ПЕРВЫЙ МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ФОРУМ « МЕЖВЕДОМСТВЕННЫЙ ПОДХОД В ПРОФИЛАКТИКЕ ЗАВИСИМОСТЕЙ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ » Г. РОСТОВ - НА - ДОНУ 11-12 НОЯБРЯ 2013 « СОВРЕМЕННЫЕ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
В работе с подростками и учащейся молодёжью … Тяжелыми надо считать не те затраты, которые мы делаем на свое спасение, но бедствия, которые постигнут нас.
Advertisements

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 4 г.Навашино.
МОУ «Глажевская средняя общеобразовательная школа» Социальный проект.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПАВ МО КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ Г.
Работа по устранению негативных ДРО Ильинова Н.А. - педагог-психолог МКУ «Информационно-методический отдел»
Отдел реставрации здоровьесберегающих технологий.
Учебная деятельность как универсальный метод обучения Цель. Передача опыта работы по проблеме «Учебная деятельность как универсальный метод обучения» Задачи.1)Познакомить.
«ВСЕ НАШИ ЗАМЫСЛЫ, ВСЕ ПОИСКИ И ПОСТРОЕНИЯ ПРЕВРАЩАЮТСЯ В ПРАХ, ЕСЛИ У УЧЕНИКА НЕТ ЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ». (В.А.Сухомлинский) «МОТИВАЦИЯ – ЭТО ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ СТРЕМЛЕНИЕ…
продвижение здорового образа жизни в молодёжной среде; повышение информированности; Развитие ответственного отношения подростков к своему здоровью. Проект.
Коммуникативные универсальные учебные действия. Обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности;
Системный подход в работе с учащимися, склонными к девиантному поведению.
- сформировать у школьников первичные умения критически оценивать любую социальную ситуацию и представляющуюся возможность и делать обоснованный выбор.
Предложения в Концепцию противодействия ВИЧ-инфекции в РФ в отношении противодействия половому пути передачи ВИЧ Фонд социального развития и охраны здоровья.
«Психология делового общения» Элективный курс: МОУ «Средняя общеобразовательная школа 1» г. Бийск 2009.
Формы и приемы учебной мотивации на уроках русского языка и литературы.
Формирование профессиональных компетенций педагогов, направленных на личностное, метапредметное и деятельностное образования.
Семинар «Метод проектов в деятельности ДОУ». ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ процесс создания проекта, который отражает решение той или иной проблемы; представляет.
Новые педагогические технологии Метод проектов Метод проектов Презентацию подготовила учитель начальных классов Снеткова А. С.
ПРОФИЛАКТИКА АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ. Для профилактики употребления ПАВ в школе 9 ведутся элективные курсы «Твое здоровье», «Мой выбор». Программы направлены.
Профилактика наркомании в воспитательном процессе школы.
Транксрипт:

ПЕРВЫЙ МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ФОРУМ « МЕЖВЕДОМСТВЕННЫЙ ПОДХОД В ПРОФИЛАКТИКЕ ЗАВИСИМОСТЕЙ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ » Г. РОСТОВ - НА - ДОНУ НОЯБРЯ 2013 « СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОЗАВИСИМОСТИ, ВИЧ - ИНФЕКЦИИ И СПИДА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ » Воронцов Дмитрий Владимирович кандидат психологических наук доцент кафедры специальной и практической психологии факультета педагогики и практической психологии

Программы работы педагогов С подросткамиС родителями Ответственное поведение – ресурс здоровья Воспитание ответственностью

Интерактивное обучение – ключевой компонент профилактической работы с подростками Моделирование ситуаций Ролевые игры Дискуссии Получение от детей обратной связи К каким выводам пришли ? Что нового узнали ?

