Большая психологическая игра: инновационные технологии работы с группой В рамках презентации книги Телегиной И.О. «Большая психологическая игра или Игра.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Ролевая игра- эффективный приём развивающего обучения Методический тренинг.
Advertisements

Использование медиа- технологий в работе с несовершеннолетними, родителями и специалистами по профилактике употребления психоактивных веществ.
Работа по устранению негативных ДРО Ильинова Н.А. - педагог-психолог МКУ «Информационно-методический отдел»
Сказкотерапия в работе с дошкольниками Педагог-психолог Молоднякова А.В. Г.Нижний Тагил.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ.
Характеристика дошкольного детства Возрастная психология.
Методическая разработка по русскому языку на тему: Системно-деятельностный подход в обучении русскому языку и литературе
Презентация «Метод проектов». Проекты в бизнес-обучении Определение проекта в бизнес-обучении: Задание, не имеющее однозначного решения, которое предстоит.
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, САМООЦЕНКА И САМОКОНТРОЛЬ. КАК ИХ РАЗВИВАТЬ»
Особенности образа мира у одаренных подростков По статье О.А. Богпомочевой, учителя гимназии 12 г. Липецка.
Отчёт о работе группы г. «СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ (РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ)» Руководитель группы – Миркес М.М. («институт проблем.
Развивающие возможности регионального курса Предметные результаты 1 года обучения I. Ценностные ориентации. II. Понимание содержания нравственных поступков.
Чтобы выжить, организация должна сохранять устойчивость. Для этого организация развивает и сохраняет свои структуру и культуру. Сотрудники организации.
Правила поведения в группе Автор: Каринина Е.А. ГБОУ ЦО 166 Москва 2012.
Тренинг для учителей по педагогическому мастерству Занятие 1.
Принцип диалога во взаимодействии с детьми как основной метод воспитания Машуков А.В., помощник ректора.
Игровое моделирование проблемных ситуаций на примере формирования нравственного поведения детей Поздеева С.Е. воспитатель коррекционной гр. ДОУ «Улыбка»
Программа развития компетентности в сфере профессионального самоопределения у учащихся 9-11 класса. «Я и мой выбор»
Развитие субъектной позиции учащихся на основе системы традиционных Российских ценностей Научно-методический семинар для участников Городской экспериментальной.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Транксрипт:

Большая психологическая игра: инновационные технологии работы с группой В рамках презентации книги Телегиной И.О. «Большая психологическая игра или Игра Не в тренинге» (ИД «Питер»)

Большая психологическая игра? Ассоциации!!!

Темы: БПИ - возможности и ограничения БПИ - возможности и ограничения Этапы БПИ Этапы БПИ Создание БПИ и работа с сюжетом Создание БПИ и работа с сюжетом Анализ БПИ «Перекресток» Анализ БПИ «Перекресток» Разработка собственных сюжетных линий Разработка собственных сюжетных линий Мы все играем в жизни роли, Справляясь плохо ль, хорошо ль. Порой не думая: доколе Должны играть иную роль. Мы все играем в жизни роли, Справляясь плохо ль, хорошо ль. Порой не думая: доколе Должны играть иную роль.играем.

Три типа индивидуальных изменений : - Ресурсные - Инструментальные - Концептуальные Б. Мастеров

Событие - Событие - - это то, что, случившись однажды, остается с нами навсегда. «Мало полагаться только на эволюционные пути развития духовной структуры индивида. Для реализации личностных перемен нужны и острые моменты, взрывы, потрясения, которые должны быть не только конфликтными, но и созидательными.» А.С. Макаренко

Большая психологическая игра - - это символическая деятельность, которая моделирует и преображает реальность, отличается высокой степенью спонтанности и свободы, но протекает в рамках четко заданных правил, решает конкретные психологические или бизнес задачи, работает с личностью как целостной структурой и имеет своей целью индивидуацию личности через осознание человеком актуального опыта. И.О.Телегина

Почему «БОЛЬШАЯ»? 1. Самостоятельный метод, а не внутри какого-то другого. 2. По временному признаку: продолжительность 4-6 часов.

Почему «психологическая»? В процессе игры идет работа с социально-психологическими характеристиками личности, как ценности, принципы, установки, отношение, мировоззрение и пр. Развитие способов эмоционального реагирования, расширение эмоционального опыта, осознавания.

Почему «игра»? Присутствуют признаки игры как метода: - метафоричная реальность; - спонтанность и свобода; - правила - управление.

На что похоже? - на сюжетно-ролевую игру (по форме); - на тренинг личностного роста (по целям).

Сравнение БПИ с сюжетно-ролевой игрой Сюжетно-ролевые игры БПИ Сходства сюжет роли структура игры, этапы, включающие настрой на игру и выход из игры (деролинг). Различия Акцент на игровой составляющей сюжета Участники принимают вымышленные роли Действия участника ограничены сценарием и задачей роли Наличие четкой задачи и результата, которого необходимо достичь Группа – важный фактор Акцент на психологической составляющей сюжета Роль задается ситуацией и имеет опосредованное значение, участник «проживает самого себя» Действия участника в рамках игровой ситуации не ограничены Отсутствие конкретных задач, ситуация неопределенности Группа имеет фоновое, прикладное значение

Игра-драма Выбор - - конкретный акт, который может быть зафиксирован внешним наблюдателем, локализован во времени и пространстве. Где есть осознавание, там ВСЕГДА есть выбор!

Свобода - - это состояние, относящееся к возможности, нежели к действию. - это ответственность, суть ее - контроль над собой.

Игра-проживание Осознавание – - чистое восприятие, доступное при полном проживании момента здесь и сейчас. Ф.Перлз

«Изюминки» метода - перфоманс ведущих; - перфоманс ведущих; - театрализация; - театрализация; - концентрированность; - концентрированность; - максимальная приближенность к реальности игрового пространства (задействование всех каналов восприятия); - активное использование методов психодрамы и социодрамы; - особенность отдельных этапов игры (напр., проживание последствий выбора).

