Точки соприкосновения ДОУ и школы в рамках федерального государственного стандарта
Федеральный государственный стандарт. Понятие преемственности. ФГОС – система основных параметров, которые принимаются в качестве государственной норм образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала. «Преемственность рассматривается как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы образования: целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения, обеспечивающих эффективное поступательное развитие ребенка».
Основы для реализации на практике решения проблемы преемственности в свете ФГОС. Создана нормативная основа преемственности в непрерывной системе ДОУ – начальная школа: Единые теоретические основания Принципы организации работы с детьми Преемственность и согласованность целей, задач, методов, средств, форм организации образовательного процесса. Основы для реализации на практике решения проблемы преемственности в свете ФГОС.
В основе стандарта лежит системно- деятельностный подход, который предполагает: Формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию Воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного информационного общества Активную познавательную деятельность детей Построение образовательного процесса с учетом индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей детей
Преемственность основных направлений ООП ООП ДО ООП НОО Охрана и укрепление физического и психического здоровья Сохранение и поддержка индивидуальности ребенка Формирование общей культуры воспитанников Обеспеченность вариативности и разнообразия содержания образовательных программ Формирование общей культуры Духовно-нравственное развитие Социальное развитие Личностное развитие Интеллектуальное развитие Создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности обучающихся
Преемственность ДОУ и школы в свете реализации ФГОС предусматривает преемственность на уровне ООП ДО НОО. Совокупность требований к ООП. К структуре ООП К условиям реализации ООП К результатам освоения ООП ФГОС
Преемственность на уровне структуры ООП ООП ДОООП НОО Обязательная часть ООП составляет 60%80% Часть, формируемая участниками образовательного процесса 40%20%
Разделы ООП 1. Целевой раздел: -Пояснительная записка -планируемые результаты 2. Содержательный раздел: -Описание образовательной деятельности по 5 образовательным областям -Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации ООП -Коррекционная работа 3. Организационный раздел содержит описание материально-технического обеспечения ООП -Пояснительная записка -Планируемые результаты -Учебный план -Программа формирования УУД -Программы отдельных учебных предметов, курсов -Программа духовно- нравственного развития -Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни -Программа коррекционной работы -Система оценки планируемых результатов
Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений Может включать различные направления, выбранные участниками образовательных отношений из числа парциальных и иных программ и (или) созданных ими самостоятельно Внеурочная деятельность: Спортивно- оздоровительное Духовно-нравственное Социальное Общеинтеллектуальное Общекультурное
Преемственность на уровне требований к условиям реализации ООП ООП ДО ООП НОО Требования к психолого- педагогическим условиям реализации ООП Требования к предметно- пространственной среде Требования к кадровым условиям реализации ООП Требования к материально- техническим условиям реализации ООП Требования к кадровым условиям реализации ООП НОО Требования к финансовым условиям реализации ООП НОО Требования к материально- техническим условиям реализации ООП НОО Иные: информационно- образовательная среда образовательного учреждения, учебно-методическое и информационное обеспечение реализации ООП НОО Требования к финансовым условиям реализации ООП
Результаты освоения ООП ДОУ Начальная школа 5 образовательных областей Предпосылки УУД Целевые ориентиры ЗУН по предметам Регулятивные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД 7 качеств личности (портрет выпускника начальной школы) предметные Метапредметные или надпредметные личностные
Преемственность на уровне требований к результатам освоение ООП Оцениваются: результаты социализации, личностные результаты развития ребенка Основной результат – социализация детей Развитие мотивационной сферы Формирование у ребенка жизненно важных базовых ценностей культуры мира
Как определяются «требования к результату» в ФГОС ДО? Ценностно- целевые установки Векторы развития самоценность Индивидуальность развития Пластичность развития Гибкость развития Вариативность развития
Разработчики стандарта ДО красной нитью проводят утверждение о том, что «не ребенок должен быть готов к школе, а школа должна быть готова к ребенку». Они указывают на то, что все родители должны знать, что успешной адаптации к школьной жизни гораздо важнее, чем читать и писать, ребенку нужны психологическая стабильность, высокая самооценка, вера в свои силы и социальные способности. Все эти психологические характеристики лежат в основе высокой мотивации детей к обучению в школе. Именно поэтому они обозначены в стандарте как целевые ориентиры для всех участников образовательных отношений.
К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие характеристики развития ребенка на этапах начала дошкольного возраста и завершения дошкольного образования: Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности Проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др; Способен выбирать себе род занятий, партнеров по совместной деятельности; Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, людям, и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и, прежде всего, в игре; Ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности; У ребенка развита крупная и мелкая моторика; Он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими; Ребенок способен к волевым условиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены; Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы, касающиеся близких и далеких предметов и явлений, интересуется причинно- следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; Склонен наблюдать, экспериментировать; Ребенок способен к принятию собственных решений.
Все перечисленные выше характеристики являются необходимыми предпосылками для перехода на следующий уровень начального образования, успешной адаптации к условиям жизни в школе и требованиям учебного процесса; Степень реального развития этих характеристик и способности ребенка и х проявлять к моменту перехода на следующий уровень образования может существенно варьировать у разных детей в силу различий в условиях жизни и индивидуальных особенностях развития конкретного ребенка.
Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
Сравнивая модели выпускника ДОУ и начальной школы, мы приходим к выводу, что педагоги ДОУ и учителя начальной школы способствуют формированию у детей одних и тех же качеств личности, обеспечивая тем самым преемственность.