Отчет об исполнении Государственного контракта 05.041.11.0007 от «14» июня 2013 г. «Экспертно-аналитическое сопровождение реализации мероприятий направленных.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Стратегические документы в сфере образования. Государственная программа РФ « Развитие образования » на годы Государственная программа РФ « Развитие.
Advertisements

О результатах реализации государственной программы Республики Карелия «Развитие образования в Республике Карелия» на годы в 2015 году и задачах.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА Калужской области «РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ» НА ГОДЫ А.С. Аникеев министр образования и науки Калужской.
П Л А Н МЕРОПРИЯТИЙ (" ДОРОЖНАЯ КАРТА ") "И ЗМЕНЕНИЯ В ОТРАСЛЯХ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ " Распоряжение.
Файзулина Ирина Эдуардовна, начальник отдела профессионального образования и науки управления образования и науки Тамбовской области Тамбов
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ РАБОЧИХ КАДРОВ И ФОРМИРОВАНИЯ ПРИКЛАДНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ: КОМПЛЕКС МЕР Департамент государственной политики в сфере.
УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г р К О Н Ц Е П Ц И Я долгосрочного социально-экономического развития.
План мероприятий («дорожная карта») изменений в деятельности МАОУ СОШ 4 направленных на повышение эффективности и качества на гг. Муниципальное.
Обеспечение условий для реализации ФГОС общего образования в рамках модернизации системы образования г. Петровска-Забайкальского.
Роль и задачи Общественного Совета при Управлении образования в системе независимой оценки качества образования. Чернышева Ирина Ивановна, председатель.
Изменения в системе дошкольного образования Удмуртской Республики, направленные на повышение её эффективности Республиканский семинар- совещание специалистов.
Тема опытно-экспериментальной работы «Самореализация личности школьника в условиях организации профильного обучения в рамках сотрудничества с высшим учебным.
Государственная политика в сфере образования АОУ ДПО РБ «РИКУиО» Кафедра ЭиУО Мункуева А.А., к.п.н., доцент.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.
О проекте создания Центра прикладных квалификаций Научно-образовательный кластер Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего.
«Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования в Иркутской области»
Основные направления развития профессионального образования в Российской Федерации и Республике Карелия Калева В.Г., начальник Управления развития образования.
« Научно-методическое обеспечение введения ФГОС » Логвинова И.М.
Программа модернизации педагогического образования 2014 – 2017 гг.
Формирование и развитие многофункциональных центров прикладных квалификаций (учебных центров профессиональной квалификации) О.Ф. Батрова к.п.н., ведущий.
Транксрипт:

Отчет об исполнении Государственного контракта от «14» июня 2013 г. «Экспертно-аналитическое сопровождение реализации мероприятий направленных на повышение эффективности высшего образования» ООО «Управляющая компания СКОЛКОВО менеджмент»

Результаты работ в рамках выполнения государственного контракта 1. Аналитический отчет о существующих ограничениях системы образования в Российской Федерации; 2. Рекомендации по преодолению существующих ограничений развития системы образования Российской Федерации; 3. Проведена проектно-аналитическая сессия (5 дней, больше 100 человек); 4. Концепция развития высшего образования в России учитывающая значимые мировые социально-экономические, демографические и технологические; 5. Пакет из 4-х программных документов, включающих описание приоритетных направлений, набора проектов развития высшего образования в Российской Федерации; 6. Дорожные карты (3 дорожные карты) и план мероприятий развития высшего образования в России, учитывающие значимые мировые социально- экономические, демографические и технологические процессы; 7. Методические рекомендации для дальнейшего использования Концепции развития высшего образования в субъектах Российской Федерации; 8. Проведена конференция (3 дня, более 100 человек).