Когда уместна БПИ? при внедрении новых проектов, продуктов; при внедрении новых проектов, продуктов; на новых этапах в жизни человека (компании); на новых этапах в жизни человека (компании); в кризисных ситуациях (когда нужен прорыв для изменения ситуации); в кризисных ситуациях (когда нужен прорыв для изменения ситуации); во время застоев в развитии, сопротивления новому (нет готовности, понимания, желания что-то менять или принимать что-то новое), когда нужно «встряхнуть» себя, сотрудников. во время застоев в развитии, сопротивления новому (нет готовности, понимания, желания что-то менять или принимать что-то новое), когда нужно «встряхнуть» себя, сотрудников. Становление личности Становление личности инновации – изменения - кризис

Для кого БПИ? для людей, которые хотят что-то принципиально, круто изменить в своей жизни, или находятся на новом этапе своей жизни; для людей, которые хотят что-то принципиально, круто изменить в своей жизни, или находятся на новом этапе своей жизни; для компаний, ориентированных на развитие, инновационное мышление; для компаний, ориентированных на развитие, инновационное мышление; для руководящего состава, в особенности топ-менеджеров, которые генерируют и транслируют ценности, взгляды другим; для руководящего состава, в особенности топ-менеджеров, которые генерируют и транслируют ценности, взгляды другим; для людей с высоким уровнем самосознания и рефлексивных способностей. для людей с высоким уровнем самосознания и рефлексивных способностей.

Этапы БПИ: Настрой на игру вне игрового пространства. Цель – актуализация раскрываемой в игре темы. Настрой на игру вне игрового пространства. Цель – актуализация раскрываемой в игре темы. Погружение в игровое пространство. Цель – разогрев и создание условий для ассоциирования, отождествления себя с игровой историей. Погружение в игровое пространство. Цель – разогрев и создание условий для ассоциирования, отождествления себя с игровой историей. Игровое действие. Цель – создание условий для личной проработки каждым участником актуализированной темы. Игровое действие. Цель – создание условий для личной проработки каждым участником актуализированной темы. Проживание сделанных выборов или результата полученного опыта. По сути, это ИГРОВОЕ ПОСЛЕДЕЙСТВИЕ. Цель – создание условий для осознавания произошедшего путем выхода в «зеркало», взгляда на происходящее из роли, но со стороны. Проживание сделанных выборов или результата полученного опыта. По сути, это ИГРОВОЕ ПОСЛЕДЕЙСТВИЕ. Цель – создание условий для осознавания произошедшего путем выхода в «зеркало», взгляда на происходящее из роли, но со стороны. Анализ игры: отреагирование эмоций, деролинг. Цель четко обозначена в названии этапа – создание условий для отреагирования эмоций и выхода из роли. Анализ игры: отреагирование эмоций, деролинг. Цель четко обозначена в названии этапа – создание условий для отреагирования эмоций и выхода из роли. Анализ полученного опыта вне игрового пространства. Цель – проведение параллелей с реальной жизнью, нахождение сходств и откликов. Анализ полученного опыта вне игрового пространства. Цель – проведение параллелей с реальной жизнью, нахождение сходств и откликов.

- франц. sujet предмет, тема) последовательность событий в литературном произведении. События разворачиваются во времени и пространстве, объединяются временными или причинно-следственными связями. - франц. sujet предмет, тема) последовательность событий в литературном произведении. События разворачиваются во времени и пространстве, объединяются временными или причинно-следственными связями. экспозицию экспозицию экспозицию завязку завязку завязку развитие действия развитие действия кульминацию кульминацию кульминацию развязку развязку развязку постпозицию постпозицию пролог пролог эпилог. эпилог.эпилог Сюжет:

В построении сюжетной линий в БПИ, основанной на ситуации выбора (игры-проживания, игры-драмы и игры-инициации), важно учитывать: Оригинальность и эмоциональность сюжета Оригинальность и эмоциональность сюжета Актуальность для решения возрастных задач Актуальность для решения возрастных задач Приближенность к жизненной реальности личности и его окружения Приближенность к жизненной реальности личности и его окружения Экологичность Экологичность Характер проживания роли. Роль задается ситуацией и имеет опосредованное значение, участник «проживает самого себя» Характер проживания роли. Роль задается ситуацией и имеет опосредованное значение, участник «проживает самого себя» Специфику получения опыта выбора. Акцент на развитие умения и навыка осознанного выбора. Специфику получения опыта выбора. Акцент на развитие умения и навыка осознанного выбора. Многовеерность развития сюжета и реализации концепций выбора Многовеерность развития сюжета и реализации концепций выбора Сухой остаток и возможность применить и измерить опыт в действии Сухой остаток и возможность применить и измерить опыт в действии

Логика работы с сюжетом: Выбор психолого-педагогической проблемы группы и личности (низкий уровень, отсутствие, наличие негативной, неконструктивной модели поведения) Выбор психолого-педагогической проблемы группы и личности (низкий уровень, отсутствие, наличие негативной, неконструктивной модели поведения) Постановка целей и выбор ожидаемых результатов (состояние, опыт, навык, позиция, отношение, самопознание, изменение) Постановка целей и выбор ожидаемых результатов (состояние, опыт, навык, позиция, отношение, самопознание, изменение) Соотнесение жизненной позиции автора, мастера игры по данной проблеме Соотнесение жизненной позиции автора, мастера игры по данной проблеме Составление списка героев, историй существующих в литературе и кинематографе Составление списка героев, историй существующих в литературе и кинематографе Составление списка историй и событий из реальной повседневной жизни Составление списка историй и событий из реальной повседневной жизни Анализ и выбор наиболее ресурсных и ярких смысловых сюжетных конфликтов, фабул Анализ и выбор наиболее ресурсных и ярких смысловых сюжетных конфликтов, фабул Разработка и развитие сюжета в логике этапов БПИ и с учетом динамических процессов Разработка и развитие сюжета в логике этапов БПИ и с учетом динамических процессов

