К обучению на уроках технологии в контексте ФГОС основного общего образования.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Основы деятельностного метода обучения». «Это очевидно, что мы рождены для деятельности» Цицерон Марк Туллий, 1 в. до н.
Advertisements

Урок открытия нового знания (ОНЗ).. 1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности (2–3 мин) 1) актуализируются требования к ученику со стороны.
Универсальные учебные действия ( УУД ). Что же такое универсальные учебные действия?
Формирование регулятивных, личностных, коммуникативных и познавательных УУД на уроке ОНЗ в технологии деятельностного метода обучения.
. Понятие «универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика.
« Кто владеет информацией, тот владеет всем » Ли Якокка.
Формирование Универсальных Учебных Действий. Универсальные учебные действия (УУД) УУД -умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию.
РЕАЛИЗАЦИЯ ФГОС НА ОСНОВЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО МЕТОДА.
Реализация программы развития школы «Школа социального успеха» Школа при Посольстве России в Турции Подготовила – Попова Е.И. Материалы методического совещания.
Технология деятельностного метода «Школа 2000…» Мотивация к учебной деятельности Актуализация и фиксация затруднения в действии Выявление места и причины.
Формирование универсальных учебных действий как одно из условий повышения качества образования.
Понятие «Универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика к.
Подготовка учащихся к реальной жизни Готовность занять активную позицию Успешно решать жизненные задачи Умение сотрудничать и работать в группе Быть готовым.
Универсальные учебные действия как результат начального образования.
Программа развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального образования.
ФГОС 2 поколения Программа развития универсальных учебных действий Пилюгина Н.А. Учитель начальных классов МОУ «Юркинская ООШ»
Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая.
Универсальные учебные действия (УУД) Универсальные учебные действия (УУД)
Универсальные учебные действия на проектных уроках.
Презентация выполнена зам.директора по учебной части, учителем начальных классов МБОУ «СОШ 1» г. Микунь Бакуриной Н.Л.
Транксрипт:

к обучению на уроках технологии в контексте ФГОС основного общего образования

«Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность» Б. Шоу

Научная психолого-педагогическая школа Л.С. Выготского Гальперин П.Я. Выготский Л.С. ( ) советский психолог, автор работ по педологии и когнитивному развитию ребёнка Давыдов В.В. Эльконин Д.Б. Занков Л.В. Лурия А.Р. Петерсон Л.Г.

Структура деятельности (по В.В. Давыдову) Потребность Мотив Задача Средства (решения задачи) Действия Результат Рефлексия

Основная педагогическая задача: организация условий, инициирующих детское действие Чему учить? обновление содержания Ради чего учить? ценности образования Как учить? обновление средств обучения

Технология деятельностного метода (ТДМ) Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно – познавательной деятельности Петерсон Л.Г.

Технология деятельностного метода 1)Самоопределение к деятельности (орг. момент) 2)Актуализация знаний и затруднение в деятельности 3)Выявление места и причины затруднения 4)Построение проекта выхода из затруднения (эталона) 5)Реализация построенного проекта. 6) Первичное закрепление во внешней речи 7) Самостоятельная работа с самопроверкой в классе 8) Включение в систему знаний и повторение 9) Рефлексия учебной деятельности (итог) {

Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода «Школа 2000…» Урок открытия нового знания (ОНЗ) Урок отработки умений и рефлексии Уроки общеметодологической направленности Урок развивающего контроля

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности Цель: мотивирование (самоопределение) учащихся к учебной деятельности. «надо» «хочу» «могу» Организация этапа: 1) актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»); 2) создаются условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»). 3) устанавливаются тематические рамки («могу»).

2. Актуализация (повторение)и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии Цель: Подготовить мышление учащихся к последующим шагам учебной деятельности и организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

2. Актуализация (повторение)и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

3. Выявление места и причины затруднения Цель: Организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе подвести их к выявлению места и причины затруднения.

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство) Цель: построить проект выхода из затруднения. Организация этапа На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения); согласовывают тему урока; выбирают способ (дополнение или уточнение); строят план достижения цели; определяют средства – алгоритмы, модели, учебник и т.д.

5. Реализация построенного проекта Цель: 1) реализовать построенный проект в соответствии с планом; 2) зафиксировать новый способ действия в речи и знаково (с помощью эталона); 3) организовать решение исходного задания, данного для пробного действия; 4) уточнить общий характер нового знания; 5) зафиксировать преодоление затруднения.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Цель: организовать усвоение детьми нового знания при решении типовых задач с проговариванием во внешней речи 1. 2.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель: 1) организовать самопроверку детьми на основе сопоставления с эталоном своего умения применять новое знание в типовых ситуациях; 2) организовать рефлексию усвоения нового способа по результатам выполнения самостоятельной работы (особое внимание принципам минимакса и психологической комфортности).

8. Включение в систему знаний и повторение. Цель: 1) выявить границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний; 2) повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока). Цель: 1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; 2) провести рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся; 3) оценить собственную деятельность на уроке; 4) зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности; 5) обсудить и записать домашнее задание.

Приоритетом образования в условиях реализации ФГОС становится собственная деятельность ученика и овладение школьниками универсальными способами деятельности (Универсальными Учебными Действиями)

Личностные результаты – сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам Метапредметные результаты – освоение обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях Предметные результаты – усвоение обучающимися конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, -знаний и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности, ценностей

Виды универсальных учебных действий Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные (ФГОС второго поколения)

Обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся Результаты личностных УУД: «Я осознаю себя как личность, умею себя оценить, понимаю важность ценностей Россия, Родина, семья» Личностные УУД

самоопределение личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; смыслообразование установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него; нравственно-этическая ориентация действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей. Личностные УУД

Регулятивные УУД Обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности Результаты регулятивных УУД: «Я знаю зачем я это делаю, как, в какой последовательности и для чего, какой результат я получу»

Регулятивные УУД целеполагание планирование прогнозирование контроль коррекция оценка саморегуляция, способность к волевому усилию

Познавательные УУД Включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем. Результаты познавательных УУД: «Я умею думать, рассуждать, сравнивать, обобщать, находить, понимать и хранить информацию»

целеполагание; постановка и формулирование проблемы поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний (умение работать с таблицами); умение строить высказывания; смысловое чтение; выбор способов решения задач; рефлексия. Анализ Синтез Сравнение Классификация Подведение под понятие Установление причинно- следственных связей Построение логической цепи рассуждений УД ЛогическиеУД Общеучебные Познавательные УУД

моделирование; преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область. формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Постановка и решение проблемы: Знаково- символические УД Познавательные УУД

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Результаты коммуникативных УУД: «Я умею слушать и выражать свои мысли в устной и письменной речи, умею сотрудничать и взаимодействовать»

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация; управление поведением партнера контроль, коррекция, оценка действий партнера; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Коммуникативные УУД

Условия, обеспечивающие развитие УУД Формирование УУД как цель образовательного процесса определяет его содержание и организацию. Формирование УУД происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин. УУД, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний и умений, формирование образа мира и основных видов компетентности учащегося, в том числе социальной и личностной.

Примерная основная образовательная программа основного общего образования Федеральный уровень с участием субъектов Российской Федерации В соответствии с требованиями ФГОС к структуре включает : пояснительную записку; базисный учебный план; планируемые результаты освоения основной образовательной программы; примерные программы учебных предметов; Примерные программы: формирования универсальных учебных действий; духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся; формирования культуры здорового и безопасного образа жизни; коррекционной работы; систему оценки достижения планируемых результатов.