Введение в нейропсихологию. Общая характеристика нейропсихологии как науки.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Введение в нейропсихологию. Общая характеристика нейропсихологии как науки.
Advertisements

Основы невропатологии и психиатрии. Задание: дать определения наукам, назвать основоположников. невропатология нейропсихология нейропатология психиатрия.
Министерство образования и наук Республики Казахстан Карагандинский Государственный университет имени Е.А.Букетова.
НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ ОСНОВЫ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Нейропсихология – отрасль психологии, изучающая мозговую основу психических процессов на материале локальных поражений.
Вводная лекция. нейропсихология патопсихология психосоматика психология аномального развития ( дизонтогенез психики ) психокоррекция и психотерапия.
Российский психолог Выполнила студентка 221 группы Федосеева Наталия Андреевна.
Лев Семёнович Выготский 1. О первичности и вторичности дефекта. Понятие «Зоны актуального и ближайшего развития». 2. Научные концепции Л.С.Выготского.
Использование концептуальных положений МКФ при психологической диагностике в рамках МСЭ Москва ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ФЕДЕРАЛЬНОЕ.
Устойчивость управления по предсказуемости Раздел 7.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯИ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ МАГАДАНСКОЙ.
ВОЗРАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ. Курс «Возрастная физиология и психо- физиология» представляет собой совокупность естественно-научных знаний об.
Нейробиология Некоторые общие принципы функциональной организации мозга.
Дата рождения: 16 июля 1902 Место рождения: Казань, Российская империя Дата смерти: 14 августа 1977 (75 лет) Место смерти: Москва, СССР.
Тема 6 Лекция 2 Психофизическая проблема. Р. Декарт Психофизическая проблема - вопрос об отношении двух субстанций, /психических явлений к физическим/
Патология психической деятельности при шизофрении: мотивация, общение, познание В.П. Критская, Т.К. Мелешко, Ю.Ф. Поляков М.; Изд-во МГУ, 1991.
Нейробиология Некоторые общие принципы функциональной организации мозга
Урок коррекции Понятие о развитии в специальной психологии.
L/O/G/O Белорусский Государственный Университет, Минск.
ПРОБЛЕМЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ. План Проблема компенсации функций. Теория сложной структуры дефекта (по Л.С.Выготскому). Соотношение биологического и.
Закономерности психического развития детей с нарушением слуха.
Транксрипт:

Введение в нейропсихологию. Общая характеристика нейропсихологии как науки

Лев Семёнович Выго́тский (5 (17) ноября июня 1934, Москва) советский психолог, основатель культурно- исторической школы в психологии. Создал учения о генезисе и строение ВПФ. Лев Семёнович Выго́тский (5 (17) ноября июня 1934, Москва) советский психолог, основатель культурно- исторической школы в психологии. Создал учения о генезисе и строение ВПФ.

Основные положения: -о совершенствовании наибольших психических функций; - о смысловом и системном строении сознания

Блюм Вульфовна Зейгарник (урождённая Герштейн;[1] нем. Bluma Zeigarnik; 9 ноября 1900, Прены Ковенской губернии 24 февраля 1988, Москва) советский психолог, основатель отечественной патопсихологии. (урождённая Герштейн;[1] нем. Bluma Zeigarnik; 9 ноября 1900, Прены Ковенской губернии 24 февраля 1988, Москва) советский психолог, основатель отечественной патопсихологии.

- были исследованы нарушения мышления у больных с локальными и всеобщими органическими поражениями мозга; - описаны главные типы патологии мыслительных процессов в типе разных нарушений самой структуры мышления в одних случаях и нарушений динамики мыслительных актов (дефектов мотивации, целенаправленности мышления и т.д.) - в иных.

Представители 20 в. Алекса́ндр Рома́нович Лу́риа (16 июля 1902, г. Казань 14 августа 1977) известный советский психолог, основатель отечественной нейропсихологии, ученик Л. С. Выготского Алекса́ндр Рома́нович Лу́риа (16 июля 1902, г. Казань 14 августа 1977) известный советский психолог, основатель отечественной нейропсихологии, ученик Л. С. Выготского

Нейропсихология – это раздел психологии, посвященный изучению мозговых механизмов высших психических функций на материале наблюдений за локальными поражениями головного мозга. Объект: пациент, показатели функционирования которого выходят за пределы нормы. Предмет: симптомы, т.е. комплексы расстройств человека, которые выражаются в изменении нормального функционирования психических явлений.

Актуальные проблемы нейропсихологии Центральная проблема: локализация ВПФ( географическая карта мозга) Теоретические: Проблема системогенеза Проблема системогенеза Проблема гетерохромного развития Проблема гетерохромного развития Проблема изучения мозговых основ высших психических процессов и вклада работы мозга в целом, каждой отдельной его зоны и уровня его организации в формирование и протекание ВПС Проблема изучения мозговых основ высших психических процессов и вклада работы мозга в целом, каждой отдельной его зоны и уровня его организации в формирование и протекание ВПС Проблема изучения структуры и механизмов нарушения ВПФ и связь нарушений ВПФ с определенными зонами мозга. Проблема изучения структуры и механизмов нарушения ВПФ и связь нарушений ВПФ с определенными зонами мозга.Практические: –Создание методик –Трудности работы с ребенком –Мало специалистов в этой сфере –Сотрудничество с рядом других специалистов

Главные задачи нейропсихологии 1. Изучение изменения психических процессов при локальных поражениях мозга, что разрешает наблюдать, с каким мозговым субстратом связан тот или другой тип психической деятельности. 2. Нейропсихологический анализ отдает вероятность выявить те всеобщие структуры, которые имеются в прекрасно различных психических процессах. 3. Ранняя диагностика очаговых поражений мозга.

