РЕАЛИЗАЦИЯ ФГОС В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ Вера Викторовна Николина проректор по социально-образовательной деятельности и сетевому сотрудничеству доктор.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Семинар ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Advertisements

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования.
Стандарт – социальная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством СЕМЬЯ Личностная успешность Социальная успешность Профессиональная.
Программа по предмету в соответствии с требованиями ФГОС ООО ГМО учителей технологии.
ФГОС Приоритеты и ориентиры начального общего образования современной школы Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ5Н.Л.Дьяченкова г.Пыть-Ях.
ФГОС: что нового? ФГОС: что нового? ФГОС ориентирован на ЛИЧНОСТЬ ГОСУДАРСТВО ОБЩЕСТВО.
Тарханова Ирина Юрьевна кандидат педагогических наук доцент.
Примерная основная образовательная программа начального общего образования.
Психологические феномены стандарта. личностные характеристики выпускника (портрет выпускника НОО, ООО, СОО) Федеральный государственный образовательный.
РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ.
Тест-опросник к ФГОС НОО 1. Сайт МБОУ ДПОС ЦОРО educoroang.ru 2.
Единичный проект модернизации образовательной системы основной ступени Проблемно-ориентированный анализ образовательных целей освоения обучающимися основной.
СОБРАНИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым.
«Планируемые результаты освоения ООП НОО» Копотева Г.Л.
Тарханова Ирина Юрьевна кандидат педагогических наук доцент
Особенности деятельности педагога в условиях реализации ФГОС НОО.
( разработаны Российской академией образования по поручению Министерства образования и науки Российской Федерации )
Национальная инициатива «Наша новая школа » основные направления развития общего образования Переход на новые образовательные стандарты 2. Развитие.
Автор: Коновалова Е.Н., заместитель директора по УВР МБОУ СОШ 5 п.Печенга Стандарты второго поколения второго поколения.
Психологические особенности подросткового возраста.
Транксрипт:

РЕАЛИЗАЦИЯ ФГОС В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ Вера Викторовна Николина проректор по социально-образовательной деятельности и сетевому сотрудничеству доктор педагогических наук, профессор Нижний Новгород, 2012

2 В жизни нет ничего лучше собственного опыта Вальтер Скотт

Мы имеет дело с изменяющимся человеком в изменяющемся мире. Изменение, а не стабильность являются нормой. А.Роджерс 3

Образование нас предает: мир так быстро меняется, а системы образования так косны и инертны, будто, попав в ловушку времени, они продолжают обслуживать прошедшие эпохи Г.Драйден Д.Восс 4

Мои ученики будут узнавать новое не от меня, они будут открывать новое сами. Моя главная задача – помочь им раскрыться, развить свои идеи Г.Песталоцци 5

Сегодня надо категорически отказаться от догоняющей модели образования, которая была свойственна России начала х годов, и использовать опережающие модели образования, придерживаясь тех стратегических ориентиров, которые ставят перед собой общество и государство А.М.Кондаков 6

7 Динамические изменения, происходящие в мире и в России, построение постиндустриального общества, определяют ориентацию всех сфер жизнедеятельности человека на инновационное развитие. В инновационном сценарии развития России образованию отведена особая роль – роль движущей силы системных изменений в экономике, обществе, культуре.

8 Модернизация отечественного образования предопределила смену образовательной парадигмы, типа социальности личности, опирающейся на новые ментальные и культурные установки

9 Современная экономика требует творческих личностей, умеющих делать выбор, находить варианты принятия решений, самостоятельно решать проблемы

Черты человека постиндустриального общества: 10 - готовность и умение непрерывно учиться; - способность к логическому, аналитическому, критическому и конструктивному мышлению; - способность к поиску новых знаний, принятия нестандартных решений; - умение общения и сотрудничества (защита от манипуляций, умение разрешения конфликтов), выстраивание безопасных отношений; - способность к ответственным решениям; - точность и продуктивность в выполнении задач и способность к сосредоточению; - готовность к признанию свободы, толерантность; - сознательное личное участие в общественной жизни и ответственность за себя, семью, коллектив, страну, мир (самоуправление, демократизация); - физическая и психическая выдержка, умение отдыхать, здоровье.

