НОРМИРОВАНИЕ И СНИЖЕНИЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ Лекции - 14 часов Практические занятия - 28 часов Форма аттестации: диф.зачет Преподаватель: к.г.-м.н.,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Стандарты и руководящие документы по мониторингу окружающей среды.
Advertisements

Внедрение экологического менеджмента. популяризация ISO 14000, в том числе через публикацию русскоязычного текста стандартов; популяризация основных принципов.
ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ.
Нормативы качества окружающей среды. Понятие "нормативы качества окружающей среды" закреплено в Законе Республики Беларусь "Об охране окружающей среды"
Экологическое право представляет собой совокупность правовых принципов и норм, регулирующих общественные отношения: по охране окружающей среды от вредных.
1 Решение проблем обеспечения экологической безопасности – как важный элемент аудиторской деятельности Председатель комиссии по аттестации и аккредитации,
Экологическое право. Экологическое право отрасль призванная регулировать взаимодействия общества и природы Согласно Конституции РФ каждый гражданин имеет.
Экологическое проектирование и экспертиза. Нормативно-правовые основы.
Экологическое нормирование: базовые понятия. Экологическое нормирование Нормирование антропогенных нагрузок на окружающую среду – одна из важнейших составных.
Экологическое право Выполнила: Мосина ИГ, учитель истории и права МБОУ» Яйская СОШ2»
Лекция 1 ОВОС КАК СФЕРА НАУЧО- ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ОВОС И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА.
Общие положения Нормирование качества среды – установление пределов, в которых допускается изменение ее естественных свойств. Обычно норма устанавливается.
Тема 1. Окружающая среда, ее компоненты и объекты: понятийная база.
Экоцид Статья 358 нанесение окружающей среде такого вреда, который создает непосредственную угрозу для жизни и здоровья отдельных человеческих общностей.
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИИ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА Презентация подготовлена преподавателем-организатором ОБЖ Дягилевым Александром.
1.П РАВОВАЯ ОХРАНА ЛЕСОВ 2. Э КОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ Подготовил: Бирюков И. А. ЮФ
Экологическое управление (управление в сфере взаимодействия общества и природы) - урегулированная нормами права деятельность специально уполномоченных.
Система природоохранного законодательства Казахстана включает следующие нормативно-правовые акты: 1) Конституция РК; 2) законы и ко­дексы в области охраны.
Экспертиза результатов инженерных изысканий. Нормативная база инженерных изысканий. Градостроительным кодексом установлено место инженерных изысканий.
Понятие, субъекты, функции и виды управления природопользованием Выполнила: Медникова Ольга Группа ОСМ
Транксрипт:

НОРМИРОВАНИЕ И СНИЖЕНИЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ Лекции - 14 часов Практические занятия - 28 часов Форма аттестации: диф.зачет Преподаватель: к.г.-м.н., доцент Азарова Светлана Валерьевна

Цель освоения дисциплины : 1) изучение методов и приемов нормирования, снижения и контроля поступления загрязняющих веществ в природную среду; 2) развитие способностей к восприятию, обобщению и анализу информации; постановке цели и поиску путей ее достижения; 3) формирование мотивации к выполнению профессиональных обязанностей, понимания значимости своей будущей профессии; 4) подготовка бакалавров к научно- исследовательской, проектно-производственной и контрольно-ревизионной деятельности.

Данная дисциплина взаимосвязана со следующими: общая экология, геоэкология, экология человека, социальная экология, охрана окружающей среды, учение об атмосфере, учение о гидросфере, оценка воздействия на окружающую среду, экологический мониторинг. Студент должен обладать знаниями и навыками в области математики, химии, почвоведения и экологии почв.

Экологическое нормирование Экологическое нормирование - научно обоснованное ограничение воздействия хозяйственной и иной деятельности на ресурсы биосферы, обеспечивающее как социально-экономические интересы общества, так и его экологические потребности. Экологическое нормирование Экологическое нормирование представляет собой разработку научно-методической базы стандартизации в области природопользования и охраны окружающей среды на основе анализа устойчивости экосистем и толерантности человека к вредным воздействиям, обоснование безопасных уровней и продолжительности воздействия на окружающую среду, прогноз этих последствий, а также апробации результатов.

