Алалия, сабаблари ва шакллари Тайёрлади: стажер-ў қ итувчи Тохтиярова Ш.Э.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Р А З В И Т И Е П Р О Ц Е С С О В О Н Е М А Т Ф ИЧ Е С К И Х.
Advertisements

Речь детей с РДА Горбачева Л.И.. Этапы становления речи детей по А.Н. Леонтьеву 1-й – подготовительный – до 1 года; 2-й – преддошкольный – от 1 года до.
Коррекционная работа с умственно отсталыми детьми.
«Трудности при овладении чтением учащимися и пути их преодоления» Семинар-практикум для родителей.
Нарушение интеллекта – это стойкое, необратимое нарушение познавательной деятельности, вызванное органическим поражением головного мозга. Ведущий симптом.
Результаты коррекционно - развивающей работы с учащимися коррекционной школы 8 вида за 2014 – 2015 уч. год учителя – логопеда Шишовой Л. Г.
МОЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ На развитие ребёнка влияет окружающая его обстановка, особенно, если малыш ещё только начинает познавать мир. А детям с речевыми.
Ржевская Светлана Ивановна Взаимосвязь логопеда специальной (коррекционной) школы VIII вида и семьи.
ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ОБЩЕМ НЕДОРАЗВИТИИ РЕЧИ.
Особенности образования и профессиональной ориентации детей с кохлеарной имплантацией Особенности образования и профессиональной ориентации детей с кохлеарной.
«Наглядный материал для дифференциации звуков «Л-В» Мариупольская городская ПМПК Учитель-логопед Хаевская А.Н.
Русский язык как учебный предмет в специальной (коррекционной) школе.
БЛИЦ – ОПРОС Тема «Взаимодействие логопеда и воспитателей логопедических групп»
Сообщение для педагогов Тема: «Развитие речи и формирование коммуникативных способностей детей»
Профилактика нарушений письменной речи у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи Автор-составитель – учитель-логопед высшей квалификационной категории.
Направления коррекционно- логопедической работы при алалии.
Русский язык как учебный предмет в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида.
L/O/G/O Тема: «Формирование фонематических процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр».
Дошкольное отделение МБОУ «Гончаровская СОШ» Презентация учителя-логопеда Блиновой Татьяны Александровны ЗАДЕРЖКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ: понятие причины виды.
ЗВУКИ, Я ВАС СЛЫШУ! РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ Подготовила учитель- логопед Власова Е.В. Ярославль, 2016 г.
Транксрипт:

Алалия, сабаблари ва шакллари Тайёрлади: стажер-ў қ итувчи Тохтиярова Ш.Э.

1. Беккер К.П. Совак М. Логопедия. М раздел Зееман М. Растройства речи в детском возрасте. М Ковшиков В.А. Экспрессивнач алалия.Л Логопедия (под.ред Л.С.Волковой) М Мўминова Л.Р.,Аюпова М.Ю. Логопедия Т бет. Адабиётлар

Nutq rivojlanishi: 1 oy – tovushlar 2 oy - gugulash 3oy – chugurlash 6 oy – guvrash 9 oy – birinchi sozlar 12 oy – 10 ta soz 2 yosh – jumla 3 yosh – togri nutq Bolada talaffuzni rivojlanishini asosiy bosqichlari

Мотив Мазмунни шакллантириж Нутқий жумлани режалаштириж, дастурлаштириж Лексик воситалар танлаш Грамматик тузилмаларини шакллантириж Мотор дастурларни реализациялаш Нутқни назорат қилиж Нут қ ий жумлани вужудга калиж модели:

«Alaliya – bolani ona qornida yoki erta rivojlanish davrida bosh miya yarim sharlari postlogidagi nutq zonalarini organik jarohatlanishi natijasida nutqni yoqligi yoki orqada qolishi»

Мотор алалия - нутқ-харакат - Брока маркиза ва унинг ўтказувчи йўлларини жарохатланижи натижасида экспрессив нутқни ривожланмай қолижидир. Бу болаларда импрессив нутқ(нутқни тушуниж) етарли даражада ривожлоган бўлиб, файл луғат ва тилнинг грамматик тизимини ўзлаштириждаги яққол камчиликлар намоён бўлади.

