Подходы к разработке «Стратегии развития воспитания и социализации детей и молодежи в Российской Федерации» А.М. Кондаков, президент ООО «Институт мобильных.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Advertisements

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (далее Концепция) разработана в соответствии с Конституцией Российской.
КОНЦЕПЦИЯ ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России как методологическая основа разработки и реализации федерального государственного.
Государственная политика в области воспитания в условиях перехода на ФГОС.
Роль школы в духовно - нравственном воспитании и развитии обучающихся Богомолова И. Н., директор ГБОУ СОШ 546.
Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России 2010 год.
КОНЦЕПЦИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ.
характер современного национального воспитательного идеала; цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей; систему базовых национальных.
Образование (в законе) единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека,
Закон «Об образовании» Статья 12. Образовательные программы 1.Образовательные программы определяют содержание образования. Содержание образования должно.
ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВЫХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ учитель русского языка и литературы высшей категории МОУ.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
«Программа духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования»
1 КОНЦЕПЦИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ Презентация подготовлена к.п.н., доцентом С.Н.УСОВОЙ.
Комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического.
Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в ФГОС второго поколения.
Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников Авторы: Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А.
Основные подходы к проектированию ООП (основной образовательной программы) в соответствии с требованиями ФГОС Малярчук Т.А., заместитель директора по УВР.
Транксрипт:

Подходы к разработке «Стратегии развития воспитания и социализации детей и молодежи в Российской Федерации» А.М. Кондаков, президент ООО «Институт мобильных образовательных систем» д.п.н., член-корреспондент РАО

Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства

Проблемы детей и молодежи во многом обусловлены их жизненным самоопределением и самочувствием, условиями социализации, мировоззрением и ценностями, формируемыми через внутрисемейные отношения, образование, СМИ, социокультурную образовательную среду локального, регионального, национального, глобального уровней

Социокультурная среда воспитания и социализации 4 Урочная деятельность Внеурочная деятельность Дополнительное образование Семья Глобализация Экономика инноваций Система ценностей Технологизированность жизни Культурное и социальное разнообразие Стремительные изменения Интернет Терроризм, радикальный ислам, этнические конфликты

Система образования необратимо утратила монополию на социализацию детей и молодежи Информационно-ценностное пространство человека невозможно ограничить Социокультурная среда воспитания и социализации

Сегодня мы не до конца понимаем Особенности гражданской идентичности детей и молодежи в системе ценностных координат «гражданин РФ» Ведущие жизненные ценности детей и молодежи, динамика их изменений в разных социальных группах Семейные ценности детей и молодежи, отношения молодежи к семье и браку Отношения детей и молодежи к образованию, их предпочтения и ожидания Культурно-образовательные запросы семьи Отношения детей и молодежи к общественной деятельности Отношения детей и молодежи к организации досуга в городе и селе Отношения детей и молодежи к алкоголю, курению, употреблению психо- активных веществ, участия в неформальных и экстремистских организациях Представления детей и молодежи о своем желаемом будущем Другие значимые социальные индикаторы социализации детей и молодежи

Социальные и моральные вызовы российскому образованию Морально-нравственная дезинтеграция общества Низкий уровень доверия и социальной солидарности Нарушение преемственности поколений, механизмов трансляции духовных традиций российского общества Рост национализма, ксенофобии, различных форм расовой и национальной нетерпимости Правовой нигилизм и высокий уровень преступности, коррупция Высокий уровень социального и имущественного неравенства Снижение ценности производительного труда Усиление миграционных процессов Негативная демографическая ситуация Снижение физического, социального и психологического здоровья населения

Современные дети Социокультурная ситуация развития ребенка определяется соответствующим культурно– историческим контекстом – типом культуры и типом общества Интернет Интернет – новый образ жизни человека 8

Современные дети Система отношений ребенка к миру 9 Взрослый говорит и показывает что и как нужно сделать. Ребенок выполняет действия, подражая и доверяя взрослому Конец ХХ в. Ребенок готов услышать взрослого после того, как будет выстроена система отношений на основе доверия и понимания Начало ХХI в.

