Какой учебник использовать в работе? Какую выбрать программу? Каким художественным произведениям отдать предпочтение? Как наполнить курс литературы другими.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Этапы работы над проектом Заместитель директора по УВР МОУ «Лицей 3» г. Старый Оскол МОУ «Лицей 3» г. Старый Оскол Зиновьева Лариса Петровна.
Advertisements

Художественное и нравственно- философское осмысление русской литературы XX века 11 класс Учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории.
Исследовательская работа в начальной школе Куренгина С.Ю., учитель начальных классов МБОУ «Мезенская СОШ»
Специфика курса литературы в старших классах. Монографическая тема В центре МТ писатель и его произведения, одно или несколько из которых изучаются текстуально.
Проектная и исследовательская деятельность учащихся в средней школе.
Что такое метод проектов?. Проект – реалистический замысел о желаемом будущем, который содержит в себе рациональное обоснование и конкретный способ осуществления.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном.
Суть метода проекта – стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, уметь практически применять полученные знания, развить рефлекторное и критическое.
Цели обучения условно разделяют на три группы (триединая дидактическая цель): - образовательные (обучающие), - развивающие, - воспитательные.
Метод проектов на уроке обществознания Государственное областное образовательное учреждение Начального профессионального образования Профессиональное училище.
МЕТОД ПРОЕКТОВ. Основные цели современной системы образования Интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование критического и творческого.
НОВЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ О.В. Феоктистова учитель русского языка и литературы при изучении литературы на профильном уровне.
Методы обучения являются инструментом развития учащихся, если: Способствуют приобретению школьниками прочных ЗУН, также умений переносить их в новые ситуации;
Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. Этот период обучения.
Творческий проект на уроках Мировой художественной культуры Генералова М.Л. Сатка 2010 Муниципальное Общеобразовательное Учреждение Средняя Общеобразовательная.
Проектная деятельность на уроках информатики Учитель информатики Сморчкова Н.Я.
Образовательное пространство становится развивающим, если… 1. мотивировать учащегося, вызывать личностный интерес для освоения учебной деятельностью,
МЕТОД ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ ФИЗИКИ МОУ «Багарякская СОШ» Учитель физики Выгузова Л.В. октябрь 2012г.
«Развитие исследовательской культуры учителя». Исследовательская культура учителя: Определенный способ и результат творческой самореализации учителя в.
О новых требованиях к осуществлению преемственности в свете ФГТ и ФГОС.
Транксрипт:

Какой учебник использовать в работе? Какую выбрать программу? Каким художественным произведениям отдать предпочтение? Как наполнить курс литературы другими предметами и провести интегрированные уроки? Как сформировать нового читателя, вдумчивого, мыслящего, способного проникнуть в глубь художественного текста? Как научить детей видеть глубины смыслов, порождаемых словом в том или ином контексте? Как развить творческие способности детей и пробудить стремление к собственному поиску, желание самому стать писателем?

1. Метод учебного проекта это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задач, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики. 2. Метод проектов это дидактическое средство для обучения проектированию умению находить решения различных проблем, которые постоянно возникают в жизни человека, занимающего активную жизненную позицию. 3. Метод проектов позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности необходимые качества развитого интеллекта. 4. Учебный проект демонстрирует главный результат работы анализ деятельности и предъявление спо­соба решения проблемы проекта. 5. В основе проекта лежит проблема. От проблемы мы отталкиваемся, инициируя деятельность. Нет проблемы нет деятельности. Проблема проекта обуславливает мотив деятельности, направленной на её решение.

Учебный проект с точки зрения учащегося - это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; - это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; -это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности найденный способ решения проблемы носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей. Учебный проект с точки зрения учителя это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.