Анализ существующих ограничениях госпрограмм в сфере образования 1. Преимущества программно-целевого подхода для решения стоящих перед министерствами и ведомствами задач используются недостаточно 2. При реализации федеральных целевых программ не разграничены функции органов государственного управления 3. Чаще всего не обосновано решение о выборе программного или сметного финансирования той или иной функции для достижения целей, стоящих перед ведомством 4. При формировании концепций новых федеральных целевых программ и корректировки действующих не применяется сценарный подход (вариативный) их реализации 5. Низкий уровень ориентации целевых программ во временном интервале на Правительственные задачи (в т.ч. программ социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу) 6. Слабый уровень мониторинга хода выполнения программных мероприятий по этапам реализации программ 7. Низкий уровень контроля за соблюдением плана реализации программных мероприятий по установленным в программах временным этапам 8. Занижены требования к государственным заказчикам по безусловному финансированию федеральных целевых программ за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников 9. Низкий уровень требований к ежегодным отчетам о ходе реализации федеральных целевых программ 10. Слабый ежегодный анализ деятельности дирекций федеральных целевых программ

Анализ существующих ожиданий требований, ограничений со стороны ключевых заинтересованных лиц и организаций Ожидания, требования, ограничения со стороны Министерства образования и науки Российской Федерации: отношение среднего балла ЕГЭ (в расчете на 1 предмет) в 10 % школ с лучшими результатами ЕГЭ к среднему баллу ЕГЭ (в расчете на 1 предмет) в 10 % школ с худшими результатами ЕГЭ; обеспечение равенства доступа к качественным образовательным услугам, что позволит оценить эффективность предусмотренных мер, направленных на снижение дифференциации (разрыва) в качестве образовательных результатов между школами (эта тенденция последних лет несет в себе существенные риски для качества человеческого капитала и социальной стабильности; задача обеспечения одинаково высокого качества образования, независимо от типа образовательного учреждения, отражена в поручениях Президента Российской Федерации); рост численности обучающихся государственных (муниципальных) общеобразовательных организаций, которым предоставлена возможность обучаться в соответствии с основными современными требованиями в общей численности обучающихся (характеризует качество инфраструктуры (материально-технической и технологической базы) обучения, реализацию требований ФГОС к условиям обучения); рост численности выпускников образовательных организаций профессионального образования очной формы обучения, трудоустроившихся в течение одного года после окончания обучения по полученной специальности (профессии), в общей их численности (характеризует востребованность выпускаемых специалистов экономикой страны, опосредовано свидетельствует о признании качества подготовки работодателем и актуальности направления (специальности) подготовки);

Анализ существующих ожиданий требований, ограничений со стороны ключевых заинтересованных лиц и организаций повышение охвата населения программами непрерывного образования (рост численности занятого населения в возрасте лет, прошедшего повышение квалификации и (или) переподготовку, в общей численности занятого в экономике населения данной возрастной группы (характеризует гибкость системы профессионального образования и ее способность быстро реагировать на возникающие потребности экономики в новых компетенциях, обнаруживать новые целевые группы в профессиональном образовании, вносить своевременный и адекватный новым задачам вклад в инновационное развитие и технологическое перевооружение страны); рост численности студентов, обучающихся в ведущих образовательных организациях ВО, в общей численности студентов образовательных организаций ВО; оптимизация структуры подготовки кадров по программам профессионального образования (рост численности выпускников, обучающихся по программам профессионального образования соответствующего уровня в общей численности выпускников): программы начального и среднего профессионального образования, в том числе программы прикладных квалификаций; рост числа образовательных организаций СПО и ВПО, обеспечивающих доступность обучения и проживания лиц с ограниченными возможностями здоровья, в общем их числе; рост численности студентов организаций ВО, прошедших в течение учебного года обучение в зарубежном вузе не менее одного семестра (кроме вузов СНГ), в общей численности студентов вузов; повышение среднемесячной заработной платы преподавателей ОУ профессионального образования (из всех источников) по отношению к средней заработной плате в экономике региона (преподаватели образовательных организаций СПО; профессорско- преподавательский состав образовательных организаций ВПО);

Анализ существующих ожиданий требований, ограничений со стороны ключевых заинтересованных лиц и организаций рост численности профессорско-преподавательского состава, прошедшего стажировки в ведущих российских и зарубежных университетах и научных центрах, в общей численности профессорско-преподавательского состава в отчетном году; рост числа организаций профессионального образования, направивших не менее 50 % от объема средств, полученных за счет дополнительного по сравнению с учтенным при планировании бюджетных ассигнований снижения потребления энергоресурсов, на увеличение годового фонда оплаты труда (без учета указанного увеличения при индексации фондов оплаты труда) в общем их числе; рост числа организаций высшего образования, сформировавших фонды целевого капитала объемом не менее 100 млн. рублей, в общем числе организаций высшего образования; рост численности иностранных студентов в общей численности студентов организаций высшего образования; обеспечение студентов общежитиями (рост численности студентов, проживающих в общежитиях, в общей численности студентов, нуждающихся в общежитиях): государственные (муниципальные) образовательные организации среднего профессионального образования; государственные (муниципальные) образовательные организации высшего профессионального образования); рост числа российских университетов, входящих в первую сотню ведущих мировых университетов согласно мировому рейтингу университетов (вхождение не менее пяти российских вузов в первые сто вузов мира по основным международным рейтингам); реализация совместных программ магистратуры и аспирантуры с ведущими международными университетами не менее чем в тридцати российских вузах.

