Бахматова Евгения Леонидовна учитель иностранных языков Место работы: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Использование учебных игровых ситуаций для формирования учебных действий у младших школьников в рамках ФГОС второго поколения» Учитель МБОУ СОШ 2 г Голицыно.
Advertisements

Конструирование урока информатики в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Подходы к реализации междисциплинарных программ: условия достижения личностных и метапредметных результатов Индивидуальный образовательный проект как результат.
Способы и приёмы формирования универсальных учебных действий в рамках учебного занятия начальной школы 1.
Федеральные образовательные стандарты второго поколения задают качественно новое представление о том, каким должно быть содержание начального образования.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС Наборская Светлана Юрьевна, учитель начальных классов ГБОУ СОШ 252 Красносельского.
. Уроки общеметодологической направленности посвящены структурированию и систематизации изучаемого материала.
Федеральный государственный стандарт начального образования (ФГОС) Курс имеет системообразующий характер, составляет базу начального образования; Главная.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной.
Васильченкова Т.В., зав.кафедрой ТОВиДО РИРО, 2015.
Структура поурочного планирования в рамках ФГОС Составил ГМИ.
Поэтому в 5 классе мы должны научить: уметь работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Т РЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.
Учитель химии и биологии МБОУ СОШ 12 МО «Ахтубинский район» пос. Верхний Баскунчак Гринько Ю.М.
Особенности организации урока английского языка в современной школы в условиях ФГОС НОУ Минахин Д.В.
Роль ШНОУ в реализации проекта «Создание и апробация модели муниципального межведомственного центра профориентации «От знаний к делу» Первушина Наталья.
Технологии развития универсальных учебных действий.
Методическая система учителя биологии высшей квалификационной категории Полетаевой Елены Александровны 2010г МКОУ ОСОШ 2 МКОУ ОСОШ 2.
ВЫСТУПЛЕНИЕ ЗА. ДИРЕКТОРА ПО УВР ОРЛОВОЙ Т.Ю. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ.
Формирование коммуникативных УУД на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС. Выполнила: Мурзаханова Т.А. учитель английского языка Похвистнево.
Транксрипт:

Бахматова Евгения Леонидовна учитель иностранных языков Место работы: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 5 г. Ишима» Педагогический стаж: 2 года Образование: Ишимский городской педагогический институт им. П.П. Ершова, историко-филологический факультет, кафедра иностранных языков, 2012 г. Почетные звания и награды: победитель (1 место) городского конкурса-фестиваля открытых уроков и внеклассных мероприятий с использованием проектной технологии в номинации «Педагогический дебют», 2013 года.

КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА. ТЕМА: Формирование умений интерпретации текста (использование наглядно- символической формы на уроках английского языка)

Бахматова Е. Л. Концепция. Раздел 1 « Введение » Для развития человеческого общества необходимы материальные, инструментальные, энергетические и другие ресурсы, в том числе и информационные. Настоящее время характеризуется небывалым ростом объема информационных потоков. Это относится практически к любой сфере деятельности человека. Зачастую знание информации и умение извлекать из нее необходимое предопределяет успешность детей в обучении.

Бахматова Е. Л. Концепция. Раздел 1 « Введение » В силу научного прогресса человек не может быть неинформированным, находясь под влиянием той или иной информации. В процессе обучения получает информацию из разных источников (Интернет, телевидение, СМИ и т.д.). Для целенаправленного использования информации ее необходимо собирать, накапливать, преобразовывать, систематизировать и передавать. Способность обучающегося обрабатывать информацию, извлекать необходимые сведения и знания предопределяет успешность его обучения и становления как личности.

