Воспитатель подготовительной группы Дамбыра А. К. МБДОУ д/с «Мишутка»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Цель программы: - создать условия для реализации программы, обеспечивая духовно-нравственное развитие обучающихся на основе их приобщения к национальным.
Advertisements

Тема: «Формирование личностных образовательных результатов учащихся при изучении физики»
КОНЦЕПЦИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ.
Воспитатель: Пересыпкина Надежда Николаевна. Семья-источник вдохновенья Где рядом взрослые и дети В семье от всех невзгод спасенье Здесь друг за друга.
МБДОУ 36 Кызыл Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия 2.Обеспечение равных.
Современную эпоху по праву называют эпохой этнического возрождения. Поэтому возрастает роль общечеловеческой культуры во всех сферах общественной жизни,
Образование (в законе) единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека,
Духовно-нравственный потенциал программы «Социокультурные истоки» в контексте ФГОС.
«Духовно-нравственное воспитание школьников как ключевое требование ФГОС» Духовно-нравственное развитие – важнейший компонент социального заказа для образования.
ПРОЕКТ ПРОЕКТ « Моя семья » 2 мл. группа Автор : Большакова А. Р. Воспитатель 1 кв. категории Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение.
Муниципальное общеобразовательное учреждение Вятская средняя общеобразовательная школа Духовно-нравственное воспитание в условиях перехода к ФГОС второго.
Муниципальное общеобразовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида 10 «Чебурашка» Проект « МАЛЕНЬКИЙ ГРАЖДАНИН » Грачёва Екатерина Сергеевна,
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Проект составили воспитатели: Церковная Е.А., Молчан Н.Н. Муз.руководитель Накаренок Н.
Духовно - нравственное развитие и воспитание патриотических чувств на ступени начального общего образования через внеурочную деятельность.
Взаимосвязь урочной, внеурочной, воспитательной деятельности в образовательном учреждении Учитель начальных классов МБОУ «Гора-Подольская СОШ» Коломиец.
Образовательная программа муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения «Детский сад 1 «Светлячок» разработана в соответствии с Федеральным.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Духовно-нравственное воспитание. Важнейшее из человеческих усилий – стремление к нравственности и духовности. От него зависит наша внутренняя устойчивость.
ПАРЦИАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ «Я – БУГУРУСЛАНЕЦ» Автор: Шаляпина И.И., старший воспитатель МАДОУ.
Транксрипт:

Воспитатель подготовительной группы Дамбыра А. К. МБДОУ д/с «Мишутка»

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, именно поэтому дети и их родители нуждаются в усиленной поддержке со стороны воспитателей, что требует их профессиональной подготовки. К одному из них относится разработка программы духовно- нравственного воспитания дошкольного образовательного учреждения. Дошкольный возраст – это уникальный период в жизни человека, когда происходит приобщение к духовно-нравственным ценностям, развитие способностей и индивидуальности ребенка, закладываются основы социального, эмоционального, волевого, познавательного развития, Дошкольник обретает опыт самоутверждения, познает радость удач и горечь разочарований, притягательность общения и начинает осознавать свои интересы.

Определяющим в воспитании и развитии человека является понятие духовно- нравственные ценности. Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности в образовательных учреждениях Республики Тыва определила 9 духовно-нравственных ценностей: 1 Человек (личность). Высшая форма проявления матери, высшее творение природы, наделенная чувством ( мыслью), сознанием и поведением. 2 Семья как ценность. Включает в себя ценности, связанные с личной жизнью человека. 3 Культура как ценность

Более высокой ступенью духовно – нравственного развития личности является приобщение к своей родной, общероссийской и мировой культурам, принятие культуры и духовных ценностей народов многонациональной России. 4 Язык как ценность. Важный компонент духовной культуры человека, фактор воспитания, этнокультурная ценность, отражающая менталитет народа 5 Природа. Осознание личностью этнопедагогического постулата я – дитя природы 6 Труд. Созидательный и творческий характер труда, прививающийся ребенку через домашний и учебный труд, приносящий душевное и материальное удовлетворение всем членам семьи. 7 Образование. Духовно – нравственная основа воспитания, формирования чувства ответственности за будущее семьи, общества и мира.

