Новокрестьянская поэзия «… жалко своих песен- пчел, сладких, солнечных, золотых. Шибко жалят они мое сердце« Творчество Н.Клюева Автор: Горобец Л.В. Учитель.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Поэзия Н. Клюева. Клюев Николай Алексеевич Русский новокрестьянский поэт.
Advertisements

«Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для выражения неисчерпаемой «печали полей»,любви ко всему живому в.
Сергей Александрович Есенин (21 сентября (3 октября) декабря 1925)
Н. Клюев. «Ладожский дьячок» Работу выполнила Ученица 11б класса Храмова Ольга.
Есенин- один из певцов неувядающей России. Его поэзия – словно мы сами. Он обладал редким свойством открывать и постигать стороны народной души, сложной.
Родился 10 октября 1884 в селе Коштуг Вышегородского уезда Олонецкой губернии, одной из глухих деревень русского Севера, в крестьянской старообрядческой.
Сергей Александрович Есенин (21 сентября (3 октября) декабря 1925)
Изображение русской деревни в творчестве С. Есенина.
Автор презентации: Нестерова А.Г. учитель начальных классов.
Живое слово. Элементы урока в 5 б классе. Крестьянский уклад жизни и народное творчество. Цель: усвоение системы ценностей русского народа; осознание.
Сергей Есенин « Я последний поэт деревни …» Сергей Есенин Сергей Есенин.
Читая стихи поэтов XX века. Что такое стихи поэтов XX ? Стихи поэтов XX века - это уникальное сочетание произведений прошлой эпохи, которые и до сегодняшнего.
Поэзия Есенина... Чудесный, прекрасный, неповторимый мир' Мир, который близок и понятен всем. Есенин - истинный поэт России; поэт, который к вершинам.
Писатели и поэты конца 19 начала 20 веков Особенности творчества поэтов и писателей конца 19 начала 20 веков.
Великий поэт, хулиган и интеллигент своего времени – Сергей Есенин родился в семье крестьян 21 сентября ( по новому стилю 3 октября ) в селе Константиновка.
Выполнила: Музыченко Галина Сергеевна, учитель литературы высшей категории МОУ Николаевская СОШ Татарского района Новосибирской области.
Тема урока: Нравственно-философская направленность поэзии Сергея Есенина СЕРГЕЙ ЕСЕНИН ( ) СЕРГЕЙ ЕСЕНИН ( )
Творческий путь Н.А.Некрасова (Автор: Кулиш Евгения)
Есенин Сергей Александрович 1895 – 1925 Иванина Валентина Викторовна учитель начальных классов МОУ «СОШ 25» г. Балаково Саратовской области.
ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА Подготовила: Ученица 11 класса Кисиль Юлия.
Транксрипт:

Новокрестьянская поэзия «… жалко своих песен- пчел, сладких, солнечных, золотых. Шибко жалят они мое сердце« Творчество Н.Клюева Автор: Горобец Л.В. Учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ5» г. Моздока

Н. Клюев: кто он? Николай Алексеевич Клюев родился 10 октября 1884 года в деревне Коштуге Коштугской волости Вытегорского уезда Олонецкой губернии (ныне Вытегорский район Вологодской области). В разное время в автобиографических заметках, письмах, устных рассказах поэт любил подчеркивать, что в роду его было немало людей недюжинных, даровитых, артистических от природы. Прасковья Дмитриевна - мать поэта - была родом из Заонежья, из семьи старообрядцев. Его мать знала очень множество народных песен, духовных стихов.

В 1897 году заканчивает двухклассное училище и начинает странствия по старообрядческим скитам и монастырям. Как свидетельствуют современники, он побывал в Иране, Китае и Индии. Клюев приобщается к огромному кладезю знаний, в том числе магических, ему приписывали гипнотическую силу. Поэт был универсальной личностью: умел играть на нескольких музыкальных инструментах, прекрасно пел, обладал недюжинными актерскими способностями.

«Горние звезды как росы...» Горние звезды как росы. Кто там в небесном лугу Точит лазурные косы, Гнет за дугою дугу? Месяц, как лилия, нежен, Тонок, как профиль лица. Мир неоглядно безбрежен. Высь глубока без конца. Слава нетленному чуду, Перлам, украсившим свод, Скоро к голодному люду Пламенный вестник придет. К зрячим нещадно суровый, Милостив к падшим в ночи, Горе кующим оковы, Взявшим от царства ключи. Будьте ж душой непреклонны Все, кому свет не погас, Ткут золотые хитоны Звездные руки для вас.

