1 Петрозаводский государственный университет Проведение во всех субъектах Российской Федерации и аналитическое сопровождение мониторинга трудоустройства.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Государственное бюджетное образовательное учреждение Республиканский учебно-научный методический центр Министерства образования Республики Башкортостан.
Advertisements

«Создание информационной системы, обеспечивающей разработку типологии субъектов Российской Федерации для целей проведения образовательной политики с учетом.
Файзулина Ирина Эдуардовна, начальник отдела профессионального образования и науки управления образования и науки Тамбовской области Тамбов
Апробация и ввод в эксплуатацию единой информационной системы анализа и прогнозирования потребностей в профессиональном кадровом обеспечении социально-экономического.
ПОЛОЖЕНИЕ об Учебно-методическом объединении профессионального образования Приволжского федерального округа Идиатуллина Э.Д., заместитель министра образования.
1 Исследование предпосылок и формирование базовых инструментов развития образовательных кластеров на основе сетевого взаимодействия ведущих инженерных.
1 «Государственно – общественные механизмы развития профессионального образования» Лейбович Александр Наумович, первый заместитель директора Федерального.
«ДОРАБОТКА, АПРОБАЦИЯ И ВНЕДРЕНИЕ ИНСТРУМЕНТАРИЯ И ПРОЦЕДУР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМИ.
1 Исследование предпосылок и формирование базовых инструментов развития образовательных кластеров на основе сетевого взаимодействия ведущих инженерных.
1.ступень образования часть региональной экономики 2.мобильность и гибкость системы короткие сроки обучения 3.преподавание разных дисциплин многопрофильность.
Проведение во всех субъектах Российской Федерации и аналитическое сопровождение мониторинга трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования.
1 Разработка национальной системы квалификаций в России Национальное агентство развития квалификаций Лейбович Александр Наумович,
ПРЕЗЕНТАЦИЯ выполненных работ по 1 этапу Государственного контракта на выполнение работ (оказание услуг) от «13» октября 2011 г. 06.Р «Создание.
II этап проекта «Проведение сравнительной оценки показателей эффективности региональных систем образования в субъектах Российской Федерации» Государственный.
Национальное агентство развития квалификаций. Национальная система квалификаций Основные элементы Национальной системы квалификаций Профессиональные стандарты.
Проект п-Ф-192 Научно-исследовательская работа «РАЗРАБОТКА СТРУКТУРЫ И МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО БАНКА ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ.
LOGO Построение системы взаимодействия работников профобразования Методический семинар ГАОУ РХ ДПО ХакИРОиПК Отдел профессионального.
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ РАБОЧИХ КАДРОВ И ФОРМИРОВАНИЯ ПРИКЛАДНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ: КОМПЛЕКС МЕР Департамент государственной политики в сфере.
СОЗДАНИЕ И РАЗВИТИЕ ОТКРЫТОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОЦЕССОВ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ВКЛЮЧАЯ ЭКСПЕРТИЗУ И ЭКСПЕРТНУЮ ОЦЕНКУ.
Готовность образовательного учреждения к реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования апрель 2012 года.
Транксрипт:

1 Петрозаводский государственный университет Проведение во всех субъектах Российской Федерации и аналитическое сопровождение мониторинга трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования всех уровней и формирование рекомендаций по развитию образовательных программ подготовки специалистов в системе профессионального образования Исполнитель: Петрозаводский государственный университет Руководитель: ректор, профессор, д.т.н. Воронин А.В. Научный руководитель работ: директор ЦБМ, профессор, д.ф.-м.н. Гуртов В.А.

2 Петрозаводский государственный университет Цель проекта Адаптация системы профессионального образования к современным потребностям рынка труда на основе оценки уровня трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования путем создания механизма межведомственного взаимодействия между образовательными учреждениями и представителями работодателей для формирования предложений по совершенствованию образовательных программ учреждений профессионального образования на федеральном и региональном уровнях

3 Петрозаводский государственный университет Наименование работ второго этапа II.1. Унифицированная электронная система сбора исходных данных по показателям трудоустройства выпускников образовательных учреждений профессионального образования в различных федеральных органах исполнительной власти, в ведении которых находятся указанные учреждения, включая формирование нормативных документов, регламентирующих взаимодействие Минобрнауки России с этими органами власти II.2. Комплексная методика мониторинга трудоустройства выпускников образовательных учреждений профессионального образования с целью определения востребованных на рынке труда специальностей (профессий) и требуемых компетенций работников II.3 Цели, задачи и нормативные документы, регламентирующие деятельность рабочей группы из представителей федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по образованию, труду и занятости, образовательных учреждений профессионального образования, работодателей для контроля проведения мониторинга трудоустройства выпускников; создание группы и проведение семинаров с ее участием с целью проведения экспертизы эффективности предлагаемой методики мониторинга.