На реализацию опережающего образования должен ориентироваться современный учитель 11

12 ФГОС реализуется на практике как совокупность отдельных согласованных между собой по целям, содержанию и промежуточным результатам регламентаций, представляющих собой систему требований, осуществление образовательного процесса на начальной, основной и средней (полной) ступенях школы

В основе построения содержания федерального государственного образовательного стандарта общего образования лежит системно- деятельностный (компетентностный) подход, который предполагает: 13 - формирование и развитие в ходе образовательного процесса качеств личности, отвечающих потребностям знаниевого общества, инновационной экономики, демократического строя и многонационального, поликультурного и поли конфессионального российского общества; - постоянную внутреннюю мотивацию к учению, умение общаться, социальную мобильность, чувство ответственности и личностной перспективы. эмоциональную развитость, стремление к познанию, диалогичность с другими культурами, лояльность по отношению к государству, рефлексивность, критическое мышление, социальный оптимизм; - обучение учащихся самостоятельному конструированию своего знания, необходимого для решения возникающих перед ними задач, способности объединять различные элементы знаний в нужные знаниевые комбинации, а затем и новое знание; - общекультурное и личностное развитие учащихся, в том числе за счет реализации программы формирования универсальных учебных действий, не только обеспечивающих успешное усвоение содержания общего образования, но и создающих функциональный базис для непрерывного самообразования и профессиональной деятельности; - понимание актуального для современного российского общества ценностно- нравственного значения образования.

Основные функции федерального государственного образовательного стандарта общего образования: 14 - формирование российской (гражданской) идентичности как основы развития гражданского общества; - обеспечение права на полноценное образование, права на обучение на родном языке, т.е. реализация через стандарты гарантированных Конституцией Российской Федерации для каждого гражданина «равных возможностей» «получения качественного образования», т.е. уровня образования, формирующего необходимую основу для полноценного развития личности и продолжения образования на протяжении всей жизни; - обеспечение единства образовательного пространства страны, которое в условиях многообразия образовательных систем требует наличия единого механизма регулирования, призванного стабилизировать систему образования в стране; - обеспечение сочетаемости. сопоставимости российской и передовых зарубежных систем общего образования;

Основные функции федерального государственного образовательного стандарта общего образования (2): 15 - гуманизация образования и всей школьной деятельности, в том числе через развитие культуры образовательной среды школы, широкую академическую автономию учителей и школ, имеющих право на формирование своего дополнительного предложения объема и качества услуг, опирающихся на их творческий потенциал, особенности национальной культуры, потребности и ожидания субъектов образовательной деятельности; - обеспечение преемственности основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования; - критериально-оценочная функция, которая проистекает из сущности стандарта как рамочных условий для развития системы образования.

Сравнение стандартов первого и второго поколения: 16 Критерии сравнения Стандарты первого поколения Стандарты второго поколения Цели обучения Усвоение знаний Формирование универсальных учебных действий Содержание образования Ориентация на учебно- предметное содержание Включение в контекст обучения решение значимых жизненных задач Организация учебного процесса Учебная деятельность определялась учителем стихийно, линейная организация Создание индивидуальных образовательных программ, нелинейная организация Формы обучения Основная - фронтальная Признание решающей роли учебного сотрудничества, проектно-исследовательской деятельности

17 Новое школьное образование должно быть направлено на освоение учащимися ценностных установок постиндустриального общества, связанных с новыми принципами жизни, достижение нового уровня сознания, воспитания духовности, опережающего образования

При реализации ФГОС учитывается ориентация: 18 - на создание инновационного опережающего, а не догоняющего образования; - на развивающее образование; - на непрерывное образование; - на компетентностно ориентированное образование; - на обучение навыкам восприятия новых знаний.

19 Учитель – лидер педагогических инноваций

20 Моделирование опережающего характера образования основано на реализации следующих направлений: инициирование инновационного содержания, основанного на знаниях о будущем и развитии способностей «жить в условиях быстрых перемен» (А.Тоффлер); ориентация содержания образования в дисциплинах ФГОС на освоение и принципиально нового содержания («обучение с колес»); обогащение содержания образования инновационным опытом; опора на жизненный опыт обучающихся; включение идей постиндустриального общества в учебный процесс; формирование УУД как «каркаса постиндустриального общества», которые необходимы для овладения в условиях быстрых перемен как базового содержания; духовно-нравственное воспитание как системообразующее для становления личности;

21 Моделирование опережающего характера подготовки будущих учителей основано на реализации следующих направлений (2): введение в учебный процесс новых видов практик (гуманитарных, социальных, социокультурных, исследовательских, добровольческих); применение практико ориентированных, проектно ориентированных, исследовательских, интерактивных, рефлексивных, информационных, рефлексивных технологий как базовых для опережающего обучения; создание высокотехнологической информационной образовательной среды и инфраструктуры в школе; развитие в учебном и вне учебном процессе взаимопонимания, солидарности, терпимости, формирования нового видения мира, связанного с осмыслением личной ответственности человека за происходящее в мире; нелинейный характер учебного процесса.

