Использование ТРИЗ в работе с дошкольниками Зайцева М.Л., методист отдела начального и дошкольного образования.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Использование ТРИЗ- технологии в образовательной деятельности ДОУ Подготовила: воспитатель Азанова Н. Н.
Advertisements

« Развивающее обучение детей дошкольного возраста ТРИЗ –путь к творчеству»
Подготовила учитель-логопед КДУУ 191 Клочко Р.В Донецк-2012.
Обучение дошкольников творческому рассказыванию по картине, с использованием технологии развития творческой деятельности дошкольников ТРИЗ (теория решения.
Использование приёмов ТРИЗ-педагогики в образовательном процессе Выполнил: Козлова М.В., руководитель РМО, воспитатель высшей квалификационной категории.
Методы и приемы ТРИЗ для развития речи и творчества дошкольников Выполнила: Новикова Марина Сергеевна Воспитатель МДОУ д/с 32«Колосок»
Технология ТРИЗ Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 32 муниципального образования Тимашевский.
З З Р Р К К У У Д Д П П Тема: «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ТРИЗ ЛИЧНОСТИ С ПОМОЩЬЮ ТРИЗ » Работа выполнена в рамках проекта « Повышение квалификации работников.
Т ЕМА «П ЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ АКТИВАЦИИ ДЕТЕЙ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ». Музыкальный руководитель: Л. А. Саксонова.
Туницкая Галина Геннадьевна Учитель начальных классов «Гимназии «Эврика» Великого Новгорода Преподаватель Теории решения изобретательских задач (ТРИЗ).
Что же такое НФТМ-ТРИЗ? НФТМ - непрерывное формирование творческого мышления и развитие творческих способностей учащихся. ТРИЗ - теория решения изобретательских.
ТРИЗ – технологиятворчества. Будущее нельзя предвидеть, но его можно изобрести.
Инновационные технологии в дошкольном образовании Технология ТРИЗ-педагогики.
Методы ТРИЗ технологии. Особенности использования ТРИЗ технологии в начальной школе.
Развитие творческого и речевого потенциала дошкольников через технологию ТРИЗ-РТВ Автор работы: Жукова Екатерина Евгеньевна воспитатель МДОУ детский сад.
Приказ директора департамента образования мэрии города Архангельска от 5 марта 2013 года «О присвоении статуса «Базовая площадка муниципальным бюджетным.
«Развитие творческих способностей младших школьников на базе ТРИЗ- педагогики в контексте требований ФГОС НОО» Творческая группа.
Секреты творческого мышления Педагогическая деятельность это процесс постоянного творчества.
Региональный проект ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ «ШКОЛА ТРИЗ-ПЕДАГОГИКИ. ШКОЛА КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ»
Концепция применения ТРИЗ в педагогике Технические системы развиваются по объективно-существующим законам, эти законы познаваемы, их можно выявить и использовать.
Транксрипт:

Использование ТРИЗ в работе с дошкольниками Зайцева М.Л., методист отдела начального и дошкольного образования

Генрих Саулович Альтшуллер 15 октября 1926 г. 24 сентября 1998 г. Автор ТРИЗТРТС (теории решения изобретательских задач теории развития технических систем), автор ТРТЛ (теории развития творческой личности), изобретатель, писатель- фантаст.

Цель ТРИЗ развитие творческих способностей личности, развитие ТРИЗ как инструмента интенсификации творчества, содействие решению актуальных научных и технических проблем.

Цель ТРИЗ в педагогике научить ребенка мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент выявления у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои «маленькие» проблемы.

Закон системности 6 Прошлое надсистемы 3 Надсистема 9 Будущее надсистемы 4 Прошлое системы 1 Система 7 Будущее системы 5 Прошлое подсистемы 2 Подсистема 8 Будущее подсистемы

Закон S-образного развития Зарождение Замирание Развитие НТР Отмирание

Закон идеальности Все системы развиваются в направлении повышения степени своей идеальности – стремятся к идеальному конечному результату

Закон противоречивости 1. Принцип дробления: а)разделить объект на независимые части; б)сделать объект разборным; в)увеличить степень дробления объекта. 2. Принцип вынесения: отделить от объекта «мешающую» часть («мешающее» свойство) или, наоборот, выделить единственно нужную часть (нужное свойство). 3. Принцип местного качества: а)перейти от однородной структуры объекта к неоднородной; б)разные части объекта должны иметь (выполнять) различные функции; в)каждая часть объекта должна находиться в условиях, наиболее благоприятных для ее работы.

