Мониторинг издержек бизнеса на получение государственных услуг - 2010 Исследование и анализ качества предоставления комплексных государственных услуг,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Приложение 1 к решению Совета депутатов города Новосибирска от _____________ ______ Масштаб 1 : 5000.
Advertisements

Масштаб 1 : Приложение 1 к решению Совета депутатов города Новосибирска от _____________ ______.
Масштаб 1 : Приложение 1 к решению Совета депутатов города Новосибирска от
Приложение 1 к решению Совета депутатов города Новосибирска от Масштаб 1 : 5000.
Департамент Смоленской области по информационным технологиям, связи и обеспечению предоставления услуг в электронном виде Организация межведомственного.
Д. Дуброво д. Бортниково с. Никульское д. Подлужье д. Бакунино пос. Радужный - Песчаный карьер ООО ССП «Черкизово» - Граница сельского поселения - Граница.
ТУЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ МЕДИЦИНСКИЙ ИНСТИТУТ Хромушин В.А., д.б.н., к.т.н., академик МАИ и АМТН 2010 г. ГРАФИЧЕСКОЕ ОТОБРАЖЕНИЕ РЕЗУЛЬТИРУЮЩИХ.
Оценка эффективности деятельности общеобразовательных учреждений по итогам комплектования-2010 Л.Е. Загребова, руководитель Тольяттинского управления министерства.
Заседание подкомиссии повышения качества государственных и муниципальных услуг.
Холопик Кирилл Вадимович генеральный директор ООО «Институт развития строительной отрасли» Москва 2014 СОСТОЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СТРОИТЕЛЬНОЙ.
Результаты проведения региональных диагностических контрольных работ по русскому языку, математике и физике для учащихся 9 и 11 классов в общеобразовательных.
Основные принципы и механизмы ускоренного привлечения частных инвестиций в реализацию Национального проекта МИНИСТЕРСТВО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ Российской.
Федеральный закон 293 –ФЗ от года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием контрольно-надзорных.
1 ТЕМА 14 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ЗЕМЕЛЬНОЙ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ СПК ПС ОМС.
С 1 июля 2012 года вступил в силу пункт 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных.
Результаты сбора и обработки баз данных неработающего населения муниципальных общеобразовательных учреждений города Краснодара за период с 02 по 10 февраля.
Заседание Президиума Экспертно-консультативного совета при Председателе Счетной палаты Российской Федерации и Научно-исследовательского института системного.
СЛУЖБА ПО КОНТРОЛЮ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ.
Применение генетических алгоритмов для генерации числовых последовательностей, описывающих движение, на примере шага вперед человекоподобного робота Ю.К.
Муниципальное автономное учреждение «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг с. Малая Пурга» (далее – МФЦ с.
Транксрипт:

Мониторинг издержек бизнеса на получение государственных услуг Исследование и анализ качества предоставления комплексных государственных услуг, отдельных государственных услуг для бизнеса и граждан Центр анализа деятельности органов исполнительной власти ИГМУ ГУ-ВШЭ

2 Об исследовании Отдельные государственные услуги для бизнеса 11 услуг до 16 регионов, за исключением услуг центрального аппарата Комплексы государственных и муниципальных услуг по открытию предприятия 8 отраслей регионов, ок. 100 респондентов по каждой отрасли Наиболее массовые услуги для граждан 13 услуг регионов, до 350 респ. по каждой услуге Государственные услуги для граждан в социальной сфере и иные госуслуги 7 услуг 7-8 регионов, глубинных интервью по каждой услуге Оценка реальных временных и материальных издержек граждан и организаций на получение комплекса государственных и/или муниципальных услуг, необходимых для достижения конечных результатов обращения заявителя к государству Цель исследования Масштабы исследования Всего: 39 услуг

3 Объект исследования: «типовая траектория получения услуги» («типовой объект наблюдения») – наиболее массовый алгоритм получения госуслуги (наиболее распространенные характеристики получателя) 2 Методы исследования: анкетирование, интервью, глубинные иноверью с получателями и посредниками, «контрольные закупки» и наблюдения в точках предоставления государственных услуг, а также анализ нормативно-правовой базы и реконструкция наборов услуг 3 Особенности методологического подхода Исследование полных издержек получения государственных услуг включая все обращения во все органы власти и обусловленные ими обращения в подведомственные, аффилиированные и иные организации, необходимые для достижения конечного результата взаимодействия с государством 1 перечень обращений по каждой государственной услуге органы и организации для обращения стоимость каждого обращения затраты времени на каждое обращение наиболее существенные проблемы региональные практики Результаты исследования

