Понятие о культуре устной вербальной коммуникации.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Речевая коммуникация. Команда: Легион. Цель: Изуение литературы по теме.
Advertisements

Что такое лингвистика? Лингвистика Происхождение языков Функционирование языков Сходство и различие языков Процессы говорения и понимания во времени.
Функциональные стили речи. Функциональные стили речи : Исторически сложившаяся система речевых средств, используемых в той или иной сфере человеческого.
Национальный русский язык. Роль языка в обществе. Язык и речь. Формы языка.
Функциональные стили речи исторически сложившаяся система речевых средств, используемых в той или иной сфере человеческого общения ; разновидность литературного.
ТЕМА: Речевая деятельность. Формы и виды речевой деятельности.
Язык и речь «Язык и речь». Язык - орудие, средство общения Речь - функционирование языка и сам процесс общения.
Речь - процесс использования вербальных знаков в целях общения, формулирования мыслей, оценки различных жизненных проявлений.
Культура речевого общения Михайлова И.М.. Что должен знать учитель о качествах речи? Теоретическая часть.
Русский язык и культура речи к. филол. н., доцент Гончарова Любовь Марковна.
Структура, виды и формы речевой деятельности. это неотъемлемая и составная часть общей деятельности. Между системой общей деятельности (например, познавательной,
Выполнила : Студентка 205 группы Лечебного факультета Джиоева Надежда.
Функции языка (прежде всего речи) коммуникативная, или функция общения передача и усвоение общественно- исторического опыта знаковая планирующая. экспрессивная.
Мухортиков и Кумышь. Речь – один из видов коммуникативной деятельности человека, использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива.
Функциональные стили речи. Функциональные стили речи : Исторически сложившаяся система речевых средств, используемых в той или иной сфере человеческого.
Культура речи в структуре профессиональной компетентности специалиста.
Автор: Сафаров Б.Н Группа: 202 Б ТС. Система знаковДеятельность по использованию этих знаков Слово многозначноСлово однозначно, оно привязано к контексту.
Материал подготовил Алимбай Курмет Имашулы Студент 3 курса Университета Алматы.
Научная письменная речь. Понятие о стилистике и стилях речи; Понятие о стилистике и стилях речи; Понятие о стилистике и стилях речи; Понятие о стилистике.
Стили речи русского языка Назаренко Оксана Вячеславовна, канд. филол. наук, преподаватель кафедры гуманитарных и экономических дисциплин.
Транксрипт:

Понятие о культуре устной вербальной коммуникации

Речь – это способность использовать язык для общения и передачи информации, процесс превращение мысли в слово, продукт речевой деятельности Коммуникация – общение - происходит от латинского слова communico, что означает «делаю общим, связываю, общаюсь», поэтому наиболее близким к нему по значению является русское слово «общение». Устный (уста) – произносимый Вербальный (лат. verbalis) – слово)- словесная Вербальная (речевая) коммуникация – общение с помощью слов.

Внутренняя – это мысленная речь (размышления, переработка увиденного, услышанного, прочитанного, споры с самим собой). Работает всегда, включая глубокий сон. Внешняя - произнесенная или записанная речь Различают 4 вида внешней речи 1. Говорение – устное выражение мысли 2. Письмо – графическое выражение мысли 3. Слушание (аудирование) - восприятие речи по слуху 4. Чтение – восприятие и понимание чужой записанной речи

Формы речи УСТНАЯ ПИСЬМЕННАЯ Передается звуками Передается графическими знаками – буквами Возникла исторически изначально Возникла из устной речи Обращена непосредственно к собеседнику Обращена к отсутствующему адресату Интерактивна: собеседник может повлиять на ход речи Собеседник не может повлиять на ход речи Невозможно внести изменения Возможно редактирование Сопровождается невербальными средствами Сопровождается графическими знаками Мимолетна Существует долговечно Устная форма речи закреплена за всеми функциональными стилями русского языка, однако она имеет несомненное преимущество в разговорно – бытовом стиле речи Письменная речь является основной формой существования речи в научном, публицистическом, официально – деловом и художественном стилях. Основа – литературный язык

МОНОЛОГ (от греч. monos – один и lоgоs – слово, речь) ДИАЛОГ ( от греч. dialogos – разговор, беседа) осуществляется одним говорящим (пишущим), осуществляется между двумя коммуникаторами. не предполагает обмена репликами- высказываниями и не зависит, как правило, от речевой ситуации представляет собой обмен репликами- высказываниями и зависит, как правило, от речевой ситуации это чаще всего публичная речь, адресованная большому количеству людей. это чаще всего разговорная речь, которой обмениваются собеседники Ораторский монолог диалогичен Полилог - это обмен высказываниями, разговор нескольких лиц. Отличительными чертами диалогической речи являются: Беседа - целенаправленный диалог, связанный одной темой. Участники беседы обсуждают или выясняют определенную проблему с по­мощью специально подобранных вопросов.

