Дидактический материал по русскому языку для учащихся 5-х классов.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Готовимся к промежуточной аттестации 5 класс. Задания по разделу «Фонетика. Графика. Орфография» 1. Найдите правильный ответ фонетического разбора слова.
Advertisements

РАБОТА НАД ОШИБКАМИ. ПАМЯТКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. Орфография 1. Большая буква в начале предложения. Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши еще.
Р АБОТА НАД ОШИБКАМИ. ПАМЯТКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. Орфография 1. Большая буква в начале предложения. Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши еще.
«Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах» 1. Пути совершенствования орфографической подготовки младших школьников. 2. Формирование.
Словарная работа (русский язык) Традиционная методическая схема решения данной дидактической задачи: учитель знакомит детей с новым словом (письменное.
Сочинение- рассуждение на лингвистическую тему в 9 классе.
ПРАВОПИСАНИЕ ПРОВЕРЯЕМЫХ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА
Обучение младших школьников работе со словарями синонимов и антонимов на уроках написания изложения и сочинения.
Лексика и фразеология. Выполнила: учитель русского языка и литературы Базаркина Н.А.
Формирование орфографической зоркости у младших школьников приложение.
Русский язык начальные классы Работа над ошибками (памятка)
Урок русского языка С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ в 3Б классе МБОУ СОШ 1 МО «г. Десногорск» Смоленской области Учитель:
ОРФОГРАММА. ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРИЗНАК ОРФОГРАММЫ. УСЛОВИЯ ВЫБОРА ОРФОГРАММЫ РУССКИЙ ЯЗЫК, 5 КЛАСС, Ч. 1 урок 7 © Баласс, 2012.
МБОУ « Родинская средняя общеобразовательная школа 2» Электронное пособие по русскому языку «РАБОТА НАД ОШИБКАМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ» Автор : Белоус Дина.
Фонетика Сколько гласных звуков? Сколько гласных звуков? Сколько букв в слове «степь» ? Сколько букв в слове «степь» ? Назовите только твёрдые согласные.
Организация педагогической помощи учащимся с заниженной мотивацией к учению.
Четвертое марта Работа над ошибками в форме ГИА Булычева Я.С.
Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка по развивающей системе Л.В.Занкова.
Цель: развить навыки правописания безударных личных окончаний в глаголах; познакомить учащихся с разноспрягаемыми и особо спрягаемыми глаголами; рассмотреть.
Диагностическая работа с электронным приложением к учебнику «Русский язык» Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной. 3 класс учитель начальных классов.
Транксрипт:

Дидактический материал по русскому языку для учащихся 5-х классов

Памятка Требования к разноуровневым заданиям 1. Воспитательное значение, его идейно – воспитательный потенциал. 2. Учебная цель. 3. Какие элементы лингвистического образования имеются в виду. 4. Необходимо ли это задание. 5. Почему выбрано именно такое содержание задания, интересно ли оно. 6. Сможет ли учащийся самостоятельно выполнить данное задание или ему необходима помощь учителя или консультанта – ученика. 7. Место задания в учебном процессе (изучение нового, его закрепление, повторение, контроль знаний), как задание связано с предыдущей и последующей работой учащегося. 8. Соотношение задания со школьным учебником. 9. Что дает работа над заданием, циклом заданий для совершенствования практической подготовки учащихся.

Пояснялка Ответьте честно: «Вы играли в детстве в прятки?». Действительно, кто же не играл?! А как вы считались перед игрой? «На золотом крыльце сидели…»? Это уже давно не актуально! Сегодняшние ребятишки произносят совсем другие слова. Если ваши ученики не знакомы с современными считалками (сочинила их Н. Стожкова), то самое время их просветить. А если серьезно, то тексты диктантов – считалок невелики по объему, оригинальны, в них встречаются все части речи, следовательно, их можно использовать на уроках систематизации и обобщения изученного. Более того, они легко запоминаются. Разве плохо, что ваши любимые ученики будут с нетерпением ждать очередной такой диктант, потому что захотят «поразить» своих друзей новой считалкой? И заставлять учить не надо, что не так часто случается в школьной жизни. Не забудьте обратить внимание на правописание и значение слово «считалка».

Узелок на память Считалка (разг.). В детских играх: произносимый напев стишок, которым сопровождается распределение участников игры. // уменьшительно – считалочка. Учитель перед диктантом заранее укрепляет на каждом столе с помощью скотча специальные таблички размером. 4 см 4 см, например, или 5 см 5 см, на которых изображены различные фигурки. А на передней стенке вывешивается плакат с пояснением к табличкам. Учитель медленно диктует текст, напомнив, что он стихотворный. После записи диктанта ученики выполняют разноуровневые задания в соответствии с выбранной табличкой. Если у вас есть возможность, то этот же диктант можно провести в форме иллюстрированного диктанта.