4 Петрозаводский государственный университет Наименование работ второго этапа II.4. База данных опроса работодателей (включая объединения работодателей и отраслевые ассоциации) за годы с целью проведения последующего опроса с учетом наработанных материалов. Соисполнитель по части опроса работодателей II.5. Существующие формы взаимодействия работодателей, включая объединения работодателей и отраслевые ассоциации, с учреждениями профессионального образования в области выявления кадровых потребностей и формирование перечня востребованных компетенций специалистов. II.6. Методика и инструментарии для проведения экспертизы деятельности образовательных учреждений профессионального образования по проведению мониторинга трудоустройства их выпускников, ее согласование с созданной рабочей группой для контроля эффективности проведения мониторинга при проведении семинара II.7. Формирование и согласование с Государственным заказчиком технического задания на разработку программной системы по сбору и анализу показателей мониторинга, информационной поддержке проводимых семинаров и других мероприятий в рамках мониторинга

5 Петрозаводский государственный университет Задачи работы II.1 II.1.1. Экспертиза показателей мониторинга трудоустройства выпускников образовательных учреждений профессионального образования, используемых федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся указанные учреждения; II.1.2. Анализ существующего опыта межведомственного взаимодействия по сбору данных по показателям трудоустройства выпускников образовательных учреждений профессионального образования; II.1.3. Методика, регламент, унифицированные форматы сбора данных и взаимодействия Минобрнауки России с другими федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся учреждения профессионального образования, по вопросам мониторинга трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования всех уровней II.1.4. Согласование методики, регламента и унифицированных форматов сбора данных с Заказчиком, другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, учреждениями профессионального образования и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; II.1.5. Разработка электронной системы сбора исходных данных по показателям трудоустройства выпускников образовательных учреждений в различных федеральных органах исполнительной власти, в ведении которых находятся указанные учреждения; II.1.6. Проведение на основе методики, регламента и электронной системы сбора данных исследования о трудоустройстве выпускников среди различных органов исполнительной власти, в ведении которых находятся учреждения профессионального образования по 83 субъектам Российской Федерации.

6 Петрозаводский государственный университет II.1.1. Экспертиза показателей мониторинга трудоустройства выпускников образовательных учреждений профессионального образования, используемых федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся указанные учреждения При проведении экспертизы использовались методы: Метод SWOT-анализа Метод Дельфи Метод «Мозговая атака» Метод SEER Метод средних оценок

7 Петрозаводский государственный университет Общая схема организационных принципов создания и функционирования государственной системы содействия трудоустройству и занятости выпускников учреждения профессионального образования II.1.2. Анализ существующего опыта межведомственного взаимодействия по сбору данных по показателям трудоустройства выпускников образовательных учреждений профессионального образования

8 Петрозаводский государственный университет Концептуальная модель мониторинга трудоустройства выпускников за рубежом (на примере стран с развитой экономикой) II.1.2. Анализ существующего опыта межведомственного взаимодействия по сбору данных по показателям трудоустройства выпускников образовательных учреждений профессионального образования

9 Петрозаводский государственный университет Структурная модель организации межведомственного взаимодействия II.1.2. Анализ существующего опыта межведомственного взаимодействия по сбору данных по показателям трудоустройства выпускников образовательных учреждений профессионального образования

10 Петрозаводский государственный университет II.1.3. Методика, регламент, унифицированные форматы сбора данных и взаимодействия Минобрнауки России с другими федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся учреждения профессионального образования, по вопросам мониторинга трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования всех уровней Разработка методики межведомственного взаимодействия основывается на принципах системного подхода и информационного подхода. В результате анализа выбраны следующие федеральные органы исполнительной власти, имеющие подведомственные учреждения высшего профессионального образования: Министерство образования и науки Российской Федерации(Минобрнауки России) Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России); Министерство культуры Российской Федерации (Минкультуры России); Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (Минсельхоз России); Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации (Минспорттуризм России); Министерство транспорта Российской Федерации (Минтранс России).

