ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОГО ПЛАКАТА КАК СРЕДСТВА ТЕМАТИЧЕСКОГО ПОГРУЖЕНИЯ В МУЛЬТИМЕДИЙНУЮ СРЕДУ ОБУЧЕНИЯ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Интерактивный плакат. Мультимедийные технологии уже прочно вошли в нашу жизнь. Каждый день появляются все новые и новые способы их использования. Не обошла.
Advertisements

МБОУ «Краснооктябрьская СОШ» учитель математики и информатики Ирина Юрьевна Судоплатова.
«Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся» Учитель биологии шл 27 г.Астана Матковская Т.Б.
Технология построения урока на основе ИКТ (теоретический семинар)
Целью данного проекта является - рассмотреть возможность различных программ для создания ЦОР. Для достижения поставленной цели в работе решены следующие.
Использование информационно- коммуникативных технологий в начальной школе в условиях реализации ФГОС НОО МБОУ «Основная общеобразовательная Обуховская.
Компьютеризация обучения позволит уменьшить разрыв между тем, что школа дает своим выпускникам, и требованиями, которые предъявляются к ним современным.
Формирование информационной компетентности участников образовательного процесса Подготовила: Санина З.А., зам.директора по НМР.
Урок как форма обучения истории. Типы уроков Тип урока понятие, связанное с варьированием структуры урока, его содержательных элементов.
Автор: Воспитатель 1 квалификационной категории МБДОУ «Аленький цветочек» г.Ноябрьск Закирова Ляюзя Мавлимовна.
Презентация к уроку по теме: Мультимедиа технологии в образовании
Тема самообразования: «Формирование информационной культуры через создание и использование электронных учебных пособий»
Учебное занятие Идеи, конструирование, анализ. Задачи конкурсного урока Продемонстрировать знание содержания образования по своему предмету Продемонстрировать.
Выполнила студентка группы ГО-16 Сидорова А.А.. Во многих учебных дисциплинах, связанных с проектированием и графическими построениями, с синтезом графических.
Применение электронных образовательных ресурсов (ЭОР) на уроках разного типа (вида)
Поэтому в 5 классе мы должны научить: уметь работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную.
Применение интерактивной доски в деятельности учителя-предметника Автор : зам.директора по учебно – воспитательной работе Кравец Т.Ю.
«Развитие исследовательской культуры учителя». Исследовательская культура учителя: Определенный способ и результат творческой самореализации учителя в.
В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в средней школе. Это не только новые технические средства, но.
ИТ в самостоятельной и научной деятельности студентов и преподавателей. Организация учебного процесса с помощью современных технических средств. В построении.
Транксрипт:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОГО ПЛАКАТА КАК СРЕДСТВА ТЕМАТИЧЕСКОГО ПОГРУЖЕНИЯ В МУЛЬТИМЕДИЙНУЮ СРЕДУ ОБУЧЕНИЯ

Концептуальность идеи использования интерактивного плаката Не так давно передовые отечественные школы осваивали компьютерные технологии, основанные на использовании простейших контролирующих, обучающих и расчетно- графических программ, сегодня же они активно применяют в обучении мультимедийные технологии. Эти технологии, несущие с собой новые комплексные способы представления, структурирования, хранения, передачи и обработки образовательной информации, позволяют перейти к более эффективным формам организации учебной деятельности учащихся и могут сыграть большую, а может, и определяющую роль в изменении господствующих сегодня педагогических технологий. Ведущая педагогическая идея заключается в том, что использование интерактивного плаката как мультимедийного образовательного ресурса позволяет, с одной стороны, наглядно демонстрировать обучаемому процесс формирования ключевых понятий, как при индивидуальной, так и при фронтальной работе, а с другой стороны, позволяет ему самому активно участвовать в этом генезисе.

Актуальность, социальная значимость проблемы Сознавая, что в обозримом будущем общеобразовательная школа по-прежнему останется классно-урочной, необходимо рассматривать перспективы повышения эффективности этой системы с оснащением кабинетов дидактическими и техническими средствами обучения, с совершенствованием типов уроков и их модулей. Мультимедийные технологии, как ничто другое, позволяют интегрировать эти два направления методических поисков. Школы интенсивно оснащаются достаточно мощной компьютерной техникой, что создает реальную перспективу увеличения интенсивности использования цифровых образовательных ресурсов. Таким образом, тема развития мультимедийных технологий еще долгое время будет оставаться актуальной. Реальный процесс внедрения компьютера и мультимедийных технологий в традиционной массовой школе носит сегодня, скорее, спонтанный и стихийный характер. Нередко новые информационные технологии втискиваются в учебный процесс ради самого их использования. Применяемые мультимедийные продукты зачастую создаются программистами, имеющими эмпирические (зачастую индивидуально специфические) представления о закономерностях и принципах обучения. Еще более сложной задачей является извлечение из целостного электронного курса необходимого фрагмента и подготовка его к использованию на уроке.