Современные дети В сознании доминирует смысловая сфера Становление и развитие смысловой сферы определяется культурно-историческими условиями Основой формирования смысловой сферы является эмоционально-личностное общение со сверстниками и взрослыми Обладают системно-смысловым типом сознания 10

Идентичность личности: много – «Я» ГРАЖДАНСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ …СЕМЕЙНАЯСЕТЕВАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ЭТНИЧЕСКАЯГЕНДЕРНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ

Образовательная экосистема 21-го века Новая педагогика Предоставляет новые возможности ЦЕННОСТИ Практико- ориентированно, даётся в контексте конкретной социокультурной ситуации Теоретически обосновывает образовательный процесс Запускают образовательный процесс Поддерживает образовательный процесс Технология Содержание Отвечают на вопрос «Зачем?» Мотивируют Система должна непрерывно обновляться 12

Стратегия развития воспитания и социализации детей и молодежи в Российской Федерации ЦЕЛЬ: Создание на межведомственной основе государственно-общественной системы воспитания в Российской Федерации, обеспечивающей формирование российской гражданской идентичности молодежи, консолидацию общества, укрепление моральных основ общественной жизни, успешную социализацию, духовно-нравственное развитие каждого гражданина, его самоопределение в мире нравственных ценностей, духовных и культурных традиций многонационального народа Российской Федерации

Задачи: Консолидация сообщества граждан России на основе базовых российских национальных ценностей, духовных традиций и приоритетов социально-экономического развития России Социально-педагогическая поддержка успешной социализации детей и молодежи, их нравственного самоопределения и конструктивного саморазвития Повышение доверия граждан к государству, друг другу, к собственному будущему и будущему России Формирование у граждан готовности к совместному решению социально значимых проблем Повышение качества образования, укрепление у обучающихся мотивации к общему и профессиональному образованию, к саморазвитию в обществе и в профессии Существенное снижение негативных проявлений в детской и молодежной среде Стратегия развития воспитания и социализации детей и молодежи в Российской Федерации

Конституция Российской Федерации Концепция социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. Стратегия государственной национальной политики РФ на период до 2025 года ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Государственная программа РФ «Развитие образования на гг.» Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2010 – 2015 гг.» Указ Президента Российской Федерации « О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы» Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (пока никем не утверждена ) Федеральные государственные образовательные стандарты Законодательные и нормативно-правовые основы разработки Стратегии развития воспитания детей и молодежи в Российской Федерации

СЕМЬЯ – основной субъект воспитания. Иные субъекты актуализируют, направляют, усиливают воспитание в семье. Стратегия – комплекс мер социально-педагогической, кадровой, культурной и иной поддержки семейного воспитания ГОСУДАРСТВО – основной субъект разработки и осуществления деятельности в интересах детей и молодежи СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ – основной инструмент реализации государственной образовательной политики, осуществления Стратегии, механизм координации деятельности всех институтов социализации. СУБЪЕКТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ (организации общего, профессионального и дополнительного образования, культуры и спорта, традиционные религиозные и общественные организации, СМИ, Интернет) – обеспечивают участие общественности в общенациональной деятельности в интересах детей и молодежи, удовлетворение разнообразных потребностей семей в духовно-нравственном, социально-культурном, личностном развитии детей, их позитивной социализации. Субъекты реализации Стратегии развития воспитания и социализации детей и молодежи в Российской Федерации

17 Знания, навыки, компетенции Социальный капитал Креативный капитал + + Человеческий капитал =

«Мощь сегодняшней экономики определяется не запасами сырья в недрах и количеством заводов - это экономика человеческого капитала, инноваций и технологий»