11 Петрозаводский государственный университет Структурная схема межведомственного взаимодействия по сбору и передаче данных между Минобрнауки России и федеральными органами исполнительной власти, имеющим подведомственные учреждения профессионального образования, а также ФНС II.1.3. Методика, регламент, унифицированные форматы сбора данных и взаимодействия Минобрнауки России с другими федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся учреждения профессионального образования, по вопросам мониторинга трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования всех уровней

12 Петрозаводский государственный университет II.1.4. Согласование методики, регламента и унифицированных форматов сбора данных с Заказчиком, другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, учреждениями профессионального образования и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации В ходе работ был подготовлен план экспертного обсуждения, согласно которому подлежат обсуждению следующие вопросы: 1. Показатели мониторинга трудоустройства, используемые федеральными органами исполнительной власти, имеющими подведомственные образовательные учреждения профессионального образования. 2. Формат обмена данными между Минобрнаукой России и ФОИВ. 3. Обсуждение предложений: 3.1. Формирование реестра выпускников образовательных учреждений профессионального образования 3.2. Формирование информационной обратной связи "выпускник - образовательное учреждение" после трудоустройства выпускника 3.3. Верификация данных трудоустройства с использованием реестра налогоплательщиков Федеральной налоговой службы 3.4. Разработка критериев для определения "трудоустройство выпускника по полученной специальности в образовательном учреждении".

13 Петрозаводский государственный университет II.1.5. Разработка электронной системы сбора исходных данных по показателям трудоустройства выпускников образовательных учреждений в различных федеральных органах исполнительной власти, в ведении которых находятся указанные учреждения Реализация прототипа электронной системы сбора велась с учетом следующих требований: предоставление развитых средств контроля за соблюдением установленного порядка подготовки и сбора отчетности по заданным пользователям критериям; ведение и распространение для всех участников системы сборы единой нормативно- справочной информации, используемой в процессе распространения и сбора отчетной информации; предоставление оперативного доступа к консолидированной актуальной и достоверной информации всем заинтересованным лицам в соответствии с их правами и обязанностями. обеспечение требуемой оперативности процесса сбора данных сбора и консолидации данных со всех источников и федеральных органов исполнительной власти, в ведении которых находятся указанные учреждения, и ФНС России. Доступ к электронной системе сбора исходных данных по показателям трудоустройства посредством сети Интернет по адресу Для входа в систему были сформированы логины и пароли для 10 органов исполнительной власти.

14 Петрозаводский государственный университет II.1.5. Разработка электронной системы сбора исходных данных по показателям трудоустройства выпускников образовательных учреждений в различных федеральных органах исполнительной власти, в ведении которых находятся указанные учреждения Комплект технической документации на электронную систему сбора исходных данных по показателям трудоустройства состоит из следующих разделов: Описание системы; Техническая реализация системы. Описание системы включает в себя следующий перечень документов: Общее описание системы; Описание интерфейса системы.

15 Петрозаводский государственный университет II.1.6. Проведение на основе методики, регламента и электронной системы сбора данных исследования о трудоустройстве выпускников среди различных органов исполнительной власти, в ведении которых находятся учреждения профессионального образования по 83 субъектам Российской Федерации Предложения по изменениям в форме статистической отчетности ВПО-1* Раздел 2.9 «Направление на работу выпускников, обучавшихся по очной форме обучения за счет средств бюджетов всех уровней и полного возмещения затрат, за отчетный год» * Форма ВПО-1 «Сведения об образовательном учреждении, реализующем программы высшего профессионального образования »

16 Петрозаводский государственный университет Предложения по изменениям в форме статистической отчетности 1 кадры* Раздел 2. Прием и выбытие выпускников образовательных учреждений профессионального образования очной формы обучения. Форма введена в 2010 г., ведется 1 раз в 3-4 года по крупным и средним предприятиям. Предлагается вести ежегодно по всему кругу предприятий. * Форма 1-Кадры «Сведения о дополнительном профессиональном образовании работников в организациях» II.1.6. Проведение на основе методики, регламента и электронной системы сбора данных исследования о трудоустройстве выпускников среди различных органов исполнительной власти, в ведении которых находятся учреждения профессионального образования по 83 субъектам Российской Федерации

