АДАПТИВНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СТРАТЕГИЯ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ Е.Н. Дзятковская, д.б.н., проф., академик РЭА, гл.н.сотр. ФГБНУ «ИСМО» РАО, вед.н.сотр.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Здоровье - это еще не все, но всё без здоровья – ничто»
Advertisements

ЦЕНТР ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИНСТИТУТА СОДЕРЖАНИЯ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ РАО ИНСТИТУТ ПЕДИАТРИИ И РЕПРОДУКЦИИ ЧЕЛОВЕКА НАУЧНОГО ЦЕНТРА.
ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ И ЕЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ Член-корр. РАО, д. пед. н. А. Н. Захлебный д. б. н. Е. Н. Дзятковская.
План: 1. Концепция здоровьесберегающего воспитания и обучения. 2. Понятие «здоровье» как основополагающее в характеристике данного типа образовательных.
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ. Урок с позиции технологии здоровьесбережения. Выполнила: Л.И. Семенова, учитель начальных классов МОУ СОШ 4 г.Полярные.
Образование и здоровье школьников. Здоровье Крепкое здоровье Слабое здоровье С т р е с с о р ы Это состояние полного физического, духовного и социального.
Здоровье – есть динамический процесс сохранения и развития его социально-природных, биологических, физиологических и психических функций, социально- трудовой,
Системный подход к организации оздоровительной работы Здоровьесберегающая педагогика – это готовность и способность школы обеспечить высокий уровень образовательной.
Методологические принципы мониторинга здоровья и безопасности участников образовательного процесса Айзман Р.И. Новосибирский государственный педагогический.
Муниципальное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста Начальная школа – детский сад 4 «Журавлик» Проект: Расти быстрей.
Здоровьесбережение и современные педагогические технологии.
Здоровье – богатство на все времена (проект построен на основе программы Касаткина В.Н.) 1«Б» класс Медведева С.В.
Муниципальное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа 3 г. Бикина Здоровьесбережение – важное направление в работе школы.
Мы хотим всесторонне развить человека, чтобы он умел хорошо бегать, плавать, быстро и красиво ходить, чтобы у него были все органы в порядке, словом,
Здоровьесозидающий потенциал урока Учитель биологии МБОУ «Рычковская ООШ»
Здоровье человека - первостепенная тема XXI века Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие определяются средой,
Комплексные(интегрированные)Частные(узко-специализированные)
Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе Автор Учитель биологии высшей квалификационной категории Панцова Н.И. МОУ «Погорельская СОШ»
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,
Педагогические здоровьесберегающие технологии МОУ «Болтовская СОШ» Орехова Евгения Николаевна.
Транксрипт:

АДАПТИВНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СТРАТЕГИЯ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ Е.Н. Дзятковская, д.б.н., проф., академик РЭА, гл.н.сотр. ФГБНУ «ИСМО» РАО, вед.н.сотр. лаборатории педиатрии и кардиоваскулярной патологии ФГБУ «НЦПЗСРЧ» СО РАМН

ДВЕ ПАРАДИГМЫ ФИЗИОЛОГИИ: РЕАКТИВНОСТЬ АКТИВНОСТЬ (СОБСТВЕННАЯ СИСТЕМА САМОРЕГУЛЯЦИИ)

СОБСТВЕННАЯ СИСТЕМА САМОРЕГУЛЯЦИИ РАЗНЫЙ ОТВЕТ НА ОДИНАКОВЫЕ СТИМУЛЫ РАЗНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ САМОЗАЩИТЫ СИСТЕМЫ РАЗНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ КОМПЕНСАЦИИ ПОВРЕЖДЕНИЙ РАЗНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ АДАПТАЦИИ РАЗНЫЕ ГРАНИЦЫ АДАПТИВНОЙ НОРМЫ РАЗНЫЕ РЕСУРСЫ ЗДОРОВЬЯ = или почему вклад гигиенических факторов в здоровье колеблется от 9 до 55%

«Развитие стресс-реакций зависит не только от характеристик стрессора, но и от индивидуальных особенностей субъекта», его ресурсов здоровья (Л. X. Гаркави, М. А. Уколова, Е. Б. Квакина) РЕСУРСЫ ЗДОРОВЬЯ НЕ ДАЮТСЯ С РОЖДЕНИЯ РАЗ И НАВСЕГДА. ИХ МОЖНО И НУЖНО РАЗВИВАТЬ!

