Дуальное образование в России – развитие, проблемы, решения ФГБОУ ВО «Кемеровский технологический институт пищевой промышленности (университет)»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
О перспективах развития ведущих университетов Директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования Министерства образования и науки.
Advertisements

Файзулина Ирина Эдуардовна, начальник отдела профессионального образования и науки управления образования и науки Тамбовской области Тамбов
1 Проект ID «Академия фармацевтической и биотехнологической промышленности» Проект соответствует качественным и количественным критериям отбора.
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ РАБОЧИХ КАДРОВ И ФОРМИРОВАНИЯ ПРИКЛАДНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ: КОМПЛЕКС МЕР Департамент государственной политики в сфере.
Инновации в образовании: направления и результаты проектирования участников сети федеральных инновационных площадок (проблемный анализ на материалах отчетов.
Основные направления развития профессионального образования в Российской Федерации и Республике Карелия Калева В.Г., начальник Управления развития образования.
1 Кульмач Е.Г. заместитель директора департамента образования и науки Костромской области О реализации государственной политики в сфере профессионального.
Основные направления развития профессионального образования Российской Федерации (модернизация системы профобразования)
Краевая экспериментальная площадка. Разработка и апробация модели сетевого взаимодействия ГОУ СПО «Читинский политехнический колледж» с образовательными.
«В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя» К.Д.Ушинский.
Всероссийская конференция работников дополнительного образования детей Министерство образования и науки Российской Федерации совместно с Общероссийским.
Оптимизация подготовки специалистов в области спутниковых систем связи и навигации ГБОУ СПО Техникум машиностроения 25
Проект «Развитие социального партнерства» ЦИВИЛЬСК 2011 РЕСПУБЛИКАНСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
О состоянии и перспективах развития системы профессионального образования Архангельской области Министерство образования и науки Архангельской области.
Реализация экспериментального исследования «Формирование инновационной практико – ориентированной среды на основе образовательного аутсорсинга» ГБОУ СПО.
«Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования в Иркутской области»
СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В СПО КАК УСЛОВИЕ ОПТИМИЗАЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ Гудырева Людмила Николаевна, к.п.н., ГПОУ «КРАПТ»
Развитие системы профессионального образования Ростовской области Министерство общего и профессионального образования Ростовской области Отдел профессионального.
О создании базового центра профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификаций рабочих кадров (Совещание 19 марта 2013 г.)
Министерство регионального развития Российской Федерации О подготовке кадров в отраслях строительства и жилищно-коммунального хозяйства г. Санкт-Петербург.
Транксрипт:

Дуальное образование в России – развитие, проблемы, решения ФГБОУ ВО «Кемеровский технологический институт пищевой промышленности (университет)»

Вузы (колледжи) – теоретическая подготовка в ОУ; Предприятия (бизнес) – практическая подготовка на рабочем месте. «Создать в России к 2020 году 25 млн. высокопроизводительных рабочих мест» (Из указа Президента РФ от 7 мая 2012 года)

Дуальное обучение в ФРГ введено в строгие законодательные рамки и осуществляется с помощью торгово- промышленных и ремесленных палат. Из 3,6 млн. предприятий Германии в программе профессионального обучения задействованы 500 тыс., причем более половины характеризуются как мелкие и средние. Сумма инвестиций частного бизнеса составляет более 23 млрд. евро ежегодно.

Координировать внедрение дуального образования в России поручено Агентству стратегических инициатив (АСИ), учрежденному правительством РФ в 2011 г. (

Победителями конкурса в 2013 г. среди 23 российских регионов, желающих участвовать в пилотном проекте по внедрению дуальной модели в систему среднего профессионального образования. стали Калужская, Ульяновская, Ярославская области, а также Пермский и Красноярский края