8 Патриотизм (родинопочитание) как ценность. Воспитание молодого поколения в духе любви к своей родной земле, стране, гордости Отечеством, ответственности за укрепление единого российского государства на духовно – нравственной основе. 9 Здоровье.Ответственность за свое здоровье, здоровье нации. Создание здорового уклада жизни в семье, школе и обществе.

Ценностный мир детства Как известно, современное общество становится всё менее безопасным в связи с чем актуализируется ответственность педагога за те ценности, которые он несёт в образование, значит в общество. Самое главное – чтобы работа воспитателя велась по вышеназванным девяти направлениям (ценностям) комплексно соотнесённых священному числу 9, принятого культурой тувинского общества, символически обозначающее совокупность достигших совершенства явлений в природе. Данные ценности задают качественные характеристики личности, если воспитатель профессионально будет формировать духовно-нравственные отношения ребёнка к себе, семье, культуре, языку, природе, труду, образованию, родине и Отечеству, здоровью в контексте формирования, накопления и развития собственного человеческого потенциала. В рамках каждой из ценностей необходимо воспитать чистую совесть, нравственную ответственность, волю, доброту, заботливость, принципиальность и т.д.

При разработке программы духовно-нравственного воспитания и развития важно учесть то, что диалектика жизни личности складывается из необходимости взаимодействия задатков в каждой из ценностей с наличным результатом данной формы культуры. Это означает, что ребёнок должен не только обладать хорошим задатком в искусстве, например, в рисовании, но уметь и стать необходимым для сбыта своего продукта, художественного в данном случае, в своём обществе, стране. Педагог всячески помогает этому процессу, следуя трём стадиям формирования и развития капитала: 1)выявление задаток 2)превращение задатков в способность или специфический потенциал; 3)помощь в нахождении применения этого потенциала. Последнее относится к профессиональному образованию. Республика Тыва, как неотъемлемая часть России, полиэтнична и мульти культурна, в ней свободно сосуществу­ют и активно взаимодействуют разные этнические тради­ции и языки, культуры и религии, придавая общему культурно-цивилизационному потенциалу России особую устой­чивость и открытость. Задача воспитателей - помочь обогатить эту среду с помощью педагогических средств, методик и методов. ( Стихов, сказок, частушек, пословиц, игры, беседы.)

Примерное содержание программы Тема: Человек (личность) Основной педагогический постулат: Помоги ребёнку осознать, что он человек и относится человеческому роду, генетически наделён чувством (умеет мыслить), сознанием (умеет осознавать) и всё это проявляется в его поведении (умеет оценивать). Помоги ребёнку относиться, например, к своему имени уважительно, убеди, что его имя всегда будет связано с его делами: хорошими и плохими. Убеди, что хорошие дела в настоящем и будущем возвышает его имя (Не давай имени исчезнуть). Цель дошкольных образовательных учреждений установление доброжелательной социальной среды для развития ребёнка с учётом семейного опыта. Чего не должно быть в дошкольном учреждении – педагогический догмат, подавляющий интересы, чаяния и чувства ребёнка.

У каждого человека есть имя, фамилия, отчество – слово, которым называют человека. Давать имя ребенку – это своеобразный и несколько сокровенный обычай. Современная тувинская антропонимия включает преимущественно тюркские, а также русские, монгольские и тибетские, пришедшие вместе с ламаизмом, имена. У современных тувинцев распространены имена, связанные с внешним видом ребенка, его характером и темпераментом, например: Биче-оол «маленький мальчик», Узун-оол «длинный мальчик», Кара-кыс «черная девочка», Кысыг-бай «похожий на девочку» и т.п. Нередко у тувинцев имя отражает желание родителей видеть в ребенке ту или иную добродетель, например: Маадыр «герой», Мерген «мудрый» и т.п. Встречаются имена, данные по названию некоторых предметов, окружающих ребенка, например Деспижек «корытце». Девочкам нередко дают имена, являющиеся названиями красивых растений, птиц, например: Чодураа «черемуха», Сайлыкмама «синичка»; распространено женское имя Чечек «цветок».