Ключевые принципы создания сюжетных линий БПИ Принцип событийности. Принцип событийности. А.С. Макаренко говорил о принципе психологического события так: « Для реализации личностных перемен нужны и острые моменты, взрывы, потрясения, которые должны быть не только конфликтным, но и созидательными.» А.С. Макаренко говорил о принципе психологического события так: « Для реализации личностных перемен нужны и острые моменты, взрывы, потрясения, которые должны быть не только конфликтным, но и созидательными.» Принцип нарратива Принцип нарратива В БПИ всегда имеет место поучительная история (нарратив), в которую Вы погружаете участников. Причем данная история типична для данной культуры, времени, возраста и т.п., она узнаваема, поэтому это не просто история из чьего-то жизненного опыта, это история – нарратив. В БПИ всегда имеет место поучительная история (нарратив), в которую Вы погружаете участников. Причем данная история типична для данной культуры, времени, возраста и т.п., она узнаваема, поэтому это не просто история из чьего-то жизненного опыта, это история – нарратив. Принцип реальности Принцип реальности БПИ должна быть подобна жизни, реально осязаема. Участник, оказавшись в игровом пространстве на время игрового действия должен поверить, что он находится в чем-то реальном. Кроме того, вторая сторона этого принципа – какой бы мифической не была реальность, должна угадываться и легко проводиться параллель с настоящей жизнью и опытом. БПИ должна быть подобна жизни, реально осязаема. Участник, оказавшись в игровом пространстве на время игрового действия должен поверить, что он находится в чем-то реальном. Кроме того, вторая сторона этого принципа – какой бы мифической не была реальность, должна угадываться и легко проводиться параллель с настоящей жизнью и опытом.

Принцип идеи, ценности Принцип идеи, ценности Создавая нарратив БПИ важно понимать, какие ценности он транслирует, какую идею несет. В нарративе должно прослеживаться Сверх-Я, к которому хочется стремиться. Создавая нарратив БПИ важно понимать, какие ценности он транслирует, какую идею несет. В нарративе должно прослеживаться Сверх-Я, к которому хочется стремиться. Именно поэтому в основу игры нужно закладывать только те ценности, в которые веришь сам! Именно поэтому в основу игры нужно закладывать только те ценности, в которые веришь сам! Принцип действия, движения Принцип действия, движения Действие БПИ должно быть построено таким образом, чтобы ее реальность всегда жила, двигалась и динамично изменялась. Действие БПИ должно быть построено таким образом, чтобы ее реальность всегда жила, двигалась и динамично изменялась. Это подобно течению жизни. «Даже сидя на одном месте «Даже сидя на одном месте мы ощущаем на себе течение жизни. Оно везде, оно вокруг нас, оно в нас…» Г.Маркес «Сто лет одиночества»

Этапы разработки больших психологических игр: 1. Самоанализ, поиск «горячих», интересных идей 2. Определение целевой группы и цели игры. 3. Оформление идеи нарратива в сюжет, отвечающий особенностям целевой группы. 4. Разработка сценарного хода в соответствии со структурой психологической игры. 5. Написание содержания по созданному сценарному ходу. 6. Подбор инструментария и оформления игры. 7. Репетиция сценарного хода, оформление игрового пространства.

Работа с сюжетом в ходе реализации БПИ: Настрой на игру - 3 основных задачи: Настрой на игру - 3 основных задачи: - организационная (участники должны понимать, что и как будет происходить, в общем понять, что за психологическая игра им предстоит, что это за форма, чтобы минимизировать тревогу из за ситуации неопределенности); - организационная (участники должны понимать, что и как будет происходить, в общем понять, что за психологическая игра им предстоит, что это за форма, чтобы минимизировать тревогу из за ситуации неопределенности); - тематическая (обозначить тему, вокруг которой будет происходить игровое действие, иногда прямо, иногда косвенно, но тема должна быть озвучена, например, тема выбора и принятия жизненно важных решений); - тематическая (обозначить тему, вокруг которой будет происходить игровое действие, иногда прямо, иногда косвенно, но тема должна быть озвучена, например, тема выбора и принятия жизненно важных решений); - эмоциональная (необходимо создать мотивацию на действие у участников, вызвать необходимые чувства (в зависимости от дальнейших действий и задач), создать условия для самопознания, некий настрой на самого себя, свое внутреннее «Я»). - эмоциональная (необходимо создать мотивацию на действие у участников, вызвать необходимые чувства (в зависимости от дальнейших действий и задач), создать условия для самопознания, некий настрой на самого себя, свое внутреннее «Я»). Техники: Техники: - техники арттерапии (рисунки и создание образов по обозначенной теме;) - техники арттерапии (рисунки и создание образов по обозначенной теме;) - медитации-визуализации (визуализация образов, связанных с темой); - медитации-визуализации (визуализация образов, связанных с темой); - телесно ориентированные техники (контакт с эмоциями и их телесными проявлениями как отклика на обозначенную тему); - телесно ориентированные техники (контакт с эмоциями и их телесными проявлениями как отклика на обозначенную тему); - использование кино и музыки (просмотр фильма или прослушивание песни, отражающих тематику, и фиксирование возникших чувств и мыслей) - использование кино и музыки (просмотр фильма или прослушивание песни, отражающих тематику, и фиксирование возникших чувств и мыслей) - ролевое моделирование и т.д. - ролевое моделирование и т.д.

Погружение в игровое пространство Погружение в игровое пространство 1. Для качественного погружения в игровое пространство необходимо, по возможности, задействовать все каналы восприятия человека. 1. Для качественного погружения в игровое пространство необходимо, по возможности, задействовать все каналы восприятия человека. - аудиальный (музыка, звуки, шумы); - аудиальный (музыка, звуки, шумы); - визуальный (оформление пространства, свет, цвет, формы, объемность); - визуальный (оформление пространства, свет, цвет, формы, объемность); - кинестетический (комфорт-дискомфорт, любые телесные ощущения, которые нам необходимы для дальнейшего действия). - кинестетический (комфорт-дискомфорт, любые телесные ощущения, которые нам необходимы для дальнейшего действия). 2. Отождествление себя с главным героем. 2. Отождествление себя с главным героем. Должна произойти некая инициация – посвящение и актуализация. Вот тут главную роль начинает играть Мастер игры как главный герой сюжета. Он должен быть частью этого пространства и всецело «завладеть» вниманием участников, что требует актерского мастерства. НО!!! Крайне важно не гиперболизировать излишне образ Героя, не делать его слишком театральным. Участники должны иметь возможность ассоциировать этот образ с собой. Должна произойти некая инициация – посвящение и актуализация. Вот тут главную роль начинает играть Мастер игры как главный герой сюжета. Он должен быть частью этого пространства и всецело «завладеть» вниманием участников, что требует актерского мастерства. НО!!! Крайне важно не гиперболизировать излишне образ Героя, не делать его слишком театральным. Участники должны иметь возможность ассоциировать этот образ с собой. Для этого используются классические психодраматические приемы: Для этого используются классические психодраматические приемы: - создание элементов образа: части костюмов, амулеты, атрибуты Героя; - создание элементов образа: части костюмов, амулеты, атрибуты Героя; - дословное повторение фраз Героя. - дословное повторение фраз Героя.