Провести тщательное исследование Разработать план ; Провести наблюдения, измерения; Проанализировать результаты. Сделать соответствующие выводы Наглядно оформить Результаты представить Проект – это результат скоординированных совместных действий учителя и ученика, группы или нескольких групп учащихся. необходимо

Узнаете много нового и научитесь делать то, чего раньше делать не умели

На этом этапе определяются цели и задачи проекта. ЦЕЛЬ - это то, чего вы хотите достичь в результате совместных действий ЦЕЛЬ - это то, чего вы хотите достичь в результате совместных действий (сформулируйте цель и запишите ее в рабочие листы портфолио) А теперь подумайте, чтобы достичь этой цели, что для этого вам предстоит сделать? Это будут ваши задачи. 1 этап: Подготовка

2 ЭТАП: ПЛАНИРОВАНИЕ Попробуйте ответить на вопрос : Что уже известно, а что нет? Теперь легко будет сформулировать: «Что предстоит сделать?» Это будет ваш план действий. Что известно? Что предстоит сделать? ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ______________________ ______________________ ______________________ ______________________ ______________________

2 ЭТАП: ПЛАНИРОВАНИЕ На данном этапе вы четко должны представлять весь фронт ваших работ: Определить источники информации; Определить способы сбора информации и анализа информации; Определить способы представления результатов; Выработать критерии оценки результатов и процесса; Разделить задачи (обязанности между членами команды) Работа над проектом на первых этапах может вестись в рамках определенного направления, а тема может быть сформулирована позже, например, после анализа литературы и других информационных источников.

3 ЭТАП: ИССЛЕДОВАНИЕ На данном этапе вы в качестве «исследователя» можете : сформулировать проблему; поставить вопрос; выдвинуть гипотезу, подтвердить или опровергнуть ее в результате работы над своим проектом. Поэтому не получится списать весь свой проект из книжки, ведь настоящие исследователи сами ставят вопросы и сами ищут на них ответы! Основные инструменты: Интервью; Интервью; Опросы; Опросы; Наблюдения; Наблюдения; Эксперименты. Эксперименты. Методы исследования: Анализ литературы; Анализ литературы; Анкетирование; Анкетирование; Интервью; Интервью; Поиск в Интернет и т.д. Поиск в Интернет и т.д.

4 ЭТАП: РЕЗУЛЬТАТЫ И ВЫВОДЫ, ОФОРМЛЕНИЕ ПРОЕКТА. Результаты выполненных проектов должны быть материальны, то есть как-либо оформлены (компьютерная презентация, видеофильм, альбом, бортжурнал «путешествий», компьютерная газета, альманах, доклад и т.д.) Оформленный проект должен содержать: Титульный лист (школа, название проекта, автор, класс, руководитель проекта, дата исполнения); Рабочие листы портфолио проектной деятельности; Источники информации, в том числе библиография (в соответствии с принятыми стандартами); приложения (рисунки, фотографии, карты, графики, стенограмма интервью, анкеты).

5 этап: Представление результата, презентация 6 этап: Оценка результатов и выход на новый проект.

Применение проектной технологии позволяет: Выходить за рамки учебных программ; Учитывать специфику интересов учащихся; интегрировать знания; Глубоко проникать в сущность изучаемой темы; Повышать самооценку; Формировать социальный опыт обучающего…

Живопись даёт образ и мысль, и нужно создать в своём воображение настроение. Поэзия слова даёт мысль, и по ней нужно создать образ и настроение, а музыка даёт настроение, и по нём надобно воссоздать мысль и образ. Н. Римский-Корсаков Все три искусства являются гранями единого процесса приобщения ученика к миру искусства, к целостной сфере художественного освоения человеческого мира» М. Каган.

1. Тематическая интеграция (два-три учебных предмета раскрывают одну тему) 2. Проблемная интеграция (одну проблему решают учащиеся возможностями разных предметов). 3. Концептуальная интеграция(концепция рассматривается различными учебными предметами в совокупности всех их средств и методов). 4. Теоретическая интеграция (философское взаимопроникновение различных теорий).

1. Интегрированный урок требует от учителя дополнительной подготовки, большой эрудиции, высокого профессионализма. 2. Интегрированный урок носит практическую направленность: развивает и реализует творческие способности учащихся через проекционную деятельность. 3. Интегрированные уроки способствуют формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в обществе, в природе и мире в целом. 4. Интегрированные уроки являются эффективной формой организации учебной деятельности, повышения уровня художественно – эстетического сознания, приобретение собственного опыта культурной деятельности.