Инновационные площадки : в Ульяновской области - техникум приборостроения, авиационный и технический колледжи; в Красноярском и Пермском краях - колледжи, связанные с машиностроительной отраслью; в Калужской области – с предприятиями автомобильной промышленности; в Ярославской – фармацевтической и двигателестроения.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 июля 2013 г. N 611 г. Москва "Об утверждении Порядка формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в системе образования» «Основными направлениями деятельности инновационных площадок являются: разработка, апробация и (или) внедрение: новых элементов содержания образования и систем воспитания, новых педагогических технологий, учебно- методических и учебно-лабораторных комплексов, форм, методов и средств обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе с использованием ресурсов негосударственного сектора»

23 июня 2014 года подписан Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации 780, в котором утвержден перечень федеральных инновационных площадок по направлению «Внедрение элементов дуального обучения в образовательный процесс» на уч. годы. (в перечень инновационных площадок вошли 59 образовательных организаций РФ) На сегодняшний день 167 организациям высшего, среднего профессионального и общего среднего образования РФ присвоен статус федеральных инновационных площадок. (

Наименование проекта КемТИПП: «Разработка и внедрение системы моделей для подготовки и переподготовки высококвалифицированных специалистов, ориентированных на реальный сектор пищевой и биотехнологической промышленности».

Основные пункты «Дорожной карты»: 1. Разработка модели непрерывного профессионального образования в области пищевой и биотехнологической промышленности на основе компетентностного подхода 2. Разработка кластерной модели модернизации системы профессионального образования на основе сетевого взаимодействия вузов и представителей бизнеса 3. Разработка образовательных программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов с использованием зарубежного опыта и на площадках зарубежных партнеров вуза 4. Создание и организация инжинирингового центра – демонстрационной площадки научно-исследовательских и технических достижений; – лаборатории инновационного прототипирования в области биотехнологий; – системы интерактивного консультирования в сфере пищевой и биотехнологической промышленности; – профильно-специализированных научно-исследовательских лабораторий

Прикладной бакалавриат 49 участников эксперимента (16 вузов и 33 ГОУ СПО) в годах Выводы по итогам эксперимента: 1. Основная сущностная характеристика прикладного бакалавриата – модернизация взаимоотношений с предприятием-партнером (специально разработанные договорные отношения, гибкие графики учебно-производственного процесса, профессиональные модули в ООП, базовые кафедры на предприятиях и др.)

2. Пересмотр организации и реализации системы практик в рамках ООП (увеличение фонда времени, отводимого на практику бакалавра, расширение спектра практик, разработка содержания практики совместно с предприятием-партнером, концентрированное профессионально- ориентированное обучение и др.) 3. Организация новой технологии образовательного процесса (обучение в производственных условиях, концентрированное обучение, специализированная тематика дипломного проектирования)

4. Наиболее эффективно программа прикладного бакалавриата может быть реализована в условиях сетевой формы реализации образовательной программы с партнерскими профессиональными образовательными организациями (СПО), обладающими: - мощной собственной материально-технической базой (включая оснащенные современным оборудованием мастерские и лаборатории, учебные полигоны и площадки на предприятиях); - отточенной системой связей с работодателями; - сильным кадровым ресурсом; - развитой инфраструктурой.

КОНЦЕПЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НА ГОДЫ Анализ состояния образования в России к концу 2014 года Прогноз развития в рамках программно- целевого подхода Целевые показатели (индикаторы) развития образования Выделяемые средства на программу 29 декабря 2014 г. N 2765-р

Проблемные зоны системы образования: 1) повышение требований к педагогическим кадрам в связи с принятием профессиональных стандартов 2)дисбаланс между потребностью сферы образования в указанных педагогических работниках и реальной возможностью их подготовки и привлечения к педагогической деятельности 3) нехватка объектов социальной и инфраструктурной направленности для повышения конкурентоспособности российского образования 4) отсутствие механизмов и моделей взаимодействия в государственно-частном партнерстве сферы образования, бизнес-сообществах и образовательных организациях

«…Минобрнауки России предпринимаются меры по анализу деятельности и модернизации сети образовательных организаций высшего образования, в связи с чем будет существенным образом обновлена сеть вузов, не вошедших в число федеральных и национальных исследовательских университетов. Предполагается скорректировать типологию и структуру вузовской сети в целом с оптимизацией количества филиалов вузов в сторону их сокращения (сокращение филиалов до 80 процентов). Будет сокращено общее число вузов (до 40 процентов) при условии увеличения численности студентов, получающих качественное высшее образование с использованием современного лабораторного оборудования в федеральных и национальных исследовательских университетах…»

