Алгоритм разработки программы духовно-нравственного воспитания: оценка результативности и преемственность в условиях ФГОС ОО Алгоритм разработки программы духовно-нравственного воспитания: оценка результативности и преемственность в условиях ФГОС ОО Уманская М.В., к.п.н, доцент, методист МРЦ на базе МАОУ гимназия 18
ФГОС НОО Программа духовно- нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени НОО ФГОС ООО Программа воспитания и социализации на ступени основного общего образования ФГОС СОО Программа воспитания и социализации на ступени среднего общего образования ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ НОРМАТИВНЫЙ ДОКУМЕНТ
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГНОСТИЧЕСКИЙ Структурно- содержательный ОЦЕНОЧНЫЙ ЭТАПЫ АЛГОРИТМА
Цели этапа: Определить уникальность ОУ Выбрать модель воспитания и социализации ОУ Ресурсы этапа: Структура анализа для определения уникальности ОУ СОДЕРЖАНИЕ АНАЛИТИЧЕСКОГО ЭТАПА
АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КЛАСТЕР ШКОЛА ГРАЖДАНСКОЙ ОТКРЫТОСТИ ОДАРЕННОСТЬ БЕЗ ГРАНИЦ ШКОЛА – СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР ПОСЕЛКА ШКОЛА – СЕТЕВОЙ РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР МОДЕЛИ ОУ
Школа связана с сельскохозяйственным производством Содержание программы основано на осмыслении всеми участниками ОУ культуры современного сельского жителя Заинтересованность в высококвалифицированных кадрах, укоренных в данной территории Основная цель – обеспечить профессиональное и жизненное самоопределение школьника АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КЛАСТЕР
Школа малого города без градообразующего предприятия Развитая система социального партнерства Интеграция содержания обучения и воспитания на основе ценностного отношения к действительности Цель – научить открытому и социально безопасному взаимодействию, быть продуктивным в условиях малых общностей ШКОЛА ГРАЖДАНСКОЙ ОТКРЫТОСТИ
Крупные школы городов с вариативной образовательной средой Большой выбор образовательных услуг для построение индивидуальных маршрутов развития Передовой педагогический коллектив, поддерживающий индивидуальные достижения каждого Цель – обеспечение эффективной социализации путем предоставления социальных проб ОДАРЕННОСТЬ БЕЗ ГРАНИЦ
Единственная поселковая школа Необходимость поддержания и трансляция традиций всеми жителями поселка Педагогический коллектив – носитель традиций и образец моделей поведения Цель – научить сочетанию личных и общественных интересов, уважению друг друга на основе принятых в местности норм и правил СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР ПОСЕЛКА
Высокая техническая оснащенность школы Создание информационных образовательных ресурсов, обеспечивающих диалог представителей разных субкультур Реализация индивидуальных образовательных траекторий за счет сетевых мобильных контактов и доступа к экспертам Цель – научить безопасному и социально ответственному поведению, избирательности контактов в социальных сетях СЕТЕВОЙ РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР
Субкультуры Неформальные общественные объединения Социальные сети Интернет Государство Политические партии Армия Полиция Суд Общественные объединения Производство – заводы, фабрики, фермы и пр. Товар – магазины, оптовые компании, сфера услуг Деньги – банки, финансовые структуры Семья Церковь, конфессии НПО, СПО, ВУЗ Учреждения культуры, музеи, библиотеки и т.д. СМИ Идеологические институты Экономические институты Неформальные институты Политические институты ОУ
СОДЕРЖАНИЕ ЦЕЛЕВОГО ЭТАПА Цели программы Нормативный аспект: ФГОС Методологический аспект: Концепция ДНР и В Методический аспект: Примерные образовательные программы
Цель программы Обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности Основа программы Базовые национальные ценности российского общества Задачи программы Создание системы воспитательных мероприятий Формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность в историко-культурном и региональном аспекте Формирование активной деятельностной позиции ФГОС НОО
Цель программы Социально-педагогическая поддержка освоения духовно- нравственных ценностей для становления и развития высоконравственного гражданина России Основа программы Базовые национальные ценности российского общества Задачи программы Освоение социального опыта Формирование готовности к выбору профессии Формирование личностной, семейной, экологической, социальной культуры ФГОС ООО
Цель программы Обеспечение духовно-нравственного развития личности в контексте воспитательного национального идеала Основа программы Базовые национальные ценности российского общества Задачи программы Готовность к самореализации на основе усвоенных духовно- нравственных ценностей Развитие социальной компетентности Формирование потребности в саморазвитии ФГОС СОО
Ожидаемые результаты освоения программы Портрет выпускника Показатели воспитанности СОДЕРЖАНИЕ ПРОГНОСТИЧЕСКОГО ЭТАПА
ФАКТ: в педагогической науке нет надежных «измерителей» воспитанности ВЫХОД: ОПОРА НА ИМЕЮЩИЕСЯ РЕСУРСЫ
Б.Т. Лихачев, Л.И. Божович, Е.В. Бондаревская, М.И. Рожков, А.К. Маркова (классика) И.М. Шилова, Н.П. Капустин, Н.Е. Щуркова (массовая распространенность) Авторские методики по критериям и показателям воспитанности Уровни результатов Требования к личностным результатам Примерные образовательные программы Разработка критериев и показателей оценки достижения планируемых результатов Отработка методов изучения результатов ДНВ Готовые УМК
СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ ЭТАП В соответствии с требованиями ФГОС Структура Классификация по направлениям Подпрограммы Преемственность целевых блоков Содержание (разнообразие подходов)
ФГОС ООО: требования к структуре 12 пунктов (цели и задачи, направления, формы, модели, этапы и т.д.) ПОДХОДЫ Направления: патриотическое, этическое, экологическое, эстетическое и др. виды воспитания 4 подпрограммы: ДНВР, социализации, профориентации, безопасного и здорового образа жизни
Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени основного общего образования, описание ценностных ориентиров, лежащих в ее основе, систему воспитательных задач Направления деятельности по духовно- нравственному развитию и воспитанию обучающихся, отражающие специфику образовательной организации, интересы обучающихся и их родителей (законных представителей) Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, формируемые ценности, социальные компетенции, модели поведения выпускников основной школы Модель организации работы по духовно- нравственному развитию и воспитанию обучающихся, включающую, в том числе рациональную организацию ОП в единстве учебной, творческой, трудовой, общественно значимой, информационно-коммуникационной, познавательной деятельности, взаимодействие с другими институтами социализации, систему просветительской и методической работы с участниками образовательного процесса Критерии, показатели эффективности деятельности образовательной организации в части духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся Методику и инструментарий мониторинга духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся ПРОГРАММА ДОЛЖНА СОДЕРЖАТЬ:
СОДЕРЖАНИЕ ОЦЕНОЧНОГО ЭТАПА Цели этапа: Оценить эффективность реализации программы (мониторинг) Ресурсы этапа: Кейс оценочных методик