Исследовательская деятельность учащихся. Педагогический проект Автор: Кондратенко Т.И. Учитель биологии МОУ «Погореловская СОШ»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Использование технологии исследовательской деятельности для активизации познавательных и творческих способностей учащихся на уроках русского языка.
Advertisements

Метод проектов на уроке обществознания Государственное областное образовательное учреждение Начального профессионального образования Профессиональное училище.
Обеспечивает овладение методами научного познания в процессе поиска; Обеспечивает овладение методами научного познания в процессе поиска; Формирует мотивацию,
Творческий отчёт по теме самообразования «Научно-исследовательская деятельность в начальной школе» учителя начальных классов Творческий отчёт по теме самообразования.
Выступление на ММО учителей биологии и и химии Подготовила : Полякова Е. В. учитель биологии и химии МОУ « Графовская СОШ »
Цель образования в России, обеспечиваемая ФГОС второго поколения Полное и гармоничное развитие личности, интегрированной в мировую и национальную культуру,
Новые педагогические технологии Метод проектов Метод проектов Презентацию подготовила учитель начальных классов Снеткова А. С.
Изучение, обобщение и распространение актуального педагогического опыта Кузьмина Светлана Евгеньевна Методист МУДО ЦРТДЮ.
Костромской областной институт развития образования Кафедра педагогических инноваций Взаимосвязь базовых компетенций с успешностью педагогической деятельности.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Исследовательская деятельность учащихся – образовательная технология, предполагающая решение учащимися исследовательской,
1 Муниципальное общеобразовательное учреждение «Итатская средняя общеобразовательная школа 2 с. Томское» Томского района Томской области ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
«Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой.
«Развитие исследовательской культуры учителя». Исследовательская культура учителя: Определенный способ и результат творческой самореализации учителя в.
«Образовательная программа педагога – средство подготовки учителя к педагогическому проектированию» «Расскажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню.
Заседание МО по теме: «Проектно-исследовательские методы обучения»
Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках информатики Методический семинар.
Использование проектной технологии в подготовке обучающихся к ЕГЭ по обществознанию Суркова Галина Владимировна учитель истории и обществознания БОУ г.
Направления работы с одарёнными детьми на уроках русского языка и литературы в 6 классе Курсовой проект Авторы и разработчики: Бараковская Т.И. МБОУ «СОШ.
Тверская обл.г. Вышний Волочёк МБОУ гимназия 2, учитель биологии Бурова М.В.
Творческая лаборатория «Формирование творческо-исследовательской деятельности обучающихся» зам.директора по МР: Сукманова Г.А. ТШО 2 С.Мокроусово г.
Транксрипт:

Исследовательская деятельность учащихся. Педагогический проект Автор: Кондратенко Т.И. Учитель биологии МОУ «Погореловская СОШ»

Девиз: «Сомневаясь, мы начинаем исследовать, а исследую, находим истину.» (Пьер Абеляр)

Цель проекта: Развитие у учащихся интереса к исследовательской деятельности. Задачи: Задачи: Выявить способных и одаренных детей, проявляющих интерес к предмету; Выявить способных и одаренных детей, проявляющих интерес к предмету; Использовать индивидуальный подход в работе с одаренными учащимися на уроках биологии и во внеурочное время; Использовать индивидуальный подход в работе с одаренными учащимися на уроках биологии и во внеурочное время; Развивать творческие и интелектуальные способности учащихся через внеклассную работу Развивать творческие и интелектуальные способности учащихся через внеклассную работу

Актуальность Быстро меняющаяся современная жизнь заставляет нас задуматься о значении исследовательского поведения в жизни человека и использование в образовании исследовательской деятельности. Исследовательское обучение – это особый подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего. Современный педагог должен формировать у ребенка целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также формировать самостоятельную деятельность и личную ответственность обучающихся, то есть ключевые компетентности, определяющие современное качество образования. Важнейший источник формирования ключевых компетентностей – научно-исследовательская деятельность.

