ОТЧЕТ по исполнению II этапа Государственного контракта на выполнение работ (оказание услуг) для государственных нужд 06. Р 20.11.0066 от 03 ноября 2011.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Стратегическая цель : обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития.
Advertisements

РАЗРАБОТКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ : РАЗДЕЛ « ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА СТУПЕНИ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия «Юридическая гимназия имени М.М. Сперанского» г. Ростова-на-Дону Инновационный образовательный.
Тема: «Формирование личностных образовательных результатов учащихся при изучении физики»
Гражданское образование в России на современном этапе.
Семенова Г.Ю., к.п.н., научный руководитель Перспективы развития инновационной деятельности.
ЧАСТЬ 1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРИНЦИПЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ.
О задачах деятельности муниципальных и школьных рабочих групп на учебный год. Дозморова Е.В.
2010 год Концепция гражданского образования в Нижегородской области на годы.
Зелова Ольга Григорьевна, методист Красноярского краевого института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Пригодич.
МБОУ СОШ 1 им. Г.К. Нестеренко. Цель внеурочной деятельности: с оздание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного.
Корректировка программы Согласно Закону Об образовании ФГОСу начального общего образования в каждом ОУ должна быть разработана ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА.
СУБЪЕКТНАЯ ПОЗИЦИЯ УЧАЩИХСЯ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИХ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В МНОГОМЕРНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ГИМНАЗИИ МОУ Гимназия 44 г.Краснодара.
Самоуправление в лицее 1580 при МГТУ им. Н. Э. Баумана.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 г. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 г.
Проект модели гражданского образования МОУ «Кормовищенская СОШ»
Организация введения ФГОС на муниципальном уровне (методический аспект) Методист начальных классов МБУ ГНМЦ г.Читы Мыльникова О.И.
Москва сентября 2012 Профессионально-общественные обсуждения «Результаты деятельности сети ФИП в 2012 году» Государственное бюджетное образовательное.
Программа формирования толерантности школьников «Содружество» Муниципальная общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 38 с углубленным.
Программа развития воспитания в системе образования Хабаровского края на годы Постановление Правительства Хабаровского края 253-пр от
Транксрипт:

ОТЧЕТ по исполнению II этапа Государственного контракта на выполнение работ (оказание услуг) для государственных нужд 06. Р от 03 ноября 2011 года Исполнитель: АНО «ЦСИ» Организация и обеспечение модульного повышения квалификации руководителей образовательных учреждений и педагогов, реализующих модели и технологии гражданско - патриотического воспитания учащихся в условиях образовательной среды школы, а также учреждений начального и среднего профессионального образования ( НПО / СПО )

Апробация модели и технологий гражданско - патриотического воспитания учащихся 2 Цель реализации проекта : Организовать и обеспечить модульное повышение квалификации руководителей образовательных учреждений и педагогов, реализующих комплексные модели и технологии организации и механизмов внедрения гражданско - правового воспитательного процесса в условиях общеобразовательных учреждений, а также учреждений начального и среднего профессионального образования ( НПО \ СПО ) Задачи, решаемые на II этапе : Апробация модели и технологий гражданско - патриотического воспитания учащихся в условиях образовательной среды школы и учреждений НПО / СПО на базе пилотных учебных заведений, внедрение игровых методов Экспертное обсуждениее результатов апробации, с привлечением двух групп экспертов – непосредственных руководителей учебных заведений, где тестируются модели и представителей творческой, научной и политической общественности Модернизация модели по результатам апробации и экспертного обсуждение 2

Структура отчета Аннотация Реферат Нормативные ссылки Обозначения и сокращения Содержательная часть отчета 1.1 Апробация модели и технологий гражданско - патриотического воспитания учащихся в условиях образовательной среды школы и учреждений НПО / СПО на базе пилотных учебных заведений, внедрение игровых методов Отчет по результатам апробации модели и технологий гражданско - патриотического воспитания учащихся в условиях образовательной среды школы и учреждений НПО / СПО на базе экспериментальных учебных заведений, внедрение игровых методов Отбор образовательных учреждений – участников апробации Разработка и формирование пакета регламентирующих документов для участников апробации Проведение апробации и её результаты 1.2 Экспертное обсуждениее результатов апробации с привлечением двух групп экспертов – непосредственных руководителей учебных заведений, где тестируются модели и представителей творческой, научной и политической общественности Отчет по результатам экспертного обсуждениея результатов апробации, с привлечением двух групп экспертов – непосредственных руководителей учебных заведений, где тестируются модели, и представителей творческой, научной и политической общественности Формирование группы экспертов Разработка регламентирующей документации по экспертизе результатов апробации Подготовка экспертного заключения по результатам апробации Апробация модели и технологий гражданско - патриотического воспитания учащихся 3

