Предмет: обществознание Урок по теме: Политическая сфера. Выполнила: Долматова И.А., учитель истории и обществознания, МОБУ гимназии 76, г.Сочи.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ЧЕЛОВЕК В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ УРОК ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 11 КЛАСС. ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ МОУ ИЛЬИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА СМИРНОВ ЕВГЕНИЙ БОРИСОВИЧ.
Advertisements

ПОЛИТИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ. УРОК ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В 11 КЛАССЕ. ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ МОУ ИЛЬИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА. УЧИТЕЛЬ СМИРНОВ ЕВГЕНИЙ БОРИСОВИЧ
Политическое сознание и политическое поведение Обществознание 11 класс.
Политическая система. Презентация по политологии ВЫПОЛНИЛ: ВЛАСОВ В. ГР. ТДК-2 ПРОВЕРИЛ: ЕРМОЛАЕВА РГТЭУ ИВАНОВО, 2013.
А 1. Что из указанного связано с понятием «власть»? 1) самопознание 2) авторитет 3) социализация 4) урбанизация: Правильный ответ.
Государство в политической системе общества Тема 4 Лекция.
Исполнительная власть и государственное управление.
Викторина по обществознанию. Палата Федерального Собрания РФ 1. Совет Федерации 2. Государственный Совет 3. Конституционное Собрание 4. Совет национальностей.
Презентация урока для интерактивной доски по обществознанию (11 класс) по теме: Презентация к уроку "Правовое государство и гражданское общество" 11 класс
Политика Власть, ее происхождение и виды. Подходы к решению вопроса о природе власти Классовая концепция Элитарная концепция Структурно-организационная.
Проверка домашнего задания Охарактеризуйте три правильные и три неправильные формы правления. Опишите республиканский тип устройства государства. Какую.
Обществоведение 10 класс. Понятие политики Политическая система: понятие, типы, функции Носители политической власти в обществе Политическая идеология.
Политическая партия определяется как организованная группа единомышленников, представляющая интересы определенной части народа и ставящая своей целью их.
Цивилизованный подход к решению национальных проблем предусматривает Курс на ослабление многонациональных государств Курс на ослабление многонациональных.
Федеративное устройство и органы государственной власти в Российской Федерации.
§ 25 Политический статус личности. Права и обязанности личности, выраженные в правовых актах, характеризуют правовое положение личности в обществе, т.е.
Политическая система и политический режим. Цель: Сформировать представление о том, как соотносятся между собой политическая система и политический режим.
Форма государственного устройства способ территориальной организации государства или государств, образующих союз. Закреплённый в конституции страны способ.
Вла́сть это возможность и способность осуществлять свою волю, воздействовать на деятельность и поведение других людей Власть – это отношения «господства.
Избирательное право 9 класс урок 3. «Демократия – это «народное правление, осуществляемое народом ради народа» Авраам Линкольн.
Транксрипт:

Предмет: обществознание Урок по теме: Политическая сфера. Выполнила: Долматова И.А., учитель истории и обществознания, МОБУ гимназии 76, г.Сочи

1. Что такое политическая сфера Что такое политическая сфера 2. Политическая система Политическая система 3. Политический режим Политический режим a) Демократический Демократический b) Тоталитарный Тоталитарный c) Авторитарный Авторитарный 4. Государство Государство A. Признаки государства Признаки государства B. Функции государства Функции государства 5. П РАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО П РАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО 6. Г РАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО Г РАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО 1. Системы защиты прав человека Системы защиты прав человека 2. Местное самоуправление Местное самоуправление 3. Роль СМИ в политической жизни Роль СМИ в политической жизни 7. Политическое сознание Политическое сознание 8. Политическая идеология Политическая идеология 9. Политическая психология Политическая психология 10. Политические партии и движения Политические партии и движения 11. Политическое участие Политическое участие 12. П ОЛИТИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ П ОЛИТИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ 13. П ОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС П ОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС 14. В ЫВОДЫ В ЫВОДЫ 15. И ТОГОВЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ И ТОГОВЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 16. И ТОГОВОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ И ТОГОВОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ

Политическая сфера одна из наиболее важных сфер общественной жизни. Политическая сфера это отношения людей, связанные прежде всего с властью, которые обеспечивают совместную безопасность. Греческое слово politike (от polis государство, город), появившись в трудах античных мыслителей, первоначально использовалось для обозначения искусства управления государством. Сохранив это значение в качестве одного из центральных, современный термин «политика» сейчас употребляется для выражения общественной деятельности, в центре которой стоят проблемы приобретения, использования и удержания власти. Элементы политической сферы можно представить таким образом: Политические организации и институты социальные группы, революционные движения, парламентаризм, партии, гражданство, президентство и т.д.; Политические нормы - политические, правовые и моральные нормы, обычаи и традиции; Политические коммуникации - отношения, связи и формы взаимодействия между участниками политического процесса, а также между политической системой в целом и обществом; Политическая культура и идеология политические идеи, идеология, политическая культура, политическая психология. Потребности и интересы формируют определенные политические цели социальных групп. На этой целевой основе возникают политические партии, общественные движения, властные государственные институты, осуществляющие конкретную политическую деятельность. Взаимодействие крупных социальных групп друг с другом и институтами власти составляет коммуникативную подсистему политической сферы. Это взаимодействие упорядочивают различные нормы, обычаи и традиции. Отражение и осознание этих отношений формируют культурно- идеологическую подсистему политической сферы.

Политическая система комплекс государственных и негосударственных институтов, осуществляющих политические функции, то есть деятельность, связанную с функционированием государственной власти. Политической системой можно назвать упорядоченную совокупность норм, институтов, организаций, идей, а также отношений и взаимодействий между ними, в ходе которых реализуется политическая власть Политическая система состоит из следующих структурных элементов: 1. Организационного (государство, политические партии, общественно-политические движения, группы давления). 2. Нормативного (политические, правовые, моральные нормы и ценности, обычаи и традиции). 3. Культурного (политические идеи, политическая культура). 4. Коммуникативного ( информационные связи и отношения внутри политической системы, а также между политической системой и обществом). Политическая система осуществляет следующие функции: 1. Конверсии, то есть преобразования общественных требований в политические решения; 2. Адаптации, то есть приспособления политической системы к изменяющимся условиям общественной жизни; 3. Мобилизации людских и материальных ресурсов (денежных средств, избирателей и т.д.) для достижения политических целей. 4. Охранительная функция защита общественно-политического строя, его исходных базовых ценностей и принципов; 5. Внешнеполитическая установление и развитие взаимовыгодных отношений с другими государствами; 6. Консолидирующая согласование коллективных интересов и требований различных социальных групп; 7. Распределительная создание и распределение материальных и духовных ценностей;

Политический режим - способ организации политической системы, который отражает отношения власти и общества, уровень политической свободы и характер политической жизни в стране. Во многом эти характеристики обусловлены конкретными традициями, культурой, историческими условиями развития государства, поэтому можно говорить, что в каждой стране сложился свой уникальный политический режим. Однако у многих режимов в различных странах можно обнаружить сходные черты. В научной литературе выделяют два вида политического режима: демократический; антидемократический. Признаки демократического режима: господство закона; разделение властей; наличие реальных политических и социальных прав и свобод граждан; выборность органов государственной власти; существование оппозиции и плюрализм. Признаки антидемократического режима: господство беззакония и террора; отсутствие политического плюрализма; отсутствие оппозиционных партий; Антидемократический режим подразделяется на тоталитарный и авторитарный.

Политическая система Тоталитарная ДемократическаяАвторитарная предполагает всеобщий контроль и регламентацию со стороны государства всех сфер деятельности человека характеризуется тем, что государственно- политическое устройство общества основывается на признании народа в качестве источника власти, на принципах равенства и свободы характеризуется неограниченной властью одного человека или группы лиц, опирающихся в своих действиях на развитую систему насилия в отношении к личности и обществу

Х АРАКТЕРИСТИКА ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ Демократический режим основан на принципах равенства и свободы; основным источником власти здесь считается народ. При авторитарном режиме политическая власть сосредоточивается в руках отдельного человека или группы людей, однако вне сферы политики сохраняется относительная свобода. При тоталитарном режиме власть жестко контролирует все сферы жизни общества Демократический режим (от греч. demokratia народовластие) основан на признании народа основным источником власти, на принципах равенства и свободы. Признаки демократии следующие: 1. выборность - происходит избрание граждан в органы государственной власти путем всеобщих равных и прямых выборов; 2. разделение властей - власть разделяется на законодательную, исполнительную и судебную ветви, независимые друг от друга; 3. гражданское общество - граждане могут воздействовать на власть при помощи развитой сети добровольческих общественных организаций; 4. равноправие - все имеют равные гражданские и политические 5. права и свободы, а также гарантии их зашиты; 6. плюрализм господствует уважение к чужим мнениям и идеологиям, в том числе к оппозиционным, обеспечены полная гласность и свобода прессы от цензуры; 7. согласие - политические и другие социальные отношения направлены на поиск компромисса, а не на насильственное решение проблемы; все конфликты решаются правовым путем.