Иногда мужские имена даются по названию местности, где ребенок родился, например: Хемчик-оол (Хемчик - название реки, впадающей в Енисей), Алаш-оол (Алаш - название реки, впадающей в р. Хемчик). Еще в начале XX в. в семьях, где часто умирали дети, ребенок нередко получал какое-нибудь «скверное» имя, т.е. имя с уничижительным значением, чтобы «оттолкнуть злого духа», например: Багай-оол «плохой мальчик», Мыйяк-оол «навоз-мальчик». Наряду с «плохим» именем ребенок нередко имел и «настоящее», но его не произносили вслух до тех пор, пока ребенок не подрастет и ему уже не будут так страшны «злые духи», как в раннем детстве. Теперь этот обычай почти исчез, но среди имен лиц старшего поколения еще встречаются такие имена и возникшие на их основе фамилии. Среди имен, попавших к тувинцам под влиянием буддизма, - имена буддийских божеств и названия священных книг, например Долгар, Долчан, Шогжал, Дажы- Сегбе, Чадамба, а также апеллятивы со значением буддийских добродетелей и благопожеланий, например: Сотпа «терпеливость», Чимит «бессмертный», Агбаан «король слова», Ананды «радость», Бадыраа «милосердный», Анзат «сокровище», Анчымама «охотница», Арья «прекрасная», Бадма «лотос» и др.

В современном тувинском языке имеется ряд основ, от которых путем добавления имя образующих показателей можно строить мужские или женские имена. Таким показателем для мужских имен служит слово оол «мальчик». Но, вероятно, образование имен этим путем - явление сравнительно позднее в тувинском языке и в прошлом охватывало только детские имена, т.е. имена, употреблявшиеся до получения «мужского» имени. Частые компоненты женских имен - слова кыс «девочка», круг «ребенок», «дочь»; аффикс -мама (Чечекмама). Считается, что аффикс -мама восходит к тибетскому слову «мать». А также русские имена: Александр «защитник людей», Олег «священный», Валерий «быть здоровым», Татьяна «распорядительница», Ирина «мир, спокойствие, тишина», Валентина «сильная», Галина «спокойная» и др. Значение пословицы «Хорошо там и тут, где по имени зовут». Как выбирают имя ребенку. День имени – именины. Как празднуют именины. Имя человека – его слава и достоинство. Практический материал для работы в детском саду: игра «Эштен тип ал» (найди пару), ресурсный круг «Мое имя»; игра-упражнение «Подбери ласковые имена для друга»; составление рассказа о своем имени.

Список литературы. 1. Алдын –оол А. Х. Уругларга оюннар. – Кызыл, Аракчаа Л. К. Истоки экологического воспитания. – Кызыл. Тув. кн. изд., Кенин - Лопсан М. Б. Традиционная культура тувинцев. - Кызыл. Тув. кн. изд… Монгуш Б. М., Допул У. П. Чечен чогаал. – Кызыл. ИПО,,Билиг,, Сундуй Г. Д. Мир детства кочевой Азии. –Кызыл. ИПО,,Билиг,, Сувакпит О. О., Монгуш Б. М., Кара – Куске Ч. К.. Тыва круглар ясли – садтарынга номчулга ному. – ТН/Ч, Иргит С. У. Тыва оюннар. – Васильева М. А., Гербова В. В., Коморова Т. С. Программа воспитания и обучения в детском саду. – Москва. Мозаика - Синтез, 2010.

Спасибо за внимание!