Вариативность как необходимое условие для индивидуализации в рамках единого образовательного пространства РФ Воронцов Алексей Борисович, 26 февраля 2015.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПРОГРАММНЫЙ КОМПЛЕКС для формирования учебной самостоятельности школьников ОТКРЫТЫЙ ИНСТИТУТ «РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ» ВОРОНЦОВ А.Б. ФИРМА «МИФОРС» город.
Advertisements

Лошкарева Елена Владимировна, директор государственного бюджетного учреждения Тверской области «Центр оценки качества образования»
ФИНАНСОВО – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОСТИЖЕНИЯ ЭФФЕКТОВ МРСО ПО ВСЕМ ШЕСТИ НАПРАВЛЕНИЯМ ШАДРИНА Н.М. ИПОП «ЭВРИКА»
Фоменко И.А., начальник отдела информационно-аналитического обеспечения процедур лицензирования и государственной аккредитации ЦКО ГОУ ВПО Академия социального.
Управленческие решения в период подготовки введения ФГОС ООО. Переход на новый образовательный стандарт как проект. Н.Губанова.
Модернизация региональной системы оценки качества образования в условиях введения нового ФГОС НОО Чистякова В.А., директор ГУ РА «РЦОКО»
Современные учебно- методические комплексы, соответствующие ФГОС, как элемент информационно- образовательной среды ОУ.
Научно-методическое сопровождение введения ФГОС нового поколения Л.К. Фомичева, ректор Псковского областного института повышения квалификации работников.
ФГОС ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. Нормативная база ФГОС ООО – приказ Минобрнауки РФ утверждён зарегистрирован Минюстом
Введение федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской.
Управление развитием системы оценки качества образования на федеральном уровне 5 ноября 2011г., г.Москва.
Технологии деятельностного (развивающего) обучения как основа для достижения результата в соотвествии с ФГОС НОО В.В. Иванов заместитель директора МОУ.
Модель управления развитием системы оценки качества общего образования 6 ноября 2011г., г.Москва.
ОТКРЫЙ ИНСТИТУТ «РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ» СЕТЕВАЯ ФЕДЕРАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПЛОЩАДКА «Построение школьной системы оценки качества общего образования» состав.
Основная образовательная программа основного Основная образовательная программа основного общего образования общеобразовательного учреждения.
Аккредитация Целью государственной аккредитации образовательной деятельности является подтверждение соответствия ФГОС ( ФКГОС ) по основным общеобразовательным.
Разработка основной образовательной программы основного общего образования.
1. Стабильность и положительная динамика высокого уровня и качества освоения обучающимися учебных программ в соответствии с требованиями ФГОС. 2. Подтверждение.
Основные федеральные тренды Институциональный характер изменений в образовании Деньги в обмен на обязательства и на эффективность Формульное финансирование.
2 Критерии готовности ОУ к введению стандарта - определена оптимальная для реализации модель организации образовательного процесса, обеспечивающая организацию.
Транксрипт:

Вариативность как необходимое условие для индивидуализации в рамках единого образовательного пространства РФ Воронцов Алексей Борисович, 26 февраля 2015 года г. Красноярск «Современная дидактика и качество образования: в каких институциональных формах достигаются индивидуальные образовательные результаты?»

Термины, используемые в докладе в контексте образования Вариативность – это отказ от унификации, возможность выбора всеми участниками образовательного процесса содержания, способов, форм, темпа, уровня и т.п. образования; Индивидуализация – возможность построения САМИМ учащимся собственной (индивидуальной) маршрута, программы обучения (в пределе образования); Индивидуальные образовательные результаты – те необходимые результаты, которые определил учащийся САМ для решения своих личностно значимых, профессиональных, общественных задач; Единое образовательное пространство – пространства многообразия путей достижения целей, поставленных государством и обществом перед образованием.

Вопросы для рассмотрения: 1. Ключевые институциональные сдвиги, оказавшие влияние на массовое общее образование: положительные и отрицательные сдвиги 2. Причины неэффективности положительных сдвигов и «реваншизм» в образовании 3. Возможные пути развития массового общего образования в ближайшие десять лет

Сложившаяся ситуация в образовании за последние 23 года Советско-российское педагогическое образование СТАНДАРТЫ ПО бакалавр, магистр ВНИК ЗАКОН РФ «Об образовании» Вариативность систем ФГОС ФЗ-273 Об образовании 2012 Сообщество инновационных практик (10-15%) Массовая традиционная практика ПСИХОЛОГИЯ и ПЕДАГОГИКА РАЗВИТИЯ СОВЕТСКАЯ ДИДАКТИКА

Вариативность в образовании – главное «завоевание» 90-х годов годы – правильное понимание – вариативность подходов, систем (система РО: Занкова, Эльконина-Давыдова, школа Толстого, Монтессори, Вальдорфская школа, школа Диалог культур. Ключевое слово: ШКОЛА в широком его понимании) 1996 – по настоящее время – неправильное понимание – наличие большого количества УМК и учебников, которые реализуются в традиционной классно-урочной репродуктивной системы образования ВЫБОР ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНИКОВ, учебные пособия ??? ВЫБОР ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ???? ВЫБОР ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ???? ВЫБОР ФОРМ ОБУЧЕНИЯ ???