4 Структура отчета ( продолжение ) 1.3 Модернизация модели по результатам апробации и экспертного обсуждениея Отчёт о доработке модели гражданско - патриотического воспитания учащихся в условиях образовательной среды школы и учреждений НПО / СПО с описанием внесенных изменений и их обоснованием Модернизированная по результатам апробации и экспертного обсуждениея модель гражданско - патриотического воспитания учащихся в условиях образовательной среды школы и учреждений НПО / СПО Заключение Использованные источники Апробация модели и технологий гражданско - патриотического воспитания учащихся

Апробация модели и технологий гражданско- патриотического воспитания учащихся в условиях образовательной среды школы и учреждений НПО/СПО на базе пилотных учебных заведений, внедрение игровых методов 5

1.1. Апробация модели и технологий гражданско - патриотического воспитания учащихся в условиях образовательной среды школы и учреждений НПО / СПО на базе пилотных учебных заведений, внедрение игровых методов 6 Цель апробации : оценка результативности и эффективности модели и технологий гражданско - патриотического воспитания учащихся. Задачи апробации : дать оценку результативности и эффективности модели и технологий гражданско - патриотического воспитания учащихся ; выявить общие и специфические тенденции апробации модели и технологий гражданско - патриотического воспитания учащихся. 6

1.1. Апробация модели и технологий гражданско - патриотического воспитания учащихся в условиях образовательной среды школы и учреждений НПО / СПО на базе пилотных учебных заведений, внедрение игровых методов 7 Комплект регламентирующих документов для участников апробации : программа проведения апробации, включающая : график занятий с учащимися школы, учреждений НПО и СПО, тематический план занятий с учащимися школы, учреждений НПО и СПО ; инструктивные материалы в помощь педагогам для проведения занятий с учащимися школы, учреждений НПО и СПО ; форма и процедура проведения тестовых опросов учащихся школы, учреждений НПО и СПО ; форма отчета о проведении апробации. 7

1.1. Апробация модели и технологий гражданско - патриотического воспитания учащихся в условиях образовательной среды школы и учреждений НПО / СПО на базе пилотных учебных заведений, внедрение игровых методов 8 Критерии отбора участников апробации : образовательное учреждение имеет государственную аккредитацию ; в образовательном учреждении функционирует орган государственно - общественного управления ; в образовательном учреждении разработана и функционирует программа развития ; образовательное учреждение полностью укомплектовано педагогическими кадрами ; в образовательном учреждении эффективно используются современные образовательные технологии ; в образовательном учреждении обеспечена доступность качественного образования ; образовательное учреждение является участником региональных, федеральных конкурсов, фестивалей, семинаров, конференций ; в образовательном учреждении созданы благоприятные условия для воспитания учащихся, для их занятий в объединениях дополнительного образования ; в целях обеспечения максимально широкого распространения опыта, отобранные образовательные учреждения должны представлять : малый город, крупный город и мегаполис. 8

1.1. Апробация модели и технологий гражданско - патриотического воспитания учащихся в условиях образовательной среды школы и учреждений НПО / СПО на базе пилотных учебных заведений, внедрение игровых методов 9 Участники апробации 102 преподавателя и 1015 учащихся из трёх согласованных с Заказчиком образовательных учреждений : ГБОУ города Москвы центр образования 825, ГБОУ НПО Тульской области « Профессиональное училище 21», ГБОУ СПО Тульской области « Тульский государственный коммунально - строительный техникум » 9