Методы нейропсихологии Сравнительно – анатомические методы 1) 1)метод исследования, 2) 2)метод раздражения 3) 3)метод разрушения Пробы нейропсихологические

Структура нейропсихологии нейропсихология клиническая реабилитационная экспериментальная психофизиологическая нейропсихология детского возраста природная совершенствования

Современная нейропсихология исходит из положения, Современная нейропсихология исходит из положения, что сложные формы психической деятельности, сформировавшиеся в процессе общественного развития и представляющие высшие формы сознательного отражения действительности, не локализованы в узко ограниченных участках («центрах») коры, а представляют сложные функциональные системы, в существовании которых принимает участие комплекс совместно работающих зон мозга. что сложные формы психической деятельности, сформировавшиеся в процессе общественного развития и представляющие высшие формы сознательного отражения действительности, не локализованы в узко ограниченных участках («центрах») коры, а представляют сложные функциональные системы, в существовании которых принимает участие комплекс совместно работающих зон мозга. Т. о., в выполнении сложных форм психической деятельности участвует весь мозг. Т. о., в выполнении сложных форм психической деятельности участвует весь мозг.

Категории понятий: Клинической психологии: 1)симптом - признак, характеризующий расстройство, проявление какого-либо заболевания, патологического состояния или нарушения какого-либо процесса жизнедеятельности, одна отдельная конкретная жалоба больного.

2) синдром - совокупность симптомов с общим патогенезом.

3) норма - установленная, относительно стабильная мера, средняя величина чего-либо, среднее между избытком и недостатком.

4) патология - крайняя противоположность нормы, отклонение от нормального состояния или процесса развития. 5)здоровье 6) болезнь

Отношение между мозгом как материальным источником психики и идеальными по содержанию психическими процессами может быть объяснено с помощью четырех категорий:

1. Категориа функции. 2. Категориа отражения 3. Категориа информации 4. Категориа активности

Понятийный аппарат нейропсихологии: понятия, общие для нейропсихологии и общей психологии понятия, общие для нейропсихологии и общей психологии собственно нейропсихологические понятия собственно нейропсихологические понятия

высшая психическая функция; психическая деятельность; психологическая система; психический процесс; речевое опосредование; значение; личностный смысл; психологическое орудие; образ; знак; действие; операция; интериоризация и многие другие. высшая психическая функция; психическая деятельность; психологическая система; психический процесс; речевое опосредование; значение; личностный смысл; психологическое орудие; образ; знак; действие; операция; интериоризация и многие другие.

1. Нейропсихологический симптом нарушение психической функции, возникающее вследствие локального поражения головного мозга (или вследствие иных патологических причин, приводящих к локальным изменениям в работе мозга).

2. Первичные нейропсихологические симптомы нарушения психических функций, непосредственно связанные с поражением (выпадением) определенного нейропсихологического фактора.

3. Вторичные нейропсихологические симптомы нарушения психических функций, возникающие как системное следствие первичных нейропсихологических симптомов по законам их системных взаимосвязей.

4. Нейропсихологический синдром закономерное сочетание нейропсихологических симптомов, обусловленное поражением (выпадением) определенного фактора (или нескольких факторов).

5. Нейропсихологический фактор структурно-функциональная единица работы мозга, характеризующаяся определенным принципом физиологической деятельности (modus operandi), нарушение которого ведет к появлению нейропсихологического синдрома.

6. Синдромный анализ анализ нейропсихологических синдромов с целью обнаружения общего основания (фактора), объясняющего происхождение различных нейропсихологических симптомов; изучение качественной специфики нарушений различных психических функций, связанных с поражением (выпадением) определенного фактора; качественная квалификация нейропсихологических симптомов (синоним факторный анализ).

7. Нейропсихологическая диагностика исследование больных с локальными поражениями головного мозга с помощью клинических нейропсихологических методов с целью установления места поражения мозга (топического диагноза).

8. Функциональная система-; совокупность афферентных и эфферентных звеньев, объединенных в систему для достижения конечного результата

9. Мозговые механизмы высшей психической функции (морфофизиологическая основа психической функции) совокупность морфологических структур (зон, участков) в коре больших полушарий и в подкорковых образованиях и протекающих в них физиологических процессов, входящих в единую функциональную систему и необходимых для осуществления данной психической деятельности.

10. Локализация высшей психической функции (мозговая организация высшей психической функции) объясняющее связь мозга с психикой как соотношение различных звеньев (аспектов) психической функции с разными нейропсихологическими факторами (т. е. принципами, присущими работе той или иной мозговой структуры корковой или подкорковой).

11. Полифункциональность мозговых структур способность мозговых структур (и прежде всего ассоциативных зон коры больших полушарий) перестраивать свои функции под влиянием новых афферентных воздействий, вследствие чего происходит внутрисистемная и межсистемная перестройка пораженных функциональных систем.

12. Норма функции показатели реализации функции (в психологических единицах продуктивности, объема, скорости и т. д.), которые характеризуют средние значения в данной популяции.

13. Межполушарная асимметриа мозга неравноценность, качественное различие того «вклада», который делают левое и правое полушариа мозга в каждую психическую функцию; различия в мозговой организации высших психических функций в левом и правом полушариах мозга.

14. Функциональная специфичность больших полушарий специфика переработки информации и мозговой организации функций, присущая левому и правому полушариам мозга и определяемая интегральными полугарными закономерностями.

15. Межполушарное взаимодействие особый механизм объединения левого и правого полушарий мозга в единую интегративную, целостно работающую систему, формирующийся под влиянием как генетических, так и средовых факторов.