Освоение нового федерального государственного образовательного стандарта и развитие УУД средствами РУССКОГО ЯЗЫКА 1 – 11 классы Образовательная система.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
БУКВЫ Е–И В ПРИСТАВКАХ ПРЕ-, ПРИ- РУССКИЙ ЯЗЫК, 5-й КЛАСС, Ч. 1 Урок 34 © ООО «Баласс», 2012.
Advertisements

Предмет «Русский язык» в свете Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения.
Планируемые результаты по литературному чтению Стандарты и преемственность Жанна Александровна Шалашова, учитель высшей категории, руководитель ГТГ учителей.
«Школа – 2100» Современное направление развития образования.
«Школа 2100» И ПРОБЛЕМНО- ДИАЛОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ.
Технология проблемного диалога как средство достижения нового образовательного результата Заздравных Юлия Ивановна, учитель биологии лицея 22.
Структурные изменения уроков русского языка и литературы на этапе подготовки к внедрению ФГОС второго поколения основного общего образования. Выступление.
Продуктивное чтение – залог успешного обучения Цель: учим самостоятельно понимать текст.
Приступим или Преступим?. Правописание приставок пре- и при-
Современные направления развития образования На примере Образовательной системы «Школа 2100»
Комплекс инновационных образовательных технологий Опыт Образовательной системы «Школа 2100» и направление ГЭП.
Самоанализ урока русского языка «Перенос слов» Учитель начальных классов МБОУСОШ 57 Железняк О.И.
Стандарты второго поколения Примерные программы основного общего образования Русский язык.
С ТРУКТУРНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ НА ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ К ВНЕДРЕНИЮ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Формирование коммуникативной компетенции учащихся в контексте их подготовки к написанию сочинения Автор: Попова Елена Витальевна, учитель русского языка.
1 Практикум по подготовке урока по окружающему миру с метапредметными результатами в Образовательной системе «Школа 2100»
Новое содержание работы логопеда с введением ФГОС предметные результаты по русскому языку должны отражать «…сформированность позитивного отношения к правильной.
«Выстраивание преемственности между начальной и основной школой как одна из важнейших задач нового федерального государственного образовательного стандарта.
Учебно-методический комплект «Перспективная начальная школа Руководитель проекта: Чуракова Р. Г. Учитель 1 а : Флегантова Светлана Георгиевна высшая квалификационная.
ОРФОГРАММА. ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРИЗНАК ОРФОГРАММЫ. УСЛОВИЯ ВЫБОРА ОРФОГРАММЫ РУССКИЙ ЯЗЫК, 5 КЛАСС, Ч. 1 урок 7 © Баласс, 2012.
Транксрипт:

Освоение нового федерального государственного образовательного стандарта и развитие УУД средствами РУССКОГО ЯЗЫКА 1 – 11 классы Образовательная система «Школа 2100»

Филологический цикл ОС «Школа 2100» Ключевое слово - общение Риторика Чтение / литература Русский язык Непосред- ственное общение Общение с автором через текст Язык – средство общения Общение с другими народами Иностранный язык

Руководители авторского коллектива: академик РАО, доктор пед.наук, профессор БУНЕЕВ Рустэм Николаевич, доктор пед.наук БУНЕЕВА Екатерина Валерьевна Впервые одним авторским коллективом создан непрерывный курс русского языка на основе единых линий развития, сопряженный с литературным образованием Основная цель – обучение правильному использованию родного языка для продуктивного общения, развитие функциональной грамотности средствами предмета Классы:

РУССКИЙ ЯЗЫК Грамотное и эффективное пользование русским языком в устной и письменной речи Осознание русского языка как национального достояния Приобретение и систематизация знаний о языке ЦЕЛИ - ЛИНИИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ средствами предмета РУССКИЙ ЯЗЫК Коммуникативно-деятельностный подход

