Образовательные результаты ЛичностныеМетапредметныеПредметные система ценностных ориентаций, интересы, убеждения, мотивы, толерантность… способы деятельности,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Формирование УУД (формирование общеучебных навыков)
Advertisements

У НИВЕРСАЛЬНЫЕ У ЧЕБНЫЕ Д ЕЙСТВИЯ © ГОКУ ЯО ВСШ г.Рыбинска.
«Формирование универсальных учебных действий в основной школе» РОМАНОВА Л.С. РОМАНОВА Л.С.
Практическая реализация стандартов второго поколения (формирование УУД: первый опыт и проблемы) Баронова Галина Ивановна, зам. директора по УВР МОАУ «СОШ.
ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Дубинина И.Г., учитель начальных классов.
П ОДХОДЫ К РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ ПО ФОРМИРОВАНИЮ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. Учитель начальных классов МОУ Магнитная СОШ Гончарова М.И.
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт начального общего образования.
Способы и приёмы формирования универсальных учебных действий в рамках учебного занятия начальной школы 1.
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Универсальные учебные действия ( УУД ). Что же такое универсальные учебные действия?
второго поколения ФГОС второго поколения определяет ФГОС определяет Требования к структуре основных общеобразовательных программ Требования к результатам.
. Понятие «универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика.
Непрерывная подготовка учителя по формированию УУД учащихся на базе методической службы гимназии педсовет г.
Подготовка учащихся к реальной жизни Готовность занять активную позицию Успешно решать жизненные задачи Умение сотрудничать и работать в группе Быть готовым.
Презентацию подготовила Бурдельная Юлия Анатольевна, зав.кафедрой управления и экономики образования БОУ ДПО «ИРООО», к.п.н. 1.
Формирование универсальных учебных действий Районный семинар учителей, работающих по УМК «Перспективная начальная школа» Можайский район МОУ СОШ пос. Гидроузел.
Системно- деятельностный подход Обучение способам деятельности через получение знаний по всем предметам (метапредметное содержание) «Под метапредметным.
УУД Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные.
УУД и ЗУН : актуальность формирования на современном этапе развития образования Евстратенко Е. В., учитель начальных классов, руководитель МО учителей.
Формирование универсальных учебных действий – основа успешности обучения МОУ гимназия 1 учитель английского языка Щербакова Е.В. август 2013 г. Мозг, хорошо.
Транксрипт:

Образовательные результаты Личностные МетапредметныеПредметные система ценностных ориентаций, интересы, убеждения, мотивы, толерантность… способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях умения, навыки, опыт творческой деятельности в рамках учебного предмета

Метапредметные результаты - Освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий (регулятивных, коммуникативных, познавательных); - Способность использования метапредметных понятий и УУД в учебной, познавательной и социальной практике; - Самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками; - Построение индивидуальной образовательной траектории.

Почему «да» Почему «нет»

Начальная школа Основная школа Программа формирования УУД Программа развития УУД Старшая школа Программа развития УУД «Учить ученика учиться» «Учить ученика учиться в общении» «Учить ученика учиться самостоятельно» Развитие УУД на каждой из 3-х ступеней образования

1) цели и задачи программы, описание ее места и роли в реализации требований Стандарта; 2) описание понятий, функций, состава и характеристик универсальных учебных действий и их связи с содержанием отдельных учебных предметов, внеурочной и внешкольной деятельностью; 3) типовые задачи применения универсальных учебных действий; 4) описание особенностей реализации основных направлений учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся; 5) описание содержания, видов и форм организации учебной деятельности по формированию и развитию ИКТ-компетенций; 6) перечень и описание основных элементов ИКТ- компетенций и инструментов их использования;

7) планируемые результаты формирования и развития компетентности обучающихся в области использования ИКТ, подготовки индивидуального проекта, выполняемого в процессе обучения в рамках одного предмета или на межпредметной основе; 8) виды взаимодействия с учебными, научными и социальными организациями, формы привлечения консультантов, экспертов и научных руководителей; 9) описание условий, обеспечивающих развитие универсальных учебных действий у обучающихся, в том числе информационно-методического обеспечения, подготовки кадров; 10) систему оценки деятельности образовательного учреждения по формированию и развитию универсальных учебных действий у обучающихся; 11) методику и инструментарий мониторинга успешности освоения и применения обучающимися универсальных учебных действий.