1.1. Апробация модели и технологий гражданско - патриотического воспитания учащихся в условиях образовательной среды школы и учреждений НПО / СПО на базе пилотных учебных заведений, внедрение игровых методов 10 Тематический план занятий 10 п / п Наименование темы Кол - во часов 1. Игра « Лабиринты Нежинска » 3 2. Игра « Суд над Иваном Грозным » 3 3. Игра « Свинцовое поле » 3 4. Игра - судебные слушания « Слушается дело о кавказской войне » 2 5. Игра - дискуссия « Военный противник : проблема отношений » 2 6. Игра « Политические дебаты » 3 7. Игра « Социальное дно ?!» 2 8. Игра - дискуссия « Понаехали ! или Зачем нам мигранты ?» 2 9. Кинодебаты по художественному фильму П. Лунгина « Остров » Кинодебаты по фрагменту художественного фильма Н. Михалкова « Утомленные солнцем -2: Предстояние » ( фрагмент « Кремлевские курсанты ») Кинодебаты по первой серии документального фильма Д. Васюкова « Счастливые люди » Проблемно - ценностная дискуссия « Участие молодежи в развитии сферы досуга и спорта » Проблемно - ценностная дискуссия « Трудоустройство и продуктивная занятость молодежи : поиск вариантов » Молодежная переговорная площадка « Участие молодежи в развитии гражданского сообщества территории » 4 ИТОГО часов 40

1.1. Апробация модели и технологий гражданско - патриотического воспитания учащихся в условиях образовательной среды школы и учреждений НПО / СПО на базе пилотных учебных заведений, внедрение игровых методов 11 Общие тенденции апробации модели и технологий гражданско - патриотического воспитания отмечена высокая воспитательная результативность модели и технологий ГПВ ; модель и технологии ГПВ носят инновационный характер : ряд технологий объективно новы и нацелены на формирование партнерства и сотрудничества детей и взрослых в гражданско - патриотическом самоопределении ; модель и технологии ГПВ способны внести качественные изменения в процесс гражданско - патриотического воспитания учащихся, поскольку позволяют перейти от избыточно пафосного, ритуализированного, просветительский - ориентированного воспитания к формированию культуры партнерства и сотрудничества взрослых и детей в событиях гражданско - патриотического самоопределения ; достаточная эффективность технологии сюжетно - ролевой игры в плане формирования гражданской идентичности и патриотической позиции, так как во всех сюжетно - ролевых играх участники действуют « с позиции России », на себе воспроизводят сложности и противоречия исторического контекста ; в рамках технологии социально - моделирующей игры учащиеся получили опыт понимания современной социальной ситуации, опыт положительного отношения к базовым национальным ценностям, опыт проектирования собственного общественного действия. Сильные стороны данной технологии – актуальность содержания, активизация понимания школьником ситуации, интенсивность процесса взаимодействия ; 11

1.1. Апробация модели и технологий гражданско - патриотического воспитания учащихся в условиях образовательной среды школы и учреждений НПО / СПО на базе пилотных учебных заведений, внедрение игровых методов 12 Общие тенденции апробации модели и технологий гражданско - патриотического воспитания ( продолжение ) высокая эффективность технологии кино дебатов в гражданско - патриотическом воспитании, так как знакомство с кинофильмами и их последующее обсуждениее задействуют не только сознание, но и всю систему чувств юного человека, обращены к его целостному жизненному опыту.; технология проблемно - ценностной дискуссии дает такие устойчивые воспитательные результаты в сфере гражданственности и патриотизма, как опыт понимания и конструктивного отношения к социальной ситуации, опыт проектирования своего настоящего и будущего, опыт ответственного самоопределения в сложных вопросах и проблемах современного российского общества ; констатирована высокая воспитательная результативность технологии молодежной переговорной площадки в аспекте гражданско - патриотического воспитания : учащиеся в рамках переговорной площадки с лидерами территориального сообщества получили опыт проектирования своего настоящего и будущего, опыт взаимодействия со взрослыми - профессионалами, опыт самоопределения в сложных социально значимых вопросах, опыт самостоятельного общественного действия. 12

