- несоответствие содержания образовательных программ ДОУ, требованиям к его качеству; - отсутствие в образовательных программах и у педагогов ориентации на формирование у детей необходимых качеств и компетенций; - отсутствие контрольно-измерительных материалов, соответствующих современным образовательным стандартам, связанных с формированием личностных качеств воспитанников и компетенций; - преобладание регламентированной формы обучения воспитанников; - отсутствие механизмов, способов отслеживания достигаемых образовательных результатов отдельными воспитанниками и корректировки образовательной траектории (маршрута развития) в зависимости от их достижений, возможностей и склонностей; - традиционный подход к планированию и проектированию воспитательно-образовательной работы педагогами.
- успешность ребенка в течение всего пребывания в дошкольном образовательном учреждении; - реализация в дошкольных образовательных учреждениях развивающих образовательных технологий; - оптимальное соотношение различных видов деятельности (регламентированной и нерегламентированной) воспитанника, его эмоциональной, познавательной, творческой, физической активности; - реализация субъектной позиции воспитанника (его родителей) в образовательном процессе; - необходимость и достаточность степеней свободы для выбора воспитанниками способов общения, поведения; - возможность выбора воспитанниками видов деятельности, средств, материалов, содержания и направленности образования (в соответствии с интересами и способностями).
Проект Закона Российской Федерации «Об образовании» (редакция г.) Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ 655 от г.)
Освоение правовых и концептуальных знаний в области законодательства, применение их на практике обеспечивает педагогу развитие планово-прогностической направленности своей деятельности, включение в объективную оценку соответствия (несоответствия) реальных образовательных результатов и ожиданий основных заказчиков и потребителей образовательных услуг
- рассматривается (в нормативно-правовом и научно-методическом аспектах) как многофункциональный (функции: образовательная, оздоровительная, коррекционная, социализирующая) обобщенный нормативный документ, обязательный к использованию; - является внутренним образовательным стандартом, обеспечивающим эффективность образовательной деятельности на основе реализуемого содержания и средств организации работы с конкретными детьми; - рассматриваемая как структурный, взаимосвязанный, и взаимообусловленный компонент образовательной программы ДОУ, есть также инструмент управления качеством образования, основание для лицензирования, аттестации, аккредитации ДОУ, аттестации педагога. - является обязательным к разработке и исполнению нормативным документом; - является основанием для оценки качества образовательного процесса.
нормативный документ, внутренний стандарт группы ДОУ, определяющий ценностно-целевые ориентиры, содержание образования для каждой возрастной ступени, разработанное по основным направлениям (сферам, содержательным линиям) развития детей и представляющий собой комплекс условий и средств воспитания, обучения, оздоровления, коррекции развития детей, реализуемых на основе имеющихся ресурсов (педагогических, материально- технических, организационных, технологических и др.) в соответствии с современным социальным заказом
- определение ценностно-целевых ориентиров образовательной деятельности; - ориентация на конкретную систему: цель - объект – средства достижения – предполагаемый результат; - определение социально-психологических условий взаимодействия взрослых с детьми, обеспечивающих социализацию и адаптацию воспитанников; - составление характеристики среды развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
- виды основных образовательных программ, входящих в состав программно-методического комплекса организации образовательного процесса, определенных образовательной программой ДОУ; - виды дополнительных программ, также входящих в состав программно-методического комплекса организации образовательного процесса, определенных образовательной программой ДОУ; - систему используемых образовательных технологий, методик; - методический комплекс; - дидактический комплекс; - формы образовательной работы с детьми (недельная образовательная нагрузка), предусматривающие различные организационные формы.
- по основным направлениям развития детей; - по сферам развития детей; - по образовательным областям.
- пояснительная записка; - содержание и средства образования (сама рабочая программа).
1. Актуальность (с позиции образовательной системы, социального заказа, ребенка, родителей, самого педагога). 2. Характеристика возрастных особенностей воспитанников в развитии определенных видов деятельности. 3. Ценностно-целевые ориентиры образовательного процесса, адекватные требованиям ФГТ (принципы организации образовательного процесса, взаимодействия взрослых и детей; целевые ориентиры рабочей программы). 4. Конкретные задачи рабочей программы. 5. Особенности организации образовательного процесса. 6. Программно-методический комплекс образовательного процесса. 7. Методики, технологии, средства воспитания, обучения и развития детей группы. 8. Подходы к построению предметно-развивающей среды. 9. Контрольно-измерительные материалы оценки образовательных достижений воспитанников. 10. Формы и направления взаимодействия с коллегами, с семьями воспитанников. 11. Особые условия, необходимые для обеспечения прогнозируемого результата работы.