Анализ существующих ожиданий требований, ограничений со стороны ключевых заинтересованных лиц и организаций Ожидания, требования, ограничения со стороны студентов, родителей: обеспечение возможности в старших классах для всех учащихся выбора профиля обучения и траектории освоения образовательной программы (в ОУ всех форм собственности и их сетях, в формах семейного, дистанционного образования, самообразования); обеспечение доступности программы культурной адаптации и изучения русского языка для всех детей из семей трудовых мигрантов; обеспечение во всех школах удовлетворительного уровня базовой инфраструктуры в соответствии с ФГОС, которая включает основные виды благоустройства, свободный высокоскоростной доступ к современным образовательным ресурсам и сервисам сети Интернет, спортивные сооружения; обеспечение получения детьми-инвалидами качественного общего образования по выбору в форме дистанционного, специального или инклюзивного обучения, поддержки в профессиональной ориентации; улучшение результатов российских школьников по итогам международных сопоставительных исследований (PIRLS, TIMSS, PISA); повышение мотивации студентов к учебе, в связи с повышением в экономике требований к компетенциям выпускников, повышение механизмов стимулирования качественной учебы; получение стипендии в размере прожиточного минимума; предоставление всем студентам возможности проживания в современных общежитиях; возможность прохождения практики для всех студентов, обучающихся по приоритетным направлениям подготовки, на современном производстве и получение возможности трудоустройства по специальности; возможность участвовать в исследованиях и разработках по специальности на старших курсах бакалавриата и в магистратуре, в первую очередь, в России.

Анализ существующих ожиданий требований, ограничений со стороны ключевых заинтересованных лиц и организаций Ожидания, требования, ограничения со стороны общества и работодателей: включение в управление образовательными организациями и оценку качества образования; повышение удовлетворенности населения качеством образовательных услуг; создание условий для получения любым гражданином страны профессионального образования, повышения квалификации и переподготовки на протяжении всей жизни; обеспечение доступности полной и объективной информации об образовательных организациях, содержании и качестве их программ (услуг), эффективной обратной связи с органами, осуществляющими управление в сфере образования; получение кадров с современными компетенциями, позитивными трудовыми установками, опытом практической деятельности.

Анализ существующих ожиданий требований, ограничений со стороны ключевых заинтересованных лиц и организаций Ожидания, требования, ограничения со стороны администрации учебных заведений: повышение привлекательности педагогической профессии и уровень квалификации преподавательских кадров; обеспечение роста средней заработной платы учителей общеобразовательных организаций и педагогических работников дошкольных образовательных организаций до уровня не менее 100% от средней заработной платы по экономике региона; обновление педагогического корпуса общего образования; повышение уровня подготовки педагогического корпуса общего образования; обеспечение возможности поддержки более опытных педагогов в режиме педагогической интернатуры для молодых специалистов в течение первого года работы; обеспечение возможности получения льготного ипотечного кредита для приобретения жилья; обеспечение конкурентоспособности заработной платы преподавателей вузов, активно занимающихся исследованиями и разработками на региональном рынке труда, позволяющей сосредоточиться на одном месте работы; повышение эффективности конкурсных механизмов замещения должностей доцентов и профессоров, которые, с одной стороны, повысят требования к претендентам на эти позиции, а с другой стороны, заставят вузы конкурировать за лучших преподавателей, предлагая им привлекательные условия работы; организация работы в профессиональном сообществе эффективных институтов самоуправления; расширение возможности участия работников в управлении образовательными организациями.

