ТЕМА 3. ОСОБЕННОСТИ РЕФЛЕКСИВНО- ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ПОДХОДА К СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ К.В. Кузьмин, канд. истор. наук, доцент кафедры социальной работы УГМА.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Актуальные вопросы психологического сопровождения введения ФГОС ДО» I. Теоретическая часть «Организация психолого-педагогического сопровождения образовательного.
Advertisements

Воспитание как педагогический процесс.
Социокультурное проектирование в воспитальной системе современного образовательного учреждения.
Воспитание как педагогический процесс. Термин «воспитание» в традициях отечественной педагогики сохраняет все свои значения и может употребляться как.
ПОСТРОЕНИЕ МОДЕЛИ ЛИЧНОСТНО- ОРИЕНТИРОВАННОГО УРОКА ШУВАЛОВА Н.И. – УЧИТЕЛЬ ФИЗИКИ.
Работа по устранению негативных ДРО Ильинова Н.А. - педагог-психолог МКУ «Информационно-методический отдел»
Выполнила: Уланова Ксения, группа 2.2 Преподаватель: Пашков М. В., доцент СПбГУ, 2016.
Чтобы выжить, организация должна сохранять устойчивость. Для этого организация развивает и сохраняет свои структуру и культуру. Сотрудники организации.
Галеева И.Ш., методист Городского методического центра Управления образования г.Казани.
Психологические особенности Группового мнения. Понятие Групповое мнение это совокупность оценочных суждений, в которых выражается общее или преобладающее.
Д. Карнеги Профессиональная этика - это совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу.
Афанасьева Е.Н. Межкафедральный семинар «Принципы и методы организации управляемой самостоятельной работы студентов»
Можно ли управлять развитием мотивационной сферы школьника?
1 ОБУЧАЮЩАЯСЯ ОРГАНИЗАЦИЯ План Обучающаяся организация Состав технологий обучающейся организации Признаки обучающейся организации. Содержание обучения.
Формирование конструктивных моделей взаимодействия в системе «Учитель -Ученик Родитель» как элемент внеучебной деятельности школы.
C:\Users\БукаБяка\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.IE5\W3CC6LBQ\MCj [1].wmf
Что такое личностные компетенции и как их развивать в школе? Кривцова С.В.
Большие социальные группы К большим социальным группам относятся: 1)социальные классы 2)общественные страты, 3)социальные группы и слои населения.
Организационное поведение. Тема 1. Основы теории организационного поведения.
ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА. Воспитание творческой, самоактуализирующейся личности ребенка предполагает: признание важности процессов саморазвития ребенка,
Транксрипт:

ТЕМА 3. ОСОБЕННОСТИ РЕФЛЕКСИВНО- ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ПОДХОДА К СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ К.В. Кузьмин, канд. истор. наук, доцент кафедры социальной работы УГМА

В РАМКАХ РЕФЛЕКСИВНО-ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ПОДХОДА ГЛАВНЫЙ АКЦЕНТ ДЕЛАЕТСЯ НА ОБЕСПЕЧЕНИИ БЛАГОПОЛУЧИЯ ИНДИВИДОВ И СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП ЧЕРЕЗ СОДЕЙСТВИЕ ЛИЧНОСТНОМУ РАЗВИТИЮ И САМОРЕАЛИЗАЦИИ КАК ПЕРВОМ ШАГЕ К РЕФОРМИРОВАНИЮ ОБЩЕСТВА

ПЛАН: 1. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ И ОСОБЕННОСТИ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ 2. ТЕОРИИ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ 3. ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И РАЗВИТИЯ МИКРОСОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ

1. СОЦИАЛЬНО- ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ И ОСОБЕННОСТИ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

Предметом изучения социальной психологии является влияние внутри- и межгрупповых отношений на формирование и сохранение социальной идентичности индивида Социальная психология: - рассматривает поведение людей в процессе их взаимодействия и взаимовлияния и воздействие стигматизации и стереотипизации на внутригрупповое поведение - занимается определением конфликтных и дискриминационных взаимодействий между группами - изучает результаты коммуникации и роль языковых и речевых структур в социальных взаимодействиях

Теории конструирования поведения II. Теория социального конструирования I. Теория личностного конструирования Люди выстраивают личное поведение в соответствии с конструктами своего сознания, которые формируются на основе прошлого опыта и определяют способы действий. Каждый человек конструирует события по-своему, поэтому анализ и изменение личностных конструктов способствуют трансформации поведения Окружающая реальность описывается, объясняется и создается людьми в процессе их взаимодействия в определенном социальном, культурном и историческом контексте. Человеческое знание формируется не в результате размышления и экспериментирования, а благодаря совместной интерпретации событий.