Демократия бывает прямой и представительной. При прямой демократии решения принимаются непосредственно всеми гражданами, имеющими право голоса. Прямая демократия была, например, в Афинах, в Новгородской республике, где люди, собираясь на площади, принимали общее решение по каждой проблеме. Сейчас прямая демократия реализуется, как правило, в виде референдума всенародного голосования по проектам законов и важным вопросам государственного значения. Например, действующая Конституция Российской Федерации была принята на референдуме 12 декабря 1993 г. В условиях большой территории прямую демократию слишком сложно реализовать. Поэтому государственные решения принимаются специальными выборными учреждениями. Такая демократия называется представительной, поскольку выборный орган (например, Государственная Дума) представляет избравший его народ. Авторитарный режим (от греч. autocritas власть) возникает, когда власть сосредоточивается в руках отдельного человека или группы людей. Обычно авторитаризм сочетается с диктатурой. Политическая оппозиция при авторитаризме невозможна, однако в неполитических сферах, например в экономике, культуре или частной жизни, сохраняются автономия личности и относительная свобода. Тоталитарный режим (от лат. totalis весь, целый) возникает, когда все сферы жизни общества контролируются властью. Власть при тоталитарном режиме монополизирована (партией, вождем, диктатором), единая идеология обязательна для всех граждан. Отсутствие всякого инакомыслия обеспечивается мощным аппаратом надзора и контроля, полицейскими репрессиями, актами устрашения. Тоталитарный режим формирует безынициативную личность, склонную к подчинению.

Д ЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ Демократический режим это режим, в котором власть отправляется свободно выражающим себя большинством. Демократия в переводе с греческого означает буквально «власть народа» или «народовластие». Базовые принципы демократического режима власти: 1. Народный суверенитет, т.е. первичным носителем власти выступает народ. Всякая власть от народа и делегируется им. Этот принцип не предполагает принятия политических решений непосредственно народом как, например, на референдуме. Он лишь предполагает, что все носители государственной власти свои властные функции получили благодаря народу, т.е. непосредственно путем выборов (депутаты парламента или президент) или косвенно через выбранных народом представителей (формируемое и подчиненное парламенту правительство); 2. Свободные выборы представителей власти, которые предполагают наличие, по крайней мере, трех условий: свободу выдвижения кандидатур как следствие свободы образования и функционирования политических партий; свободу избирательного права, т.е. всеобщее и равное избирательное право по принципу «один человек один голос»; свободу голосования, воспринимаемую как средство тайного голосования и равенство для всех в получении информации и возможности вести пропаганду во время избирательной кампании;политических партий 3. Подчинение меньшинства большинству при строгом соблюдении прав меньшинства. Главная и естественная при демократии обязанность большинства это уважение к оппозиции, ее праву на свободную критику и праву сменить, по итогам новых выборов, бывшее большинство у власти; 4. Реализация принципа разделения властей. Три ветви власти законодательная, исполнительная и судебная имеют такие полномочия и такую практику, что два «угла» этого своеобразного «треугольника» при необходимости могут блокировать недемократические, противоречащие интересам нации действия третьего «угла». Отсутствие монополии на власть и плюралистический характер всех политических институтов необходимое условие демократии; 5. Конституционализм и господство закона во всех сферах жизни. Закон главенствует невзирая на лица, перед законом все равны. Отсюда «фригидность», «холодность» демократии, т.е. она рациональна. Правовой принцип демократии: «Все, что не запрещено законом, - разрешено». К демократическим режимам относят: президентские республики; парламентские республики; парламентские монархии.

Т ОТАЛИТАРНЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ Тоталитарный политический режим это режим «всепоглощающего властвования», который беспредельно вмешивается в жизнь граждан, включая всю их деятельность в объеме своего управления и принудительного регулирования. Признаки тоталитарного политического режима: 1. Наличие единственной массовой партии во главе с харизматическим лидером, а также фактическое слияние партийных и государственных структур. Это своего рода «партия-государство», где на первом месте во властной иерархии стоит центральный партийный аппарат, а государство выступает в качестве средства реализации партийной программы; 2. Монополизация и централизация власти, когда такие политические ценности, как подчинение и лояльность по отношению к «партии-государству», являются первичными по сравнению с ценностями материальными, религиозными, эстетическими в мотивации и оценке человеческих поступков. В рамках этого режима исчезает грань между политическими и неполитическими сферами жизни («страна как единый лагерь»). Вся жизнедеятельность, включая уровень частной, личной жизни, строго регламентируется. Формирование органов власти на всех уровнях осуществляется через закрытые каналы, бюрократическим путем; 3. «Единовластие» официальной идеологии, которая посредством массированной и целенаправленной индоктринации (СМИ, обучение, пропаганда) навязывается обществу как единственно верный, истинный способ мышления. При этом упор делается не на индивидуальные, а на «соборные» ценности (государство, раса, нация, класс, клан). Духовная атмосфера общества отличается фанатичной нетерпимостью к инакомыслию и «инакодействию» по принципу «кто не с нами тот против нас»; 4. Система физического и психологического террора, режим полицейского государства, где в качестве базового «правового» принципа господствует принцип: «Разрешено только то, что приказано властью, все остальное запрещено». К тоталитарным режимам традиционно относятся коммунистические и фашистские.

А ВТОРИТАРНЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ Авторитарный режим это недемократический государственный строй, характеризующийся режимом личной власти, «самочинными» диктаторскими методами правления. Основные признаки авторитарного режима: 1. Власть носит неограниченный, неподконтрольный гражданам характер и концентрируется в руках одного человека или группы лиц. Это может быть тиран, военная хунта, монарх и т.д.; 2. Опора (потенциальная или реальная) на силу. Авторитарный режим может и не прибегать к массовым репрессиям и даже пользоваться популярностью среди широких слоев населения. Однако, в принципе, он может позволить себе любые действия по отношению к гражданам с тем, чтобы принудить их к повиновению; 3. Монополизация власти и политики, недопущение политической оппозиции, независимой легальной политической деятельности. Данное обстоятельство не исключает существования ограниченного числа партий, профсоюзов и некоторых других организаций, но их деятельность строго регламентируется и контролируется властями; 4. Пополнение руководящих кадров осуществляется путем кооптации, а не предвыборной конкурентнойборьбы; отсутствуют конституционные механизмы преемственности и передачи власти. Смена власти нередко происходит через перевороты с использованием вооруженных сил и насилия; 5. Отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство или ограниченное вмешательство во внеполитические сферы, и, прежде всего, в экономику. Власть занимается, в первую очередь, вопросами обеспечения собственной безопасности, общественного порядка, обороны и внешней политики, хотя она может влиять и на стратегию экономического развития, проводить активную социальную политику, не разрушая при этом механизмы рыночного саморегулирования. В этой связи авторитарный режим нередко называют способом правления с ограниченным морализмом: «Разрешено все, кроме политики». Авторитарные режимы можно подразделить на жестко авторитарные, умеренные и либеральные. Выделяют еще и такие типы, как «популистский авторитаризм», опирающийся на уравнительно ориентированные массы, а также «национал-патриотический», при котором национальная идея используется властями для создания либо тоталитарного, либо демократического общества и др. В число авторитарных режимов включают: абсолютные и дуалистические монархии; военные диктатуры, или режимы с военным правлением; теократию; персональные тирании.

Лидерство Традиционное ЛегальноеХаризматическое освящено авторитетом издавна существовавших установлений основывается на признании исключительности, уникальности, индивидуальных достижениях личности опирается на систему общих правил и норм, на закон

Лидер «Знаменосец»«Служитель»«Пожарный»«Творец» сам определяет политику, ведет за собой массы стремится выражать мнение своих приверженцев стремится убедить людей делать то, что нужно ему постоянно реагирует на ситуацию, «заливает пожары»

Политический лидер Настойчивость, воля, мужество Имидж, ораторские способности Команда помощников Поддержка власти и масс Выражение интересов определенной группы Программа

Политическая идеология – совокупность идей, убеждений и ценностей, которые обосновывают право определенной социальной общности на власть или участие в реализации власти, а также пути достижения намеченных целей Обобщенные формулировки основных идей, ценностей, целей определенной социальной общности Программы, лозунги, требования лидеров, партий и т.д. Установки отдельных людей, существующие в обыденном сознании

1. Что такое политическая сфера? 2. Назовите элементы политической сферы. 3. Что такое политическая система? 4. Назовите структурные элементы политической системы. 5. Какие функции политической системы? 6. Что такое политический режим? 7. Назовите виды политического режима и их характеристики. 8. Что такое политическая идеология? Вернуться к содержанию

Государство это особая организация политической власти, которая располагает специальным аппаратом (механизмом) управления обществом для обеспечения его нормальной деятельности. Государство это универсальная организация, отличающаяся рядом не имеющих аналогов атрибутов и признаков. Признаки государства 1. Принудительность государственное принуждение первично и приоритетно по отношению к праву принуждать других субъектов в пределах данного государства и осуществляется специализированными органами в ситуациях, определяемых законом. 2. Суверенность государство обладает наивысшей и неограниченной властью по отношению ко всем лицам и организациям, действующим в пределах исторически сложившихся границ. 3. Всеобщность государство выступает от имени всего общества и распространяет свою власть на всю территорию. Признаками государства являются территориальная организация населения, государственный суверенитет, сбор налогов, законотворчество. Государство подчиняет себе все население, проживающее на определенной территории, независимо от административно-территориального деления. Атрибуты государства 1. Территория определяется границами, разделяющими сферы суверенности отдельных государств. 2. Население подданные государства, на которых распространяется его власть и под защитой которого они находятся. 3. Аппарат система органов и наличие особого "класса чиновников" посредством которых функционирует и развивается государство. Издание законов и правил, обязательных для всего населения данного государства, осуществляется государственным законодательным органом.

П РИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА Признаки, которые отличают государство от других субъектов политической деятельности, состоят в следующем: 1. Наличие определенной территории юрисдикция государства (право вершить суд и решать правовые вопросы) определена его территориальными границами. В этих границах власть государства распространяется на всех членов общества (как обладающих гражданством страны, так и не обладающих им); 2. Суверенитет государство полностью независимо во внутренних делах и в ведении внешней политики; 3. Многообразие используемых ресурсов государство аккумулирует основные властные ресурсы (экономические, социальные, духовные и т.д.) для осуществления своих полномочий; 4. Стремление к представительству интересов всего общества государство выступает от имени всего общества, а не отдельных лиц или социальных групп; 5. Монополия на легитимное насилие государство имеет право применять силу, чтобы обеспечивать исполнение законов и наказывать их нарушителей; 6. Право сбора налогов государство устанавливает и собирает с населения различные налоги и сборы, которые направляются на финансирование государственных органов и решение различных управленческих задач; 7. Публичный характер власти государство обеспечивает защиту публичных интересов, а не частных. При осуществлении государственной политики обычно не возникает личных отношений между властью и гражданами; 8. Наличие символики государство имеет свои признаки государственности флаг, герб, гимн, особые символы и атрибуты власти (например, корона, скипетр и держава в некоторых монархиях) и т.д. 9. В ряде контекстов понятие «государство» воспринимают как близкое по значению к понятиям «страна», «общество», «правительство», но это не так. 10. Страна понятие прежде всего культурно-географическое. Этот термин обычно употребляется в тех случаях, когда говорят о площади, климате, природных зонах, населении, национальностях, религиях и т.д. Государство понятие политическое и обозначает политическую организацию той иной страны форму ее правления и устройства, политический режим и т.д. 11. Общество понятие более широкое, чем государство. Например, общество может быть над государственным (общество как все человечество) или догосударственным (таковы племя и первобытный род). На современном этапе понятия общества и государства тоже не совпадают: публичная власть (скажем, слой профессионалов-управленцев) относительно самостоятельна и обособлена от остального общества. 12. Правительство - только часть государства, его высший распорядительный и исполнительный орган, инструмент осуществления политической власти. Государство устойчивый институт, вто время как правительства приходят и уходят.

Функции государства - это наполненные особым содержанием основные направления деятельности государства, в которых выражается и конкретизируется его сущность и социальное назначение в общественной жизни. Классификация функций государства осуществляется по различным основаниям: по специфике объектов государственного воздействия: экономическая, социальная, идеологическая, экологическая, обороны и др.; по сферам деятельности государства: внутренние и внешние; по продолжительности действия: постоянные и временные; по степени общности: основные и неосновные. Виды функций государства по характеру государственного воздействия на общественные отношения: охранительные; регулятивные. Охранительные функции это деятельность государства, направленная на обеспечение охраны всех существующих общественных отношений (охрана прав и свобод граждан, зашита государства от внешней угрозы, охрана природы и др.). Регулятивные функции это деятельность государства, направленная на развитие существующих общественных отношений (экономическая, социальная и др.);

ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШНИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА Внутренние функции государства: хозяйственная - организация и регулирование экономической жизни; стабилизационная поддержание стабильности и мира в обществе; координационная - обеспечение общественного согласия и единства; социальная - социальное обеспечение, справедливое распределение благ; культурно-воспитательная поддержка культуры и духовных ценностей; правовая - нормотворчество, защита конституционного строя, прав, законности; экологическая - охрана природы, обеспечение здоровой окружающей среды. Внешние функции государства: отстаивание национальных интересов на международном уровне обеспечение взаимовыгодного международного сотрудничества, координация усилий в решении глобальных проблем человечества, обеспечение работы ряда над государственных организаций ООН, Совета Европы и т.д.; организация обороны и охрана государственной безопасности защита государственного суверенитета, осуществление военных действий против других государств и т.п.

Внутренние функции Российского государства - это основные направления его деятельности по управлению внутренней жизнью общества. Каждая функция реализуется посредством решения государством ряда конкретных задач. В сфере экономики перед Российским государством стоят четыре основные задачи: установление основных правил и координация экономических взаимоотношений; контроль за соблюдением установленных правил и защита участников экономического оборота; непосредственное осуществление экономической деятельности; поддержка негосударственных организаций в экономическом обороте. Для их решения осуществляются: структурная перестройка российской экономики; поддержка стратегических и социально значимых производств; централизованная инвестиционная политика; приватизация; управление государственной собственностью; создание условий для иностранных инвестиций; создание правовых основ организации (управления) экономики путем принятия соответствующих законов и иных актов и др. Социальная функция включает в себя: установление и обеспечение минимальных социальных стандартов жизни (заработной платы, пенсии, прожиточного минимума и проч.); поддержку тех, кто в силу объективных причин не может полноценно трудиться (инвалидов, детей, пожилых людей, студентов и др.); обеспечение занятости; развитие пенсионного обеспечения, страхования, здравоохранения и т. д. Функция финансового контроля (фискальная) это: установление и сбор всех видов налогов; формирование государственного бюджета и контроль за его расходной частью; проведение финансовой политики (займы, кредиты, ценные бумаги и т. п.); контроль за денежным обращением в стране и проч.

Функция охраны правопорядка подразумевает: охрану прав и свобод граждан; защиту всех форм собственности; обеспечение режима законности; борьбу с преступностью; охрану общественного порядка; исполнение наказаний; профилактику правонарушений и др. Экологическая функция - это: разработка экологической программы страны; принятие и осуществление национальных программ охраны окружающей среды; установление правового режима природопользования; установление экологических стандартов (например, показателей предельно допустимой концентрации вредных веществ в воле, атмосфере, выхлопных газах автомобилей и т. п.); контроль за соблюдением природоохранного законодательства. Функция развития культуры, науки и образования включает в себя: государственную поддержку науки, культуры, образования, спорта, средств массовой информации; сохранение историко-культурных памятников, архивов, музеев и т. д.; признание идеологического многообразия, обеспечение свободы всех видов творчества; охрану интеллектуальной собственности; установление государственных стандартов в области образования; выдачу лицензий на право заниматься культурно-образовательной деятельностью и другие. Функция регулирования межнациональных отношений - особая функция, свойственная Российскому государству как федеративному образованию. На территории России проживает около 160 этносов, и потому около половины субъектов Федерации образованы по национально-этническому признаку.

Х АРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВНЕШНИХ ФУНКЦИЙ Р ОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА Внешние функции Российского государства - это основные направления его деятельности на международной арене. Функция обороны страны не только наполнилась новым содержанием, но и обрела новую правовую базу. Впервые в истории России приняты федеральные законы от 31 мая 1996 г. 61-ФЗ «Об обороне», от 27 мая 1998 г. 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и другие акты. Данная функция осуществляется государством по следующим направлениям: укрепление и модернизация вооруженных сил; развитие оборонной промышленности; охрана государственных границ; организация гражданской обороны; ведение разведки и контрразведки; подготовка мобилизационных резервов; военное сотрудничество с другими государствами и т. д. Функция обеспечения мира и поддержания мирового порядка предполагает: политическое сотрудничество со всеми государствами; укрепление режима нераспространения оружия массового уничтожения, сокращение обычных вооружений; участие в работе международных организаций (ООН и др.); участие в разрешении региональных и межнациональных конфликтов; сотрудничество с другими государствами в борьбе с организованной преступностью (терроризмом, наркомафией и т. д.). Функция сотрудничества и укрепления связей со странами СИГ включает в себя: укрепление сотрудничества со странами СНГ в экономической, политической, культурной и иных областях; создание системы коллективной безопасности; совместная охрана границ; обеспечение прав человека и национальных меньшинств; создание единого информационного пространства. Функция интеграции в мировую экономику и сотрудничества с другими странами в решении глобальных проблем подразумевает: участие в международном разделении труда; установление равноправных и взаимовыгодных отношений с другими странами в области экономики, торговли, бизнеса, науки и техники; участие в деятельности международных экономических организаций; совершенствование правовых основ внешнеэкономической деятельности; предотвращение и ликвидация последствий крупных экологических катастроф и т. д.

Ф ОРМЫ И МЕТОДЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА Формы осуществления функции государства - это однородная деятельность органов государства, посредством которой реализуются его функции. Выделяют правовые и организационные формы. Правовые формы есть однородная деятельность органов государства, связанная с принятием правовых актов и влекущая юридические последствия. К правовым формам относят деятельность: правотворческую (по подготовке и изданию нормативных актов); правоприменительную (по реализации нормативных актов путем принятия актов применения права, это повседневная работа по выполнению законов и по разрешению разнообразных вопросов управленческого характера); правоохранительную (по защите прав и свобод человека и гражданина, по предупреждению правонарушений и привлечению к юридической ответственности виновных лиц и т. п.). К организационным формам относят деятельность: организационно-регламентирующую (текущая работа определенных структур по обеспечению функционирования органа государства, связанная с подготовкой проектов документов, организацией выборов и др.); организационно-хозяйственную (оперативно-техническая и хозяйственная работа, связанная с бухгалтерским учетом, статистикой, снабжением и т. д.); организационно-идеологическую (повседневная воспитательная работа по идеологическому обеспечению выполнения различных функций государства, связанная с разъяснением вновь изданных нормативных актов, формированием общественного мнения и пром.). Методы осуществления функций государства - это способы и приемы, с помощью которых органы государства реализуют его функции. Среди подобных методов выделяют: убеждение и принуждение, поощрение и наказание и т. д.