Кроме того, Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС) предъявляет требования не только к предметным, но и к метапредметным и личностным результатам освоения основной образовательной программы. Реализовать эти требования предстоит в рамках урочной и внеурочной деятельности с помощью доведения информации до обучающихся через различные источники. Универсальные учебные действия по своей сути являются интегративными умениями, что предполагает их формирование средствами всех школьных предметов, в том числе иностранный язык. Содержание обучения иностранному языку отражает базовые ценности современного российского общества и реализует поставленную во ФГОС общего образования задачу средствами своего предмета обеспечить духовно- нравственное развитие и воспитание учащихся на ступени общего образования. Этим обусловлена актуальность данной темы. Требования ФГОС к результатам освоения основных образовательных программ для предмета «Иностранный язык» и конкретизирующие их планируемые результаты представлены Примерной программой по иностранному языку с учётом ведущих целевых установок изучения данного предмета. Бахматова Е. Л. Концепция. Раздел 1 « Введение »

Классификация методов по организации и осуществлению учебно-познавательной деятельности (Ю.К. Бабанский): 1. Словесные (рассказ, лекция, семинар, беседа); 2. Наглядные (иллюстрация, демонстрация и т.д.); 3. Практические (упражнения, лабораторные опыты, трудовые действия); 4. Репродуктивные и проблемно- поисковые (от частного к общему, от общего к частному); 5. Методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя [12]. Важно отметить, что каждый метод может реализовываться через несколько способов доведения информации до обучающихся, поскольку информация различается по способу передачи и восприятия и бывает: визуальной (наглядную), передаваемую видимыми образами и символами; аудиальной, передаваемую звуками; тактильной, передаваемую ощущениями; органолептической, передаваемую запахами и вкусами; машинной, выдаваемую и воспринимаемую средствами вычислительной техники [4; с. 52]. Бахматова Е. Л. Концепция. Раздел 1 « Введение » В современной дидактике существуют разнообразные классификации методов обучения с разными основаниями.

Объект – работа с текстом по интерпретации его содержания. Предмет – представление текстовой информации в наглядно-символической форме. Цель концепции – формирование умения обучающихся представлять информацию в наглядно- символической форме на уроке английского языка для развития универсальных учебных действий. Для реализации цели исследования были определены следующие задачи. 1. Изучение теоретического материала по данной тематике для систематизации информации о формах работы с текстом и определение оптимальных форм с целью развития универсальных учебных действий; 2. Применение наглядно-символической формы в представлении информации на уроках английского языка; 3. Проведение промежуточных диагностик с целью выявления результативности применения наглядно-символического представления информации. Обобщение опыта и подготовка методической статьи. В качестве гипотезы мы выдвигаем следующее предположение: если у обучающихся будут сформированы умения представлять информацию в наглядно-символической форме, то это будет способствовать развитию у них универсальных учебных действий – способности к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта. Если конкретнее, то это умения сопоставлять, анализировать и обобщать имеющиеся в тексте идеи и факты, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, обосновывать утверждения. Бахматова Е. Л. Концепция. Раздел 1 « Введение »

Технология педагогического опыта В своей исследовательской работе мы рассматриваем наглядные методы обучения, а именно один из его приемов – наглядно-символический. Мы считаем его наиболее эффективным в обучении и используем его для реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. В настоящее время Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) основного общего образования смещает акцент с формирования предметных знаний, умений и навыков на формирование компетенций, в основе которых лежат универсальные учебные действия [8;2]. Универсальные учебные действия (далее УУД) – это умения и навыки, обеспечивающие учащемуся способность самостоятельно осваивать и присваивать новые знания, что особенно необходимо при работе с большими объемами информации. В данных умениях особо значимой является составляющая критического мышления, включающая способность «определить\ поставить под сомнение\проанализировать\развить собственное мнение, принять решение, кратко изложить и передать результаты работы наиболее эффективным способом» [7;8]. УУД по своей сути являются интегративными умениями, что предполагает их формирование средствами всех школьных предметов, в том числе иностранным языком. Бахматова Е. Л. Концепция. Раздел 2 « Теоретические основы »