Основные направления социологической теории социального конструирования: 1. Концепция социального конструирования реальности 2. Концепция социального конструирования социальных проблем 3. Феноменологическая социология и постмодернизм 4. Концепция социального конструирования социальных категорий («гендер», «раса» и др.)

ЦИКЛ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ В РАМКАХ КОНСТРУКТИВИСТКОЙ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ I. Выявление и интерпретация специфических поведенческих реакций, не являющихся частью «проблемного» поведения и могущих стать основой для его преодоления II. Привлечение личностных ресурсов клиента и поддержки окружения III. Превращение временных и случайных позитивных реакций в постоянные IV. Постепенные перемены в поведении клиента V. Изменение социального окружения клиента

I. Ролевая теория (РТ) 1. Структурно- функциональная РТ 2. Драматурги- ческая РТ Каждой позиции индивида соответствуют своя роль и свой набор установок и поведенческих проявлений, продиктованных социальным положением. Осознание своей роли облегчает процесс ее изменения. Социальные роли являются формами исполнения (драматизации) социальных ожиданий, соответствующих социальному статусу. Человек может влиять на то, как его воспринимают окружающие, создавая нужное впечатление, выделяя или вуалируя те или иные социальные роли.

6-шаговый процесс совместного исследования ролевых проблем с клиентом: 1. Определить требования новой роли 2. Определить полный ролевой набор (круг задействованных лиц и особенности их ролей) 3. Распознать затруднения в исполнении ролей и возможные конфликты, связанные с приобретением новой роли 4. Обсудить новые роли в деталях (кто и что, когда и где делает) 5. Проработать модель интеграции ролей (временную шкалу, согласно которой привлекаются лица, исполняющие различные роли) или создать альтернативную ролевую программу 6. Вернуться к обсуждению ролей, если в результате обратной связи станет очевидной необходимость изменений

II. Теория коммуникации (ТК) Основной моделью коммуникации является передача информации получателю, в результате чего формируются коммуникационные сети. Воспринимая и оценивая информацию в процессе ее переработки, человек осуществляет обратную связь с партнером по коммуникации, создавая представление о себе. В процессе коммуникации случаются «помехи», так как у каждого человека есть свои правила переработки информации, приводящие к избирательному восприятию, когда информация, не представляющая особого значения, не улавливается. Оценка любой коммуникации включает в себя контекст, в котором происходит общение. В результате поведение, кажущееся странным в одном месте, может быть совершенно нормальным в другом. Коммуникация формирует модели (паттерны), которые становятся основой взаимоотношений между людьми, что представляет особую важность в практике социальной работы.

Применение ТК в социальной работе предполагает: - совершенствование коммуникативных навыков социального работника - развитие навыков анализа коммуникативных проблем и активного слушания клиента, внимания к его переживаниям - развитие техники «переформулирования», когда социальный работник предлагает альтернативную интерпретацию социальным фактам, переживаемым клиентом, чтобы увидеть различия между реальными событиями и их интерпретацией

Поиск альтернативных возможностей, не очевидных вследствие особенностей ситуации, в которой находится клиент Конструктивистская социальная работа Задача соцработ ника Цель КСР Существует огромное разнообразие представлений об окружающем мире, возможностей и ресурсов, проблем, ограничений и интерпретаций социальных отношений Отыскать позитивные моменты в жизни и опыте индивида и на их основе попытаться переконструировать модель его поведения Основа Повествование (нарратив), в ходе которого клиент, рассказывая историю своей проблемы, не только ее описывает, но и интерпретирует согласно контексту социальных отношений.

Основные фазы конструирования повествования: I. Выявление четких и ясных целей, соответствующих желаниям клиента II. Оформление рассказа клиента посредством помогающих вопросов при избегании контролирующих и направляющих действий (если социальный работник начнет выяснять причины происхождения проблемы, подталкивая клиента к их определению, это вызовет желание завершить контакт) III. Поиск решений на основе стремления к сопротивлению проблеме и возможностей к изменению. В ходе поиска необходимо отыскать временной период, когда проблемы не существовало или она не была столь острой, подробно проанализировав обстоятельства сопротивления проблеме и пытаясь их возродить Тем самым, слушая рассказ клиента, социальный работник отслеживает моменты, когда возможно «повернуть» повествование, поскольку его задачей является переформулированные историй

