План лекции: 1. Понятие о методах, средствах и приемах обучения. 2. Сущность и содержание методов обучения.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Методы обучения Различные подходы к их классификации. Условия обеспечивающие оптимальность и эффективность методов обучения. Доцент кафедры педагогики.
Advertisements

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ «Метод обучения –способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение.
Методы обучения Метод (буквально путь к чему-то) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ Метод (буквально - путь к чему-то) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.
Методы преподавания информатики в младших классах.
Формы и методы обучения информатике. Образовательный процесс цель-содержание- методы-формы -средства-результат.
Основные понятия Слово метод в переводе с греческого означает исследование, способ, путь достижения цели. Метод означает способ достижения цели, определенным.
Методы и средства обучения.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ Метод – способ достижения цели.. Методы обучения связаны задачами урока (каждая задача решается совершенно конкретными методами или их.
Содержание урока Педсовет Содержание урока: Гуманистическая направленность Системность, связь с предыдущими и последующими уроками Связь с.
Докладчик: Зам. директора по УМР И.Ю.Фадеева. Самостоятельная работа является средством борьбы за глубокие и прочные знания учащихся, средством формирования.
Иметь развивающий характер; Быть разнообразным как по формам, так и по содержанию; Базироваться на развивающих методах обучения детей; Использовать диагностику.
Учитель живёт до тех Учитель живёт до тех пор пока учится: пор пока учится: как только он перестаёт как только он перестаёт учиться, в нём умирает учиться,
Буянова Ольга Викторовна учитель начальных классов.
Урок- основная форма деятельности учителя. Типы уроков (место урока в системе уроков по данному разделу) 1.Урок изучения нового материала урок-лекция;
«Современный урок в школе- основная организационная форма реализации принципов развивающего обучения» МОУ СОШ 42 зам. директора по УВР Романова О.Г.
Классификация и структура типов уроков теоретического обучения и методов обучения.
СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ЦЕЛОСТНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА (ЦПП) Педагогический процесс – это процесс целостно и во взаимосвязи реализующий цели образования.
Проблемное обучение « Распознание проблемы, которая может быть решена, и достойна решения, есть … тоже своего рода открытие » М. Полани Кудряшова О. М.
Понятие методов, приемов обучения. Функции обучения, требования к ним. Проблема классификации методов обучения в современной педагогике Характеристика.
Транксрипт:

План лекции: 1. Понятие о методах, средствах и приемах обучения. 2. Сущность и содержание методов обучения.

1. Предлагаемый учителем путь изучения учебного материала должен вести к формированию диалектики-материалистический способ мышления, самостоятельных взглядов и убеждений, волевых черт характера и поведения. Этот метод должен носить воспитывающий характер. 2. Научное обоснование методов обучения должно быть ясным и определенным. 3. Систематичность обучения определят меры их эффективности. Метод обучения - это путь познавательной теоретической и практической деятельности учащихся и учителя, направленной на выполнение задач образования и к ним предъявлены определенные требования:

5. Существенным требованием является необходимость сознательности и активности в обучении. 6. Прочность и сознательность знаний. 7. Сочетание практических и теоретических явлений в методике обучения. 4. Доступность метода обучения: путь обучения должен быть приемлем для ученика, а способы изучения учебного материала соответствовать возрастным возможностям изучения знаний.

Всякий метод предназначен для достижения какой-либо цели. В структуру метода входят приемы обучения. Прием - это отдельные операции умственные или практические действия учителя или учащихся, которые дополняют форму усвоения материала, предлагаемую данным методом. Например, учитель дает приемы запоминания. Вне метода прием теряет свою значимость в усвоении знаний, в формировании умений и навыков, свою значимость в усвоении знаний, формировании умений и навыков.