1. Что такое государство? 2. Назовите признаки государства. 3. Что такое суверенитет? 4. Функции государства. 5. Перечислите внутренние и внешние функции государства. 6. Дайте краткую характеристику внутренних и внешних функций Российского государства. Вернуться к содержанию

П РАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО Правовое государство форма организации политической власти в стране, основанная на верховенстве законности, прав и свобод человека и гражданина. Признаки правового государства: главенство права и закона во всех сферах жизни общества; равенство всех перед законом; разделение властей на три ветви; реальность прав и свобод человека, их правовая и социальная защищенность. признание прав и свобод человека высшей ценностью; взаимная ответственность личности и государства; политический и идеологический плюрализм; стабильность законности и правопорядка в обществе. Базовыми принципами функционирования правового государства являются: господство закона во всех сферах общественной жизни, в том числе над органами власти; признание и гарантирование прав и свобод человека (см. Всеобщую декларацию прав человека от 10 декабря 1948 г.). Эти права лаются человеку благодаря факту его рождения, а не дарятся правителями; взаимная ответственность государства и гражданина. Они в равной степени несут ответственность за свои действия перед законом. Их действия охватываются формулой: «Все, что не запрещено индивиду, ему разрешено; все, что не разрешено органам власти, им запрещено»; разделение ветвей государственной власти. Этот принцип исключает возможность монополизации политической власти в стране; разграничение полномочий между органами власти различных уровней; контроль над осуществлением законов со стороны прокуратуры, суда, арбитража, налоговых служб, правозащитных организаций, средств массовой информации и других субъектов политики.

Г РАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО Гражданское общество это совокупность негосударственных частных объединений граждан, преследующих индивидуальные и групповые интересы. Основные принципы цивилизованных отношений в обществе: интересы личности стоят выше интересов общества и государства; свобода наивысшая ценность; основа свободы индивида, гарантия его политической самостоятельности частная собственность свобода означает невмешательство кого бы то ни было в частную жизнь личности; индивиды заключают между собой общественный договор, т. е. создают гражданское общество; оно образует защитные структуры между индивидом и государством. В современных условиях гражданское общество выступает как многообразие не опосредованных государством взаимоотношений свободных и равноправных индивидов в условиях рынка и демократической правовой государственности. В отличие от государственных структур в гражданском обществе преобладают не вертикальные (иерархические), а горизонтальные связи отношения конкуренции и солидарности между юридически свободными и равноправными партнерами.

В экономической сфере структурными элементами гражданского общества являются негосударственные предприятия: кооперативы, товарищества, акционерные общества, компании, корпорации, ассоциации и другие добровольные хозяйственные объединения граждан, создаваемые ими по собственной инициативе.товариществаакционерные обществакорпорации Социально-политическая сфера гражданского общества включает :семью как определяющую социальную ячейку гражданского общества, в которой пересекаются индивидуальные и общественные интересы; общественные, общественно-политические, политические партии и движения, выражающие многообразие интересов различных групп гражданского общества; органы общественного самоуправления по месту жительства и работы; механизм выявления, формирования и выражения общественного мнения, а также разрешения социальных конфликтов; негосударственные средства массовой информации. В этой сфере складывается практика институционального оформления интересов, возникающих в обществе, и выражения их в ненасильственной, цивилизованной форме, в рамках конституции и законов государства. Духовная сфера гражданского общества предполагает свободу мысли, слова, реальные возможности публично высказывать свое мнение; самостоятельность и независимость научных, творческих и других объединений от государственных структур. В целом гражданское общество отдает приоритет правам и свободам человека, повышению качества его жизни. Это предполагает: признание естественного права человека на жизнь, свободную деятельность и счастье; признание равенства граждан в единых рамках для всех законов; утверждение правового государства, подчиняющего свою деятельность закону; создание равенства шансов для всех субъектов экономической и социально-политической деятельности. Гражданское общество тесно соприкасается и взаимодействует с правовым государством, основные функции которого сводятся к следующему: выработка общей стратегии общественного развития; определение и обоснование приоритетов, темпов, пропорций развития экономических и социальных сфер общества; стимулирование общественно полезной деятельности граждан и защита их прав, собственности и личного достоинства; демократизация всех сфер жизнедеятельности общества; зашита границ и обеспечение общественного порядка.

Гражданское общество – совокупность негосударственных общественных отношений, выражающих различные интересы. Духовно-культурная подсистема Социальная подсистема Политическая подсистема Экономико- хозяйственная подсистема Удовлетворение потребностей людей в образовании, самоусовершенст- вовании, вере, творчестве. Удовлетворение потребностей в семейных родственных отношениях Удовлетворение совместных интересов Удовлетворение материальных интересов Муниципальные коммуны – местное самоуправление Политические партии и общественно- политические движения группы интересов

Система ООН, основанная на Хартии прав человека и других документах ООН. Система совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), основанная на Заключительном акте (1975 г.) Система в рамках совета Европы, основанная на Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950 г.)

Местное самоуправление – негосударственная форма выражения народовластия. Формируется на двух уровнях: на уровне городов- районов, на уровне единиц районов. Полномочия органов самоуправления разграничиваются с полномочиями органов государственной власти, имеют свои бюджеты. Местное самоуправление реализуется гражданами непосредственно, а также через создаваемые местные органы. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти РФ. Местное самоуправление придает гражданскому обществу организованное самоуправляющееся начало, способствует более полной самореализации граждан, оказывает положительное воздействие на развитие правового государства. Полномочия органов самоуправления разграничиваются с полномочиями органов государственной власти, имеют свои бюджеты. Местное самоуправление реализуется гражданами непосредственно, а также через создаваемые местные органы. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти РФ. Местное самоуправление придает гражданскому обществу организованное самоуправляющееся начало, способствует более полной самореализации граждан, оказывает положительное воздействие на развитие правового государства.

СМИ – совокупность каналов распространения информации с целью оперативного информирования, а также для выполнения специфических социальных функций. Функции СМИ. Информационная Выбор и комментирование, оценка информации Политическая социализация Критика и контроль Представление разных мнений Формирование общественного мнения Мобилизационная Распространение культуры

1. Что такое правовое государство? 2. Признаки правового государства? 3. Что такое гражданское общество? 4. Назовите основные принципы цивилизованных отношений в обществе. 5. Перечислите подсистемы гражданского общества. 6. Что такое местное управление? 7. Как влияет СМИ на жизнь общества? 8. Назовите функции СМИ Вернуться к содержанию

Политическое сознание Политическое сознание – это совокупность распространенных в обществе теорий, идей, взглядов, представлений, выражающих отношение людей к политическому строю, деятельности политических институтов и лидеров. Политическое сознание вызывает к жизни наша оценка, наше отношение к политике и политической ситуации в стране и мире

Политическое сознание Виды политического сознания

Политическое сознание Уровни политического сознания Обыденный уровень Отражает понимание политических событий через призму повседневной жизни. Характеризуется нечеткостью, бессистемностью, противоречивостью. Формируется на основе жизненного опыта Теоретический уровень Системные представления о политике, политические концепции, идеи, воззрения, политические прогнозы, политическая идеология

Политическое сознание Функции политического сознания Позновательно-информационная Оценочная Идеологическая Регулятивная Мобилизационная Интегрирующая Коммуникационная

Сущность политической идеологии Политическая идеология– система базовых идей, отражающих политические явления и процессы, в соответствии с которыми формируются политическое сознание и жизненная позиция личности, социальных групп, общества в целом. Термин «идеология» был введен в научный оборот философом и ученым Антуаном де Треси в конце XVIII в. и означал «наука об идеях»

Функции политической идеологии Мировоззренческая Ценностная Мотивационная Легитимизационная Интегрирующая Эти функции выполняются благодаря двум свойствам: 1. претензия на тотальную значимость 2. нормативность Эти функции выполняются благодаря двум свойствам: 1. претензия на тотальную значимость 2. нормативность

Сущность политической идеологии Формы политической идеологии Социально-политические теории, дающие обоснование ценностей и идеалов Политические программы, отражающие требования социальных групп, политических элит, политических организаций Выступления партийных и государственных деятелей сознание граждан, определяющее их политическое поведение

Современные политические идеологии Либерализм Консерватизм Социализм Социал-демократия Коммунизм (ленинизм) Национализм Фашизм Анархизм

Роль идеологии в политической жизни Укрепляет объединение людей в одной политической организации Помогает сделать свой выбор во время выборов С помощью идеологии политические организации распространяют среди населения свои политические взгляды

Роль идеологии в политической жизни Идеология становится мотивом политической деятельности Играет мобилизующую роль Особо важную роль играет общенациональная идеология

Политическая психология Политическая психология– политические чувства, эмоции, настроения, мнения и другие психологические компоненты и стороны политической жизни общества и личности. Устойчивые части: нравы, менталитет этносов, здравый смысл Переменные части: настроения. эмоции, переживания. ожидания

Политическая психология Политическая психология формируется в процессе взаимодействия граждан с институтами власти. Следовательно, она характеризуется как практический тип сознания, включающий: 1. рациональные элементы 2. иррациональные элементы Политическая психология формируется в процессе взаимодействия граждан с институтами власти. Следовательно, она характеризуется как практический тип сознания, включающий: 1. рациональные элементы 2. иррациональные элементы

Политическая психология Психически процессы. влияющие на политическую деятельность

1. Что такое политическое сознание? 2. Назовите виды политического сознания 3. Назовите функции политического сознания 4. Что такое политическая идеология? 5. Назовите функции политической идеологии 6. Назовите формы политической идеологии 7. Назовите современные политические идеологии 8. Какова роль идеологии в политической жизни? 9. Что такое политическая психология? 10. Перечислите психически процессы. влияющие на политическую деятельность Вернуться к содержанию

Политическая партия это непрерывно действующая организация, существующая как на национальном, так и на местном уровнях, нацеленная на получение и отправление власти и стремящаяся с этой целью к широкой массовой поддержке. Партии объединяют наиболее активных представителей социальных групп, имеющих схожие идейно- политические взгляды и стремящихся к государственной власти. Признаками партии являются: функционирование на долговременной основе, организованность, наличие формальных норм и правил внутрипартийной жизни, отраженных в уставе; наличие местных отделений (первичных организаций), поддерживающих регулярные связи с национальным руководством; направленность на завоевание политической власти и распоряжение ею (группы, которые не ставят такой цели, называют группами давления); наличие народной поддержки, добровольность членства; наличие общей идеологии, цели и стратегий, выраженных в политической программе.

