Г/к от 31 октября 2011 г. 06.Р 20.11.0060 (II этап) Разработка и апробация модуля программы повышения квалификации работников образования по внедрению.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области Ленинградский областной институт развития образования Секция 2014 год.
Advertisements

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Программа развития воспитания в системе образования России в годах Цель программы- обеспечение необходимых научно-методических, организационных,
Цели, задачи, основные направления воспитательного процесса. Модель личности выпускника.
2010 год Концепция гражданского образования в Нижегородской области на годы.
Предложения по программе развития ДОУ. Управление качеством дошкольного образования Содержательные характеристики: Создание системы интегративного образования,
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа 197 имени В. Маркелова » Программа деятельности III образовательного.
Новая роль воспитательной работы в связи с введением ФГОС. Концепция духовно- нравственного воспитания и развития личности гражданина России. Главный специалист.
«Школа – территория здоровья» (программа на соискание статуса Муниципальной экспериментальной площадки) МОУ «Средняя школа 15», г. Черногорск.
Разработка и апробация модуля программы повышения квалификации работников образования по внедрению моделей социализации школьников в части обеспечения.
Программа формирования толерантности школьников «Содружество» Муниципальная общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 38 с углубленным.
Стратегическая цель : обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития.
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. 996-р Воспитание детей – стратегический.
ПРОГРАММА МОНИТОРИНГА ЭФФЕКТИВНОСТИ ВВЕДЕННОГО В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ КОМПЛЕКСНОГО УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
По материалам пособия «Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (М.: Просвещение, 2009 г.)
Создание межкультурного пространства в условиях гимназии ( проект перспективного развития МОУ г.Мурманска гимназии 1 на годы)
А.А. Колчина, начальник отдела планирования и научно-методического сопровождения управления развития воспитательной деятельности.
Создание и развитие воспитательной системы школы как условие позитивной социализации учащихся Демакова Ирина Дмитриевна, доктор педагогических наук, зав.
Научно-образовательного проект тема: «TAVDA - ROBOT» - развитие робототехники, 2 –d и 3-d моделирования технических объектов на территории Тавдинского.
Региональная программа в сфере дошкольного и общего среднего образования, направленная на развитие навыков межнациональной и межконфессиональной коммуникации,
Транксрипт:

г/к от 31 октября 2011 г. 06.Р (II этап) Разработка и апробация модуля программы повышения квалификации работников образования по внедрению моделей социализации школьников в части обеспечения их готовности к межкультурному диалогу через развитие форм конструктивного взаимодействия школы, семьи и институтов гражданского общества

В 2012 году: Проведено повторное мониторинговое исследование с целью выявления склонности обучающихся общеобразовательных учреждений к экстремизму и ксенофобии и возможных их проявлений в детской и подростковой среде. Изучена динамика рейтинга регионов.

Для проведения исследования использован диагностический инструментарий, разработанный и апробированный в 2011 году (анкета старшеклассника). По результатам мониторинга подготовлены аналитические материалы, включающие результаты сравнительного анализа первичного и повторного исследований и динамики рейтинга регионов.

Для проведения качественного анализа результатов исследования привлечены квалифицированные специалисты в области психологии и педагогики, имеющие опыт обработки данных и анализа результатов диагностических исследований. Для проведения количественного анализа результатов исследования привлечены квалифицированные специалисты, владеющие компьютерными методами обработки результатов исследования. Результаты диагностического исследования обработаны с использованием с компьютерных методов обработки результатов и с обязательным использованием графических и табличных форм, диаграмм.

Мониторинг экстремистского сознания и поведения в среде обучающихся проведен в 52 общеобразовательных учреждений 8 федеральных округов, общая численность участников (учащихся 8-11 классов) составила 5083 чел. Цель мониторинга: определение динамики характеристик и уровня экстремистского сознания и поведения в среде обучающихся общеобразовательных учреждений определение динамики характеристик и уровня экстремистского сознания и поведения в среде обучающихся общеобразовательных учреждений Задачи мониторинга: определить степень развития и потенциала ксенофобии и экстремизма у школьников, определить восприятие школьниками социальных рисков в среде общеобразовательных учреждений, определить возможности межкультурного диалога, определить характеристики гражданского сознания школьников

Уральский ФО – 7 общеобраз. учреждений, 800 чел. Центральный ФО – 5 общеобраз. учреждений, 462 чел. Южный ФО – 6 общеобраз. учреждений, 615 чел. Северо-Западный ФО – 5 общеобраз. учреждений, 405 чел. Дальневосточный ФО – 5 общеобраз. учреждений, 385 чел. Сибирский ФО– 5 общеобраз. учреждений, 538 чел. Приволжский ФО – 12 общеобраз. учреждений, 1186 чел. Северо-Кавказский ФО – 7 общеобраз. учреждений, 692 чел.

