется в именительном падеже. Обычно первая тема – введение в программу.

ШАГ 5. ПЛАНИРУЕМ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Обязательным условием разработанной программы внеурочной деятельности является контролируемость и наличие системы диагностики её эффективности. В разделе надо описать планируемые результаты и систему их оценивания Уровни результатов: Первый уровень результатов приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Второй уровень результатов получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Третий уровень результатов получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. То есть здесь тоже надо перечислить: те социально-значимые знания, которые планируется передать детям; те социально-значимые отношения, которые планируется у них развивать; тот опыт социально значимого действия, приобретение которого школьниками планируется организовать. Результаты могут быть представлены на выставках, соревнованиях, конкурсах, учебно-исследовательские конференциях и т.д.). Педагог должен иметь четкое представление о том, каких результатов должны достичь обучающиеся на разных этапах. Результаты должны быть соотнесены с целями программы, быть реальными и проверяемыми. Методика выявления, диагностики и оценки получаемых результатов разрабатывается педагогом в соответствии с требованиями, принятыми в школе. Это могут быть тесты, проверочные задания, творческие работы, зачетные занятия, экзамены, методы педагогического наблюдения и др. К недостаткам при разработке данного раздела программы следует отнести: - отсутствие показателей результативности обучения детей и критериев их оценки; - выделение педагогами только узкопрофессиональных знаний, умений, навыков (ЗУН); -отсутствие в числе ожидаемых результатов развития у ребенка комплекса личностных качеств: например, нравственно- волевых (воля, терпение, настойчивость); поведенческих (коммуникабельность, ответственность); адаптационных (понимание себя и других, способность к саморазвитию, навыки здорового образа жизни); - планирование результатов, которые невозможно отследить.

ШАГ 5. ОПИСЫВАЕМ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ В этом разделе программы следует дать: Формы и методы работы с детьми Краткую характеристику условий реализации программы (кадровых, материально-технических). Каким образом будут организованы занятия для достижения поставленной в программе цели и получения запланированного результата? Какие предлагаются практические и творческие задания, используются ли определенные технологии и методики (разноуровневого обучения, интенсивного обучения, развивающего обучения, работа по методу проектов и др.), применяются ли авторские методики обучения? К ошибкам и недостаткам, допускаемым педагогами при разработке данного раздела программы следует отнести: - отсутствие данного раздела или его частичное освещение в других разделах программы; - неполноту раскрытия раздела (чаще всего наблюдается отсутствие освещения технологии обучения).

ШАГ 7. ОФОРМЛЯЕМ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Должно быть приведено два списка: литература, используемая педагогом для разработки программы и организации образовательного процесса; литература, рекомендуемая для детей и родителей по данной программе. К недостаткам при разработке данного раздела следует отнести: - отсутствие раздела; - отсутствие разделения списка литературы.

ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Педагогу необходимо помнить, что разрабатываемая программа должна соответствовать нормативно- правовым требованиям к внеурочной деятельности (Сан ПиН); приступать к разработке программы необходимо с чётким и внятным представлением о предполагаемом результате; выбор форм внеурочной деятельности должен опираться на гарантию достижения результата определённого уровня; при разработке программы необходимо выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к результатам другого; форсирование результатов и форм недопустимо, так как это не обеспечивает повышение качества и эффективности деятельности; выбор типа программы должен быть обусловлен потребностями учащихся и общества и имеющимися образовательными ресурсами; процесс разработки и реализации программы должен содержать диагностико-аналитическую составляющую по определению результативности и эффективности внеурочной деятельности.