Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве. Психолого-педагогическое сопровождение.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве. Психолого-педагогическое сопровождение.
Advertisements

Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве. Психолого-педагогическое сопровождение.
Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве. Психолого-педагогическое сопровождение.
Инклюзивное образование: сопровождение обучающихся с ОВЗ.
Что такое инклюзивное образование?. - процесс совместного обучения обычных и нетипичных детей, установление между ними более тесных взаимоотношений в.
На ба з е м униципального обще образовательного учреждения Богословская основная общеобразовательная школа Карасукского района Новосибирской области выступление.
Основы инклюзивного образования. 1.Дифференцированное(создание коррекционных учреждений 8 видов) 2.Интегрированное(создание коррекционных классов, групп.
Инклюзивное образование: сопровождение обучающихся с ОВЗ.
«Создание условий для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья» Куркова О.А. педагог-психолог Муниципальное дошкольное образовательное учреждение.
Психологическое сопровождение детей с проблемами здоровья в процессе образования Особенности психологического сопровождения школьников с проблемами здоровья.
Сопровождение детей с особыми образовательными потребностями ОГАОУ ЦПМСС отдел ПМПК 2014.
Модель психолого- педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС общего образования Баранова Юлия Юрьевна, руководитель.
Взаимодействие специалистов, осуществляющих психолого- педагогическое сопровождение инклюзивного процесса (школьный ПМПк). Зам. директора СУВР Федотова.
Психолого-педагогическое сопровождение детей- инвалидов в условиях инклюзивного образования Педагог-психолог МОУ СОШ 34 Литовченко И.А.
«Система медико- психолого- педагогического сопровождение учащихся»
Развивающая программа работы педагога-психолога с детьми с ОВЗ и детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию, в условиях общеобразовательной школы Кабанова.
Инклюзивное образование. У нас ограниченные возможности... Так, почему-то, принято считать. Но кто, скажите, может ограничить Возможность верить и мечтать.
Название компетентности в проф. стандарте : Владение психолого - педагогическими технологиями по работе с учащимися ( в том числе инклюзивными ), необходимыми.
Инклюзивное образование. Инклюзивное образование (включающее)- процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для.
Краткая информация идеи проекта В Калининградской области около 10 % детей - дети с особыми образовательными потребностями (ограниченными возможностями.
Транксрипт:

Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзии.

C каждым годом в общеобразовательную школу приходит все больше детей, которые имеют отклонения от условной возрастной нормы; это не только часто болеющие дети, но и дети с логоневрозами, дисграфией, дислексией, повышенной возбудимостью, нарушениями концентрации и удержания внимания, плохой памятью, повышенной утомляемостью, а также с гораздо более серьезными проблемами (ЗПР, аутизм, эпилепсия, ДЦП). Они нуждаются в специализированной помощи, индивидуальной программе, особом режиме. C каждым годом в общеобразовательную школу приходит все больше детей, которые имеют отклонения от условной возрастной нормы; это не только часто болеющие дети, но и дети с логоневрозами, дисграфией, дислексией, повышенной возбудимостью, нарушениями концентрации и удержания внимания, плохой памятью, повышенной утомляемостью, а также с гораздо более серьезными проблемами (ЗПР, аутизм, эпилепсия, ДЦП). Они нуждаются в специализированной помощи, индивидуальной программе, особом режиме.

Все больше осознается, что психофизические нарушения не отрицают человеческой сущности, способности чувствовать, переживать, приобретать социальный опыт. Пришло понимание того, что каждому ребенку необходимо создавать благоприятные условия развития, учитывающие его индивидуально- образовательные потребности и способности. Все больше осознается, что психофизические нарушения не отрицают человеческой сущности, способности чувствовать, переживать, приобретать социальный опыт. Пришло понимание того, что каждому ребенку необходимо создавать благоприятные условия развития, учитывающие его индивидуально- образовательные потребности и способности.

Формируется установка: Формируется установка: к каждому ребенку с ОВЗ подходить не с позиции, чего он не может в силу своего дефекта, а с позиции, что он может, несмотря на имеющееся нарушение. к каждому ребенку с ОВЗ подходить не с позиции, чего он не может в силу своего дефекта, а с позиции, что он может, несмотря на имеющееся нарушение.

Задача: создать адекватные условия для развития и обучения для развития и обучения детей c ограниченными детей c ограниченными возможностями здоровья. возможностями здоровья.