Закон противоречивости 4. Принцип асимметрии: а)перейти от симметричной формы объекта к асимметричной; б)если объект асимметричен, увеличить степень асимметрии.

Закон противоречивости 5. Принцип объединения: а)соединить однородные или предназначенные для смежных операций объекты; б)объединить во времени однородные или смежные операции.

Закон согласования Элементы системы Идеальный конечный результат

Закон динамики-статики

Решение проблемы развития креативности

Приемы фантазирования

Метод мозговой атаки

1. Аналогия по цвету: Метод синектики

1. Личная аналогия (эмпатия)

Перечень вопросов, применяемых в работе с дошкольниками: 1)что? 2)как? 3)зачем? 4)для чего? 5)чем хорош, чем плох? 6)чем полезен? 7)чем неудобен? 8)чем можно заменить? 9)как можно использовать? 10)как быть, если.... Метод контрольных вопросов

1. Альтшуллер Г. С. Краски для фантазии. Прелюдия к теории развития творческого воображения // Шанс на приключение. /Сост. Селюцкий А. Б. Петрозаводск, Ардашева Н. И. и др. Истории про… Ульяновск, Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, Гин А. А. «Да» и «нет» говорите… // Педагогика + ТРИЗ: Сб. статей для учителей, воспитателей и менеджеров образования. Выпуск 2. Гомель: ИПП «Сож», Гин С. И. Мир фантазии. Гомель, Гин С. И. Мир человека. Гомель, Дидактические игры для развития творческого воображения детей / Сост. А. И. Никашин. Ростов- на-Дону, Дьяченко О. М. Воображение дошкольника. М.: Знание, Литература о ТРИЗ

Заика Е. В. Комплекс игр для развития воображения // Вопросы психологии, «Золотой ключик» творческого мышления / Под ред. Т. А. Сидорчук. Челябинск, Киплинг Р. Сказки. М.: Детская литература, Корзун А. В. Веселая дидактика: элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. Мн.: Университетское, Ладошкина С. Н. Цикл занятий по РТВ с детьми дошкольного возраста (рукопись в фонде ЧОУНБ). Новосибирск, Ладошкина С. Н. Сказочные задачи (рукопись в фонде ЧОУНБ).- Новосибирск, Мурашковска И. Н. Валюмс Н. П. Картинки без запинки. СПб, Мурашковска И. Н. Игры для занятий ТРИЗ с детьми младшего возраста// Педагогика + ТРИЗ: Сб. статей для учителей, воспитателей и менеджеров образования. Выпуск 2. Гомель: ИПП «Сож», Литература о ТРИЗ

Мурашковска И. Н. Когда я стану волшебником //Познание: инф.-метод. сборник для учителей и учащихся. Выпуск 5. Рига, Нестеренко А. А. Страна загадок. Ростов-на-Дону, Родари Дж. Грамматика фантазии. М.: Прогресс, Сидорчук Т. А. Программа формирования творческих способностей дошкольников. Обнинск, Сидорчук Т. А., Гуткович И. Я. Методы развития воображения дошкольников. Ульяновск, Сидорчук Т. А., Кузнецова А. Б. Обучение дошкольников творческому рассказыванию по картине. Ульяновск, Страунинг А. М. Росток. Программа по ТРИЗ-РТВ для детей дошкольного возраста. Обнинск, Творческие задания в работе с дошкольниками / Под общ. ред. Т. А. Сидорчук. Челябинск, Шустерман М. Н. Новые приключения Колобка. М.: Педагогика-Пресс, Литература о ТРИЗ

Использованные источники ЭЛЕКТРОННАЯ КНИГА "ВВЕДЕНИЕ В ТРИЗ. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ПОДХОДЫ" ЛАБОРАТОРИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ МЕЖДУНАРОДНОЙ АССОЦИАЦИИ ТРИЗ

Спасибо за внимание!