1.1. Апробация модели и технологий гражданско - патриотического воспитания учащихся в условиях образовательной среды школы и учреждений НПО / СПО на базе пилотных учебных заведений, внедрение игровых методов 13 Специфические тенденции апробации модели и технологий гражданско - патриотического воспитания по мнению педагогов школы и учреждения СПО, технологии сюжетно - ролевой игры в гражданско - патриотическом воспитании не достает выстроенности рефлексивных моментов, тогда как педагоги учреждения НПО не указывают на этот недостаток ; расходится мнение педагогов, с одной стороны, школы и учреждения СПО, с другой стороны, учреждения НПО, в отношении рисков сюжетно - ролевой игры гражданско - патриотической направленности. Первые считают главным риском недостаточную игровую компетентность современных педагогов, вторые – недостаточный уровень предметных знаний учащихся ( что, по - видимому, связано со спецификой познавательных способностей и потребностей учащихся учреждения НПО ); по мнению педагогов школы и учреждения СПО, технология социально - моделирующей игры является высокоэффективной, тогда как педагоги учреждения НПО оценивают ее как среднеэффективную технологию. Главным риском в отношении этой технологии педагоги школы и учреждения СПО считают боязнь педагогом собственного самоопределения перед лицом учащихся, а педагоги учреждения НПО – невысокую культуры общения учащихся ; 13

1.1. Апробация модели и технологий гражданско - патриотического воспитания учащихся в условиях образовательной среды школы и учреждений НПО / СПО на базе пилотных учебных заведений, внедрение игровых методов 14 Специфические тенденции апробации модели и технологий гражданско - патриотического воспитания ( продолжение ) В отношении технологии кино дебатов педагоги школы и учреждения СПО видят следующие главные риски – преувеличенное внимание к коммуникативной стороне технологии в ущерб содержательной (« дебаты ради дебатов »), невысокая коммуникативная культура школьников, боязнь проявления педагогом собственной позиции в ситуации взаимодействия со школьниками. Педагоги учреждения НПО указывают только на один риск – невысокую коммуникативную культуру школьников. По мнению педагогов школы и учреждения СПО, главные риски реализации проблемно - ценностной дискуссии – преувеличенное внимание к коммуникативной стороне технологии в ущерб содержательной и боязнь проявления педагогом собственной позиции в ситуации взаимодействия со школьниками. Педагоги учреждения НПО указывают только на последний из названных выше рисков. Педагоги общеобразовательной школы и учреждения СПО уверенно реализовали технологию молодежной переговорной площадки, признав ее высокую воспитательную результативность и эффективность. Педагоги учреждения НПО отказались от реализации данной технологии, сославшись на очень большие трудности в организации участия в площадке представителей местного территориального сообщества. Возможно, это действительно так, а возможно это все - таки некая попытка ухода от открытости в отношениях с территориальным сообществом. 14

1.1. Апробация модели и технологий гражданско - патриотического воспитания учащихся в условиях образовательной среды школы и учреждений НПО / СПО на базе пилотных учебных заведений, внедрение игровых методов 15 Результаты тестового опроса учащихся По всем базовым ценностным отношениям у учащихся, принявших участия в апробации, наблюдается устойчивая положительная динамика ( сокращается количество ответов, свидетельствующих об устойчиво - негативном и ситуативно - негативном отношении опрашиваемых к той или иной ценности ; растет количество ответов, свидетельствующих о ситуативно - позитивном и устойчиво - позитивном отношении опрашиваемых к той или иной ценности ). Это подтверждает воспитательную результативность применявшихся в ходе апробации модели и технологий гражданско - патриотического воспитания. 15

Экспертное обсуждениее результатов апробации с привлечением двух групп экспертов – непосредственных руководителей учебных заведений, где тестируются модели и представителей творческой, научной и политической общественности 16

1.2. Экспертное обсуждениее результатов апробации с привлечением двух групп экспертов – непосредственных руководителей учебных заведений, где тестируются модели и представителей творческой, научной и политической общественности 17 Комплект регламентирующих документов для экспертного обсуждениея : порядок проведения экспертного обсуждениея результатов апробации ; критерии оценки результатов проведения апробации ; форма экспертного заключения ; инструкция по заполнению формы экспертного заключения. Для экспертного обсуждениея результатов апробации была сформирована и согласована с Заказчиком группа экспертов из 10 руководителей участвовавших в апробации образовательных учреждений и 20 представителей творческой, научной и политической общественности. 17

