Теоретический семинар «Теория переходной экономики» 4 курс Теоретический семинар «Теория переходной экономики» 4 курс Лекция 9: «Развитие конкуренции и.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Конкурентоспособность России: состояние и перспективы Кристалина Георгиева Всемирный банк 23 июня 2006 г.
Advertisements

Казань, 2009 ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Игорь Артемьев, Руководитель ФАС России Развитие конкуренции в странах БРИК (опыт ФАС России)
ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА
Программа социально-экономического развития Пермского края на годы и на период до 2017 года.
Лекция 3. «Анализ внешней среды и потенциала организации» План: Анализ окружающей среды Анализ окружающей среды Оценка внутренних возможностей Оценка внутренних.
Р Ы Н О К Витебский государственный профессиональный лицей 1 машиностроения им. М.Ф. Шмырева 2009.
Технологические и управленческие инновации в корпоративном секторе промышленности: источники и основные компоненты лидерства. На примере предприятий обрабатывающей.
Конкурентоспособность страны конкурентоспособность предприятия Конкурентоспособность по издержкам Конкурентоспособность по качеству.
Комплексная программа развития международного и межрегионального сотрудничества субъекта РФ Москва, 2008.
ФАКТОРЫ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ презентацию выполнила студентка 1 курса ФМЭСИ 412 гр. Ситова Дарья Преподаватель: Зотова Ирина Васильевна 2017 год.
Логистика товарных потоков региона Организации Черноморского Экономического Сотрудничества.
Экономический рост Подготовил: Решетников Богдан.
Сущность и задачи финансового менеджмента. Под финансовым менеджментом понимают: систему управления формированием, распределением и использованием финансовых.
Правительство Кыргызской Республики отмечает, что в 2012 году не удалось преодолеть угрозы спада экономического роста и сохранить положительные темпы экономического.
Энергетическая стратегия России до 2030 года Выполнил студент группы 04-22: Кувакин А.А.
Основные цели Основные цели инвестиционной системы муниципального образования Создание условий для экономического роста муниципального образования и увеличения.
ВВЕДЕНИЕ В МЕЖДУНАРОДНЫЙ БИЗНЕС. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ РЫНКОВ.
Управление организацией. Управление конкурентоспособностью организации Сущность и содержание категории «конкурентоспособность». Конкурентоспособность.
«Российский государственный гуманитарный университет» Институт экономики, управления и права Экономический факультет «Особенности инвестиционной политики.
ОЦЕНКА КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ КАК ОСНОВА ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ОТРАСЛЕВЫХ ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ: МЕТОДЫ И СРЕДСТВА Гуринович Е.В., заместитель руководителя.
Транксрипт:

Теоретический семинар «Теория переходной экономики» 4 курс Теоретический семинар «Теория переходной экономики» 4 курс Лекция 9: «Развитие конкуренции и конкурентоспособность экономических субъектов микро-, мезо- и макроуровня» Засл. деятель науки РФ, проф. Белокрылова О.С.

План 1. Модели экономического поведения фирм. Аутсорсинг 2. Конкурентоспособность фирмы 3. Конкурентоспособность, факторы конкурентоспособности страны и региона 4. Антимонопольная политика

1. Модели экономического поведения фирм. Аутсорсинг

Модель или способ поведения предприятия - это фактические мероприятия, осуществляемые в выборе видов деятельности, в снабжении и сбыте, в области финансов, в инвестиционной деятельности, в привлечении и использовании трудовых ресурсов.

Стратегии поведения в кризисной экономике - это совокупность способов поведения во всех сферах хозяйственной деятельности фирмы Виды стратегий: - выживания, - адаптации, - развития - эффективного функционирования.

факторы, влияющие на выбор типов поведения предприятия форма собственности; размер предприятия; возможности экспорта; особенности госрегулирования деятельности конкретной фирмы (прежде всего, ценового), контроль за уровнем рентабельности, возможность получения субсидий, льготных кредитов; развитость социальной инфраструктуры предприятия; место фирмы в городской, региональной экономике.

Основные стратегии Классическая модель (стратегия выживания) Инновационная стратегия (стратегия роста) "лидирующая" стратегия

"outsoursing" - "вытекающий извне / снаружи" Выполнение всех или части функций по управлению организацией сторонними фирмами- аутсорсерами или специалистами. это передача стороннему подрядчику некоторых бизнес-функций предприятия. Такими сторонними подрядчиками на рынке аутсорсинга являются: юридические, аудиторские, кадровые, логистические, тренинговые, бухгалтерские, рекламные и экспертные компании.