Современная система экологического нормирования включает: стандартизацию, лицензирование отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды, а также экологическую сертификацию (обязательную или добровольную) в целях обеспечения экологически безопасного осуществления хозяйственной и иной деятельности. Нормирование качества окружающей среды – одна из основных частей Федерального закона «Об охране окружающей среды» от (послед. изм. от )

Цели и задачи экологического нормирования Основная цель нормирования качества окружающей среды – установление предельно допустимых норм воздействий, гарантирующих экологическую безопасность населения, сохранение генофонда, обеспечивающих рациональное использование и производство природных ресурсов в условиях устойчивого развития хозяйственной деятельности. Под воздействием понимается антропогенная деятельность, связанная с реализацией экономических, рекреационных, культурных интересов и вносящая физические, химические и биологические изменения в природную среду. Основная задача экологического нормирования - разработка и обоснование научно-методической базы стандартизации в области безопасности жизнедеятельности человека и сохранения генофонда, охраны окружающей среды и рационального природопользования. В задачи экологического нормирования входят также: апробация разработок на практике, доведение их до стандартов и введение в ранг нормативов.

Конституция Российской Федерации Международные договоры Российской Федерации, общепризнанные нормы международного права Международные договоры Российской Федерации, общепризнанные нормы международного права Федеральные законы Нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации Нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации Ведомственные нормативные правовые акты Конституции, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации Конституции, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации Локальные нормативные правовые акты

Статья 9. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Статья 9. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Статья 42. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Статья 42. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Статья 58. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Статья 58. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Статья 2. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Конституционные основы регулирования экологических отношений

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ» от ФЗ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ» от ФЗ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОМ «О САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОМ БЛАГОПОЛУЧИИ НАСЕЛЕНИЯ» от ФЗ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОМ «О САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОМ БЛАГОПОЛУЧИИ НАСЕЛЕНИЯ» от ФЗ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О ВНУТРЕННИХ МОРСКИХ ВОДАХ, ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ МОРЕ Т ПРИЛЕЖАЩЕЙ ЗОНЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от ФЗ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О ВНУТРЕННИХ МОРСКИХ ВОДАХ, ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ МОРЕ Т ПРИЛЕЖАЩЕЙ ЗОНЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от ФЗ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О РЫБОЛОВСТВЕ И СОХРАНЕНИИ ВОДНЫХ «О РЫБОЛОВСТВЕ И СОХРАНЕНИИ ВОДНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ» от ФЗ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О РЫБОЛОВСТВЕ И СОХРАНЕНИИ ВОДНЫХ «О РЫБОЛОВСТВЕ И СОХРАНЕНИИ ВОДНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ» от ФЗ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О БЕЗОПАСНОСТИ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ от ФЗ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О БЕЗОПАСНОСТИ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ от ФЗ

11 Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от ФЗ Экономического механизма охраны окружающей среды Нормирования качества окружающей среды; государственной экологической экспертизы Экологических требований при проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных объектов Экологического контроля, экологического мониторинга Систематизированы следующие нормы

Термины и определения Качество природной среды – совокупность показателей состояния ее экологических систем, которая постоянно и неизменно обеспечивает (или не обеспечивает) полноценные процессы обмена веществ и энергии в природе, между природой и человеком, а также условия для воспроизводства жизни. Качество природы обеспечивается самой природой путем саморегуляции, самоочищения, характеризуется совокупностью химических, физических, биологических и иных ее показателей.

Благоприятная окружающая среда – такая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных систем, природных и природно- антропогенных объектов.