Возможности различных видов образовательной деятельности Механизмы формирования, развития Этапы образовательного процесса Цели и задачи Планируемые результаты Что? Зачем? Когда? Где? Как? Как оценить? Система оценки УУД Методика и инструментарий мониторинга Содержание и формы организации учебной деятельности

Возможная структура программы развития УУД Паспорт программы УУД или пояснительная записка (основание, методологическая основа, разработчики, место реализации, цель, задачи, сроки реализации, ожидаемые результаты, риски…) Общая характеристика и специфика УУД в основной школе Планируемые результаты программы развития УУД: Здесь можно просто дать ссылку на соответствующий раздел ООП («Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования»)! или 1 - (будут сформированы – получат возможности для формирования – особенности в ОУ); 22 - (ленточная диаграмма Ганта, по классам)

Технологический раздел (механизмы реализации в учебной и внеурочной деятельности): 11 – описание системно-деятельностного подхода как основы всех технологий развития УУД; 2 - (технологии – приоритетные виды УУД – учебные предметы); 33 – (пед техники, формы и способы развития УУД по классам, учебные ситуации, типовые учебные задачи);типовые учебные задачи 44 – (формирование и развитие УУД с учетом ИКТ, проектно- исследовательской деятельности)

Условия и средства развития УУД: 1 – (описание информационной среды ОУ); 22 – (описание обязательных условий: учебное сотрудничество, разновозрастное сотрудничество; совместная деятельность; проектная деятельность; дискуссия; тренинги; общий прием доказательства; педагогическое общение) указание специфики в конкретном ОУ! Система оценки достижения результатов программы УУД: Здесь можно просто дать ссылку на соответствующий раздел ООП («Система оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования»)! или 1 – объекты оценки; 2 – процедуры оценки подробно – об оценивании проектов!

Знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий ЗУН формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся Качество усвоения знания определяется многообразием и характером видов универсальных действий

Личностные Коммуникативные Познавательные Регулятивные Умение самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств, ценностей и отвечать за этот выбор Умение конструктивно общаться, взаимодействовать с окружающими Умение результативно мыслить и работать с информацией в современном мире Умение организовать свою деятельность

Система УУД УУД Построение высказывания Формулирование проблемы Рефлексия деятельности Структурирование информации Поиск информации Определение смысла информации Моделирование Организация сотрудничества Разрешение конфликтов Умение выразить мысль Управление поведением партнера Планирование сотрудничества Постановка цели Планирование деятельности Прогнозирование Контроль Коррекция Оценка Самоопределение Смыслообразование Нравственная оценка

Специфика УУД в основной школе Исходя из того, что в подростковом возрасте ведущей становится деятельность межличностного общения, приоритетное значение в развитии УУД в этот период приобретают коммуникативные УУД Если младший школьник практически все указания учителя принимает на веру, то подростку уже необходимо знать, почему нужно поступать так, а не иначе. Ему необходимо получить ответ на вопросы: Для чего это делать?, Зачем?. Поэтому сильно возрастает значение личностных УУД. Вместе с самостоятельностью мышления в этом возрасте развивается и его критичность

Основные черты системно-деятельностного подхода Работа в «зоне ближайшего развития ребенка» Ученик – субъект и продукт собственной учебной деятельности Усвоение не столько знаний, сколько способов познания Обращение учителя к ученикам не с информацией, а с вопросом (проблемой) Постановка проблемы (вопроса) Анализ проблемы Поиск информации Анализ информации Выработка решения проблемы Презентация решения проблемы Рефлексия процесса Этапы учебной деятельности

Составляющие Типовые задачи Личностное, жизненное самоопределение Смыслообразова- ние Нравственно- этическая ориентация участие в проектах; подведение итогов урока; творческие задания; зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки; мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма; оценка и самооценка события, происшествия; выразительное чтение; дневники достижений и др.