Что делает профилактическую программу эффективной ? Цель Конкретная ( что именно хотим изменить ) Измеряемая ( как узнаем, что это изменяется ) Реальная ( то, что действительно можно изменить ) Монито ринг Отслеживание текущих результатов ( чего хотят и чего достигли ) Оценка эффективности в конце работы Условия Долгосрочность воздействия ( в течение года ) Охват большого числа участников ( не менее 25% от общей численности группы ) Специф ичность Ориентация на конкретные уязвимые группы ( пол, возраст, среда жизни, особенности поведения )

Основные элементы программы Адекватное знание ( баланс плюсов и минусов поведения, связанного с риском возникновения наркозависимости или заражения ВИЧ ) Формирование базовых поведенческих навыков по удовлетворению социально желательных потребностей ( уверенность, умение общаться и поддерживать психологическое здоровье ) Формирование базовых поведенческих навыков по совладанию с социально нежелательными потребностями + изменение поведения риска

знание о том, что способствует здоровью, и что подрывает его ; отношение к здоровью как ценности, которая позволяет достигать желаемого умение следовать принципам, поддерживающим здоровье Формирование культуры здоровья

Побуждать подростка критически относиться к информации. Подросток должен сам научиться определять, что для него важнее. Роль педагога – помочь обсудить последствия того или иного выбора. Главное – найти общую точку зрения с подростком, а не конфронтировать Использовать интернет и средства массовой коммуникации для того, чтобы вместе с подростками обсуждать любую информацию, которую они там могут почерпнуть

Они должны не поглощать нашу информацию, а сами ее искать, готовить мероприятие и проводить его Мы можем консультировать и опираться на активистов Вовлекать подростков в организацию и проведение занятий.

Схема проведения мероприятия Актуализация проблемы ( игра или проектное задание ) Постановка вопроса о личной ответственности за возникновение проблемы Обсуждение стратегий избегания проблемы

Вероятность заражения ВИЧ

Готовы ли мы вести профилактическую работу ? Что я чувствую по отношению к тем, чье поведение не вписывается в представления о норме ? Пытаюсь ли я добиться того, чтобы подростки обязательно изменили свои жизненные и моральные ценности и старались следовать моим ( более правильным ) ценностям ? В какой степени я готов позволить подросткам самим нести ответственности за свои поступки ?

Правовые аспекты профилактической работы среди подростков Конвенция о правах ребенка Статья 3 первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка статья 18 интересы ребенка являются " основной ответственностью " родителей и законных опекунов Статьи 5 и 14 По мере развития ребенка должны развиваться его права и ответственность за свое поведение Статья 13 по мере развития своей автономии ребенок имеет право искать, получать и передавать информацию любого рода, касающуюся его интересов

воздержание от начала половой жизни как можно дольше верность ( моногамия ), если сексуальные отношения начались презервативы, если верность по самым разным причинам сохранить не удается Трёхмерная модель профилактики ВИЧ - инфекции Э. Грина (2003)

Включение поведенческих установок в систему ценностей воздержание верность презервативы Ценность здоровья Уважение личности партнеров

Как давать информацию ? Никаких предписаний и утверждений ! Использовать фразы : « в отдельных случаях встречаются » « иногда может происходить » « некоторые люди практикуют или делают » « в определенных ситуациях следует » « возможно, что приходится »

Как предоставлять информацию о половом пути передачи ВИЧ ? любовных отношений О сексуальных отношениях с подростками всегда нужно говорить как о том, что для большинства людей они являются компонентом любовных отношений, которые всегда связаны с взаимностью, ответственностью и планированием Поэтому всегда нужно уметь устанавливать и поддерживать ответственные отношения, связанные с чувством любви

Как вести работу с детьми лет формирование чувства собственного достоинства, личной ( в т. ч. сексуальной ) неприкосновенности, подчеркивание права и возможности отсрочивания времени начала половой жизни, аргументирование этого права необходимостью быть готовым к ответственным межличностным отношениям ценность полового воздержания как способа сохранения здоровья в этом возрасте и способа проявления своей самостоятельности, ответственности за свою сегодняшнюю и будущую взрослую жизнь ; пропаганда ценности начала сексуальных отношений в моногамном партнерстве ( а лучше всего – в браке ); развитие навыков по поддержанию практики воздержания ( умение противостоять влиянию, соблазнам начать сексуальную жизнь, умение вести переговоры и убеждать в своей точке зрения ).

