СОЗДАНИЕ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ВЫЯВЛЕНИЯ, РАЗВИТИЯ И ПОДДЕРЖКИ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ НА ПРИМЕРЕ ОПЫТА РАБОТЫ ШАХМАТНОГО ОТДЕЛА.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Ключевые направления Обновление образовательных стандартов Развитие учительского потенциала Поддержка талантливых детей Развитие школьной инфраструктуры.
Advertisements

Проект «Талант». Пояснительная записка. Выявление, поддержка и развитие одарённых детей становятся одной из приоритетных задач современного образования.
Международная научно-практическая конференция «Социальная компетентность как необходимое условие самореализации участников образовательного процесса».
Субъекты психолого- педагогического сопровождения в условиях инклюзивного образования.
В 2009 году начала работать национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», нацеленная на инвестиции в человеческий капитал страны через вложения.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ. неполное использование возможностей учреждений дополнительного образования детей для выявления и дальнейшего развития детской одарённости;
Номинация: «РАЗВИТИЕ СЕТЕВЫХ МОДЕЛЕЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ И ПРОЕКТОВ» ПРОЕКТОВ» Городской смотр-конкурс достижений государственных.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов пгт Мурыгино Юрьянского.
Оптимизация возможностей ЦДТТ для поддержки одаренных детей. Составитель: Марина Ю.А. – педагог-психолог ЦДТТ.
Проект педагогических идей «Центр по подготовке педагогов для работы с одаренными детьми»
Федеральный проект «Наша новая школа» УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА (что предстоит сделать)
ИЗМЕНЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС.
Государственная политика в области образования Государственная политика в области образования.
Программа развития средней общеобразовательной школы 106 «ЭКОЛОГИЯ ДЕТСТВА »
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия «Юридическая гимназия имени М.М. Сперанского» г. Ростова-на-Дону Инновационный образовательный.
Воспитательная система - это целостный социально- педагогический комплекс, возникающий в процессе интеграции основных компонентов воспитания.
Программа развития школы на период 2008 – 2013 годы Цель создания программы: определить общую стратегию и создать условия для эффективного развития школы.
Ведущие идеи построения региональной модели сопровождении одаренных детей.
Сетевые сообщества учителей Подготовила: Тюменцева С.Г.
Государственное общеобразовательное учреждение ГИМНАЗИЯ 196 Проект опытно-экспериментальной работы по теме: «Организация интерактивного взаимодействия.
Транксрипт:

СОЗДАНИЕ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ВЫЯВЛЕНИЯ, РАЗВИТИЯ И ПОДДЕРЖКИ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ НА ПРИМЕРЕ ОПЫТА РАБОТЫ ШАХМАТНОГО ОТДЕЛА (ШКИДЦ) ГБОУ ДОД ЦДЮТТ КИРОВСКОГО РАЙОНА 1 В современных условиях повышение эффективности образования предполагает изменение образовательной парадигмы, в которой первостепенное значение приобретают воспитание и социализация детей, интегрированные в общий процесс обучения. Важная роль в решении этой задачи отводится системе дополнительного образования детей, традиционно располагающей большими возможностями для использования широкого спектра различных инструментов социализации ребенка. Для успешной социализации детей необходимо создание оптимальной среды для выявления, развития и непрерывного сопровождения одаренных детей. Одной из наиболее важных составляющих такой среды является создание условий для эффективного общения детей – друг с другом, и со взрослыми. Отсюда рождается идея детского клуба, который объединяет коллектив учащихся, педагогов и родителей.

«Способен каждый!» девиз клубного объединения, которое функционирует в отделе шахмат ЦДЮТТ. Здесь создана уникальная среда для реализации возможностей каждого учащегося, представляющая собой систему учебно- воспитательной работы (образование, развитие, общение). Клуб – это некоторый выход за рамки образования, понимаемого исключительно как овладение некими знаниями. Это, прежде всего – пространство свободного самовыражения ребенка в его взаимодействии с другими. Организация сети объединений и проведение занятий в образовательных учреждениях района: школах, детских садах; Проведение районных квалификационных турниров, обще районных мероприятий, личных и командных первенств по шахматам, занятий шахматами в городских летних лагерях; Проведение мероприятий городского уровня, таких как Первенство города по шахматам, так и различных городских фестивалей; Подготовка сборных команд района для участия в соревнованиях высшего уровня; Организация участия учащихся района в личных международных, российских и городских турнирах; Проведение Летних региональных сборов в ДОЛ; Выработка типовой методики преподавания шахмат; Методическое сопровождение занятий шахматами в образовательных учреждениях района, повышение квалификации педагогов и тренеров; Выявление одаренных детей и подготовка шахматистов района для участия в городских, всероссийских турнирах, международных соревнованиях, первенствах Европы и Мира.

