Управление качеством воздуха в странах Восточного региона ЕИСП Основные положения и ход рассмотрения законопроекта по КПКЗ в Российской Федерации Михаил.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Совершенствование системы государственного регулирования в области охраны окружающей среды в Российской Федерации в целях стимулирования внедрения наилучших.
Advertisements

Директор Департамента природопользования ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» Передня Татьяна Валерьевна 03 июля 2013г. Федеральный закон «О водоснабжении.
Центр энергосберегающих технологий Республики Татарстан при Кабинете Министров Республики Татарстан Товарный знак Зарегистрирован в Государственном.
Документирование деятельности в области охраны окружающей среды.
Законодательство о промышленной экологии: основные проблемы и пути решения Заместитель председателя комитета РСПП по экологической, промышленной и технологической.
КОНЦЕПЦИЯ проекта постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении порядка формирования и ведения Перечня новых комплексных инвестиционных.
Политика Российской Федерации в области охраны окружающей среды А.Г. Ишков, Директор Департамента государственной политики в области охраны окружающей.
Утилизация попутного нефтяного газа в Российской Федерации: текущая ситуация и перспективы Руководитель Руководитель Владимир Кириллов 2013 г г.
Подходы к организации государственной поддержки деятельности по сокращению выбросов парниковых газов.
М ] ф Государственная программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности на период до 2020 года Воронин Филипп Игоревич.
Система управления рисками в области охраны окружающей среды Астана, июль 2009 г. Комитет экологического регулирования и контроля Министерства охраны окружающей.
Нормативно-правовое регулирование по вопросам разработки, утверждения и контроля за реализацией инвестиционных программ в сфере водоснабжения и водоотведения.
Федеральный закон об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ 261-ФЗ Принят.
Общие положения Нормирование качества среды – установление пределов, в которых допускается изменение ее естественных свойств. Обычно норма устанавливается.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре Анализ изменений.
"Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 219-ФЗ Статья Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую.
LOGO Русинова Елена Викторовна Заместитель Министра экономики Омской области.
Президент России Дмитрий Медведев утвердил «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период.
Система управления отходами производства и потребления на территории Кировской области. Проблемы и пути решения Департамент экологии и природопользования.
Экологическое проектирование и экспертиза. Нормативно-правовые основы.
Транксрипт:

Управление качеством воздуха в странах Восточного региона ЕИСП Основные положения и ход рассмотрения законопроекта по КПКЗ в Российской Федерации Михаил Бегак, Татьяна Гусева С благодарностью Виктории Венчиковой за предоставленную информацию Одесса, 14 мая 2013 года

Ведение учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду Категорирование объектов по степени опасности и применение к ним адекватных мер государственного регулирования Введение системы технологического нормирования в отношении предприятий, относящихся к областям применения НДТ Переход от отдельных разрешений на выбросы, сбросы, размещение отходов к комплексным разрешениям, декларированию, отчетности Сокращение перечня регулируемых загрязняющих веществ Регулирование вопросов платы за негативное воздействие Усиление реального экологического надзора, введение обязательности представления экологической отчетности предприятий Принципиальные решения, направленные на изменение действующей системы нормирования в сфере охраны окружающей среды Внедрение мер экономического стимулирования модернизации производства 2

При установлении соответствующей категории объектов учитываются: уровни и (или) объемы воздействия на окружающую среду видов хозяйственной и иной деятельности; классы опасности загрязняющих веществ, содержащихся в выбросах, сбросах загрязняющих веществ, отходах производства и потребления; наличие на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, опасных веществ, указанных в международных договорах, стороной которых является Российская Федерация; классификация промышленных объектов и производств в соответствии с санитарным законодательством России К объектам категории «А» относятся как объекты, относящиеся к областям применения НДТМ, так и иные объекты, обладающие высоким потенциалом загрязнения окружающей среды. 3

Объекты, относящиеся к федеральным транспорту, путям сообщения, линиям связи, включая телекоммуникационные сети, а также линейные объекты, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий. Объекты, связанные с использованием атомной энергии, обеспечением обороны и безопасности государства, относящиеся к оборонному производству, включая объекты, находящиеся в границах внутренних контролируемых и (или) запретных зон, а также обеспечивающие космическую деятельность. Объекты, относящиеся к производству ядовитых веществ и наркотических средств. Объекты, расположенные на континентальном шельфе РФ и (или) в пределах внутренних морских вод, территориального моря и прилежащей зоны РФ, исключительной экономической зоны РФ. Что добавлено в категорию «А» из объектов не относящихся к областям применения НДТМ? 4