17 Петрозаводский государственный университет Доля выпускников ВПО, получивших направление на работу и выпускников ВПО, которым предоставлено свободное трудоустройство по желанию выпускника II.1.6. Проведение на основе методики, регламента и электронной системы сбора данных исследования о трудоустройстве выпускников среди различных органов исполнительной власти, в ведении которых находятся учреждения профессионального образования по 83 субъектам Российской Федерации

18 Петрозаводский государственный университет Доля выпускников СПО, получивших направление на работу, и выпускников СПО, которым предоставлено свободное трудоустройство по желанию выпускника II.1.6. Проведение на основе методики, регламента и электронной системы сбора данных исследования о трудоустройстве выпускников среди различных органов исполнительной власти, в ведении которых находятся учреждения профессионального образования по 83 субъектам Российской Федерации

19 Петрозаводский государственный университет Доля выпускников, которым предоставлено свободное трудоустройства по желанию выпускника, после окончания ОУ СПО, которые находятся под ведением Министерства транспорта РФ, в разрезе регионов России II.1.6. Проведение на основе методики, регламента и электронной системы сбора данных исследования о трудоустройстве выпускников среди различных органов исполнительной власти, в ведении которых находятся учреждения профессионального образования по 83 субъектам Российской Федерации

20 Петрозаводский государственный университет Задачи работы II.2 I I.2.1. Доработка перечня актуальных показателей мониторинга трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования всех уровней. II.2.2. Формирование индикаторов эффективности процессов трудоустройства выпускников. II.2.3. Разработка модели, инструментария и методических рекомендаций по проведению мониторинга трудоустройства выпускников и разработка методики по контролю мониторинга трудоустройства выпускников

21 Петрозаводский государственный университет II.2.1. Доработанный перечень актуальных показателей мониторинга трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования всех уровней В доработанный перечень вошли 9 показателей: 1. Прохождение дополнительной подготовки на рабочем месте 2. Рабочий стаж при трудоустройстве на текущую работу (на настоящий момент) 3. Качество профессиональной подготовки востребованных специалистов в учебных заведениях в настоящее время 4. Желание продолжить обучение (по программам профессионального образования) в будущем. 5. Личные приоритеты при выборе специальности при поступлении в учреждение профессионального образования. 6. Готовность переехать в другой регион ради лучшей работы. 7. Личные приоритеты при принятии решения о переезде в другой регион ради трудоустройства. 8. Готовность получать новое образование ради трудоустройства. 9. Личные приоритеты среди привилегий, предоставляемых по месту работы

22 Петрозаводский государственный университет II.2.2. Индикаторы эффективности процессов трудоустройства выпускников Данные индикаторы были сформированы на основе принципов системного подхода 1. Модифицированный коэффициент напряженности на рынке труда. 2. Качество трудоустройства. 3. Индикатор дисбаланса на рынке труда. 4. Абсолютная эффективность трудоустройства. 5. Относительная эффективность трудоустройства. 6. Индикатор финансовой успешности трудоустройства. 7. Индикатор перспективности трудоустройства по специальности. 8. Индикатор привлекательности уровня образования. 9. Индикатор присутствия трудовых мигрантов в регионе. 10. Индикатор конкуренции при трудоустройстве в пределах ВЭД. 11. Средняя длительность поиска работы. 12. Средняя закрепляемость на первой работе. 13. Индикатор качества предложенной работы.

23 Петрозаводский государственный университет II.2.2. Индикаторы эффективности процессов трудоустройства выпускников Сформированные индикаторы позволяют оценить процесс трудоустройства выпускников по ряду параметров: экономических процессы; процессов рынка труда; образовательные процессы; демографические процессы; скорость трудоустройства; качество предложенной работы; ожидаемая длительность работы; ожидаемые перспективы.

24 Петрозаводский государственный университет II.2.3. Модель, инструментарий и методические рекомендации по проведению мониторинга трудоустройства выпускников и разработка методики по контролю мониторинга трудоустройства выпускников Модель проведения мониторинга трудоустройства выпускников

25 Петрозаводский государственный университет II.2.3. Модель, инструментарий и методические рекомендации по проведению мониторинга трудоустройства выпускников и разработка методики по контролю мониторинга трудоустройства выпускников Комплексная методика мониторинга трудоустройства выпускников образовательных учреждений включает следующие основные положения: Организация системы эффективного документооборота внутри образовательного учреждения с целью получения достоверных данных мониторинга трудоустройства выпускников; Создание Федерального реестра выпускников образовательных учреждений очной формы обучения и усовершенствование механизмов обратной связи «выпускник - образовательное учреждение» после трудоустройства выпускника; Проведение независимой верификации данных о трудоустройстве выпускников; Разработка системы идентификации трудоустройства выпускников образовательных учреждений по полученной специальности/ направлению подготовки.

