О.Б. ДАУТОВА, Д.П.Н. 2014 ANNINSKAJA@ MAIL.RU НОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Универсальные учебные действия ( УУД ). Что же такое универсальные учебные действия?
Advertisements

Формирование Универсальных Учебных Действий. Универсальные учебные действия (УУД) УУД -умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию.
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
. Понятие «универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика.
Программа развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального образования.
Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая.
Непрерывная подготовка учителя по формированию УУД учащихся на базе методической службы гимназии педсовет г.
Формирование универсальных учебных действий как одно из условий повышения качества образования.
Формирование универсальных учебных действий Районный семинар учителей, работающих по УМК «Перспективная начальная школа» Можайский район МОУ СОШ пос. Гидроузел.
ФГОС 2 поколения Программа развития универсальных учебных действий Пилюгина Н.А. Учитель начальных классов МОУ «Юркинская ООШ»
УУД Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные.
Понятие «Универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика к.
Подготовка учащихся к реальной жизни Готовность занять активную позицию Успешно решать жизненные задачи Умение сотрудничать и работать в группе Быть готовым.
Реализация программы развития школы «Школа социального успеха» Школа при Посольстве России в Турции Подготовила – Попова Е.И. Материалы методического совещания.
ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Дубинина И.Г., учитель начальных классов.
Универсальные учебные действия. Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика.
Универсальные учебные действ ия ФГОС II поколения.
Программа развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального образования.
Семинар Реализация системно-деятельностного подхода в обучении младших школьников Формирование универсальных учебных действий гимназия «Пеленг» 2012.
О ЦЕНКА ЛИЧНОСТНЫХ, МЕТАПРЕДМЕТН ЫХ И ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ.
Транксрипт:

О.Б. ДАУТОВА, Д.П.Н MAIL.RU НОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС

«Not everything that counts can be counted and not everything that can be counted counts » Не все, что измеряется, следует измерять, и не все, что хотелось бы измерить, измеряется Плакат в кабинете А.Эйнштейна

ПРИНЦИПЫ 1. Образовательное оценивание опирается на современные и эффективные модели обучения, обеспечивающие баланс между внешней и внутренней оценкой качества образования. 2. Оценка – механизм диалога и саморазвития всех субъектов образования через децентрализацию системы оценивания. Позволит выстроить альтернативную систему оценки существующей сейчас, где оценка качества всегда превращалась в проверку и строилась на стремлении поймать недостатки и всех «построить».

ПЕРЕХОД С ВНЕШНЕЙ ОЦЕНКИ НА САМООЦЕНКУ Цель децентрализации - усиление самостоятельности на уровне образовательных организаций. Важнейшими движущими силами высокого качества образования являются самостоятельные и компетентные учителя, самостоятельные и самоуправляемые школы, диалог родителей и школ, диалог школ и органов управления.

ЧТО ДЕЛАТЬ? Необходим более взвешенный, аналитический подход к оцениванию в образовании. Первостепенная задача остановить тенденцию к упрощенному видению ситуации, когда одна форма оценивания объявляется лучше других. Оценивание НЕ существует отдельно от обучения, а находится в динамическом взаимодействии с ним. Необходима система оценки, которая будет поддерживать множество оценивания, обеспечивая при этом корректное использование каждого из них.

ЧТО ДЕЛАТЬ? Необходимо вкладывать средства в развитие навыков оценивания у учителей, без этого мы не сможем достичь желаемых стандартов. Часть средств необходимо направить на внедрение информационных технологий в помощь учителю при оценивании. Необходимо определить группу педагогов, которые смогут оформить наработки всего педагогического коллектива и описать объект и содержание оценки, критериев, процедур и состава инструментария оценивания, форм представления результатов, условий и границ применения системы оценки в соответствии со Стандартом.

Требования к результатам освоения основной образовательной программы - 1 Требования к результатам освоения основной образовательной программы - 1

КАРТИНА МИРА КАК ИЕРАРХИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА Образ Я Образ человека Образ мира Современный ребенок немыслим без виртуальной плоскости экрана – телевизионного, видео, компьютерного, сотового телефона и Интернет. Экран, внедряясь в детское сознание посредством оптических эффектов и образов, не просто конструирует новые ценности и потребности, но и трансформирует их.