1. Кратко остановиться на особенностях предстоящей работы; попросить рассказать историю проблемы полностью Обратить внимание на языковые конструкции; объяснить переживания и чувства; показать, что эти переживания неадекватны, или без них можно обойтись Сценарий КСР

2. Задать вопросы о том, что оказывает негативное влияние на жизнь клиента, о взаимоотношениях, оценке мнении других людей Выразить сомнение в адекватности видения проблемы; создать неопределенность (используемые вами языковые выражения должны показывать новые возможности) Сценарий КСР

3. Выяснить, как сам человек видит различия между тем, как он живет, и желаемым способом существования Оказать сопротивление проблеме, попытавшись отдалиться от нее и оспорив проблематичные истории 4 типов: непреодолимости, обвинения, несостоятельности снятия с себя Сценарий КСР

4. Поощрить повествование о тех событиях, когда проблемам оказывалось сопротивление 7 шагов: наименование истории, ее итог, моменты сопротивления, персонализация сопротивления, подтверждение на основе новых историй, перспективы, выявление социальных факторов Сценарий КСР

5. Рассказывание историй Рассказать истории людей, добившихся успеха Сценарий КСР

6. Перейти от обсуждения особенностей конструирования проблемы к разговору о ресурсах Определить проявления сопротивления в прошлом; расспросить с целью нахождения новых возможностей; оценить ресурсы по 10-балльной шкале; определить стратегии совладания Сценарий КСР

7. Обсудить цели для разных типов клиентов (гостей, жалобщиков, клиентов) Определить, на какой стадии нужно остановиться в работе; использовать активные глаголы Сценарий КСР

Организация последующих встреч: использовать в разговоре сочетание «целевых» терминов и «сопротивленческой» лексики, включив терминологию «будущности» обращать внимание на языковые выражения и возможности сопротивления, закрепив комплиментами выполнение задач поддержать вовлеченность в работу, поощрив выполнение задач и поддержав размышление о проблемах провести работу над изменениями, повторив изменения, но ограничившись на нескольких наиболее важных вопросах

Достоинства социально-психологических теорий: 1. Данные теории одновременно являются и социальными, и психологическими теориями, объясняющими воздействие как социальных, так индивидуальных факторов. 2. Исследовательская основа СПТ с использованием детального анализа поведения и языковых конструкций имеет непосредственное отношение к практическим целям социальной работы, а акцент на рефлексивной и диалогической коммуникации соответствует ее назначению. 3. СПТ заключают в себе открытость к изменениям, а представления о социальных изменениях сочетают индивидуальную ответственность и социальные взаимосвязи. При изучении реальных изменений и конструировании индивидуальных решений социальные работники могут опираться на ресурсы культурного пространства и бороться с дискриминацией, что способствует вовлечению клиентов в терапевтический процесс социальной работы и реализации их целей.

Достоинства социально-психологических теорий: 4. СПТ используют принципы социальной психологии в описании процессов формирования социальной идентичности и раскрывают влияние на эти процессы социальных и групповых отношений, что помогает лучше понять особенности жизни клиентов и создать ее сложное и многостороннее описание. 5. Ролевая теория предлагает достаточно эффективную модель понимания социальных и межличностных отношений, формулируя щадящие методы воздействия на клиентов, а теория коммуникации предлагает практические технологии интерпретации социальной жизни.

Недостатки и критика: 1. Сфокусированность на межгрупповых и межличностных отношениях, а также экспериментальный способ получения знания, сложно перевести на уровень индивидуальной работы со случаем 2. Методы познания, характерных для СПТ, сложно трансформировать в конкретные действия, а для реализации терапевтических целей социальной работы необходима технология, имеющая четкую структуру

Недостатки и критика: 3. Хотя теория коммуникации и ролевая теория признают роль социальной среды, индивидуальных эмоций и стиля мышления, они не предполагают глубокого анализа и вмешательства в эмоциональные и социальные основы поведения и мало чем могут помочь в решении практических проблем, с которыми сталкиваются клиенты 4. Акцент на относительности мировосприятия является препятствием для применения СПТ в социальном обслуживании и социальной защите, так как создает сложности для социального работника в отстаивании интересов клиентов перед членами их семей, окружающими людьми или социальными службами, поскольку их мнения считаются в равной мере справедливыми

2. ТЕОРИИ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

Теории гуманистической практики II. Концепции экзистенциаль ных перспектив I. Концепции гуманистиче ских перспектив III. Концепции духовных перспектив