Анализ результатов мониторинга направлен на выявление склонности обучающихся общеобразовательных учреждений к экстремизму и ксенофобии к экстремизму и ксенофобии и возможных их проявленийи возможных их проявлений в детской и подростковой среде.в детской и подростковой среде.

Основные результаты мониторинга Результаты диагностического анкетирования позволили выделить ряд характерных особенностей старшеклассников: ограниченность сознания и недостаточная социализация, деструктивность; интолерантное отношение к представителям другой нации, инакомыслящим; агрессивное поведение, отрицание общечеловеческих ценностей; утрата ролевой, национальной идентификации; несформированность гражданской компетентности и неумение участвовать в межкультурном диалоге.

Более половины опрошенных отметили, что есть нации, с представителями которых в той или иной мере они стараются не общаться.

Анализ результатов мониторинга показывает, что идеи экстремизма формируют у школьников нетерпимость к тем гражданам России, которые принадлежат к другим социальным группам, этносам и придерживаются иных политических, правовых, экономических, моральных, эстетических и религиозных идей. Развитие молодежного экстремизма свидетельствует о недостаточной социальной адаптации подростков и молодежи, развития асоциальных установок сознания, вызывающих противоправные образцы поведения.

Более половины опрошенных ментально или вербально проявляли нетерпимость к представителям другой нации или веры.

Тенденция втягивания старшеклассников в экстремистскую деятельность во многом обусловлена недостаточно эффективной реализацией государственной молодежной политики. В результате часть подростков и молодых людей попадает под влияние чуждых нашему обществу идеологических установок, что приводит в ряде случаев к восприятию государственных органов как врага, а не партнера.

Почти каждому шестому из наших респондентов предлагали участие в экстремистских организациях.

Полученные результаты показали, что не всем учащимся присущи отрицательные черты, школа и семья проводят определенную работу по профилактике экстремизма и ксенофобии у подрастающего поколения. В регионах проводится определенная работа и осуществляются меры по противодействию экстремистским проявлениям в образовательной сфере, которые направлены на развитие сотрудничества органов образования, родителей, религиозных конфессий, национально-культурных объединений, гражданских институтов в интересах сохранения и укрепления межнационального согласия в российском обществе.

Осуществление антиэкстркемистских мероприятий в регионах на муниципальном и школьном уровнях дает определенный положительный результат, о чем говорит сравнительный анализ первичного и повторного исследований и динамика рейтинга регионов. Сегодня нужна консолидация усилий всех заинтересованных субъектов: работников школы, родителей, представителей институтов гражданского общества по реализации всесторонних мер и организации системного взаимодействия. Важным аспектом этой работы является объединение воспитательных усилий попечительских советов, органов ученического самоуправления, педагогических коллективов школ с представителями национальных сообществ (диаспор) – деятелями культуры, науки, спортсменами, политиками.

Сегодня крайне необходимо, чтобы сформированное гражданское сознание детей давало возможность им правильно оценивать социальные явления и процессы, свои поступки и действия с позиций интересов общества. Совместными усилиями государства и общественности экстремизму должен быть дан своевременный и адекватный отпор ксенофобии и экстремизму, что особенно важно в условиях многонациональной и многоконфессиональной России.

выводы: Для преодоления выявленных в процессе мониторинга негативных проявлений экстремистского сознания среди учащихся, усиления эффективности воспитательной работы в общеобразовательных учреждениях по профилактике экстремизма и ксенофобии в подростковой среде, целесообразно: 1. Усилить организационно-педагогическую среду анти экстремистского воспитания в средних общеобразовательных учреждениях через школьное самоуправление, волонтерское движение, развитие молодёжных общественных движений, клубную работу, внеклассные и внешкольные мероприятия, профессионально-досуговые центры–проектные мастерские и др., для чего усилить взаимодействие школы, семьи, государственных и общественных институтов.