Новые цели – через чтение научить общению, развить эмоции, приобщить к отечественному и мировому культурному наследию, сформировать интерес к чтению. Первыми осуществили обновление содержания литературного образования в непрерывном курсе, которое теперь отражено в государственных стандартах (читать то, что интересно в данном возрасте!) Технология формирования продуктивного чтения учит общаться с автором через текст, вычитывать смыслы и определять свое отношение к прочитанному. Классы: ,11 Руководители авторского коллектива: академик РАО, доктор пед.наук, профессор БУНЕЕВ Рустэм Николаевич, доктор пед.наук БУНЕЕВА Екатерина Валерьевна

6 ЛИТЕРАТУРА Самостоятельная интерпретация литературного произведения (понимание, эмоциональная и нравственная оценка) Приобщение к литературе как искусству слова (понятия теории литературы) Приобретение и систематизация знаний об истории литературы, книгах, писателях Функциональная грамотность (получение текстовой информации, различные виды чтения) Приобщение к читательской культуре (эстетический вкус, самостоятельный выбор) ЦЕЛИ - ЛИНИИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ средствами предмета ЛИТЕРАТУРА

Руководитель авторского коллектива: Доктор пед. наук, проф., ЛАДЫЖЕНСКАЯ Таиса Алексеевна. Впервые создан непрерывный курс риторики: специальная система обучения эффективному и результативному общению. Программа школьной риторики включает: речеведческие понятия (виды общения, качества речи, речевые жанры и т.д.); инструментальные знания о способах коммуникативной деятельности; нравственно- риторические идеи. Классы:

Пример диагностичности целей: единые линии развития (компетенции) через предметы Риторика ФИЛОЛОГИЯ Нравственное, самоопределение Общение Литература ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О МИРЕ ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ ОБРАЗОВ ЯЗЫК КАК СПОСОБ (ФОРМА) ОБЩЕНИЯ ЯЗЫК КАК КУЛЬТУРНОЕ ДОСТОЯНИЕ ОЦЕНКА ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ личностные результаты Коммуникативные УУД Русский язык Овладение языком и речевой деятельностью Познавательные УУД ОБЩЕНИЕ

Соотнесение предметных компетенций с УУД Коммуникативная компетенция Коммуникативные УУД Познавательные УУД Личностные результаты Культуроведческая компетенция

Познавательные УУД 1ЛР: первичные навыки работы с информацией; 2 ЛР: дальнейшее овладение родным языком; 6ЛР: знания о языке как основа речевой деятельности Языковая/лингвистическая компетенция: приобретение и систематизация знаний о языке

Коммуникативные УУД 3ЛР: умения различных видов устной и письменной речи; 4 ЛР: овладение орфографией и пунктуацией (грамотной письменной речью); 5ЛР: понимание и анализ текстов Коммуникативная компетенция: Грамотное и эффективное пользование русским языком с устной и письменной речи

Личностные результаты 7ЛР: осознание себя носителями языка как части культуры; 8 ЛР: развитие чувства языка Культурологическая компетенция: Осознание русского языка как национального достояния

13 Определите характер заданий по русскому языку с учетом формирования УУД 4) Рассмотри таблицу. Составь систему вопросов, с помощью которых можно повторить тему «Текст». Озаглавь таблицу. 2) Узнай части речи по их окончаниям и формообразующим суффиксам. Подбери и запиши по 2-3 примера на каждую схему. 6) Напиши небольшой учебно-научный текст на тему «Что я знаю о правописании суффиксов им. прилагательных». Используй данный план. 5) Опираясь на правило, составь инструкцию по слитному и раздельному написанию не с именами прилагательными? Как ты думаешь, с какого шага нужно начать рассуждение? 7) Тебе предстоит прочитать текст на тему «Из истории фразеологизмов». О чем, по-твоему, он будет? Сформулируй вопросы, на которые ты надеешься получить ответы. ПОСЛЕ чтения. На какие вопросы получил ответы? Что ты узнал о жизни, характере русского человека с помощью фразеологизмов? Коммуника- тивные УУД Репро- дукция знаний 1) Расскажи, что ты знаешь о глаголе. 3) Как изменяется возвратное местоимение-существительное себя? Какую особенность оно имеет? Личностные результаты Познава- тельные УУД Регуля- тивные УУД

1. Определить тип урока. 2. Определить предметные цели по линиям развития. 3. Соотнести тип урока, предметные цели и УУД. Примечание: а) в структуру уроков открытия новых знаний заложены регулятивные УУД; б) в структуру уроков развития речи заложены коммуникативные УУД. Как поставить цели урока с учетом УУД?