4 Услуги для бизнеса 1. Регистрация юридического лица 2. Строительство многоквартирного жилого дома 3. Аккредитация организаций, осуществляющих деятельность по оценке соответствия продукции, производственных процессов и услуг установленным требованиям качества и безопасности 4. Регистрация лекарственных средств: старый порядок 5. Лицензирование производства лекарственных средств 6. Выдача лицензии на право сбора, использования, обезвреживания, размещения, транспортировки опасных отходов 7. Лицензирование деятельности в области связи 8. Лицензирование телерадиовещания 9. Организация проведения экспертизы, принятие решения о присвоении (назначении) радиочастот или радиочастотных каналов для радиоэлектронных средств в пределах выделенных полос радиочастот и регистрации присвоения (назначения) радиочастот или радиочастотных каналов 10. Аккредитация образовательных учреждений по подготовке судоводителей маломерных судов и по аттестации граждан на право управления маломерными судами 11. Выдача картографических и геодезических материалов из федерального картографо-геодезического фонда 1. Предприятие пищевой промышленности 2. Создание крестьянско-фермерского хозяйства 3. Предприятие общественного питания 4. Предприятие по розничной продаже лекарственных средств 5. Предприятие розничной торговли 6. Предприятие лесной промышленности (лесозаготовка и лесопереработка) 7. Предприятие легкого машиностроения 8. Предприятие легкой промышленности Отдельные государственные услуги Комплексные государственные услуги для открытия предприятия

5 Услуги для граждан 1.Оформление, выдача и замена паспортов гражданина Российской Федерации 2.Оформление, выдача и замена паспортов гражданина Российской Федерации, иных документов удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации 3. Регистрация по месту жительства 4. Регистрация по месту пребывания 5. Регистрация актов гражданского состояния (рождение) 6. Регистрация актов гражданского состояния (смерть) 7. Регистрация транспортных средств 8. Технический осмотр транспортных средств 9. Прием квалификационных экзаменов на получение водительского удостоверения 10. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним 11. Предоставление сведений Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним 12. Постановка объектов недвижимости на государственный кадастровый учет 13. Предоставление сведений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости, размещение публичных кадастровых карт в сети Интернет 1. Подтверждение за счет средств заявителя документов государственного образца об образовании, об ученых степенях и ученых званиях и проставление апостиля на таких документах 2. Государственная регистрация маломерных судов 3. Аттестация судоводителей и выдача им удостоверений на право управления маломерным судном 4. Признание лица инвалидом федеральными государственными учреждениями медико- социальной экспертизы 5. Направление на высокотехнологичную медицинскую помощь 6. Прием и регистрация заявлений граждан об установлении им пенсий, принятие решений об установлении пенсий гражданам 7. Получение денежной компенсации по оплате жилья и коммунальных услуг Массовые услуги для граждан Иные услуги для граждан

6 Оценка практики регулирования предоставления государственных услуг

7 Отдельные государственные услуги для бизнеса - 1 Среднее значение Среднее без учета строительства 1Количество обращений 8,16,4 2 Стоимость предоставления ГУ (тыс. руб.) 373,0189,4* 3 Интервал оценок стоимости ГУ (тыс. руб.) 142,4-2052,6149,4-757,7* 4 Неформальные платежи по ГУ (тыс. руб.) 1005,7 (295,8-2483,3) 827,6 ( ) 5 Время предоставления ГУ (с учетом параллельности) (дн.) ,6 6 Время предоставления ГУ (без учета параллельности) (дн.) 501,6491,5 7 Интервал оценок времени получения ГУ (дн.) 230,2-921, ,1 * также без учета лицензирования ТРВ, где стоимость определяется по итогам торгов

8 Отдельные государственные услуги для бизнеса - 2 Регистрация юрлица** Строительство МКД Аккредитация орг-ций по оценке соответствия Регистрация ЛС Лицензирование производства ЛС Лицензия по опасным отходам Лицензирование связи Лицензирование ТРВ Экспертиза ЭМС и присвоение радиочастот Выдача картографических материалов Среднее значение Среднее без учета строительства 1 Количество обращений 12-13* ,16,4 2 Стоимость предоставления ГУ (тыс. руб.) (по итогам торгов)* ,0189,4 3 Интервал оценок стоимости ГУ (тыс. руб.) По итогам торгов* , ,6 149,4- 757,7 4 Неформальные платежи по ГУ (тыс. руб.) ( ) ( ) 888 ( ) 1125 ( ) н/д ,7 (295, ,3) 827,6 ( ) 5 Время предоставления ГУ (с учетом параллельности) (дн.) ,6 6 Время предоставления ГУ (без учета параллельности) (дн.) ,6491,5 7 Интервал оценок времени получения ГУ (дн.) /19 6/ ,2- 921, ,1 - более одного обращения по каждой госуслуге -обращения в различные организации по каждой госуслуге * не учитываемые при расчете средних значений данные

9 Отдельные государственные услуги для бизнеса – 3 Доля затрат на оплату пошлины в общем объеме затрат на получение государственной услуги (%) Аккредитация орг-ций по оценке соответствия Регистрация ЛС Лицензирование производства ЛС Лицензия по опасным отходам Лицензирование связи Экспертиза ЭМС и присвоение радиочастот Выдача картографических материалов Среднее значение Средняя реальная стоимость ГУ Размер пошлины 242,6 00 Доля пошлины 2,1%0,5%11,3%0,6%86,7%0,0% 2,4%* * без учета ГУ по лицензированию связи, с учетом – 14,5 %

10 Отдельные государственные услуги для бизнеса – 4: профиль регулирования* * без учета комплекса услуг по строительству

