Педагогический проект: «Формирование исследовательских. навыков на уроке технологии методом проектов» Бузанова Т.В. учитель технологии МБОУ Платоновская сош Рассказовского района
Актуальность Современное состояние образования в России характеризуется качественными изменениями в области содержания, но эти позитивные тенденции сталкиваются с медленным темпом реформирования устаревших методов и технологий в практике образовательного процесса в учреждениях образования. Модернизация российского образования, направленная на обновление содержания, подразумевает особое внимание к компетентностному подходу.
Актуальность При таком подходе обязательный минимум технологического содержания должен соответствовать приобретенным учащимися ключевым знаниям и умениям. Учитель обязан создать условия для формирования ключевых компетенций обучаемых, которые в свою очередь обеспечат удовлетворение личностных запросов, требований рыночной экономики и потребностей общества. Метод проекта позволяет сформировать ключевые компетенции и развить исследовательские навыки. Проектная деятельность позволяет повысить уровень мотивации к обучению.
Противоречия: Между разными психофизическими возможностями учащихся и обеспечением усвоения обязательного минимума технологического содержания образования; Между большим объёмом получаемых знаний, умением учащихся применять их на практике и формирование ключевые компетенции методом проекта; Между личной потребностью школьников к творческой деятельности и возможностью ее проявить, через исследовательскую деятельность;
Постановка проблемы: формирование у учащихся прочных, глубоких знаний, повышением их качества посредством использования инновационных технологий личностно-ориентированного обучения; формирование у школьников способности к конструктивному мышлению и исследовательской деятельности через использование проектной технологии; усвоение обязательного минимума технологического содержания образования и формирование ключевых компетенций; умение работать с огромным потоком информации; обучение сотрудничеству в коллективе, между разными психофизическими возможностями учащихся;
Гипотеза При внедрении метода проектов в учебный процесс происходит формирование ключевых компетенций вследствие активизации познавательных интересов, интеллектуальных, творческих способностей и самостоятельности исследований.
Цель: Формирование исследовательских навыков, качеств творческой личности и психологической успешности в сознании учащегося, развитие самостоятельности в познавательной и практической деятельности, свободной в выборе профессиональной, общественной карьеры через проектную деятельность.
Задачи: Систематически осуществлять связь теории с практикой, привлекать учащихся к исследовательской деятельности; Внедрить в учебный процесс проектную технологию ; Развить интеллектуальные способности и познавательный интерес школьников в процессе изучения технологии; Предоставлять возможности всем учащимся проявить свои таланты и творческий потенциал.
Этапы выполнения проекта I Информационно-аналитический Изучение сущности проектной деятельности и литературы по проблеме Определение возможных направлений исследовательской деятельности и формирования компетенций II Практический Проведение исследований Разработка исследовательских проектов и их апробация III Аналитический Результативность Подведение итогов, выводы
Творческий процесс на уроке
год уровень участия (муниципальный, областной) ФИ участникаклассрезультатизделие 2005 муниципальный Авдеева Анастасия 11 класс 1 место Грамота «Грелка на чайник выполненная в лоскутной технике 2006 муниципальный Петрова Марина 8 класс 1 место Диплом «Ажурный плед, связанный крючком» 2006 муниципальный Петрова Марина 9 класс 3 место Диплом «Коробочка для рукодельницы с использованием объёмной вышивки» 2007 муниципальный Давыдова Наташа 9 класс 1 место Диплом «Оригинальная мягкая игрушка- трансформер « Лосёнок» 2008 муниципальный Семьянинова Даша 9 класс 3 место Диплом «Печворк и квилт в лоскутном одеяле» 2009 муниципальный Семьянинова Даша 10 класс 1 место Диплом «Комплект для кухни, выполненный в лоскутной технике» Результативность участия в олимпиаде по технологии
Результативность участия в конкурсе «Звездная площадка» год Наименование мероприятия уровень участия (муниципальный, областной) ФИ участника результат 2008«Звёздная площадка» муниципальный Перегудова Ирина 3 место Диплом 2009«Звёздная площадка» муниципальный Коптева Люба 3 место Грамота 2010«Звёздная площадка» муниципальный Перегудова Ирина 3 место Грамота 2010«Звёздная площадка» муниципальный Кудрина Ульяна 1 место Грамота
Результаты итоговой аттестации выпускников 9 и 11 классов по технологии Год выпуска Кол-во выпускник ов Из них сдавали экзамен по предмет у Кол-во полученных в ходе итоговой аттестации оценок Качество % Кол-во учащихся, подтвердивш их или повысивших в ходе итоговой аттестации годовую оценку класс класс
Показатели образовательных достижений учащихся по технологии за 3 года год всего учащихся качество знаний % обученность % ,598, ,499, ,199
Вывод: Метод проекта дает возможность вооружить ученика способами, приемами исследовательской деятельности, учить решать проблемы необходимо для самостоятельной познавательной деятельности. Это умение предполагает также и умение использовать приемы проектирования для самоорганизации учения. Направленность исследования на конечный результат делает процесс получения знаний целенаправленным. В проекте осуществляется разнообразная самостоятельная деятельность школьников, которая формирует навыки самообразования, умения проводить исследования. Метод проектов привлекателен, т.к. личностно- ориентирован, использует множество дидактических подходов, предполагает самомотивацию, т.е. возрастание интереса вовлеченности в работу по мере ее выполнения. Использование компьютерных технологий повышает интерес учащихся к обучению
Компетенции, формируемые методом проектов 1. Учебно-познавательные: задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме; работать с инструкциями, формулировать выводы; 2. Информационные: владеть навыками работы в Интернете; применять для решения учебных задач информационные технологии; владеть навыками работы с различными источниками информации ; 3. Коммуникативные: владеть способами совместной деятельности в группе; 4. Ценностно-смысловые: формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к изучаемым учебным предметам и сферам деятельности.