Условные обозначения : 1- Информационно- образовательная среда 2-Содержание, в т.ч. метапредметное 3-Способы познания и деятельности: УУД 4-Субъекты взаимодействия – сотрудничество С-УЧЕНИК, занимающий субъектную позицию; СРЕДА СОДЕРЖАНИЕ СПОСОБЫ ПОЗНАНИЯ СОТРУД- НИЧЕСТВО РАЗВИТИЕ СУБЪЕКТА УЧЕНИЯ

Регулятивные Познавательные Личностные Коммуникативные УУД – СПОСОБЫ СУБЪЕКТА УЧЕНИЯ

ЛИЧНОСТНЫЕМЕТАПРЕДМЕТНЫЕПРЕДМЕТНЫЕ Самоопределение: внутренняя позиция школьника; Самоидентификация; самоуважение и самооценка Смыслообразование: мотивация (учебная, социальная); границы собственного знания и «незнания» Ценностная и морально-этическая ориентация: ориентация на выполнение морально-нравственных норм; способность к решению моральных проблем на основе децентрации; оценка своих поступков Регулятивные: управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность Коммуникативные: речевая деятельность; навыки сотрудничества Познавательные: работа с информацией; работа с учебными моделями; использование знака- символических средств, общих схем решения; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, Установления аналогий, подведения под понятие Основы системы научных знаний Опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания Предметные и метапредметные действия с учебным материалом Требования к результатам освоения основной образовательной программы - 2 Требования к результатам освоения основной образовательной программы - 2

КОНЦЕПЦИЯ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Наличие сквозных универсальных (метапредметных) образовательных результатов и конкретизация их в отдельных предметах; 2. Описание образовательных результатов должно носить уровневый характер; 3. Образовательные результаты должны носить операциональный характер.

ОСОБЕННОСТИ НОВОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ - 1 оценка предметных, метапредметных, личностных результатов; оценка предметных, метапредметных, личностных результатов; оценка способности решать учебно- практические задачи; оценка способности решать учебно- практические задачи; сочетание внутренней и внешней оценки; сочетание внутренней и внешней оценки; комплексный подход: использование стандартизированных работ (устных, письменных) нестандартизированных работ: проектов, практических работ, портфолио, самоанализа, самооценки и др. комплексный подход: использование стандартизированных работ (устных, письменных) нестандартизированных работ: проектов, практических работ, портфолио, самоанализа, самооценки и др.

ОСОБЕННОСТИ НОВОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ - 2 уровневый подход в инструментарии, в представлении результатов; уровневый подход в инструментарии, в представлении результатов; накопительная система оценки индивидуальных достижений; накопительная система оценки индивидуальных достижений; использование персонифицированной и не персонифицированной информации; использование персонифицированной и не персонифицированной информации; интерпретация результатов на основе контекстной информации. интерпретация результатов на основе контекстной информации.

ЦЕЛОСТНАЯ СТРУКТУРА МЕТАПРЕДМЕТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ - ВАРИАНТ Начальное общее образование Основное общее образование Полное общее образование умение учиться как способность учебная грамотность образовательная компетентность учебное сотрудничество как способность коммуникативная грамотность- коммуникативная компетентность умение работать с информационным текстом как способность информационная грамотность информационная компетентность

УУД – САМОЕ ГЛАВНОЕ, ЧТО ОСТАЕТСЯ ПОСЛЕ ШКОЛЫ Регулятивные - умения ОРГАНИЗОВЫВАТЬ свою деятельность Познавательные - умения результативно МЫСЛИТЬ и работать с ИНФОРМАЦИЕЙ в современном мире Личностные - умения самостоятельно делать ВЫБОР в мире ЦЕННОСТЕЙ и ПОСТУПКОВ и отвечать за этот выбор Коммуникативные - умения ОБЩАТЬСЯ, взаимодействовать с людьми

действия смыслообразования действия нравственно-этического оценивания действия нравственно-этического оценивания Действия самоопределения Личностные УУД

Три вида личностных действий: личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? и уметь на него отвечать; нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор. Личностные действия

Целеполагание Планирование Контроль Прогнозирование Коррекция Волевая саморегуляция Волевая саморегуляция Оценка

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД Познавательные УУД Познавательные УУД обще- учебные, включая специально-предметные действия обще- учебные, включая специально-предметные действия логические, включая знакаво-символические действия логические, включая знакаво-символические действия постановка и решение проблем постановка и решение проблем

Общеучебные универсальные действия: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение ; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Познавательные универсальные действия

Пример 1. Логические универсальные действия: анализ объектов с целью выделения признакав (существенных, несущественных); синтез составление целого из частей, в том числе и самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно - следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование. Постановка и решение проблемы: формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Познавательные универсальные действия