Вспомогательные инструменты Мастера: Вспомогательные инструменты Мастера: - голос; - взгляд; - невербалика; - речь. - голос; - взгляд; - невербалика; - речь. Голос: Голос: - громкость речи скорее должна отличаться от громкости при обычном разговоре (или значительно громче или значительно тише); - громкость речи скорее должна отличаться от громкости при обычном разговоре (или значительно громче или значительно тише); - темп речи определяют паузы (как известно, пауза – известный театральный прием для создания эмоционального напряжения зрителей, в психологической игре – это еще и прием для актуализации внутренних размышлений участника), кроме того, темп должен быть несколько замедленным по сравнению с обычным разговором: каждое слово должно «падать» в сознание участников и оставлять там определенный оттенок; - темп речи определяют паузы (как известно, пауза – известный театральный прием для создания эмоционального напряжения зрителей, в психологической игре – это еще и прием для актуализации внутренних размышлений участника), кроме того, темп должен быть несколько замедленным по сравнению с обычным разговором: каждое слово должно «падать» в сознание участников и оставлять там определенный оттенок; - тембр голоса определяет его эмоциональные оттенки, стоит использовать скорее нижние регистры голоса. - тембр голоса определяет его эмоциональные оттенки, стоит использовать скорее нижние регистры голоса. Взгляд: Взгляд: - каждый участник должен чувствовать постоянное присутствие Мастера, поэтому контакт глаз обязателен, даже если Мастер игры находится на сцене или в отдалении от участников, причем промежуток между взглядами должен быть не более 2-3 мин.; - каждый участник должен чувствовать постоянное присутствие Мастера, поэтому контакт глаз обязателен, даже если Мастер игры находится на сцене или в отдалении от участников, причем промежуток между взглядами должен быть не более 2-3 мин.; - в обычном диалоге непрерывный контакт глаз не должен быть более 1,5 – 3 секунд, однако в психологической игре взгляд Мастера является одним из инструментов воздействия на участников, взглядом Мастер транслирует важность или глубину информации. - в обычном диалоге непрерывный контакт глаз не должен быть более 1,5 – 3 секунд, однако в психологической игре взгляд Мастера является одним из инструментов воздействия на участников, взглядом Мастер транслирует важность или глубину информации.

Невербалика: Невербалика: - мимика и жесты не должны быть излишне гротескными, однако следует стараться выражать эмоции скорее невербально, чем словами, хотя невербалика должна быть неким намеком, «полутоном» выражаемых Мастером эмоций, «достраивать» их; - мимика и жесты не должны быть излишне гротескными, однако следует стараться выражать эмоции скорее невербально, чем словами, хотя невербалика должна быть неким намеком, «полутоном» выражаемых Мастером эмоций, «достраивать» их; - движение в пространстве должно быть размеренным, следует задействовать все пространство, как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскости; - движение в пространстве должно быть размеренным, следует задействовать все пространство, как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскости; - дистанция общения с участниками должна быть несколько увеличенной, скорее общественной (от 2 м), однако при индивидуальном контакте Мастер игры должен быть скорее в личном пространстве участника, это предполагает нарушение личных границ и, по сути, является манипулятивным, провокационным влиянием, но осознанно этот прием (даже с включением тактильного контакта) можно использовать. - дистанция общения с участниками должна быть несколько увеличенной, скорее общественной (от 2 м), однако при индивидуальном контакте Мастер игры должен быть скорее в личном пространстве участника, это предполагает нарушение личных границ и, по сути, является манипулятивным, провокационным влиянием, но осознанно этот прием (даже с включением тактильного контакта) можно использовать. Речь: Речь: - в речи Мастер игры должен максимально использовать литературные средства языка: сравнение, гипербола, метафора и др., хорошо, если речь насыщена притчами, примерами, афоризмами, цитатами; - в речи Мастер игры должен максимально использовать литературные средства языка: сравнение, гипербола, метафора и др., хорошо, если речь насыщена притчами, примерами, афоризмами, цитатами; - следует стараться основные тезисы формулировать лаконично и односложно, обрамляя их паузами и интонационно выделяя. - следует стараться основные тезисы формулировать лаконично и односложно, обрамляя их паузами и интонационно выделяя.

Результат после игры: Результат после игры: Более осознанный, ответственный подход к совершению выбора и к принятию решений, бережное отношение к ценностям окружающих и своим собственным. Более осознанный, ответственный подход к совершению выбора и к принятию решений, бережное отношение к ценностям окружающих и своим собственным. Более ответственное отношение к принятию решений и готовности нести последствия этого выбора, любых действий. Более ответственное отношение к принятию решений и готовности нести последствия этого выбора, любых действий. Прояснение нравственной, этической позиции по обозначенным темам Прояснение нравственной, этической позиции по обозначенным темам Игра эта сложная как для проводящих ее, так и для игроков. Она предполагает создание ситуации, в рамках которой: Игра эта сложная как для проводящих ее, так и для игроков. Она предполагает создание ситуации, в рамках которой: каждый участник должен совершить личный выбор и прожить последствия своего поступка; существует жизненная необходимость принятия групповых решений; необходимо слышать друг друга, действовать сообща и врознь; необходимо анализировать свои действия и поступки других участников. каждый участник должен совершить личный выбор и прожить последствия своего поступка; существует жизненная необходимость принятия групповых решений; необходимо слышать друг друга, действовать сообща и врознь; необходимо анализировать свои действия и поступки других участников. Общее время: настрой 30 – 45 минут, основной этап 2 часа, плюс деролинг и анализ. Общее время: настрой 30 – 45 минут, основной этап 2 часа, плюс деролинг и анализ.