Гуманизм Предполагает веру в способность сознательных человеческих индивидов размышлять, осуществлять выбор и свободно действовать без религиозного руководства Гуманизм ассоциируется с гуманностью, однако он не сводится только к ней Гуманность – это практика доброго отношения к людям, проявление человечности Гуманизм же ассоциируется с демократией, поскольку в нем утверждается вера в способность человека ценить другого и совместно трудиться над выстраиванием своей судьбы

Экзистенциализм Экзистенция это постоянный выбор человеком своих возможностей, своего будущего, постоянное доопределение человеком себя в акте своего радикального решения о мире и своем собственном способе быть в нем Связан со смыслом человеческого существования и акцентирует внимание на способностях людей к управлению своей жизнью и изменению принципов своего существования Люди рассматриваются в качестве «субъектов» и «объектов»: они воздействуют на окружающую среду и сами подвержены ее влиянию, так как окружающий мир вызывает у них ощущения абсурдности существования, одиночество и страдание

Духовность Связана с поиском человеком смысла и целей жизни, что наиболее ярко выражено в восточных и африканских религиозных практиках Огромное внимание в них уделяется процессу осознания человеком своих способностей к изменению существования через духовное саморазвитие – «пробуждению» личности, заставляющему пересмотреть свою жизнь

Общие черты: 1. Внимание и признание целостности человеческого опыта, творческих и культурных аспектов социальных взаимоотношений, а не профессионализации и развития методов доказательной практики 2. В их основе лежит идея о том, что человек пытается придать смысл миру, в котором он существует 3. Социальные работники должны помочь людям приобрести навыки самоизучения и направить их на поиск личностного смысла, опираясь на их опыт и внешнее влияние 4. Основной задачей социальной работы является повышение самооценки индивидов и способностей к самопознанию, активизация их личностных ресурсов

I. Концепции гуманистических перспектив 1. Подход социального работника должен быть недирективным и непредосудительным, включать в себя «активное слушание», «правильную эмпатию» и «аутентичную дружбу» 2. Вера в уникальность клиента не предполагает необходимости диагностики и классификации проблем, так как каждый человек рассматривается в своей индивидуальности 3. Ценным для социальной работы является настоящий момент («здесь и теперь»), а не история проблемы клиента 4. Для достижения поставленных целей необходимо развить у клиентов способность использовать «личностную силу» (свою «самость») и стремление к личностному росту

Гуманистическая социальная работа мы можем понять себя только через свое отношение к другим наша главная тревога в жизни – потерять других и остаться в одиночестве мы чувствуем вину потому, что не можем реализовать свои творческие способности мы, и только мы несем ответственность за действия согласно нашим собственным решениям терапия призвана помочь нам действовать и принять свободу и ответственность в этом процессе

Трансактный анализ: 3 состояния «Я» II. «Ребенок» III. «Взрослый» I. «Родитель» Отражает директивы, даваемые родителем ребенку, а также восприятие таких указаний ребенком Характеризуется чувствами и взглядами, переживаемыми в детстве, слабой степенью контроля и потенциальным творческим началом Контролирует отношения между различными состояниями «Я» и окружающим миром

Эмоциональные потребности, реализуемые в ходе игровой деятельности:

ОСНОВНЫЕ ЖИЗНЕННЫЕ ПОЗИЦИИ Я хороший ты хороший Я хороший ты плохой Я плохой ты хороший Я плохой ты плохой Позитивное чувство к себе и другим Позитивное чувство по отношению к себе, но негативное к другим Негативное отношение к себе и позитивное к другим Критичное отношение к себе и другим

Гуманистическая групповая работа

Основные стадии развития групп и их содержание: Мы – не группа Стадия 1 Содержание Участники относятся к группе с опаской Существует неопределенность относительно групповых норм. Участники относятся к группе с опаской Существует неопределенность относительно групповых норм. Ведущий Помогает исследовать возможные варианты поведения и предотвратить слишком сильные воздействия на группу извне

Основные стадии развития групп и их содержание: Мы – группа Стадия 2 Содержание Некоторые члены группы пытаются предложить свои идеи относительно направления движения группы, что вызывает сопротивление и конфликт. Ведущий Помогает осознать ответственность за последствия, и члены группы начинают принимать ее нормы

Основные стадии развития групп и их содержание: Мы принимаем тебя Стадия 3 Содержание Члены группы стремятся использовать ведущего Ведущий Помогает понять различные способы участия, что увеличивает принятие, и помогает понять причины и основания для отношений враждебности и отрицания, покорности и подчинения