главный принцип аутсорсинга прибегать к передаче функций не просто с целью экономии средств (на офисных затратах, администрировании, содержании и обучении персонала, оборудовании), а для того, чтобы повысить конкурентоспособность компании.

Этапы аутсорсинга

2. Конкурентоспособность фирмы

Варианты конкурентоспособности фирм: 1. «Аутсайдеры» 2. «Защитник издержек» 3. «Защитник качества» 4. «Анализаторы» 5. «Монополист с низкими издержками» 6. «Монополист с высокими издержками» 7. «Проспектор с низкими издержками» 8. «Проспектор с высокими издержками»

Варианты конкурентоспособности фирм: «Удельные издержки» «Цена»«Качество» «Аутсайдеры» высокие низкие «Защитник издержек» Низкиенизкие «Защитник качества» Высокиевысокие «Анализаторы» низкие высокие «Монополист с низкими издержками» низкие высокие низкие «Монополист с высокими изд-ми» высокие низкие «Проспектор ( разведчик). с низкими изд-ми» низкие высокие «Проспектор с высокими изд-ми» высокие низкие высокие

Факторы конкурентоспособности Экономический рост Конкурентоспособность компании в создании новой стоимости Конкурентоспособность страны Внутренняя экономика Менеджмент Правительство Глобализация НИОКР Человеческие ресурсы Инфраструктура Финансы

Все отрасли российской промышленности ранжируются по степени конкурентоспособности производимой продукции на 3 группы: 1. Отрасли, преимущественно сырьевые, которые уже зарекомендовали себя на мировом рынке; 2. Отрасли, продукция которых потенциально конкурентоспособна на мировом рынке (авиационная техника, атомные технологии, лазерная техника и др.); 3. Отрасли, ориентированные на внутренний рынок (легкая и пищевая промышленность, автомобилестроение, транспортное и сельхоз- машиностроение, текстильная промышленность)

3. Конкурентоспособность, факторы конкурентоспособности страны и региона

Итоги развития России: низкая степень интеллектуализации производственных процессов, в то время как мировые лидеры перешли к 5 технологическому укладу, который базируется преимущественно на микротехнологиях. Неразвитость конкуренции не мотивирует крупные фирмы к внедрению инноваций. Многие предприятия столкнулись с проблемой сбыта продукции, т.к. снизился спрос в результате ее низких качественных характеристик.

Итоги развития России: Произошел разрыв процесса передачи знаний в производство в результате высокого инновационного риска. Требуется развитие человеческого потенциала как доминантного фактора экономического роста.

Подходы к определению конкурентоспособности страны: 1. Конкурентоспособность с точки зрения состояния внешней торговли, производительности использования факторов производства и роста доходов на душу населения. 2. Конкурентоспособность по цене и издержкам.

Теория сравнительных преимуществ (Д. Рикардо) страны, обладающие относительно более дешевыми трудовыми и более богатыми природными ресурсами, более благоприятными географическими, климатическими, инфраструктурными факторами производства того или иного товара, экспортируют его в страны, где таких преимуществ нет, и импортируют продукции из тех стран, которые обладают преимуществами по сравнению с данной экономикой.

Конкурентоспособность (Конференция по Торговле и развитию ООН) это уровень, на котором страна при свободных и справедливых рыночных условиях может производить товары и услуги, удовлетворяющие международным рынкам, одновременно поддерживая и расширяя реальные доходы своих граждан в долгосрочном периоде

Конкурентоспособность (Международный институт по развитию менеджмента) Это способность страны создавать добавленную стоимость и таким образом увеличивать национальное богатство путем управления активами и процессами, привлекательностью и агрессивностью, глобальностью и приближенностью к модели социоэкономики

Конкурентоспособность (Мировой экономический форум) способность страны достигать постоянных (поддерживаемых) высоких темпов роста ВВП на душу населения

Важные характеристики конкурентоспособности страны Величина реального ВВП Величина занятости Показатели внешнеэкономических связей

Конкурентоспособность страны с точки зрения цен и издержек: Конкурентоспособность товаров, производимых национальными фирмами Конкурентоспособность национального экспорта

Показатели оценки конкурентоспособности страны : Номинальный эффективный курс национальной валюты Реальный эффективный курс национальной валюты

Номинальный эффективный курс национальной валюты - отслеживает изменение в стоимости национальной валюты относительно валют основных торговых партнеров - рост его негативно воздействует на конкурентоспособность отечественных производителей с точки зрения издержек

Реальный эффективный курс национальной валюты - отражает изменения в номинальном эффективном курсе национальной валюты, изменения в относительном эффективном курсе национальной валюты и изменения в относительной стоимости единицы рабочей силы - рост его ассоциируется со снижением конкурентоспособности

Новые конкурентные условия: 1. Использование научно – технических достижений. 2. Внедрение инноваций на всех стадиях производственного цикла.