Предмет «Иностранный язык» включает сведения из разных предметных областей и предполагает большой выбор текстов разных типов по широкой тематике и проблематике общения. Огромное значение при работе с текстом играет процесс активного получения информации, а именно структурирования, обработки и переосмысления содержащейся в тексте информации. Создание собственных текстов чаще всего строится на основе полученной информации и по образцу изученного текста. Формирование культуры смыслового чтения выделяется как особая задача во ФГОС на всех ступенях школьного образования, а перечень этих умений включает не только умения понимать написанное, но и написание собственных текстов на основе полученной информации. Это сформулировано в «Планируемых результатах»: Приказ Минообразования России от года 1089 (редакция от г.) «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» [9]. Планируемые результаты изучения учебного предмета «Иностранный язык». Обучающийся овладеет умением читать, то есть научится: читать небольшие тексты различных типов, применяя разные стратегии, обеспечивающие понимание основной идеи текста, полное понимание текста и понимание необходимой (запрашиваемой) информации; читать и понимать содержание текста на уровне значения, то есть сумеет на основе понимания связи между членами простых предложений ответить на вопросы по содержанию текста; определять значения незнакомых слов. Бахматова Е. Л. Концепция. Раздел 2 « Теоретические основы »

Таким образом, при изучении английского языка обучающиеся приобретают и совершенствуют навыки работы с информацией. Основной вид информации, представленный в УМК по английскому языку это наглядный, переданный по средствам текстов. Работа с текстом на уроках иностранного языка, будь то перевод, пересказ, устное монологическое высказывание или письменное сообщение, должна давать возможность обучающимся реализовывать свои личные коммуникативные намерения. Правильное, полное восприятие чужого текста предполагает конструирование собственного текста, подобного данному. Учебная деятельность школьников при работе с текстами, прежде всего, направлена на анализ и присвоение информации. Практика подтверждает, что различные символы, картинки, занимательные истории, благотворно влияют на отношение обучающихся к английскому языку как к учебному предмету, способствуют развитию наблюдательности. Важно предоставить учащимся возможность мыслить, решать какие-либо проблемы, которые порождают мысль, рассуждать над возможными путями решения этих проблем, с тем, чтобы дети обращали внимание на содержание своего высказывания, чтобы в центре внимания была мысль, а язык выступал в своей прямой функции – оформления и формулирования этих мыслей. Бахматова Е. Л. Концепция. Раздел 2 « Теоретические основы »

Текст на иностранном языке является одним из важнейших средств создания на занятиях речевой среды, направленной на развитие самоопределения, рефлексии обучающегося. Из вышесказанного следует, что значительное место в процессе обучения занимает работа с текстами. Мы считаем, что одним из формируемых на ступени основного общего образования метапредметных результатов является умение представлять информацию в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий концептуальных диаграмм, опорных конспектов); а также заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты. [10] Диаграмма связей, известная также как интеллект-карта, карта мыслей (англ. Mind map) или ассоциативная карта, способ изображения процесса общего системного мышления с помощью схем. Также может рассматриваться как удобная техника альтернативной записи (см. Приложение 1). Идея Тони Бьюзена, автора метода использования интеллектуальных карт, как раз и заключается в создании такой «несущей конструкции», призванной помочь восстановить живые мысли, находящиеся за скучным текстом, или создать их, если использовать майндмэппинг в качестве инструмента для создания новых идей.англ.мышлениясхем Бахматова Е. Л. Концепция. Раздел 2 « Теоретические основы »

Диаграмма Диаграмма связей реализуется в виде древовидной схемы, на которой изображены слова, идеи, задачи или другие понятия, связанные ветвями, отходящими от центрального понятия или идеи. Ментальные карты это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи. Ее можно применять для создания новых идей, фиксации идей, анализа и упорядочивания информации, принятия решений и много чего еще. Это современный, и очень естественный способ организации мышления, имеющий несколько неоспоримых преимуществ перед обычными способами записи.древовидной схемы Заполнение таблиц требует умения находить в тексте конкретные сведения и факты; сравнивать между собой объекты, описанные в тексте. Составляя таблицу, учащиеся приобретают и развивают умение упорядочивать информацию по заданному основанию. Таблица может служить основой опросного листа для проведения социологического мини-опроса (survey), которые мы проводим практически по всем изучаемым темам. С помощью таблицы решаются логические задачи, мы используем их во внеклассной работе по предмету. Из вышесказанного следует, что значительное место в процессе обучения занимает работа с текстами. Мы считаем, что одним из формируемых на ступени основного общего образования метапредметных результатов является умение представлять информацию в наглядно- символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий концептуальных диаграмм, опорных конспектов); а также заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты. [10] Бахматова Е. Л. Концепция. Раздел 2 « Теоретические основы »