Отбор художественных текстов, объединённых общей темой и важностью проблем, которые созвучны современному читателю.

1) поможет учащимся открыть для себя: смысл духовных исканий героев; выбора ими жизненной и общественной позиции; 2) научит соотносить идеалы писателя со своими жизненными устремлениями и таким образом, поможет выработать собственную позицию, видение мира и человека; 3) привлечёт внимание к важным нравственным проблемам: войны и мира, жизни и смерти, любви и сострадания, долга и чести и другие; 4) даст возможность поместить «себя», «своё Я» в историческое событие, стать его (со)участником, человеком, способным осмысливать происходящее; 5) пробудит чувства (сострадания и нежности, презрения и негодования)

Интеграция литературных произведений с другими курсами: историей Отечества, музыкой и живописью, МХК и ОРК и СЭ.

позволит, с одной стороны, организовать самостоятельную деятельность исследовательского характера через диалог культур, а с другой стороны, ученик, погружаясь в исторический, литературоведческий, художественный материал, учится вычленять факты, события, выводить законы бытия, то есть идти от общего к частному, от частного к общему. даст возможность историческое событие рассматривать с разных точек зрения, что позволит выйти на диалог с писателем, художником, композитором, временем…

Вычленение наиболее важных проблем и создание проблемной ситуации через поиск ответа на поставленные вопросы при анализе текстового или иного материала.

Столкновение разных точек зрения на: данное событие, поведение героев, исследовательские материалы, виды искусства. диалог с писателем, художником, поэтом, историком; сопоставление разных точек зрения на эти вечные проблемы (диалог идей); общение ученика и учителя, учеников друг с другом, цель которого - глубокое личностное осмысление всех видов искусств (диалог людей). на выбор своих позиций, точек зрения, оценок, взглядов….

Работа по развитию речи учащихся через систему творческих работ (устных и письменных). Подготовка презентации.

Формулировка целей: Воспитание человека культуры. Развитие коммуникативных (диалогических) компетенций на основе культурологического подхода при изучении литературных произведений.

Диалог культур, диалог в культуре; личностно – ориентированное обучение; проектная (исследовательская) деятельность; технология интенсификации обучения на основе схем и знаковых моделей; компьютерные технологии; интеграция различных технологий.

Формулировка целей: Воспитание человека культуры. Развитие коммуникативных (диалогических) компетенций на основе культурологического подхода при изучении литературных произведений.

Формулировка целей: Воспитание человека культуры. Развитие коммуникативных (диалогических) компетенций на основе культурологического подхода при изучении литературных произведений.

найти ответ на важнейшие вопросы бытия, совместные размышления о вечных проблемах автора и читателя (диалог с писателем); научиться сопоставлять разные точки зрения на вечные проблемы (диалог идей); прослеживать связи литературы с другими видами искусств (диалог культур); учит общаться учеников друг с другом, учителем, цель которого – глубокое личностное осмысление литературного произведения (диалог людей); учит понимать свое «Я» (диалог человека с самим собой).

Проблемно-тематическое планирование по принципу укрупнённого блока с привлечением всех видов искусств, жанрово – тематическое и другие.

Блок 1. История русского театра и русской драматургии (с 9-19 век). 1.Д.Фонвизин « Недоросль». 2.А.Грибоедов « Горе от ума». 3.А.Пушкин « Маленькие трагедии». 4. М Лермонтов « Маскарад». 5. Н. Гоголь « Ревизор». Блок 2. Образ « лишнего человека» в литературе 19 века 1. А Пушкин « Евгений Онегин». 2. М Лермонтов « Герой нашего времени». Блок 3. Тема « маленького человека» в литературе 19 века. 1.Н.Гоголь « Шинель». 2.А.Пушкин « Повести Белкина». 3.Ф.Достоевский « Бедные люди»