Для здоровья необходима тренировка саморегуляции, которая увеличивает диапазон адаптированности (толерантности, приспособленности) организма к тем или иным условиям среды. ЕСЛИ РЕСУРСЫ НЕ РАЗВИВАЮТСЯ - ЗДОРОВЬЕ «СКАТЫВАЕТСЯ» ВНИЗ де тренировка сужение диапазона адаптированности

«Необходимо вести речь не о здоровье- нездоровье биологического организма как сугубо медицинской проблеме, а о жизнеспособности человека как показателе резервов его физических, иммунологических, генетических, психических, интеллектуальных и духовно-нравственных сил» (С. Д. Казначеев) РЕСУРСЫ ЗДОРОВЬЯ - ФИЗИЧЕСКИЕ, ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ, ПСИХО-ЭМОЦИО- НАЛЬНЫЕ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ (ЛИЧНОСТНЫЕ), НРАВСТВЕННЫЕ, СОЦИО- КУЛЬТУРНЫЕ.

«Очевидно, не столько среда, сколько характер активности, деятельности человека в этой среде, которую она и созидает, есть та единица недизруптивности, которая может и должна проектироваться в образовании и управляться как система» ( А.В.Брушлинский ) Две стратегии охраны здоровья: стратегия сохранения ( ограждение себя от эмоциональных, информационных и др. перегрузок) стратегия развития ( повышение устойчивости к стрессогенным факторам с помощью специальной подготовки) (И. А. Аршавский)

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ наиболее распространенная, технологически разработанная, с кажущейся простотой реализации, практически не затрагивают парадигму образования, характер учения (а регулирует режим, питание, физкультура, психогигиена) Пример рассуждения: учебная нагрузка нервное переутомление оптимизация режима труда и отдыха (Санитарные правила). А способы работы с учебной информацией? А содержание обучения? «Эта убежденность во всемогуществе среды неверна, но в очень значительной мере понятна» ( В.П. Эфроимсон ).

Центральное понятие: «здоровьесберегающие образовательные технологии» (т. е. деятельность педагога, преподавание), а не «здоровьесберегающий учебный стиль школьника» «Мы, медики, понимаем здоровьесберегающие технологии как здоровьесберегающие технологии обучения. Но когда мы разговариваем с педагогами, то выясняется, что они вкладывают в содержание этого понятия всё (например, добавили третий урок физкультуры в неделю, значит, уже используют здоровьесберегающие технологии; учитель физкультуры, призывающий всех прыгать в прорубь зимой, также, по его мнению, использует здоровьесберегающие технологии и т. д.)» (Р.В. Кучма)

«Здоровьесберегающие образовательные технологии» - как довесок к педагогическим технологиям, который способен снизить степень их вреда на здоровье ребенка. Совместимы? Не создают дополнительную нагрузку (не требуют дополнительного времени)? «Рецептурность» - конкретные полезные советы и рекомендации о здоровье, но не учат экологическому мышлению, границам их применимости, за которыми они становятся бесполезными и даже опасными

Высокая скорость изменения условий жизни человека (физических, химических, биологических, информационных) КРИЗИС РЕСУРСОВ АДАПТАЦИИ всех живых существ на Земле (специфика современного кризиса) АДАПТИВНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СТРАТЕГИЯ опасность преувеличения роли внешних факторов и недооценки адаптивно-компенсаторных возможностей самого организма, личности, индивидуальности

Предпосылки этого подхода: труды М. И. Сеченова, В. М. Бехтерева, А. А. Ухтомского, И. П. Павлова, Л. С. Выготского, А. Р. Лурия, П. К. Анохина, К. В. Судакова, В. П. Казначеева, С. Л. Рубинштейна, В.И. Брушлинского

изменения в межполушарной асимметрии

СОСТОЯНИЕ ЦЕНТРАЛЬНЫХ РЕГУЛЯТОРНЫХ СИСТЕМ МЕДИЦИНСКАЯ ДИАГНОСТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ДЕТЕЙ ГРУППЫ РИСКА?