Объекты, расположенные на ООПТ федерального значения, в пределах центральной экологической зоны Байкальской природной территории, а также на территориях природных комплексов, попадающие под действие международных договоров РФ Объекты по добыче полезных ископаемых, за исключением объектов по добыче общераспространенных полезных ископаемых. Склады с проектной мощностью 200 тысяч тонн и более для хранения нефти, продуктов переработки нефти. Внутренние водные порты, допускающие проход судов водоизмещением 1350 тонн и более. Морские порты, за исключением морских специализированных портов, предназначенных для обслуживания спортивных и прогулочных судов. Аэродромы с длиной основной взлетно-посадочной полосы в 2100 м и более. Что добавлено в категорию «А» из объектов не относящихся к областям применения НДТМ? 5

95 % негативного воздействия Экологически опасные объекты Разделение предприятий на категории по уровням экологической опасности 50 % выбросов 64 предприятия 50% сбросов 110 предприятий Категория «B» Умеренный 290 тысяч Категория «C» Незначительный 350 тысяч Категория «А» Значительный тысяч химия, нефтехимия, целлюлозно-бумажное производство, энергетика, металлургия, добыча полезных ископаемых, ЖКХ Категория «D» Минимальный 6

7 Категория «В» (умеренное воздействие) Категория «С» (не значит. воздействие) Категория «А» (значительное воздействие) Федеральный государственный экологический надзор Требования по проведению первичного учета и производственного экологического контроля (в зависимости от категории опасности) Непрерывный аналитический контроль Представление отчетности об осуществленных объемах воздействия Нормирование на принципах НДТ Комплексное разрешение Градация мер государственного регулирования в зависимости от категории опасности объекта Предоставление информации о планируемом воздействии с расчетом нормативов допустимых сбросов, выбросов, объемов размещения отходов в составе декларации Региональный государственный Экологический надзор Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду Представление отчетности о выполнении планов мероприятий по охране окружающей среды/программ внедрения НДТ Государственная экологическая экспертиза Категория «D» (минимальное воздействие) Только внеплановые проверки

Комплексное экологическое разрешение (КЭР) на негативное воздействие на окружающую среду (для объектов категории «А») Комплексное экологическое разрешение содержит: технологические нормативы для производств НДТМ и НДС и ПДВ для прочих; допустимые уровни физических воздействий; нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение (на базе НДТМ); требования по обращению с отходами производства и потребления; согласованную программу производственного экологического контроля; требования о представлении уведомлений о превышении установленных выбросов, сбросов загрязняющих веществ, об авариях, повлекших загрязнение окружающей среды, о временном или постоянном прекращении деятельности; План мероприятий по достижению нормативов в случае, если устанавливается временное разрешение 8

Декларация на негативное воздействие на окружающую среду (для объектов категории «В») 9 Декларация об объемах негативного воздействия содержит: объемы или массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ рассчитанные по утвержденным методикам план мероприятий по охране окружающей среды (при необходимости) План производственного экологического контроля Представляется раз в семь лет при условии неизменности технологических процессов, качественных и количественных характеристик выбросов, сбросов загрязняющих веществ и их источников. Декларация не требует утверждения и согласования, получение разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ не требуется 9

10 ПЛАТА ЗА НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ «СТИМУЛИРУЮЩИЕ КОЭФФИЦИЕНТЫ» выбросы, сбросы превышающие разрешенные или указанные в декларации для объектов отходы, размещенные с превышением лимитов или объемов, указанных в отчетности выбросы, сбросы в пределах временно разрешенных на период реализации плана мероприятий (программы внедрения НДТ); выбросы, сбросов после внедрения НДТ (в пределах технологических нормативов) выбросы, сбросы в пределах НДВ, НДС, лимитов на размещение отходов до Уровни негативного воздействия

11 Меры экономического стимулирования Увеличение стимулирующих коэффициентов, применяемых к нормативам платы в отношении сверхнормативного воздействия Отказ от взимания платы в отношении предприятий, перешедших на НДТМ и осуществляющих выбросы, сбросы загрязняющих веществ без превышения установленных технологических нормативов. Введение для оборудования НДТМ дополнительного коэффициента амортизации, равного 2 Возмещение затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам Отнесение платы за негативное воздействие в пределах норматива к себестоимости, за сверхнормативное воздействие – к прибыли Зачет затрат на осуществление мер по снижению негативного воздействия и внедрение НДТМ в счет платы 11