Составляющие Типовые задачи Целеполагание Планирование Прогнозирование Контроль Коррекция Оценка Саморегуляция взаимоконтроль и взаимооценка; задания, нацеленные на оценку, прикидку и прогнозирование результата; задания, обучающие пошаговому и итоговому контролю за результатами, планированию решения задачи и прогнозированию результата, задания, содержащие элементы исследовательской деятельности. продолжение

Составляющие Типовые задачи Целеполагание Планирование Прогнозирование Контроль Коррекция Оценка Саморегуляция участие в проектах, диспутах; задания на самопроверку результата, оценку результата, коррекцию (преднамеренные ошибки», «ищу ошибки») поиск информации в предложенных источниках; маршрутные листы, парная и коллективная деятельность, дифференцированные задания, «творческие задания», тренинговые и проверочные задания

Составляющие Типовые задачи самостоятельное выделение и формулирование учебной цели; информационный поиск; знаково-символические действия; структурирование знаний; произвольное и осознанное построение речевого высказывания (устно и письменно); смысловое чтение текстов различных жанров; извлечение информации в соответствии с целью чтения; рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; критичность; «найди отличия» (можно задать их количество); сравни, продолжи… «на что похоже?»; поиск лишнего; упорядочивание; «цепочки»; хитроумные решения; составление схем-опор; работа с разного вида таблицами; составление и распознавание диаграмм; работа со словарями…

Примеры формулировок заданий на сравнение Сравните __ и __ (по нескольким признакам), укажите сходства и различия, сделайте вывод об их причинах. Сравните __ и __. Данные сравнения занесите в таблицу, самостоятельно придумав ее структуру. Рассмотрите __, укажите признаки, которые их объединяют, и признаки, по которым они различны. Установите общий признак для объектов __. Укажите, что является «лишним» в приведенном перечне __. Объясните причину своего выбора.

Примеры формулировок заданий на классификацию Распределите __ на 2 (3,4…) группы по __. По какому признаку __ делят на __, __? Выведите определение для __ и __. Распределите __ на 2 (3,4…) группы по __. Укажите признак, по которому вы это сделали. Дополните приведенную схему классификации __. Верно ли распределены __, если нужно было__.

Примеры формулировок заданий на сериацию Расположите __ в порядке __ признака. Назовите признак(и), по которым определена последовательность: __. Продолжите данную серию: __, установив признак, по которому построена последовательность. Расположите приведенные для __ признаки в порядке уменьшения (увеличения) их общности. Укажите «лишнее» __, не составляющее серию с другими.

Составляющие Типовые задачи планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками постановка вопросов разрешение конфликтов управление поведением партнёра - контроль, коррекция, оценка его действий умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации составление задания партнеру; отзыв на работу товарища; групповая работа; «отгадай, о ком говорим»; диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи); диспуты; «опиши устно...», «аргументированно докажи…», «объясни...» и т. д.

Основные отличия проекта от исследования Проектная деятельность Учебно-исследовательская деятельность Деятельность направлена на получение конкретного позитивного результата – продукта, который можно реально предъявить. Замысел (представление о продукте) и конечный продукт должны совпадать в основных параметрах. Деятельность направлена на решение проблемы. Отрицательный результат («проблема нерешаема») – тоже результат. В основе деятельности лежит формулирование и проверка гипотезы.

ПРОЕКТ ПО ПРЕДМЕТНО- СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ: монопроект межпредметный

ПРОЕКТ ПО ХАРАКТЕРУ КООРДИНАЦИИ: непосредственный скрытый

сам Сегодня Завтра Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3 сам вместе вместо

ПРОЕКТ ПО ХАРАКТЕРУ КОНТАКТОВ: внутришкольный региональный международный

ПРОЕКТ ПО КОЛИЧЕСТВУ УЧАСТНИКОВ: личностный парный групповой

ПРОЕКТ ПО ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ: краткосрочный средней продолжительности долгосрочный

ПРОЕКТ ПО ВЕДУЩЕМУ МЕТОДУ ИЛИ ВИДУ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: исследовательский творческий игровой информационный практико-ориентированный