Рост техносферы и потери биосферы в XX веке Показатель Начало века Конец века Валовой мировой продукт, млрд. долл/год Численность населения, млрд.человек 1,66 Потребление пресной воды, км 3 /год Площадь лесов, млн.км 2 57,549 Площадь суши, занятая техносферой, % 1730 Риск техногенных поражений людей, % 0,52,5

Схема форм загряз- нения (загряз ните- лей (по Реймерсу Н.Ф.) (Сурикова Т.Б., 2012)

Воздействие на окружающую среду – единовременный, периодический или постоянный процесс, последствиями которого являются отрицательные изменения в окружающей среде. Нормативы качества окружающей среды – параметры, установленные в соответствии с физическими, химическими, биологическими и иными показателями для оценки состояния окружающей среды, при соблюдении которых обеспечивается благоприятная окружающая среда.

Влияние атмосферных загрязнений на здоровье человека (Сурикова Т.Б.,2013)

Нормирование в области охраны окружающей среды - деятельность по установлению: нормативов (показателей) качества ОС; нормативов допустимого воздействия на ОС при осуществлении хозяйственной и иной деятельности; иных нормативов в области охраны ОС; государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны ОС.

Базовый каркас экологического нормирования Т е р р и т о р и а л ь н о е н о р м и р о в а н и е Б а з о в о е н о р м и р о в а н и е

Экологическое нормирование подчиняется следующим принципам: аналитичности – детальный предварительный экономический анализ затрат и выгод от введения новых регламентов, оценка краткосрочных и долгосрочных последствий; реализма – ориентация на практическую достижимость результатов, т.е. реальность соблюдения установленных запретов, юридических норм и правил;

дифференцированности – различный региональный и отраслевой подходы к установлению нормативов, что имеет особое значение для технического нормирования; динамичности – возможность внесения корректив с учетом результативности ранее принятых регламентов, изменения экологической ситуации и достижений научно-технического прогресса; гласности – открытость и научная обоснованность нормативов и правил.

Объект экологического нормирования – экологическая система определенного пространственно-временного масштаба, то есть совокупность взаимодействующих живых и неживых элементов, обладающая определенной степенью общности и которую по определенным критериям можно отделить от других таких же совокупностей.

Предмет изучения экологического нормирования – выявление безопасных пределов воздействия на экосистемы в процессе природопользования, а также оценка последствий эксплуатации различных природных ресурсов для других компонентов экосистем, включая человека

Критерий экологического нормирования – выбранные субъектом оценки свойства (параметры, инварианты) объекта нормирования, для сохранения которых разрабатываются экологические нормативы. Экологическая нагрузка – такое изменение внешней среды, которое приводит или может приводить к ухудшению качества объекта, т.е. к нежелательным с точки зрения субъекта оценки изменениям в его состоянии.

Предельно допустимая экологическая нагрузка (ПДЭН) – максимальная нагрузка, которая еще не вызывает ухудшения качества объекта нормирования. Экологический норматив – законодательно установленное ограничение экологических нагрузок.

Система экологического нормирования включает: стандартизацию, лицензирование, отдельных видов деятельности в области охраны ОС, а также экологическую сертификацию в целях обеспечения экологически безопасного осуществления хозяйственной и иной деятельности.

Экологическое нормирование представляет собой разработку научно-методической базы стандартизации в области природопользования и охраны окружающей среды на основе анализа устойчивости экосистем и толерантности человека к вредным воздействиям, обоснование безопасных уровней и продолжительности воздействия на окружающую среду, прогноз этих последствий, а также апробации результатов.

Общая схема контроля загрязнения окружающей среды

Схема гигиенического нормирования содержания химических веществ в объектах окружающей среды (по В.Ф. Протасову, А.В. Молчанову, 1995)

Разработка нормативов в области охраны ОС включает в себя: установление оснований для разработки или пересмотра нормативов; научно-исследовательские работы по обоснованию нормативов; экспертизу, утверждение и опубликование в установленном порядке;

контроль за применением и соблюдением нормативов; формирование и ведение единой информационной базы данных; оценку и прогнозирование экологических, социальных, экономических последствий применения нормативов.