Позиция регулируемого сообщества (РСПП) и переговоры с МПР 1. Отсутствие в стране «длинных денег». По словам Министра финансов ( ) Антона Силуанова, чтобы взять у банка кредит, предприятию необходимо заплатить 20 процентов. «Это говорит о том, что общий размер ставок в экономике запредельный. Это риски, это издержки», - сказал министр. Условия предоставления кредита – около 30% привлечения собственных средств, гарантии. На Украине средняя реальная ставка на приобретение оборудования ( ) составляет 22,13% годовых на 3 года. По данным МВФ, средние ставки по кредитам на ноябрь 2012 – февраль 2013 составляли: США – 3, 25%, Китай – 6%, Япония – 1, 4%, Великобритания – 0,5% ДАЕШЬ ГОСУДАРСТВЕННОЕ СУБСИДИРОВАНИЕ (ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ЛЬГОТЫ) ПЕРЕХОДА НА НДТМ! Что скажет ВТО? 12

Позиция регулируемого сообщества (РСПП) и переговоры с МПР 2. Области регулирования не охватывают значительное число источников с опасными выбросами. Выбросы от всех видов транспорта – 41%, добыча топливно-энергетических ископаемых – 15%. В массе последних 44% составляет бенз[а]пирен и фенол. 3. Технологическое нормирование основано на индикативных показателях, содержащихся в справочниках НДТ и не относится к нормативным документам в области охраны окружающей среды. Технологические нормативы должны быть справочными, а не обязательными. 4. Установленные нормативы качества окружающей среды для территорий не должны учитываться при регулировании в отношении предприятий при использовании технологического нормирования на основе НДТ. 5. Добровольный переход на технологическое нормирование на основе НДТМ для объектов категории «В» 13

Позиция регулируемого сообщества (РСПП) и переговоры с МПР 6. Достигнуто соглашение о необходимости разработки Программы повышения экологической эффективности (ППЭЭ) – комплексный документ регулирования негативного воздействия на окружающую среду субъекта хозяйственной деятельности, разрабатываемый в целях практической реализации принципов регулирования на основе НДТМ. Проект ППЭЭ должен содержать: описание применяемых технологий по стадиям производственного процесса с указанием уровня негативного воздействия для каждой стадии; перечень мер для сокращения негативного воздействия по каждой стадии а также использованию энергии и вторичных энергоресурсов (отходящего тепла, попутных газов и пр.); данные о фактическом уровне негативного воздействия на окружающую среду; 14

Проект ППЭЭ должен содержать: перечень мер, предлагаемых для повышения экологической эффективности по каждой стадии производственного процесса и по производству в целом с указанием экономической эффективности предлагаемой меры; описание применяемых технологий по стадиям производственного процесса после реализации программы с указанием уровня негативного воздействия для каждой стадии; перечень мер по организации инструментального контроля, с указанием выбранных индикаторов загрязнения, позволяющих гарантированно подтвердить эффективность реализуемых мер; сведения об объёме располагаемых инвестиционных ресурсов; перечень требуемых мер государственной поддержки (в случае необходимости); сведения о социально-экономической эффективности (обеспечение занятости, объем выплачиваемых налогов). 15

Согласие не достигнуто по пункту: Программа повышения экологической эффективности не может быть отклонена либо возвращена для доработки по основаниям недостаточной эффективности, если выполняется одно из двух условий: а) указанная программа содержит по всем стадиям технологического процесса набор мероприятий из рекомендуемых соответствующим ин- формационно-техническим справочником наилучших доступных технологий; б) в результате реализации программы обеспечивается снижение не менее чем на 10 процентов по одному из видов негативного воздействия на окружающую среду, при одновременном недопущении увеличения негативного воздействия на окружающую среду по другим видам воздействия. Программа принимается межведомственной комиссией (МВК), включающей, кроме федеральных ведомств, представителей исполнительных органов власти регионов 16

Последовательность перехода на комплексные экологические разрешения Июль Инвентаризация и постановка предприятий на учет Подзаконные акты (от 3 до 30 месяцев после вступления в силу ФЗ) Распространить требования на все крупные предприятия Переход на комплексные разрешения -Обязательное: для новых предприятий для действующих крупнейших предприятий со значительным уровнем воздействия(150 предприятий) -добровольное для иных крупных действующих предприятий Разработка и утверждение программ повышения экологической эффективности Обучение специалистов государственных органов, экологов предприятий 2020 Экологическая экспертиза в отношении экологически значимых видов деятельности Создание межведомственных рабочих групп и адаптация европейских справочников НДТ 17

БЛАГОДАРИМ ЗА ВНИМАНИЕ! 18