26 Петрозаводский государственный университет II.2.3. Модель, инструментарий и методические рекомендации по проведению мониторинга трудоустройства выпускников и разработка методики по контролю мониторинга трудоустройства выпускников Схема внутривузовских информационных потоков мониторинга трудоустройства выпускников

27 Петрозаводский государственный университет II.2.3. Модель, инструментарий и методические рекомендации по проведению мониторинга трудоустройства выпускников и разработка методики по контролю мониторинга трудоустройства выпускников Схема информационных потоков «образовательное учреждение – внешняя среда» (на примере системы ВПО)

28 Петрозаводский государственный университет Система идентификации трудоустройства выпускников образовательных учреждений по полученной специальности ДАННЫЕ О ВЫПУСКНИКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Код по ОКОП и наименование ОУ Адрес местонахождения ОУ Фамилия, имя, отчество Дата рождения Паспортные данные Адрес места жительства в РФ Код и наименование учебной специальности по ОКСО Дата окончания и диплома Направлен/принят на работу: ИНН и наименование организации Код организации по ОКВЭД Код должности/профессии по ОКПДТР Перечень нормативных документов: ФГОС с добавлением перечня профессий/должностей работников в экономике, соответствующих специальности/направлению подготовки специалиста в ОУ. Профессиональные стандарты с добавлением перечня образовательных специальностей/направлений подготовки, соответствующих профессии/должности работника. Федеральный реестр выпускников Минобрнауки России Разработчики: УМО Минобрнауки России; НАРК; Работодатели (РСПП, Деловая Россия, Опора России); иные компетентные эксперты. Код ОКПДТР Код ОКСО 10111… …1010 …………0… … …0001 ………………………… Матрицы соответствия учебной специальности и направления подготовки выпускника и профессии/должности работника Оценки трудоустройства выпускников ОУ по полученной специальности и направлению подготовки

29 Петрозаводский государственный университет Основы современных систем управления базами данных Устройство и функционирование современных информационных систем Теория баз данных Системы хранения и анализа баз данных Основы программирования Современные объектно-ориентированные языки программирования Современные структурные языки программирования Языки современных бизнес-приложений «Разрабатывать компоненты программных комплексов и баз данных, использовать современные инструментальные средства и технологии программирования Современные методики тестирования разрабатываемых информационных систем Современные стандарты информационного взаимодействия систем Программные средства и платформы инфраструктуры информационных технологий предприятий Аппаратные средства и платформы инфраструктуры информационных технологий предприятий Принципы организации инфраструктуры информационных технологий предприятий «Разрабатывать модели компонентов информационных систем, включая модели баз данных» Профессиональные компетенции выпускника из ФГОС (всего 420) Профессиональные компетенции работника из профстандартам, разработанного работодателями (утверждено 19 профстандартов из необходимых 1000) Соответствие требований работодателей к компетенциям выпускников на примере ФГОС направления подготовки ВПО « Информатика и вычислительная техника» в ПетрГУ Требования ведущих IT-фирм к качеству подготовки NOKIA METSO Outotec HIIT VTT

30 Петрозаводский государственный университет Предложения по внесению изменений в Федеральные государственные стандарты Внести в структуру ФГОС новый раздел «Должности/занятия в профессиональной деятельности», где указать перечень должностей/профессий/занятий в экономике, согласно ОКПДТР ОК , работа по которым соответствует направлению профессиональной подготовки/специальности ОКСО ОК Предложения по изменениям вносят Учебно-методические объединения, разработчики ФГОС, привлекая опыт лучшей практики. Утверждает изменения Минобрнауки России. Нормативный документ – приказ Минобрнауки России

31 Петрозаводский государственный университет «...обеспечить с учетом международной практики разработку профессиональных квалификационных стандартов по приоритетным направлениям модернизации и технологического развития…» (Перечень поручений Президента РФ Пр-2663 от 9 сентября 2010 года) «... разработать на основе национальной квалификационной рамки отраслевые квалификационные рамки, содержащие набор требований к специалистам инженерно-технического профиля, соответствующих приоритетным направлениям модернизации и технологического развития экономики России…» (Перечень поручений Президента РФ Пр-911 от 8 апреля 2011 года) Поручения Президента РФ – разработка профстандартов