11 Наибольшие проблемы – доступ к ограниченным ресурсам ревизия моделей доступа к ограниченным ресурсам Необходимо: находится вне рамок административного регулирования Инфраструктура: Доступ к инфраструктуре: строительство: затраты на госуслуги в среднем в 20 раз меньше затрат на инфраструктуру, по городам- от 6 до 87 раз; лифтостроение: госуслуги – 330 т.р., инфраструктура 750 т.р радиочастотный спектр для связи и ТРВ 2 лесные участки для лесозаготовки 3 земля для сферы строительства 1

12 Высокий уровень унификации правил для типовых траекторий (типовых объектов наблюдения) (даже строительство, лесное хозяйство) массовым случаям – простое регулирование (если родители граждане России – гражданство новорожденному на свидетельство проставлять в ЗАГСе) дифференцировать регулирование по группам заявителей (дорогостоящая пожарная сигнализация в деревне без пожарных; согласование СЗЗ в промзоне, стоимость расчета платы за негативное воздействие для МСБ в десятки раз больше самой платы) Следовательно: четкие критерии отнесения к группам Важно: разнообразная практика правоприменения одинаковых норм, иногда в рамках города (регистрация юридических лиц) Но: Унификация правил и разнообразие правоприменения

13 Редкие случаи противоправных действий, отсутствие услуг без правовых оснований широкие дискреционные полномочия органов власти многократные возвраты документов по формальным основаниям, требование у соискателя документов, которые могут предоставить только лицензиаты (выдача лицензии на право сбора, использования, обезвреживания, размещения, транспортировки опасных отходов Ростехнадзор) неисчерпывающий перечень документов для заключения Роспотребнадзора, последовательная выдача замечаний (к объектам строительства), конкретизация требований к необходимой «пожарной технике» может сделать нерентабельной любую лесозаготовку, исследование не только по «границе» сети, но и внутри сети самого оператора (экспертиза электромагнитной совместимости) часто неформальные платежи – инициатива бизнеса, нарушающего правила часто правила специально стимулируют нарушения но Редкость противоправных действий

14 Цели: Привлечение посредников - 1: теория 1. предусмотрено законодательством (нотариусы, кадастровые инженеры) 2. получения необходимых навыков для получения государственной услуги (обучение в автошколе, в школе судоводителей) 3. консультация или иная консультационная помощь (общества инвалидов при получении профильных государственных услуг, получение лицензий впервые) 4. повышение стандартов обслуживания (вне очереди) 5. для выполнения комплекса действий в интересах граждан или организаций, одним из этапов которого является получение государственной услуги (например, регистрация недвижимости риэлтором, регистрация юридического лица в интересах клиента) 6. аналогично предыдущему + прохождение услуги - элемент оценки качества работы посредника (согласование установки пожарной сигнализации в госпожнадзоре, организацией, устанавливающей сигнализацию; приемка программы производственного контроля Роспотребнадзором от организации, ее разрабатывающей) 7. получение услуг, необходимых и обязательных (в т.ч. законодательно установленных) для получения государственных услуг с последующим получением госуслуги (проведение лабораторного исследования воздуха и получение разрешения Роспотребнадзора). 8. для получения услуг в случае, когда получатель услуги не соответствует предъявляемым требованиям.

15 Добровольность: Привлечение посредников - 2: теория Факторы влияющие на «добровольность»: уровень квалификации заявителя и потому случаи предоставления государственных услуг «в пакете» с услугами компаний наиболее распространены среди предприятий малого бизнеса, сложность регулирования государственной услуги; действия органа власти, например, по развитию информирования и консультирования 1. свободная конкуренция среди организаций; 2. выбор среди ограниченного круга организаций; 3. выбор среди ограниченного круга организаций, сформированного органом власти; 4. назначение организации органом власти, в т.ч. из ограниченного круга организаций; 5. монопольное положение организации. Рынок привлекаемых организаций: в силу законодательства 1 по принуждению органа власти (явного или неявного) 3 добровольно 2

16 Привлечение посредников - 3: массовая практика Повышение стандартов обслуживания 1 Прохождение «сложных» и взаимосвязанных процедур: малый бизнес – большинство (типовая траектория – обращение к посреднику); крупный бизнес – редко, впервые и самые сложные; 2 Частный случай: Росстандарт: - проверяют конкуренты, - необязательное привлечение экспертов трансформировалось в обязательное привлечение посредников 3

17 Привлечение посредников - 4: массовая практика Услуга в комплекте с контролем «Лучшей практикой получения санитарно-эпидемиологического заключения являются случаи, когда с СЭС заключается договор. В рамках договора специалисты могут помочь разработать программу производственного контроля, и сами же выезжают на объект для проведения замеров. В этом случае привлекать специализированную лабораторию не требуется. Эти же специалисты после открытия предприятия проводят регулярные проверки». 4 Услуга как часть комплексного обслуживания «Из анализа практики следует, что эффективнее всего заключить договор с ветслужбой, которая будет проверять предприятие на постоянной основе в соответствии с программой производственного контроля. Тогда сокращаются сроки выдачи ветеринарных заключений и, в случае выявленных нарушений, просто предупредят и попросят их устранить, не применяя штрафные санкции» 5 публикация в свободном доступе исчерпывающего перечня обязательных требований и способов их проверки Необходимые шаги