2. Уделять особое внимание в профилактической работе образовательных учреждений подросткам лет и учащимся «группы риска», так как за счет своей социальной и гражданской незрелости они дают возможность вовлекать себя в неформальные группировки асоциальной направленности. 3. Сформировать социальный вектор учебного процесса в направлении моделирования жизненных стратегий учащихся, создания условий для формирования и развития социально-адаптированной личности, способной противостоять жизненным трудностям, негативным факторам жизни; имеющей свою твердую гражданскую позицию и отрицающую националистические идей, пропагандируемые СМИ и Интернетом.

4. Обеспечить кадровое наполнение реализации молодёжной политики, путем совершенствование адресной системы повышения квалификации педагогов-организаторов, социальных педагогов, психологов, учителей ОБЖ, воспитателей. 5. Реализовать модели активного взаимодействия в среде общеобразовательной школы всех участников и институтов гражданского общества в направлении формирования гражданской солидарности. 6. Обеспечить развитие системы кросскультурного и межкультурного образования для преодоления этнической и межконфессиональной разобщенности, формирование уважения к особенностям и традициям всех народов, проживающих в России и мире. 6. Обеспечить развитие системы кросскультурного и межкультурного образования для преодоления этнической и межконфессиональной разобщенности, формирование уважения к особенностям и традициям всех народов, проживающих в России и мире.

Предложения: 1. С целью исследования состояния межнациональных отношений в образовательной среде, выявления причин возникновения социальной напряженности среди учащихся, эффективности проводимых школой мероприятий по социализации детей и подростков, формированию поликультурной грамотности у представителей подрастающего поколения необходима организация и регулярное проведение мониторинга в общеобразовательных учреждениях всех субъектов Российской Федерации. 2. В содержании школьного образования следует активнее представлять традиции и социально-культурные ценности всех народов, проживающих в России. Изучение истории, литературы, родного языка, занятия различными видами искусства, знакомство с национальными традициями народов России позволит учащимся глубоко проникнуть в духовный мир своего народа, понять истоки культуры, истории, образа жизни, стать продолжателем прогрессивных национальных традиций в условиях современной поликультурной среды российского образования.

3. В формировании уважительного отношения и любви к культуре и традициям народов Российской Федерации, важности национальной культуры, в том числе и собственной нации, кроме школы, значительная роль отводится семье как первичному институту развития гражданской компетентности ребенка. Только совместными усилиями семьи, школы и институтов гражданского общества можно эффективно проводить работу по формированию этнического сознания школьников, установлению межэтнического диалога, преодолению негативных экстремистских проявлений в образовательной среде. В этой связи особенно актуальна проектная деятельность, способствующая проявлению активности детей и подростков по укреплению межнациональных отношений, воспитанию уважения к представителям разных национальностей.

4. Образовательным учреждениям необходимо широко использовать средства массовой информации, прежде всего Интернет- ресурсы, для привлечения представителей молодого поколения к участию в совместных мероприятиях, организуемых педагогическими коллективами школ с представителями национальных сообществ (диаспор) – деятелями культуры, науки, спортсменами, политиками по формированию у школьников культуры гражданской солидарности.

5. Учреждениям образования важно развивать позитивные общественные детско-подростковые объединения, движения, а также альтернативные формы реализации экстремального потенциала представителей молодого поколения путем организации доступной каждому учащемуся культурно-досуговой деятельности. Школа должна активнее привлекать общественные объединения для реализации совместных проектов, способствовать развитию социальных инициатив, внедрять принципы социального партнерства в процессе совместной социально- воспитательной деятельности.

6. Учреждениям образования совместно с институтами повышения квалификации и методическими центрами необходимо осуществлять мероприятия, направленные на совершенствование профессиональной компетентности руководящих и педагогических работников и развитие учебных учреждений в целом по укреплению демократических принципов и гражданской ответственности, созданию условий, способствующих установлению диалогичных межнациональных отношений в образовательной поликультурной среде, предотвращению и профилактике экстремистских проявлений.

Организация конструктивного взаимодействия школы, семьи и институтов гражданского общества в условиях образовательной среды и образовательного пространства, широкое привлечение общественности к управлению развитием образования – одна из задач, обозначенных президентской программой «Наша новая школа», от успешного решения которой зависит судьба подрастающего поколения и государства в целом. Благодарим за внимание!