32 Петрозаводский государственный университет Предложения по внесению изменений в Профессиональные стандарты Ввести в структуру Профстандартов новый раздел «Требования к профессиональному образованию и обучению работника», где указать направления подготовки/специальности и квалификации профессионального образования согласно ОКСО ОК , соответствующие осуществлению работником профессиональной деятельности согласно ОКПДТР ОК Изменения вносятся разработчиками Профстандартов. Нормативный документ – положение о Профессиональном стандарте, утверждаемое Распоряжением Президента РСПП

33 Петрозаводский государственный университет II.2.3. Модель, инструментарий и методические рекомендации по проведению мониторинга трудоустройства выпускников и разработка методики по контролю мониторинга трудоустройства выпускников Разработан следующий инструментарий для проведения мониторинга трудоустройства выпускников: 1. Анкета по трудоустройству выпускников образовательных учреждений для опроса предприятий и работодателей. 2. Анкета для опроса молодых специалистов. 3. Анкета для опроса представителей органов исполнительной власти субъектов. Все представленные анкеты были согласованы с Заказчиком

34 Петрозаводский государственный университет Задачи работы II.3 II.3.1. Экспертная рабочая группа по проведению экспертизы эффективности мониторинга трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования всех уровней II.3.2. Критерии отбора 10 пилотных субъектов Российской Федерации для проведения апробации методики II.3.3. Экспертиза комплексной методики трудоустройства выпускников и критериев отбора 10 пилотных субъектов Российской Федерации

35 Петрозаводский государственный университет II.3.1. Экспертная рабочая группа по проведению экспертизы эффективности мониторинга трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования всех уровней Была сформирована экспертная рабочая группа при Департаменте регионального развития Министерства образования и науки Российской Федерации Кравцов С.С. - директор Департамента регионального развития; Преображенская А.В. - советник заместителя Министра образования и науки Российской Федерации А.К. Пономарева; Ибрагимова Е.В. - начальник отдела Департамента регионального развития; Юркин Т.В. – советник директора Департамента регионального развития Кравцова С.С.; Представители ООО «ИБС экспертиза»; Представители Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ); Представители КЦСТ; Представители ЦИТиС; Представители ПетрГУ; Представители Минздравсоцразвитие РФ; Представители Минэкономразвитие РФ; Представители Калужской области.

36 Петрозаводский государственный университет II.3.2. Критерии отбора 10 пилотных субъектов Российской Федерации для проведения апробации методики Набор показателей, используемых для разработки критериев отбора 10 пилотных субъектов РФ

37 Петрозаводский государственный университет II.3.2. Критерии отбора 10 пилотных субъектов Российской Федерации для проведения апробации методики В качестве 10 пилотных субъектов РФ выделены следующие регионы: Забайкальский край, Иркутская область, Калужская область, Приморский край, Республика Мордовия, Республика Татарстан, Тамбовская область, Ульяновская область, Хабаровский край, Ярославская область.

38 Петрозаводский государственный университет II.3.3. Экспертиза комплексной методики трудоустройства выпускников и критериев отбора 10 пилотных субъектов Российской Федерации Для организации экспертного совещания была сформирована экспертная группа из 35 представителей федеральных органов исполнительной власти и представителей научного сообщества, работающих по экономическим, социологическим, физико-математическим и техническим наукам, работодателей и представителей ассоциаций работодателей. Место проведения совещания: г. Москва, НИУ ВШЭ, зал заседаний Дата проведения: 27 октября 2011 года В результате экспертизы комплексной методики были сформированы: Решение о доработке и внесении необходимых изменений и дополнений Протокол по итогам заседания Единое экспертное заключение комплексной методики мониторинга трудоустройства выпускников и критериев отбора 10 пилотных субъектов

39 Петрозаводский государственный университет Задачи работы II.4 II.4.1. База данных работодателей для участия в опросе; II.4.2. Формы опроса работодателей, направленного на выявление и прогнозирование кадровых потребностей и формирование перечня востребованных компетенций специалистов

40 Петрозаводский государственный университет II.4.1. База данных работодателей для участия в опросе Сформирован перечень (база) из работодателей для участия в опросе, который после согласование с Заказчикомыли в разработанную базу данных трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования всех уровней за годы. Выборка по организациям и предприятиям Северо-Западного федерального округа