18 Главная проблема – сроки Особенно: если инвестиции идут раньше госуслуги если предоставляет ФГУП-монополист (экспертиза ЭМС, экспертиза градостроительной документации, экспертиза лекарственных средств) Легальный ускоренный порядок – выход или средство наполнения бюджета? 1 Высокая стоимость инвентаризации предоставляемых ресурсов (таксация, межевание, планы земельных участков, спектр) Инструмент недобросовестной конкуренции 2 Организовать инвентаризацию Оплатить инвентаризацию Государство?? Бизнес и граждане?? Другие проблемы регулирования

19 Комплексные государственные услуги по созданию бизнеса -1 в среднем 16 обращений средняя суммарная стоимость тыс. руб. (352 тыс. руб. с учетом лесной отрасли) среднее суммарное время получения день (без учета параллельности обращений)

20 Комплексные государственные услуги по созданию бизнеса - 2: профиль регулирования

21 Комплексные государственные услуги по созданию бизнеса - 3: направления расходования средств (в %)

22 Пищепром ОбщепитАптека РозницаЛесная Лифтостр.Среднее Доля Количество обращений (шт.) в т.ч. ФОИВ ,922,87% в т.ч. РОИВ ,910,33% в т.ч. ОМСУ -1110,42,16% в т.ч. организации ,164,63% Стоимость обращений (тыс. руб.) ,0 в т.ч. ФОИВ ,17,57% в т.ч. РОИВ ,17,10% в т.ч. ОМСУ ,91,61% в т.ч. организации ,783,71% Время обращений, (дн., без учета параллельности) ,9 в т.ч. ФОИВ ,620,20% в т.ч. РОИВ ,911,91% в т.ч. ОМСУ ,13,54% в т.ч. организации ,364,26% Комплексные государственные услуги по созданию бизнеса - 4

23 Комплексные государственные услуги по созданию бизнеса - 5 : расходы по направлениям обращений Пищепром Общепит Аптека Розница Лесная Лифтостр. Среднее без Лесной Доля Стоимость (тыс. руб.) ,0194,8 Сан-эпид. безопас-ть 93* ,742,816,4% Противопожарн. безопас-ть ,443,718,3% Экологич. безопас-ть ,024,59,4% Безопас-ть условий труда ,142,218,6% Профильные разрешения* ,335,333,4% Другое-26105,16,03,9% Аптека: Инвестиции в необходимое оборудование т.р. Лифтостроение: Самостоятельно разрабатываемые материалы для ГУ – 114 т.р.

24 Тип отрасли ОтраслиЧисло обращений* Производственные отрасли «с недвжимостью» Лифтостроение 29 Пищевая промышленность 1919 Непроизводственные «с недвижимостью» Аптека 20 Точка розничной торговли 18 Предприятие общепита 15 Салон красоты**14 Отрасли «без недвижимости» Автобусные перевозки** 7 Туроператор**6 Лесозаготовка 4 * число обращений указано в соответствии с ответами респондентов о реальном количестве обращений ** данные мониторинга 2009 г. С одной стороны чем сложнее деятельность или чем выше потенциальный ущерб – тем надежней должен быть контроль. Однако, количество услуг не означает надлежащего качества контроля; контроль не обязательно может быть государственный; издержки на прохождение государственных услуг становятся отдельно существенной (в некоторых случаях непроизводительной) статьей расходов Государственные услуги следуют «за недвижимостью»

25 Тип отрасли Производство ч/з КИП- Мастер (Татарстан)* Неорганизованное производство (Самара) Стоимость государственных услуг (тыс. руб.)** 305,6428 Стоимость подключения к сетям инфраструктуры (тыс. руб.) 1601,52489 Время получения государственных услуг (дн.) * Справочно: арендная плата в КИП-Мастере - аренда производственного помещения 92 руб. за кв. м./мес., в отапливаемом помещении руб. за кв. м/мес. При этом в г. Набережные челны стоимость аренды отапливаемого производственного помещения в «промзоне» -в среднем 150 руб. за кв. м./мес, аренда неотапливаемого помещения типа «гараж» - 40 руб. за кв. м./мес. ** примерно одинаковый перечень услуг, часть услуг в респ. Татарстан получается через КИП-Мастер Организованное производство через технопарк Камский индустриальный парк «Мастер», КИП-Мастер, созданный при производстве ОАО «КАМАЗ», респ. Татарстан. Вариант 1 Неорганизованное производство независимых компаний, г. Самара Вариант 2 Производство автокомпонентов: «экономия на масштабе» при получении государственных услуг (технопарк vs. неорганизованное производство)

26 Массовые государственные услуги для граждан – 1 СРЕДНЕЕ ЗНАЧЕНИЕ Число обращений 1 Число физических посещений органа (организации)2 Наиболее распространенная стоимость обращения (руб) 797,4 Интервал стоимости (руб.)442,9-1613,5 Среднее время предоставления результатов (дн.)13,7 Интервал времени (дн.)10,1-21