Основные стадии развития групп и их содержание: Убежище Стадия 4 Содержание Члены группы чувствуют себя в группе более комфортно, чем в реальной жизни, поскольку группа помогает избежать многих проблем Ведущий Помогает использовать это состояние защищенности для проработки реальных проблем

Основные стадии развития групп и их содержание: Дальше так не пойдет Стадия 5 Содержание Члены группы не желают рисковать, чувствовать незащищенность и разочарование, преодолевая свои проблемы в группе Ведущий Помогает сохранить чувство защищенности и использовать опыт групповой поддержки при работе над своими проблемами

Основные стадии развития групп и их содержание: Мы в порядке и можем многое Стадия 6 Содержание Участники приобретают уверенность в том, что они могут справиться с трудными проблемами и достичь своих целей, отбирая из различных вариантов поведения наиболее подходящие для себя Ведущий Помогает принять решение и преодолеть стремление к безрассудным действиям или страх перед действиями в сложных ситуациях

Основные стадии развития групп и их содержание: Чуть подольше Стадия 7 Содержание Участники хотят сохранить защищенность, которую ощущают в группе, поскольку здесь они успешно справлялись со своими проблемами. Однако теперь они могут использовать опыт работы в группе для самостоятельного и эффективного решения проблем Ведущий Помогает отделиться от группы, акцентируя внимание на успехах

Основные техники ГГР:

II. Концепции экзистенциальных перспектив 1. Ни социальный работник, ни клиент не могут знать друг друга заранее, так как предварительного знания о человеческом бытии не существует. Терапевтические взаимоотношения представляют собой борьбу опыта двух людей, в ходе которого возможно совместное участие в процессе социальных и личностных трансформаций. При этом понять сущность или предсказать поведение друг друга невозможно: люди свободны в своих действиях, поэтому представления друг о друге непредсказуемы и свободны; они приобретаются в процессе взаимодействия с другим человеком. 2. Личность и социальные структуры – это продукты выбора, сделанного свободными людьми, однако окружающие навешивают ярлыки на поведение человека, делая его зависимым от мнения окружающих и превращая его жизнь в «театр абсурда», когда он старается соответствовать социальным ожиданиям и ограничениям. В связи с этим люди могут быть свободны в своих действиях, но они не освобождены от ответственности за свои поступки, что порождает «экзистенциальный страх – желание бежать от собственной свободы, заключив себя в рамки общепринятых и жестких социальных ограничений..

II. Концепции экзистенциальных перспектив 3. Стремление к определенности и стабильности побуждает людей к самосозиданию, укреплению силы духа и освобождению посредством достижения состояния аутентичности, когда наше поведение не вступает в противоречие с нашим представлением о себе и тем, как мы являем себя миру. Отсутствие же такой возможности приводит к отчаянию и «бегству от свободы» и порождает деструктивные проблемы, которые человек самостоятельно не в силах преодолеть. 4. Личную свободу ограничивают общепринятые представления о мире, которые соответствуют определенным социальным интересам, что требует политических действий освободительного характера, ориентированных на свободное участие индивидов в процессе постоянной реконструкции на основе своих потребностей и желаний..

II. Концепции экзистенциальных перспектив 5. Человек находится в состоянии вынужденной включенности в различные социальные группы, как правило, представляющие собой «эпизоды» (например, соседи). Задачей ЭСР является воспитание групповой солидарности для развития взаимопомощи в трудных ситуациях, отстаивания своих интересов и стимулирования социальной активности. 6. Экзистенциальная свобода и процесс саморазвития являются основой политического освобождения; она должна быть достигнута до того, как возникнет возможность достижения политического освобождения.

Принципы ЭСР и их применение: 1. Свобода и ответственность являются основным каркасом человеческого опыта Отказаться от точки зрения, согласно которой поведение клиента предопределено и неизменно. Искать те области, где клиент может реализовать свободу выбора и помогать ему в этом. Обращать внимание на особенности ситуации клиента, которые препятствуют принятию свободы и ответственности, и стараться их устранить

Принципы ЭСР и их применение: 2. Свобода – это одновременно освобождение и бремя Трансформировать негативные аспекты (тревогу, страх, безответственность) в позитивные (самоконтроль, уверенность, аутентичность)

Принципы ЭСР и их применение: 3. Аутентичность – основное условие освобождения; безответственно сть – типичная безуспешная стратегия взаимодействия с проблемами Видеть отличительные особенности жизни других людей. Необходимо научить клиентов аутентичности, иначе они будут возлагать ответственность на других и руководствоваться ограничивающими правилами и указаниями