БПИ «ПЕРЕКРЕСТОК»

Сюжет и Формат игры основан по мотивам фильма «12». Цель: развить навыки самопознания посредством выбора и умения совершать согласованный выбор, на основе главных ценностей. Цель: развить навыки самопознания посредством выбора и умения совершать согласованный выбор, на основе главных ценностей. Задачи: Задачи: Актуализировать проблему совершения жизненного выбора Актуализировать проблему совершения жизненного выбора Развить умения анализировать и принимать, прогнозировать последствия совершаемых выборов Развить умения анализировать и принимать, прогнозировать последствия совершаемых выборов Создать условия для проживания и присвоения различных жизненных ценностей и установок Создать условия для проживания и присвоения различных жизненных ценностей и установок - развить навыки рефлексии, осознавания и адекватного выражения своих эмоций и чувств - развить навыки рефлексии, осознавания и адекватного выражения своих эмоций и чувств - создать условия для определения ценностных установок в различных значимых для подростков жизненных сферах. - создать условия для определения ценностных установок в различных значимых для подростков жизненных сферах. - помочь определить собственную нравственную позицию по отношению к тем или иным социальным, философским, этическим проблемам - помочь определить собственную нравственную позицию по отношению к тем или иным социальным, философским, этическим проблемам - создать условия для пролонгации выводов, сделанных относительно собственной жизненной позиции, решений, принятых в рамках психологической игры на реальное общение после программы, коррекция поведения сообразно осознанным стратегиям реализации значимых ценностей. - создать условия для пролонгации выводов, сделанных относительно собственной жизненной позиции, решений, принятых в рамках психологической игры на реальное общение после программы, коррекция поведения сообразно осознанным стратегиям реализации значимых ценностей. - проработка индивидуальных запросов - проработка индивидуальных запросов

1 этап. настрой. Внутри тренинговых групп минут 1 этап. настрой. Внутри тренинговых групп минут Основные задачи этапа: Основные задачи этапа: Актуализация вопроса ответственности перед совершением выбора, перед принятием решения (как глобальных решений морально-нравственного характера, так и практических – принимать или нет участие в происходящем, взять на себя ответственность или заявить о своей неготовности к этому). Актуализация вопроса ответственности перед совершением выбора, перед принятием решения (как глобальных решений морально-нравственного характера, так и практических – принимать или нет участие в происходящем, взять на себя ответственность или заявить о своей неготовности к этому). Самоанализ участников по поводу морально-ценностных ориентаций, принятия или непринятия ряда жизненных реалий Самоанализ участников по поводу морально-ценностных ориентаций, принятия или непринятия ряда жизненных реалий Самоанализ участников по поводу на каких основаниях и на основе Самоанализ участников по поводу на каких основаниях и на основе Анализ того, каким образом принимается решение, какие вопросы являются ключевыми для того, чтобы склонить человека в ту или иную сторону, насколько решение осознано, насколько человек готов идти в своем решении до конца. Анализ того, каким образом принимается решение, какие вопросы являются ключевыми для того, чтобы склонить человека в ту или иную сторону, насколько решение осознано, насколько человек готов идти в своем решении до конца. Важно проанализировать с группой, что такое выбор и как мы его делаем! Важно проанализировать с группой, что такое выбор и как мы его делаем! Настрой: Притча, работа с афоризмами, осмысление материала. Настрой: Притча, работа с афоризмами, осмысление материала. Ведущий рассказывает, что психологическая игра называется «перекресток». Вопрос к группе с чем это у вас это ассоциируется? Какие образы возникают? Как группа выходит на тему выбора, ведущий обозначает, что именно эта тема ключевая в данном мероприятии. Ведущий рассказывает, что психологическая игра называется «перекресток». Вопрос к группе с чем это у вас это ассоциируется? Какие образы возникают? Как группа выходит на тему выбора, ведущий обозначает, что именно эта тема ключевая в данном мероприятии.

Разогрев. Групповая дискуссия о том, каким образом участники принимают те или иные важные решения, были ли случаи, когда о решении приходилось жалеть, почему и так далее. Разогрев. Групповая дискуссия о том, каким образом участники принимают те или иные важные решения, были ли случаи, когда о решении приходилось жалеть, почему и так далее. Определение базовых ценностей. Определение базовых ценностей. Резюмируя содержание беседы о выборе, участники формулирую ряд ценностей, которые стремятся воплощать в своей жизни, которые кажутся наиболее значимыми, которым подчиняются наши жизненные выборы. Также формулируется ряд ценностей, которые кажутся участникам неприемлемыми по тем или иным причинам. Резюмируя содержание беседы о выборе, участники формулирую ряд ценностей, которые стремятся воплощать в своей жизни, которые кажутся наиболее значимыми, которым подчиняются наши жизненные выборы. Также формулируется ряд ценностей, которые кажутся участникам неприемлемыми по тем или иным причинам. Правила общей игры. Правила общей игры. Правила поведения на психологической игре: серьезное отношение к происходящему, активная позиция, тактичность, внимание к окружающим, отключенные мобильные телефоны и прочие гаджеты. Если участник не готов соблюдать те или иные правила, на его ответственности принятие решения о том, стоит ли ему участвовать в игре. Правила поведения на психологической игре: серьезное отношение к происходящему, активная позиция, тактичность, внимание к окружающим, отключенные мобильные телефоны и прочие гаджеты. Если участник не готов соблюдать те или иные правила, на его ответственности принятие решения о том, стоит ли ему участвовать в игре. Инструктаж. Инструктаж. Вашему вниманию будет представлены разные сложные жизненные ситуации, которые вам предстоит прожить вместе и каждому отдельно. В рамках данной психологической игры у вас будет возможность повлиять на судьбу героев этих историй и свою собственную, посмотреть, как может развиваться та или иная жизненная ситуация, исходя из того, какие ценности вы выберите и насколько ваш выбор будет согласованным и честным перед самим собой.. Вашему вниманию будет представлены разные сложные жизненные ситуации, которые вам предстоит прожить вместе и каждому отдельно. В рамках данной психологической игры у вас будет возможность повлиять на судьбу героев этих историй и свою собственную, посмотреть, как может развиваться та или иная жизненная ситуация, исходя из того, какие ценности вы выберите и насколько ваш выбор будет согласованным и честным перед самим собой..