Партия как одна из организаций институтов политической системы. Такой подход присущ современной западной политической науке. Партия как представитель классовых интересов. Этот подход характерен для марксистской традиции. Он связывает появление партий с делением общества на противоположные классы и считает партию высшей формой классовой организации. Партия выступает как группа, основанная на идеологических связях. Сторонники этого подхода (либеральная традиция) делают упор на идеологические принципы.

1) определенная идеология, система общих ценностей и норм. 2)организация относительно продолжительное по времени добровольное объединение людей. Организационные принципы построения партии отражаются, как правило, в партийном уставе; 3)нацеленность партии на реализацию через государство интересов тех социальных групп, которые она выражает. Именно ради этого партии ведут борьбу за завоевание и осуществление государственной власти. 4)Партии стремятся обеспечить себе поддержку избирателей. Это достигается во время выборов через агитацию избирателей за партийную предвыборную платформу (предвыборную программу). Политическая партия добровольное объединение людей определенной идейно-политической ориентации, стремящихся завоевать государственную власть или участвовать в ее осуществлении для реализации инте­ресов тех или иных социальных групп и слоев населения.

Блок избирателей Официальная партийная организация Партия в системе правления

Функция Согласования и обобщения интересов Функции партий Функция политического рекрутирования Функция политической социализации Функция коммуникации Функция применения и внедрения правил взаимоотношений политических институтов Функция разработки законов (правил) Функция Представительства интересов

КЛАССИФИКАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ: Политические партии классифицируются: 1) по политическим характеристикам: а) консервативные партии – за сохранение прежних порядков, против реформ (консервативная партия в Великобритании, народная партия в Испании); б) клерикальные (религиозные) партии (Христи-анско-демократический союз в Германии, Мусульманская лига в Пакистане и др.) – требуют, чтобы общественная жизнь и управление государством сообразовывались с догматами религии; в) либеральные партии (либеральная партия в Великобритании, Партия центра в Швеции) – за свободу экономической деятельности, невмешательство государства в общественную жизнь; г) реформистские партии – за социальную справедливость при сохранении частной собственности (социал-демократические партии в Европе, Индийский национальный конгресс, институционно-революционная партия в Мексике, некоторые партии Баас (социалистического возрождения) в арабских странах); д) радикалистские партии, выступающие за коренное переустройство общества с применением, как правило, насильственных мер. В этой группе партий есть такие, которые отражают устремления самых различных, в том числе противоположных, социальных слоев (неофашистские партии, коммунистические партии); 2) по организационной структуре: а) кадровые партии – прием в них связан с определенными условиями, имеют фиксированное членство, жесткую дисциплину, обязательные членские взносы; руководство ими в значительной степени централизовано (в марксистско-ленинских партиях существует принцип демократического централизма); б) массовые партии – нет фиксированного членства или оно недостаточно строго учитывается. Партийные взносы не имеют фиксированного характера и уплачиваются по желанию или имеют вид пожертвований в партийную кассу. На местах нет партийных организаций, собрания не проводятся, местное руководство не избирается, а составляется из известных бизнесменов и политиков, на низовом уровне партийным лидером является босс; в) партии-движения – обычно единственная разрешенная партия, ее членами считалось большинство жителей страны (в Гвинее – с семилетнего возраста, в Заире по конституции все граждане с момента рождения рассматривались как члены партии); 3) по правовому положению: а) зарегистрированные – имеющие регистрацию юридического лица; б) незарегистрированные – без регистрации, на добровольных началах; в) легальные партии – это партии, действующие на законных основаниях. Они могут быть и не зарегистрированы, хотя в ряде стран, как отмечалось, до регистрации партийная деятельность не разрешается; г) нелегальные – если они запрещены законом, судебным решением, но продолжают свою деятельность в подполье. В настоящее время нелегально действуют во многих странах (Египте, Пакистане, Турции, Саудовской Аравии и др.) коммунистические партии.

1. Что такое политические партии? 2. Назовите признаки политических партий. 3. Назовите функции политических партий. 4. Классификация политических партий. Вернуться к содержанию

В ЫБОРЫ И ИХ ПОЛИТИЧЕСКАЯ РОЛЬ Выборы важнейший компонент современной политики.политики Выборы представляют собой способ формирования органов власти на основе выражения политической воли граждан. В результате выборов избранные кандидаты наделяются властными полномочиями. Выборы используются как для формирования органов государственной власти, так и в других демократических организациях: партиях, профсоюзах, добровольных ассоциациях, кооперативах, акционерных обществах и т.д.партиях Выборы довольно частое в общественной жизни явление, поскольку они распространяются на различные институты и уровни правления: парламент, президент, представительные, а часто и исполнительные органы субъектов федерации, местные органы власти. Этот перечень дополняют выборы в партиях, профсоюзах и многочисленных добровольных ассоциациях. Такое многообразие открывает перед гражданами широкие возможности для проявления политической активности и влияния на государственные и общественные дела.политической активности

Избирательная система – порядок выборов в представительные учреждения и выборных должностных лиц, а также определение результатов голосования. Она включает 2 компонента: Избирательное право – комплекс правовых норм о порядке выборов В узком смысле – политическое право гражданина избирать (активное) и быть избранным (пассивное) в органы власти. В широком смысле – нормы субъективного избирательного права в сочетании с другими нормативными правилами выборов Избирательный процесс – комплекс действий в процессе выборов Включает этапы: - Организационный - Выдвижение и регистрация кандидатов - Предвыборная агитация - Голосование и определение его результатов - Обнародование итогов

Мажоритарная ( США, Япония, Франция и др.) Пропорциональная (Бельгия, Швеция и др.) Мажоритарно- пропорциональная (Австралия, ФРГ, Российская Федерация и др.)

- это избрание гражданами РФ органов государственной власти, органов местного самоуправления и выборных должностных лиц; - это важнейший институт организации и функционирования публичной власти в российском обществе; - это форма прямой демократии, предусмотренная Конституцией Российской Федерации и обеспечивающая непосредственное участие граждан в формировании органов государственной и муниципальной власти.

Федеральные выборы, региональные выборы, муниципальные выборы. Федеральные – выборы президента и выборы депутатов Государственной Думы, а также выборы в Конституционное Собрание и другие органы. Региональные – выборы в законодательные и исполнительные органы государственной власти субъектов РФ, а также выборы в иные государственные органы, если это предусмотрено конституциями (уставами) субъектов Федерации. Муниципальные - выборы депутатов представительных органов местного самоуправления, глав муниципальных образований, а также выборы отдельных муниципальных органов и должностных лиц местного самоуправления.

Конституция Российской Федерации Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» Федеральный закон «О референдуме Российской Федерации»

Что такое выборы? Что такое избирательное право? Что такое избирательная система? Что такое избирательный процесс? Назовите типы избирательных систем. Какие бывают выборы в Российской Федерации? Источники избирательного права в РФ. Вернуться к содержанию

ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧАСТИЕ- ЭТО ДЕЙСТВИЯ ГРАЖДАНИНА С ЦЕЛЬЮ ПОВЛИЯТЬ НА РАЗРАБОТКУ, ПРИНЯТИЕ И РЕАЛИЗАЦИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РЕШЕНИЙ, ВЫБОР ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ В ИНСТИТУТЫ ВЛАСТИ. ОБЪЕМ УЧАСТИЯ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ПОЛИТИЧЕСКИМИ ПРАВАМИ РЕАЛИЗАЦИЯ КОТОРЫХ ДЕЛИТ ГРАЖДАН НА ДВЕ ГРУППЫ. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭЛИТА, КОТОРАЯ УЧАСТВУЕТ В ПОЛИТИКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО. РЯДОВЫЕ ГРАЖДАНЕ ДОБРОВОЛЬНО ВКЛЮЧАЮТСЯ В ПОЛИТКУ, ОКАЗЫВАЯ ДАВЛЕНИЕ НА ВЛАСТЬ.

ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧАСТИЕ ГРАЖДАН В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ. НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ УЧАСТИЕ: ГОЛОСОВАНИЕ НА ВЫБОРАХ И РЕФЕРЕНДУМАХ, ПОСЕЩЕНИЕ МИТИНГОВ, ПИКЕТИРОВАНИЕ, ПЕТИЦИИ, ВСТРЕЧИ С ПОЛИТИКАМИ, РАБОТА В ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЯХ. ОПОСРЕДСТВЕННОЕ УЧАСТИЕ: ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ЧЕРЕЗ ИЗБРАННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ЭТИМ ВИДАМ УЧАСТИЯ СООТВЕТСТВУЮТ РОЛИ: ИЗБИРАТЕЛЬ, ЧЛЕН ПАРТИИ. 1.ДОБРОВОЛЬНО. 2. КОНКРЕТНОЕ ДЕЙСТВИЕ. 3. УЧАСТИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОЕ.