Конкурентоспособность товаров и услуг способность продавать их по рыночным ценам с нормальной прибылью

Внешняя конкурентоспособность способность продавать товары и услуги на мировых рынках, наличие в структуре экспорта достаточного количества товаров и услуг, обеспечивающих устойчивость платежного баланса страны.

внутренняя конкурентоспособность продажи на внутреннем рынке в конкуренции с импортом и другими отечественными товарами, обеспечивающими вместе с экспортом необходимый уровень занятости и доходов населения. Обычно внешняя конкурентоспособность предполагает внутреннюю, но не наоборот.

Конкурентоспособность по ресурсам по природным ресурсам, качеству человеческого капитала и капиталу факторам достижения конкурентоспособности по товарами услугам.

Конкурентоспособность институтов соответствие формальных и неформальных институтов страны законодательства, норм и традиций поведения, распоряжения властью, степени свободы, радиуса доверия требованиям производства конкурентоспособных товаров и услуг.

Признаки государства с конкурентоспособной экономикой динамизм и производительность национального рынка, макроэкономической среды, финансовой системы; развитие инфраструктуры; следование экономики общемировой тенденции глобализации производства и обмена; развитие национальной системы среднего и высшего образования; активизация инвестиционной деятельности в условиях политической стабильности и правовых гарантий, предоставляемых инвесторам.

Мировая конкурентоспособность Швейцария 2. США 3. Сингапур 4. Швеция 5. Дания 6. Финляндия 7. Германия 8. Япония 9. Канада 10. Нидерланды

Мировая конкурентоспособность Литва 54. Индонезия 55. Коста-Рика 56. Бразилия 57. Маррикий 58. Венгрия 59. Панама 60. Мексика 61. Турция 62. Черногория 63. Россия 64. Румыния 65. Уругвай 66. Ботсвана

КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, В 80-Е ГОДЫ РОССИЯ МОГЛА УСПЕШНО КОНКУРИРОВАТЬ С ВЕДУЩИМИ СТРАНАМИ МИРА? Результаты опроса 1500 респондентов в 56 населенных пунктах 29 регионов России.

А СЕЙЧАС, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, РОССИЯ МОЖЕТ УСПЕШНО КОНКУРИРОВАТЬ С ВЕДУЩИМИ СТРАНАМИ МИРА?

два пути к международной конкурентоспособности: «Верхний путь» - приносящий гораздо более высокую экономическую отдачу и создающий основу для устойчивого экономического роста. «Нижний путь» - ведущий к обедняющему экономическому росту и грозящий экономическим тупиком.

Пути к международной конкурентности «Верхний путь»«Нижний путь» Доступ к новейшим технологиям Разработка новейших технологий, технологическое лидерство на 1 или нескольких мировых рынков Освоение устаревающих технологий ( иностранные инвестиции, лицензии), «догоняющее» развитие. Основное орудие конкурентной борьбы Конкурентоспособность достигается за счет новых рынков и максимизации рыночной ценности новой или улучшенной продукции. Конкурен-сть на существующих рынках путем минимизации издержек производства стандартной продукции с помощью заимствованных технологий. Участие в глобальных производственных цепочках Организация и управление собственными транснациональными производственными цепочками. Участие в наименее выгодных звеньях транснациональных цепочек, контролируемых иностранным инвестором, или экспорт сырья. Конкурентные условия Защищенность от ценовой конкуренции (технолог-кая сложность продукции, закон об охране интеллектуальной соб-сти. Низкая защищенность от ценовой конкуренции, в т. ч. со стороны бедных стран с более низкой оплатой труда. Экспортные цены и доходы от экспорта Высокие цены и доходы от экспорта инновационных товаров и услуг. Низкие, неустойчивые или падающие цены и доходы от экспорта сырья или стандартной продукции.