2. Погружение в сюжетное и игровое пространство. 2. Погружение в сюжетное и игровое пространство. Перед входом в зал горят свечи и на полу разложены различные нарисованные дороги (прямые, извилистые, прерывающиеся и т.д.) Перед входом в зал горят свечи и на полу разложены различные нарисованные дороги (прямые, извилистые, прерывающиеся и т.д.) Общая настройка перед входом в зал. 5 минут. Общая настройка перед входом в зал. 5 минут. Смысл данного этапа в том, чтобы собрать внимание участников, еще раз разъяснить специфику БПИ, убедиться в готовности участников к ней, в том, что правила будут соблюдаться и так далее. Смысл данного этапа в том, чтобы собрать внимание участников, еще раз разъяснить специфику БПИ, убедиться в готовности участников к ней, в том, что правила будут соблюдаться и так далее. Вводная: Вводная: Сейчас, оказавшись в зале, вы попадете в некое новое пространство. Осмотритесь, попробуйте почувствовать, какое оно, какие мысли, эмоции навевают. Помните, что, возможно, вы своими решениями и поступками измените это пространство. Когда вы зайдете, увидите чистые листы бумаги – напишите о них пару слов о себе, о том, что вы приносите в это пространство, какие вы сейчас, в данный момент, почему вы здесь. Сейчас, оказавшись в зале, вы попадете в некое новое пространство. Осмотритесь, попробуйте почувствовать, какое оно, какие мысли, эмоции навевают. Помните, что, возможно, вы своими решениями и поступками измените это пространство. Когда вы зайдете, увидите чистые листы бумаги – напишите о них пару слов о себе, о том, что вы приносите в это пространство, какие вы сейчас, в данный момент, почему вы здесь. Участники, заходя в зал, попадают в некое новое пространство. Для того, чтобы заявить о себе они пишут пару слов (кто я такой, какие ценности я принес в это пространство). Участники, заходя в зал, попадают в некое новое пространство. Для того, чтобы заявить о себе они пишут пару слов (кто я такой, какие ценности я принес в это пространство). Зал оформлен: сцена подсвечивается софита и свечами, стоят на ней стул, имитация клетки. Свечи вокруг стула и горят, сидит человек на стуле спиной к участникам, как только про него заходит речь включается свет. Зал оформлен: сцена подсвечивается софита и свечами, стоят на ней стул, имитация клетки. Свечи вокруг стула и горят, сидит человек на стуле спиной к участникам, как только про него заходит речь включается свет. Стены оформлены газетами и лицами из журналов. Пространство разделено на 3 зоны. Стол со стульями и сцена, 2 комнаты. Стены оформлены газетами и лицами из журналов. Пространство разделено на 3 зоны. Стол со стульями и сцена, 2 комнаты.

3 этап. Начало игрового действия. Завязка. 3 этап. Начало игрового действия. Завязка. Слова ведущего про выбор и игровая инструкция– 5 мин. Слова ведущего про выбор и игровая инструкция– 5 мин. Ситуация. – «Кнопка». (Совместно с «Точкой Пси») Ситуация. – «Кнопка». (Совместно с «Точкой Пси») Представьте такую ситуацию: сейчас 21 век и мир становится все более опасным, растет преступность, жестокость, равнодушная, потребительская позиция людей. Государству с каждым днем все тяжелее заботиться о физическом и психологическом здоровье своих граждан, сохранять и беречь их жизнь. Каждый верит, что жизнь утопающих в руках самих утопающих. Группа неравнодушных людей изобретает удивительное устройство, которое призвано спасти мир и подарить людям счастье, но за это счастье есть своя цена – ответственность и т.д. Представьте такую ситуацию: сейчас 21 век и мир становится все более опасным, растет преступность, жестокость, равнодушная, потребительская позиция людей. Государству с каждым днем все тяжелее заботиться о физическом и психологическом здоровье своих граждан, сохранять и беречь их жизнь. Каждый верит, что жизнь утопающих в руках самих утопающих. Группа неравнодушных людей изобретает удивительное устройство, которое призвано спасти мир и подарить людям счастье, но за это счастье есть своя цена – ответственность и т.д. Изобретение представляет собой небольшой чип, похожий на кнопку, который вшивается навсегда человеку и его очень трудно извлечь. Эта кнопка обладает особыми свойствами, когда кто - то кому нужна помощь находиться от обладателя чипа на расстоянии 1 км. кнопка начинает пищать и чем ближе к источнику беды, она активизируется. Прекращает звучать она только тогда, когда человек больше не нуждается в помощи или он погиб. Где именно находится человек не понятно, но можно ориентировать на интенсивность звука. Эта кнопка может спасти вашу жизнь и жизнь ваших близких, но при этом может испортить вашу жизнь. утомить вас, постоянным действием и большой ответственностью. Изобретение представляет собой небольшой чип, похожий на кнопку, который вшивается навсегда человеку и его очень трудно извлечь. Эта кнопка обладает особыми свойствами, когда кто - то кому нужна помощь находиться от обладателя чипа на расстоянии 1 км. кнопка начинает пищать и чем ближе к источнику беды, она активизируется. Прекращает звучать она только тогда, когда человек больше не нуждается в помощи или он погиб. Где именно находится человек не понятно, но можно ориентировать на интенсивность звука. Эта кнопка может спасти вашу жизнь и жизнь ваших близких, но при этом может испортить вашу жизнь. утомить вас, постоянным действием и большой ответственностью. Чем больше кнопок, тем больше шансов на успех. Сейчас вам предстоит решить, хотите ли вы иметь такую кнопку? Чем больше кнопок, тем больше шансов на успех. Сейчас вам предстоит решить, хотите ли вы иметь такую кнопку? Принятие решения. Принятие решения.