Брока маркиза

Бир сўзли гаплар Бирламчи сўз шакллари Икки сўзли гаплар Бир неча сўзлардан иборат гаплар Мураккаб гаплар Бо ғ логан нут қ ни ривожлантириж О ғ заки нут қ ни шакллантириж бос қ ичлари:

Алалик болага таълим берижни боғча ёшидан бошлаш мақсадга мувофиқ ҳисобланади. Алалик бола билан логопедик иж тизимининг асосий вазифаларидан бери уларни фикрлаш, тафаккур, тақлид қилиж, диққат жараёнларини ривожлантириждир. Булар асосида нутқни тизимли равижда ривожлантириж жараёни олби борилади. Бу жараёнлар қуйидагиларни ўз ичига оладьи:

Логопед Л.В.Мелехова мотор алалик болалар билан олби борган кўп йиллик тажрибасидан хулоса чиқариб, логопед ижини 4-даврга бўлиб олби бориж керак деб ҳисоблайди.

1. Сўз бойлигини ошириж ва нормаль даражасига етказиж. 2. Нутқни грамматик қурилижини шакллантириж. 3. Товушларни ҳосил қилиж ва мустаҳамлаш. 4. Сўзлашув нутқига қизиқиж, хоҳиж уйғотиж.

Вернике маркиза

Сенсор алалия - нутқ-эшитув Вернике маркиза ва унинг ўтказувчи йўлларини жарохатланижи натижасида импрессив нутқни ривожланмай қолижи бўлиб, сўзни товуш таркиби ва мазмуни ўртасидаги алоқани узилижида намоён бўлади.

Сенсор алалик билан олби бориладиган логопедик ижнинг бошланғич даврининг асосий вазифаси, болага ҳаётда учрайдиган товушлар, кейин иса нутқ товушларга ҳамда тақлид қилижга файл қизиқижни ҳосил қилиж ўйин вазиятидан фойдалоган ҳолда эрижилади.

Тинчлик режимини ташкил этиж; Товушларга қизиқижни, нутқий эҳтиёжни яратиж; Товушларни фарқлаш; Пассив луғатни тўплаш; Болани ўз нутқини ривожлантириж. Сенсор алалия да коррекционной- логопедик иж йўналижлари:

Биологик Ижтимоий патология беременности, родов генетические алкоголизм, наркомания аномалии развития (микроцефалия, гидроцефалия, нейросенсорная тугоухость; Инфекции, менингиты, энцефалиты в доречевом периоде педагогическая запущенность отсутствие живого общения, замена его информационными носителями (телевизор, компьютер)

нарушается восприятие и понимание речи при сохранном слухе, что часто принимают за интеллектуальную недостаточность имеется тяжелое нарушение аналитико-синтетической деятельности коркового конца речеслухового анализатора, в котором происходит первичный анализ речевых звуков не формируется фонематическое восприятие, не дифференцируются фонемы и не воспринимается слово целиком при обследовании слуха с помощью аппаратуры обнаруживается слуховая неустойчивость (одинаковые сигналы то воспринимаются, то нет) отмечается замыкательная акупатия - отчуждение смысла слова, как результат несформированности связи между словом и предметом (действием) гиперакузия - повышенная чувствительность к звукам, безразличным для окружающих (шуршание листьев, спичек в коробке, бумаги, скрип, капание воды)

Наблюдение Сбор анамнеза Беседа с родителями Детальное обследование Ознакомление с историей развития ребенка развития ребенка Обследование понимания речи Обследование экспрессивной речи

в спонтанной ситуации названий предметов названий действий понятий, выражающих пространственные отношения пространственные отношения названий качеств предметов в учебной ситуации при ограниченном выборе логико-грамматических и предложно-падежных конструкций

Словесные инструкции обследуются в контексте происходящего и вне контекста предполагаемые объекты обследования должны быть в наличии (но не на глазах) пробы на понимание должны быть произнесены не менее 3 раз, но не подряд

варьируются от полного непонимания речи до понимания отдельных обиходных слов и предложений Большую роль в понимании играет ситуация (понимают не отдельные слова, а фразу в ситуации при определенном порядке слов). Понимание ухудшается при изменении темпа речи говорящего. многократном медленном повторении; после проговаривания (подкрепление собственными акинезиями); нахождении говорящего в поле зрения алалика; общении с близкими людьми (тембровая избирательность восприятия). Понимание улучшается при: Трудности во включении, переключении и распределении слухового внимания (не сразу реагируют на речь, замедленность слухового восприятия).