Анализ существующих ограничений деятельности ГЧП в сфере образования В условиях действующего законодательства в сфере образования не могут быть реализованы такие механизмы ГЧП контрактной формы как: доверительное управление имуществом, в том числе учреждение закрытых паевых инвестиционных фондов недвижимости (невозможно в соответствии с п. 3 ст ГК РФ); вклад имущества для осуществления партнерских проектов с целью получения прибыли по договору простого товарищества (невозможно в соответствии с п. 2 ст ГК РФ); заключение долгосрочных договоров на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) для государственных и муниципальных нужд (невозможно, т.к. при заключении каждого контракта необходимо выполнять процедуры, предусмотренные Федеральным законом от ФЗ) Отсутствие методической базы не позволяет в настоящее время реализовать механизмы ГЧП, не связанные с отчуждением имущества ОУ, например: управление и распоряжение имуществом ОУ в пределах прав и с учетом ограничений, закрепленных российским законодательством (с согласия учредителя); осуществление партнерских инвестиционных проектов, а также совместной научно- исследовательской деятельности; управление содержательным компонентом образования; осуществление экономической поддержки образования (без согласия учредителя); концессия как механизм ГЧП, который может быть реализован органами государственной власти или местного самоуправления в интересах ОУ. Серьезным ограничением для развития потенциала ГЧП в сфере образования является действующий режим налогообложения государственных и муниципальных ОУ и субъектов частного сектора, участвующих в финансировании сферы образования

Проектно – аналитическая сессия Дата проектно-аналитической сессии: августа 2013 г. (5 дней) Место проведения: Московская область, Одинцовский район, д.Сколково, ул.Новая, 100, кампус Московской школы управления СКОЛКОВО Участники: руководители ведущих образовательных учреждений, корпораций-работодателей, руководители исполнительной власти, лидеры из различных сфер, оказывающих влияние на сферу образования (в т.ч. ювенальной юстиции, здоровья детей, социологии, современной психологии, дизайна, информационных и компьютерных технологий, медиа, демографии и миграции). Формат работы: коллективная интеллектуальная работа и многопозиционная коммуникация профессионалов и ключевых заинтересованных лиц и организаций.

Проектно – аналитическая сессия Резюме мероприятия: 1. Государственная система управления должна однозначно признать рост значения "индивидуальных образовательных программ" как нового институционального ядра сферы. 2. Необходимо провести масштабное социологическое исследование реальных ожиданий и запросов различных групп пользователей к широко понимаемой сфере образования и подготовки кадров – как к ее традиционной, так и к новой институциональной структуре и содержанию. 3. Необходимо способствовать формированию эффективной системы разделения труда вокруг новообразующегося центра институционализации, то есть индивидуальной образовательной программы. 4. Необходимо создать (или ревитализировать) институт разработки нового содержания образования и подготовки. В его функции должна входить разработка новых организованностей учебного процесса: карт, интерактивных учебников, учебных игр, тренажеров, онлайн курсов и программ. 5. Необходимо восстановить режим эксперимента, то есть режим, предполагающий не только осуществление практической работы по тому или иному из важных для сферы направлений, но и режим анализа, описания, рефлексии (исследования) полученного опыта, перевода этих результатов в предложения и рекомендации по развитию сферы в целом. 6. Необходимо ввести и закрепить в нормативных документах новые требования к пространственной организации образовательных учреждений и кампусов при них – в том числе требования к проектированию, использованию в процессах строительства новых материалов, энерго- и ресурсосберегающих технологий, зеленой архитектуры, очистных сооружений, умных вещей и умных систем управления. Сами образовательные учреждения должны стать живой школой третьей промышленной революции.

Концепции развития высшего образования в России, учитывающая значимые мировые социально-экономические, демографические и технологические процессы Глобальные демографические тенденции: старение населения Рис.1. Возрастные пирамиды в развитых и развивающихся странах

Концепции развития высшего образования в России, учитывающая значимые мировые социально-экономические, демографические и технологические процессы «Массовизация» высшего образования Рис.2. Доля населения от 24 до 64 лет, имеющего высшее образование

Концепции развития высшего образования в России, учитывающая значимые мировые социально-экономические, демографические и технологические процессы Интернационализация образования Рис.3. Показатели интернационализации высшего образования в мире