СВОБОДНОЕ И ДОБРОВОЛЬНОЕ УЧАСТИЕ ГРАЖДАН, ПРЕСЛЕДУЮЩИХ СВОИ ЛИЧНЫЕ ИЛИ ГРУППОВЫЕ ИНТЕРЕСЫ- АВТОНОМНОЕ УЧАСТИЕ В ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ ПРИНУДИТЕЛЬНОЕ УЧАСТИЕ- МОБИЛИЗОВАННОЕ. ОНО ДОМИНИРУЕТ В ТОТАЛИТАРНЫХ И АВТОРИТАРНЫХ РЕЖИМАХ

В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СТЕПЕНИ УЧАСТИЯ В ПОЛИТИКЕ ВЫДЕЛЯЮТСЯ ПЯТЬ ТИПОВ ЛИЧНОСТИ: ЛИЧНОСТЬ АКТИВИСТА- АКТИВНОСТЬ, ПОСТОЯННЫЙ ИНТЕРЕС К ПОЛИТИКЕ ЧЛЕН ПАРТИИ, УЧАСТНИК ДВИЖЕНИЯ И Т. Д. ЛИЧНОСТЬ, ЭПИЗИОДИЧЕСКИ, УЧАСТВУЮЩАЯ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ЛИЧНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКОГО НАБЛЮДАТЕЛЯ, С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ КОМПЕТЕНТНОСТИ, ЛИЧНО НЕ УЧСТВУЮЩАЯ В ПОЛИТИКЕ. ПАССИВНАЯ ЛИЧНОСТЬ С БЕЗРАЗЛИЧНЫМ ОТНОШЕНИЕМ К ПОЛИТИКЕ. АПОЛИТИЧНАЯ ЛИЧНОСТЬ С НЕГАТИВНЫМ ОТНОШЕНИЕМ К ПОЛИТИКЕ.

СТИМУЛЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ- СВЯЗАНА С ОБРАЗОВАНИЕМ. БОЛЕЕ ОБРАЗОВАННЫЕ ЛЮДИ АКТИВНЫ В ПОЛИТИКЕ. ИНТЕРЕС К ПОЛИТИКЕ- СВЯЗАН С УДОВЛЕТВОРЕНИЕМ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА, КОТОРЫЕ ВЫСТУПАЮТ МОТИВАМИ ПОЛИТИЧЕСКОГО УЧАСТИЯ. ЕСЛИ НЕ УДОВЛЕТВОРЕНЫ НИЗШИЕ ПОТРЕБНОСТИ ТО ПОЛИТ. УЧАСТИЕ БУДЕТ ОПРЕДЕЛЯТЬСЯ НЕ САМОРЕАЛИЗАЦИЕЙ, А НЕУДОВЛЕТВОРЕННЫМИ СОЦ. ЭКОНОМ. ПОТРЕБНОСТЯМИ.

АБСЕНТИЗМ- УКЛОНЕНИЕ ОТ УЧАСТИЯ В ПОЛИТКЕ СВЯЗАНО КАК ПРАВИЛО С ЛЮДЬМИ С НИЗКИМ УРОВНЕМ ОБРАЗОВАНИЯ, НЕ УВЕРЕННЫЕ В СЕБЕ И СВОИХ ВОЗМОЖНОСТЯХ. УКЛОНЯЮТСЯ ОТ УЧАСТИЯ В ПОЛИТКЕ И ЛЮДИ ХОРОШО ОБРАЗОВАННЫЕ, РАЗАЧАРОВАННЫЕ В СВОЕМ ПОЛИТИЧЕСКОМ УЧАСТИИ. УКЛОНЕНИЕ ОТ ПОЛИТИКИ ТАКЖЕ СВЗАНО С УТРАТОЙ ЧУВСТВА ПРИНАДЛЕЖНОСТИ К ОПРЕДЕЛЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ.

СТЕПЕНЬ АКТИВНОСТИ ПОЛИТИЧ. УЧАСТИЯ ЗАВИСИТ ОТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, КОТОРАЯ РАССМАТРИВАЕТСЯ НА ДВУХ УРОВНЯХ: ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ – ЕДИНСТВО ТРЕХ СОСТАВЛЯЮЩИ Х ЗНАНИЯ О МИРЕ ПОЛИТИКЕ- НАУЧНЫЕ И ЖИТЕЙСКИЕ. ОДНАКО ЗДЕСЬ БОЛЬШУЮ РОЛЬ ИГРАЮТ СТЕРЕОТИПЫ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ- ЦЕНТРАЛЬНОЕ МЕСТО В СТРУКТУРЕ ПОЛИТ. КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ: СУЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА О ИДЕАЛАХ, РАЗУМНОГО ОБЩ. УСТРОЙСТВА, СПОСОБАХ ЕГО ДОСТИЖЕНИЯ, ПОЛИТИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМАХ. ОРИЕНТАЦИИ ФОРМИРУЮТСЯ ЗНАНИЯМИ, ЭМОЦИЯМИ И ОЦЕНКАМИ И НОРМАМИ ПОЛИТ. ЦЕННОСТЕЙ

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ МОГУТ СУЩЕСТВОВАТЬ В ВИДЕ НЕОСОЗНАННЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ КАКОГО ЛИБО НАПРВЛЕНИЯ. ПРИ ЭТОМ СУБЪЕКТ ЛЕГКО ПОДДАЕТСЯ НА ПОПУЛИСТСКИЕ ЛОЗУНГИ ЕСЛИ ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ОСОЗНАННЫЕ ТО ОНИ ПОБУЖДАЮТ К АКТИВНЫМ ДЕЙСТВИЯМ. ОРИЕНТАЦИИ МОГУТ МЕНЯТЬСЯ ПОД ВЛИЯНИЕМ ИЗМЕНЕНИЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ, ИЗМЕНИЯ СТАТУСА ЧЕЛОВЕКА.

СПОСОБЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ- ЭТО ОБРАЗЦЫ И ПРАВИЛА ПОЛИТИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ, КОТОРЫЕ ОПРЕДЕЛЯЮТ, КАК ПОСТУПИТЬ МНОГИЕ ПОЛИТОЛОГИ НАЗЫВАЮТ ИХ МОДЕЛЯМИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ, ТАК КАК СОБЛЮДЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕННОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ РОЛИ ТРЕБУЕТ СОБЛЮДЕНИЯ ПРАВИЛ. НАПРИМЕР РОЛЬ ИЗБИРАТЕЛЯ ПРЕДПАЛАГАЕТ- АНАЛИЗ И ОЦЕНКУ ПРОГРАММ И ЛИЧНЫХ КАЧЕСТВ КАНДИДАТА.

ПОЛИТ. КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ СЯЗАНА С ПОЛ. КУЛЬТУРОЙ ОБЩЕСТВА, КОТОРАЯ ФОРМИРУЕТСЯ ПОД ВЛИЯНИЕМ ОБЩЕЙ КУЛЬТУРЫ СТРАНЫ. ОБЩЕНАЦИОНАЛЬ НАЯ КУЛЬТУРА- СОВРЕМ. ПОЛИТИЧ. ИДЕИ, ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ И НОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ И ОПЫТ ПРОШЛОГО. ТРАДИЦИИ ПОЛИТИЧЕСКИЕ СИМВОЛЫ. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЦЕРЕМОНИИ, ОБРЯДЫ, РИТУАЛЫ.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ СУБКУЛЬТУРЫ- САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ БЛОКИ ЦЕННОСТЕЙ, СТЕРЕОТИПОВ КОТОРЫХ ПРИДЕРЖИВАЮТСЯ ОТДЕЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ. ПОЛИТИЧ. СУБКУЛЬТУРЫ В РАМКАХ ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ. СТАНОВЛЕНИЕ ПОЛ. СУБКУЛЬТУР ПРОИСХОДИТ ЗА СЧЕТ ЗАИМСТВОВАНИЙ И В РЕЗУЛЬТАТЕ КОНФЛИКТОВ. ПРИДАЕТ ОСОБЫЙ КАЛОРИТ: ЯПОНСКАЯ ПОЛ. КУЛЬТУРА- ЭТО КУЛЬТУРА КОНСЕНСУСА И ДОЛГА. В ФРАНЦИИ- ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ К ОДНОЙ НАЦИИ, РЕСПУБЛИКАНСКИЕ ТРАДИЦИИ.

ПОЛИТ. КУЛЬТУРЫ МОГУТ БЫТЬ КЛАССИФИЦИРОВАНЫ ПО РАЗНЫМ ОСНОВАНИЯМ АМЕРИКАНСКИЕ УЧЕНЫЕ Г. АЛМОНД И С. ВЕРБА- ТРИ ЧИСТЫХ ТИПА ПОЛ. КУЛЬТУРЫ. ПАТРИАРХАЛЬНАЯ- ОТСУТСТВИЕ ИНТЕРЕСА К ПОЛИТИКЕ ПОДДАННИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА- ЛОЯЛЬНОСТЬ К ВЛАСТИ И НЕВЫСОКАЯ АКТИВНОСТЬ ГРАЖДАН. КУЛЬТУРА УЧАСТИЯ- КРИТИЧЕСКОЕ ОТНОШЕНИЕ К ВЛАСТИ.

ПОЛИТ. КУЛЬТУРА ВО МНОГОМ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ТИПОМ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ТОТАЛИТАРИЗМ АВТОРИТАРИЗМ ДЕМОКРАТИЯ ТОТАЛИТАРНАЯ ПОЛ. КУЛЬТУРА АВТОРИТАРНАЯ ПОЛ. КУЛЬТУРА

ПОЛ. КУЛЬТУРА В РОССИИ НЕ УСТОЯЛАСЬ С ОДНОЙ СТОРОНЫ ОНА СОХРАНЯЕТ ТРАДИЦИОННЫЕ ЧЕРТЫ: ПОДДАНИЧЕСКОЕ ОТНОШЕНИЕ К ВЛАСТИ, НИЗКАЯ САМООРГАНИЗАЦИЯ, НЕДОВЕРИЕ К ГОСУДАРСТВУ, СКЛОННОСТЬ К АНАРХИИ, К СИЛЬНОЙ ВЛАСТИ, СЛАБОЕ УВАЖЕНИЕ К ЗАКОНУ, ПРАВАМ ЛИЧНОСТИ С ДРУГОЙ СТОРОНЫ ПОСТЕПЕННОЕ ПРИНЯТИЕ ПЛЮРАЛИЗМА, СВОБОДА ВЗГЛЯДОВ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ПОЛИТИЧ. ОЦЕНОК.