3 Основные этапы выявления и поддержки одаренных детей: Первично - на этапе собеседования, который проходят все дети, поступающие на обучение в ШКиДЦ; Вторично – в рамках программы психолого-педагогического сопровождения (выявление и сопровождение одаренных детей); В процессе реализации образовательных программ «Ступени интеллекта. Шахматы» и «Способен каждый»; На этапе практических занятий: разработана система квалификационных турниров, позволяющая повышать спортивный уровень учащихся (квалификационные турниры и соревнования); подбираются группы в зависимости от возраста, уровня игры, знаний; для поддержки одаренных детей используются: индивидуальный подход на занятиях; дополнительные занятия с одаренными учащимися; участие в районных и городских соревнованиях; психологические консультации; тренинги, тестирование; использование современных средств информатизации. В процессе реализации программы работы Шахматного центра удалось создать гибкую и эффективную модель работы по выявлению и поддержке одаренных детей, которая помогла повысить качество проводимой работы:

Особое внимание сопровождению одаренных детей уделяет служба психолого- педагогического сопровождения ЦДЮТТ Кировского района. Совместно с методистами, педагогами и психологами была разработана «Программа психолого-педагогического сопровождения одаренных детей ЦДЮТТ Кировского района», основной целью которой является содействие в выявлении, поддержке и развитии талантливых детей, их самореализации и профессиональном самоопределении. В основу программы были положены базовые принципы выявления и сопровождения одаренных детей: Комплексный подход в оценке разных сторон поведения и деятельности ребенка; В ЦДЮТТ регулярно (согласно плану) проводятся опросы родителей, педагогов и детей на предмет выявления склонностей и особенностей ребенка. Педагоги тесно сотрудничают с учителями школ, которые непосредственно наблюдают за поведением и развитием детей в учебной деятельности. Продолжительность наблюдения - развернутое наблюдение продолжается в течение нескольких лет в разных жизненных и учебных ситуациях. Предпочтительна опора на экологически валидные методы психодиагностики. При опросе и тестировании используются только проверенные методики, зарекомендовавшие себя в течение длительного времени. 4

Этапы выявления одаренных детей На первом этапе выявления одаренных детей учитываются сведения о высоких успехах в какой-либо деятельности ребенка от родителей и педагогов, учителей. Могут быть использованы также результаты групповых тестирований, социологических опросных листов. Это позволяет очертить круг детей для более углубленных индивидуальных исследований. Второй этап можно обозначить как диагностический. На этом этапе проводится индивидуальная оценка творческих возможностей и особенностей нервно-психического статуса ребенка психологом. Ребенок обследуется набором психологических тестов в зависимости от предпочтительности того или иного варианта потенциальных возможностей. На третьем этапе работы с одаренными детьми основная роль отводится педагогам, задача которых - сформировать и углубить их способности. Реализуются эти требования с помощью широкого спектра педагогических приемов и методов, также посредством выстроенной программы конкурсов, соревнований, турниров и других мероприятий, где учащиеся могут проявить свои способности. 5

6 Учащиеся Шахматного центра являются победителями и призерами соревнований различного уровня, что доказывает эффективность системы работы по выявлению и развитию одаренных детей, непрерывному сопровождению и поддержке каждого учащегося детского коллектива Шахматного центра. Учащиеся и педагоги объединяются на основе общих коллективных дел и общих традиций. В шахматном отделе ЦДЮТТ много молодых педагогов, но «случайных» людей нет. Из 18 членов нашего педагогического коллектива – 8 бывшие учащиеся нашего центра, а 10 – учившие их тренеры. Среди тренеров - два отличника физкультуры и спорта, два победителя конкурса «Лучший педагог», заслуженный тренер, заслуженный работник культуры.