А. Б.В. 128/80115/75 АД в конце учебного года

Воздействие школьных факторов ОПОСРЕДУЕТСЯ интегральными психонейросоматическими регуляциями ребенка СИСТЕМА САМОРЕГУЛЯЦИИ развивается в ведущей деятельности НАИБОЛЬШАЯ УЯЗВИМОСТЬ – И ВОЗМОЖНОСТЬ КОРРЕКЦИИ - в периоды возрастных кризисов (6–8, 12–14 лет) Важные положения адаптивно-развивающей стратегии:

«Цена» учебной деятельности для здоровья ребенка, реальность рисков образовательной среды для здоровья школьника в значительной степени определяется состоянием его регуляторных систем: -их индивидуально-типологическими характеристиками; -«слабыми» звеньями регуляции, связанными с особенностями индивидуального развития; -защитно-компенсаторными и адаптивными ресурсами. Интегральная характеристика – успешность и «цена» индивидуального стиля ведущей деятельности.

АДАПТИВНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СТРАТЕГИЯ – ЭТО СТРАТЕГИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ КОНФЛИКТА УПРАВЛЕНИЯ И САМОРЕГУЛЯЦИИ ТРЕНИРОВКА САМОРЕГУЛЯЦИЯ РЕСУРСНЫЙ ПОДХОД К ЗДОРОВЬЮ ВНИМАНИЕ ОПТИМИЗАЦИИ ВЕДУЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОСОБЕННО В ПЕРИОДЫ ВОЗРАСТНЫХ КРИЗИСОВ ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ – УЧЕБНАЯ КУЛЬТУРА – МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА УЧЕНИКА (ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ СТИЛЬ) СМЫСЛОПОРОЖДАЮЩАЯ ПЕДАГОГИКА ЗДОРОВЬЕ КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

результаты - снижение затрат учебного времени - улучшение психофизиологических, электро- физиологических и биохимических показателей мозговой деятельности (гомеостатируемых!!!!) - снижение зависимости результатов обучения от индивидуально-типологических особенностей детей, состояния их здоровья, экологической ситуации в месте проживания; - основа коррекционной помощи; - основа самообучения; - фактор инклюзивного образования

- снижение числа пропусков по болезни, - к 11 классу распространенность психосоматических расстройств снижается более, чем в два раза по сравнению со среднепопуляционными данными, - число детей на диспансерном учете снижается более, чем в 10 раз, - коэффициент качества обучения оказывается в 1,5 раза выше, - значительное возрастание числа детей с устойчивостью к информационным стрессам и эффективной саморегуляцией

В экспериментальной группе число детей с «застревающими» профилями регуляции снижалось с 28 до 2,5%, в контрольной возрастало с 27 до 35%. Акцентуации исходного вегетативного тонуса у детей 11 лет контрольной группы отмечались в 60% случаев, тогда как в экспериментальной в 27%. Фактор повышения качества человеческого капитала в РФ

Страна Коэф. трансформации инвестиций в ЧК Коэф. качества ЧК Коэффициент качества жизни, 2004 Индекс развития человеческого потенциала, 2006 г. США Великобри тания Германия Япония Эстония Китай Россия

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

РЕЗУЛЬТАТЫ ВЫБОРОЧНОГО АНАЛИЗА СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ЗДОРОВЬЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ОТВЛЕЧЕННЫЙ от конкретной жизни характер (ЗОЖ, не ЗДОРОВЫЙ СТИЛЬ ЖИЗНИ; не охватывает УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС ) Занимаются на уроках ФИТО-, АРОМО- и др. видами терапии, приемами ЭЗОТЕРИКИ, рекламой БАД НЕ АДАПТИВНО экологической, климато-география. ситуации, этническим особенностям (ритмы, зрение) 64% 9% Нет механизма ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ, экспертизы на соответствие российскому законодательству 95% Часто – ненаучные, ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНЫЕ рекомендации 67% ПРИКЛАДНОЙ характер, без опоры на научные представления о здоровье, болезни, системное мышление, закономерности живое-среда 73% 81%