Тексты диктантов-считалок с разноуровневыми заданиями Космическая Космическая Космическая Пиратская Королевская Королевская Королевская Первобытная Первобытная Первобытная Первобытная Кошачья Шпионская Шпионская Шпионская Литература Литература Литература

Космическая Если очень захотеть, Можно в космос полететь, Пять - четыре - Руки шире ! Четыре – три - Вверх смотри! Три – два - Тянись, как трава ! Два - один - Рев турбин, - Пуск, ура! Стартуй со двора ! 1 уровень 1 уровень 2 уровень 2 уровень 3 уровень 3 уровень Задание по стилистике Задание по стилистике

Задание 1-го уровня Подчеркните все глаголы как члены предложения. Подчеркните все глаголы как члены предложения. Сверху укажите наклонение. Сверху укажите наклонение.

Задание 2-го уровня Подчеркните все глаголы как члены предложения, сделайте морфемный разбор двух первых глаголов. Подчеркните все глаголы как члены предложения, сделайте морфемный разбор двух первых глаголов. Подберите синонимы к ним. Подберите синонимы к ним.

Задание 3-го уровня Выпишите все глаголы в два столбика : Выпишите все глаголы в два столбика : а) глаголы первого спряжения; а) глаголы первого спряжения; б) глаголы второго спряжения. б) глаголы второго спряжения. Найдите и укажите среди них такой глагол, в котором приставка имеет значение начало действия. Составьте с этим глаголом словосочетание. Найдите и укажите среди них такой глагол, в котором приставка имеет значение начало действия. Составьте с этим глаголом словосочетание.

Задание по стилистике Выпишите из текста все космические слова и продолжите ряд своими примерами. Выпишите из словаря значение слова турбина.

Пиратская Наш отважный экипаж Взял корабль на абордаж, Раз – пират, Два – мушкет, Три-огромный пистолет. А четыре –попугай. Кто не с нами – убегай ! 1 уровень 1 уровень 2 уровень 2 уровень 3 уровень 3 уровень Задание по стилистике Задание по стилистике

Задание 1-го уровня Выпишите из первого предложения два словосочетания. Выпишите из первого предложения два словосочетания. Выпишите из словаря значение слова абордаж. Выпишите из словаря значение слова абордаж.

Задание 2-го уровня Выпишите все возможные словосочетания из первого предложения, обозначьте в них главное слово и надпишите смысловой вопрос. Выпишите все возможные словосочетания из первого предложения, обозначьте в них главное слово и надпишите смысловой вопрос. Как вы понимаете выражение взять на абордаж? Как вы понимаете выражение взять на абордаж?

Задание 3-го уровня Задание 3-го уровня Сделайте синтаксический разбор любого словосочетания из первого предложения. Сделайте синтаксический разбор любого словосочетания из первого предложения. Выпишите из словаря значение слова мушкет. Выпишите из словаря значение слова мушкет.

Задание по стилистике Назовите произведение зарубежного писателя, в котором герой –подросток по имени Джон попадает на остров в вместе с пиратами.

Королевская Жить непросто королям, Если денег «по нулям». Чтоб настала благодать, Надо что –нибудь продать. Раз – корону, Два – дворец, Три – соленый огурец. Наш король сердит, беда, Разбегайтесь кто куда? 1111 у у у у рр ооо вввв ее инн ьььь 2222 у у у у рр ооо вввв ее инн ьььь 3333 у у у у рр ооо вввв ее инн ьььь ЗЗЗЗ аапа ддт аапа инн ии ее п п п п ооо с с с с тттт ии лол ии сс тттт ии как ее

Задание 1-го уровня Подчеркните слова с сомнительной гласной в корне. Подчеркните слова с сомнительной гласной в корне. Объясните значение слова благодать. Объясните значение слова благодать.

Задание 2-го уровня Обозначьте графически орфограмму «Безударный гласный в корне, проверяемый ударением». Обозначьте графически орфограмму «Безударный гласный в корне, проверяемый ударением». Объясните значение слова корона и составьте с ним словосочетание. Объясните значение слова корона и составьте с ним словосочетание.

Задание 3-го уровня Обозначьте графически орфограммы: Обозначьте графически орфограммы: а) «безударный гласный в корне, проверяемый ударением»; а) «безударный гласный в корне, проверяемый ударением»; б) «безударный гласный в корне, не проверяемый ударением». б) «безударный гласный в корне, не проверяемый ударением». Подберите синонимы к слову король. Подберите синонимы к слову король.

Задание по стилистике Вопрос –шутка. Вопрос –шутка. Вспомните песенку А. Пугачевой Король Луи. Вспомните песенку А. Пугачевой Король Луи.

Первобытная Охотники в пещере Подсели раз к огню И вспомнили, как зверя Загнали в западню. Хобот- раз, бивень- два, Оказался он у рва. Стрелы – три, копьё – четыре. В первобытном трудно мире! Хочешь жить среди зверей – Надо бегать побыстрей. 1 уровень 1 уровень 2 уровень 2 уровень 3 уровень 3 уровень

Задание 1 – го уровня Выпишите из текста слова оказался, зверь, копьё; обозначьте в них орфограмму «Безударный гласный в корне», рядом запишите проверочные слова. Выпишите слово, соответствующее схеме Выпишите из текста слова оказался, зверь, копьё; обозначьте в них орфограмму «Безударный гласный в корне», рядом запишите проверочные слова. Выпишите слово, соответствующее схеме

Задание 2 –го уровня Выпишите все глаголы, подберите к каждому видовую пару, в скобках рядом укажите их неопределённую форму и спряжение. Выпишите все глаголы, подберите к каждому видовую пару, в скобках рядом укажите их неопределённую форму и спряжение. Составьте со словом западня сложное предложение, предварительно уточнив в словаре его значение. Составьте со словом западня сложное предложение, предварительно уточнив в словаре его значение.