Массовое овладение компетенциями XXI века обеспечивает до 0.5 – 0.65% роста ВВП в год. Сформированность компетенций более значимо для экономического роста, чем традиционные индикаторы - продолжительность обучения, охват образованием и прочее Сформированность компетенций - требование не уникальное, а всеобщее. Личностные качества и ценности Креативность и инновационность Критическое мышление и способность решения сложных комплексных задач, в т.ч. в ситуациях неопределенности. Коммуникация и сотрудничество Мотивация к труду Лидерство и ответственность Сегодня человеческий капитал определяет место государства в мире. Преуменьшение его роли может поставить под угрозу безопасность страны Образование – ключевой фактор устойчивого развития экономики XXI века Ключевые компетенции выпускников школ XXI в

В постиндустриальной экономике растет значимость креативных и социальных навыков Для социальных и креативных навыков нет надежных измерителей НО: интерес к финансированию программ резко падает, если эффективность недоказуема Программа ОЭСР «Образование и социальный прогресс»

Человеческий капитал – благо длительного пользования, но с ограниченным сроком службы: может устаревать, изнашиваться, требует расходов на поддержание, ремонт и содержание. Его ценность может расти и падать 21 Человеческий капитал НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ЧТО ЭТО?

Человеческий капитал Подготовка элиты Гражданское общество и экономическая свобода Приток извне Предпринимательская способность и предпринимательский климат Информационное обслуживание Воспитание Культура и искусство Знания и компетенции Здравоохранение Образование Институциональное обслуживание Наука Безопасность

Стратегия развития воспитания и социализации детей и молодежи в Российской Федерации Необходимо «привязать» задачи воспитания и социализации к нуждам социального и экономического развития страны Что нужно культуре, гражданскому обществу, семье, государству, экономике? Какую программу, теорию, общественное движение мы можем предложить?

В английском языке понятие «Воспитание» отсутствует США, эволюция понятия внеучебная деятельность: Extracurricula activities (до 1990-х гг) Extended learning (до 2000 –х гг) Expanded learning

Экономика XXI в.Российский опыт Экономике нужны работники, умеющие мыслить нестандартно, сотрудничать друг с другом Проблемное и кооперативное обучение, традиция коллективной, творческой деятельности Сотрудничество – уметь быть лидером, одновременно уметь следовать за лидером, договариваться с членами команды, уметь объяснять свою идею, планировать работу, принимать критику Теория коллектива, теория воспитательных систем, Педагогика сотрудничества и пр. Креативность – видеть неочевидные связи, разбивать целое на части, оценивать и поддерживать неординарные решения Необходимо создать: 1. Инструменты замера способности креативно мыслить и сотрудничать 2. Постоянно обновляемые стандарты к знаниям, умениям и компетенциям ребенка в области творческого мышления и сотрудничества на каждом возрастном этапе

Ценностно-смысловые основы «Стратегии развития воспитания и социализации детей и молодежи России» Значение воспитания для современного человека и общества Воспитание – это социально-педагогическая поддержка личности в сознательном построении ею своей ценностно- смысловой сферы в соответствие с культурными нормами и традициями многонационального народа России Необходимо сделать очевидной для современного человека связь между нравственностью и успешностью, осмыслить воспитание как условие полноты самореализации личности

Понятие «Воспитание» «Воспитание – процесс управления развитием личности. Включает обучение как частный случай». Х.Лиймитс Учебная деятельность – слабый «социальный клей»

Хорошая школа держит в своей орбите детей множеством социальных нитей: кому-то учеба, кому-то спорт, кому-то общение, музыка, театр….. Успех достигается многообразием видов деятельности и системностью их взаимодействия (Новикова Л.И., Селиванова Н.Л.)

В числе задач формирование российской гражданской идентичности, патриотизма и социальной ответственности социально-педагогическая поддержка успешной социализации личности интеграция деятельности разных субъектов социализации (образовательных организаций, семьи, государства, традиционных религиозных и общественных организаций, СМИ, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, армии и др.) единство воспитания, обучения и развития личности; направленность воспитания на решение реальных проблем личности, семьи, общества и государства; поликультурность и др.