Требования к структуре основных образовательных программ: - представляют собой описание совокупности организационно- педагогических условий реализации образовательного процесса; - включают указания на состав образовательных программ начального общего, основного общего и полного среднего образования, рамочное описание их базовых компонентов; - за выполнение этих требований отвечает администрация образовательного учреждения 22

Требования к результатам освоения общеобразовательных программ: - содержат описание целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций обучающегося, освоившего основные образовательные программы общего образования; - выполнение требований обеспечивает учитель 23

Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ характеризуют планируемые результаты, возможность достижения которых должна быть гарантирована всеми учреждениями, реализующими программы основного общего образования, независимо от их вида, местонахождения и организационно-правовой формы. Планируемые результаты обучения являются обязательной составной частью примерных учебных программ по предметам, программ развития универсальных учебных действий учащихся, программ воспитания и социализации учащихся 24

Особенности ФГОС: - ориентация на результаты образования; - формирование системы УУД; - новые формы проверочных работ; - внеурочная деятельность в учебном плане; - деятельностный подход; - приоритет на воспитание; - освоение современных методов оценки образовательных результатов (методы самооценки, портфолио). 25

Основная общеобразовательная программа ОУ В системе общего образования реализуются: -основная программа начального общего образования -основная образовательная программа основного общего образования; -основная образовательная программа среднего (полного) общего образования (ст.9 Закона «Об образовании») Эти три программы составляют основную общеобразовательную программу образовательного учреждения. 26

Требования к структуре ООП определяет ФГОС. Документ включает три раздела: Первый раздел – целевой: пояснительная записка; планируемые результаты обучения; система оценки достижения планируемых результатов. 27

Требования к структуре ООП определяет ФГОС. Документ включает три раздела: Второй раздел – содержательный: программа формирования УУД; рабочие программы по учебным предметам; программы воспитания: начальная школа: - программа духовно-нравственного развития и воспитания ребенка; - программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни; основная школа: - программа воспитания и социализации; - духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социализация и профориентация; - формирование экологической культуры; - формирование культуры здорового и безопасного образа жизни. 28

Требования к структуре ООП определяет ФГОС. Документ включает три раздела: Третий раздел – организационный: учебный ОУ (в него включается план внеурочной деятельности); система условий реализации программы (материально- техническое оснащение) 29

Структура программы по учебному предмету (курсу) пояснительная записка общая характеристика учебного предмета описание места учебного предмета, курса в учебном плане (объем, классы) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса содержание учебного предмета тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности школьников описание материально-технического обеспечения образовательного процесса 30

Рабочая программа по предмету строится в соответствии с тем УМК, по которому работает учитель и по той структуре, по которой строится программа по учебным предметам 31

Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ задают интегральные критерии оценки личностных, метапредметных и предметных результатов на каждой ступени школьного образования 32

К личностным результатам обучающихся относятся ценностные ориентации выпускников школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, мотивы образовательной деятельности, социальные чувства, личностные качества. 33

К метапредметным результатам обучающихся относятся освоенные учащимися при изучении одного, нескольких или всех предметов универсальные способы деятельности, применимые, как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. 34

К предметным результатам относятся усвоенные учащимися при изучении учебного предмета знания, умения, компетенции, опыт творческой деятельности, ценностные установки, специфичные для изучаемой области знаний. 35

Требования к результатам образования, имеющие универсальное, метапредметное значение, включают: - умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, взаимодействовать в группе в достижении общих целей, оценивать достигнутые результаты; - ключевые компетентности, имеющие универсальное значение для различных видов деятельности (обобщенные способы решения учебных задач; исследовательские, коммуникативные и информационные умения), умение работать с разными источниками информации; - готовность к профессиональному выбору, умение ориентироваться в мире профессий, в ситуации на рынке труда и в системе профессионального образования с учетом собственных интересов и возможностей; - гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в жизни, умение оценивать с позиций социальных норм поступки (собственные и других людей) 36