В августе 1936 года поэта отправляют в ссылку. Начинающий поэт активно сотрудничал с революционными организациями и в 1905 году Клюев был привлечен Московским жандармским управлением к дознанию по делу о распространении среди служащих станции железной дороги прокламаций революционного содержания. Начало 1906 года. Поэта арестовывают за агитационную деятельность в Вытерге и окрестных селах. Сидел сначала в Вытергской, а затем в Петроградской тюрьме.

Долгие годы жила легенда о смерти поэта на станции Тайга от сердечного приступа и пропаже его чемодана с рукописями. В действительности же Николай Клюев был расстрелян в Томске октября 1937 года.

Новокрестьянские поэты В предреволюционное десятилетие в литературу входит новое поколение поэтов из крестьянской среды. Выходят книги стихов С. Клычкова, сборники Н. Клюева, начинают печататься А. Ширяевец и П. Орешин. В 1916 г. выходит сборник стихов Сергея Есенина "Радуница". Эти поэты были встречены критикой как посланцы в литературу новой русской деревни, выразители ее поэтического самосознания.

Большое влияние на крестьянскую поэзию 1910-х годов оказали сложившиеся в литературе и очень различные традиции изображения деревни, русской национальной жизни. Отношение крестьянских поэтов к национальным истокам народной жизни было сложным, противоречивым, во многом обусловленным сложными обстоятельствами русской социальной жизни и идейной борьбы предреволюционного десятилетия.

В этих условиях первые публикации стихов Н. Клюева ( ) и появление поэта в литературных кружках и собраниях сразу же вызвали сочувственные отклики буржуазно- либеральной и декадентской критики, которая усмотрела в его творчестве выражение стихийно-религиозных начал народного сознания, глубин национального духа.

В поэзии Клюева, как вообще в новокрестьянской поэзии, отразились объективные противоречия крестьянского миропонимания, о которых писал, анализируя противоречия творчества Льва Толстого, В. И. Ленин. Ленин указывал на наивность крестьянской массы, ее патриархальные настроения непротивления, желание уйти от мира, "бессильные проклятья по адресу капитализма". Такие настроения были свойственны и творчеству Клюева, объективно отразившего эти черты крестьянского сознания.

«Огонь и розы на знаменах...» Огонь и розы на знаменах, На ружьях маковый багрец, В красноармейских эшелонах Не счесть пылающих сердец! Шиповник алый на шинелях, В единоборстве рождена, Цветет в кумачневых метелях Багрянородная весна. За вороньем погоню правя, Парят коммуны ястреба... О нумидийской знойной славе Гремит пурговая труба. Египет в снежном городишке, В броневиках слоновый бой... Не уживется в душной книжке Молотобойных песен рой. Ура! Да здравствует коммуна! (Строка орлиный перелет.) Припал к пурпуровым лагунам Родной возжаждавший народ. Не потому ль багрец и розы Заполовели на штыках, И с нумидийским тигром козы Резвятся в яростных стихах!

Религиозные мотивы поэзии Клюева и других новокрестьянских поэтов тоже имели объективное основание в особенностях крестьянского патриархального понимания мира, одной из черт которого, как указывал В. И. Ленин в той же статье о Л. Н. Толстом, был мистицизм. Но для Клюева, в отличие от других поэтов течения, была характерна и наигранная подчеркнутость "народности" поэтических произведений, рассчитанная на запросы тех литературных кругов, в которых Клюев оказался, попав в Петербург.

В 1912 г. поэт выпустил книгу стихов "Сосен перезвон". Это были стихи о Руси, о русском народе, благостном и кротком. Русская деревня в стихах Клюева рисовалась благодатным "избяным раем". Думы крестьян в его стихах - о нездешнем и неземном, в "перезвоне" сосен им слышатся перезвоны церковных колоколов, зовущие в "жилище ангелов".

Мотивы народного гнева и горя, прозвучавшие в ранних стихах Клюева в гг. ("Народное горе", "Где вы, порывы кипучие"), исполненных демократических настроений, сменяются мотивами, заимствованными из религиозной старообрядческой книжности, духовных стихов. Клюев резко противопоставляет современному "миру железа" патриархальную деревенскую "глухомань", идеализирует вымышленную старую благостную, сытую деревню, ее "избяной" быт с расписными ендовами, бахромчатами платами селян, лаковыми праздничными санями. Для него "изба - святилище земли // с запечной тайною и раем".

Стихи второй книги Клюева "Братские песни" (1912) построены на мотивах и образах, взятых из сектантских духовных песнопений. Это песни, сочиненные для "братьев по духу".

В бытописи Клюева нет примет реальной жизни новой деревни, разбуженной революцией 1905 г., общественных помыслов и дум русского послереволюционного крестьянства. Описания деревенского быта, народных обрядов, обычаев, мифологические мотивы, часто развернутые в тему целого стихотворения - все существует в его поэзии вне современности. Защита национальных начал народной жизни от наступающей на Россию бездушной "железной" городской культуры оборачивается у Клюева защитой "дремучих" вековых устоев, древнего религиозного миропонимания, в конечном счете - неприятием социального прогресса.