Принципы ЭСР и их применение: 4. Существова- ние переживается как беспомощность: каждый должен взять на себя ответственность за свои действия Помочь клиентам принимать ответственность в ограниченных жизненных ситуациях, формируя и развивая коллективную ответственность в группе

Принципы ЭСР и их применение: 5. Совместный поиск и партнерские отношения Принять и признать субъективные чувства клиента и разделить ответственность за действия. Необходимо научиться управлять противоречивыми отношениями между авторитарностью (контролем), официальными обязанностями и творческой работой

Принципы ЭСР и их применение: 6. Существова- ние – это движение Естественная стабильность невозможна. Социальные работники должны стремиться к развитию и прогрессу

II. Концепции духовных перспектив Причины возрождения духовной практики: 1. Социальная работа осуществляется сегодня в обществах, в которых религия и духовность считаются неотъемлемой частью человеческого бытия 2. Актуализируется работа с этническими и культурными меньшинствами западных стран 3. Возник политический интерес к возможностям участия религиозных общин и церквей в организации общественной помощи и социальных услуг, а следовательно, к их вкладу в поддержание социальной стабильности 4. Подверглись критике материализм и потребительские тенденции современных западных обществ, в которых все рассматривается через призму экономической и покупательской ценности; стала очевидной необходимость сближения этих тенденций и гуманистического стремления к поиску смысла жизни

II. Концепции духовных перспектив Основные принципы духовной практики: общее благо, стремление к децентрализации, солидарности, а также защита прав человека, отстаивание интересов бедных слоев населения и дискриминируемых групп устойчивость, которая должна быть приоритетной и действовать в экономических и социальных системах, учитывающих как положение экономически слаборазвитых стран, так и потребности будущих поколений мудрость, включение в практику тщательно продуманных ценностных суждений целостная духовность, внимание к поиску, развитию, пониманию и признанию целостности и цельности нашего существования и наших действий

Черты африкано-ориентированного мировоззрения:

Достоинства теорий гуманистической практики: 1. ТГП отражают гуманистическую и духовную направленность социальной работы, признающей клиентов целостными индивидами, находящимися в постоянном взаимодействии со своим окружением, и признающей ценность их субъективного понимания и интерпретации переживаемых событий. 2. ТГП реализуют неформальный подход к клиентам, лишенный бюрократических механизмов и процедур, реализуемых официальными социальными службами. 3. Особое внимание уделяется способностям человека к саморазвитию и самосовершенствованию, преодолению технократизма и «отчуждения» клиента в социальной работе. 4. Проблемы клиента рассматривается в комплексе взаимодействия различных восприятий и интерпретаций окружающего мира. Необычное или негативное поведение клиента, как правило, определяется и усиливается социальными процессами, а не является признаком индивидуальной патологии.

Недостатки и критика: 1. Отсутствие ясности и сложность формирования четких целей и согласованных объяснений поведения. 2. ТГП не дают представления о конкретных методах эффективного вмешательства в ситуацию клиента после того, как сформированы терапевтические отношения. 3. ТГП отражают представления об «идеальном» обществе, не давая практических рекомендаций по его созданию, находясь на периферии социальной работы и вызывая интерес только у ограниченного круга специалистов. 4. ТГП зачастую рассматриваются как экзотические теории, не имеющие явного отношения к реальной жизни.

3. ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И РАЗВИТИЯ МИКРОСОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ

I. Теории социального развития Основная форма социальной работы в экономически слаборазвитых странах II. Теории развития микросоциальной среды Одна из форм работы с малой социальной группой Направлены на развитие микросоциальной среды как аспекта всеобщего экономического и социального развития в укрупненном масштабе в странах с недостаточными ресурсами Направлены на стимулирование людей, имеющих сходные интересы и проживающих в одной местности, к объединению, определению общих проблем и совместному их преодолению Общее ТСР и ТРМС являются частью развития территорий, областей, регионов и стран и тесно связаны с экономическим и промышленным развитием

I. Теории социального развития Европоцентристские теории: 1. Теория «трех миров» 2. Концепция смены общественно- экономических формаций 3. Теория конвергенции

I. Теории социального развития Альтернативные, популистские теории, основанные на идеях зависимости: 1. Теории развития сельских регионов, акцентирующие внимание на мелкомасштабном развитии кооперативов, использующих технологии интенсивного труда 2. Теории уникальности развития, основанные на синтезе религиозно-философских концепций и соответствующей социальной практики