27 Массовые государственные услуги для граждан -2 : сколько стоят экономике очереди ? Государственная услуга Среднее время ожидания в очереди (мин.) 1 Количество обращений (в год) 2 Потери для населения (млн. руб.) 3 Потери ВВП (млн. руб.) 3 1 Регистрация транспортных средств 108 мин ,41089,6 2 Технический осмотр транспортных средств 54 мин ,8802,9 3 Регистрация по месту жительства и месту пребывания 55 мин ,9379,7 4Выдача загранпаспортов 53 мин ,4140,7 5Выдача паспортов 46 мин ,5207,6 Потери населения только в очередях только по 5 наиболее массовым государственным услугам ок. 1,9 млрд. руб. ежегодно, а потери ВВП составляют ок. 2,6 млрд. руб. ежегодно 1 по данным исследования в 17 регионах России 2 по данным ведомств 3 по данным Росстата в 2009 г. среднедушевые денежные доходы на душу населения составили руб. в мес., ВВП на душу населения – руб.

28 Видовые проблемы: Услуги дешевы - редко дороже 3-5 тыс. руб. Неформальные платежи не велики. Цель неформальных платежей и платежей посредникам: повышенный уровень качества обслуживания (сдача документов без очереди). При этом несоблюдение стандарта предоставления государственных услуг в части требований к помещениям 1 завышенное предельное время ожидания подачи документов или результата государственных услуг (очереди) 2 недостаток информирования и консультирования (возможно потому, что элементарное консультирование для массовых государственных услуг часто выступает как бизнес) 3 Массовые государственные услуги для граждан - 3 Общее регулирование – разная практика правоприменения Время ожидания в очереди на подачу документов на загранпаспорт (мин.)

29 Государственные услуги для бизнеса и отдельные комплексные государственные услуги

30 Регистрация юридического лица - 1 Регистрация ООО: 1. Внесение уставного капитала - открытие временного счета 2. Оплата государственной пошлины за регистрацию и оплата пошлины за выдачу копии устава 3. Заверение подписей на учредительных документах, заверение подписи на заявлении о государственной регистрации 4. Регистрация юридического лица 5. Изготовление печати 6. Получение кодов статистики 7. Постановка на учет в Пенсионный фонд 8. Постановка на учет в Фонд социального страхования 9. Постановка на учет в Фонд обязательного медицинского страхования 10. Заверение уставных документов и подписей на банковской карточке для открытия счета и открытие счета компании в банке 11. Уведомление ФНС об открытии счета в банке. Алгоритм 1. Отсутствие единого порядка 2. Требование дополнительных документов, непредусмотренный анализ документов 3. Несоблюдение принципа «одного окна» 4. Длительные сроки ожидания в очереди Проблемы:

31 Регистрация юридического лица - 2 Профиль регулирования государственной услуги Всегов т.ч. ФОИВв т.ч. РОИВв т.ч. ОМСУ в т.ч. организации Количество обращений Доля по количеству 54 %46 % Стоимость обращений Доля по стоимости 52 %48 % Время обращений (с учетом параллельности) Доля по времени 59 %41 % Неформальные платежи Отсутствуют Посредники Средняя стоимость: Максимальная стоимость: Расходы на формирование УК не учитываются Оплата государственной пошлины за регистрацию (4 000 руб., ФНС, ФОИВ) Максимальное время: Регистрация юридического лица (5 дн., ФНС, ФОИВ) (без учета срока ожидания свидетельств от внебюджетных фондов)

32 Регистрация юридического лица - 3 Рейтинг по стоимости* Рейтинг Город Стоимость регистрации 1Казань Краснодар Барнаул Красноярск Пермь Екатеринбург Саратов Москва Санкт-Петербург Хабаровск Рейтинг по времени Рейтинг Город Время регистрации 1Краснодар 16 1Красноярск 16 2Екатеринбург 17 2Хабаровск 17 2Пермь 17 3Санкт-Петербург 18 3Барнаул 18 4Саратов 20 4Москва 20 5Казань 24 Итоговый рейтинг Сумма рейтингов Итоговый рейтинг Краснодар 31 Красноярск 52 Барнаул 63-4 Казань 63-4 Пермь 75 Екатеринбург 86 Саратов 117 Москва Санкт-Петербург Хабаровск * без отвлечения средств на УК и посредников

33 Регистрация юридического лица – 4 Исследование ГУ-ВШЭ / Мировой банк Города Результаты ГУ-ВШЭ-2010 Результаты Всемирный банк-2009 Стоимость (тыс. руб.) Срок (дн.) Стоимость (тыс.руб.) Срок (дн.) Москва Санкт-Петербург Казань Пермь Методологические отличия: Оплата государственной пошлины за регистрацию Оплата пошлины за выдачу копии устава Регистрация в государственных внебюджетных фондах Регистрация в центре занятости * без отвлечения средств на оплату уставного капитала

34 Регистрация юридического лица – 5: стоимость услуг посредников Практика привлечения посредников: % заявителей. Средняя стоимость по всем городам рублей.