Задание 3 – го уровня Выпишите все существительные в три столбика в соответствии с их склонением. Выпишите все существительные в три столбика в соответствии с их склонением. Выпишите слова с приставками первой группы (пишутся всегда одинаково). Рядом с каждым словом напишите своё с аналогичной приставкой. Выпишите слова с приставками первой группы (пишутся всегда одинаково). Рядом с каждым словом напишите своё с аналогичной приставкой.

Кошачья Раз – два – три – четыре, Мыши прячутся в квартире. Шорох тут и шорох там, Словно ходят по пятам. Надо кошке съесть сметаны И открыть свои «карманы». В них десятка два ножей На мышиных сторожей. Наступает в доме ночь – Убегайте, мыши, прочь! 1 уровень 1 уровень 2 уровень 2 уровень 3 уровень 3 уровень

Задание 1-го уровня Напишите над каждым существительным падеж. Подчеркните основу в третьем предложении. Напишите над каждым существительным падеж. Подчеркните основу в третьем предложении.

Задание 2-го уровня Выделите окончание во всех существительных и укажите сверху падеж. Выделите окончание во всех существительных и укажите сверху падеж. Сделайте синтаксический разбор третьего предложения. Сделайте синтаксический разбор третьего предложения.

Задание 3-го уровня Выпишите в столбик существительные в соответствии с их склонением. Будете ли вы выписывать слово десятка? Аргументируйте ответ. Выпишите в столбик существительные в соответствии с их склонением. Будете ли вы выписывать слово десятка? Аргументируйте ответ. Объясните, почему в последнем предложении слово мыши выделено с обеих сторон запятыми? Объясните, почему в последнем предложении слово мыши выделено с обеих сторон запятыми? Какие изобразительно – выразительные средства используются в этой считалке? Какие изобразительно – выразительные средства используются в этой считалке?

Шпионская Все правители шпиона Объявляют вне закона. Он в чужой стране живет И секреты узнает. Раз – записка, два – тайник, два – тайник, Три – бородка и парик. А четыре – кто шпион, Из игры выходит вон! 1 уровень 1 уровень 2 уровень 2 уровень 3 уровень 3 уровень

Задание 1-го уровня Объясните правописание корней выделенных слов. Разберите по составу первые два выделенных слова, подобрав к каждому однокоренные. Объясните правописание корней выделенных слов. Разберите по составу первые два выделенных слова, подобрав к каждому однокоренные.

Задание 2-го уровня Выпишите из текста вначале слова с орфограммой «Безударный гласный в корне, проверяемый ударением», а затем с орфограммой «Безударный гласный в корне слова, не проверяемый ударением». Выпишите из текста вначале слова с орфограммой «Безударный гласный в корне, проверяемый ударением», а затем с орфограммой «Безударный гласный в корне слова, не проверяемый ударением». Напишите как можно больше словосочетаний со словом секрет с учетом его различных значений. В случае затруднения воспользуйтесь словарем. Напишите как можно больше словосочетаний со словом секрет с учетом его различных значений. В случае затруднения воспользуйтесь словарем.

Задание 3-го уровня Сделайте транскрипцию слов раз и бородка, рядом напишите такие формы слов, в которых сомнительный согласный находился бы в сильной позиции. Сделайте транскрипцию слов раз и бородка, рядом напишите такие формы слов, в которых сомнительный согласный находился бы в сильной позиции. Выпишите слова иностранного происхождения, объясните их значение. В случае необходимости воспользуйтесь словарем. Выпишите слова иностранного происхождения, объясните их значение. В случае необходимости воспользуйтесь словарем. Составьте со словом секрет такие словосочетания, которые бы иллюстрировали его многозначность. Составьте со словом секрет такие словосочетания, которые бы иллюстрировали его многозначность.

Дружеское предупреждение А что если наступит момент, когда тексты современных считалок закончатся? Тогда, уважаемые коллеги, есть три выхода. Первый: вспомнить старые добрые считалки, как говорится, из бабушкиного сундука. Второе: взять старые, известные всем тексты считалок и осовременить их, придумав неожиданную концовку. И третий: создать свои собственные на конкурсной основе или по очереди (кому как нравится) да еще победителю титул присвоить «Король считалок» или «Королева считалок».

Литература: 1)Нормативно –методические материалы:Критерии педагогической ценности разноуровневых заданий. 1)Нормативно –методические материалы:Критерии педагогической ценности разноуровневых заданий. В.В.Васильева, Г.Н. Пищева В.В.Васильева, Г.Н. Пищева Разноуровневые задания по русскому языку 5-й класс. Разноуровневые задания по русскому языку 5-й класс.