Направления работы: Диагностика – изучение личности учащихся; Диагностика – изучение личности учащихся; Работа со способными и одаренными учащимися на уроке биологии; Работа со способными и одаренными учащимися на уроке биологии; Внеклассная работа. Внеклассная работа.

Методы работы: Анкетирование, опрос; Анкетирование, опрос; Собеседование; Собеседование; Тестирование; Тестирование; Анализ литературных источников; Анализ литературных источников; Творческие работы; Творческие работы; Проектный метод; Проектный метод; Метод прогнозирования; Метод прогнозирования; Метод исследования проблемы; Метод исследования проблемы; Синквейн. Синквейн.

Формы работы: Урочная форма обучения с использованием системы знаний повышенной сложности; Урочная форма обучения с использованием системы знаний повышенной сложности; Факультатив; Факультатив; Кружковая работа; Кружковая работа; Организация временных групп; Организация временных групп; Свободное самообразование; Свободное самообразование; Проведение предметных недель; Проведение предметных недель; Научно-практические конфиренции; Научно-практические конфиренции; Олимпиады; Олимпиады; Интелектуальный марафон. Интелектуальный марафон.

Содержание проекта: 1. Диагностика учащихся – методика оценки общей одаренности; 2. Работа со способными и одаренными учащимися на уроках биологии; 3. Внеклассная работа с учащимися. Создание постоянных и временных групп. Создание постоянных и временных групп. Подготовка к олимпиадам. Подготовка к олимпиадам. Научно-практические конференции. Научно-практические конференции. Основной принцип работы – принцип «обогащения».

Ресурсное обеспечение проекта: Наличие учебной аудитории; Наличие учебной аудитории; Библиотечный фонд – наличие литературы по проблемам биологии; Библиотечный фонд – наличие литературы по проблемам биологии; Связь с заинтересованными организациями; Связь с заинтересованными организациями; Интернет-ресурсы. Интернет-ресурсы.

Критерии эффективности: Высокий уровень познавательного интереса к предмету; Высокий уровень познавательного интереса к предмету; Отсутствие неуспевающих по предмету; Отсутствие неуспевающих по предмету; Увеличение количества учащихся, выбирающих биологии, как экзамен; Увеличение количества учащихся, выбирающих биологии, как экзамен; Учащиеся становятся призерами олимпиад по биологии. Учащиеся становятся призерами олимпиад по биологии. Творческая самореализация школьников в проектно-исследовательской деятельности. Творческая самореализация школьников в проектно-исследовательской деятельности.

Овладение навыками научно- исследовательской деятельности происходит поэтапно: 1. Работа с литературой; 2. Проблемное обучение; 3. Лабораторные работы; 4. Проектная деятельность; 5. Исследовательская деятельность.

«Скажи мне, и я забуду, Покажи мне, и я запомню, Дай мне действовать самому, и я научусь.» (Древнекитайская мудрость) (Древнекитайская мудрость) Учащиеся сохраняют в памяти: 20% того, что читали; 20% того, что читали; 50% то, что наблюдали; 50% то, что наблюдали; 90% то, что высказывали, обсуждали и практически выполняли. 90% то, что высказывали, обсуждали и практически выполняли.

Исследователь – это КТО? Исследование научное – процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности. Характеризуется объективностью, воспроизводимо- стью, доказательностью, точностью; имеет два уровня – эмпирический и теоретический. Исследования делятся на Исследования делятся на фундаментальные и прикладные, Количественные и качественные, Уникальные и комплексные. (Российский энциклопедический словарь) Исследователь – «тот, кто занимается научными исследованиями» (Словарь С.И. Ожегова)

Развитие познавательных компетенций ЮИ – это вооружение методиками исследования Алгоритм подготовки, проведения и оформления учебного (научного) исследования 1. Выбор темы, её обоснование: - проблема, актуальная для теории и практики; - проблема малоисследованная; - «белые пятна» проблемы; - формулировка темы исследования. 2. Цель исследования и задачи. 3. Гипотеза. 4. Научная новизна и практическая значимость. 5. Методология, методы, этапы исследования. 6. Планирование предстоящей работы. 7. Описание содержания работы. А) Теория: - историография изучения проблемы; - современное состояние в науке; - современное состояние в науке;