Афроцентризм («черный расизм») II. Европейская зонаI. Африканская зона Матриархат Дисгармония Неравенство Насилие Патриархат Ненасилие Равенство Гармония Коллективизм Индивидуализм

Теория десаррольизма («доктрина ЭКЛА») 2. Вовлечение в производительный труд и создание рабочих мест 4. Обеспечение питанием 1. Увеличение общего дохода бедняков 3. Улучшение жилищных условий Выплата денежных пособий и компенсаций, индексация пенсий и денежных пособий, освобождение от уплаты налогов Организация профессионально- технического обучения, общественных работ, самопомощи и семейной помощи Строительство дешевого социального жилья и льготная ипотека, ликвидация трущоб, развитие жилищных кооперативов и «самостроя» Дешевые магазины и народные рынки, бесплатное и льготное питание, огородничество

Теория десаррольизма («доктрина ЭКЛА») 6. Образование и культура 5. Медицинское обслуживание 7. Оказание помощи неимущим слоям населения Льготные лекарства и бесплатная медицинская помощь, борьба с алкоголизмом и наркоманией Бесплатное начальное образование, распределение учебников, обучение взрослых, организация спортивных и культурно-массовых мероприятий Оплата ритуальных услуг, приюты для беспризорников и сирот, усыновление детей, инвалидные дома и хосписы

Цель социального развития – развитие способностей людей к постоянной работе для достижения личного и общественного благосостояния Социальное развитие направлено на достижение соответствия между человеческими потребностями и стремлениями, с одной стороны, и социальной политикой и программами – с другой Средства: структурные изменения, социально- экономическая интеграцию, институциональное развитие и реконструкция

Особенности теорий социального развития (ТСР): 1. ТСР нацелены на создание ресурсов для малых социальных групп посредством соединения социальных и экономических факторов. Они не сводятся к схемам, гарантирующим социальное обеспечение наиболее нуждающимся группам, и выходят за пределы институциональных подходов, когда государство активно включается в систему социального обеспечения 2. ТСР не связаны с работой по лечению и адаптации индивидов к существующим структурам. Их цель – воздействие на малые социальные группы и на социальные отношения в данных группах. Социальное развитие носит универсальный, а не избирательный характер, и подразумевает общий рост благосостояния. Кроме того, в основе ТСР лежат идеи необходимости прогресса 3. ТСР направлены на социальные изменения через конкретные действия, устраняющие препятствия, мешающие полноценному развитию индивида

Стратегии социального развития Направлены на достижение социальной справедливости между социальными группами в национальном масштабе I. По целям 1. Стратегии распределения 2. Стратегии участия 3. Стратегии человеческого развития Нацелены на структурные и институциональные реформы, стимулирующие население к развитию и социальным изменениям Направлены на совершенствование навыков и способностей к самостоятельным действиям, ведущим к улучшению экономики и институциональному развитию региона

Стратегии социального развития Связаны с самоактуализацией, самоопределением и саморазвитием II. По основным направлениям деятельности 1. Индивидуа листские стратегии 2. Коллективи стские стратегии 3. Популист- ские стратегии Предполагают создание организаций как основы для развития новых подходов к действию Опираются на мелкомасштабные акции, происходящие в местных территориальных образованиях Образование, тренинги, личностная, финансовая и консультативная поддержка, помощь в обеспечении социальными пособиями, организация самопомощи и др. Работа с малыми социальными группами, развитие микросоциальной среды, организация межличностной поддержки, социокультурная деятельность Мероприятия, направленные на улучшение системы социального обслуживания и социальной защиты, на достижение равенства, социальной справедливости и борьбу с дискриминацией

Особенности связей ТСР с практикой социальной работы: 1. Пересекаются с подходами участия в решении тех проблем, где требуются навыки межличностного и группового общения, входящие в структуру навыков социальной работы и связанные с практикой стимулирования активности клиента 2. Организации самопомощи, формируя и совершенствуя навыки межличностной коммуникации, выступают механизмами социального развития 3. Через неформальные организации люди вовлекаются в образовательные программы, противодействующие политическим манипуляциям и социальным мифам (например, мифу о гендерном неравенстве, закрепляющему социальную несправедливость) 4. Эффективное участие предполагает партнерство, в котором право определять направления деятельности и ответственность за ее результаты принадлежат местным активистам, а не навязываются извне

II. Теории развития микросоциальной среды 1. Работа в малых социальных группах, ориентированная на укрепление традиций соседства и развитие способности людей, не обладающих специальными навыками, к управлению организациями и социальным развитием в микросоциальной среде 2. Социальная педагогика, изучающая, каким образом ценности, психологические, социальные и материальные ресурсы могут способствовать или препятствовать личностному росту, связанному с развитием малой социальной группы