Концепции развития высшего образования в России, учитывающая значимые мировые социально-экономические, демографические и технологические процессы Экономическая ситуация в мире и ее влияние на развитие образования Рис.4. Динамика государственного финансирования образовательных институтов в ведущих странах мира

Концепции развития высшего образования в России, учитывающая значимые мировые социально-экономические, демографические и технологические процессы «Цифровая революция» и распространение современных ИКТ- технологий в образовании Рис.5. Основные показатели развития информационно- коммуникационных технологий в мире

Концепции развития высшего образования в России, учитывающая значимые мировые социально-экономические, демографические и технологические процессы Перспективная модель высшего образования для России

Пакет программных документов, включающих описание приоритетных направлений, набора проектов развития ВО в РФ Приоритетные направления, набор проектов направленных на реализацию частных и предпринимательских инициатив в сфере образования Рис. Венчурные инвестиции в образовательные стартапы в мире Рис. Два пространства развития образования Направление 1. Стимулирование запуска предпринимательских проектов на базе современных образовательных и ИКТ-технологий Направление 2. Формирование предпринимательской инфраструктуры в сфере образования

Пакет программных документов, включающих описание приоритетных направлений, набора проектов развития ВО в РФ Приоритетные направления, набор проектов направленных на развитие технологичных форм обучения на базе современных ИКТ- технологий Направление 1. Массовые открытые он- лайн курсы (MOOC) - ядро новой технологической платформы Направление 2. Новая система управления учебным процессом (LMS) Направление 3. Формирование экосистемы поддержки нового образования

Пакет программных документов, включающих описание приоритетных направлений, набора проектов развития ВО в РФ Приоритетные направления, набор проектов направленных на развитие инфраструктуры вузов Направления: 1. стимулирование исследований; 2. обеспечение трансфера технологий; 3. развитие предпринимательских способностей; 4. стимулирование предпринимательской активности. Проекты: 1. Офис трансфера технологий 2. Центры экспериментального производства 3. В структуре вуза Клуб предпринимателей 4.Бизнес-инкубатор 5. Концепция BYOD 6. Виртуальные и удаленные лаборатории

Пакет программных документов, включающих описание приоритетных направлений, набора проектов развития ВО в РФ Приоритетные направления, набор проектов направленных на развитие научно-исследовательской и научно-технической деятельности организаций системы образования через эффективное взаимодействие с бизнесом 1. Изменение структурной организации университета с целью повышения уровня научных исследований и опытно- конструкторских разработок 2. Создание структур по обеспечению коммуникации между исследователями и потенциальными бизнес-заказчиками НИОКР 3. Развитие венчурных бизнес-проектов 4. Развитие кооперации между лабораториями и исследовательскими центрами с целью повышения их привлекательности для бизнеса 5. Механизмы материального стимулирования научно- исследовательской и разработческой активности сотрудников

Дорожные карты развития высшего образования в России Дорожная карта модернизации российских вузов

Дорожные карты развития высшего образования в России Дорожная карта по реализации проектов сетевой кооперации вузов в РФ

Дорожные карты развития высшего образования в России Дорожная карта развития частных и предпринимательских образовательных инициатив, основанных на современных ИКТ- технологиях

Конференция в рамках разработанный Концепции Сроки: октября 2013 Цель: экспертное обсуждение разработанной концепции, проработка проектных решений и планов действий по ключевым направлениям развития высшего и профессионального образования в РФ. Участники: Министерство образования и науки РФ: Департамент государственной политики в сфере высшего образования: директор и зам.директора департамента, начальники и зам.начальников отделов Департамент государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО: директор и зам.директора департамента, начальники и зам.начальников отделов Руководители и заместители руководителей корпораций-работодателей; Руководители и заместители руководителей образовательных учреждений; Иностранные и российские эксперты, лидеры из различных сфер (ювенальная юстиция, детская преступность, социология, информационные технологии, компьютерные технологии, трудовое законодательство, армия, дизайн и архитектура) Эксперты и модераторы Московской школы управления СКОЛКОВО. Формат работы Выступления представителей органов федеральной и региональной власти, представителей корпораций, выступления и презентации руководителей образовательных учреждений, выступления международных и российских экспертов, а также интенсивная коллективная работа, включающая в себя фазу индивидуального и группового обсуждения, пленарного заседании.

Спасибо за внимание