41 Петрозаводский государственный университет II.4.2. Формы опроса работодателей, направленного на выявление и прогнозирование кадровых потребностей и формирование перечня востребованных компетенций специалистов Разработана форма для опроса работодателей, направленного на выявление и прогнозирование кадровых потребностей и формирование перечня востребованных компетенций специалистов. Фрагмент формы анкеты для опроса работодателей

42 Петрозаводский государственный университет Задачи работы II.5 II.5.1. Экспертиза существующих форм взаимодействия работодателей с учреждениями профессионального образования в области выявления кадровых потребностей; II.5.2. Анализ и формирование перечня востребованных компетенций специалистов для 28 укрупненных групп специальностей; II.5.3. Документы, регламентирующие взаимодействие объединений работодателей и отраслевые ассоциации, с учреждениями профессионального образования;

43 Петрозаводский государственный университет II.5.1. Экспертиза существующих форм взаимодействия работодателей с учреждениями профессионального образования в области выявления кадровых потребностей В сентябре-октябре 2011 года Центром тестирования и развития «Гуманитарные технологии» было произведено исследование форм взаимодействия работодателей с учреждениями профессионального образования. Исследование было реализовано в форме анкетирования сотрудников центров содействия трудоустройству учреждений профессионального образования, работодателей и объединений работодателей. Общая статистика по тематикам и форматам взаимодействия учреждений профессионального образования с работодателями и объединениями работодателей

44 Петрозаводский государственный университет II.5.1. Экспертиза существующих форм взаимодействия работодателей с учреждениями профессионального образования в области выявления кадровых потребностей Статистики участия студентов учреждений профессионального образования в мероприятиях проводимых работодателями и объединениями работодателей совместно с учреждениями профессионального образования

45 Петрозаводский государственный университет II.5.2. Анализ и формирование перечня востребованных компетенций специалистов для 28 укрупненных групп специальностей Алгоритм формирования востребованных компетенций выпускников в разрезе 28 укрупненных групп специальностей

46 Петрозаводский государственный университет II.5.2. Анализ и формирование перечня востребованных компетенций специалистов для 28 укрупненных групп специальностей Фрагмент перечня 2-х наиболее востребованных компетенций в разрезе 5 групп компетенций по направлению подготовки/специальности инженерно-технического профиля из УГС «Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника»

47 Петрозаводский государственный университет II.5.3. Документы, регламентирующие взаимодействие объединений работодателей и отраслевые ассоциации, с учреждениями профессионального образования Разработан комплект следующих документов: 1. Типовая форма соглашения о сотрудничестве предприятия (работодателя) и государственного учреждения высшего профессионального образования 2. Типовая форма отчета студента о результатах практики 3. Типовая форма индивидуального плана развития стажера 4. Типовая форма паспорта стажера 5. Типовая форма договора между предприятием (работодателем) и учреждением профессионального образования об организации производственной практики

48 Петрозаводский государственный университет II.5.3. Документы, регламентирующие взаимодействие объединений работодателей и отраслевые ассоциации, с учреждениями профессионального образования

49 Петрозаводский государственный университет Задачи работы II.6 II.6.1. Методика и инструментарий для проведения экспертизы деятельности образовательных учреждений профессионального образования по проведению мониторинга трудоустройства их выпускников; II.6.2. Согласование разработанной методики и инструментария для проведения экспертизы деятельности образовательных учреждений профессионального образования по проведению мониторинга трудоустройства их выпускников;

50 Петрозаводский государственный университет II.6.1. Методика и инструментарий для проведения экспертизы деятельности образовательных учреждений профессионального образования по проведению мониторинга трудоустройства их выпускников В созданной методике для проведения экспертизы образовательных учреждений профессионального образования предложены инструментарий и механизмы оценки их деятельности, позволяющие проанализировать как деятельность вузовских центров содействия трудоустройству (занятости) выпускников в целом (а эта деятельность, в значительной степени, является базой для установления механизма обратной связи между образовательными учреждениями и работодателями, облегчающей, с одной стороны, сам процесс трудоустройства, с другой стороны, – процесс получения оперативной и достоверной информации о трудоустройстве выпускников), так и оценить степень эффективности проведения самого мониторинга трудоустройства выпускников УПО. Проведение экспертизы деятельности образовательных учреждений профессионального образования по проведению мониторинга трудоустройства их выпускников предполагает оценку уполномоченными лицами организации, проводящей экспертизу, следующих функций центров (служб) по трудоустройству выпускников УПО: 1. Своевременность, полнота и достоверность сбора данных о трудоустройстве выпускников от: –территориальных органов по труду и занятости в течение всего года; –отделов кадров предприятий (возврат уведомления о принятии на работу, сроки предоставления которого– с июля по декабрь текущего года выпуска); –отдела подготовки научных кадров в течение всего года; –военных комиссариатов после осеннего и весеннего призыва; –органов социального и пенсионного страхования в течение всего года; –от студентов последнего года обучения в течение всего года. 2. Оперативная корректировка списка выпускников после вручения дипломов для выдачи справок и уведомления по трудоустройству (июнь) 3. Мониторинг и верификация трудоустройства выпускников ОУ