1.2. Экспертное обсуждениее результатов апробации с привлечением двух групп экспертов – непосредственных руководителей учебных заведений, где тестируются модели и представителей творческой, научной и политической общественности 18 Критерии оценки результатов апробации Полноценность выполнения программы апробации. Активность и вовлеченность субъектов апробации в процесс ее осуществления. Событийность апробационных мероприятий для субъектов апробации. Качество воспитательных результатов, достигнутых в апробационных мероприятиях. Качество воспитательных эффектов, достигнутых в апробационных мероприятиях. Ресурсоемкость апробационных мероприятий. Трудозатратность апробационных мероприятий для субъектов апробации. 18

1.2. Экспертное обсуждениее результатов апробации с привлечением двух групп экспертов – непосредственных руководителей учебных заведений, где тестируются модели и представителей творческой, научной и политической общественности 19 Экспертное заключение по результатам апробации модели и технологий гражданско - патриотического воспитания учащихся в условиях образовательной среды школы и учреждений НПО / СПО 1. Экспертная характеристика результатов гражданско - патриотического воспитания, достигнутых в ходе апробации : Каждому уровню воспитательных результатов внеурочной деятельности соответствует своя образовательная форма ( точнее – тип образовательной формы, то есть ряд содержательно и структурно близких форм ). Первый уровень результатов может быть достигнут в формах, устроенных по принципу « педагог – ребенок », второй уровень – в формах, описываемых формулой « педагог – ребенок – детская среда ( коллектив )», третий уровень – в формах, устроенных по принципу « педагог – ребенок – детская среда ( коллектив ) – общественная среда ( социальные субъекты )» 2. Экспертная характеристика эффектов гражданско - патриотического воспитания, достигнутых в ходе апробации Каждому уровню воспитательных результатов внеурочной деятельности соответствует своя образовательная форма ( точнее – тип образовательной формы, то есть ряд содержательно и структурно близких форм ). Первый уровень результатов может быть достигнут в формах, устроенных по принципу « педагог – ребенок », второй уровень – в формах, описываемых формулой « педагог – ребенок – детская среда ( коллектив )», третий уровень – в формах, устроенных по принципу « педагог – ребенок – детская среда ( коллектив ) – общественная среда ( социальные субъекты )» 19

Экспертное заключение по результатам апробации модели и технологий гражданско - патриотического воспитания учащихся в условиях образовательной среды школы и учреждений НПО / СПО Экспертная характеристика сильных сторон ( факторов ) апробированных модели и технологий гражданско - патриотического воспитания ( на основе анализа материалов апробации ) : Задача формирования российской идентичности у школьников в логике разработанной модели предполагает качественно новый по содержанию, технологиям и ответственности взгляд педагогов на традиционные проблемы развития гражданского самосознания, патриотизма и толерантности школьников, владения ими родным языком и пр. Наибольший эффект при оценке эффективности реализации модели гражданско - патриотического воспитания в учреждении НПО / СПО имеет комплексное применение различного исследовательского инструментария : качественных ( неформализованных, « мягких ») методов, которые являются базовыми методами гуманитарной экспертизы, и количественных (« точных »), дополнительных. Этому « приоритету качества » необходимо следовать даже тогда, когда качественные методы оказываются более сложными ( а соответственно – более трудоемкими, длительными и дорогими ), чем количественные. 20

Экспертное заключение по результатам апробации модели и технологий гражданско - патриотического воспитания учащихся в условиях образовательной среды школы и учреждений НПО / СПО Экспертная характеристика слабых сторон ( факторов ) апробированных модели и технологий гражданско - патриотического воспитания ( на основе анализа материалов апробации ) : Распространение потребительской идеологии, как базовой философии жизни, происходящее на волне массовой культуры, вызывает деформацию практически всех институтов и механизмов социализации, в том числе и образования. Консьюмеризация образования ( превращение его в один из институтов и механизмов системы потребления ) вызывает последствия, связанные с утратой образовательной функции школы, превращающей систему образования в институт социализации « потребителя », отличающегося несамостоятельностью, ограниченностью и утилитарностью мышления. 5. Экспертная характеристика рисков, возникающих при внедрении модели и технологий гражданско - патриотического воспитания ( на основе анализа материалов апробации ) : Среди педагогов бытует мнение, что ученическое проектирование ценно само по себе, даже если и не имеет конечного востребованного продукта. Принципиальное отличие подхода разработчиков технологии социально - образовательных проектов состоит в том, что необходимо уже сейчас, начиная со школьного возраста, включать детей в осмысленную социальную практику. Проблема, на которую направлен проект, может быть связана с территорией, на которой находится школа или проживает ребенок. Такая проблема понятна ребенку, он находится с ней в пространственном соприкосновении, хотя не обязательно сам затронут проблемой. 21