Требования к результатам образования, отражающие предметные знания и умения, включают: - знания о сущности и особенностях объектов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; - понимание причинно-следственных, функциональных и иных связей и взаимозависимостей предметов, их объективной значимости; - владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для получения дальнейшего образования; - способность и умение на основе полученных навыков и знаний ориентироваться в мире социальных, интеллектуальных, нравственных, эстетических ценностей; - применение приобретенных умений, навыков и знаний для решения различных типичных жизненных ситуаций, а также проблем, связанных с выполнением человеком типичных социальных ролей (член семьи, работник, собственник, потребитель, избиратель) 37

38 Проектно-исследовательская модель «обучения посредством действия» реализуется на основе инновационных изменений в современной школе: изменение направленности педагогических целей на самореализацию личности, формирование УУД; изменение содержания образования путем включения в учебный материал практико-ориентированных задач, предполагающих использование информации, представленной в различных источниках, а также путем включения надпредметных программ; изменение характера взаимодействия учителя и учащихся, ориентированного на организацию учителям самостоятельной работы школьников, развитие готовности учителя к изменениям процесса обучения; изменение в используемых технологиях обучения; изменение в используемых средствах обучения обусловленное компьютеризацией образования; изменение оценки достижений школьников; изменение в управлении образовательной системой (О.В.Акулова, О.Е.Лебедев, В.А.Сластенин, С.Л.Писарева, Е.В.Пискунова, А.П.Тряпицына)

39 В образовательном процессе должны активно использоваться технологии: индивидуальная проектная работа в малых группах; публичная презентация результатов своей работы (учебной, исследовательской; участие в проектах для реального заказчика; академическая мобильность, включая получение опыта работы в разных образовательных учреждениях, центрах, студенческом самоуправлении, за рубежом; проведение самостоятельных исследований; полидисциплинарная, поликультурная коммуникация; самообразование; выбор индивидуальной образовательной траектории; проведение аналитических самостоятельных работ; мастер-классы, практические демонстрационные занятия с привлечением педагогов

Требования к результатам образования, соответствующие современным представлениям об обобщенной структуре личности и деятельности человека, включают сферы человека: - интеллектуальную; - ценностно-этическую; - трудовую; - коммуникативную; - эстетическую; - физическую. 40

Конечный результат образовательной деятельности российской школы как реализация общественного договора фиксируется в портрете выпускника – гражданина России: - патриота, носителя ценностей гражданского общества, осознающего свою сопричастность к судьбам Родины; - уважающего ценности иных культур, конфессий и мировоззрений, осознающего глобальные проблемы современности, свою роль в их решении; - мотивированного к труду, познанию и творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей жизни; - уважающего других людей, готового сотрудничать с ними для достижения совместного результата; - осознающего себя личностью, способной принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность перед самим собой и другими людьми 41

Системообразующим элементом и методологической основой ФГОС является «концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России» 42

Концепция определяет: - характер современного национального воспитательного идеала; - цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи; - систему базовых национальных ценностей; - основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся 43

Базовые национальные ценности: - патриотизм - социальная солидарность - гражданственность - семья - труд и творчество - наука - традиционные российские религии - искусство и литература - природа - человечество 44

Информационно-образовательная среда включает: информационно-методическое обеспечение: - бумага - электронные продукты - натуральные модели - приборы технические средства: - компьютеры - гаджеты - интерактивные доски и т.п. педагогические технологии 45

Новые учебники в соответствии с ФГОС: - ориентированы на УУД, связанные с умением учиться; - уменьшается роль текста, но увеличивается информация в виде графиков, схем, рисунков, таблиц, карт, позволяющая учиться (получать новую информацию); - увеличивается система заданий в виде организации совместного учебно-познавательного процесса (игра, проект, дискуссия и т.д.); - система заданий ориентирована на реализацию системно- деятельностного подхода; - раскрывается сущность самостоятельного освоения содержания материала; - содержат темы, параграфы, рубрики, которые учат учиться. 46

Введение ФГОС – не сиюминутный, а достаточно длительный процесс. «Я думаю, что потребуется пять (может быть, семь) лет для того, чтобы школы привыкли работать в этой новой парадигме» (А.М.Кондаков) 47