Пути к международной конкурентос-бности Экономические последствия роста среднего уровня оплаты труда Повышение зарплаты в неоэкономике способствует накоплению ЧК, необходимого для повышения инновационности как гл. фактора конкуренто-сти. Повышение зарплаты подрывает международную конкурентосп-ность экономики, конкурирующей снижением цен и зависимой от иностранных инвестиций. Направление международных потоков ЧК «Приток мозгов» - высокая оплата и возможности для проф. роста привлекают высокообразованных мигрантов «Утечка мозгов» - низкая зарплата социальный статус, ограниченные возможности проф. роста толкают к эмиграции наиболее способных и актив Направление международных потоков финансового капитала Приток капитала из менее развитых стран благодаря возможностям прибыльного инвестирования в инновации и стабильности экон. развития «Бегство капитала» вследствие низкого инновационного потенциала и продуктивности ФП, ограниченных возможностей прибыльных инвестиций и нестабильности Долгосрочные последствия для устой-го экон. роста Устойчивая конкурентоспособ-сть обеспечивается кумулятивными эффектами технологической инновационности. Неустойчивость экономического роста и угроза обедняющего роста, риск международной маргинизации национальной экономики Глобальная проблема Рост технологического разрыва между бедными и богатыми странами угрожает стабильности мировой экономики и международной безопасности

Экономический рост в регионе обеспечивается за счет следующих основных процессов: ускоренное развитие транспортной инфраструктуры Формирование конкурентоспособных кластеров Модернизация производства Создание новых производств за счёт притока в регион крупных инвестиций, развитие инновационной активности.

Конкурентные преимущества российской экономики: дешевая рабочая сила в сочетании с достаточно высоким уровнем ее квалификации; низкая капиталоемкость сектора НИОКР при относительно развитой инфраструктуре; значительные масштабы накопленных основных производственных фондов и фондов универсального обрабатывающего оборудования в промышленности, наличие уникальных передовых технологий в ряде секторов промышленности.

Направления развития для повышения конкурентоспособности российской экономики космические технологии, ядерное энергомашиностроение, аэрокосмическая техника, ракетостроение и военная авиатехника, создание двигателей для аэрокосмической техники, новые материалы, новые источники энергии, энергосберегающие технологии, экологически щадящие технологии, фундаментальные исследования в области энергетики, развитие программного обеспечения, новые технологии добычи и переработки нефти и газа, нефтегазовое машиностроение.

Основные институты, способствующие повышению уровня конкурентоспособности страны: открытость, свободные цены, низкие таможенные барьеры (тарифные, а не количественные); поддержание конкуренции на рынках; доминирование частной собственности при жесткой ее защите; соблюдение договорных обязательств; налоговая система, подконтрольная налогоплательщикам; эффективные государственные службы с низким уровнем коррупции; прозрачные публичные компании и финансовые учреждения; демократическая политическая система; законопослушность граждан, воспитываемая с детства и культивируемая в обществе; независимый суд с доверием граждан к справедливости решений; сильная система органов охраны правопорядка и исполнения судебных решений, обеспечивающая неотвратимости наказания

Конкурентоспособность регионов категория, объединяющая конкурентоспособность товаров, товаропроизводителей, отраслей экономики, характеризующая положение региона на внутреннем рынке и обеспечивающая предпосылки для укрепления позиций страны на мировом рынке

Валовой региональный продукт Ростовской области и валовой внутренний продукт Российской Федерации за годы (в % к предыдущему году) * оценочные данные Ростовская область Российская Федерация

Валовой региональный продукт Ростовской области и валовой внутренний продукт Российской Федерации за годы (в % к соответствующему периоду предыдущего года)

Индекс промышленного производства в Ростовской области и Российской Федерации за годы (в % к предыдущему году) Ростовская область Российская Федерация

Индекс промышленного производства в Ростовской области и Российской Федерации за 9 месяцев 2009 года (в % к аналогичному периоду предыдущего года)

Конкурентные преимущества Ростовской области, способствующие привлечению инвестиций в регион транспортно-инфраструктурный потенциал; высокий потребительский потенциал; стоимость и надежность энергообеспечения; высокий уровень развития финансовой и страховой инфраструктуры; стабильное социально-политическое положение; высокий научно-технический потенциал; благоприятные климатические условия.

Конкурентное положение Ростовской области по основным факторам инвестиционной привлекательности

Конкурентная политика: компоненты – Антимонопольное регулирование – Регулирование и дерегулирование на рынках естественных монополий – Законодательство о правах собственности – Антикоррупционное законодательство

АМЗ в России: современные тенденции развития Федеральный Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности» (1991) Федеральный Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности» (1991) Федеральный Закон «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» (1999) Федеральный Закон «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» (1999) Федеральный Закон «О защите конкуренции» (2006), Федеральный Закон «О защите конкуренции» (2006), Почему антимонопольное регулирование было недостаточно действенным? Недостаточно хорошие нормы? Недостаточно хорошее правоприменение? Что такое вообще хорошая норма и можно ли оценивать норму без правоприменения?