Проживание последствий. Проживание последствий. Группу разводят на 2 части и с ними работает 2 ведущих. Им предлагается представить, после принятого ими решения, какой будет теперь их жизнь и мир вокруг них, их отношения со всеми. Группу разводят на 2 части и с ними работает 2 ведущих. Им предлагается представить, после принятого ими решения, какой будет теперь их жизнь и мир вокруг них, их отношения со всеми. Работа с теми, кто не выбрал кнопку. Работа с теми, кто не выбрал кнопку. Группу просят рассказать ваши чувства и эмоции исходя из выбора, далее ребята закрывают глаза, ведущий зачитывает новости про различные криминальные событие, случаи и т.д. Группу просят рассказать ваши чувства и эмоции исходя из выбора, далее ребята закрывают глаза, ведущий зачитывает новости про различные криминальные событие, случаи и т.д. Участникам рассказываются ситуации, в которых часть людей было спасено благодаря кнопки и часть погибло из за того, что в районе где была высокая преступность, и было мало кнопок погибли и пострадали люди. Участникам рассказываются ситуации, в которых часть людей было спасено благодаря кнопки и часть погибло из за того, что в районе где была высокая преступность, и было мало кнопок погибли и пострадали люди. Участникам раздается анкеты, где содержатся ситуации и вопросы на эту тему. Участникам раздается анкеты, где содержатся ситуации и вопросы на эту тему. Ребята представляю и анализируют. Ведущий приводит примеры, провоцирует на сомнения в выборе. Ребята представляю и анализируют. Ведущий приводит примеры, провоцирует на сомнения в выборе. Далее участники снова закрываю глаза. Далее участники снова закрываю глаза. Участникам дается прослушать стихотворение «чужая боль», песня «обернись.» Участникам дается прослушать стихотворение «чужая боль», песня «обернись.» Им еще раз предлагается все пережить это и подумать стоит ли? Им еще раз предлагается все пережить это и подумать стоит ли? После чего каждый должен окончательно решить и сообщить свое решение и обосновать. Далее перейти в другую директорию. После чего каждый должен окончательно решить и сообщить свое решение и обосновать. Далее перейти в другую директорию.

Работа с теми, кто выбрал кнопку. Работа с теми, кто выбрал кнопку. Группу просят рассказать ваши чувства и эмоции исходя из выбора, далее ребята закрывают глаза, включается звук кнопки, ведущий зачитывает новости про различные криминальные событие, случаи и т.д. Группу просят рассказать ваши чувства и эмоции исходя из выбора, далее ребята закрывают глаза, включается звук кнопки, ведущий зачитывает новости про различные криминальные событие, случаи и т.д. Далее группа получает анкеты, где содержатся вопросы про то какой их жизнь станет через 1 месяц, через полгода, через 2 года. Что будет во всех сферах их жизни. Далее группа получает анкеты, где содержатся вопросы про то какой их жизнь станет через 1 месяц, через полгода, через 2 года. Что будет во всех сферах их жизни. Ребята представляю и анализируют. Ведущий приводит примеры, провоцирует на сомнения в выборе. Ребята представляю и анализируют. Ведущий приводит примеры, провоцирует на сомнения в выборе. Далее участники снова закрываю глаза, и включается кнопка, им еще раз предлагается все пережить это и подумать стоит ли? Далее участники снова закрываю глаза, и включается кнопка, им еще раз предлагается все пережить это и подумать стоит ли? После чего каждый должен окончательно решить и сообщить свое решение и обосновать. Далее перейти в другую директорию. После чего каждый должен окончательно решить и сообщить свое решение и обосновать. Далее перейти в другую директорию. Ведущий благодарит за активное участие, резюмирует все что происходило и предлагает перейти в другое пространство, сесть за стол. Ведущий благодарит за активное участие, резюмирует все что происходило и предлагает перейти в другое пространство, сесть за стол. Переход ко второму этапу Переход ко второму этапу

2 ситуация. 2 ситуация. Сейчас вы становитесь группой присяжных, от которых зависит важнейшее судебное решение, которое возможно изменит мир. Это очень большая ответственность, которую доверили именно вам. Вам предстоит решить судьбу человеку, решить вопрос жизни и смерти. Сейчас вы становитесь группой присяжных, от которых зависит важнейшее судебное решение, которое возможно изменит мир. Это очень большая ответственность, которую доверили именно вам. Вам предстоит решить судьбу человеку, решить вопрос жизни и смерти. Перед вами очень опасный преступник, маньяк убийца, совершивший серию жестоких и зверских убийств, в том числе детей, женщин. Он убил давно, беспощадно и сейчас его вина доказана и ему грозит смертная казнь в том штате, где она разрешена. Парадокс в том, что в ходе содержания его под стражей и следственных действий выяснилось, что он обладает паранормальными способностями, которыми в мире никто не обладает, он способен лечить от рака даже в самых тяжелых случаях. Перед вами очень опасный преступник, маньяк убийца, совершивший серию жестоких и зверских убийств, в том числе детей, женщин. Он убил давно, беспощадно и сейчас его вина доказана и ему грозит смертная казнь в том штате, где она разрешена. Парадокс в том, что в ходе содержания его под стражей и следственных действий выяснилось, что он обладает паранормальными способностями, которыми в мире никто не обладает, он способен лечить от рака даже в самых тяжелых случаях. Сейчас нужно решить в виду особых обстоятельств, нести возмездие и подвергнуть его смерти или оставить жить в заключении, чтобы он возможно спасал людей, помог лучше изучить эту страшную болезнь 21 века. Есть риск, что он откажется это делать, но в тоже время это возможно. На его счету много убийств и близкие погибших ожидают возмездия, при этом многие замерли в надежде спастись от рака. Сейчас нужно решить в виду особых обстоятельств, нести возмездие и подвергнуть его смерти или оставить жить в заключении, чтобы он возможно спасал людей, помог лучше изучить эту страшную болезнь 21 века. Есть риск, что он откажется это делать, но в тоже время это возможно. На его счету много убийств и близкие погибших ожидают возмездия, при этом многие замерли в надежде спастись от рака. Решение можно принять 1 раз, если сейчас вы решите его оставить в живых это навсегда и наоборот. Решать вам. Решение можно принять 1 раз, если сейчас вы решите его оставить в живых это навсегда и наоборот. Решать вам.