Применение наглядно-символической формы представления информации. В современной методике обучения иностранным языкам существуют различные способы работы с текстом, которые учитывают их возрастные особенности и делают уроки иностранного языка более «живыми» и интересными. Остановлюсь на некоторых приемах работы с текстом, которые позволят учителю в доступной и понятной школьникам форме планировать фрагменты уроков по введению и первичному закреплению материала. Более подробно остановимся на применении таблиц и ментальных карт. Более эффективным и наглядным, по нашему мнению, является способ применения ментальных карт на уроках английского языка. Приведем пример использования данного вида работы с текстовой информацией. По учебному планированию во второй четверти в 9 классе обучающие разбирают тему «Здоровый образ жизни» (Unit 3 Good health is above wealth \\ Happy English. ru авторы Кауфман К.И., Кауфман М.Ю.). Несколько уроков в данном курсе посвящены работе с текстом «Jane is in hospital». После выполнения заданий и упражнений на предтекстовом и текстовом этапах, на основе примера ментальной карты Тони Бьюзена по теме «Health», обучающиеся разработали свои собственные интеллект-карты, которые способствовали систематизации и анализу полученной текстовой информации, и в дальнейшем послужили основой для составления монологического высказывания (см. Приложение 4). Бахматова Е. Л. Концепция. Раздел 3 « Применение концепции на практике »

Наглядно- образное мышление интенсивно развивается не только на младшей ступени обучения, но и на средней, поэтому большинство школьников достаточно прочно запоминают образы, схемы, ассоциограммы. Такого рода средства наглядности помогают ученикам быстро вспомнить заученные фразы и небольшие предложения-образцы, грамотно использовать их в речи для решения различных коммуникативных задач. Заменяющие слова символы и пиктограммы широко используются в обучении лексике, когда младшие школьники еще только учатся читать. Символическое изображение слов и даже словосочетаний способствует быстрому и прочному запоминанию изучаемого материала. Символ выступает средством концентрации воспринимаемого материала [5;16]. Приведем пример использования данного вида работы с текстовой информацией на уроке английского языка (см. Приложение 5). Эффективность использования символов, заменяющих слова, убедительно доказана методистами и лингвистами. Такой подход к обучению английскому языку, основанный на наглядно-символическом приеме, не только стимулирует интерес к учебному процессу, но и помогает обработать, проанализировать и обобщить сложный языковой и текстовый материал. Бахматова Е. Л. Концепция. Раздел 3 « Применение концепции на практике »

Для выявления уровня сформированности УУД и уровня обученности иностранному языку была составлена программа диагностики, которая включает следующие методики: 1. Диагностика определения уровня обученности (по П.И. Третьякову) [4]; 2. Диагностика и оценка уровней сформированности компонентов учебной деятельност и (Г.В. Репкина, Е.В. Заика) [3]. База исследования: экспериментальный класс 8 «Б» (14 человек), контрольный класс 8 «А» (14 человек), МАОУ СОШ 5, г. Ишим. На первом этапе исследования была проведена первичная диагностика в экспериментальн ом и контрольном классах с целью определения первоначального уровня сформированнос ти УУД и уровня обученности. Результаты стартовой диагностики представлены на диаграмме (рис.1). Мы провели входящий контроль уровня знаний обучающихся на начало учебного года по предмету английский язык (см. Приложение 6). Согласно полученным данным преобладающий уровень обученности учащихся 8 А и 8 Б класса – средний. Опросник «Диагностика и оценка уровней сформированности компонентов учебной деятел ьности» (Г.В. Репкина, Е.В. Заика). Результаты изображены на гистограмме (рис. 2.). Бахматова Е. Л. Концепция. Раздел 4 « Диагностика »

Рисунок 1. Результаты первичной диагностики уровня обученности (по П.И. Третьякову). Рисунок 2. Результаты первичной диагностики и оценки сформированности компонентов учебной деятельности (Г.В. Репкина, Е.В. Заика) Бахматова Е. Л. Концепция. Раздел 4 « Диагностика »