Поскольку для нас - это дело новое, возникает масса вопросов, особенно в период введения инклюзивного обучения: Поскольку для нас - это дело новое, возникает масса вопросов, особенно в период введения инклюзивного обучения: Как подготовить ребенка с ограниченными возможностями здоровья к учебе в обычной школе? Как подготовить ребенка с ограниченными возможностями здоровья к учебе в обычной школе? Какие проблемы у него возникнут? Какие проблемы у него возникнут? Готова ли школа к обучению таких детей? Готова ли школа к обучению таких детей? Кому все же необходимо специальное образование, и в чем его плюсы? Кому все же необходимо специальное образование, и в чем его плюсы?

Инклюзивное (включающее) образование базируется на восьми принципах: Ценность человека не зависит от его способностей и достижений Ценность человека не зависит от его способностей и достижений Каждый человек способен чувствовать и думать Каждый человек способен чувствовать и думать Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным Все люди нуждаются друг в друге Все люди нуждаются друг в друге Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников Для всех обучающихся достижение прогресса скорее в том, что они могут делать, чем в том, что не могут Для всех обучающихся достижение прогресса скорее в том, что они могут делать, чем в том, что не могут Разнообразие усиливает все стороны жизни человека Разнообразие усиливает все стороны жизни человека Включение – это не интеграция: Включение – это больше, чем интеграция Включение – это больше, чем интеграция Молодые люди учатся вместе в обычной школе Молодые люди учатся вместе в обычной школе Специалисты приходят помогать детям Специалисты приходят помогать детям Обычные школы изменяются Обычные школы изменяются Внимание на возможности и сильные стороны ребенка Внимание на возможности и сильные стороны ребенка Молодые люди воспринимают человеческие различия как обычные Молодые люди воспринимают человеческие различия как обычные Молодые люди получают возможность жить вместе с родителями Молодые люди получают возможность жить вместе с родителями Молодые люди получают полноценное и эффективное образование для того, чтобы жить полной жизнью Молодые люди получают полноценное и эффективное образование для того, чтобы жить полной жизнью Взгляды и мнения молодых людей становятся важными для окружающих Взгляды и мнения молодых людей становятся важными для окружающих Включение – это: НЕТ специализированных классов в обычной средней школе НЕТ специализированных классов в обычной средней школе НЕТ обучения ребенка в средней школе без необходимой поддержки НЕТ обучения ребенка в средней школе без необходимой поддержки НЕТ присутствия детей 1-2 часа в день в средней школе НЕТ присутствия детей 1-2 часа в день в средней школе НЕТ закрытых учреждений интернатного типа НЕТ закрытых учреждений интернатного типа

Участники образовательного пространства Участники образовательного пространства дети родители педагоги педагоги специалисты (мед. работники, специалисты (мед. работники, педагог-психолог, логопед, педагог-психолог, логопед, дефектолог, работники доп. дефектолог, работники доп. образования). образования).

Коллектив школы использует единый «Принцип педагогической экологии» (Р.В. Овчаровой), который заключается в том, что родители и педагоги должны строить свои отношения с ребенком на основе его безусловного принятия, на безоценочном отношении независимо от преобладания в нем сильных или слабых сторон, на педагогическом оптимизме и доверии, глубокой любви и эмпатии, уважении его личности, прав и свобод. Коллектив школы использует единый «Принцип педагогической экологии» (Р.В. Овчаровой), который заключается в том, что родители и педагоги должны строить свои отношения с ребенком на основе его безусловного принятия, на безоценочном отношении независимо от преобладания в нем сильных или слабых сторон, на педагогическом оптимизме и доверии, глубокой любви и эмпатии, уважении его личности, прав и свобод.

Обучение и социализация детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве дает возможность оказывать обучающимся качественную психолого-педагогическую помощь, учитывая их индивидуальные особенности. Обучение и социализация детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве дает возможность оказывать обучающимся качественную психолого-педагогическую помощь, учитывая их индивидуальные особенности.