Экспертное заключение по результатам апробации модели и технологий гражданско - патриотического воспитания учащихся в условиях образовательной среды школы и учреждений НПО / СПО Экспертная характеристика возможностей реализации апробированных модели и технологий гражданско - патриотического воспитания в массовой образовательной практике ( на основе анализа материалов апробации ) : 1) Включение молодёжи, в первую очередь школьного возраста, в анализ и решение социальных проблем территории / города. 2) Организация аргументированного диалога молодёжной общественности с представителями территориального сообщества и администрации. Предъявление интересов, потребностей и ожиданий молодёжи субъектам территориальной политики. Соорганизация проектных инициатив с имеющимися программами развития территории, осуществляемыми органами местной власти. 3) Создание единого содержательного и организационного поля, в котором возможно дальнейшее взаимодействие различных образо ­ вательных учреждений и учащихся с местной администрацией и общественностью. 22

Экспертное заключение по результатам апробации модели и технологий гражданско - патриотического воспитания учащихся в условиях образовательной среды школы и учреждений НПО / СПО Экспертная характеристика затрат на реализацию модели и технологий гражданско - патриотического воспитания в массовой образовательной практике ( на основе анализа материалов апробации ) : 1) Создать условия для реализации подростками собственных общественно значимых и социально приемлемых проектов. 2) Проявить для подростков социальную структуру общества и пути перехода из одного социального слоя в другой с целью формирования у них способности к произвольному встраиванию в городское общество не ниже среднего слоя. 3) Проявить для подростков социальное пространство города и пути взаимодействия с различными административными структурами. 4) Создать условия для самоопределения подростков относительно их будущего образа жизни, их места в общественной структуре и для осознанного выбора профессии. 5) Создать условия для реализации способностей и интересов подростков в общественно значимой совместной деятельности со сверстниками и взрослыми. 6) Способствовать формированию у подростков, включенных в развивающее пространство, навыков социального управления и самоуправления. 7) Через знакомство с другими школами расширить представления подростков о школе как о социальном институте, о месте школы в городской структуре. 8) Создать условия для осознания школьниками норм, принятых в собственной школе, формирование собственной позиции и выход на новый, осознанный уровень соблюдения норм. 23

Экспертное заключение по результатам апробации модели и технологий гражданско - патриотического воспитания учащихся в условиях образовательной среды школы и учреждений НПО / СПО Экспертный прогноз возможности апробированной модели и технологий внести качественные изменения в процесс гражданско - патриотического воспитания учащихся : При внедрении в учреждениях разработанной модели развития гражданско - патриотического воспитания учащихся важно учитывать, что ее центральным понятием является понятие российской идентичности. Российская идентичность учащегося объединяет в себе три основных компонента : знаниевый компонент ( знание и понимание историко - географического образа России ; знание и понимание социально - политического устройства страны ; знание о своей этнической и региональной принадлежности ; знание и понимание культурного и научного наследия России, его места в мировом контексте ; ориентация в системе морально - нравственных норм и ценностей ; уверенное владение русским языком как языком российской нации ); эмоционально - ценностный компонент ( гордость за Родину ( великодушие к прошлому, творческое отношение к настоящему и будущему ); принятие этнической идентичности ; толерантность ( признание и понимание иного, непохожего на меня ); уважение личности, нетерпимость к насилию ; присвоение ценности семьи ; сформированность морально - нравственной самооценки ; деятельностный компонент ( участие в самоуправлении в пределах возрастных компетенций ; выполнение норм и требований учреждения НПО / СПО и общественной жизни ; умение вести диалог, разрешать конфликты ; свободное и ответственное следование моральным и нравственным нормам ; инициативное участие в общественной жизни, способность к самостоятельному социальному действию ; умение строить жизненные планы ). Задача формирования российской идентичности у учащихся НПО и СПО в логике разработанной модели предполагает качественно новый по содержанию, технологиям и ответственности взгляд педагогов на традиционные проблемы развития гражданского самосознания, патриотизма и толерантности учащихся, владения ими родным языком и пр. 24

