Фатихова Дания Ахтямовна учитель физики МБОУ «Атясевская ООШ» Актанышского муниципального района РТ Внедрение федеральных государственных образовательных.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Городской семинар Достижение метапредметных результатов, заявленных в ФГОС, с помощью УМК по физике ИД «Дрофа»
Advertisements

Подготовила учитель физики МБОУ СОШ 1 Хусяинова Л. Н.
Рабочая программа по математике для 5 класса по УМК И.И. Зубаревой и А.Г. Мордковича 2014 год.
Развитие и применение универсальных учебных действий в работе с информацией на уроках физики.
Формирование УУД на уроках физики Презентация доклада на районном семинаре учителей физики Автор: Баженова Людмила Владимировна.
Поэтому в 5 классе мы должны научить: уметь работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную.
Особенности ФГОС основного общего образования. От терминологии к определению сущности ФГОС ООО. Проблемы и перспективы внедрения. Методический семинар.
Учитель начальных классов Полищук Е.Н.. Целевые установки формирование основ гражданской идентичности личности; формирование психологических условий развития.
Метод проектов на уроках физики. Цели изучения физики в основной школе следующие: развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
СОБРАНИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым.
Стандарты второго поколения Объединение трех систем требований: к структуре к структуре к условиям реализации к условиям реализации к результатам освоения.
Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая это заранее: на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть,
С ИСТЕМНО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД И ПУТИ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ФГОС Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны.
Основные характеристики нового стандарта Команда МОУ Нижнекужебарскоая СОШ.
ПЕРЕХОД НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ НА НОВЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ( ФГОС ) 1.
Подходы к реализации междисциплинарных программ: условия достижения личностных и метапредметных результатов Индивидуальный образовательный проект как результат.
С ИСТЕМНО - ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД Семинар для педагогов МБОУСОШ6.
Семинар ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Роль ШНОУ в реализации проекта «Создание и апробация модели муниципального межведомственного центра профориентации «От знаний к делу» Первушина Наталья.
Транксрипт:

Фатихова Дания Ахтямовна учитель физики МБОУ «Атясевская ООШ» Актанышского муниципального района РТ Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения по физике

Что такое Федеральный государственный стандарт общего образования? Федеральные государственные стандарты представляют собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию». Стандарт представляет собой принципиально новый для отечественной школы документ, который разработан на основе глубокого анализа и синтеза ведущих научных психолого- педагогических, культурологических, социологических теорий и концепций, а также достижений современных перспективных тенденций в практике российского и зарубежного образования.

Какие требования выдвигает новый ФГОС? В состав новых стандартов входят только три группы требований: к структуре основных общеобразовательных программ; к результатам их освоения ; к условиям их реализации. Тем самым расширяется круг лиц, отвечающих за исполнение стандарта, появляется возможность реализации подхода к стандарту как к общественному договору с распределением взаимных обязательств (прав и ответственности) между всеми участниками образовательного процесса: государством, социумом, семьей. Образно говоря, новые стандарты определяют прежде всего требования «к хору» (системе образования), а не к «исполнителю» (ученику), как это было до сих пор.

Что является отличительной особенностью нового Стандарта ? Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

Общая характеристика программы Примерная программа является ориентиром для составления рабочих программ: она определяет обязательную часть учебного курса, за пределами которого остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования. Авторы рабочих программ и учебников могут предложить собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, расширения объема содержания, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся. Содержание примерных программ основного общего образования имеет особенности, обусловленные, во-первых, задачами развития, обучения и воспитания учащихся; во-вторых, предметным содержанием системы общего среднего образования; в-третьих, психологическими возрастными особенностями обучаемых.

Новые ФГОС изменение метода обучения (с объяснительного на деятельностный ) изменение оценки результатов обучения (оценка не только предметных ЗУН, но и метапредметных и личностных результатов )

Цели изучения физики в основной школе следующие Развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности; Понимание учащимися смысла основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними; Формирование у учащихся представлений о физической картине мира. Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач: Знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы; Приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления; Формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни; Овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки; Понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета Основу познавательных ценностей составляют научные знания, научные методы познания, а ценностные ориентации, формируемые у учащихся в процессе изучения физики, проявляются: Экспериментальной проверки; В признании ценности научного знания, его практической значимости, достоверности; В ценности физических методов исследования живой и неживой природы; В понимании сложности и противоречивости самого процесса познания как извечного стремления к Истине. В качестве объектов ценностей труда и быта выступают творческая созидательная деятельность, здоровый образ жизни, а ценностные ориентации содержания курса физики

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета Могут рассматриваться как формирование: Уважительного отношения к созидательной, творческой деятельности; Понимания необходимости эффективного и безопасного использования различных технических устройств; Потребности в безусловном выполнении правил безопасного использования веществ в повседневной жизни; Сознательного выбора будущей профессиональной деятельности. Курс физики обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения, грамотная речь, а ценностные ориентации направлены на воспитание у учащихся: Правильного использования физической терминологии и символики; Потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии; Способности открыто выражать и аргументировано отстаивать свою точку зрения.