Как поставить предметные цели урока с учетом деятельностного подхода? Тема: Морфемный разбор слова Предметные компетенции (линии развития): 1. Коммуникативная (использование языка как средства общения) Умение: Читать, понимать, создавать, обогащать… 2. Языковая/лингвистическая (овладение системой языка, всеми его уровнями) Умение: Находить, определять, различать, разбирать, писать… 3. Культурологическая (формирование мировоззрения, национальной ментальности) Умение: Осознавать, чувствовать, выражать «духа народа». Цели урока - научиться: 1. Коммуникативная = 3ЛР: Понимать тонкость смысловых оттенков, вносимых частями слова, обогащать словарный запас и грамматический строй речи 2. Языковая/лингвистическая = 6ЛР: Разбирать слова по составу с опорой на законы их образования, определять значение частей слова, анализировать схемы состава слова и подбирать слова к схемам. 3. Культурологическая = 7ЛР: Осознавать красоту и богатство русского языка, создаваемых его словообразовательными средствами

Методические рекомендации к учебникам «Русский язык» 1-9 класс М/п: уметь анализировать, сравнивать, обобщать; преобразовывать информацию (строить алгоритм действия), обосновывать «шаги» рассуждения, соотносить информацию, представленную в разных формах (модели, слова, графически образцы). М/к: излагать свое мнение, корректировать его, договариваться о совместных действиях (работать в группе), контролировать и оценивать свои действия и действия партнеров в группе. Как поставить цели урока с учетом УУД? Тема: Морфемный разбор слова

УРОК 19 Тема:Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова* (презентация) Тип урока. Урок открытия новых знаний. Цели как деятельность учеников. М/п: вычитывать разные виды информации (фактуальную, концептуальную), преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему). М/к: правильно и точно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме, строить продуктивное речевое взаимодействие в группе. 6ЛР: различать однозначные и многозначные слова, сопоставлять прямое и переносное значение слова (метафору), устанавливать основания для переноса наименований (сходство признаков). 3ЛР: наблюдать за использованием слов в переносном значении в художественной речи.

ЧТО ТАКОЕ «учебник нового поколения»? цель Методи- ческий аппарат Подача матери- ала (текст) СТАРЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: Передача знаний Объяснить все так, чтобы ученик понял и запомнил Основа: репродуктивные задания – повторение и запоминание важных, но чужих мыслей Традиционный учебник Учебник нового поколения НОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: Развитие умений, способов действий, личностных качеств Дать возможность для самостоятельного открытия нового знания учениками Продуктивные задания – получение нового продукта – своего вывода, оценки. Активные технологии: ученик и учитель – партнеры в деятельности Новая развивающая цель ДиагностичностьТехнологичность

Технологии, заложенные в учебники «Школы 2100»: от «ментора- наставника» к «партнёру» Проблемно-диалогическая технология: изучение нового материала Технология продуктивного чтения: чтение и понимание текстов Проектная технология (компетентностные/исследовательские задачи): модели реальных жизненных ситуаций с предметным содержанием

Традиционный взгляд на урок 1. Дом.задание: «Проверим…» 2. Тема: «Сегодня мы будем изучать …» 3.Объяснение: «Итак, слушайте внимательно…» 4.Закрепление: «Повторите что…? Когда…?» Проблемно- диалогический урок 1. Постановка проблемы: -«Сравните …»; -«Что вас удивляет? …» -«Какой возникает вопрос?» 2.Актуализация: «Что мы уже знаем по этой проблеме?» 3. Поиск решения: «Понаблюдайте, сгруппируйте, установите закономерность …» 4. Решение: «Как мы можем ответить на наш вопрос?» Проблемно-диалогическая технология Проблемно-диалогическая технология (с 1999 г.) Цель - обучить самостоятельному решению проблем (ФГОС) Средство - открытие знаний вместе с детьми Е.Л. Мельникова ОПРЕДЕЛЯЕМ ПРОБЛЕМУ УРОКА ВСПОМИНАЕМ ТО, ЧТО ЗНАЕМ РЕШАЕМ ПРОБЛЕМУ, ОТКРЫВАЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ СРАВНИВАЕМ СВОЙ ВЫВОД С АВТОРСКИМ ПРИМЕНЯЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ

21 Определяем проблему урока Прочитай предложения парами из каждого столбика. Что в них общего? У него денег кот наплакал. Кот мяукал тихо и жалобно. В разговорах он собаку съел. Сын давно просил купить собаку. Объясни смысл предложений в 1 столбике. Говорится ли в них о животных (насекомых)? Выпиши словосочетания, которые можно заменить одним словом. Прочитай название темы и попробуй предположить, какими признаками должны обладать фразеологизмы. Задай вопросы по теме урока. Решаем проблему, открываем новые знания Сравни выражение в левом и правом столбике. Ловко, хитро обмануть. Обвести вокруг пальца. Неожиданно появился. Как с неба свалился. Можно ли вывести значение выражений в правом столбике из отдельных слов? Попробуй заменить одни слова другими (обвести вокруг …руки, головы). Что получилось? Какой вывод ты можешь сделать? УЧЕБНАЯ ПРОБЛЕМА: Сформулировать определение фразеологизмов, назвать их отличительные признаки. РЕШЕНИЕ: 1. Неизменный порядок слов, нельзя заменить одно слово другим (устойчивость). 2. Общий смысл не складывается из значений отдельных слов. 3. Переносное значение отдельных слов. Пример проблемного диалога «Фразеологизмы» 6 кл., §1. Фразеологизмы. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ РЕГУЛЯТИВНЫЕ КОММУНИКАТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (формулировать свое мнение, находить общее решение)

Назовите «лишнее» слово в ряду и объясните, почему оно «лишнее». Как называются подобные корни? Определяем проблему урока Растение, заросли, выращенный, расти, растаять, отросток, водоросли, рост. Запишите однокоренные слова. Поставьте ударение. Что «необычного» в корнях этих слов? Растение, заросли, выращенный, расти, отросток, водоросли, рост. Можно ли слова рост, отросток считать проверочными для остальных? Почему? Сформулируйте проблемный вопрос В каких случаях в корне с чередованием пишется буква а, в каких - о?

Проанализируйте корни слов в каждой колонке. Найдите закономерность в написании букв а – о в корне. Решаем проблему, открываем новые знания Прочитайте слова группами. Обсудите и выполните в парах. Запишите графическую модель орфограммы, соответствующую каждому варианту корня. растение вырасти подрастают сращение выращенный отращу Корень -раст-(-ращ-) – - рос- называется корнем с чередованием! Проверочное слово к нему подбирать нельзя! Проверьте себя. растение вырасти подрастают сращение выращенный отращу вырос заросли разрослась вырос заросли разрослась

/ / РА СТ - -РА Щ - -РО С - Назовите основное условие выбора нового вида орфограммы и сформулируйте орфографическое правило. Проверьте себя по учебнику (текст в рамке). Какую новую информацию вы получили? Запомните! ро ст ок, ро ст овщик, Ро ст ов, Ро ст ислав, отра с ль Ростовщик – человек, который даёт деньги в рост, в долг под большие проценты.

Выполните задания. Сравните с ответом 1. Какую букву выбрать: а или о? а) выр…сли б) подр…сти в) Р…стов г) отр…щу Выпишите только слова с а. 2. Найдите «лишнее» слово. а) растение, б) растереть, в) росток г) росла 1. б) подрасти, г) отращу 2. Найдите «лишнее» слово. а) растение, б) растереть, в) росток г) росла Рефлексия

