Роль целеполагания в развитии профессионального самосознания личности.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Конкурс «Шаг в будущие» Номинация Кочеткова С. В. зам. директора по ПР МОУ СОШ 168 Г. Екатеринбург.
Advertisements

Программа развития компетентности в сфере профессионального самоопределения у учащихся 9-11 класса. «Я и мой выбор»
Актуализация проблематики выбора профессии.. Задачи Нашей задачей является, как можно значимей внести проблему выбора профессиональной деятельности в.
Формирование УУД на уроках английского языка в начальной школе Подготовила : учитель иностранного языка МБОУ ООШ 25 Трофимова С.В.
Профориентация и ЕГЭ Как правильно выбирать профессию?
Программа индивидуального развития обучающегося «От карьеры школьной к карьера профессио нальной» к карьера профессио нальной»
Период выбора профессии хронологически совпадает с подростковым и юношеским возрастом. Характерные для этого периода жизни становление нового уровня развития.
Формирование личностных универсальных учебных действий Л. В. Шестопалова, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ 20»
Организация современного урока.. Цель и результат каждого урока – формирование трех групп результатов (личностных,метапредметных, предметных).
Личностные образовательные результаты: методы и технологии формирования ценностных ориентаций.
Программа «Планирование карьеры» как модель психолого-педагогического сопровождения внеурочной деятельности. Трофимова Анна Александровна заведующая Лабораторией.
Карьерный менеджмент как интеграционная основа управления развитием карьеры молодых специалистов СПЭК пленарное заседание Всероссийская научно-практическая.
Профессиональное самоопределение на разных этапах развития личности.
Подготовила практический психолог УВК 25 – лицей «Успех» Бычек Татьяна Викторовна.
Системно-деятельностный подход Педагогический совет МОУСОШ
ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА КАК ФАКТОР ПРОДУКТИВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ Выпускная квалификационная работа Выполнил: Усольцева.
Психолого-педагогическое сопровождение предпрофильной подготовки обучающихся основной школы. Подготовила: Желтобрюхова Т.А. Шебекино 2012 год.
О ВОСПИТАТЕЛЬНОМ КОМПОНЕНТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ.
СИСТЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ М УНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «С РЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА.
Ключевые идеи ПООП ООО Бацын В.К.. ПООП ООО: - описывает методологические, психологические, педагогические, финансово-экономические условия и основания,
Транксрипт:

Роль целеполагания в развитии профессионального самосознания личности

Профессиональное самосознание - целенаправленный процесс. Рефлексия и целеполагание – единый механизм, обеспечивающий готовность личности к действиям и саморазвитию.

Цель занимает центральное положение в структуре деятельности и выполняет регуляторную функцию в процессе ее развертывания и становления, а также в развитии сознания личности.

Требования к постановке целей Цель должна быть масштабной, но реальной – чем шире, выше, масштабнее цели, тем выше будут достижения человека. Цель должна быть конкретной – что, какой формы, какого цвета, какого запаха, какого возраста, и т.д. Срок – обязательно указывается предполагаемый срок, к которому необходимо достичь цели. Должен быть сформулирован критерий достижения цели, – по каким признакам ты узнаешь, что цель достигнута, что изменится, что появится? Позитивность – цель необходимо формулировать в утверждающей форме, исключить частицу «не» - например, неправильно: «не хочу быть бедной», правильно: «хочу быть богатой». Зависимость достижения цели от самого человека – другие люди не обязаны выполнять ваши желания. Экологичность – достижение поставленной цели не должно принести никому вреда.

В.А.Петровский: «Целеполагание - формирование индивидом предметной основы необходимой ему деятельности, ее мотивов, целей, задач ». А.К. Маркова: « Развитие способности к целеполаганию - важнейшая составляющая процесса превращения человека в субъекта деятельности, связывая процесс профессионализации со все более сознательным выбором человеком целей собственной деятельности.

Целеполагание - механизм, позволяющий связывать результаты осмысления личностью своих ценностей, мотивов, профессиональных качеств с конкретными целями профессионального развития

Существенные характеристики профессионального самосознания осознание профессиональных ценностей и мотивов; осознание и оценка себя как личности; готовность действовать в соответствии с осознаваемыми ценностями и мотивами и самооценкой.

Исследование и развитие профессионального самосознания (активизирующие опросники) методики А.А. Реана и В.А. Якунина в модификации Н.Ц. Бадмаевой; модифицированная методика «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности» С.С. Бубновой; исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейна в модификации A.M. Прихожан

На основе рефлексивной методики выявления ценностей Г.И. Саганенко и методики «Личностный профессиональный план» Е.А. Климов была разработана методика, позволяющая изучать и развивать профессиональное самосознание юношей и девушек. В ней объединены механизмы рефлексии и целеполагания, что обеспечивает процесс перевода профессиональных ценностей в профессиональные цели.

методика представляет собой 10 неоконченных предложений 1) в моей будущей работе для меня самое главное - …; 2) я буду работать для того, чтобы …; 3) для этого я обладаю (внутренние ресурсы, внешние ресурсы): …; 4) но мне не хватает (внутренние ресурсы, внешние ресурсы): ….; 5) моя профессия предъявляет следующие требования к человеку: …; 6) моя главная профессиональная цель – …; 7) мои ближние профессиональные цели:…; 8) для достижения моих целей, мне нужно сделать следующее: …; 9) если что-то помешает мне достигнуть намеченного, у меня есть запасной(ые) вариант(ы): … ; 10) для достижения своей главной цели я уже сделал(а) следующее: …..

Исследования российских ученых показали, что механизмы рефлексии, направленные на осознание своих профессиональных ценностей, развиты лучше, нежели механизмы целеполагания. Это препятствует более эффективному развитию профессионального самосознания и требует целенаправленных действий.

Профориентационные беседы, профконсультирование, тренинговые занятия и профориентационные игры, направленные на развитие целеполагания у старших школьников, доказали, что такая работа может быть эффективным методом, позволяющим молодым людям шире взглянуть на пути своего профессионального развития, увидеть различные варианты достижения своих профессиональных целей, уточнить ценности и сделать свой выбор логичным и осознанным.