Актуальность, социальная значимость проблемы Тактически более целесообразно дать учителю такие мультимедийные ресурсы, которые он мог бы сам без значительных временных затрат встраивать в урок, проводимый в условиях существующей классно-урочной системы. В школьной практике, назревает противоречие между объективной потребностью в использовании новых информационных технологий для организации учебного процесса в рамках традиционной классно-урочной системы и невозможностью применять для этого мультимедийные продукты, предлагаемые разработчиками. Мультимедиа неизмеримо расширяет возможности в организации и управлении учебной деятельности и тем самым позволяет практически реализовать огромный потенциал перспективных методических разработок, найденных в рамках традиционного обучения, которые оставались невостребованными или в силу определенных объективных причин не могли дать там должного эффекта. Таким образом, возникают противоречия между стратегическими вопросами применения компьютера и мультимедийных технологий в обучении и конкретными тактическими решениями по разработке и применению методических разработок. Разрешение перечисленных противоречий обусловило разработку темы использования интерактивного плаката как мультимедийного средства. Актуальность, социальная значимость проблемы Тактически более целесообразно дать учителю такие мультимедийные ресурсы, которые он мог бы сам без значительных временных затрат встраивать в урок, проводимый в условиях существующей классно-урочной системы. В школьной практике, назревает противоречие между объективной потребностью в использовании новых информационных технологий для организации учебного процесса в рамках традиционной классно-урочной системы и невозможностью применять для этого мультимедийные продукты, предлагаемые разработчиками. Мультимедиа неизмеримо расширяет возможности в организации и управлении учебной деятельности и тем самым позволяет практически реализовать огромный потенциал перспективных методических разработок, найденных в рамках традиционного обучения, которые оставались невостребованными или в силу определенных объективных причин не могли дать там должного эффекта. Таким образом, возникают противоречия между стратегическими вопросами применения компьютера и мультимедийных технологий в обучении и конкретными тактическими решениями по разработке и применению методических разработок. Разрешение перечисленных противоречий обусловило разработку темы использования интерактивного плаката как мультимедийного средства.

Новизна опыта использования интерактивного плаката заключается в комплексном подходе к применению мультимедийных технологий при изучении некоторой относительно замкнутой темы школьной программы. Новизна опыта использования интерактивного плаката Интерактивный плакат – электронное образовательное средство нового типа, которое обеспечивает высокий уровень задействования информационных каналов восприятия наглядности учебного процесса. В цифровых образовательных ресурсах этого типа информация предъявляется не сразу, она «разворачивается» в зависимости от управляющих воздействий пользователя. Интерактивный плакат как никакое другое средство позволяет варьировать уровень погружения в тему.

ПЛАКАТ (нем. Plakat), вид графики, броское изображение на крупном листе с кратким пояснительным текстом, выполняемое в агитационных, рекламных, информационных или учебных целях. Это своего рода укрупнённая дидактическая единица, дидактический многомерный инструмент (по В.Э. Штейнбергу), где обеспечивается многоуровневая работа с определённым объёмом информации на всех этапах: первичной передачи, переработки, сжатия, контроля. В отличие от мультимедийного урока интерактивный плакат может быть только многоуровневым и многофункциональным, обеспечивающим, к примеру, как изучение нового материала, так и закрепление, обратную связь и контроль за качеством усвоения полученной информации. По сравнению с обычными полиграфическими аналогами, интерактивные электронные плакаты являются современным многофункциональным средством обучения и предоставляют более широкие возможности для организации учебного процесса.

В соответствии с педагогической технологией П.М. Эрдниева, знания, новая информация предъявляются обучающимся в виде так называемых укрупненных дидактических единиц (УДЕ) – систем понятий, объединенных на основе их смысловых, логических связей и образующих целостно усваиваемую единицу информации. Исходя из принципа УДЕ, учащиеся могут изучать одновременно взаимно обратные действия и операции; сравнивать противоположные понятия, рассматривая их одновременно; сопоставлять родственные и аналогичные понятия; сопоставлять этапы работы над упражнением, способы решения и т.д.

Элементами такого интерактивного плаката могут быть Многоуровневый задачник; Создание режима «скрытого изображения» (возможность включения и выключения разъясняющей информации); Иллюстрированный опорный конспект; Набор иллюстраций, интерактивных рисунков, анимации, видеофрагментов; Конструктор (инструмент, позволяющий учителю и ученику делать пометки, записи, чертежи поверх учебного материала)

Интерактивный плакат может использоваться в течение нескольких уроков. Дидактически оправдано будет применение такого плаката на обобщающем уроке, когда необходимо обобщение, подведение итогов, провести с учениками операции анализа, синтеза, классификации и т.д.