35 Строительство – этажный панельный жилой дом, с 3-4 подъездами, с четырьмя квартирами на этаже (примерно на 200 квартир в доме); 2. на сформированном земельном участке примерной площадью в 0,3 - 0,8 га, полученном в аренду по итогам аукциона; 3. с общей площадью около 13 тыс. кв. м. (в 17-ти этажном трех подъездном доме с четырьмя квартирами средней площадью 55 кв.м на этаже, с внутриподъездной площадью, составляющей 15 % от общей площади квартир); 4. предусматривающий присоединение к сетям инженерно-технического обеспечения: электроснабжения (500 – 700 к Вт), водоснабжения ( куб. м) и канализации; теплоснабжения (в среднем 0,8 - 1 гигакаллорий), ливневого водостока. Типовой объект наблюдения: 1. Стадия заключения договора аренды земельного участка в целях строительства многоквартирного жилого дома. 2. Стадия предварительной подготовки проекта строительства многоквартирного жилого дома. 3. Стадия утверждения проекта строительства многоквартирного жилого дома. 4. Стадия подготовки к строительству многоквартирного жилого дома. 5. Стадия строительства многоквартирного жилого дома. 6. Стадия сдачи объекта строительства в эксплуатацию. 7. Стадия государственной регистрации построенного объекта капитального строительства. Стадии получения государствен ных услуг:

36 Строительство – 2 Набор услуг является типовым строительство нетипового объекта, например, дома требующие специальных технических условий (например, выше 75 м в Москве), нетиповое расположение дома, например, рядом с объектами инфраструктуры - водными путями (согласование с пароходством), железной дорогой (согласование с РЖД), правительственными трассами (ФСО, МВД, ФСБ), высотные дома «на пригорке», (согласование с аэропортом); особенности городской инфраструктуры (отсутствие ливневой канализации в г. Владивосток); а также: ускорение процедур (актуально); отклонение от разрешенных параметров строительства; строительство с нарушениями; вымогательство. Исключения: 1. Получение земельного участка в аренду («полный пакет» / «короткий пакет» и проблемы с процедурами) 2. Получение градостроительного плана земельного участка (ГПЗУ) 3. Присоединение объекта строительства к инженерным сетям 4. Государственная экспертиза проектной документации Наиболее проблемные услуги:

37 Строительство – 3 Профиль регулирования государственной услуги Всегов т.ч. ФОИВв т.ч. РОИВв т.ч. ОМСУ в т.ч. организации Количество обращений (шт.) Доля по количеству (%)38,1%19,0%33,3%9,5% Стоимость обращений (тыс. руб.) Доля по стоимости (%)2,1%0,0%29,3%68,6% Время обращений (с учетом параллельности) Доля по времени (%)23,4%11,7%47,1%17,9% Максимальная стоимость: Проведение Государственной экспертизы проектной документации (925 т.р., организации) Максимальное время: Проведение Государственной экспертизы проектной документации (71 день, организации) Дополнительно: Средние затраты на подключение к сетям инфраструктуры (тыс. руб.) Средние затраты на проведение инженерных изысканий (тыс. руб.) 406

38 Строительство – 4 Регион Временные затраты (дн.)Затраты (тыс.руб) Гос услуги Технич. присоедин Общая сумма (дн) Гос услуги Неформ. платежи Технич. присоедин Сумма (ГУ+НП+ТП) 1. Волгоград Калуга Владивосток Екатеринбург Москва Саратов Нальчик Ярославль Ростов - на - Дону Хабаровск Смоленск Новороссийск Новосибирск Пермь Иркутск Санкт-Петербург Среднее значение (арифметическое по городам)

39 Строительство – 5 Стоимость гоcуслуг в стоимости 1 м 2 жилья Стоимость ГУ (тыс руб) ГУ на кв.м. (руб) ТП (тыс руб) ТП на кв.м. (руб) НП (тыс руб) НП на кв.м. (руб) ГУ + ТП + НП (тыс руб) ГУ + ТП + НП на кв.м. (руб) 1. Волгоград , , ,5 2. Калуга 59145, ,623017, ,8 3. Владивосток 51139, , , ,8 4. Екатеринбург 59145, , , ,5 5. Москва , , , ,0 6. Саратов 70153, , , ,7 7. Нальчик 78160, ,257544, ,5 8. Ярославль 71154, ,321516, ,5 9. Ростов - на - Дону 71054, ,377059, ,2 10. Хабаровск 69153, , , ,4 11. Смоленск , , , ,4 12. Новороссийск 71655, , , ,1 13. Новосибирск 61147, , , ,2 14. Пермь , ,335026, ,1 15. Иркутск , ,033025, ,4 16. Санкт-Петербург , ,791070, ,7 Среднее значение , , , ,4

40 Строительство – 6 Рейтинг городов суммарных затрат на получение государственных услуг, неформальные платежи и подключение к сетям (тыс. руб.)