«…Для профессиональной школы характерен ряд проблем, без преодоления которых будет серьезным образом затруднено ее инновационное развитие. Одной из таких проблем является противоречие между ростом потребности в специалистах и отсутствием объективного прогноза такой потребности по отраслям экономики, нерациональное использование специалистов со средним профессиональным образованием, в том числе по причине отсутствия действенных механизмов и моделей трудоустройства, последующего сопровождения и мониторинга карьеры выпускников, низкая стоимость труда молодого специалиста. В случае дальнейшего развития сложившейся проблемной ситуации в системе российского образования без организации программного воздействия на проблемные моменты стагнация образования приобретет ярко выраженный характер...»

Базовое значение (2015 год) 2016 год 2017 год 2018 год 2019 год Конечное значение (2020 год) Доля студентов профессиональных образовательных организаций, обучающихся по образовательным программам, в реализации которых участвуют работодатели (включая организацию учебной и производственной практики, предоставление оборудования и материалов, участие в разработке образовательных программ и оценке результатов их освоения, проведении учебных занятий), в общей численности студентов профессиональных образовательных организаций 80,4% ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ (ИНДИКАТОРЫ)

Доля образовательных организаций высшего образования и профессиональных образовательных организаций, в которых реализованы основные требования Болонского и Туринского процессов соответственно, в общем количестве образовательных организаций высшего образования Базовое значение (2015 год) 2016 год 2017 год 2018 год 2019 год Конечное значение (2020 год) 10 % ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ (ИНДИКАТОРЫ)

В результате реализации мероприятий Программы предполагается обеспечить следующие социально-экономические эффекты: 1) повышение конкурентоспособности российского образования, качества человеческого капитала, 2) обеспечение потребностей развивающейся экономики в квалифицированных кадрах и повышение эффективности их использования; Общий объем финансирования программы – 183 млрд. 579 млн. 704 тыс. рублей (в ценах соответствующих лет)

Идеальная модель работодатели и их ассоциации, торгово-промышленные палаты; профсоюзы; образовательные организации; Минобрнауки, Минтруда и социального развития России; обучающиеся

Ассоциации работодателей, торгово- промышленные палаты разрабатывают примерные образовательные программы; профессиональные стандарты, дают разрешение предприятиям на обучение на основе оценки условий обучения, созданных на предприятии, формируют структуру контрольных цифр приема. Работодатели отвечают за подготовку студентов на рабочих местах под руководством наставников, определяют список новых профессий

Минобрнауки России определяет заказ на разработку образовательных программ и обучение наставников, разрабатывает требования (стандарт) преподавателя-наставника Минтруда и социального развития рассматривает вопрос о разработке облегченного трудового договора между предприятием и обучающимся Образовательные организации – реализуют программы базового и профессионального образования Профсоюзы принимают участие в утверждении образовательных программ и профессиональных стандартов

Аргументы «за» и «против» в мотивации предприятий участвовать в организации обучения: «за» - стабильное развитие квалифицированных кадров; - гарантии долгосрочной перспективы успешности компании; - имидж предприятия; «против» 80% финансирования от предприятий

В настоящее время в образовательный процесс внедряются: - новая методология ФГОС с учетом формирующегося набора профстандартов; - расширение вариативной, практико- ориентированной части профессиональных образовательных программ; - возможность для пользователей программ получения и сертификации нескольких квалификаций; - акцент в образовательных программах не на квалификации, а на компетенции.

Для успешного внедрения дуального образования в России необходимы: - мотивация работодателей к диалогу с системой образования; - формирование новой культуры их взаимодействия; - активное привлечение работодателей на всех этапах разработки образовательных программ; - совершенствование налогового кодекса; - разработка нормативно-правовой базы дуального образования

Спасибо за внимание