Прочитайте текст. Кто его автор? Наконец письмо дяди Фёдора в город пр_ехало. В городе уже другой почтальон его маме с папой пр_нёс. А на улице дождик сильный- пр_сильный. Почтальон весь пр_мок до ниточки. Папа даже его п_жалел. В какой части слова пропущены буквы? Правописание каких приставок вам знакомо? Выпишите слова с ними, объясните написание. Назовите приставки, написание которых вызывает затруднение. Каков опознавательный признак орфограммы и возможный выбор букв. Сформулируйте основной вопрос урока. Какую букву - е или и - писать в приставках пре-, при- ? промок, пожалел Определяем проблему урока

Назовите ключевое слово для выбора написания пре-. Прочитайте стихотворение и найдите ответ на поставленный вопрос. При- или пре-? Пре- или при-? Это совсем не секрет. На содержание слова смотри – Сразу получишь ответ. Предлинный достанет до крыши рукой, Прежадный не даст вам конфету. Если «очень такой» или «очень сякой», Пре- мы напишем при этом. Решаем проблему, открываем новые знания «очень»

Назовите основное условие выбора букв в приставках пре- или при- (см. подсказку в тексте стихотворения). Прочитайте и подберите ключевое слово для выбора написания при-. Прибыл ли поезд, приплыл пароход, Космонавт прилетел из Вселенной – В словах придёт, прилетит, приплывёт Пишется при-, несомненно. «приближение» При- или пре-? Пре- или при-? Это совсем не секрет. На содержание слова смотри – Сразу получишь ответ. значение Сделайте вывод о правописании букв е, и в приставках пре-, при- и сравните с правилом в учебнике. Что нового вы узнали? Составьте на основе текста таблицу.

Правописание приставок пре-, при. Пре-При- «очень» предобрый приближение (близость) приехать «пере» преграда присоединение привинтить неполнота действия присесть Вставьте нужную букву в словах с приставками из текста Э.Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот»: пр_ехало, пр_нёс, пр_сильный приехало, принёс, пресильный

Выполните задания. Сравните с ответом. 1. Какую букву выбрать: е или и? а) пр_шить, б) пр_ неприятный, в) пр_дворный, г) пр_увеличивать Выпишите только слова с и. 2. Найдите «лишнее» слово. а) придорожный, б) приморский, в) предорогой, г) предосенний 1. а) пришить, в) придворный 2. Найдите «лишнее» слово. а) придорожный, б) приморский, в) предорогой, г) предосенний Рефлексия

Определяем проблему урока Учитель дал задание определить, каким членом предложения является существительное (с) Марса. Появилась первая телеграмма о возвращении с Марса двух космонавтов. Это дополнение, потому что отвечает на вопрос косвенного падежа (с чего?). Это обстоятельство, так как к нему можно задать вопрос откуда? Это определение, так как к нему можно задать вопрос (о возвращении каком?) С кем из ребят вы согласны? Достаточно ли у них оснований для выявления синтаксической роли этого слова?

Открываем новые знания Важно! Члены предложения определяются не только по вопросам, но и по значению, которое они выражают в предложении (признака, предмета, места, времени и т.д.). Определяем значение второстепенного члена: с Марса – указывает на место, откуда возвращались космонавты. Значит, это обстоятельство! Проверьте себя Попробуйте сформулировать вывод.

Дополнения и обстоятельства могут быть выражены именами существительными. Различить эти второстепенные члены можно по вопросам и по значению. Заполните таблицу. Дополнение Обстоятельство Вопросы Значение Дополнение Обстоятельство Вопросы Косвенных падежей Наречий (куда? где? откуда? Значение ПредметМесто, время, образ действия Проверьте себя

Рефлексия Выберите правильные утверждения, запишите их номер в тетради. 1. В предложении дополнение и обстоятельство относится к группе подлежащего. 2. Обстоятельства отвечают на вопросы косвенных падежей и наречий. 3. Различить дополнения и обстоятельства можно только по вопросам. 4. Обстоятельства обозначают место, время или образ действия. Проверьте себя 2, 4 1. В предложении дополнение и обстоятельство относится к группе подлежащего. 2. Обстоятельства отвечают на вопросы косвенных падежей и наречий. 3. Различить дополнения и обстоятельства можно только по вопросам. 4. Обстоятельства обозначают место, время или образ действия.