Экспертное заключение по результатам апробации модели и технологий гражданско - патриотического воспитания учащихся в условиях образовательной среды школы и учреждений НПО / СПО Экспертные рекомендации по доработке и совершенствованию апробированной модели и технологий гражданско - патриотического воспитания : В целях усиления воспитательной эффективности внести в модель и технологии гражданско - патриотического воспитания учащихся следующие изменения : 1) представить специфику позиции внешнего эксперта как проблематизатора коммуникации в рамках проблемно - ценностной дискуссии гражданско - патриотической направленности ; 2) определить перечень технологий, которые должны быть освоены взрослыми организаторами детско - взрослых образовательных производств ; 3) указать риски реализации практик гражданско - патриотического воспитания, вошедших в инновационную модель гражданско - патриотического воспитания ; 4) указать общественные и образовательные эффекты использования в рамках модели социально - моделирующей игры гражданско - патриотической направленности ; 5) определить примерный перечень кинофильмов ( художественных и документальных ), которые могут быть задействованы в рамках технологии « Мировоззренческое кино » ( кинодебаты ). 10. Экспертные рекомендации по порядку внедрения апробированной модели и технологий гражданско - патриотического воспитания в массовую образовательную практику : Внедрение апробированной модели и технологий гражданско - патриотического воспитания в массовую образовательную практику возможно через систему повышения квалификации педагогических работников, курсовую подготовку, направление в образовательные учреждения методических рекомендаций. 25

Модернизация модели по результатам апробации и экспертного обсуждениея 26

1.3. Модернизация модели по результатам апробации и экспертного обсуждениея 27 Основные направления доработки модели и технологий гражданско - патриотического воспитания учащихся : описание особенностей проблематизирующей позиции внешнего эксперта в проблемно - ценностной дискуссии ; описание образовательных и социальных эффектов применения технологии социально - моделирующей игры ; определения примерного перечня художественных и документальных фильмов, которые могут быть задействованы в рамках технологии « Мировоззренческое кино »; описание комплекса технологий, которыми должны владеть взрослые организаторы и координаторы детско - взрослых образовательных производств ; выявление и описание рисков реализации практик гражданско - патриотического воспитания, вошедших в модель гражданско - патриотического воспитания. Объем модернизации модели и технологий по результатам апробации и их экспертного обсуждениея составил 14% 27

Заключение 28 По результатам апробации и их экспертного обсуждениея вариативная модель и инновационные технологии гражданско - патриотического воспитания были доработаны по следующим направлениям : описаны особенности проблематизирующей позиции внешнего эксперта в проблемно - ценностной дискуссии, что позволяет ему более адекватно и глубоко реализовывать стимулирование гражданско - патриотического самоопределения учащихся ; описаны образовательные и социальные эффекты применения технологии социально - моделирующей игры, что способствует ее большей востребованности в рамках реализации модели гражданско - патриотического воспитания ; определен примерный перечень художественных и документальных фильмов, которые могут быть задействованы в рамках технологии мировоззренческих кино дебатов, что повышает практичность указанной технологии ; определен комплекс технологий, которыми должны владеть взрослые организаторы и координаторы детско - взрослых образовательных производств, что позволяет поддерживать устойчивые партнерские отношения взрослых и детей в процессе совместной продуктивной деятельности ; выявлены риски реализации практик гражданско - патриотического воспитания, вошедших в вариативную модель гражданско - патриотического воспитания, что предупреждает срывы и негативные последствия их реализации. Модернизированные модель и технологии гражданско - патриотического воспитания учащихся лягут в основу выполнения мероприятий, запланированных в рамках проекта на 2013 год. 28

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! 29