Блок 4. «Золотой и серебряный век» русской поэзии. Своеобразие художественного мира поэта и основные мотивы лирики. Блок 5. Сатира на русскую действительность 1.Н. Гоголь « Мертвые души» 2 М. Салтыков- Щедрин « Сказки» 3.М. Булгаков « Собачье сердце» 4.А. Солженицын « Матренин двор» Блок 6. «Когда душа под властью денег» 1/А.Пушкин « Маленькие трагедии». Скупой рыцарь. 2/А. Чехов « Ионыч» 3.О. Бальзак « Гобсек»

История русского театра и русской драматургии (с 9-19 век). 1. Д.Фонвизин « Недоросль». 2.А.Грибоедов « Горе от ума». 3.А.Пушкин « Маленькие трагедии». 4. М Лермонтов « Маскарад». 5. Н. Гоголь « Ревизор». План работы. 1. Введение ( погружение) в тему, проблему, жанр. Теоретический материал блока - драматургия как жанр искусства, особенности. История русского театра от зарождения до создания русского национального театра Островского. 2. Краткий очерк жизни и творчества великих драматургов Политическая и общественная обстановка в России История создания и время написания произведения Характеристика литературного течения, направления, в рамках которого написано произведение. 3. Анализ идейно- тематического содержания пьесы. Тема.Сюжет Идейная направленность( конфликт) Проблемы и их решение Своеобразие художественного мира героев Авторское видение решение проблем(ы) 4. Творческая работа ( сочинение, проект..)

Образ « лишнего человека» в литературе 19 века. 1. А Пушкин « Евгений Онегин». 2. М Лермонтов» Герой нашего времени». План. 1. Погружение в проблему( набор фактов, версий, суждений разных писателей, критиков, направлений, школ и времен) 2. Текстуальный анализ произведений. Создание психологического портрета героя( ев).Сопоставительный ( сравнительный) анализ произведений (сцен, выборочных глав)с выходом на сквозные проблемы времени: проблема чести и человеческого достоинства, нравственного выбора. Дуэль как способ решения конфликтных ситуаций Любовь в жизни героев. Проблема смысла и цели жизни героев Проблема « отцов и детей», « старшего и младшего» поколений Проблема нравственного выбора 3. Подготовка и проведение дискуссии по выдвинутым проблемам. 4. Защита творческой работы.

Блок 1. История русской журналистики и общественная борьба во второй половине 19 века. Литературно- критическая деятельность Н Добролюбова, Н Чернышевского, В. Белинского и Н. Некрасова. Поиск ответа на вопрос: Кто виноват? Что делать? В чем счастье? История создания, проблематика и анализ произведений (Обзор) : А. Герцена « Кто виноват» А.Гончарова « Обломов» Н. Чернышевского « Что делать» Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

Блок 2. « Цель оправдывает средства»- проблема нравственного выбора. Что значит жить по совести? 1.Ф.Достоевский « Преступление и наказание» 2.В. Быков « Сотников» 3. Ю.Трифонов « Обмен» Блок 3. Лики любви в искусстве. Загадка женской души. Тема брака ( неравного брака), семьи, взаимоотношений « отцов и детей». Блок 4. Тема преступления и наказания в искусстве.

Блок 5. Евангельские и христианские мотивы в искусстве. Знакомство с Библией и Кораном. Христианство и мусульманство. Быт, традиции и обычаи. Блок 6. Человек в экстремальных ситуациях военных действий. Проблема выбора. Тема войны на Кавказе. Роль личности в истории. Афганский и чеченский дневник событий. Блок 7. История становления русского театра и русской драматургии ( от Фонвизина до Чехова).

Погружение в историко-литературную, общественно-политическую, религиозно- философскую обстановку того времени и вычленение фактов, событий, законов.

Создание проблемной ситуации и поиск ответов на поставленные вопросы: анализ текстового материала через столкновение разных точек зрения на: Проблему; данное событие; поведение героев; исследовательские материалы…

Поурочный блок или поурочное многотемье, цель которого в организации познавательной деятельности через обсуждение текстового материала, выход на решение, выбор своих позиций, точек зрения, оценок на исследуемый материал.