7 Года УчастникиПризеры 2011/ / /

8 Для постоянного информирования о работе Шахматного центра создан сайт где учащиеся и родители всегда могут получить информацию о жизни коллектива центра. Здесь размещаются все новости, информация о соревнованиях и их итогах, фото и видео-репортажи, что в свою очередь является эффективным способом поощрения и поддержки учащихся Центра, пропагандой и летописью их достижений. В системе клубной работы также существует детская редколлегия, в состав которой входят учащиеся, их родители и педагоги. По итогам событий регулярно издается газета, которая является прекрасным примером детского самиздата. В создании этой газеты принимают участие все желающие, в ней ребята с большой гордостью сообщают о своих успехах и достижениях. Детская творческая инициатива всесторонне поддерживается педагогическим коллективом Шахматного центра. Эмоциональная составляющая детского творчества не имеет границ и важность этого коллективного творческого дела трудно переоценить. Каждая газета передается в архив Шахматного центра.

РАЗРАБОТАН КОМПЛЕКС ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ НА ПРЕДМЕТ ВЫЯВЛЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ, МЕТОДЫ ИХ ДАЛЬНЕЙШЕЙ ПОДДЕРЖКИ; СОЗДАНА БАЗА ДАННЫХ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ; РАЗРАБОТАНА И ИСПОЛЬЗУЕТСЯ СИСТЕМА ДВИЖЕНИЯ ПО СТУПЕНЯМ ШАХМАТНЫХ РАЗРЯДОВ ОТ НАЧИНАЮЩИХ ДО КМС, ОСНОВАННАЯ НА ПРИНЦИПЕ СОЗДАНИЯ УСЛОВИЙ ДЛЯ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ; СОЗДАНА СИСТЕМА КОМПЬЮТЕРНЫХ ЗАНЯТИЙ И КОМПЬЮТЕРНОЙ СТАТИСТИКИ; СОЗДАНА И РЕАЛИЗУЕТСЯ ПРОГРАММА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ; СОЗДАНА СИСТЕМА КОНКУРСОВ, ТУРНИРОВ И СОРЕВНОВАНИЙ ПО ШАХМАТАМ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ЦДЮТТ, ШКОЛ РАЙОНА И ГОРОДА; РЕАЛИЗУЮТСЯ ВОЗМОЖНОСТИ УЧАСТИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ ПОД ЭГИДОЙ FIDE, ПОЛУЧЕНИЯ ID FIDE И РЕЙТИНГА ЭЛО И ЕГО ДАЛЬНЕЙШЕГО ОБСЧЁТА; Значимые достижения и результаты 9

УСИЛИВАЕТСЯ РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ, ВОВЛЕЧЕННЫХ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС (ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ И МАТЕРИАЛЫ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ РАБОТЫ СОВМЕСТНО С РОДИТЕЛЯМИ); УВЕЛИЧЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ, ПОЛУЧАЮЩИХ МЕТОДИЧЕСКУЮ ПОДДЕРЖКУ В РАМКАХ РАБОТЫ РАЙОННОГО МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ ПЕДАГОГОВ ПО ШАХМАТАМ; УВЕЛИЧЕНИЕ ЧИСЛА РОДИТЕЛЕЙ, ВОВЛЕЧЕННЫХ В СПОРТИВНО-МАССОВУЮ РАБОТУ; СОЗДАНИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ И ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ; УВЕЛИЧЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА УЧАСТНИКОВ СОРЕВНОВАНИЙ, ТУРНИРОВ, ПЕРВЕНСТВ ПО ШАХМАТАМ ВСЕХ УРОВНЕЙ (РАЙОННЫХ, ГОРОДСКИХ, ВСЕРОССИЙСКИХ, МЕЖДУНАРОДНЫХ); УВЕЛИЧЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА ПОБЕДИТЕЛЕЙ И ПРИЗЕРОВ СОРЕВНОВАНИЙ, ТУРНИРОВ И ПЕРВЕНСТВ ПО ШАХМАТАМ РАЗНЫХ УРОВНЕЙ (РАЙОННЫХ, ГОРОДСКИХ, ВСЕРОССИЙСКИХ, МЕЖДУНАРОДНЫХ). Значимые достижения и результаты 10