Место учебного предмета в учебном плане Базисный учебный план на этапе основного общего обра­зования выделяет 210 ч для обязательного изучения курса «Физика», из которых 189 ч составляет инвариантная часть. Оставшиеся 21 ч авторы рабочих программ могут использовать в качестве резерва времени. Тематическое планирование для обучения в 79 классах может быть составлено из расчета 2 ч (общий уровень) или 3 ч (повышенный уровень) в неделю.

Результаты изучения учебного предмета Личностные Предметные Метапредметные

Личностными результатами обучения физике в основной школе являются: Сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; Убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры; Самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; Готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями; Мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода; Формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются : Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий; Понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений; Формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются : Приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач; Развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение; Освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем; Формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Предметными результатами обучения физике в основной школе являются: Знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений; Умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и вы­полнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с Помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений; Умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;

Рекомендации по материально - техническому обеспечению учебного предмета Для обучения учащихся основной школы в соответствии с примерными программами необходима реализация деятельностного подхода. Деятельностный подход требует постоянной опоры процесса обучения физике на демонстрационный эксперимент, выполняемый учителем, и лабораторные работы и опыты, выполняемые учащимися. Поэтому школьный кабинет физики должен быть обязательно оснащен полным комплектом демонстрационного и лабораторного оборудования в соответствии с перечнем учебного оборудования по физике для основной школы. Демонстрационное оборудование должно обеспечивать возможность наблюдения всех изучаемых явлений, включенных в примерную программу основной школы.

Использование тематических комплектов лабораторного оборудования по механике, молекулярной физике, электричеству и оптике способствует: Формированию такого важного общеучебного умения, как подбор учащимися оборудования в соответствии с целью проведения самостоятельного исследования; Проведению экспериментальной работы на любом этапе урока; Уменьшению трудовых затрат учителя при подготовке к урокам. Снабжение кабинета физики электричеством и водой долж­но быть выполнено с соблюдением правил техники безопасности. К лабораторным столам, неподвижно закрепленным на полу кабинета, специалистами подводится переменное напряжение 42 В от щита комплекта электроснабжения, мощность которого выбирается в зависимости от числа столов в кабинете. К демонстрационному столу от щита комплекта электроснабжения должно быть подведено напряжение 42 и 220 В. В торце демонстрационного стола размещается тумба с раковиной и краном. Одно полотно доски в кабинете физики должно иметь стальную поверхность.

В кабинете физики необходимо иметь: Противопожарный инвентарь и аптечку с набором перевязочных средств и медикаментов; Инструкцию по правилам безопасности труда для обучающихся и журнал регистрации инструктажа по правилам безопасности труда. На фронтальной стене кабинета размещаются таблицы со шкалой электромагнитных волн, таблица приставок и единиц СИ, физические постоянные. В зависимости от имеющегося в кабинете типа проекционного оборудования он должен быть оборудован системой полного или частичного затемнения. В качестве затемнения удобно использовать рольставни с электроприводом.

Внеурочные занятия по физике Внеурочные занятия призваны способствовать повышению интереса к изучению физики, развитию познавательных и творческих способностей учащихся, формированию умений применять полученные знания на практике. Достижению этих целей в большей мере способствует процесс самостоятельного познания мира, а не процесс передачи готовых знаний. Поэтому на занятиях физического кружка, при организации самостоятельной работы учащихся над индивидуальными ис­ следовательскими или конструкторскими проектами целесо­образно возможно чаще ставить школьника в положение не слушателя, а докладчика, первооткрывателя, изобретателя. При организации дискуссий с целью поиска возможного объяснения нового явления следует обратить внимание на тот факт, что творческий процесс связан с особым видом мышления интуицией. Интуитивное решение проблемы находится догадкой, без последовательного логического обоснования. На развитие творческих способностей влияет характер педагогического общения учителя и учащихся в процессе обучения. Специфике внеурочных занятий соответствуют эвристические беседы, дискуссии, во время которых каждый имеет возможность высказать собственную точку зрения. На внеурочных занятиях, полезно дать возможность участникам этих занятий продемонстрировать свои достижения на уроках физики всему классу при изучении соответствующей темы, на школьных и межшкольных конкурсах творческих проектов учащихся.

Программа внеурочных занятий Тема 1. Измерения физических величин Тема 2. Как сделать открытие в физике? Тема 3. Как работает…? Тема 4. Методы решения физических задач.

Принцип деятельно сти Принцип непрерывности Принцип целостности Принцип мимнимакса Принцип психологической комфортности Принцип вариативности Принцип творчества Дидактические принципы

1. Урок открытия нового знания. 2. Урок рефлексии. 3. Урок общеметодологической направленности 4. Урок развивающего контроля. Урок

1. Мотивация к учебной деятельности 2. Фиксирование затруднения 3. Выявление места и причины затруднения 4. Построен ие проекта выхода из затруднени я 5. Реализация построенного проекта 6. Первичное закрепление 7. Самопроверка по эталону 8. Повторение 9. Рефлексия Урок

проблема противоречие гипотеза

1. Личностные 2. Регулятивные 3. Познавательные 4. Коммуникативные УУД