Речевая деятельность Речевая деятельность – процесс речевого общения Виды речевого общения 1. Контактное – дистантное (письмо, радио, аудитория) 2. Устное – письменное 3. Диалогическое – монологическое (полилог) 4. Межличностное – массовое 5. Частное – официальное

Речевая ситуация Речевая ситуация, т. е. такое стечение обстоятельств, которое побуждает человека к речевому действию (например, к высказыванию). Условия речи 1. Автор – адресат 2. Тема 3. Ситуация общения (где говорит, с кем говорит, с какой целью)

Формы существования языка диалекты (территориальные); просторечие (речь неграмотных или недостаточно грамотных слоев городского населения); жаргоны ( речь отдельных профессиональных, социальных групп с целью языкового обособления) и литературный язык.

Литературный язык обслуживает различные сферы человеческой деятельности: политику; культуру; делопроизводство; законодательство; словесное искусство; бытовое общение; межнациональное общение.

Основные признаки литературного языка 1. Обработанность (литературный язык - это язык, обработанный мастерами слова: писателями, поэтами, учеными, общественными деятелями); 2. Устойчивость (стабильность); 3. Обязательность для всех носителей языка; 4.Нормированность; 5. Наличие функциональных стилей.

Аспекты культуры речи 1. нормативный (соблюдение действующих норм); 2. этический (соблюдение определенных правил общения, этических норм поведения); 3. коммуникативный

Коммуникативные качества речи I. Правильность II. Точность III. Логичность (порядок изложения мысли) IУ. Чистота (отсутствие в языке чуждых литературному языку элементов: диалектизмы, жаргонизмы, варваризмы, слова-паразиты, вульгаризмы). У. Выразительность (воздействие на чувства) УI. Богатство (словарный запас) УII. Уместность (речь отвечает теме, цели, условиям общения) УIII.Доступность (облегчает понимание информации адресатом) IХ. Этичность (служить добру).

Практикум 1. Можно ли назвать речевым общение между глухонемыми людьми? 2. Известно, что попугаи могут произносить человеческие слова. Является ли разговор с говорящим попугаем коммуникацией? 3. Какое значение имеет слово «речь» в предложении: «Его речь была нелогичной»? Конкретизируйте это предложение, выразив разные значения термина «речь»: а) речевая деятельность, б) продукт деятельности. 4. Исследователи установили, что человек, хорошо владеющий одним иностранным языком, гораздо легче осваивает второй, чем человек, не знающий никакого иностранного языка. Как вы думаете, чем можно объяснить этот факт?

5. Определите, в каких функциональных стилях литературного языка употребляется каждый из членов приведенных синонимических рядов. Дополните ряды, если это возможно. Найдите в каждом ряду стилистически нейтральное слово. вспылить – вскипеть – вспыхнуть – взорваться; вниз – книзу – долу; весенний – вешний; героизм – геройство – доблесть; лицо – физиономия – лик; мир – вселенная – мироздание – космос – макрокосм; неувядаемый – неувядающий – немеркнущий; руководитель – гегемон – глава; несравнимый – несравненный – бесподобный. 6. Подберите стилистические синонимы к следующим словам: Глаза, говорить, работать, большой.

7. Сгруппируйте приведенные слова по трем стилистическим разрядам: 1) стилистически нейтральные; 2) книжные; 3) разговорные. Ахнуть, актуальный, взыскание, трепка, вещий, вкалывать, доверенность, дефект, иждивение, забота, вакуоль, иск, книжка, косинус, картошка, начертать, норма, нормальный, отлынивать, пневмония, чахотка, работа, рот, трудиться, уста, эксперимент. 8. Определите значения просторечных слов, замените литературными. Тепереча, манатки, тутошний, небось, умаяться, сызмала, смотаться, шибко, пузо, сдрейфить, расфуфыриться, укокошить.

Ответы к тесту 11, 3,4,84 Нейтральные: актуальный, доверенность, эффект, забота, книжка, картошка, норма, нормальный, работа, рот, трудиться, эксперимент Книжные: взыскание, вещий, иждивение, вакуоль, иск, косинус, начертать, пневмония, уста Разговорные: ахнуть, трепка, вкалывать, отлынивать, чахотка 2 2, 3, 7, 8,9 5 Теперь, вещи, здешний, вероятно, устать, с детства, уйти, очень, живот, струсить, нарядиться, убить 3 научный 6