1. Что такое политическое участие? 2. Назовите виды или формы участия людей в политической жизни. 3. Типы личности в политике 4. Что такое Абсентизм? 5. Какие политические культуры вам известны? 6. Какие политические субкультуры вам известны? Вернуться к содержанию

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЭТО ПРОТИВОСТОЯНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СИЛ, ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ В БОРЬБЕ ЗА ВЛАСТЬ. ПОЛИТИЧЕСКУЮ ЖИЗНЬ НЕВОЗМОЖНО ПРЕДСТАВИТЬ БЕЗ КОНФЛИКТОВ. ПОЛИТИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ- ЭТО СТОЛКНОВЕНИЕ, ПРОТИВОСТОЯНИЕ СУБЪЕКТОВ ПОЛИТИКИ. БОРЬБА МЕЖДУ НИМИ ОТРАЖАЕТ РАСХОЖДЕНИЕ, А НЕРЕДКО И ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ ИХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ, ЦЕННОСТЕЙ, ВЗГЛЯДОВ И ЦЕЛЕЙ, ОБУСЛОВЛЕННЫХ ИХ ПОЛОЖЕНИЕМ И РОЛЬЮ В СИСТЕМЕ ВЛАСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ. ЦЕЛЬ БОРЬБЫ. РЕАЛИЗАЦИЯ ИНТЕРЕСОВ И ЦЕЛЕЙ В СФЕРЕ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ. ПОЛИТИЧ. КОНФЛИКТЫ ВЫРАСТАЮТ ИЗ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОТИВОРЕЧИЙ

ПОЛИТИЧЕСКИ Е КОНФЛИКТЫ ВЫРАСТАЮТ НЕ ТОЛЬКО ИЗ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОТИВОРЕЧИЙ, НО И В РЕЗУЛЬТАТЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОТИВОРЕЧИЙ: ПОЛИТИТ. КОНФЛИКТЫ, МОГУТ ОТРАЖАТЬ КОНФЛИКТЫ В ЭКОНОМ. СФЕРЕ, В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ, В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ. СТРЕМЛЕНИЕ РЕШИТЬ ЭТИ КОНФЛИКТЫ, ИСПОЛЬЗУЯ СИЛУ И СРЕДСТВА ГОС. ВЛАСТИ ДЕЛАЕТ ИХ ПОЛИТИЧЕСКИМИ. ПОЛИТ. КОНФЛИКТЫ ВОЗНИКАЮТ И ВРЕЗУЛЬТАТЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОТИВОРЕЧИЙ: 1. МЕЖДУ ГОС. ВЛАСТЬЮ И МЕСТНЫМ САМОУПРАВЛЕНИЕМ. 2. МЕЖДУ ГОСУДАРСТВОМ И ОБЩЕСТВОМ. 3. МЕЖДУ РАЗЛИЧНЫМИ ЭЛЕМЕНТАМИ ПОЛИТ. СИСТЕМЫ.

ИСТОЧНИКИ ПОЛИТ. КОНФЛИКТОВ. НЕРАВНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЬИ, ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРАВ И СВОБОД, ПРОТИВОРЕЧИЕ МЕЖДУ ВЕРХАМИ И НИЗАМИ, ЭЛИТОЙ И КОНТРЭЛИТОЙ, ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭЛИТОЙ И М АССОЙ - ИСТОЧНИКИ КОНФЛИКТОВ. СВОЕВРЕМЕННОЕ ВЫЯВЛЕНИЕ И РАЗРЕШЕНИЕ ПРОТИВОРЕЧИЙ МОЖЕТ ПРЕДОТВРАТИТЬ КОНФЛИКТ. НАОБОРОТ, НЕВНИМАНИЕ ВЛАСТИ К ПРОТИВОРЕЧИЯМ В ОБЩЕСТВЕ, ИХ ИГНОР ИРОВАНИЕ ПОРОЖДАЕТ КОНФЛИКТНЫЕ СИ ТУАЦИИ. ТОГДА КОНФЛИКТ СПОСОБ РАЗРЕШЕНИЯ ПРОТИВОРЕЧИЙ. ПРОТИВОРЕЧИЯ МЕЖДУ ГОСУДАРСТВАМИ МОГУТ СТАТЬ ИСТОЧНИКАМИ МЕЖГОС, РЕГИОНАЛЬНЫХ, МЕЖДУНАРОДНЫХ КОНФЛИКТОВ.

КОНФЛИКТ ОДНИ УЧЕНЫЕ ПОЛИТОЛОГИ СЧИТАЮТ, ЧТО КОНФЛИКТЫ ПРИСУЩИ ПОЛИТИКЕ, ИГРАЮТ РОЛЬ ДВИГАТЕЛЯ ВТ ОРАЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ РАССМАТРИВАЕТ КОНФЛИКТ КАК АНОМАЛИЮ, ОТКЛОНЕНИЕ ОТ НОРМАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ.

ПЕРВЫЙ ТИП ПРОТИВОРЕЧИЙ СВЯЗАН С РАСПРЕДЕЛЕНИЕМ МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ, СРЕДСТВ ГОСБЮДЖЕТА, ДОСТУПОМ К ВЛАСТИ, УВЕЛИЧЕНИЕМ БРЕМЕНИ НАЛОГОВ ВТОРОЙ ТИП ПРОТИВОРЕЧИЙ В РАСХОЖДЕНИЯХ ЛЮДЕЙ ПО ПОЛИТИЧЕСКИМ ИДЕАЛАМ И БАЗОВЫМ ЦЕННОСТЯМ. ТРЕТИЙ ТИП ПРОТИВОРЕЧИЙ, КОГДА ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ ЛЮДЕЙ ПО ПРИНЦИПУ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ К КАКОЙ ЛИБО ГРУППЕ, А НЕ КО ВСЕМУ ОБЩЕСТВУ. КАКОЙ ТИП ПРОТИВОРЕЧИЙ РАЗРЕШАЕТСЯ ЛЕГЧЕ, А КАКОЙ ТРУДНЕЕ?

КОНФЛИКТ НЕ ВОЗНИКАЕТ ВНЕЗАПНО ПОСЛЕ ОБОСТРЕНИЯ ПРОТИВОРЕЧИЙ ПОСТЕПЕННО СКЛАДЫВАЕТСЯ КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ. ВЫДВИГАЮТСЯ ТРЕБОВАНИЯ ТЕХ СИЛ, КОТОРЫЕ ХОТЯТ ИЗМЕНИТЬ СВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ В ОБЩЕСТВЕ. НА ЭТОЙ СТАДИИ ПРОЯВЛЯЮТСЯ ВСЕ ЧЕРТЫ КОНФЛИКТА: 1. ОБЪЕКТ КОНФЛИКТА. 2. СОСТАВ УЧАСТНИКОВ КОНФЛИКТА. 3. НАПРЯЖЕННОСТЬ МЕЖДУ УЧАСТНИКАМИ КОНФЛИКТА. ЭСКАЛАЦИЯ КОНФЛИКТА, ПРИМЕНЯЕТСЯ ПОЛИТИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ, БОРЬБА ПРОТИВНИКОВ ПРИОБРЕТАЕТ НАИБОЛЕЕ ОПАСНЫЕ ФОРМВ: БУНТЫ, ВОССТАНИЕ, МЯТЕЖИ. ВСЕ ЭТО ПРОИСХОДИТ В СЛУЧАЕ КОГДА КОНФЛИКТ ПРИОБРЕТАЕТ НЕУРЕГУЛИРОВАННЫЙ ХАРАКТЕР.

СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО ВЫРАБОТАЛО МЕТОДЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ, РЕГУЛИРОВАНИЯ, РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ НА ЭТАПЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТА ВЛАСТИ НЕ ДОЛЖНЫ ИГНОРИРОВАТЬ ОБОСТРЯЮЩИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ. ПРИМЕНЯЮТСЯ МЕРЫ, ЧТОБЫ КОНФЛИКТ- ПРОТИВОРЕЧИЯ НЕ ПЕРЕРОСЛИ В ОТКРЫТУЮ ФОРМУ. КОНФЛИКТ МОЖЕТ ЗАКОНЧИТ ЬСЯ САМ СОБОЙ, ЕСЛИ ОБЪЕКТ КОНФЛИКТА ПОТЕРЯЛ СВОЕ ЗНАЧЕНИЕ, ЕСЛИ ОДНА ИЗ СТОРОН ИМЕЕТ ЯВНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО СУЩЕСТВУЮТ И НЕРАЗРЕШИМЫЕ КОНФЛИКТЫ, КОГДА КАЖДЫЙ ИЗ УЧАСТНИКОВ, БЛОКИРУЕТ ПОПЫТКИ ИЗМЕНИТЬ СИТУАЦИЮ. В УСЛОВИЯХ НАЧАВШЕГОСЯ КОНФЛИКТА УРЕГУЛИРОВАТЬ ОЧЕНЬ СЛОЖНО. НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТА, РЕАЛЬНЫЕ СИЛЫ, ТАКТИКУ СТОРОН, НАМЕРЕНИЯ, ГОТ ОВНОСТЬ ИДТИ НА КОМПРОМИСС

В ПРОЦЕССЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ КОНФЛИКТА МЕЖДУ СТОРОНАМИ ОРГАНИЗУЮТСЯ ПЕРЕГОВОРЫ. ОНИ СРЕДСТВО ПРОДОЛЖЕНИЯ КОНФЛИКТА И ОДНОВРЕМЕННО СРЕДСТВО ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ. НО ЕСЛИ ПРЕГОВОРЫ С ПОЗИЦИИ СИЛЫ, ТО ЭТО ПРИВОДИТ К ОБОСТРЕНИЮ КОНФЛИКТА. БОЛЬШУЮ РОЛЬ В ПЕРЕГОВОРАХ ИГРАЮТ ПОСРЕДНИКИ. ПОСРЕДНИК ЭТО НЕЙТРАЛЬНАЯ ФИГУРА, КОТОРАЯ ПОМОГАЕТ СТОРОНАМ КОНФЛИКТА НАЙТИ ТОЧКИ ПРИЕМЛИМОГО РЕШЕНИЯ.