Для работы с подростками лет – добавить компоненты : пропаганда отказа и ограничения случайных половых связей, снижение ценности случайных связей как средства получения удовольствия ; пропаганда моногамных партнерских отношений с минимальным сексуальным компонентом и акцентом на ценности межличностного общения ; формирование установки на снижение количества сексуальных партнеров ; пропаганда необходимости регулярного консультирования по вопросам ВИЧ / СПИДа, ЗППП, а также обследования на ВИЧ - инфекцию и ЗППП ; формирование установки на то, что презервативы являются важным элементом ответственного отношения к жизни, здоровью и своим партнерам по интимному общению

Йельский метод убеждающей коммуникации : КТО ГОВОРИТ ( доверяю ли я этому человеку ) ЧТО ГОВОРИТ ( не запугивает, баланс информации в зависимости от образованности, четкие выводы ) КОМУ ГОВОРИТ ( высокая самооценка, вовлечены в общее дело, не отделяются от других = не дискриминируются ) Приёмы информационного влияния

СМИ могут формировать веру в эффективность собственных действий и ожидание успеха от их реализации. Пропагандировать или вовлекать в нежелательное поведение, согласно этой теории, СМИ не могут в принципе, как не может любая информация с легкостью изменить жизненный опыт человека. СМИ могут поддерживать уже сформированные в опыте навыки и установки Теория социального научения поведению

Интерактивные психолого - педагогические воздействия Обучение через развлечение - способ обмена знаниями, при котором развлекательное мероприятие ( дискотека, вечеринка, спортивное мероприятие и т. п.) или место для развлечения ( парк, клуб, галерея, офис, кафе и т. п.), а также компьютерные игры и т. п. становятся средством распространения образовательной информации.

Интерактивные психолого - педагогические воздействия тренинги по формированию навыков ведения переговоров, направленных на а ) отстаивание своей позиции и отказа от сексуального контакта, употребления наркотиков ; б ) обсуждение вопросов здоровья в случаях, когда избегание от предложения оказывается затруднительным

Интерактивные психолого - педагогические воздействия отбор в подростковой среде лидеров - проводников желательных поведенческих установок, для которых следует проводить тренинги убеждающей коммуникации со сверстниками, направленной на пропаганду и подкрепление в их среде поведенческих установок

Интерактивные психолого - педагогические воздействия отбор среди старших подростков из группы лидеров - проводников тех, кто в дальнейшем будет обучен для проведения тренингов с младшими подростками

Интерактивные психолого - педагогические воздействия метод включенного активного обучения В ходе занятий со взрослыми подростки самостоятельно формулируют наиболее близкие им вопросы, проблемы, связанные с ВИЧ - инфекцией, механизмами и путями заражения, а также способами снижения поведенческого риска заражения ВИЧ. Именно подростки должны свободно определять, какие знания они хотели бы получить от взрослых и каким образом должны проходить такие занятия

Интерактивные психолого - педагогические воздействия давать инструкции по выполнению заданий, связанных с поиском информации и поиском решения интересующей проблемы в соответствии с определенным алгоритмом и характером информации

Интерактивные психолого - педагогические воздействия объяснять, показывать различные аспекты принятого решения или обнаруженной информации

Ограничения метода включенного активного обучения Нельзя запрещать постановку « неприемлемых » вопросов Нельзя поощрять только социально желательные ответы При сильном моральном и социальном давлении на выбор подростками тем для обсуждения и вариантов решения проблемы такой метод не приведет к желаемому результату