В связи с этим для экспериментального класса (8 Б) нами была составлена система заданий по английскому языку, направленная на формирование умения представлять информацию в наглядно- символической форме и развитие тем самым универсальных учебных действий: предметные, метапредметные, регулятивные, познавательные. Если конкретнее, то это умения сопоставлять, анализировать и обобщать имеющиеся в тексте идеи и факты, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, обосновывать утверждения. При планов уроков английского языка в 8 Б классе в различные этапы урока включались специальные методы и приемы работы с текстом (частично-поисковый, обобщение, наглядно-символический, самостоятельное продумывание заданий, сопоставление и т.д.) направленные на формирование умения представлять информацию в наглядно- символическом виде. Уроки в контрольном классе (8 А) проводились согласно традиционной системе работы с текстами. На втором этапе исследования в конце первой четверти была проведена промежуточная диагностика. В конце 2 четверти учебного года нами была проведена еще одна промежуточная диагностика уровня обученности (Приложение 8) Результаты диагностики представлены на диаграмме (рис.5). Мы видим, что уменьшились показатели «низкого» уровня, а показатели «высокого» и «среднего» повысились. Бахматова Е. Л. Концепция. Раздел 4 « Диагностика »

Итак, исходя из полученных нами данных мы выявили, что осуществляемая нами работа по формированию умений обучающихся представлять информацию в наглядно- символической форме на уроках английского языка оказала положительную динамику, и способствовала повышению качества обученности, развитию мотивации к обучению, развитию универсальных учебных действий: предметных, метапредметных, регулятивных, познавательных. Если конкретнее, то это умения сопоставлять, анализировать и обобщать имеющиеся в тексте идеи и факты, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, обосновывать утверждения. Обобщая полученный нами методический опыт, мы пришли к выводу, что работа с текстом в наглядно-символической форме на уроках английского языка способствует развитию УУД у обучающихся и считаем целесообразным дальнейшее применение данной технологии в обучении, использование результатов работы на практике и публикацию статьи по данному вопросу в методическом журнале по иностранным языкам. Рисунок 5. Результаты промежуточной диагностики уровня обученности (по П.И. Третьякову). Бахматова Е. Л. Концепция. « Выводы »

1. Боброва, Т. Волшебная грамматика. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: 2. Кауфман К.И., Кауфман М.Ю. Английский язык: Счастливый английский.ру[Текст]/ Happy English. Ru: Учебник для 7-9 кл. общеобраз. учрежд. – Обнинск: Титул, – 256 с.:ил. 3. Информатика и информационные технологии / под ред. Ю.Д. Романовой. -- М.: Эксмо, с. 4. Павлова, Е.А. Наглядность в работе над грамматическим материалом на начальной ступени обучения английскому языку[Текст]\\ Иностр. Языки в школе – – с Репкина Г.В., Заика Е.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности // Куатор. Все лучше е студентам. [Электронный ресурс] Режим доступа. URL: repkina-gv-zaika-ev-otsenka-urovnya-sformirovannosti-uchebnoy-deyatelnostihttp://quator.ru/all-materials/item/7172- repkina-gv-zaika-ev-otsenka-urovnya-sformirovannosti-uchebnoy-deyatelnosti 6. Соловова, Е.Н. Чтение в составе универсальных учебных действий: позиции ФГОС и традиционной методики обучения иностранным языкам[Текст] \\ Иностр. Языки в школе – Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: 8. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя [Текст]/ Под ред. А.Г. Асмолова. - М. : Просвещение, с. : ил. - (Стандарты второго поколения) Бахматова Е. Л. Концепция. « Литература »

Конспект урока в 9-ом классе « Good health is above wealth». Стартовая и промежуточные диагностики уровня обученности (по П.И. Третьякову) обучающихся 8 классов МАОУ СОШ 5 УМК Happy English.ru Кауфман К.И., Кауфман М.Ю. на учебный год Бахматова Е. Л. Концепция. « Приложения »