Возраст (группа); Разделы программы (сферы, направления развития ребенка); Тематические блоки (модули); Количество форм непосредственно организованной деятельности. Примерный срок реализации темы. Содержание образования с учетом требований ФГТ (программное содержание). Модель организации образовательной деятельности. Образовательный план. Организационные формы работы с детьми. Составляющие качества образованности как рекомендуемый (прогнозируемый результат). Условия и средства реализации: материально технические (пространственная и предметно развивающая среда), программно- методические, педагогические (формы организации, методы и приемы). Формы контроля.
Непосредственно организованная образовательная деятельность: - игры (дидактические, с элементами движения, сюжетно-ролевые, музыкальные, театрализованные и др.); - просмотры и обсуждения; - чтение и обсуждение; - наблюдения; - проектная деятельность; - продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация и др.); - рассматривание и обсуждение; - пение; - танцы; - физкультурные занятия и др.
Образовательная деятельность при проведении режимных процессов: - физическое развитие (комплексы закаливающих процедур, утренняя гимнастика, упражнения и подвижные игры во второй половине дня); - социально-личностное развитие (ситуативные беседы при проведении режимных моментов, развитие трудовых навыков через поручения и задания, дежурства, навыки самообслуживания, навыки безопасного поведения при проведении режимных моментов и др.); - познавательно-речевое развитие (создание речевой развивающей среды, свободные диалоги с детьми в играх, наблюдениях, при восприятии картин, ситуативные разговоры, называние трудовых действий и гигиенических процедур, поощрение речевой активности детей, обсуждения и др.); - художественно-эстетическое развитие (использование музыки в повседневной жизни- в играх, на прогулке, при проведении утренней гимнастики, привлечение внимания детей к звукам в окружающем мире, к оформлению помещений, привлекательности оборудования, красоте и чистоте в окружающем мире и др.).
Самостоятельная деятельность детей: - физическое развитие (самостоятельные подвижные игры, игры на свежем воздухе, спортивные игры и занятия – катание на санках, лыжах, велосипеде и др.); - социально-личностное развитие (индивидуальные игры, совместные игры, все виды самостоятельной деятельности, предполагающие общение со сверстниками и др.); - познавательно-речевое развитие (самостоятельное чтение детьми коротких стихотворений, игры по мотивам художественных произведений, деятельность в уголке книги, в уголке театра, рассматривание книг и картинок, развивающие настольно-печатные игры, автодидактические игры – пазлы, рамки-вкладыши, парные картинки и др.); - художественно-эстетическое развитие (самостоятельное рисование, лепка, конструирование – преимущественно во второй половине дня, рассматривание репродукций картин, иллюстраций, музицирование, игра на детских музыкальных инструментах и др.).
Взаимодействие с семьями воспитанников: - рекомендации по организации образовательной деятельности в семье (поиграть, посмотреть, посетить, почитать и др.).
ДОУ несет ответственность за реализацию образовательных программ, за качество образования своих выпускников (Закон РФ «Об образовании», ст.32) Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы (далее - система мониторинга) должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы, позволять осуществлять оценку динамики достижений детей и включать описание объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга (ФГТ, п 3.6.)
В процессе мониторинга исследуются физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка путем наблюдений за ребенком, бесед, экспертных оценок, критериально-ориентированных методик не тестового типа, критериально-ориентированного тестирования, скрининг- тестов и др. Обязательным требованием к построению системы мониторинга является сочетание низко формализованных (наблюдение, беседа, экспертная оценка и др.) и высоко формализованных (тестов, проб, аппаратурных методов и др.) методов, обеспечивающее объективность и точность получаемых данных.
- определение степени освоения детьми образовательной программы и влияния образовательного процесса ДОУ на развитие каждого ребенка - опора на ФГТ (основные задачи образовательных областей и примерные планируемые итоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования)
- мониторинг образовательного процесса (освоения детьми образовательных областей программы) - мониторинг детского развития (оценка развития интегративных качеств ребенка)
- оценка степени продвижения ребенка в образовательной программе - основывается на анализе достижения ребенком промежуточных результатов (Карты освоения программы)
Высокий уровень – все компоненты интегративного качества оценены знаком «+» Средний уровень – большинство отмечено знаком «+» Низкий уровень – большинство компонентов отмечено знаком «-»
выявление индивидуальных особенностей развития ребенка и определение индивидуального маршрута образовательной работы для максимального раскрытия потенциала детской личности
1) физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни;
2) любознательный, активный. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (в мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе и др.
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы обеспечивает комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов, позволяет осуществить оценку динамики достижений детей
Спасибо за внимание!