41 Аккредитация организаций, осуществляющих деятельность по оценке соответствия продукции, производственных процессов и услуг установленным требованиям качества и безопасности Органы по сертификации Испытательные лаборатории Среднее значение Медицинская техника Молоко и молочная продукция Нефтепродукты Вода Стоимость предоставления государственные услуги (тыс. руб.) Интервал оценок стоимости услуги (тыс. руб.) Неформальный платеж по услуге (тыс. руб.) -9,9-1,1 Доля респондентов указавших на наличие неформального платежа -64 %-29 % Время предоставления услуги (дн.) Интервал оценок времени получения услуги (дн.) Проблема: необязательные эксперты трансформировались в обязательных посредников. 1. переоформление аккредитации (аккредитация на дополнительные работы) органом(а) по сертификации в области аккредитации «медицинская техника» или «молоко и молочная продукция» в системе сертификации ГОСТ Р; 2. переоформление аккредитации (аккредитация на дополнительные работы) испытательной лабораторией(и) в области аккредитации «вода» или «нефтепродукты» в системе сертификации ГОСТ Р. Исследуемая траектория:

42 Регистрация лекарственных средств: старый порядок Профиль регулирования государственной услуги Число обращений 10* Число органов и организаций 3 Наиболее распространенная стоимость обращения (тыс.руб.) 751,2 Интервал стоимости обращения (тыс. руб.) 564, ,2 Наиболее распространенное время предоставления результатов обращения (дн.) 790 Интервал временя получения результатов обращения (дн.) Размер возможных неформальных платежей (тыс.руб.) * включая регистрацию торгового названия ЛС Всего в т.ч. ФОИВ в т.ч. РОИВ в т.ч. ОМСУ в т.ч. организа ции Количество обращений (шт.) Доля по количеству (%) 20 %--80 % Стоимость обращений (тыс. руб.) 751,24, Доля по стоимости (%) 0,6 %--99,4 % Время обращений (с учетом параллельности) (дн.) Время обращений без учета параллельности (дн.) Доля по времени (%) 7,1 %--92,9 % Неформальные платежи (тыс. руб.) Максимальная стоимость: Оценка соответствия нормативной документации (фармацевтической статьи предприятия) современному уровню развития науки и техники (185 т.р., организация) Максимальное время: Оценка соответствия инструкции по медицинскому применению современному уровню развития науки и техники (120 дн., организация) время, непрозрачность, низкая квалификация проверяющих Главная проблема

43 Лицензирование производства лекарственных средств: нет проблем у профессиональных компаний Профиль регулирования государственной услуги Всего в т.ч. ФОИВ в т.ч. РОИВ в т.ч. ОМСУ в т.ч. организации Количество обращений (шт.) Доля по количеству (%) 75 %-12,5% Стоимость обращений (тыс. руб.) 22,82,8-020 Доля по стоимости (%) 12,3%-087,7% Время обращений (с учетом параллельности) Доля по времени (%) 73,3 %-8,9 %17,8 % Неформальные платежи тыс. руб. Максимальная стоимость: Получение экспертного заключения для получения заключения Роспотребнадзора (20 т.р., организация) Максимальное время: Получение экспертного заключения о соответствии санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам представляющих потенциальную опасность для человека видов деятельности, работ, услуг. (Роспотребнадзор, 180 дн.) Число обращений 8 Число органов и организаций 6 Наиболее распространенная стоимость обращения (тыс.руб.) 22,6 Интервал стоимости обращения (тыс. руб.) 10,2-30,4 Наиболее распространенное время предоставления результатов обращения (дн.) 290 Интервал временя получения результатов обращения (дн.) Размер возможных неформальных платежей (тыс.руб.)

44 Выдача лицензии на право сбора, использования, обезвреживания, размещения, транспортировки опасных отходов: классический бюрократизм Всегов т.ч. ФОИВв т.ч. РОИВв т.ч. ОМСУ в т.ч. организации Количество обращений (шт.) Доля по количеству (%)41 %59 % Стоимость обращений (тыс. руб.)451,62, Доля по стоимости (%)6 %94 % Время обращений (с учетом параллельности) Доля по времени (%)71 %29 % Неформальные платежи 150 – 2100 тыс. руб. Дополнительные необходимые, но не государственные услуги 295 тыс. руб. Максимальная стоимость: Получение свидетельств (сертификатов) о профессиональной подготовке лиц на право работы с отходами I-IV классов опасности. (аккредитовапнные компании, 150 т.р.) Максимальные неформальные платежи Получение лицензии по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов (Ростехнадзор, т.р.) Государственная экологическая экспертиза проектной документации (Ростехнадзор, т.р.) Максимальное время: Получение лицензии по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов (Ростехнадзор, дн.) Выдача лицензии на право сбора, использования, обезвреживания, размещения, транспортировки опасных отходов: классический бюрократизм Траектории: обращение с отходами, кроме медицинских отходов / включая медицинские отходы (дополнительная услуга - определение класса опасности медицинских отходов (А,Б,В,Г,Д); только обращение отходов / размещение и обезвреживание отходов (включение услуг в государственную экологическую экспертизу проектной документации)