От такого понимания вариативности «народ устал» и «не увидел» новых результатов Альтернативные системы обучения, отдельные инновации Наличие классно-урочной системы обучения, традиционного УП, традиционного расписания УЗ, традиционного оценивания внутришкольного управления и контроля, внешняя оценка Многообразие учебников Наличие классно-урочной системы обучения, традиционного УП, традиционного расписания УЗ, традиционного оценивания внутришкольного управления и контроля ВЫВОД: отсутствие научно-педагогического сопровождения, отсутствие адекватного инструмента оценки, содержательного анализа разной результативности обучения при разных подходах может действительно привести к замене «вариативности» на «единообразие» в образовании. Мы не смогли убедить, показать, научно обосновать необходимость вариативности, ее эффективность и результативность МНОГООБРАЗИЕ задает «поле» возможностей, но и «большую головную боль». Невозможно справиться с «вариативностью» старыми способами оценки

Альтернативная система текущего контроля и промежуточной аттестации (системы оценивания) на уровне образовательной организации (ст.15, п.3) (ст.28. п.3.10), НО НЕ ПРИЗНАЕТСЯ НА МЕСТАХ ТРАДИЦИОННЫЙ ПОДХОД: -наличие одной (единой шкалы оценивания); -балльное оценивание; -средняя унифицированная оценка; -накопительная система за определенный период; -оценка предметных знаний традиционным способом; -оценка относительно общей нормы; -Вне возрастное оценивание Альтернативные образовательные системы образования АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ ПОДХОД: -наличие нескольких параллельных оценочных школ; -разведение формирующего и суммативного (итогового оценивания); -критериальное оценивание; -оценка учебных и внеучебных достижений; -оценка индивидуального прогресса через дельту; -Акцент на возрастные возможности школьника Варианты традиционного образования, УМК Выводы: 1)замена пятибалльной школы другими балльными шкалами не изменила «философию» оценки. На уровне школы право альтернативной оценки есть, на уровне государства нет; 2) Менять систему оценивания без изменения всех остальных элементов содержания и организации образовательного процесса не дает нужного эффекта и не повышает качества образования, а, наоборот, может его повышать; 3)Система оценки мощный рычаг изменений в образовании; 4)Отсутствие всероссийской системы оценки качества образования тормозит качественные изменения во всем секторе общего образования

«Свой» учебный план как механизм реализации основной образовательной программы ступени ОО 1998, 2004 годы БФУП – базисный федеральный учебный план Рабочий учебный план школы (школьный компонент до 10%) – примерный учебный план, общее количество часов Рабочий учебный план школы (от 20 до 30% - вариативная часть) Региональные службы РОСОБРНАДЗОРА

Форма обучения – как условия индивидуализации образования Формы обучения (очная, очно-заочная, заочная) ст.17,34 ФЗ-273 Сетевые формы основных образовательных программ ст.17 ФЗ Электронное обучение и дистанционные формы обучения Нормативно- подушевое финансирование, санитарно- гигиенические правила,

Отрицательные институциональные изменения на эффективность и качество образования Финансово-экономический блок (нормативно-подушевое финансирование, НСОТ, конкурсные процедуры, укрупнение школ) ГИА в форме ОГЭ и ЕГЭ с использованием стандартных традиционных тестов Системно-деятельностный подход и ФГОС в целом Подходы к экспертизе учебников, в том числе электронных учебников

Выводы, вопросы и предложения ? Выводы: отсутствие научно-обоснованных инноваций и изменений в образовании, большая часть изменений происходит из-за финансово-экономической целесообразности. Такой подход опасен возвратом к «исходным позициям» – «унификации и единообразию»: единый учебник, единый учебный план, единые каникулы, единая информационная среда, единая форма, единое мышление.

Вопросы к СЕДЬМОЙ конференции: 1. Может ли в современных условиях вариативности, разнообразных подходов, образовательных систем быть ОДНА дидактика? Можно ли сформулировать общие принципы обучения для всех направлений образовательных систем? 2. Новый вопрос: Нужна ли дидактика вообще как отрасль педагогической науки? Кто использует дидактику в педагогической деятельности: авторы учебников? Руководители школ? Педагоги? Может нужна НЕ ДИДАКТИКА? Нужны описания технологий к разным системам и подходам? Не приведет ли ЕДИНАЯ дидактика к унификации? 3. Возможно ли обсуждать в рамках дидактики отдельные ее элементы: контрольно-оценочная деятельность, индивидуализация, проектная деятельность? Если отдельные элементы необходимо встраивать в общую систему образования?

Предложения: Задать описание частных дидактик (технологий). Пора уже в тексты наши превращать в монографии: -принципы обучения и учения: -принципы отбора содержания образования; -подходы к конструированию и проектированию образовательных программ; -подходы к описанию образовательных результатов; -требования к контрольно-измерительным материалам; -требования к способам и формам организации ОП; -принципы и подходы к учебно-методическим материалам; -способы и формы повышения квалификации педагогов; -подходы к внутришкольному управлению и мониторингу реализации этого подхода (системы)

Предложения: Вариативность подходов, систем, а не вариативность школ и педагогов. Нужны несколько примерных образовательных программ от количества образовательных систем (подходов); Отделить инновационное крыло от массовой школьной практики. Дать широкие полномочия для реализации своих программ, со своей аккредитацией и т.п.