Структурно интерактивный плакат состоит из плаката первого плана и ряда подчиненных ему сцен. Это может быть похоже на «меню», которое, как правило, представляет собой первый слайд. Это своего рода структура, из которой вырисовываются общие контуры большой темы. И в то же время отдельные компоненты плаката первого уровня позволяют получить начальное представление об общем содержании и смысле большого информационного блока.

Обоснованность отбора методов и средств для решения проблемы эффективности современного урока Повышение эффективности современного урока, по моему мнению, связана с повышением информационной плотности урока, что требует использования новых носителей учебного материала. Таким образом, предлагается конкретная модель обучения, в которой компьютерные средства и мультимедийные технологии органично интегрируются в традиционную классно-урочную систему. В основе этой модели лежит метод, названный методом тематического погружения, позволяющий обогатить традиционные формы, способы и приемы обучения за счет комплексного использования мультимедийных технологий. Именно такое, а не эпизодическое, использование компьютера и мультимедийных средств позволит учащемуся, осознать, что в руках знающего специалиста компьютер становится мощным средством научного познания, что одновременно изменяет мотивацию индивидуально- личностного смысла учения школьников. При использовании интерактивного плаката учитель перестает быть для ученика единственным источником информации, носителем истины и становится партнером

Возможность использования технологического средства в образовательных системах Интерактивный плакат, выступая средством реализации прикладных методик, действительно может сыграть определяющую роль в изменении доминирующих в школе педагогических технологий, так как несет с собой не только новые способы представления образовательной информации, но и позволяет перейти к более эффективным способам учебной деятельности учащихся и формам ее организации. Таким образом, интерактивный плакат как средство мультимедийных технологий может эффективно применяться в различных образовательных системах в полном спектре учебных предметов.

В отличие от презентации, интерактивный плакат должен удовлетворять следующим педагогическим и программным критериям: Тема плаката должна соответствовать календарно- тематическому планированию, а также обязательно типу урока (изучения нового материала, комбинированному, повторительно- обобщающему). Основу плаката должно составлять небольшое количество слайдов. Например: Первый слайд – для наглядности, интерактивных инструментов, управляющих кнопок и т.д., позволяющих сопровождать изучение нового материала в соответствие с принципами мультимедийности и интерактивности. Второй и если необходимо третий слайд предназначены для размещения элементов диагностического контроля.

Программные возможности плаката должны быть обусловлены в первую очередь дидактическими целями и задачами. По этому, с программно-педагогической точки зрения плакат должен реализовывать следующие возможности: наличие одного достаточно большого (основного) блока с которым работа проводится на протяжении всего изучения нового материала; наличие элементов позволяющих автоматизировать действия; наличие областей, которые появляются и исчезают либо по команде с кнопки, либо по клику по гиперактивной зоне. Для работы с правилами, выводами, с тем чтобы ученики сравнили вывод сделанный, например, самостоятельно с правильным выводом; наличие дополнительной наглядности которая размещается в виде гиперактивных зон и разворачивается по клику, а так же сворачивается до исходного; наличие интерактивных инструментов (ручки, маркеры) позволяющих выделять различными цветами объекты интерактивного плаката (подчёркивания, обведение, исправления, надписи).

Ананьев Б.Г. О системе возрастной психологии // Вопросы психологии. – 1957, 5. Антонов А.В. Информация: восприятие и понимание. – Киев: Наукова думка, Артем Соловейчик. Школа Щетинина. Три дня в новом измерении педагогики // «Первое сентября». – 2000, 28. Башмаков М.И., Поздняков С.И., Резник Н.А. Информационная среда обучения. – Спб.: СВЕТ, Брунер Дж. Психология познания. – М.: Прогресс, Великанова Т.В., Жохов А.Л. Об особенностях электронных учебных изданий / Предметно-методическая подготовка будущего учителя математики, информатики и физики: Сборник статей Всероссийской научной конференции. Т. 2. – Тольятти: ТГУ, Вернер И. Все о мультимедиа. - Киев: BHV, Водопад С.Н., Григорьев С.Г. Психолого-педагогические аспекты активизации учебной деятельности учащихся при использовании компьютера // Ученые записки КГПУ. – T.CCIXX. – Вып. 1. – Курск, Захарова К.Г. Информационные технологии в образовании: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», Кудряшова Т.Г. Системное использование мультимедийных средств обучения: проблемы и пути их разрешения // ВЕСТНИК МГПУ. Серия «Информатика и информатизация образования». – М.: МГПУ, 2004, 1 (2). Матрос Д.Ш. Информатизация общего среднего образования. – М.: Педагогическое общество России, Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, Словарь «Основные понятия и определения прикладной интернетики» // Сайт «Brockhaus.ru» / Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б.Д. Карвасарского. – СПб.: Питер, Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. В. В. Давыдов. – М. : Большая рос. энцикл., Библиографический список