«Братья, мы забыли подснежник...»«Братья, мы забыли подснежник...» Братья, мы забыли подснежник,Братья, мы забыли подснежник, На проталинке снегиря,На проталинке снегиря, Непролазный, мертвый валежник Непролазный, мертвый валежник Прославляют поэты зря!Прославляют поэты зря! Хороши заводские трубы,Хороши заводские трубы, Многохоботный маховик,Многохоботный маховик, Но всевластный отрочьи губы,Но всевластный отрочьи губы, Где живет исступленья крик.Где живет исступленья крик. Но победней юноши пятка,Но победней юноши пятка, Рощи глаз, где лешачий дед.Рощи глаз, где лешачий дед. Ненавистна борцу лампадка,Ненавистна борцу лампадка, Филаретовских риз глазет!Филаретовских риз глазет! Полюбить гудки, кривошипы Полюбить гудки, кривошипы Снегиря и травку презреть...Снегиря и травку презреть... Осыпают церковные липы Осыпают церковные липы Листопадную рыжую медь.Листопадную рыжую медь. И на сердце свеча и просфорка,И на сердце свеча и просфорка, Бересклет, где щебечет снегирь.Бересклет, где щебечет снегирь. Есть Купало и Красная горка,Есть Купало и Красная горка, Сыропустная блинная ширь.Сыропустная блинная ширь. Есть Россия в багдадском монисто,Есть Россия в багдадском монисто, С бедуинским изломом бровей...С бедуинским изломом бровей... Мы забыли про цветик душистый Мы забыли про цветик душистый На груди колыбельных полей.На груди колыбельных полей.

...Чует древесная сила, Провидя судьбу наперед, Что скоро железная жила Ей хвойную ризу прошьет. Зовут эту жилу чугункой, - С ней лихо и гибель во мгле... Или:...Заломила черемуха руки, К норке путает след горностай Сын железа и каменной скуки Попирает берестяной рай. По стилю, образности стихи Клюева этого периода близки духовным песням. Недаром Есенин назовет Клюева "ладожским дьячком".

В историю русской поэзии начала века Клюев вошел, однако, прежде всего как поэт русской природы. Эти стихи сам Клюев выделял в особые циклы, подчеркивая их связь с традицией народной поэзии. Цикл "Лесные были" открывается характерным в этом смысле стихотворением: Пашни буры, межи зелены, Спит за елями закат, Камней мшистые расщелины Влагу вешнюю таят. Хороша лесная родина: Глушь да поймища кругом!.. Прослезилася смородина Травный слушая псалом...

В этих стихах Клюев виртуозно использует образы, приемы фольклорного творчества, богатство и многоцветно русского народного языка. Но примечательно, что в устном народном творчестве наиболее близкими ему оказываются самые древние традиции - народных поверий, обрядовой поэзии. В cтиxax Клюева, опиравшихся на традиционную народную поэтику (в построении образов, композиции, широком использовании приема психологического параллелизма, песенной символике), всегда, однако, ощущался привкус нарочитости, стилизации. Часто поэт терял чувство меры, нагнетая "народные" элементы, диалектизмы.

И теплится сказка. Избе лет за двести, А всё не дождется от витязя вести. Монашка прядет паутины кудель, Смежает зеницы небесная бель. Изба засыпает. С узорной божницы Взирают Микола и сестры Седмицы, На матице ожила карлиц гурьба, Топтыгин с козой - избяная резьба.

Кроме того, "социальные, трудовые и нравственные стороны жизни современной деревни Клюеву словно бы неизвестны. Многовековый патриархальный уклад" нашедший эстетическое выражение в народной поэзии, разрушался, сам Клюев был "продуктом" этого распада, а в поэзии его картинно пела, любила и страдала древняя Русь, поэтизировались языческие поверья".

Национальный колорит поэзии Клюева, богатство народных художественных элементов, рассыпанных в его стихах, привлекли внимание Есенина, который одно время принял позицию Клюева за подлинно народную.

Использованные материалы 1. "История русской литературы конца XIX начала XX века"А. Г. Соколов. 2. "Русская литература ХХ века" - учебное пособие для учащихся 11 класса средней школы. Ф. Ф. Кузнецов. html 8:rabb&catid=563:kluyev&Itemid=98http:// 8:rabb&catid=563:kluyev&Itemid= :temen&catid=563:kluyev&Itemid=98http:// 9:temen&catid=563:kluyev&Itemid=98 htm