Пример 2. Логические универсальные действия: выделения тождеств/различия, определения общих признакав и составления классификации) опознание конкретно-чувственных и иных объектов (с целью их включения в тот или иной класс) анализ – выделение элементов и «единиц» из целого; расчленение целого на части синтез составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты сериация – упорядочение объектов по выделенному основанию классификация - отнесение предмета к группе на основе заданного признака обобщение – генерализация и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи доказательство - установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство подведение под понятие – распознавание объектов, выделение существенных признакав и их синтез вывод следствий установление аналогий Познавательные универсальные действия

КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД Планирование учебного сотрудничества Планирование учебного сотрудничества Постановка вопросов Постановка вопросов Построение речевых высказываний Построение речевых высказываний Лидерство и согласование действий с партнером Лидерство и согласование действий с партнером

К коммуникативным действиям относятся: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; управление поведением партнера контроль, коррекция, оценка его действий; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка. Коммуникативные учебные действия

УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР УУД ПРОЯВЛЯЕТСЯ ТОМ, ЧТО ОНИ: носят надпредметный, метапредметный характер; реализуют целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех степеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания.

СВОЙСТВА ДЕЙСТВИЙ, ПОДЛЕЖАЩИЕ ОЦЕНКЕ, ВКЛЮЧАЮТ (ГАЛЬПЕРИН П.Я., 2002): уровень (форму) выполнения действия; полноту (развернутость); разумность; сознательность (осознанность); обобщенность; критичность и освоенность.

ИНСТРУМЕНТЫ ОЦЕНКИ НОВЫЙ ПРЕДМЕТ ОЦЕНИВАНИЯ МЕНЯЕТ И ИНСТРУМЕНТ И ПРОЦЕДУРУ ОЦЕНКИ.

ПРИМЕР ДИАГНОСТИКИ УЧЕБНОЙ ГРАМОТНОСТИ – ШИЯН О.А. Группа показателей: УЧЕБНАЯ ГРАМОТНОСТЬ Показатель: Контрольно-оценочная самостоятельность Индикатор (диагностическое проявление): определение критериев для оценки результатов действия Диагностическое задание: «Предложи критерии, по которым ты, если бы был учителем, оценил выполнение задания своими учениками: Задание: Определи, какое число больше: или » Индикатор (диагностическое проявление): самооценка и оценка действий другого человека на основе заданных критериев (параметров). Диагностическое задание: Выполни предыдущее задание сам и оцени свое решение по этим критериям.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПРИМЕРНОЙ ООП НОО Регулятивные универсальные учебные действия Возможность управления познавательной и учебной деятельностью по средствам постановки целей, планирования, прогнозирования и контроля «Проба на внимание» (П.Я. Гальперин, С.Л. Кабыльницкая) Познавательные универсальные учебные действия Выделение учебной цели, информационный поиск, знакаво- символические действия, рефлексия способов и условий действия Методика «Кодирование» (версия А.Ю. Панасюка) Диагностика общего приема решения задач (по А.Р. Лурия) Коммуникативные универсальные учебные действия Учет позиции собеседника, умение планировать согласованно действия Методика «Кто прав» (Г.А. Цукерман) «Рукавички» (Г.А. Цукерман)

ПРОЦЕДУРЫ ОЦЕНКИ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ задачи творческого и поискового характера, ситуационные и учебно- исследовательские задачи, проекты, кейсы, web-квесты; итоговые проверочные работы, комплексные работы

НОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ОЦЕНКИ Формирующее оценивание: От проверки к развивающей экспертизе

ПРОЕКТНЫЕ РАБОТЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА КАК ИНСТРУМЕНТ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТА

КОМПЛЕКСНАЯ ПИСЬМЕННАЯ РАБОТА Научно-популярные тексты разной тематики: - исторической («Александр Невский») - естественнонаучной («Занимательные опыты», «Удивительные животные») - обществоведческой («Семья»)

ПРОВЕРЯЕМЫЕ ГРУППЫ УМЕНИЙ Группа 1 - поиск и выявление в тексте информации, представленной в различном виде (ориентация в тексте); - формулирование прямых выводов и заключений на основе фактов, имеющихся в тексте (общее понимание того, что говорится в тексте, понимание основной идеи). Группа 2 - анализ, интерпретацию и обобщение информации, представленной в тексте, формулирование на ее основе сложных выводов и оценочных суждений. Группа 3 - использование информации из текста для различных целей: для решения различного круга учебно- познавательных и учебно-практических задач без привлечения или с привлечением дополнительных знаний и личного опыта ученика.