45 Лицензирование в области связи Профиль регулирования государственной услуги Всегов т.ч. ФОИВ в т.ч. РОИВ в т.ч. ОМСУ в т.ч. организации Количество обращений Стоимость обращений (тыс. руб.) Время обращений (с учетом параллельности) 131, 196, Максимальная стоимость: Формально: торги (конкурс, аукцион) на право получения лицензии в области оказания услуг связи на заданную частоту (диапазон частот), но поскольку торги в форме аукциона не проводятся: Получение лицензии на оказание услуг связи Максимальное время: Торги (конкурс, аукцион) на право получения лицензии в области оказания услуг связи на заданную частоту (диапазон частот)

46 Лицензирование телерадиовещания Всегов т.ч. ФОИВв т.ч. РОИВв т.ч. ОМСУ в т.ч. организаци и Количество обращений Доля по количеству (%)80 %--20 % Стоимость обращений (тыс. руб.) Доля по стоимости (%)96 %--4 % Время обращений (с учетом параллельности) Доля по времени (%)50 %-- Максимальная стоимость:Получение права на получение лицензии по результатам конкурса ФКК Максимальное время:Получение заключения ГРЧЦ о технической возможности вещания Профиль регулирования государственной услуги Недостаток: проведение конкурса вместо аукциона

47 Предприятие пищевой промышленности: колбасный минизавод (цех, цех мясных полуфабрикатов), 16 регионов, 99 респондентов Профиль регулирования отрасли (для услуг, обозначенных более чем 20% респондентов) Всего в т.ч. ФОИВ в т.ч. РОИВ в т.ч. ОМСУ в т.ч. организации Количество обращений (шт.) Доля по количеству (%) -5%-95% Стоимость обращений (тыс. руб.) 224,3-0- Доля по стоимости (%) % Время обращения без учета параллельности Доля по времени (%) -1,6 %-98,4% Время обращений (с учетом параллельности) дня (в «идеальном» случае) Затраты на периодические услуги (тыс. руб.) 307 По направлениям обращений: Сумма (тыс. руб.)% Подтверждение соответствия санитарным нормам (включая профильные для пищепрома разрешения и регистрации) 93,141,5% Подтверждение соответствия противопожарным нормам 43,519,4% Подтверждение соответствия экологическим нормам 2,00,9% Подтверждение соответствия условий труда нормам по безопасности 85,738,2% Другое 1. Услуги, связанные с подключением к инженерным сетям 2. Услуги, связанные с подтверждением пожарной безопасности объекта 3. Услуги, связанные с получение санитарного паспорта объекта Наиболее проблемные услуги:

48 Предприятие пищевой промышленности-2 Рейтинг по стоимости Рейтинг Регион Стоимость госуслуг Стоимость подключения к сетям суммарная стоимость 1Омская область Белгородская область Нижегородская область Ростовская область Липецкая область Респ. Татарстан Воронежская область Ленинградская область Новосибирская область Новгородская область Ставропольский край Челябинская область Краснодарский край Приморский край Московская область Тульская область Московская область 55 1Ростовская область 55 3Новгородская область 57 4Липецкая область 58 5Ставропольский край 59 6Республика Татарстан 63 7Краснодарский край 65 8Белгородская область 67 9Воронежская область 72 10Омская область 74 11Новосибирская область 75 12Тульская область 77 13Нижегородская область 83 14Челябинская область 84 15Ленинградская область 88 16Приморский край 105 Рейтинг субъектов по времени Итоговый рейтинг Рейтинг Регион Рейтинг по стоимости госуслуг Рейтинг по времени услуг Значение суммарного рейтинга 1Ростовская область 415 2Липецкая область 549 3Белгородская область Омская область Респ. Татарстан Новгородская область Нижегородская область Воронежская область Ставропольский край Московская область Новосибирская область Краснодарский край Ленинградская область Челябинская область Тульская область Приморский край

49 Крестьянско-фермерское хозяйство 1. согласование технических условий по электричеству; 2. согласование и решение всех земельных вопросов 3. согласование в Роспотребнадзоре 4. получение деклараций, сертификатов соответствия, экологической экспертизы Наиболее проблемные услуги: Фермер Калужской области Бабынинского района несколько лет назад решил организовать свинокомплекс, рассчитанный на содержание 150 свиноматок и откорма 3,5 тысяч свиней. КФХ получено 28 согласований, пройдено 63 инстанции, затрачено более 1,5 лет, официально потрачено рублей, хотя в действительности хозяйство произвело неофициальные расходы в разы превышающие официальные значения. В том числе согласования: согласование подключение электроэнергии – 8 актов возможности подачи и использования газа, как вида топлива – 4 акта возможности подключения водоснабжения – 7 актов, а также: согласования с ближайшим аэропортом о расстоянии от фермы до контрольной точки аэродрома вне полос воздушных потоков согласование с департаментом по охране и использованию культурного наследия (памятников истории и культуры) Министерства культуры области об отсутствии культурных наследий, заключение отдела геологии и лицензирования Калужской области об отсутствии полезных ископаемых на участке согласие хозяйства на принятие и использование отходов в виде удобрений, заключение о публичных слушаниях МО о намерениях строительства комплекса. согласования центра по гидрометеорологии, технических заключений о результатах изыскательских работ (геология) и результатах изыскательских работ (геодезия) по объекту, кроме того согласования по СЭС, земле, пожарникам, экологии