Развитие навыков и личностных качеств Социальная адаптация детей с ОВЗ проходит сложно, но все педагоги стараются создавать детям с особыми потребностями условия для дальнейшего роста, и совместное обучение этих детей в обычном классе способствует развитию таких важных навыков и личностных качеств обучающихся, как: Социальная адаптация детей с ОВЗ проходит сложно, но все педагоги стараются создавать детям с особыми потребностями условия для дальнейшего роста, и совместное обучение этих детей в обычном классе способствует развитию таких важных навыков и личностных качеств обучающихся, как: социальная компетентность; социальная компетентность; толерантность; толерантность; навыки решения проблем; навыки решения проблем; независимость, уверенность, самоуважение, самоконтроль; независимость, уверенность, самоуважение, самоконтроль; навыки целеполагания. навыки целеполагания.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ ведется по основным направлениям: Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ ведется по основным направлениям: диагностика; диагностика; экспертиза; экспертиза; консультирование; консультирование; просвещение; просвещение; коррекционно-развивающая работа. коррекционно-развивающая работа.

Основные принципы коррекционно-развивающей работы: Соблюдение интересов ребенка; Соблюдение интересов ребенка; Системность; Системность; Непрерывность; Непрерывность; Вариативность; Вариативность; Рекомендательный характер оказания помощи. Рекомендательный характер оказания помощи.

Коллективом специалистов школьного ПМП консилиума: Коллективом специалистов школьного ПМП консилиума: определяется вариант индивидуального маршрута; определяется вариант индивидуального маршрута; составляется индивидуальный учебный план; составляется индивидуальный учебный план; координируется деятельность узких специалистов, обобщаются их рекомендации; координируется деятельность узких специалистов, обобщаются их рекомендации; определяется срок повторного заседания ПМП консилиума с анализом выполнения рекомендаций. определяется срок повторного заседания ПМП консилиума с анализом выполнения рекомендаций.

Алгоритм сопровождения обучающегося - инклюзивно Алгоритм сопровождения обучающегося - инклюзивно Запрос на обследование ребенка (по решению ПМП консилиума); Запрос на обследование ребенка (по решению ПМП консилиума); Обследование ребенка (всеми специалистами ПМПк); Обследование ребенка (всеми специалистами ПМПк); Определение образовательного маршрута и необходимой коррекционной помощи; Определение образовательного маршрута и необходимой коррекционной помощи; Проведение коррекционно-развивающей работы; Проведение коррекционно-развивающей работы; Повторное обследование для отслеживания динамики развития. Повторное обследование для отслеживания динамики развития.

Индивидуальный образовательный маршрут Индивидуальный образовательный маршрут составляется на обучающегося с ОВЗ на учебный год и содержит реальные, конкретные цели, задачи и учебный материал, находящийся в сфере его ближайшего развития. Индивидуальный образовательный маршрут составляется на обучающегося с ОВЗ на учебный год и содержит реальные, конкретные цели, задачи и учебный материал, находящийся в сфере его ближайшего развития. С целью повышения качества психолого- педагогической помощи ребенку с ОВЗ перед педагогом-психологом стоит задача – для более успешной социализации детей тщательнее продумывать содержание индивидуального маршрута. С целью повышения качества психолого- педагогической помощи ребенку с ОВЗ перед педагогом-психологом стоит задача – для более успешной социализации детей тщательнее продумывать содержание индивидуального маршрута. С учетом индивидуального подхода к каждому обучающемуся создается комфортный психо- эмоциональный режим обучения, который способствует сотрудничеству («ученик - учитель», «ученик - ученик»). С учетом индивидуального подхода к каждому обучающемуся создается комфортный психо- эмоциональный режим обучения, который способствует сотрудничеству («ученик - учитель», «ученик - ученик»).

В основной школе обучаются 7 человек с ограниченными возможностями здоровья (6-е кл. – 3 чел., 7 кл. – 1 чел., 8-е кл. – 3 чел.). На начало 2011 – 2012 учебного года учеников с особыми потребностями было 6 чел. (они переведены на программу VII вида, обучаясь в начальной школе). Решением ПМПК в феврале 2012 г. еще одному ученику были созданы наиболее подходящие условия для усвоения образовательной программы. В основной школе обучаются 7 человек с ограниченными возможностями здоровья (6-е кл. – 3 чел., 7 кл. – 1 чел., 8-е кл. – 3 чел.). На начало 2011 – 2012 учебного года учеников с особыми потребностями было 6 чел. (они переведены на программу VII вида, обучаясь в начальной школе). Решением ПМПК в феврале 2012 г. еще одному ученику были созданы наиболее подходящие условия для усвоения образовательной программы.

По результатам диагностического обследования у обучающихся с ОВЗ выявлены нарушения интеллектуальной и личностной сфер (память, внимание, мышление, ограниченность сведений об окружающем, колебания работоспособности). Всем детям необходима организующая и стимулирующая помощь. По результатам диагностического обследования у обучающихся с ОВЗ выявлены нарушения интеллектуальной и личностной сфер (память, внимание, мышление, ограниченность сведений об окружающем, колебания работоспособности). Всем детям необходима организующая и стимулирующая помощь.