ПЕРВЫЙ ТИП СОГЛАШЕНИЯ- ПЕРЕМИРИЕ. ОНО ПОЗВОЛЯЕТ ОСТАНОВИТЬ НАСИЛИЕ ВТОРЙ ТИП СОГЛАШЕНИЯ- УРЕГУЛИРОВАНИЕ КОНФЛИКТА ПРИ КОТ ОРОМ ПРОИСХОДИТ УВЯЗКА ИНТЕРЕСОВ СТОРОН И СНИЖЕНИЕ ОСТРОТЫ ПРОТИВОРЕЧИЙ( НО НЕ СНЯТИЕ ИХ) ТРЕТИЙ ТИП СОГЛАШЕНИЯ- ЛИКВИДАЦИЯ КОНФЛИКТА В МЕЖДУНАРОДНЫХ КОНФЛИКТАХ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ И ПРИНУЖДЕНИЕ ПОД УГРОЗОЙ ПРИМЕНЕНИЯ САНКЦИЙ И АРБИТРАЖ. В ОТ ЛИЧИЕ ОТ ПОСРЕДНИЧЕСТВА АРБИТ РАЖ ИМЕЕТ ОБЯЗАТЕЛЬНУЮ ЮРИДИЧЕСКУЮ СИЛУ.

И ТАК КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ – КАКУЮ РОЛЬ ИГРАЕТ КОНФЛИКТ – ПОЛОЖИТЕЛЬНУЮ ИЛИ ОТРИЦАТЕЛЬНУЮ? Вернуться к содержанию

Политический процесс – включает совокупность действий реализующих свои политические цели и интересов индивидов, групп, политических институтов, которые в конечном счете обеспечивают формирование, функционирование и изменение политической системы. Субъекты политического процесса Государство Социальные, этнические, конфессиональные группы Политические институты Граждане как индивиды Граждане как совокупность избирателей (электорат)

Внутриполитический процесс Внутриполитический процесс Международный процесс Международный процесс По масштабу Базовый Базовый Частный Частный Значимость для общества Открытый (явный)Открытый (явный) Скрытый (теневой)Скрытый (теневой) Публичность принятия решений Сотрудничество (консенсусные)Сотрудничество (консенсусные) Соперничество (конфликтные)Соперничество (конфликтные) Ориентированные на:

Главная задача субъектов различных политических процессов – реализовать свои интересы и требования посредством принимаемых государством управленческих решений

Подготовительный этап Содержание Формируется круг проблем, которые необходимо решать политическими средствами Участники Формальные и неформальные объединения политиков, экспертов, политические партии, государственные органы и должностные лица, СМИ

Этап принятия решений Содержание Формируются долгосрочные и краткосрочные декларативные и фактические цели политического развития. Делается выбор оптимального политического решения проблемы Участники Формальные и неформальные объединения политиков, политические партии, Должностные лица государства, политики

Этап реализации политических решений Содержание Принятые решения облекаются в правовую форму, определяется их адрес и круг лиц, организаций, ответственных за их исполнение. Осуществляются административные мероприятия для воплощения в жизнь принятых решений Участники Органы власти различного уровня, правоохранительные органы, социальные группы, политическая оппозиция

СОВРЕМЕННЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС В РФ Переходный тип политического процесса Революционный тип ПП: демократически е реформы и преобразования Незрелость гражданского общества, слабое воздействие на ПП «Несистемная оппозиция» Незавершенность формирования правового государства Неоднородность ПП в субъектах РФ «Пульсирующий» характер перехода к демократии: откаты и продвижения

1. Мир политики сложен и многообразен. Осмыслить политическую жизнь в целом, упорядочить представление о взаимодействиях ее участников, рассмотреть взаимосвязи политики с экономикой, социальной сферой, культурой, уяснить способы поддержания стабильности в обществе позволяет понять политическая система. Оно охватывает совокупность политических институтов, норм, ценностей, идей и отношений, в которых реализуется политическая власть. Демократическую политическую систему характеризуют свободные выборы, парламентаризм, принцип большинства, право меньшинства на оппозицию, гласность, правовое государство, развитое гражданское общество, гарантированность прав и свобод человека, приверженность общества демократическим ценностям. 2. Важнейшее место в политической системе занимает государство. Это политический институт, отличающийся от гражданского общества, имеющий определенный аппарат, обладающий верховной властью на определенной территории, имеющий право издавать обязательные для всех граждан законы. Государство выполняет основной объем работ по управлению обществом. Центральную роль в государственном управлении играют бюрократические структуры, которые призваны участвовать в подготовке политических решений и их проведении в жизнь. 3. Активную роль в политической жизни играют политические партии добровольные политические организации, объединяющие лиц с общими интересами и идеалами, деятельность которых направлена на завоевание политической власти либо на участие в ее осуществлении. Партии выражают интересы различных социальных групп, предлагают собственное видение целей политики и путей ее осуществления, стремятся обеспечить себе поддержку избирателей, добиться реализации своей политической программы на законодательном и исполнительном уровнях. В партийных программах воплощены политические идеологии системы понятий и идей, в которых определенные субъекты политики отражают в своем сознании политическую жизнь, осознают собственные политические позиции и видят ориентиры борьбы за свои интересы.

4. Политический лидер является, как правило, руководителем организации (обычно политической партии) или государства, т. е. политическим руководителем. Политическое лидерство это постоянное влияние на людей; влияние однонаправленное от лидера на объект; широкое, охватывающее все общество или большие группы людей; опирающееся на авторитет лидера. Значительную роль в политике играет политическая элита группа (или совокупность групп), выделяющаяся из остального общества влиянием, привилегированным положением и престижем, непосредственно и систематически участвующая в принятии решений, связанных с использованием государственной власти или воздействием на нее. 5. Проявлением вовлеченности граждан в политические отношения является политическое участие. Оно выступает показателем демократизации. Политическое участие многомерное явление, включающее широкий набор действий, связанных с влиянием в политике. Его формы и степень активности зависят от психологических, социальных, экономических, культурно исторических факторов. Политическое поведение это совокупность поступков, сознательных действий, направленных на достижение какой-либо социально значимой цели, порождаемых традициями, ценностными ориентирами, а также бессознательных действий, вызванных эмоциональным состоянием индивида. Утверждение в сознании людей демократических ценностей во многом определяет их ориентацию на демократические, правовые фор¬ мы политического поведения. 6. В современном обществе никакая общественно-политическая организация и ни один политический деятель не могут быть успешными в публичной политике без доступа к СМИ. Будучи инструментом управления поведением людей и контроля над действиями власти, институт СМИ является частью современного механизма функционирования власти в обществе, занимает значительное место в его политической системе. 7. Формой функционирования политической системы общества, развивающегося в пространстве и времени, является политический процесс. Это продолжительная во времени смена состояний политической системы или ее отдельных элементов, которая совершается под влиянием внутренних и внешних условий жизни общества. Среди процессов, происходящих в демократическом обществе, особое значение имеет избирательный процесс. Он обеспечивает легальность и легитимность существующих государственных органов, показывает уровень доверия к политике правительства

1. Какова роль политической системы в жизни общества? Чем отличаются ее функции от функций других сфер? 2. Перечислите основные политические институты и охарактеризуйте роль каждого из них. 3. Как соотносятся политические институты с подсистемами политической системы? 4. Назовите субъектов политической жизни и охарактеризуйте возможности влияния на политику каждого из них. 5. Каково влияние политических партий, политических лидеров и СМИ на политическое участие и политическое поведение граждан? 6. Какую роль играют идеологи в политике государств, политических партий и в политическом поведении людей? 7. На любом примере покажите взаимодействия, возникающие в политическом процессе между его участниками.

1. Из перечисленного исключительным признаком государ­ства является: a) право официально представлять все общество внутри страны и за рубежом; b) наличие бюджета; c) защита интересов граждан; d) существование в качестве политической организации. 2. Одной из форм политической идеологии являются: a) политические конфликты; b) политические объединения; c) политические программы; d) политические демонстрации.

3. Законодательство в Российской Федерации является функцией: a) Правительства; b) Федерального Собрания; c) Президента; d) Конституционного суда. 4. Верны ли следующие суждения? А. Следствием расширения функции государства в раз­личных сферах является усиление роли государственного аппарата. Б. Одним из негативных следствий усиления государст­венного аппарата является возможный рост его замкнутости. a) Верно только А. b) Верно только Б. c) Верны и А, и Б. d) Оба суждения неверны.

5. Дополните перечень признаков и ценностей демократии: 1)принцип народовластия; 2)принцип большинства; 3)... и т. д. 6. Напишите с использованием понятия «тоталитаризм» три предложения, содержащие какую-либо информацию об этом режиме.

Вернуться к содержанию