Слоговая структура слова Словарный запас Словарный запас Грамматический строй речи Навыки диалога Навыки диалога Произносительная сторона речи

Из-за непонимания речи окружающих невозможность или грубое искажение собственной речи сопровождение игр модулированным лепетом; в поведении расторможен; эхолалии; логорея; в ударении; замены слов; искажения структуры слов; Ошибки не фиксированного Характера (каждый раз новые): Высказывания ребенка не точны по содержанию и ошибочны по форме; Он мало пользуется жестами и мимикой ;

ПОВЫШЕННАЯ РЕЧЕВАЯ АКТИВНОСТЬ НА ФОНЕ ПОНИЖЕННОГО ВНИМАНИЯ К РЕЧИ ОКРУЖАЮЩИХ И ОТСУТСТВИЕ КОНТРОЛЯ ЗА СОБСТВЕННОЙ РЕЧЬЮ

Системное недоразвитие речи Умственная отсталость Аутизм Когнитивные способности В пределах возрастной нормы Резко снижен Асинхрония развития Эмоциональные реакции Носят дифференцированный характер (адекватно ситуации) Уплощенные, однообразные Отсутствует эмоциональный контакт Реакция на непонимание Негативная, нервничают, кричат безразлично Игнорируют собеседника Использование мимики и жестов используют Не используют никогда (не хватает интеллекта, что бы изобрести) Не используют (не имеют потребности общаться) Познавательный интерес Проявляют выраженный познавательный интерес Сюжет не поддерживают Не проявляют (только на узко интересующую его тему) Отношение к сюжетной игре Играют в сюжетные игры (участвуют) Не понимают Склонность к стереотипиям Отношение к юмору Понимают и сами шутят Не понимают игнорируют Отношение к чтению Успешно овладевают послоговым чтением Не способны овладеть Овладевают формально

Основной принцип коррекционнойной работы: последовательное и систематическое воздействие на все стороны речевой деятельности ребенка, на фоне специфического лечения, стимулирующего созревание клеток коры головного мозга Формирование: коммуникативных навыков; учебного поведения; начального интереса к звукам Развитие слухового восприятия окружающих звуков и обращенной речи Развитие понимания обращенной речи; формирование лексико-грамматической системы языка Развитие фонематического восприятия и навыков языкового анализа и синтеза, раннее обучение грамоте Строгая организация звукового и речевого режима; создание обучающей среды

беспорядочная слуховая нагрузка задерживает развитие речи ! щадящий режим дня; ограничение излижнего общения; исключение аудио- и видео- информации, звучащих игрушек; ситуация зрительного и слухового голода – для повышения восприимчивости к звукам; избегание хлопков в ладоши, топанья по полу, стука по столу, т.к. в этих случаях воспринимается не звучание, а вибрация

коммуникативных навыков: Установление зрительного и эмоционального контакта; Формирование умения откликаться на свое имя; Понимания стандартных ситуаций общения (приветствие. прощание, просьба); Формирование умения использовать указательный и другие смысловые жесты, мимику, интонацию. учебного поведения: интереса к звукам: Формирование мотивации к совместной деятельности и общению со взрослым; Развитие подражательной деятельности ; Развитие направленного внимания и работоспособности – сортировка, классификация; нормальизация поведения, подчинение неречевым инструкциям; Привлечение внимания к звучащему предмету; Выработка условно- двигательной реакции на звук; Формирование навыка определения местонахождения и направленности звука.

ознакомление с характером звучащих предметов; различение звучания шумов, простейших музыкальных инструментов, голосов; запоминание последовательности звучаний (шумов предметов, звуков); введение в шумовой ряд сильного речевого звука (а,р,у), формирование связи с символом звука; узнавание и различение речевых звуков; развитие подражания неречевым и речевым звукам; различение и запоминание цепочки звукоподражаний; выделение слов из речевого потока.

Восприятие и различение простых слов, накопление пассивного словаря. Установление связи между словом и предметом в ходе предметно- практических действий. Понимание и выполнение ребенком словесных инструкций, стандартизированных словосочетаний и фраз. Понимание логических, грамматических и тематических групп слов. Понимание усложняющихся фраз, детализированных заданий, инструкций. Формирование собственной речи (не повторять и не заучивать фразы, а ставить ребенка в ситуацию мыслительных задач). Анализ и синтез состава собственной речи и речи окружающих. Употребление ребенком слов и предложений в ходе создания соответствующих ситуаций общения.

Дальнейшая стимуляция слухового восприятия и осознания звуковой стороны речи. Различение на слух речи с использованием игр и упражнений, с опорой на символы звука. Раннее обучение грамоте. Дальнейшее наращивание и уточнение словаря, развитие понимания синонимических и антонимических отношений, многозначности слов. Развитие понимания логико-грамматических и предложно- падежных конструкций с опорой на чтение в контексте ситуации и вне его.

Своевременная диагностика; Своевременная диагностика; Раннее вмешательство и систематическое специфическое лечение ребенка; Раннее вмешательство и систематическое специфическое лечение ребенка; Целенаправленное организованное коррекционнойное воздействие; Целенаправленное организованное коррекционнойное воздействие; Активное участие родителей в коррекционнойном процессе, правильная организация развивающей среды. Активное участие родителей в коррекционнойном процессе, правильная организация развивающей среды.