РЕЗУЛЬТАТЫ КОМПЛЕКСНОЙ РАБОТЫ (75% -100%) Находить утверждение, в котором дается объяснение к тексту. Выявлять информацию, явно заданную в тексте. Устанавливать соответствие вербальной и визуальной информации. Определять главную мысль текста. Определять назначение отдельных элементов текста. Определять информацию, о которой говорится в тексте. Определять вывод на основе анализа и интерпретации текста. Определять вывод на основе анализа фактов, изложенных в тексте. Обосновывать вывод автора на основе анализа текста и фотографий. Формулировать вывод на основе анализа текста.

РЕЗУЛЬТАТЫ КОМПЛЕКСНОЙ РАБОТЫ (75% -100%) Находить утверждение, в котором дается объяснение к тексту. Выявлять информацию, явно заданную в тексте. Устанавливать соответствие вербальной и визуальной информации. Определять главную мысль текста. Определять назначение отдельных элементов текста. Определять информацию, о которой говорится в тексте. Определять вывод на основе анализа и интерпретации текста. Определять вывод на основе анализа фактов, изложенных в тексте. Обосновывать вывод автора на основе анализа текста и фотографий. Формулировать вывод на основе анализа текста.

ЛИСТ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ + сформированы 1-й класс – синий цвет + - формируются 2-й класс – зеленый цвет - не сформированы 3-й класс – красный цвет 4-й класс –желтый цвет Учащегося ___________________ Предмет________________________ Класс________________________ Учитель________________________ Формируемые навыки и умения Даты сент.окт.нояб.дек.янв.февр.мартапр.итог

РЕЗУЛЬТАТЫ ФИКСАЦИИ ДОСТИЖЕНИЙ оценочные листы учителя, психолога; листы самооценки обучающихся; журнал тематического учета достижений

ЛИСТ НАБЛЮДЕНИЙ ОЦЕНКА РАБОТЫ В ГРУППЕ ДАТА ________________ ИМЯ, ФАМИЛИЯ ___________________________________________ чередует говорение и слушание; задает уместные вопросы; говорит по теме; пытается полно отвечать на замечания и вопросы товарищей по работе; ЛИСТ НАБЛЮДЕНИЙ

ОРГАНИЗАЦИЯ МОНИТОРИНГА ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ (ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ) Информирование родителей учащихся о предстоящем мониторинге индивидуально- личностных особенностей их детей и получение согласия на участие их детей в предстоящем обследовании. Персональные данные о результатах обследований не выходят, не собираются или не передаются за пределы образовательного учреждения.

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МЕТОДИКИ И ЗАДАНИЯ 1. Методика «Настроение» (отношение к учебной деятельности) 2. Методика «Как ты себя оцениваешь?» (на основе методики самооценки Дембо- Рубинштейн) 3. Анкета для учащихся (структура и динамика мотивации) 4. Моральные дилеммы «Как поступить»

ВЫВОД ПО ОЦЕНКЕ ДОСТИЖЕНИЙ РЕЗУЛЬТАТОВ В ОСВОЕНИИ ООП НОО Вывод-оценка (о возможности продолжения образования на следующей ступени) Показатели (процентные показатели установлены авторами примерной ООП) Комплексная оценка (данные «Портфеля достижений») Итоговые работы (русский язык, математика и межпредметная работа) 1. Не овладел опорной системой знаний и необходимыми учебными действиями Не зафиксировано достижение планируемых результатов по всем разделам образовательной программы (предметные, метапредметные, личностные результаты) Правильно выполнено менее 50% заданий необходимого (базового) уровня 2. Овладел опорной системой знаний и необходимыми учебными действиями, способен использовать их для решения простых стандартных задач Достижение планируемых результатов по всем основным разделам образовательной программы как минимум с оценкой «зачтено»/«нормально» Правильно НЕ менее 50% заданий необходимого (базового) уровня 3. Овладел опорной системой знаний на уровне осознанного применения учебных действий, в том числе при решении нестандартных задач Достижение планируемых результатов НЕ менее чем по половине разделов образовательной программы с оценкой «хорошо» или «отлично» Правильно не менее 65% заданий необходимого (базового) уровня и не менее 50% от максимального балла за выполнение заданий повышенного уровня

НАИБОЛЕЕ ИНТЕРЕСНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПРЕДСТАВЛЕНЫ НА СЛЕДУЮЩИХ САЙТАХ: Московский центр качества образования. Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий. obrazovatelnyih-rezultatov/ программа введения новых форм оценки образовательных (неакадемических) результатов в образовательных учреждениях Томской области в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта obrazovatelnyih-rezultatov/

MMUNITIES/ HTTPS://PLUS.GOOGLE.COM/U/0/CO MMUNITIES/ ТВОРЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЕЙ-НОВАТОРОВ ПО ФГОС ООО –ПРИГЛАШАЕМ В СООБЩЕСТВО!