С детьми с особыми потребностями проводятся коррекционно-развивающие занятия по повышению мотивации, развитию познавательной деятельности, познанию своих личностных особенностей. С детьми с особыми потребностями проводятся коррекционно-развивающие занятия по повышению мотивации, развитию познавательной деятельности, познанию своих личностных особенностей. Во время занятий даются упражнения, направленные на тренировку памяти, внимания. Во время занятий даются упражнения, направленные на тренировку памяти, внимания. Восьмиклассники с интересом изучают свои способности и «Мир профессий», чтобы в будущем правильно сделать свой профессиональный выбор. Восьмиклассники с интересом изучают свои способности и «Мир профессий», чтобы в будущем правильно сделать свой профессиональный выбор. Дети обучаются навыкам общения, способам саморегуляции, умению анализировать ситуацию и делать правильный выбор. Дети обучаются навыкам общения, способам саморегуляции, умению анализировать ситуацию и делать правильный выбор.

Работа с родителями Одной из основных форм работы в системе психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ занимает работа с семьей. Основная цель этой работы – помочь родителям овладеть практическими знаниями и умениями, которые могут им понадобиться в процессе воспитания детей с ОВЗ в семье. Одной из основных форм работы в системе психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ занимает работа с семьей. Основная цель этой работы – помочь родителям овладеть практическими знаниями и умениями, которые могут им понадобиться в процессе воспитания детей с ОВЗ в семье. Консультации, которые проводятся по индивидуальным запросам родителей, помогают решить многие вопросы и Консультации, которые проводятся по индивидуальным запросам родителей, помогают решить многие вопросы и избежать ошибок в воспитании. избежать ошибок в воспитании.

«Родительский клуб» Запланировано открытие «Родительского клуба» (1-е занятие – в мае 2012 г.). В 2012 – 2013 учебном году заседания «Родительского клуба» - 1 раз в месяц. Запланировано открытие «Родительского клуба» (1-е занятие – в мае 2012 г.). В 2012 – 2013 учебном году заседания «Родительского клуба» - 1 раз в месяц.

Темы заседаний «Родительского клуба»: «Знакомство. Общение»; «Знакомство. Общение»; «Правовое просвещение»; «Правовое просвещение»; «Влияние семьи на развитие личности ребенка»; «Влияние семьи на развитие личности ребенка»; «Возрастные особенности»; «Возрастные особенности»; «Обучение навыкам конструктивного общения с «Обучение навыкам конструктивного общения с детьми»; детьми»; «Повышение уровня мотивации у детей»; «Повышение уровня мотивации у детей»; «Детско-родительские отношения»; «Детско-родительские отношения»; «Правила взаимодействия с подростками в целях «Правила взаимодействия с подростками в целях профилактики правонарушений»; профилактики правонарушений»; «Мы – дружная семья». «Мы – дружная семья».

Подобное сотрудничество с родителями помогает создавать благоприятную эмоциональную и нравственную семейную атмосферу и, в целом, способствует повышению психолого-педагогической компетентности родителей. Подобное сотрудничество с родителями помогает создавать благоприятную эмоциональную и нравственную семейную атмосферу и, в целом, способствует повышению психолого-педагогической компетентности родителей.

Кроме этого планируется: Кроме этого планируется: Отслеживание динамики развития ребенка (начало – окончание учебного года); Отслеживание динамики развития ребенка (начало – окончание учебного года); Работа «Родительского клуба» - привлечение специалистов (мед.работник, дефектолог, юрист, педагоги дополнительного образования); Работа «Родительского клуба» - привлечение специалистов (мед.работник, дефектолог, юрист, педагоги дополнительного образования); Введение в систему составление идивидуальных маршрутов сопровождения каждого ребенка с ОВЗ; Введение в систему составление идивидуальных маршрутов сопровождения каждого ребенка с ОВЗ; Постоянное повышение профессионального уровня, освоение новых методик. Постоянное повышение профессионального уровня, освоение новых методик.

Важно, что положительные результаты достигаются длительной работой и в тесном сотрудничестве всех участников образовательного процесса. Важно, что положительные результаты достигаются длительной работой и в тесном сотрудничестве всех участников образовательного процесса.

Спасибо за внимание