Основные направления антимонопольной политики: активизация конкурентных рыночных структур, противостоящих монополии, с помощью тех или иных мер по либерализации рынков; государственное регулирование монополий путем контроля над ценами и уровнем рентабельности; прямое предотвращение, подавление или ликвидация монополий с помощью специального антимонополистического законодательства.

Два метода антимонопольного регулирования: Прямой метод регулирования включает меры, устраняющие или предупреждающие монопольное положение отдельных субъектов на рынке. К мерам косвенного регулирования относятся преимущественно финансово-кредитные методы предупреждения и преодоления монополистических явлений в экономике.

Меры демонополизации экономики и развития конкуренции: антимонопольный контроль за проведением конкурсов, торгов, аукционов, в т.ч. при размещении заказов на поставки продукции для гос.и муниципальных нужд жесткие меры против действий региональных властей, препятствующих свободе перемещения товаров и капитала по всей России; совершенствование правового регулирования использования гос. средств для расширения конкурентной среды, снижения концентрации производства и уменьшения ведомственного монополизма; согласование антимонопольного законодательства стран СНГ, адаптация их конкурентной политики к международным принципам и правилам.

Федеральный закон РФ от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» Статья 5. Доминирующее положение 1. Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, дающее ему возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации): 1) доля которого на рынке определенного товара превышает 50%; 2) доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем 50%, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок.

2. Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара не превышает 35%

3. Доминирующим признается положение каждого хозяйствующего субъекта из нескольких хозяйствующих субъектов, если: 1) совокупная доля не более чем 3 хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает 50%, или совокупная доля не более чем 5 хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает 70% (не применяется, если доля хотя бы 1 из указанных хозяйствующих субъектов менее 8%);

3. Доминирующим признается положение каждого хозяйствующего субъекта из нескольких хозяйствующих субъектов, если: 2) в течение длительного периода (не менее 1 года или в течение срока существования соответствующего товарного рынка) относительные размеры долей хозяйствующих субъектов неизменны или подвержены малозначительным изменениям, а также доступ на соответствующий товарный рынок новых конкурентов затруднен; 3) реализуемый или приобретаемый хозяйствующими субъектами товар не может быть заменен другим товаром при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях), рост цены товара не обусловливает соответствующее такому росту снижение спроса на этот товар, информация о цене, об условиях реализации или приобретения этого товара на соответствующем товарном рынке доступна неопределенному кругу лиц.

АМЗ в России: санкции Низкие санкции за нарушение антимонопольного законодательства (= административные правонарушения) + нормы об изъятии «незаконно полученной прибыли» от 1 до 5 тыс. МРОТ (от 420 до 2150 тыс.руб.) и зачастую не за само нарушение, а невыполнение предписания антимонопольного органа В такой конструкции отсутствует: связь между правонарушением и санкциями; связь между правонарушением и санкциями; достаточный уровень сдерживания достаточный уровень сдерживания достаточные стимулы пострадавших использовать АМЗ. достаточные стимулы пострадавших использовать АМЗ. Дополнения в Кодекс об административных правонарушениях (22 июня 2006 г.): Злоупотребление доминированием: от 1/200 до 1/50 годовой выручки Злоупотребление доминированием: от 1/200 до 1/50 годовой выручки Картель: от 1/100 до 1/25 годовой выручки Картель: от 1/100 до 1/25 годовой выручки Сравним: возмещение ущерба в трехкратном размере (АМЗ США)

Государственная помощь в законе «О защите конкуренции» Определение государственной помощи как «предоставления преимуществ» Определение государственной помощи как «предоставления преимуществ» Выделение среди государственной помощи «допустимой» помощи (Практика ЕС – три перечня: допустимая, недопустимая и требующая анализа) Выделение среди государственной помощи «допустимой» помощи (Практика ЕС – три перечня: допустимая, недопустимая и требующая анализа) Для любого вида государственной помощи (кроме предусмотренной законами) вводится режим предварительного согласования Для любого вида государственной помощи (кроме предусмотренной законами) вводится режим предварительного согласования Цель: сопоставление отрицательного влияния на конкуренцию и положительных последствий государственной помощи. Цель: сопоставление отрицательного влияния на конкуренцию и положительных последствий государственной помощи. Проблема: не сведется ли предварительный контроль к формальному? Проблема: не сведется ли предварительный контроль к формальному?

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!