Работа с малыми социальными группами направлена: - на установление связей с неформальными организациями, стимулирование социальной поддержки на местах и организацию социальных сетей и самопомощи - на организацию территориальных или социальных акций, направленных на защиту дискриминируемых групп населения и нейтрализацию локальных конфликтов с властными группами или организациями в целях достижения изменений - на содействие в преодолении изоляции и маргинализации

Условия успешности работы в малых социальных группах: Социальный капитал Гражданское общество Возможности Социальное включение Развитая социальная и обществен- ная инфраструк- тура Объединение людей с целью создания организаций как альтернативного сектора по отношению к государству и бизнесу Стремление к развитию человече- ских ресурсов в микросоциа льной среде Маргиналь- ные и малые социальные группы должны играть более существенную роль в обществе

Стадии работы в микросоциальной среде по укреплению соседских отношений: 1. Вхождение в микросоциа- льную сред у 1. Ориентировка и сбор информации; определение целей и ролей социального работника по отношению к микросоциальной среде; планирование подхода и анализ проблемных ситуаций микросоциальной среды. 2. Установление взаимоотношений с существующими группами; определение ролей и установление необходимых отношений с другими службами; определение и обсуждение функций службы, выполняющей основную роль.

Стадии работы в микросоциальной среде по укреплению соседских отношений: 2. Анализ отношений между соседями 1. Изучение истории, окружения, жителей, организаций, общения, властных отношений и лидерства. 2. Обозначение границ местной территориальной среды; изучение территории; использование анкет, неформальной дискуссии, наблюдения, письменных источников (местных газет), предметов местной истории, документации службы.

Стадии работы в микросоциальной среде по укреплению соседских отношений: 3. Опре- деление потребно- стей, целей и ролей 1. Выбор направлений деятельности: развитие микросоциальной среды, социальное планирование, организация или участие в социальных акциях; определение стадий работы, целей и предпочтений; знание возможностей и ресурсов. 2. Налаживание отношений с местным населением, укрепление взаимодействия группы с другими группами; обсуждение вопросов работы с группой.

Стадии работы в микросоциальной среде по укреплению соседских отношений: 4. Установле- ние контактов и знакомство людей друг с другом 1. Подготовительный отбор и установление очередности взаимодействий с людьми; организация места встречи; обдумывание целей, средств общения и информации о себе; установление контакта: вступление, представление себя, согласование целей встречи, анализ общения; по окончании – фиксирование данных, информирование, наблюдение за ситуацией. 2. Уличные формы работы, зондирование проблем, опросы, обращения, публичные встречи с участием третьих лиц или реальные, естественные события.

Стадии работы в микросоциальной среде по укреплению соседских отношений: 5. Формиро- вание и развитие организаций 1. Определение особенностей микросоциальной среды (мотивация, ресурсы, барьеры), а также интересов малых социальных групп. 2. Проверка выполнимости и необходимости: существующие группы, потенциальное участие, планирование времени, стратегии; поощрение лидерства, развитие мотивации участников, обозначение проблемы микросоциальной среды и постановка четких целей; развитие, групповая солидарность; публичные встречи.

Достоинства теорий: 1. Теории социального развития и развития микросоциальной среды носят комплексный характер, охватывая более широкий спектр мероприятий, направленных на помощь дискриминируемым группам, чем, к примеру, теория систем, в которой анализируются межличностные отношения 2. Социальное развитие является основной формой социальной работы в странах с ограниченными ресурсами и направлено на интеграцию социального прогресса и экономического развития 3. Работа в малых социальных группах представляет практическую деятельность по оказанию помощи людям, проживающим на одной территории, осуществляемую в процессе определения и совместного преодоления проблем. В центре ее внимания – потребности небольших социальных групп, проживающих в одном микрорайоне 4. Теории социального развития и развития микросоциальной среды подчеркивают важность развития непрофессиональной социальной работы на уровне неформальных инициативных групп

Недостатки и критика: 1. Теории социального развития и развития микросоциальной среды признают существующий социальный порядок, закрепляя формальные институциональные структуры в качестве главных элементов социального развития 2. Эти теории во многом остаются перспективой будущего развития социальной работы, так как в них слабо разработаны модели практического действия и организации работы 3. Социальная работа в малых социальных группах направлена не столько на трансформацию, сколько на реформирование деятельности бюрократизированных социальных служб.