Время на решение 20 минут, время пошло. Вам нужно принять единогласное решение, разница в голосах может быть не больше 4. Тогда решение будет принято, голосовать Вы должны письменно по одному. Время на решение 20 минут, время пошло. Вам нужно принять единогласное решение, разница в голосах может быть не больше 4. Тогда решение будет принято, голосовать Вы должны письменно по одному. Если решение не будет принято, то все начнется заново. Если решение не будет принято, то все начнется заново. Правила принятия решения: Правила принятия решения: Вы должны четко и аргументировано выражать свое мнение, приводить примеры и отстаивать свою позицию. Ответы тех кто, будет молчать или не будут выражать свое мнение засчитываться не будут и вам придется начинать все сначала. Вы должны четко и аргументировано выражать свое мнение, приводить примеры и отстаивать свою позицию. Ответы тех кто, будет молчать или не будут выражать свое мнение засчитываться не будут и вам придется начинать все сначала. Обосновывайте свое решение, просчитывая последствия не только для этого человека, но и для всего мира, всех людей, его близких и близких тех, кого он убил, всех на ком может отразиться ваше решение. Обосновывайте свое решение, просчитывая последствия не только для этого человека, но и для всего мира, всех людей, его близких и близких тех, кого он убил, всех на ком может отразиться ваше решение. После обсуждения вы должны написать ваше решение и положить его в урну. После обсуждения вы должны написать ваше решение и положить его в урну. Вынос решения, объявление результатов – кульминация и развязка. Вынос решения, объявление результатов – кульминация и развязка. По итогам решения преступника уводят. Выключается свет. По итогам решения преступника уводят. Выключается свет.

4 этап Завершение игры: 4 этап Завершение игры: Ведущий рассказывает про суть выбора: Ведущий рассказывает про суть выбора: Игра окончилась, но вопросы остались… Игра окончилась, но вопросы остались… Правда ли, что наш выбор действительно изменяет наш мир? Правда ли, что наш выбор действительно изменяет наш мир? Видеоряд Видеоряд Наша игра закончилась, но все что здесь происходило трудно назвать игрой, так как вы делали важнейшие жизненные выборы, принимали решения… Наша игра закончилась, но все что здесь происходило трудно назвать игрой, так как вы делали важнейшие жизненные выборы, принимали решения… Это уникальный опыт, который навсегда останется с вами, для того чтобы он принес вам успех и гармонию на вашем жизненном пути..обратитесь к самому себе в будущем… Это уникальный опыт, который навсегда останется с вами, для того чтобы он принес вам успех и гармонию на вашем жизненном пути..обратитесь к самому себе в будущем… Каждый участник пишет сам себе письмо о том, как ему следует по возвращении с программы претворить в реальную жизнь решения, которые он принял здесь, как реализовать ценности. Желающие могут озвучить. Каждый участник пишет сам себе письмо о том, как ему следует по возвращении с программы претворить в реальную жизнь решения, которые он принял здесь, как реализовать ценности. Желающие могут озвучить.

5 этап После игры : Деролинг и Отреагирование эмоций. 5 этап После игры : Деролинг и Отреагирование эмоций. Чувства из игры. Чувства из игры. Что я сейчас чувствую? Не оценка игры, не анализ, а чувства. Что я сейчас чувствую? Не оценка игры, не анализ, а чувства. Каким образом участники совершали выбор, на что ориентировались, как реализовывали свои ценности в развитии ситуаций Каким образом участники совершали выбор, на что ориентировались, как реализовывали свои ценности в развитии ситуаций Какие альтернативные ценности, взгляды на ситуацию показались неприемлемыми, какие вызвали положительные эмоции. Какие альтернативные ценности, взгляды на ситуацию показались неприемлемыми, какие вызвали положительные эмоции. Когда и как можно найти компромисс между противоречивыми ценностями, а когда это невозможно. Когда и как можно найти компромисс между противоречивыми ценностями, а когда это невозможно. Как нести ответственность за свои выборы и поступки, вопрос цены Как нести ответственность за свои выборы и поступки, вопрос цены Какие ситуации можно применить на реальные ситуации из собственной жизни, жизни знакомых, родных. Возможно, появилось какое-то новое видение, возможно, что-то переоценили. Каким образом можно что-то изменить к лучшему теперь. Какие ситуации можно применить на реальные ситуации из собственной жизни, жизни знакомых, родных. Возможно, появилось какое-то новое видение, возможно, что-то переоценили. Каким образом можно что-то изменить к лучшему теперь. Можно обсудить с группой ошибки при выборе жизненного пути, и как можно их избежать, что нужно делать. Можно обсудить с группой ошибки при выборе жизненного пути, и как можно их избежать, что нужно делать. Сегодня мы поговорим о том, как люди выбирают свой путь в жизни и какие ошибки они при этом делают. (10 ошибок) Сегодня мы поговорим о том, как люди выбирают свой путь в жизни и какие ошибки они при этом делают. (10 ошибок) Упражнение «Коробочка эмоций» или «холодная прорубь» Упражнение «Коробочка эмоций» или «холодная прорубь» Анализ и деятельность в последующие дни. Анализ и деятельность в последующие дни.

НАШ СЮЖЕТ:

Работа в 3 этапа: 1. Вспомнить нарратив из событийного опыта и источник получения, метафорическое выражение 1. Вспомнить нарратив из событийного опыта и источник получения, метафорическое выражение 2. Разбиться на 3 аудитории (1.подростки, 2. обучение специалистов образования, 3. бизнес и развитие компании, команды) 2. Разбиться на 3 аудитории (1.подростки, 2. обучение специалистов образования, 3. бизнес и развитие компании, команды) 3. Придумать нарратив под аудиторию, сюжетно-метафорическую идею воплощения в игре 3. Придумать нарратив под аудиторию, сюжетно-метафорическую идею воплощения в игре

О книге О книге «Большая психологическая игра или Игра НЕ в тренинге» (ИД «Питер», 2013) Глава 1. Мир, где оживают легенды. Теория БПИ Понятие БПИ и ее отличие от других типов игр Структура БПИ Требования в игровому пространству Требования к Мастеру игры Некоторые секреты проведения БПИ БПИ и психодрама Некоторые техники и приемы, используемые на разных этапах БПИ Некоторые секреты создания БПИ. Глава 2. Истории игровой жизни Игра-драма, построенная на ситуации выбора «Темная башня» (15+) Игра-драма для топ-менеджеров «Темная башня» (бизнес-модификация) Игра-проживание «От любви до ненависти и обратно» (18+) Социальная игра в формате социопсиходрамы «Город или Я хочу тебе сказать» (14 – 21) Игра-драма «Перекресток» (14-21) Игра-драма «Перекресток» (14-21) Игра-проживание «Когда деревья были большими» (14+) Игровые оболочки для тренингов.

Искусство Тренинга УСПЕХОВ ВАМ!!! УСПЕХОВ ВАМ!!!