Определяется цель: Воспитание человека культуры. Развитие коммуникативных (диалогических) компетенций на основе культурологического подхода при изучении литературных произведений. Подход (технологии) 1. Диалог культур, диалог в культуре; 2 личностно – ориентированное обучение; 3. проектная (исследовательская) деятельность; 4. технология интенсификации обучения на основе схем и знаковых моделей; компьютерные технологии; 5. интеграция различных технологий. Главное создать на уроке такую учебную ситуацию, при которой ученик и учитель вместе проживают, присваивают или отрицают, корректируют применительно к себе различные связи человека с окружающим миром; учатся взаимодействовать с другим человеком, обществом, природой, культурой.

Использование диалоговых технологий и метода интегрированного проекта позволяет найти ответ на важнейшие вопросы бытия, совместные размышления о вечных проблемах автора и читателя (диалог с писателем); научиться сопоставлять разные точки зрения на вечные проблемы (диалог идей); прослеживать связи литературы с другими видами искусств (диалог культур); учит общаться учеников друг с другом, учителем, цель которого – глубокое личностное осмысление литературного произведения (диалог людей); рефлексировать (диалог человека с самим собой).

Структура Проблемно-тематическое планирование по принципу укрупнённого блока с привлечением всех видов искусств, жанрово – тематическое и другие. Определение темы Тематическое планирование, цель которого погрузить в историко-литературную, общественно-политическую, религиозно-философскую обстановку того времени. Проблемное планирование Вычленение проблем. Создание проблемной ситуации и поиск ответов на поставленные вопросы: Анализ текстового материала через столкновение разных точек зрения на данное событие поведение героев исследовательские материалы Главное создание диалогического пространства. Поурочный блок. Поурочный блок или поурочное многотемье, цель которого в организации познавательной деятельности через обсуждение текстового материала, выход на решение, выбор своих позиций, точек зрения, оценок на исследуемый материал.

Уроки по развитию речи (сочинения, творческие работы, проекты, защита реферативных работ, презентации и другие).

Подведение итогов совместной работы и выход на новый тематический блок

Применение проектной технологии с привлечением всех видов искусств позволяет говорить о метапредметной интеграции : - выходить за рамки общепринятых программ во многих образовательных областях; - - учитывать специфику интересов учащихся, соответствовать их стилю усвоения знаний; - интегрировать знания, полученные в разных образовательных областях; - глубоко вникать в сущность изучаемой темы; - осознавать значимость своего труда, повышать собственную самооценку; - сформулировать социальный опыт обучающегося: умение выделять главное, решать социальные и профессиональные проблемы. - Технология учебного проектирования обеспечивает развитие творческих, исследовательских способностей учащихся.

Реализация метапредметной интеграции на уроках литературы ведёт к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. к формированию самосознания школьников, в обретении позиции заинтересованности и ответственного участия в познавательной и творческой работе на уроке литературы. к возможности реализовать компетентностный подход в обучении, к активизации самостоятельной деятельности детей, в которой преобладает проектно исследовательский подход, используются новые методы интеграции информационно – коммуникативных технологий в учебном процессе; повышает интерес к изучению литературы.

Положительным результатом своей деятельности считаю: 1. за весь период обучения у учеников сохраняется интерес к предмету, стремление к совершенствованию навыков, желание получать хорошие и отличные оценки; 2. применение интеграционных проектов дает возможность быстро и экономно актуализировать опорные знания, необходимые учащимся для успешного усвоения нового материала, повторять и закреплять изученное на другом уровне сложности, а следовательно, меньше учебного времени тратить на усвоение новой теории и высвобождать его для творческой работы на каждом уроке; 3. при систематическом использовании данных приемов м методов срабатывает эффект спирали памяти, то есть из класса в класс ученик все больше обретает уверенность в себе и понимает, что материал ему знаком. Рождается ситуация Успеха. Все помню, а значит – знаю!! 4. предложенный способ дает возможность учителю объединять знания учащихся по нескольким учебным дисциплинам, что обеспечивает комплексный интеграционный подход ; 5. внутрипредметные системные связи позволяют выявить резервы в обучении, что дает возможность сделать акцент на развитии творческих способностей обучающихся.

Открытий Диалога Переживаний развития чувственного и духовного мира Самореализации Саморазвития Самопознания Сопереживания Создания целостной картины мира Творчества