Приемы обучения можно разделить на: Приемы, активизирующие переживания, чувства учащихся, связанные с изучением учебного материала; Приемы, способствующие созданию проблемных, поисковых ситуаций в мыслительной деятельности; Приемы формирования и активизации отдельных операций мышления, внимания, памяти, воображения; Приемы управления в учебном процессе коллективными и личными взаимоотношениями учащихся. Приемы контроля, самоконтроля школьников ;

Нет в педагогике единого подхода и классификации методов обучения. Наиболее распространены в современной дидактике деления методов обучения: по источникам знаний (С.О.Лордкипанидзе, Е.Я.Голант), по дидактическим целям (Б.П.Есипов, И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин, М.И.Махмутов). Наиболее простой нешироко распространенной в школьной практике является классификация методов обучения по источникам знаний. По этому признаку методы делятся на три группы. 1. Словесные (устное изложение знаний, бесед, работа с учебником, справочной и научной литературой). 3. Практические (упражнения, лабораторные и практические упражнения). 2. Наглядный (иллюстрации, демонстрации, наблюдения).

Каждый метод обучения имеет свои функции. В литературе встречаются характеристики следующих общепедагогических функций методов обучения: побудительная (мотивационная), образовательная, воспитательная, развивающая. В последние десятилетия о себе мощный безбумажный источник информации - видео в сочетании с новейшими компьютерными системами. В данной классификации выделяется пять методов: практический, словесный, наглядный, работа с книгой, видео метод. Каждый из этих общих методов имеет модификации (способы выражения). Классификация по назначению, выступают последовательные этапы учебного процесса на уроке. Выделяются формирование умений и навыков; применение знаний, творческая деятельность; закрепление, проверка знаний, умений, навыков. Классификация методов по типу познавательной деятельности. Тип познавательной деятельности - это уровень самостоятельности познавательной деятельности, которого достигаются учащимися по определенной схеме разработанной учителям. В данной квалификации выделяются следующие методы объяснительно иллюстративный (информационно-рецептивный, репродуктивный, проблемное изложение, частично-поисковый (эвристический); исследовательский.

Сущность информационно-рецептивного метода выражается в следующих его признаках: знания учащимся предлагаются в готовом виде; учитель организует различными способами восприятие этих знаний; учащиеся осуществляют восприятие (рецепцию) и осмысление знаний, фиксируют их в своей памяти. В репродуктивном методе обучения выделяются следующие признаки: знания учащиеся получают в «готовом» виде; учитель не только сообщает знания, но и объясняет их; учащиеся сознательно усваивают знания, понимают их и запоминают; необходимость прочности усвоения обеспечивается путем многократного повторения знания.

Метод проблемного изложения является переходным от исполнительской к творческой деятельности. На определенном этапе обучения учащиеся еще не в силах самостоятельно решать проблемные задачи, а потому учитель показывает путь исследования проблемы, излагая ее решение от начала до конца. Сущность частично-поискового (эвристического) метода обучения выражается в следующих его характерных признаках: знания учащимися не предлагается в «готовом» виде, их нужно добиваться самостоятельно. Учитель организует не сообщение или изложение знаний, а поиск новых знаний с помощью разнообразных средств; учащиеся под руководством учителя самостоятельно рассуждают, решают возникающие познавательные задачи, создают и разрешают, делают выводы и т.д. в результате чего у них формируются осознанные прочные знания.

Сущность исследовательского метода обучения: учитель вместе с учащимися формирует проблему, разрешению которой посвящается отрезок учебного времени; знания учащимся не сообщаются. Учащиеся самостоятельно добывают их в процессе разрешения проблемы, сравнения различных вариантов получаемых ответов; деятельность учителя сводится к оперативному управлению процессом решения проблемных задач; учебный процесс характеризуется высокой интенсивностью, учение сопровождается повышенным интересом, полученные знания отличаются глубокой, прочностью, действенностью.

методы обучения. Рассказ: вступление, повествование, заключение. Беседа: вводная. Работа с книгой Демонстрация Видеометод Иллюстрация Упражнения: устные и письменные.

Выделяют пять этапов, через которые обычно проходит познавательная деятельность учащихся на практических занятиях: 1. Объяснение учителя. 4. Выполнение работы. 2.Показ. 3.Проба. 5.Контроль.