- анализ имеющегося практического опыта. Б) Практическая часть: - описание опытной или экспериментальной работы; - анализ полученных результатов; - выводы, подтверждающие (или опровергающие) гипотезу; - проведение апробации. 8. Заключение: краткие выводы, рекомендации, неисследованные проблемы. 9. Библиография. 10. Приложения: схемы, таблицы, документы, методики и т.д. 11. Подготовка доклада, презентации, защиты…

«Педагогические риски» неуспешности развития познавательной компетентности юного исследователя 1. Вызовы современных реалий детства (как изъяны среды развития). детства (как изъяны среды развития). 2. Недостатки содержания и технологий организации интеллектуально- организации интеллектуально- познавательной деятельности в школе. познавательной деятельности в школе. 3. Неумение найти подход к «особым» детям. 4. Неадекватность позиции руководителя. 5. Последствия крайне интеллектуальной, физической, психической перегрузки физической, психической перегрузки школьников. школьников. 6. Внутренние индивидуально личностные проблемы юного исследователя. проблемы юного исследователя. Как быть?

Дидактогения школьников-подростков (как последствие) Дидактогения – это возникновение негативных психических процессов в структуре личности учащегося (угнетенное состояние, страх, фрустрация – представление о трудности, нерешаемости проблем обучения и воспитания), вызванное нетактичным, неэтичным, непедагогическим поведением, воздействием педагога, отрицательно сказывающимся на деятельности и межличностных отношениях учащихся, на их настроении и мироощущении. проблем обучения и воспитания), вызванное нетактичным, неэтичным, непедагогическим поведением, воздействием педагога, отрицательно сказывающимся на деятельности и межличностных отношениях учащихся, на их настроении и мироощущении.

Стиль и тон отношений педагога и одаренного школьника Уберечься от двух крайностей: 1. Неодобрения, негативной оценки, критики… «Каждая идея – вещь деликатная. Равнодушный кивок или мимолётная ухмылка могут погубить идею. Острое замечание может «заколоть» её насмерть, а Нахмуренные брови – искалечить до неузнаваемости» Ч. Брауэр Ч. Брауэр 2. Чрезмерной опеки, оказания помощи, когда она не востребована. «Отчего погас светильник? Я заслонил его своим плащом, Я заслонил его своим плащом, Чтобы спасти его от ветра; Чтобы спасти его от ветра; Вот отчего погас светильник!» Вот отчего погас светильник!» Р. Тагор Р. Тагор

Приёмы создания душевного комфорта в процессе воспитания юного исследователя Приучать себя и детей постоянно думать о хорошем в жизни; Приучать себя и детей постоянно думать о хорошем в жизни; Чаще «включать внутреннее свечение», Чаще «включать внутреннее свечение», Рефлексия и релаксация; Рефлексия и релаксация; Создание «своего» уголка, где хорошо; Создание «своего» уголка, где хорошо; Поездки, путешествия, экскурсии…; Поездки, путешествия, экскурсии…; Общение с любимыми людьми, с природой, маленькими детьми, с животными…; Общение с любимыми людьми, с природой, маленькими детьми, с животными…; Решение интеллектуальных задач; Решение интеллектуальных задач; Занятия полезной деятельностью и своим хобби. Занятия полезной деятельностью и своим хобби.

Заключения. Выводы. Исследовательская деятельность способствует расширению диапазона знаний; способствует расширению диапазона знаний; Развитию познавательного интереса; Развитию познавательного интереса; Стремлению к поиску; Стремлению к поиску; Изучению информации и новых ресурсов; Изучению информации и новых ресурсов; Умению анализировать; Умению анализировать; Формированию собственных суждений; Формированию собственных суждений; Формированию адекватной самооценки; Формированию адекватной самооценки; Установлению контактов и стремлению к контакту; Установлению контактов и стремлению к контакту; Возможности моделировать будущее, профессиональной мобильности. Возможности моделировать будущее, профессиональной мобильности. То есть всё это в совокупности приведет к развитию к одной из ключевых компетентностей у школьников – исследовательской компетентности.