51 Петрозаводский государственный университет II.7 Формирование и согласование с Государственным заказчиком ТЗ на разработку программной системы по сбору и анализу показателей мониторинга, информационной поддержке проводимых семинаров и других мероприятий в рамках мониторинга Техническое задание на электронную систему интерактивного мониторинга трудоустройства выпускников (СИМТ) было разработано с учетом требования к системе следующих групп конечных пользователей: –Министерство образования и науки России; –ФОИВ, имеющие подведомственные учреждения профессионального образования; –ФНС России; –региональные органы исполнительной власти в разрезе 83 субъектов Российской Федерации; –образовательные учреждения профессионального образования (начальное, среднее и высшее); –выпускники системы профессионального образования всех уровней; –работодатели в разрезе 28 видов экономической деятельности. При разработке ТЗ учитывалась возможность реализации в СИМТ следующего функционала: –предоставление общей информации Минобрнауки России и региональным органам исполнительной власти о текущем положении и планируемых событиях по проведению мониторинга трудоустройства выпускников в субъектах Российской Федерации; –предоставление методических материалов, содержащих описание используемых методик, подходов и нормативных документов по мониторингу; –авторизированный ранжированный доступ пользователей к информации в базе данных; –поиск информации по трудоустройству выпускников по заданным критериям; –анализ информации о трудоустройстве выпускников по разработанным индикаторам; –формы опросов о трудоустройстве выпускников для заполнения всеми участниками мониторинга. –возможность интеграции в качестве подсистемы СИМТ электронной системы сбора данных исследования о трудоустройстве выпускников среди различных ФОИВ, в ведении которых находятся учреждения профессионального образования. Разработанное ТЗ было представлено Государственному Заказчику на согласование.

52 Петрозаводский государственный университет Заключение В ходе выполнения второго этапа 2011 года проекта» получены следующие результаты: 1. Реализована унифицированная электронная система сбора исходных данных по показателям трудоустройства выпускников образовательных учреждений профессионального образования в различных федеральных органах исполнительной власти, в ведении которых находятся указанные учреждения, включая формирование нормативных документов, регламентирующих взаимодействие Минобрнауки России с этими органами власти; 2. Разработана комплексная методика мониторинга трудоустройства выпускников образовательных учреждений профессионального образования, с целью определения востребованных на рынке труда специальностей (профессий) и требуемых компетенций работников; 3. Разработаны цели, задачи и нормативные документы, регламентирующие деятельность рабочей группы из представителей федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по образованию, труду и занятости, образовательных учреждений профессионального образования, работодателей для контроля проведения мониторинга трудоустройства выпускников;

53 Петрозаводский государственный университет Заключение 4. С оздана экспертная группа и проведены семинары с ее участием с целью, проведения экспертизы эффективности предлагаемой методики мониторинга; 5. Сформирована база данных опроса работодателей (включая объединения работодателей и отраслевые ассоциации) за годы с целью проведения последующего опроса с учетом наработанных материалов; 6. Проведены исследования существующих форм взаимодействия работодателей, включая объединения работодателей и отраслевые ассоциации, с учреждениями профессионального образования в области выявления кадровых потребностей и формирование перечня востребованных компетенций специалистов; 7. Разработаны методика и инструментарий для проведения экспертизы деятельности образовательных учреждений профессионального образования по проведению мониторинга трудоустройства выпускников, согласованные с рабочей группой для контроля эффективности проведения мониторинга при проведении семинара; 8 Сформировано и согласовано с Государственным заказчиком техническое задание на разработку программной системы по сбору и анализу показателей мониторинга, информационной поддержке проводимых семинаров и других мероприятий в рамках мониторинга.