Воспитание и социализация – важный элемент социального, экономического и политического развития страны Потеря воспитательного компонента национальной образовательной системы подрывает качество человеческого капитала, необходимого для развития страны на этапе информационного общества Не деньги на поддержание традиций, а инвестиции в человеческий капитал

Ценности формируются в обществе в определенном социально- экономическом и культурном контексте В России невозможно ценностно- нравственное единство страны «Из разнообразия рождается единство»

Духовно-нравственное развитие гражданина России Духовно-нравственное развитие гражданина России – это педагогически организованный процесс постепенного расширения и укрепления ценностно- смысловой сферы личности, посредством осознанного и последовательного принятия ею ценностей: семейной жизни культурно-регионального сообщества культуры своего народа, компонентом которой может быть система ценностей одной из традиционных российских религий российской гражданской нации мирового сообщества

Современный национальный воспитательный идеал Современный национальный воспитательный идеал – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации Впервые национальный воспитательный идеал определяется как преемственный по отношению к воспитательным идеалам прошлых эпох России

Базовые национальные ценности Базовые ценности, являющиеся основным содержанием духовно-нравственного развития гражданина России, определяют: отбор содержания обучения и воспитания основное содержание программ воспитания и социализации содержание, формы и методы педагогического взаимодействия школы, семьи, общественных и религиозных организаций и иных институтов социализации

Система базовых национальных ценностей Патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству) Социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство) Гражданственность (служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания) Семья (любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода) Труд и творчество (уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость) Образование на протяжении всей жизни (ценность знания, самообразования, саморазвития, самооценки, стремление к истине, научная картина мира) Традиционные российские религии (представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога) Искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие) Природа (эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание) Человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество)

Примерные результаты реализации программ воспитания и социализации сформированность идентичности гражданина России на основе принятия учащимися национальных духовных традиций, базовых национальных ценностей, нравственных и моральных норм российского общества формирование патриотизма, гражданской солидарности и готовности солидарно противостоять глобальным вызовам современной эпохи укрепление доверия к другим людям, институтам гражданского общества, основным институтам социализации, повышение их роли в воспитании и социализации детей и молодежи укрепление целостности российского народа, поддержание межэтнического мира и согласия

Примерные результаты реализации программ воспитания и социализации приобщение к ценностям и традициям российской семьи, сформированность отношения к семье как к основе российского общества, бережное отношение к жизни человека укрепление и совершенствование правового государства повышение эффективности государственной власти в процессах модернизации страны укрепление национальной и общественной безопасности

Стратегия развития воспитания и социализации детей и молодежи в Российской Федерации - основа для разработки: ФГОС всех уровней образования Требований к содержанию образования Школьных учебников и их экспертизы Программ воспитания и социализации школьников Программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров Программ общественно-государственного партнерства в области воспитания и социализации детей и молодежи

Воспитание и содержание общего образования Содержание образования (обучения, воспитания и социализации, развития личности) – основа общественного договора в сфере образования, важнейший фактор формирования ценностно- смысловой сферы гражданина, консолидации общества, качества человеческого капитала страны

Разработка нового содержания образования Предусматривает решение задач: экспертизы и сохранения актуального в современных условиях российского опыта образования изучения и учета опыта зарубежных стран-лидеров, мониторинговых исследований качества образования разработки, обсуждения и согласования концепций гуманитарного (в том числе исторического), математического, естественнонаучного образования определения ценностно-смысловой, мировоззренческой основ российского общего образования

Воспитание в духовных и нравственных традициях многонационального народа России Укрепление единства образовательного (воспитательного) пространства страны путем согласования требований к содержанию образования, воспитания и социализации в т.ч. к реализации региональных и этнокультурных особенностей по ценностям, мировоззренческим ориентирам, педагогическим задачам

Национальная система детско-юношеских организаций и движений гражданско- патриотической, благотворительной, экологической и иной направленности Включение значимого для детей и подростков потенциала групповой и возрастной идентичности в воспитательный процесс, эффективное взаимодействие государства, школы и общественных организаций. Согласование программ воспитания и социализации обучающихся образовательных организаций с программами деятельности детско-юношеских организаций и движений.

Спасибо за внимание !