Современная школа находится в начале пути к реализации новых требований стандарта Требуется: -преодолеть стереотипы у учителей о целях, содержании, стратегиях образования и его результатах; - подготовить учителя к реализации ФГОС на основе системно-деятельностного (компетентностного) подхода 48

«Механизм системно-деятельностного подхода основан на том, что формирование любых личностных новообразований – умений, способностей, личностных качеств возможен только в деятельности» (Л.С.Выготский) Усвоение УУД познания и мира составляет цель и результат образования УУД – метапредметные действия 49

УУД (умение учиться) – способность человека к саморазвитию, самосовершенствованию ученика путем активного присвоения социокультурного опыта. УУД – обобщенные способы действий по достижению результата деятельности 50

51 УУД личностные коммуникативныерегулятивные познавательные

Этапы формирования УУД: - приобретение первичного опыта выполнения действия (на примере показа, раскрытия значимости УУД); - формирование алгоритма или структуры действия; - тренинг, уточнение связей, самоконтроль, коррекция в практике учения («как я это делаю»); - контроль уровня сформированности УУД и его системное использование в практике 52

Системно-деятельностный подход – методологическая основа ФГОС Данный подход ориентирован: -на формирование видов и форм деятельности учащихся, освоение которых поможет ему быть успешным на протяжении всей жизни; -на формирование внутреннего ресурса человека по постоянному освоению, обновлению новых компетенций 53

Системно-деятельностный подход изменил архитектуру учебного процесса. Школа из места по трансляции знаний превращается в место по организации их получения самим учеником. Единицей построения содержания является учебная задача, а не дидактическая единица в форме понятия, факта и т.д. 54

Современный урок включает в себя следующие элементы: Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности: - актуализируются требования к нему со стороны социального заказа («надо!»); - создаются условия для возникновения внутренней потребность включения в учебную деятельность («хочу!»); - установление внутренней готовности к действиям («могу!»); - формулировка цели самим учеником. 55

Современный урок включает в себя следующие элементы: Актуализация и проблематизация содержания: - создание проблемной ситуации; - построение проекта выхода из затруднения (обдумывание проекта будущих действий, построение плана действий, определение средств, применение алгоритма) 56

Современный урок включает в себя следующие элементы: Самостоятельная работа по решению учебных задач индивидуально или в группе с самопроверкой или презентацией 57

Современный урок включает в себя следующие элементы: Включение нового содержания в систему знаний, умений и отношений и повторение изученного 58

Современный урок включает в себя следующие элементы: Рефлексия 59

Учащийся при реализации ФГОС – активный субъект, способный планировать и самостоятельно добывать знания с помощью различных источников 60

При такой организации образовательного процесса меняется роль учителя. Он становится организатором учебного процесса и партнером в решении учебных задач 61

При подготовке к уроку важно: - сформулировать цели урока в глагольной (деятельностной) форме, исходя из планируемых результатов (выявить, систематизировать, определять…); - формулировать проблему и подпроблемы урока в виде учебных задач – стержне методической конструкции урока; - разработать задания с учетом формирования УУД для самостоятельного решения проблемы; - организовать индивидуальную и совместную учебную деятельность; - сформулировать, каков продукт (результат урока, деятельности). 62

Результат образования – овладение системой УУД на базе учебного материала, где ЗУНы рассматриваются как производные от соответствующих УУД 63

Проектная деятельность: 64

Проектная деятельность (2): 65

Проектная деятельность (3): 66

Проектная деятельность (4): 67

Проектная деятельность (5): 68

Критерии оценивания проектов: - степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом; - степень включенности в групповую работу и четкость выполнения отведенной роли; - практическое использование предметных и общешкольных ЗУН; - количество новой информации, использованной для выполнения проекта; - степень осмысления использованной информации; 69

Критерии оценивания проектов (2): - уровень сложности и степень владения использованными методиками; - оригинальность идеи, способа решения проблемы; - осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования; - уровень организации и проведения презентации; - владение рефлексией; - творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации; - социальное и прикладное значение полученных результатов 70

Образованным является только тот, кто научился учиться, кто научился приспосабливаться, меняться; кто осознал, что безопасность зиждется не на самом знании, а на умении его добывать. Изменчивость, доверие к динамическому (а не статичному) знанию – вот единственно разумная цель образования в современном мире К.Роджерс 71

Благодарю за внимание! Тел. 8(831)